Древних славян архитектура. 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

культура древних славян архитектура. Древних славян архитектура


4. Ремесло восточных славян. Архитектура

Истоки древнего искусства уходят в глубину тысячелетий. Славяне соприкасались со скифами, сарматами, предками литовцев, латышей, финнами. В процессе ассимиляции славяне воспринимали не только фольклор, но и изобразительное искусство славянизируемых народов.

В Древней Руси для обозначения разных видов искусства существовало чудесное слово "узорочье", оно дает представление о быте всех классов, от смерда до князя.

Быт древних славян пронизан любовью к красоте, выдумке, необычности. Серость обыденной жизни украшалась хитроумной деревянной резьбой, яркой вышивкой на холсте, кружевоплетением. Многое сейчас потеряно. Лишь этнографическое искусство деревни XVIII- XIX в.в. по тканным и вышитым узорам одежды и полотенец, в символике ковшей, прялок, в колядках, заклинательных новогодних песнях и гаданиях помогает представить элементы узорья.

Памятники прикладного искусства знакомят с различными видами ремесленной техники. Так, украшения делались из сплавов меди, серебра, узорье отделано скрюченной проволокой (скань), тысячами сверкающих крохотных капель металла (зернь).

Народное искусство было более архаичным, традиционным, нежели княжеско-боярским, которое впитывало в себя орнаменты заграничных тканей, посуды. Интерес представляют украшения боярынь, княгинь, зарытые в момент нашествия Батыя, после гибели владельцев, оставшиеся лежать в земле (Киев, Чернигов, Владимир, Рязань).

В середине Х века, в эпоху Святослава, у стен Чернигова нашли в огромном кургане останки двух князей, по обычаю сожженных на погребальном костре. Провожая их, также по обычаю, выпили из священных сосудов - турьих рогов. Рядом с ними найден нож для заклания жертв. Турьи рога - обязательный славянский атрибут языческих богов, а позднее принадлежность свадебного обряда. Устья рогов оправлены серебром, есть серебряная бляха с растительным узором, чеканка гирлянды в восточном духе, растительные узоры, переплетенные между собой фигуры птиц, зверей, животных, кусающих друг друга, а также стоящих отдельно, у двух чудищ - сросшиеся хвосты.

Особый интерес ученые проявляют к женским украшениям: бляхи от кокошников, височные кольца, бусы, металлические подвески, амулеты - обереги, перстни, браслеты. Сделано все это крестьянами, деревенскими ремесленниками, самоучками. В украшениях Х - XII веков нет элементов христианства. Уступки были лишь в способах захоронения мертвых: их не сжигали, а придавали земле.

Особо следует отметить - амулеты - обереги в составе свадебных украшений. Это были топорики с узорами солнца, чашечки без дна (поили мать - сыру землю), зубы и когти хищников (бронза и серебро), иногда это были гребни со звериными головками (спасают от Бабы Яги, богини Смерти), костяные подвески с конской головой. На украшениях изображены: лик Луны, солнце с лучами, голова быка, кружевные узоры, композиции их жизни животных. На браслетах - оберегах изображались символы воды: плетенка, волны, змеи, струйки, русалки.

Славяне, высоко развивая художественное ремесло, тесно связывали его с земледелием, рыбной ловлей, скотоводством, строительством. В число ремесел входили: керамика, работа с металлом, деревом, камнем, кружевоплетение, ювелирное мастерство.

Славяне умели создавать и использовать различные технологии: плавку, ковку, сварку, паяние, литье, волочение проволоки. В строительстве использовали подъемники, коромысла, вращательные механизмы, создавали монеты, замки.

Искуснее всего Русь видна в обработке дерева. Ставились деревянные избы, хоромы (дворцы), ворота, мосты, крепостные стены, готовились лодки, сани, телеги, утварь. Не случайно позднее в Кижах была искусно построена 23-главая церковь без единого гвоздя.

Зодчество на Руси развивалось и совершенствовалось в единстве с обществом, и было наиболее существенной частью его материальной культуры. Архитектура, по выражению Н.В. Гоголя, тоже летопись мира. Это не только уникальные сооружения и постройки. Это материальная среда жизни людей, предназначенная для трудовых, бытовых, духовных, эстетических, культурных процессов, происходящих в обществе.

Архитектура, как часть культуры, производна, ее развитие зависит от уровня художественного мышления, развития техники, усвоения достижений мировой культуры, среды, в которой формируется эстетическое представление, состояние культуры общества в целом, связи зодчества с национальной почвой.

Характеризуя основные вехи и черты древнерусской и более поздней архитектуры, следует отметить:

  1. Определенное влияние на нее византийской культуры, архитектуры и непосредственно византийских архитекторов, работающих на Руси.

