Древних славян ремесла. Развитие хозяйственных отношений, сельского хозяйства, торговли и ремесел у древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Одежда, обувь и ремесла восточных славян. Древних славян ремесла


Развитие хозяйственных отношений, сельского хозяйства, торговли и ремесел у древних славян

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

 

Археологические материалы свидетельствуют о высоком уровне развития у древних славян земледелия с использованием железных сошников, серпов и топоров, производства металлических изделий (копья, стрелы, удила, бронзовые украшения и др.), глиняной посуды с применением гончарного круга. Памятники материальной культуры и письменные источники говорят о постепенном переходе славян от коллективных форм хозяйства к индивидуально-семейным, от кровнородственных общин к территориально-соседским.

Распространение ремесла свидетельствовало об отделении его от сельского хозяйства, обилие римских монет и вещей - о развитии торговли; клады драгоценного оружия, украшений, посуды подтверждают сообщения византийских источников о богатстве славянской знати, об имущественном неравенстве у славян. Рабство в патриархальной форме, превращение власти племенных вождей в наследственную также указывают на разложение первобытнообщинных отношений.

В то время как на юго-западе Восточной Европы развивалось плужное, пашенное земледелие, на всей огромной ее территории была распространена подсечная система. При ней лес сперва подрубали, затем сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и выжигали новый участок леса. Основными орудиями подсечного земледелия были различные виды деревянного рала, примитивные деревянные сохи - суковатки, узколезвийный серп. Подсечное земледелие требовало большого количества труда. Рубка и сжигание леса, выкорчевка пней - все это трудоемкие работы. Поэтому подсечное земледелие всегда связано с коллективным трудом и коллективной, общинной собственностью. Такими коллективами являлись большие семьи, патриархальные семейные общины, насчитывающие в своем составе многие десятки людей.

Естественно, что уровень развития производительных сил, обусловливая формы общественного строя, не мог не найти отражения в различных проявлениях материальной и духовной культуры восточных славян.

Для этой эпохи характерны относительно слабое развитие ремесла домашнего типа, еще не совсем отделившегося от сельского хозяйства, небольшие, хорошо укрепленные городища, представлявшие собой поселения одной или нескольких семейных общин, сохранение кое-где больших домов семейных общин, хотя их вытесняют полуземлянки и наземные дома - жилища отдельных семейных пар.

VШ-IX вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом. В разных местах (в Старой Ладоге - на р. Волхове и в с. Волынцеве - на р. Сейме) в слоях VII-VIII вв. были найдены железный сошник и наральник от рала без полоза. Там же, в Старой Ладоге, нашли так называемые глызебойки, представлявшие собой короткие, толстые, тяжелые палки, служившие для разбивания комков земли (“глыз”) на пашне. Такие комки земли покрывают поле, вспаханное сохой с присошником, переворачивающей пласты земли, а не просто царапающей землю. Это говорит о том, что пашенное полевое земледелие стало вытеснять подсечное даже на севере Руси.

Эволюция земледельческих орудий продолжалась. Появилось рало с полозом и усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником. Еще позднее, в XI-XII вв., распространились плуги с железным лемехом, череслом и отвальной доской, подрезавшие почву и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появились широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы, косыгорбуши.

Возникают новые, более совершенные системы земледелия: залежная, или переложная, и вырастающая из нее двупольная и трехпольная системы севооборота. На Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю, а из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

Появление новых орудий труда и приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства становится доступным не только крупным коллективам - семейным общинам, но и каждой малой семье в отдельности. Первобытный тип коллективного производства был “результатом слабости отдельной личности” и с внедрением новых орудий труда становился ненужным, сковывал хозяйственную инициативу. Производственные отношения перестали соответствовать уровню развития производительных сил. Они должны были уступить место новым, более совершенным общественным отношениям.

Старые, патриархальные общины распадались. На смену родовой общине приходит новая, территориальная, соседская община, в пределах которой возникает и укрепляется частная Собственность. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской общины.

Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности - все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений.

Раньше всего видоизменяются и обособляются от земледелия две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь кузнечное дело) и с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий.

Железо добывали из болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу). Известно было несколько способов получения стали (оцела) и Дамаска (харалуга). В распоряжении кузнецов Древней Руси были наковальни, молоты, клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне совершенную форму.

С появлением гончарного круга и развитием гончарного ремесла выделка изделий производилась уже не для собственного потребления, а на продажу. На керамических изделиях, изготовляемых на гончарном круге, ремесленники ставили свои клейма.

