Древняя греция эссе. Древняя греция реферат
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя греция. Древняя греция эссе


Древняя греция, Культурология - Эссе

Эссе по предмету: Культурология (Пример)

Содержание

Выдержка из текста

Население этого государства составляло около 120−150 тысяч человек.

В центре полиса находилось место народных собраний, сооружались храмы и дворцы. Полисный город, как правило, находился на морском берегу или недалеко от него.

Полисы в классическом понимании этого слова возникают в архаический период истории Греции (VIII — VI вв. до н.э.).

Изначально полис возник как объединение сельскохозяйственных общин (фем).

Собственником основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом общины. Верховным правом собственности на землю обладал только коллектив граждан.

Доминирующее положение в политическом устройстве Афинского полиса на ранних этапах занимала родовая аристократия. Государством управляли девять архонтов и ареопаг — совет старейшин.

Однако постепенно в Афинах сформировался и утвердился строй, известный как демократия (это было характерно далеко не для всех полисов).

Процесс перехода к демократии, а также систему устройства полиса в IV в до н.э. детально описывает Аристотель в своей работе «Афинская полития».

В то же время происходят изменения и в экономическом устройстве полиса — на первый план выходят ремесла и торговля. Развитие товарных отношений стимулировал небольшой размер полисов, и, как следствие, нехватка многих ресурсов.

Население Афинского полиса состояло из полноправных граждан, неполноправных метеков (как правило, чужеземцев, а также бывших вольноотпущенников) и бесправных рабов.

Особенностью полиса было объединение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, который обеспечивал неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Изначально территория Афинского полиса делилась на четыре территориально-родовых округа — филы. Позже эта система была изменена: основой деления стали демы («деревни»), которые объединялись в тритии (а те, в свою очередь — в новые филы, которых теперь было десять).

2

список литературы

referatbooks.ru

Древняя греция реферат

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:
  • Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.реферат [31.9 K], добавлена 22.02.2016

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.реферат [58.9 K], добавлена 07.01.2015

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.реферат [25.1 K], добавлена 03.12.2002

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.реферат [3.9 M], добавлена 10.04.2014

    Древнегреческая культура в основе современной европейской цивилизации, исследование особенности ее быта и нравов. Структура семьи Древней Греции, ее состав, традиции, обычаи, умения, ведение хозяйства. Значение физического состояния для древних греков.эссе [19.1 K], добавлена 16.12.2016

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, &quot,темных веков&quot, и античного периода.реферат [112.4 K], добавлена 21.12.2010

    Полисный этап древнегреческой истории начинается с разложения родоплеменных отношений. Полис как форма государственной организации древних греков. Утопия об идеальном государстве Платона. Причины кризиса полисной системы Древней Греции.контрольная работа [51.7 K], добавлена 11.05.2007

    Освободительное восстание в Греции против турецких захватчиков. Взаимосвязь формирования греков как нации и становления Греческого государства в конце XVIII - начале XX веков. Значение и последствия участия Греции в Балканских и Первой мировой войнах.реферат [54.0 K], добавлена 14.10.2009

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.реферат [26.7 K], добавлена 18.01.2011

    Основные достопримечательности Древней Греции (храмы, скульптуры). Боги и монстры в древнегреческой мифологии. Ежегодные соревнования драматических представлений. Изобретение Дионисом катапульты. Грецкий огонь как секретное оружие Византийской империи.презентация [3.3 M], добавлена 09.03.2015

    Другие работы из коллекции:

  • how.qip.ru

    Древняя Греция | Рефераты KM.RU

    Древняя Греция

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V  в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.

    Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.

    Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.

    Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.

    Литература, искусство и философия Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют “мышлением по способу греков”. У истоков европейской культуры находится микенская цивилизация.

    Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”. Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец (ванака). Основная функция царя заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”. Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

    Характерным признаком древнегреческой цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами.

    Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

    Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права  на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

    Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого  было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

    Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

    В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.

    К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни  Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.