  2. Стремление русского зодчества еще на заре своего развития отойти то византийских канонов и искать самостоятельные пути в архитектуре. Православный храм, начиная уже с 991 года - Десятинная церковь эволюционизирует от античной базилики (вытянутости) к храму земное небо, т.е. к купольности. Она по православной символике олицетворяет единство циклической замкнутости времени и его протяженности. Эта идея нашла свое воплощение в архитектуре крестово-купольных храмов

  3. Отличительной чертой домонгольской Руси является монументальность форм - крупный масштаб, фронтальность.

  4. К концу XII века открыта новая страница русского зодчества - создание башнеобразных храмов, динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся повышенной нарядностью и декоративностью.

К началу XI века упоминается, что на Руси было построено более 400 церквей и храмов. Наиболее значимые из них:

Храм Софии в Новгороде - XI век - 5 -купольный;

Собор Спаса в Чернигове - XI век - 5 - купольный;

Собор Софии в Киеве XI век - 13 - купольный

В XII - XIII веках сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Смоленске. Их творениями можно назвать в Новгороде:

1113г.- Николо - Дворищенская церковь новгородских князей.

1117- Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря

1119- Георгиевский собор Юрьева монастыря

1179 - церковь Благовещения

1185-1192- церковь Петра и Павла

1196- Кирилловский собор

1198- церковь Спаса Нередицы

1198-1202- церковь Ильи на Славне

в Пскове: XII век- церковь Дмитрия Солунского

1156- Собор Спаса Преображения Мирожского Монастыря.

Более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные архитектурным и рельефным декором являются сооружения владимиро-суздальской школы во II половине XII века. К ним можно отнести:

1152- Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

1193-1197- Дмитриевский Собор

1215 - Успенский Собор в Кремле Ярославля.

1225- Собор Рождества Богородицы в Суздале

1145-1146- Храм Бориса и Глеба в Смоленске

Создание башнеобразных храмов началось со строительства церкви Параскевы Пятницы в Чернигове, Святого Василия в Овруче, Михаила Архангела в Смоленске. А закончился этот процесс такими гениальными произведениями древнерусского зодчества, как 1530-1532г.г. - церковь Вознесения в Коломенском (XVI в), Храм Василия Блаженного в Москве, Спасская церковь в Спасо-Андрониковом монастыре.

Длительное время на Руси имело распространение деревянное зодчество, особенно храмы клетские, шатровые, ярусные, многлавые.

В области жилищного строительства на Руси сложилось два типа построек: северные со срубными стенами, деревянным, часто поднятым над землей полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней, и южные: пол несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, часто присыпались снаружи землей.

Из деревянных церквей в первой половине Х -XI в.в. можно отметить - церковь Ильи в Киеве, собор в Ростове, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде, тринадцатиглавая деревянная София Новгородская. Первые известные нам мастера - древодели - зодчие Миронег - нач. XI века, Ждан-Никола - конец XI века.

Общеизвестно, что в 1018г., т.е. через 30 лет после крещения Руси, как отмечалось, было построено 400 церквей со служителями, пантеонами святых. Церкви должны были строиться на местах, где стояли прежде языческие идолы. Так, первая церковь Киева - Храм Святого Василия - покровителя Владимира - поставлен на Холме, где ранее был идол Перуна.

На Руси получили распространение крестово-купольные типы храмов. Первыми храмами были только места, окруженные кольями, или четыре столба, накрытые кровлею, с завесами по сторонам. Затем из одного дерева строились храмы, наружные стены украшались резными образами. Внутри стены обивались красными коврами, было много рогов от разных зверей, покрытых резною работою.

Здание внутри расчленялось четырьмя массовыми столбами, образуя в плане крест. На столбах, соединенных попарно балками, возводился "барабан", завершавшийся куполом. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство делилось столбами на нефы - межрядные пространства. В западной части здания - балкон (хоры), где во время богослужения находились князь, его семья, приближенные.

Наиболее употребляемые, распространенные понятия в архитектуре древних:

Планфа - тонкий плиткообразный кирпич.

Скрытый ряд - тип кладки, при котором на фасад здания выходили не все ряды кирпичей, а через один. Заглубленный ряд снаружи закрывали раствором.

Крестово-купольный храм (назван по типу перекрытия).

Апсиды - полукруглые или граненые помещения, примыкающие к зданию с восточной стороны. В средней апсиде размещался алтарь; неф - пространство между рядами столбов, лопатки - плоские вертикальные выступы на фасадах, соотносимые со столбами, закомары - полукружье верхней части стены, обычно соответствующие форме внутреннего свода.

Для Киевской Руси характерно уступчатое многоглавие храмов, но в начале XII века распространение получают более лаконичные, монолитные одноглавые храмы. Начинается использование местного строительного материала, во многом предопределяющее внешний вид построек. Выразительными средствами архитектуры являлись: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура, цвет материалов, синтез искусств.

Каменное строительство на Руси начато в начале XI века. На каменную архитектуру влияли заимствования из Византии и богатые традиции деревянного зодчества.