Развивались и другие виды ремесла: ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и пр. Ремесла сосредоточивались в городах, но были распространены также в деревне.

Продукция ремесленников предназначалась для реализации на местных рынках. Некоторые ремесленные изделия находили сбыт по всей Руси и вывозились в соседние страны (пряслица из розового шифера, украшения, кузнечные и слесарные изделия, изделия из кости).

Поселения, становящиеся центрами ремесленного производства и обмена, превращались в города. Многие из них возникли на местах старых городищ времен первобытного строя. Нередко обрастали поселением городского типа княжеские крепости, а некоторые города были основаны как военнооборонительные пункты.

Так появились города на Руси: Киев, Переяславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Туров, Червень и др. В городах в небольших обогреваемых “по-черному” курных избах или полуземлянках ютился многочисленный ремесленный люд. Здесь собирались на торг окрестные жители, торговали богатые русские и “заморские” купцы - гости. На торгу продавали и покупали, заключали сделки, оглашали решения и распоряжения властей. Правда, торги эти были слабо связаны друг с другом, но все же рос и межобластной обмен. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами и полотном, скотом и медом, воском и рабами (челядью).

Рост торговли вызывал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались византийские и западноевропейские монеты. В древности у славян средством обмена служили скот и меха куницы, белки и других пушных зверей. С появлением металлических денег некоторые из них повели свое название от таких мехов (куны, векши). В “Русской Правде” “скотница” - казна, “куны” - денежные единицы и “деньги” - вообще. С конца X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.

Быт славян

 

Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге, и древними земледельческими традициями, шедшими еще от скифской поры, давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей.Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

Постепенно складывались феодальные отношения. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить подати государству.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себязасчет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные ремесленниками определенной специальности, - слободами.

К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже значительное число лет. Среди них Киев (летописное свидетельство о его основании восходит к концу V — VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IXв. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях—вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды и т.д.

Типичным языческим праздником является Новый год. Этот праздник отсутствует в традиционном христианском календаре и неоднократно подвергался преследованиям вплоть до 1700 г., когда Петр I сделал его государственным (до этого приход Нового года отмечали 1 марта или 1 сентября). В старину на Святки первобытным способом, трением, добывали новый, священный огонь, олицетворявший прибавление света Солнца, и пекли на нем хлебы и блины. Надо отметить, что блины были поминальной едой, т. е. это был также праздник поминовения предков. Недаром одним из святочных персонажей являлся «умрун» —покойник с лучиной в зубах, питье во время застолья сплескивали на пол, во дворе зажигали костры, приглашая предков погреться и принять участие в пире. Пир на Новый год, как во время других праздников, носил ритуальный характер. По обряду, во время его все должны были есть не в меру, объедаться и опиваться, чтобы обеспечить изобилие пищи и в будущем (т. е. исполнять обряд «объедания»). Отсюда, кстати, в русском языке произошло слово «жрать», однокоренное со словом «жрец» — священнослужитель. Непременной пищей на Святки было сочиво, подобие компота, приготовленное из нераздробленных семян. Оно должно было обеспечить хороший урожай на грядущий год. Для увеличения поголовья скота делались фигурки из теста — быки, коровы, овцы, утки (все это была жертвенная пища). Их ставили потом на окна, посылали родным, раздавали односельчанам, ходившим по деревне с колядками — озорными песнями и частушками. Святки сопровождались гаданиями — попыткой выведать у задобренных богов предсказания на будущее.

Другим известным языческим праздником является Масленица, праздник встречи Солнца в конце февраля. Долгая борьба с ним церкви завершилась в конце концов лишь его выведением за сроки Великого поста перед Пасхой. Однако языческий характер праздника сохранился. По поверьям одних славянских племен, в масленичные дни божество зимы Морана уступает свою власть божеству весны Ладе. По другим поверьям, это праздник смерти и воскрешения богини плодородия Масленицы, или Костромы, соломенное изображение которой сжигали в конце праздника, а образовавшиеся угли разбрасывали по озимым посевам. Особое значение имело приготовление блинов на Масленицу. В данном случае они имели одновременно значение и поминальной пищи, и символа Солнца.

Важным было значение игр и смеха во время Святок и Масленицы. Особенно характерны в этом смысле игры в свадьбы, взятие снежных городков. Смех при этом носил ритуальный характер. Он должен был обеспечить веселье и удовольствия на весь следующий год. Сложнее было отношение к сожжению Масленицы. По обычаю, часть людей в это время должна плакать, а часть — смеяться. Этот обряд выражает идею бессмертия творческих сил природы, отсутствия смерти.