    Список литературы

    Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993

    Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима  М., “Высшая школа”,1990

    Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971

    Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994

    Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997

    Дата добавления: 19.12.2002

    www.km.ru

    Культура Древней Греции

    Древнегреческая культура является одной из непревзойденных вершин в развитии человеческой цивилизации. Греки внесли в политическую власть демократизм, в их мифологии космос спустился на землю, скульптура стала живой, архитектура наполнилась мягкими, округлыми линиями, возникли театр, роман, поэзия, философия.

    В период XI-VIIIвв. до н. э. новая цивилизация, которая получила название «гомеровской», складывалась очень медленно и незаметно.

    Отчетливые признаки греческой культуры проявляются в VII—VIвв., а вVв. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период —III—Iвв. до н. э. — эпоха эллинизма.

    Период с VIIпоVIв. до н. э. получил в науке название греческой архаики (греч.archaikos— древний). В это время на Балканском полуострове возникают античные города-государства (полисы). В них строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской создается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.

    Цель данного реферата рассмотреть подробно культуру и ее развитие в Древней Греции.

    В отличие от Востока, в городах-государствах (полисах) Греции (кроме Спарты) складывается республиканский строй правления. Не единоличный властелин — наместник Бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки пользовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность строго осуждалась. Таким образом, они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека.

    Отцом греческой демократии был Солон (VIв. до н. э.). Он хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям.

    В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела, представленные Советом Четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса.

    Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, он стал самым прогрессивным законодателем афинского государства. Солон начал с уничтожения законов, по которым за долги свободные граждане были обречены на рабство, создал конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет Четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.

    Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятельности Перикла, была завершением демократического развития Афин. В область управления, законодательства и судопроизводства он внес прогрессивные для народа моменты. «Перикл способствовал отмене закона, по которому для занятия государственных должностей требовался известный имущественный ценз». После этого, все должности государства стали одинаково доступными всем гражданам без различия состояния. Афины обязаны Периклу организацией оплачиваемых судов присяжных, или гелией. Перикл посвятил все силы своего дарования и характера служению демократической партии. Его авторитет позволил ему сделаться единым руководителем афинского народа, как бы его первым министром. Реформы в годы его управления были ознаменованы рядом блестящих успехов. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но и в зданиях, воздвигнутых в Афинах на Акрополе. Новый театр был выстроен для музыкальных и поэтических состязаний во время Панафинейских празднеств. Затем был воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, с множеством изумительных скульптурных и рельефных украшений. Был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначавшийся для прохождения торжественных процессий в дни великих празднеств. Кроме постройки новых храмов, Перикл заботился о восстановлении старых. Это сожженный Ксерксом храм Афины Полиас — градохранительницы.

    Есть версия, утверждающая, что прогрессивного политика из Перикла сделала Аспасия. Но она была не только его вдохновительницей, но и дивной музой этого века. «Эта Гера Перикла-Олимпийца царствовала в демократических Афинах, управляя судьбами города, будучи в нем иностранкой».2 Она вместе с высшими достоинствами женщины соединяла все качества мужчины. Она была поэтом, философом, оратором, государственным человеком. Ее ум, здравый смысл, остроумие, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы. Биография Аспазии начинается с ее связи с Периклом и кончается его смертью. Эта удивительная женщина не имеет своей истории, но ее, благодаря сократистам, окружает легенда, создавшая из милетской гетеры идеальную личность, которая живет в воспоминаниях.

    Историки считают, что чувство самосознания греков способствовало тому, что их немногочисленные в сравнении с персидской армией отряды одержали победу над могущественной персидской державой, перед которой не устояли ни Египет, ни Вавилон. Греческие воины, ощущая себя свободными гражданами, а не рабами, людьми, отстаивавшими свои идеалы, свою культуру, свою национальную самобытность, победили персов.

    Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

    Героями мифов древних греков были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Гера — покровительница брака — являлась его женой. Каждый бог был наделен своей функцией. Они помогали или мешали людям в их жизненной деятельности. Афина, дочь Зевса, воительница, была покровительницей мудрости и ремесел. Посейдон, брат Зевса — бог морей. Арес — бог войны. Деметра — богиня земли и плодородия, всего, что может произрастать на земле. Гея — богиня земли. Афродита считалась богиней любви свободной, плотской. Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, наук. Артемида, сестра Аполлона, — богиня охоты. Гефест — бог кузнечного ремесла. Гермес — покровитель торговли и путников. Дионис — покровитель растительности, виноградарства и виноделия.