Первой каменной постройкой была «Десятинная церковь», возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. Разрушена монголо-татарами. Самый "византийский" - Спасо-Преображенский собор в Чернигове - 1036г. Софийский Собор в Киеве - 1054г. - вершина южнорусского зодчества XI века -пятинефный храм. Вслед за ним построены Софийский соборы в Новгороде, Полоцке. К концу XII века в древнерусской архитектуре появляются храмы башнеобразной формы - Спасо-Евросиниев монастырь в Полоцке - 1159г., Собор Михаила Архангела в Смоленске - 1194г., церковь Параскевы Пятницы в Чернигове - конец XII в.

В Новгороде после установления республиканского строя церковь еще более приобретает значимость как центр общественной жизни. Строительство их заказывали бояре, купцы, прихожане. Возник новый тип храма - четырехстопный кубический с одним куполом и тремя апсидами. Таковыми являются церковь Благовещения близ Новгорода - 1179г., Петра и Павла на Синичьей горке - 1192,Спаса - Нередицы - 1198.

Псковские постройки отличались от Новгородских отсутствием столбов (Ивановский монастырь, церковь Спаса в Мирожском монастыре). Традиции новгородской и псковской архитектуры использовали строители Владимиро- Суздаля, Владимира и др. городов Руси.

Тяжелые, почти катастрофические, последствия имела культура и экономика восточных славян в результате нашествия монголо-татарских кочевых народов. Население уничтожалось либо пленилось, материальные средства, богатства в виде дани вывозились, города уничтожались, сжигались, ремесленное искусство почти прекратилось, памятники зодчества разрушались, новые не строились, памятники письменности во многом погибли, в упадок пришло прикладное искусство, культура.

studfiles.net

Древнеславянская архитектура. ФОТО | Земля Мастеров

Деревяннео зодчество в Древней Руси

Преображенская церковь в Кижах. Начало XVIII в. - www.Arhitekto.ru

Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Дерево оставалось главнейшим строительным материалом на Руси с древнейших времен до петровской эпохи. До конца X в. на Руси практически не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными.

До нас не дошло памятников древнеславянского зодчества. А между тем все говорит за то, что это зодчество было значительным и что своим бурным расцветом каменное строительство Киевской державы многим обязано деревянному строительству языческой Руси.

Письменные источники и многие косвенные свидетельства позволяют нам утверждать, что, кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, тем самым закладывая основы монументального зодчества Киевского государства.

Из дерева строили все виды сооружений — от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцовых с разветвленной планировочной системой, рядовые жилые дома, терема бояр и купцов, приходские и соборные церкви. Дерево шло на мощение улиц, на устройство мостов через реки и на сооружение оборонительных укреплений, в виде частоколов или рубленых стен, зачастую на высоких земляных валах. Более сложные древнерусские городские постройки изначально строились также из дерева. Это богатые хоромы знати, обширные гридницы, т.е. залы для пиров и совещаний дружины. По различным данным можно предполагать, что эти богатые помещения были ярко расписаны, имели затейливые кровли и сложные резные украшения.

Город Древней Руси вплоть до XVII века оставался в основном деревянным. В деревянных постройках структура определялась бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами; однако при всей "жесткости" деревянной строительной системы народные мастера-зодчие умели композиционно ее разнообразить и пластически оживить. В результате возникает очень широкая композиционная "амплитуда" от простейшей крестьянской избы-сруба до сложнейших объемных решений, типа шатровых и ярусных храмов.

Основным мерилом, модулем деревянной архитектуры является бревно или брус нормальной длины. Деревянный сруб, или же — что реже — срубы, присоединенные друг к другу, составляли основу традиционного русского крестьянского дома — избы. Перекрытие производилось обычно на два ската. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетях или в два этажа. Примером может служить крестьянский дом в сельце Заозерье, перенесенный в настоящее время в заповедник на остров Кижи. Система рубленых построек составляла основу многих деревянных одноярусных храмов, так называемых клетских.

Архитектура древнерусских шатровых храмов была чрезвычайно разнообразна и основана на различных сочетаниях четвериков и восьмериков, а также венчающего пирамидального шатра, который также часто образовывался постепенно уменьшавшимися в высоту венцами. Примером могут служить деревянные церкви в селе Турчасове на реке Онеге. В некоторых случаях деревянные церкви получали сложную композицию, основной объем дополняли пристройки-прирубы, силуэт обогащался большим числом луковичных глав. Характерна всемирно известная церковь острова Кижи на Онежском озере. По этой же системе построены и каменные шатровые церкви, в частности, названные ранее церковь в Коломенском и собор Василия Блаженного.