Надо отметить, что древние люди не верили в абсолютный характер смерти.

Сейчас с христианским праздником Пасхи связан обычай посещать могилы покойных родственников. Однако это пережитки языческого праздника, приходившегося на время перед пахотой. Он был связан со стремлением крестьян добиться поддержки со стороны мертвых предков в пробуждении плодоносных сил земли, обеспечении урожая. В это время на могилах катали вареные яйца, лили на них масло, вино, пиво. Все это были жертвы, которые должны были напомнить мертвым об их родственных связях и долге перед живыми. Такие жертвоприношения в течение весны и лета производились неоднократно. Церковь превратила их в празднование родительских суббот, посещение кладбища, сопровождаемое христианским поминовением усопших.

Большую роль в жизни древних славян играли раздельные — мужские и женские — праздники. Они были связаны с обрядами передачи молодежи культурной традиции, знания поверий и ритуалов. До настоящего времени лучше сохранились женские праздники, которые совершаются втайне от мужчин. Некоторые из них подверглись влиянию христианства, такие, как обряд крещения кукушки на Вознесенье. По представлениям древних славян, в кукушку превращалось божество жизни Жива. Живую птицу или траву кукушкины слезки оплетали лентами и тканью, после чего происходил обряд кумления женщин, в результате которого они считались родными по меньшей мере на год, а то и на всю жизнь. Такое родство предполагало душевное общение и взаимопомощь в воспитании детей.

Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

Самым известным и колдовским из языческих праздников был сохранившийся и по сей день праздник Ивана Купалы — 24 июня (7 июля по новому стилю). В это время лекарственные и колдовские травы набирали силу. Их собирали знахари. А молодежь отмечала этот день как очередной праздник богини Лады. Ее фигуру делали из соломы. При помощи трения добывали огонь, и юноша с девушкой прыгали через костер, взяв в руки соломенную куклу Лады. По прыжку судили об удаче в супружестве. Затем до зари водили хороводы, а куклу сжигали или топили. По значению этот обряд напоминает ритуал чествования и сожжения Масленицы. В других местах день Ивана Купалы является скорее женским праздником, связанным с молением о дожде, необходимом в это время для урожая. Он сопровождается хороводами девушек в уединенных, считающихся священными местах и рощах, жертвоприношениями рекам и родникам, обрядами, посвященными русалкам как богиням воды.

studopedya.ru

Одежда, обувь и ремесла восточных славян. Восточные славяне и нашествие Батыя

Одежда, обувь и ремесла восточных славян

Давайте познакомимся с тем, какими были ткани в Древней Руси и во что одевались восточные славяне на заре русской истории.

Производством тканей занимались «опонники» – делавшие парчу и другой «красный товар», «ручечники», ткавшие обиходные материи, из которых шили всю детскую, женскую и мужскую одежду. А верхнее платье изготавливалось преимущественно из выделанных кож и сермяги – грубой ткани. Обувью же повсеместно служили лапти и постолы, или поршни, – сандалии из сыромятной кожи. Сапоги же и сапожки были редкостью.

Однако все сказанное выше – лишь самое общее введение в большую и интересную проблему: одежда и обувь восточных славян в древности.

Автор заранее приносит извинения за то, что последующий материал об одежде и обуви будет несколько мозаичен и, по-видимому, не полон. Однако о главных предметах древнерусского гардероба будет рассказано.

Лапти

По-видимому, мы не сделаем ошибки, если, отыскивая самый древний и самый распространенный вид обуви на Руси, отдадим предпочтение лаптям.

Лапти испокон веков были главной обувью крестьян – и мужчин и женщин. Этимологи по-разному объясняют происхождение и смысл этого слова, однако наиболее убедительным кажется производство его от слова «лапа», ибо лапой в простонародье часто называли стопу ноги. А лапоть как раз и обувал стопу, иногда закрывая ногу до щиколотки.

Лапти плелись из лыка различных деревьев – липы, из мочала – липового дуба, размоченного и разодранного на волокна. Делались лапти и из коры ракиты («верзни»), и из коры ивы («ивняки»), вяза («вязовики»), березы («берестяники»), дуба («дубовики»). Но не только лыко и кора деревьев шли на изготовление лаптей, их делали из ветлы, вербы, ракиты, то есть различных видов лозы, а также из пеньковых оческов, старых веревок («чуни» и «шептуны») и из конского волоса – грив и хвостов («волосянинки»), и даже из соломы («соломенники»).