    Все названные — боги высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл — сын Зевса и земной женщины Алкмены.

    Геродот, названный Цицероном «отцом истории», писал и анализировал ее. Великие греческие поэты Гомер и Гесиод установили родословную богов, описали их образы, определили их функции и сложили древнегреческую религию. В ней большое значение имеют представления о загробном мире. Властелином царства мертвых является Аид. У ног Аида находится пес Цербер. Река Стикс девять раз опоясывает царство мертвых, протекает среди трясин и болот. У нее есть два притока: Кокет (река скорби и болезни) и Лета (река забвения). Когда человек умирает, к нему подлетает бог Танатос, отрезает прядь волос и забирает душу. Самая мрачная часть Аида — Тартар — это пропасть, где томятся души особо провинившихся людей.

    Определенные намеки на идею загробного воздаяния все же были. Человека нельзя было оставить без погребения, иначе его душе не найти дорогу в Аид, но это всего лишь ритуал, а не проявление нравственности.

    Представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. Была этическая система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов.

    «Человек есть мера всех вещей», — таков главный принцип мировоззрения древнегреческого философа Протагора. Эта идея стала основополагающей для всей культуры Греции. Этот народ был влюблен в гармонию природы, он стремился во всем увидеть соразмерность. «Золотое сечение» было непреложным знанием для скульптора, художника, архитектора, музыканта.

    Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Музыка по-гречески — «искусство муз». У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже астрономии. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое — космос.

    Музыка

    Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. Через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово — с поэзией и красноречием. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом, устанавливается единство между миром и человеком. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию себя.

    Греки не сводили всю музыку к той, которую создавали их музыканты. Музыка начиналась для них с той великой музыки природы, отражением и фрагментом которой были музыкальные творения человека. Музыка природы не противопоставлялась музыке человека. Основным звуковым фоном античности был шум моря. Тишина спокойного моря, гул и гром волн, обрушивавшихся на берег и на застигнутые бурей корабли, были для греков не только музыкой природы, но и звуковым образом бесчисленных человеческих дел. Музыка природы наполнялась человеческим смыслом. С Паном — богом дикой природы — связывалась музыка лесов и полей. Миф о музыкальном состязании Пана и Аполлона, свирели и лиры, греки осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека.

    В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эв-ридику.

    Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческие поколения. Для каждого возраста предназначались свои хороводы. С печальными песнями хороводы сопровождали похороны. Они посвящались богу Аполлону, а также всем другим богам, кроме Диониса. Связанная с его именем музыка казалась грекам слишком буйной, неуравновешенной, неорганизованной. Но музыка Диониса дополняла жизнь греков.

    Театр

    Соединение противоположностей — грубоватой народной музыки Диониса и аристократической, «ученой» музыки Аполлона — породило греческую драму и греческий театр. Народные песни дали начало основным жанрам драмы и театра, а народный сельский инструмент авлос зазвучал в театре и на празднествах.

    Хоровое пение было для греков основой всей общественной и культурной жизни. Высокая античная трагедия невозможна без напоминания о бесконечности мира, в котором все происходит. Уже здесь отчетливо проявляются глубинные связи музыки и трагедии.

    Театр Греции — древнейший на территории Европы, он достиг своего расцвета в Vв. до н. э. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса. На празднествах пелись дифирамбы. Самого Диониса сопровождала свита, первая часть которой распевала торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия; другая часть пела веселые и часто непристойные песни, из которых родилась комедия. В последующие времена греческий театр заимствовал свои сюжеты из мифологии, через ее форму драматурги Греции отражали современную ему общественную жизнь, высказывали свои политические, философские и эстетические воззрения. Театр в Греции был государственным учреждением, организацию театральных представлений брало на себя государство.