Прекрасный, податливый и достаточно прочный материал — дерево использовалось и для возведения зданий очень крупных размеров. В 1667 -1681 годах в Москве, в Коломенском, на берегу Москвы-реки в непосредственной близости от прославленной шатровой церкви был построен из дерева царский дворец. Основу его составляли семь больших и высоких срубов-хором. объединенных переходами. Каждый из этих срубов-теремов имел два, три, четыре этажа. Отдельные хоромы предназначены были для царя, царицы и четырех царевен. Кроме того, во дворце была домовая церковь и много подсобных помещений. Композиция дополнялась наружными лестницами, крыльцами. Асимметричная расстановка объемов, высокие разнообразные но формам кровли — шатровые, многоскатные, "кубастые", "бочки", "крещатые бочки" и другие, разнообразная обработка фасадов с их деталями — все это сообщало сооружению, архитектура которого вобрала в себя традиционные принципы более ранних зданий этого типа, исключительную живописность и своеобразие истинно русского национального характера постройки. Коломенский дворец был разобран во второй половине XVIII века из-за обветшания, но хорошо известен по документальным материалам.

Естественно, что русские города не могли быть долговечными, так как при слабости пожарной охраны они периодически выгорали дотла и полностью обновлялись по меньшей мере два-три раза в столетие.

Согласно летописным источникам, при Иване Калите в Москве за 15 лет было 4 больших пожара. В 1337 сгорело 18 церквей, а в 1343 г. – 28 церквей, а через 8 лет после нашествия Тахтамыша, в 1390 г. на Посаде сгорело несколько тысяч дворов. Летописцы лишь в редких случаях упоминали сгоревшие жилые дома, а размеры пожара определяли по количеству сгоревших церквей (8, стр. 107; 11, стр. 45-47; 15, стр. 10, 92-95; 21, стр. 14-16). 

По материалам сайта Архитекто

zema.su

Забытая реальность — О храмах древних славян

Порой от собеседников приходится слышать вопрос: если древние славяне были такой высокоорганизованной и развитой нацией, то где материальные доказательства их великой культуры? Где храмы, где сооружения, подобные египетским пирамидам.

На этот вопрос хочется ответить следующее.

Прежде всего, имеются неоспоримые археологические и прочие исторические свидетельства о существовании на территории древнеславянских государств дохристианского периода храмов, не уступавших своей роскошью и великолепием многим европейским культовым сооружениям того времени.

Вспомним о знаменитых храмах Свентовида (Светови-да), один из которых находился на острове Руяна (нынешний Рюген) в столице его Арконе (Архоне), а другой в Хол-мограде (также одном из северных городов славян).

Саксон Грамматик, датский летописец (1140-1208), лично видевший и подробно описавший руянский храм, отмечал, что он был «прекрасной работы» (oper elegantisfimum). Храм Световида был деревянный и возвышался на равнине;стены снаружи были украшены всякими картинами, и только одна дверь служила входом. Внутренность имела два отделения: первое окружалось пурпурной стеною, другое состояло из четырёх столбов с прекрасными завесами, где находился идол Световида — огромное деревянное изваяние о четырёх головах (обозначавших четыре стороны света). В правой руке он держал рог, наполненный вином, а левая была уперта в бок. Тут висели также его седло, узда и меч. Световиду принадлежал белый конь, считавшийся священным.

Все славяне присылали в Аркону дань. Также иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить Световиду часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. При храме находились триста всадников, которые во время войны отправлялись в поход, и вся добыча, полученная в сражении, принадлежала Световиду.

Посетителем другого храма Световида (возможно, холмогорского) был сам князь Рюрик, пришедший накануне вступления на русский престол принести Световиду богатые дары и получить от Боговеда сведения о сущности славянской веры.

Этот храм был окружностью 1460 шагов и сооружён из светло-серого дикого камня. Двенадцать огромных яшмовых столпов из кринфского чина поддерживали навес его кровли; оглавия их были из позолоченной меди. Триста шестьдесят окон и двенадцать врат заключались медными затворами. При каждых дверях стояли два жреца с трубами. На медных вратах изображались двенадцать знаменитых подвигов бога. Кровля, полушаром, состояла из вызолоченной меди. Посреди ее стояло медное позолоченное изваяние Световида, а по краям на четыре стороны были поставлены четыре изваяния, высеченные из мрамора. На восток — Мерцана, богиня начала дня в венце из одной звезды и златобагряной ризе. На юг — Купала в облике юноши, облачённого в короткую и лёгкую одежду с венцом из цветов на голове. На западе стоял Догода — прекраснейший из богов. Волосы его раз¬веваются по плечам, одет в голубую тонкую ризу, и за плечами — голубые же крылья. На севере стоял свирепый Позвизд с лицом морщинистым и сердитым. Голова окутана лоскутом кожи белого медведя, борода замёрзшая. Одежда из оленьей кожи, ноги обуты в гагчью кожу. В руках держал он мех с морозами, бурями, снегом, градом и прочими непогодами.