Для изготовления пары лаптей обдирались три молодые липы, именно молодые, потому что только деревья 4–6 лет способны давать лучшее лыко для лаптей, а мужику пары лаптей хватало максимум на одну неделю.

Потому и существовала поговорка: «В дорогу идти – пятеры лапти сплести!» Лаптем называли и простодушного человека, лапотником – крестьянина, а ведь лапти были хороши для любого времени года: зимой были они теплы, летом – прохладны.

А вместе с тем были они очень красивы: их плели из материалов разных цветов, в прямую и в косую линейку, а иногда и в клетку, чаще лапти плелись без затей и назывались «простоплеткой». Нередко лапти были симбиозом многих материалов: лыка, пеньки, веревки и даже кожи.

Примечательно, что лапти плелись на одну ногу, без различия левой и правой.

В русском языке осталось множество пословиц и поговорок, связанных с лаптями. Вот некоторые из них: «Жениться – не лапоть надеть», «Лапти подковырки не стоят», «Это – как лапоть сплесть», «Без снаряда и лапоть не сплесть», «Сапог с сапогом, лапоть с лаптем», «И мы не на руку лапоть обуваем», «Не берись лапти плести, не надравши лык», «Лапти плетешь, а концов хоронить не умеешь», «Путает, словно кашу в лапти обувает», «Станешь лапти плесть, коль нечего есть», «Правда в лаптях, а кривда хоть и в кривых, да в сапогах».

Сапоги

Теперь расскажем о сапогах, которые в предыдущем очерке столь часто оказывались рядом с лаптями.

Для того чтобы не возвращаться к этому сюжету впредь, выйдем за хронологические рамки Древней Руси и сообщим о сапогах времен более поздних.

Сапоги, как и лапти, были и мужской и женской обувью с голенищами различной длины, из кожи или ткани. Существует множество версий о происхождении этого слова. Ученые-этимологи находят корни названия «сапог» и в старославянском, и в прибалтийских, и в монгольском, и в тюркских языках. Однако общее у всех этих слов то, что в каждом из них первоначальный смысл заключен в определении формы слова.

Это – дымоход, трубка, сабля, стебель, а в маньчжурском и печенежском языках «саб» и «сапай» – «обувь с голенищем». Как бы то ни было, но сапоги получили широкое распространение во времена татаро-монгольского ига. Они имели загнутые кверху носы, что свидетельствовало об их восточном происхождении, и были удобны для верховой езды. Сапоги всегда противопоставлялись лаптям и постолам – обуви простолюдинов – и были принадлежностью чаще всего воинов и состоятельных людей из других слоев общества.

Выходные, нарядные сапоги шились из цветной кожи или бархата, расшивались шелком, жемчугом, а то и драгоценными камнями.

Австрийский посол в Москве, барон Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в первой трети XVI столетия, так описывал сапоги москвичей: «Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздями».

Одежда простонародья – рубаха, порты и понёва

Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили портки (порты) – штаны из грубого полотна – и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, набедренная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи.

Аксамит – византийский бархат

По-иному обстояли дела у людей богатых и знатных. Кроме обиходной одежды, изготовлявшейся из лучших сортов полотна, их платье шилось не из домотканого холста, а из иноземных тканей, привозимых купцами из дальних стран – Византии, Китая, Ирана.

Древнерусская знать носила одежду из аксамита – ткани ручной выработки, похожей на бархат. Это была чаще всего золотая или серебряная материя, плотная и ворсистая, с травами, узорами и разводами разных цветов. Аксамит привозили на Русь из Византии, и он шел на нужды княжеских дворов, считаясь принадлежностью высокородных особ.

Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая фигуре особенные достоинство и величие.

Он вышел из моды после 1717 года, когда в России стали работать первые мануфактуры по производству шелковых тканей и парчи.

Атлас – китайский шелк

Атлас – шелковая блестящая ткань, название которой произошло от арабского слова «атлас», что означает «гладкий». Появился он в Древней Руси еще в домонгольский период, сохранив свою привлекательность на протяжении тысячи лет. Чаще всего атлас завозили из Китая по Великому шелковому пути, проходившему и через Византию. Атласные ткани завозились и из других восточных стран: Египта, Персии, Леванта и др.

Первые перчатки на Руси

В Древней Руси знатные люди носили и перчатки, изготовлявшиеся из кожи или сукна, парчи или бархата. Перчатки отделывались по внешней стороне вышивкой, кружевами, жемчугом или даже драгоценными камнями.