    Актеры пользовались в Греции большим уважением и занимали высокое общественное положение. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были обладать звучным и выразительным голосом, вокальным мастерством. Так как они играли в масках, и мимика была исключена, то они доводили до совершенства пластику тела, жесты.

    Во время театральных представлений все дела города приостанавливались: суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в эти три дня, заключенные под честное слово выпускались из тюрьмы. Спектакли смотрели не только свободные граждане и их семьи, но и домашние рабы. Неимущим гражданам из казны выдавались зрелищные деньги, за вход в театр взималась очень небольшая плата.

    Архитектура

    Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники. Поэтому в архитектуре преобладало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались. Это придавало храмам праздничный, нарядный вид.

    Архитектура греческой классики (Vв. до н. э.) предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики являетсяансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась 13-метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность расчета делают Парфенон безупречным произведением греческой архитектуры. На площади перед Парфеноном находилась еще одна грандиозная статуя Афины-Промахос (Воительницы), олицетворявшей военное могущество и славу своего города. Древнегреческий историк Плутарх говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Древнегреческая скульптура проделала стремительный путь развития.

    Для греков человек был олицетворением всего сущего, поэтому он был почти единственной темой искусства. Овладев передачей движения и свободно стоящей фигуры в пространстве, скульпторы высокой классики создают идеальный образ гармонически развитого человека в его величавой завершенности. Единственное, чего не знала греческая скульптура, это анализа характеров. Лица греческих статуй периода высокой классики мало индивидуализированы, они сведены к общему типу идеальной красоты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба, продолговатый разрез глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волнистые волосы, мягко и плотно облегающие голову.

    Греки считали, что природа прекрасна, и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Жизнь, динамичность, радость, движение видел художник в природной красоте. Греческий скульптор удивлялся живой красоте тела человека так же, как трогательной красоте юного лепестка или молодого побега. Создатели великого искусства, вдохновляясь живой красотой и наполняясь богатством духа, наделяли им свои творения. Глыба мрамора превращалась в ласковые обводы человеческого тела, а в каждый кусочек каменного тела вдыхалась человеческая жизнь. Скульптор своему творению отдавал свою физическую жизнь, свое вдохновение, вдыхал в него свой дух, был духовным донором статуи.

    Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека для них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица. Для нас это удивительно, но на лицах нет выражения. Более того, женские лица, в нашем восприятии, несколько грубоваты, а мужские лица женоподобны.

    Однако греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость. Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нравственного или безнравственного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, т. е. в Греции внешняя красота считалась благом. Например, изображая Силена-Марсия, который, по известной легенде, вызвав на состязание в игре на флейте бога Аполлона, посмел победить его, скульптор мог бы представить наказанного богом победителя в образе молодого юноши, чтобы вызвать сострадание и сожаление о его преждевременной смерти. Но в привязанном на столбе, с содранной кожей, мы видим умирающего старца. Согласно морали: не спорь с богами, в Греции соблюдались нравы почитания традиционных богов. Безнравственный человек изображался в образе безобразного старческого тела. И наоборот, прекрасное, непорочное тело, с точки зрения древних греков, не могло быть у безнравственного человека. Так что тело для греков было и формой выражения нравственной оценки человека. Однако единственное, что оно не могло показать, это жизнь души. Она невидима. Душа находит свое выражение только на лице и только в нем может быть отражена мастером.

    Живопись, Литература

    Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики. Первоначально вазопись былачернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира, в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов.

    Поэзия Греции, дошедшая до нашего времени в небольшом количестве, вела свое начало от музыкальной песенной лирики, исполняемой под аккомпанемент струнного инструмента (кифары) или духового (флейты). Величайшим поэтом не только Греции, но и мировой литературы является Гомер — по преданию, слепой сказитель, создавший два эпических произведения — «Илиаду» и «Одиссею», послуживших источником для многих произведений последующих эпох.