Рюгснский храм Световида был разрушен и ограблен 15 июня 1169 г. по христианскому летоисчислению, когда Вольдемар, король датский, захватил Аркону. Изваяние самого Световида вместе с прочими святынями было ободрано, рассечено и сожжено при непосредственном участии епископа Абессалона, как об этом сообщил Саксон Граммма-тик, очевидный свидетель происшедшего.

Что касается холмоградского храма Световида, то, как отмечает Григорий Глинка (1776-1818) в своей работе «Древняя религия славян», «оный одну участь имел с прочими идольскими капищами, будучи разрушен по восприятии Россиею святого крещения».

Епископ Отгон Бамбергский, дважды посещавший страну славянских поморян (в 1124, 1127 гг.) с целью обращения их в христианство, был изумлён обилием и красотой этой земли, а также великолепием храмов. Так, он описывает постройку в городе Щетине (Щецине), которая «будучи главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождём, ни снегом — такими их сделала искусность художников. Сюда они приносят, по давнему обычаю своих предков, определенную законом десятую часть награбленных богатств… Там же хранились золотые и се¬ребряные сосуды и чаши… там же хранили они в честь богов и ради их украшения огромные рога диких быков, обрамленные в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид…»

Интересное известие мы встречаем у арабского писателя Аль-Массуди (ум. в 956 г.), который при описании одного из славянских храмов отмечает: «Этот храм обращал на себя внимание большим количеством таинственных чёрточек, которые имели волшебное значение и служили для целей прорицания».

Немецкий летописец Дитмар, епископ мерзенбургский (976-1018) также подтверждает, что в языческом храме города Ретры ему привелось видеть несколько славянских идолов, на каждом из которых особыми знаками было начертано имя.

Таким образом, в дохристианский период у славян существовали не только великолепные храмы, но и собственная письменность, что свидетельствует о высокой степени цивилизованности наших предков.

Помимо основательных сооружений, значительно больше было храмов под открытым небом, представлявших собой площадки или холмы с отдельными изваяниями. Так, известны многочисленные кумиры Перуну (в Киеве, Новгороде), Саксон Грамматик говорит о кумире Поренуча (вероятно, Перунича — прим. наше — В.Ю.Г.) на о-ве Рюген в городе Карнезе. В Карнезе же стояли изваяния Ругевита и Поревита (Бурився). Ободриты чтили Радегаста. В Гар-цбурге, за милю от Гослара, как свидетельствует в «Славянской и росссийской мифологии» Андрей Кайсаров (1.782-1813). стоял истукан Крода (видимо. Рода — прим. наше — В.Ю.Г.) на высокой, лесом обросшей горе. Изваяние представляло собой старца, опоясанного белой шерстяной подвязкой, стоявшего босыми ногами на рыбе и державшего в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами.

Германский исследователь XVIII в. Михей Шедий говорит о почитаемом вагрскими славянами боге правосудия Проно, Прове или Прово (искаженное от Правь, Праваприм, наше — В.Ю.Г.). главный кумир которого находился в Альтенбурге. В Киеве находились изображения Даждьбога, Коляды, Хорса, Велеса, Лада, Макоши.

Печальный конец древних храмов и изваяний даёт ясный ответ на вопрос, куда подевались славянские святыни. Они были методично и целенаправленно разрушены, сожжены и уничтожены ревнителями христианской веры, стремив¬шимися не оставить от свидетельств прежних идеалов и по¬клонений камня на камне.

Однако во все времена главнейшим храмом славян считалась Природа, и предметами их поклонения являлись жи¬вые Источники, священные Дубы и небесные Камни, поскольку никакой даже самый искусный храм не может превзойти её ни красотой, ни чистотой, ни ощущением присутствия божества. Ведь Дуб, Сноп, Камень, Источник и являются земными воплощениями божественной силы. Поэтому везде, где бы ни был человек, он находился в Храме Природы и должен был вести себя соответственно — блюсти чистоту души и тела, беречь окружающий мир, не убивать без крайней нужды животных, не срывать даже стебелька без надобности. Ибо Природа во всём её блеске и красоте, с могучими дубравами, широкими полями, цветущими лугами, с лесами, полными дичи и реками, обильными рыбой — вот истинный Храм наших пращуров, которые умели видеть и ценить красоту, воспринимать окружающий мир в лёгком ореоле тайны и волшебства.

К тому же, многочисленные жизненные примеры показали, что из-за рукотворных храмов славянскому народу пришлось претерпеть немало страданий. Так, когда славяне в течение пяти сотен лет (с VI по I век до н.э.) мирно и богато жили в Карпенских горах (на Кавказе), они настроили великолепные храмы, а прочие народы стали завидовать и совершать нападения с целью захвата богатств. В результате жизнь пошла «злая», и славяне вынуждены были покинуть Кавказ.