Япончица не из Японии

В Древней Руси распространена была и широкая, просторная накидка с капюшоном – япончица, которую впоследствии стали называть епанчой. Завезена она была с арабского Востока.

Ее носили чаще всего как дождевик; для того чтобы епанча лучше оберегала от влаги, сукно или войлок, из которого была она сделана, пропитывали олифой.

В конце XVII века епанча с драгоценной застежкой под подбородком, расшитая цветными узорами, превратилась в торжественную придворную одежду, а в XVIII веке стала форменной одеждой солдат и офицеров, напоминая современную армейскую плащ-палатку.

Клобук

В конце XI – начале XII века, вскоре после принятия на Руси христианства, монахи и монашествующие священники стали носить черные округлые шапочки с покрывалом, опускающимся на плечи и грудь. По плечам концы покрывала имели плавные вырезы. В более поздние времена монахи и почти все монашествующие священнослужители носили черные клобуки. И только митрополиты и патриархи носили клобуки белого цвета.

Архиепископы и митрополиты на лобной части клобука имели крест, как знак их высокого достоинства.

В народе отношение к клобуку, как знаку монашествующему, определялось оценкой того состояния, в котором находились ушедшие в монастырь. Жалея монахов, отказавшихся от мирских соблазнов, говорили: «Дожила голова до черного клобука». А те, кто полагал принятие монашества ничего не значащим поступком, говорили: «Нашел чернец клобук – не скачет, а потерял – не плачет».

Древнерусские ремесла

Познакомившись с самыми необходимыми элементами бытия – пищей, питьем и одеждой, – коротко коснемся и иных сторон жизни восточных славян, обратив внимание на их рукотворчество, которое называлось и рукоремеслом.

Глиняная обожженная посуда, сделанная иногда вручную, но чаще на гончарном круге, являет нам и корчаги, и кринки, и миски, и чашки, и даже игрушечную детскую посуду. Изделия из металла выковывались кузнецами, железо для которых выплавлялось из болотных, озерных и дерновых руд в специальных домнах, называемых крицами. Домники, или кричники, отдавали железо кузнецам, и те делали из него сошники и серпы, оковки для лопат, ножи и гвозди, подковы и стремена, ключи и замки, скобы и косы. Для воинов ковались мечи, боевые топоры, наконечники стрел и копья, кольчуги и шлемы, щиты и нагрудники, а позже – поручи и поножи.

Немало обиходных предметов – от котлов до булавок – делалось из меди, а серебряных и золотых дел мастера изготавливали множество прекрасных украшений и предметов роскоши – колец, серег, называемых височными кольцами, ковшей и кубков, пряжек и наградных цепей и ожерелий.

Кроме доменщиков, кузнецов и ювелиров известны (уже из летописей и сказаний) скорняки-кожевники – «усмари», потому что выделанная кожа называлась «усма». Это – сафьянники, сапожники, седельники, тульники, делавшие колчаны («колчан» по-древнерусски – «тула»). А самым распространенным строительным материалом было дерево. Древнюю Русь часто называли «деревянной», противопоставляя ее «каменной» Европе. Потому и самым распространенным ремеслом было «плотницкое дело».

Из дерева строились дома и кремли, мосты, позднее – церкви, хотя издавна в ходу были и кирпич и черепица.

Все изделия ремесленников можно было купить или обменять на торжищах. Торговые и обменные пункты назывались у восточных славян погостами – от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» – в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги – Днепра. С течением времени на погостах стали устраиваться ярмарки. (Это слово пришло из немецкого языка: «яр» – год и «маркт» – торговля, – так как в Новгороде чаще всего бывали немецкие купцы.) Однако ярмарки собирались не раз в год, а гораздо чаще, как правило, открывались они в пятницу, и именно в этот день торговцы брали товар, а с появлением денег – и деньги под честное слово. Отсюда (одна из многих версий) происходит пословица «семь пятниц на неделе».

Таким вот в самых общих чертах было телесное, или, как стали говорить позже, материальное, бытие. Однако не хлебом единым жил человек, ибо кроме этого был он существом духовным, что и отличало его от всех иных живых созданий, обитающих на Земле.

В отличие от них он задумывался над тем, кто он и что есть мир, существующий вокруг него.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Презентация - Ремесло славян

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Ремесло Руси IX-XIIвв.Агузарова С.И. учитель истории МБОУ СОШ№3 г.Моздок РСО - Алания

Слайд 2

На Руси к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных  и стальных  изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью.  В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древо-дельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок.