    Лирика греков разнообразна по жанрам: это торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы. Большое место в поэзии занимает любовная лирика. Если любовь — божественная страсть, то Сафо — красноре-чивейшее ее олицетворение. Сафо родилась на острове Лесбос в городе Эресе в 612 г. дон. э. Ее звали Скамандроним. К сожалению, все дошедшие до нас сведения об этой «царице поэтов» так разноречивы и перепутаны, что не представляется возможным нарисовать схожий портрет знаменитой гетеры-поэтессы. Ее страстная натура не могла таить в себе чувств, волновавших ее. Она писала оды, гимны, элегии, эпитафии, праздничные и застольные песни стихом, названным в ее честь «сафическим». Все ее произведения — или призывы к любви, или жалобы на нее, полные страстной мольбы и горячих желаний.

    Боги, даровавшие Сафо благородный и чистый гений поэзии, не позаботились о ее наружности. Она была небольшого роста, очень смуглая, но с живыми блестящими глазами. Лицо поэтессы в моменты высшего вдохновения преображалось и становилось прекрасным. Когда страсть клокотала в Сафо, когда ее трепещущие руки касались лиры, когда гармонические звуки сливались с вдохновенными строфами, когда все ее существо проникалось волнением божественного экстаза и энтузиазма любви, она не могла быть некрасивой.

    Форма ее стихотворений напоминает любовные монологи, по которым легко уследить за разнообразными перипетиями ее страданий. «Ты забываешь меня или любишь другую смертную?.. Ах, хоть бы ветер рассеял удручающее меня горе!»

    Однажды Афродита под видом старухи попросила молодого грека Фаона перевезти ее с Лесбоса на противоположный азиатский берег. Фаон, перевозивший за деньги всех желающих, отказался взять плату с богини, за что она подарила ему чудодейственную мазь, как гласит легенда, превратившую его в красивейшего из всех смертных. Сафо страстно влюбилась в него, но, не найдя взаимности, бросилась с Левкадской скалы в море. По преданиям, тот, кто страдал от безумной любви, находил на Левкаде забвение.

    В честь Сафо вычеканили ее изображение на монетах. Французский публицист Шеве рассказывает, что римляне воздвигли ей статую из порфира работы Селинеона.

    Эсхил, Софокл и Еврипид прославили греческую литературу и театр. В творчестве этих трех великих трагиков театральное искусство достигло своего высшего выражения.

    Кроме лирической поэзии, в Греции зародился роман. Он появился довольно поздно — в Iв. до н. э. Греческий роман оказал бесспорное влияние на формирование европейского авантюрного романа.

    Духовная культура (философия)

    Культура Древней Греции содержит в себе два противоречивых момента: с одной стороны, в религии, в искусстве поклонялись богам, внешней гармонии и формам бытия. С другой стороны, философы призывали искать внутреннее основание мира — субстанцию, видеть внутренний мир человека, его духовную сущность, считать главенствующим в природе Мировой Логос, наделенный всеобщей духовностью. Кроме внешней действительности, и Пифагор, и Сократ, и Платон видели в качестве идеального существование другого мира и другого бога. За это судьи свободным грекам выносили смертный приговор.

    И все же духовная культура Древней Греции формировалась в области философии. Такие имена, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, известны сегодня каждому образованному человеку. Древняя Греция является родиной философии. Древнегреческие философы создали язык философии, сформулировали все существенные вопросы данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, которые в последующих исторических системах развивались более полно.

    Многие из философов были великими пророками, так как они знали всеобщие закономерности Мирового Логоса.

    Полулегендарный Пифагор вел свое происхождение от бога Аполлона, и его почитали как чудотворца. Он впервые ввел в употребление термин «философ», когда на вопрос тирана Поликрата, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости — философ. Учение пифагорейцев обладало огромной известностью и притягательностью, утверждало равенство всех душ перед вечностью. Отсюда следовал запрет уничтожать любое живое существо и множество ограничений, чтобы не совершить никакого насилия и сохранять помыслы человека чистыми, лишенными аффектов.

    Парменид, знаменитый основатель Элгейской школы, автор поэмы «О природе», учил о целостном, едином, неподвижном бытии, которое познаваемо пытливой мыслью человека и никогда не может стать ничем, «небытием», «непознаваемым».