«Русы ушли к морю (Чёрному) и там поселились. И возвели храмы — помолья, и было там много богатого зодчества, и были украшены те храмы золотом и серебром, и многие из почитаемых ими деревянных богов сделаны искусно. И стало это ведомо иным народам, они смотрели, завидовали и воевали с нами, и там не имели наши родичи покоя… И та земля изведала мерзости войн и злой жизни, и мы отошли от Карпенских гор к Кию» (ВК, дощ.18-А).

В другом месте «Вслесовой книги» говорится, что, увлекшись построением храмов и прославлением в них богов, славяне потеряли способность противостоять врагам. «Мы имели много храмов в Нов-граде на Волхове-реке, и имели в Киев-граде по Боголесьям, также имели храмы на Волыни дулебской и в Сурожи на море Сурожском и Синем. И это великий позор для нас, что храмы сурожские разрушены врагами, и боги наши валяются, затоптанные в прах, так как русы не имеют силы одержать над врагами победу… (Мы) лишь стремимся в храмах славить богов, которые не приемлют жертв наших, ибо оскорблены нашей леностью» (ВК, дощ. 21).

Таким образом суровая действительность всякий раз преподносила урок, напоминая о следовании законам Прави, один из которых гласит: «что лишнего, то не надобно!»

И славяне вновь обращались к первоистокам, к исконным ликам богов на земле — священным Боголесьям и Живым Родникам. «И теперь, не имея мольбищ, мы обращаемся к ним у студёных источников, где течёт Живая Вода, — там волшебство есть, и волки хищные не подходят» (ВК, дощ. 18-А).

Когда храмы и святилища были в очередной раз разрушены (уже христианами), славяне вновь вернулись к почитанию естественных святынь. Как свидетельствует христианская документация XVI в., «во многих русских местах… скверные мольбища идольские удержащася», представлявшие собою «лес и камение и реки и блата, источники и горы и холми, солнце и месяц и звезды, и озера».

И тогда под топор «просветителей» легли как отдельные священные Дубы, так и целые Боголесья. Иноки-черноризцы шастали по лесам, искореняя все мало-мальски подозрительные места, похожие на мольбища, низвергали столбы, выворачивали «камение и в воду метали».

Насильственным образом народ был отвращён от лика Матери-Природы и лишён своих прежних храмов. А ведь во все времена славянские храмы представляли собой прежде всего сооружения калсндарно-обссрваторного назначения! (Вспомним храм Свснтовида, у которого было 12 дверей и 360 окон.) И чем глубже мы будем опускаться в историю, тем выразительней предстанут подлинные назначения древнеславянских храмов. Утрачивая во внешнем блеске, они обретают глубинный смысл изначальности — ориентацию в Пространстве и Времени!

Археологами открыто множество древних обсерваторий на территории обитания славяно-арисв — от Дуная до Урала, которые функционировали уже в IV-II тыс. до н.э., при этом некоторые из них не уступают знаменитому Стоунхенджу.

Зачастую ориентирами выступали также древние погребалища: курган, а от него во все стороны расходятся тропы-лучи. Посчитаешь, а их — двенадцать, и сориентированы соответственно сторонам света! Вот тебе и культово — обсерваторно сооружение — дошёл до могилы, поклонился памяти предков, взошёл на курган — и дороги-лучи поведут тебя дальше, куда надобно.

Важнейшим событием последнего времени стало открытие обрядовых могильников — майданов, гигантские изображения которых напоминают изображения в пустыне Наска — их видно только с самолёта. Такими изображениями являются паук, черепаха, змея, голова быка и другие, родиной которых являются украинские степи! И эти изображения также ориентированы по солнцу! «Майданы имели также «обсерваторные», то есть календарные функции. Отростки «паука» (или крестоцветного узора, который и сейчас присутствует в украинских орнаментах) были направлены соответственно сторонам светя на восток и запад в дни солнцестояний. При этом самый сложный отросток показывал на закат Солнца в ночь на Купала.

Теперь уже известно (по аэрофотосъёмкам), что подобные святилища-обсерватории сопровождают десятки хлеборобских поселений и протогородов IVIII тыс. до Р.Х.» (Шилов Ю.А. Космічні таемниці могил / В кн. «Брама безсмертя». — К., 1994. — С. 151).

Наблюдения за Солнцем, Луной, звёздами и планетами осуществлялись на протяжении многих тысячелетий, хранились жрецами и служили вехами в народнохозяйственной деятельности славян. Эти знания были необходимы для ориентации в пространстве как при боевых походах, так и при перегонке скота или мореплавании. Особенно возросло значение этих наблюдений с освоением земледелия. Накопленные знания, как уже отмечалось, берегли и передавали друг — другу волхвы. Именно они, опираясь на многотысячелетний астрономический опыт, могли определить и точно сказать, каким будет тот или иной год — засушливым или, наоборот, дождливым, тёплым или холодным, выпадет ли затяжная весна и когда ожидать осенних заморозков. Исходя из этого славяне знали, каким именно сельскохозяйственным культурам следует отдать предпочтение.