Слайд 3

основывалась на  металлургическом  производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ков и металла, наварки и закалки стали. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки, наварки и закалки стали. Часть ремёсел

Слайд 4

Кузнецы. Самым почитаем на Руси было ремесло кузнеца, она считалась самой тяжёлой в славянском поселении. Ему приходилось работать рядом с раскалённой печью, в кузнице всегда было жарко. Сырьём для получения железа служили болотная, озёрная и дёрновая руды. Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца.

Слайд 5

Русские кузнецы производили самые Разнообразные предметы из металла: лопаты, лемеха. Ножи, долота. сковорды, удила. Ножи, ножницы и многое другое.

Слайд 6

Изделия кузнечного ремесла получили высокую оценку не только на Руси, затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт в соседних странах под названием «русских» замков.

Слайд 7

Но особое развитие по- лучило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, копья, колчаны со стрелами, кольчуги и щиты выраба- тывались мастерами – оружейниками. Изготовление оружие и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла и требовало умелых приёмов в работе.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

ЮвелирыПоказателем высокого развития ремесла было и ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности широких слоёв населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для знати и утварь для церкви.

Слайд 14

Основным техническим приёмом «злотарей» того времени было литьё. Расплавленный в спе- циальных глиняных тиглях металл при помощи глиняной ложки – «льячки» – заливался в форму , а после остывания извлекался из неё.

Слайд 15

Ювелирное ремесло X –XIIвв. Не ограничивалось литейным производством.Ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий.

Слайд 16

Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Слайд 17

Близкой к скани была зернь. Зернь — мелкие золотые, платино- вые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника Стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.

Слайд 18

Слайд 19

Чернь(см. чёрный цвет) — прием затемнения, заполнения чёрной краской какой-либо поверхности, гравированных или естественных углублений на металле, камне, дереве. Чернью называют также собственно чёрную краску, которая служит этим целям (сравн. сграффито; скальоло; шварцлот). Для чернения серебряных изделий обычно применяли порошок из смеси серебра, меди, свинца, олова и серы с добавлением буры. Русские мастера добавляли еловую смолу и чёрную краску (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяные изделия; Дагестан; кубачинские художественные ремесла). Термины "чернь", "поче́рнь" или "че́рнеть" использовали древнерусские иконописцы и фрескисты

Слайд 20

Слайд 21

Самый ювелирной технологии во времена Киевской Руси можно считать эмаль – финифть. Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср. греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю») — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.

Слайд 22

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота Придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специ - фических живописных задач яркость эмалиможет, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговеч- ностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Слайд 23

Для ее изготовления на поверхности золотых предметов втискивались контуры рисунка, в которые затем впаивалися золотые перегородки. Промежутки заполнялись разноцветными порошками особого химического состава, после чего изделие подвергали термической обработке. Медленно расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных произведениях того времени.

Слайд 24

ГончарыБольшая группа ремесленни- ков занималась гончарным делом. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека. Уже в IXв. в Древней Руси преобладала посуда, сделанная на гончаром круге. Посуда орнаментовалась, сушилась, а потом обжигалась.

Слайд 25

Сосуды различных размеров и разного назначения: для варки пищи, для хранения зерна и мёда. Изготавливались плошки, крынки, чашки, блюда, светильники, кувшины, жбаны и различные глиняные игрушки.

Слайд 26

«Древодели»Широкое распространение в Древней Руси получила обработка дерева. В источниках неоднократно упоминаются «древодели», т.е. плотники. Они имели разнообразные строительные инструменты: топоры, рубанки, молотки, пилы, долота и др. С их помощью мастера рубили избы, делали городские укрепления, мосты и деревянные поделки.

Слайд 27

Изделия бондаря – бочки, ведро, ладья

Слайд 28

Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи. Прядением льна и шерсти занимались женщины. О прядении и ткачестве говорится в летописях: «достав шерсть и лён, делает всё необходимое руками своими.»Ткачи

Слайд 29

Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением и ткачеством

Слайд 30

Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Народные промыслы

Слайд 36

Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавли- вали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ.

Слайд 37

Использованные ресурсы1. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Издательство АН СССР, 1948. 2.СахаровА.М., МуравьёвА.В., Очерки истории русской культуры 9-17вв., М., Просвещение.1984. 3.https://ru.wikipedia.Ремёсла Древней Руси. 4.https://yandex.ru/images/search?imgХудожественное ремесло.

lusana.ru


Смотрите также