    Философ-софист Протагор считал человека мерой всех вещей, центром общественной жизни и венцом природы. Оказалось, что изворотливая мысль часто сильнее оружия, особенно если владеешь искусством спора — эристикой. Эристике учили за большие деньги софисты.

    Другой известный философ, Демокрит, написал более семидесяти сочинений и был «первым энциклопедическим умом среди греков», философом, математиком, физиком, теоретиком музыки и поэзии, физиологом, медиком. Демокрит первый учил о первичности бытия, состоящего из неизменных, неделимых частиц — атомов, которые он называл «идеями» и духовными сущностями.

    Время уничтожило сочинения Фалеса и Гераклита, Эмпедокла и Парменида, Демокрита и Анаксагора, а знаменитый Сократ не писал вообще трудов, он был завсегдатаем рынков и дружеских собраний. Бедно одетый, босой, небольшого роста, скуластый, с вздернутым носом, толстыми губами и шишковатым лбом, лысый, он напоминал своим обликом комическую театральную маску. Сократ — человек, еще при жизни ставший мифом и легендой, воспитал не менее известного, чем он сам, философа Платона, который впоследствии выразил в своих трудах основные идеи учителя.

    Платон — философ и тонкий стилист одновременно. Сохранилось двадцать три подлинных диалога Платона. В своих произведениях он выражает понимание мира как тройственного.

    Аристотель ученик Платона поставил вопрос о целесообразности в мире и в живой природе, пытался разъяснить развитие мира.

    В IIIв. до н. э. после распада державы Александра Македонского наступила эпоха эллинизма.

    Искусство эллинизма характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры, с наукой и техникой, философией и религией. Кругозор эллинов расширился значительно — это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека — гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». И этот необъятный мир с возникавшими и распадавшимися буквально на глазах огромными державами был лишен гармонии и управлялся не понятными и знакомыми олимпийскими богами, а капризной и своенравной богиней судьбы Тюхе. Мир был новый, и его необходимо было познать, понять и выразить в художественных формах.

    Бурно развивалась архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам: примером могут служить маяк в Александрии высотой 120 м, алтарь в Пергаме, воздвигнутый царем в честь победы над галлами. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий, — мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. В эпоху эллинизма даже в скульптурах богинь утрачивалось былое величие, для скульптора не существовало жестких эстетических норм, он показывал и впалую грудь старого рыбака, и беззубую старуху. Скульпторы, впервые показавшие человека то младенцем, то дряхлым стариком, хотели передать человеческие чувства и в лице, и в фигуре.

    Бросаются в глаза изменения по сравнению со скульптурой высокой классики. Композиция пергамского рельефа утратила ясность, стала запутанной, фигуры так переплетены, что образуют одно сплошное месиво тел, хотя сами тела классически прекрасны. Герои утратили гармонию духа: искаженные страданием лица, глубокие тени в глазницах, змеевидно разметавшиеся волосы — все подчеркивает отчаяние и страдание.

    Эллинистические скульпторы волновали зрителей своими произведениями и находили для этого высокохудожественные формы. Таков «Лаокоон» скульпторов Алессандра, Полидора, Афинадора. Сюжет, почерпнутый из гомеровской «Илиады», — смерть троянского жреца Лаокоона и его сыновей, посланная богами за то, что он возражал против внесения в город знаменитого троянского коня, рассматривается как страшная человеческая трагедия. Однако нередко эллинистические скульпторы обращаются к классическим образцам.

    Последний период греческой культуры (III—Iвв. до н. э.) — эпоха эллинизма — характеризуется широким ее распространением среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Многие страны принимали культуру греков. Закат эллинизма связан с развитием искусства античного Рима.

    Греческая цивилизация, греческая культура оказала огромное воздействие на искусство Египта и стран Востока.

    1. Грот Дж. История Греции.М. – «Росмэн», 1992.

    стр. 57

    1. Борзова Е.П.- История мировой культуры - СПб: "Лань", 2001

    стр.255-281

    1. Пигалев А.И.-Культурология- Волгоград: "Либрис", 1999

    стр. 12-95

    < Предыдущая Следующая >
     

    referat.hhos.ru


    Смотрите также