Уничтожение храмов-обсерваторий привело к уничтожению накопленных знаний. А переход на юлианское, а затем григорианское летоисчисление и вовсе сместило истинные ориентиры на ложные. Народный календарь перестал выполнять свои функции, что привело к нарушению агрономических сроков и росту неурожаев. (Очень хорошо эта проблема освещена в статье В.Власова «Русский календарный стиль» в журнале «Вокруг света», №8, 1986.)

Сегодня мы живём по «абстрактному» времени, чисто механически разделённому на месяцы и дни и не «привязанному» к естественным Космическим часам. Да и месяцы наши мало того, что смещены, носят нынче чужеземные имена, заимствованные от римлян. Как, впрочем, и большинство наших собственных имён. Сегодня у нас всё чужое — боги, имена, календари, храмы. Остался лишь один храм, который мы потихоньку замусориваем, загаживаем и тоже забываем — это храм Природы, главнейший храм наших предков. И самое главное в том, что он — един для всех нас, независимо от места проживания, расовой принадлежности и вероисповедания.

Ещё есть время опомниться и навести в нём чистоту и порядок. И мы славяне, здесь должны быть по своему историческому и ментальному предназначению «впереди планеты всей», иначе мы окажемся недостойными своих великих богов и пращуров, и тогда нам попросту грозит физическое и духовное вымирание.

Источник

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

культура древних славян архитектура

Результаты поиска по запросу культура древних славян архитектура: найдено 1000 страниц.

  • Культура древних славян

    ... славянских землях, но и в Северной Руси и в Новгороде. Эта вера была принесена в Новгород переселенцами из западных земель - ободритами, руянами. Древние славяне верили в единого небесного Бога, но называли его разными именами: Сварогом, Перуном, Святовитом - и, наконец, Триглавом, то есть - Троицей. ... подтверждает и мифология всех стран и всех народов, и позднейшие философские системы: как без огня нет культуры, так без воды нет и не может быть жизни. Сообразно с таким пониманием мировой роли воды ...

    https://www.sunhome.ru/journal/13428

  • Культура древних

    ... столица казачьего края город Краснодар, и одно из них – деятельность историко-патриотического общества, цель и задача которого – изучить и донести до современников обычаи и культуру наших далёких предков: древних славян, ведов, русов. Такие общесва ныне созданы и осуществляют свою отчизнолюбивую работу по всей России, пишут и печатают собственные и старинные книги (среди последних ...

    https://www.sunhome.ru/journal/122684

  • Культура Древней Месопотамии

    Искусство транса пронизывало все стороны жизни народов Месопотамии. Наибольшее развитие культура транса получила у жрецов. Памятники цивилизации Двуречья восходят к IY тысячелетию до ... и др. Вавилонские жрецы, согласно легендам, унесли с собой сверхдревнюю тайную трансовую культуру, заимствованную ими от какой-то працивилизации, погибшей в Индийском океане двенадцать тысяч лет назад. Часть халдейской трансовой культуры была заимствована иудеями во время вавилонского пленения (YI век до н. э.) и ...

    https://www.sunhome.ru/magic/11009

  • Религия древних славян

    ... к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Автор "Хождения Богородицы по мукам" - произведения XII-XIII вв.- пишет, что ... периодом времени (полудница, полуночь и др.). Отличаются они и отношением к человеку: злые и добрые. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы и русалки - это женские духи рек, озер, прудов, колодцев и ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11769

  • Была ли магия у древних славян?

    ... вибраций многократным повторением - подтверждение результативности заклинания Но вернемся к древним славянам. Так была ли магия у древних славян? Несомненно! Отголоски магических заклинаний дошли до нас сквозь века. ... поклониться! И снова ритмические движения, громкое обращение к небесам, упоминание Ирезани, (Ирия) места, где по представлениям древних славян , жили боги. В этих детских «развлекушках» присутствуют все те же элементы практической магии: - создание желания ...

    https://www.sunhome.ru/magic/16097

  • Клен и ольха в мифологии древних славян

    ... и т.д. Пpевpащение человека в явоp - один из попyляpных мотивов славянских баллад. Можно сpавнить это с типичным для восточных славян пpичитанием матеpи над yмеpшим сыном, обpащением к немy:"Ай, мой сыночек, мой же ты явоpочек" и пp. В южнославянской тpадиции ... весной кленy пpикоснется несчастливый или обиженный человек - клен высохнет. Kлен шиpоко использyется в календаpной обpядности славян - на Тpоицy, в день Божьего Тела и в дpyгие пpаздники ветками клена yкpашали дома, воpота. Ольха ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146651

  • Осина в мифологии древних славян

    ... своих ветвей выдала Богоpодицy, пpятавшyюся под ней с Хpистом, во вpемя бегства в Египет. Hаиболее же известно y славян повеpие о том, что Иyда повесился на осине. (То есть здесь отчетливо мы видим как бы "хpистианское непpиятие" ... - yстановление на могиде осинового кpеста или помещение в гpоб на гpyдь покойного маленьких осиновых кpестиков. В обpядах восточных славян осина использавалась в качестве обеpега. В ночь наканyне Юpьева дня и кyпальскyю ночь с помощью осиновых веток, воткнyтых в ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146652

  • Дуб в мифологии древних славян

    ... с обpазом гpомовеpжца Пеpyна, слyжил местом и объектом жеpтвопpиношений. У балтийских славян дyб или дyбовая pоща считались местопpебыванием божества. [preview] Почитание дyбов y восточных славян где-то до 18-19 вв. сохpаняло кое-где pелигиозный хаpактеp: возле них ... . У pяда евpопейских наpодов дyб посвящался веpховномy богy-гpомовеpжцy; на связь дyба с кyльтом Пеpyна y славян yказывает, в частности, местность Пеpyнов Дyб, yпоминаемая в гpамоте 1302 года. В сpедневековых апокpифах дyб или ...

    https://www.sunhome.ru/journal/146653

  • Человек в философии и культуре Древнего Востока

    ... в индивидуальном владении семьи: ”...парцеллярное хозяйство и частное присвоение его плодов способствуют развитию личности, несовместимому с организмом более древних общин”1 2 . “Дуализм” социальной организации своеобразно преломился и в общественном сознании: в рамках одной и той же культуры, наряду с представлениями, объективно способствовавшими подавлению индивидуальности, беспрекословному подчинению единовластию, существовали и противоборствовали воззрения, стимулировавшие развитие ...

    https://www.sunhome.ru/journal/141959

  • Культура Китая

    ... культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. – до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура ... Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и ...

    https://www.sunhome.ru/journal/15331

www.sunhome.ru

Архитектура и зодчество Древней Руси

Архитектура зодчество на РусиИсторические деятели культуры спорят в вопросах взаимозависимости деревянной архитектуры и каменной и степени влияния одну на другую. Несомненно, влияние было обоюдным. Деревянное строительство оказало несомненное влияние на каменное зодчество, наделив его приемами двухскатной и четырехскатной кровли, с другой стороны, элементы каменного строительства нашли свое отражение в деревянной архитектуре.

Отличительными чертами ранней церковной архитектуры Древней Руси были, в основном, заимствованные из византийской традиции убранства и украшения интерьеров мозаикой, которая придавала легкость и яркость внутреннему пространству.  

Старинная архитектура и зодчество на РусиПамятники архитектуры Древней Руси обладают исключительными чертами византийских построек, но уже к XII веку церковная архитектура преподносит самобытные элементы, которые и стали решающими в последующем развитии архитектуры.

Процессу развития культуры и искусства Древней Руси, в частности, старинной архитектуры, был нанесен непоправимый урон монголо-татарским нашествием. В этот период значительно сократилось взаимодействие мастеров разных регионов Руси, разрушению и упадку подвергались монастыри, княжеские постройки.

Архитектура зодчество на РусиВременная эпоха раздробленности Руси оказала влияние на образование самостоятельных архитектурных школ. Особенностями архитектуры Древней Руси можно считать контрастность ее живописных форм с художественностью предыдущего архитектурного стиля. Определяется цветовая игра в соединении красного кирпичного строительства с белым фоном карнизов и обрамлением фасадов фресочными росписями. Кроме того, архитектуре Древней Руси характерно украшение фасадов зданий изразцами и орнаментами.

Старинная архитектура и зодчество во времена Древней РусиЗодчество Древней Руси при своей незыблемой монументальности, сочетает в себе пластичные формы, что вызывает ощущение спокойствия и величия. Несомненно, эти черты охватывают интерьеры светских и культурных сооружений.

С укреплением Киевского государства и принятием христианства зодчество на Руси обогатилось традициями византийской культуры, но, в то же время, утратило культурную свежесть и сказочную наивность.

Старинная архитектура и зодчество

Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в. Деревянные церкви не уступали каменным храмам в количественном соотношении и, скорее, преобладали в зодчестве Древней Руси.

В частности, из дуба, был возведен Софийский собор в Новгороде в 1049 году.

Особенности зодчества на Руси выражалось в принципах построек. Храмы воздвигались по типу избы и представляли из себя сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Соответствие данных принципов характерно и для более сложных сооружений: теремов, дворцов, крепостных башен. Все здания устанавливались на цоколи, в которых размещались подвальные помещения и входы в погреба, и подземные ходы.

Древнерусская архитектура и зодчество Cохранившиеся только в виде элементов, постройки, не производят однозначного и убедительного впечатления о зодчестве Древней Руси. Однако исторически верно восстановленные архитектурные сооружения  Древней Руси (Золотые Ворота в Киеве и во Владимире) оставляют завораживающее впечатление степенью развития искусства и архитектуры Древней Руси.

skazka-dubki.ru


Смотрите также