Среднее царство (около 2065-1785 гг. до н. э.). Царства древнего египта
Древнее царство (Древний Египет) - это... Что такое Древнее царство (Древний Египет)?
Древнее Царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий.
В это время в Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Развитие государства
Социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.
Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила. Египтяне пытались приручать для откормки антилоп, газелей, козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей, журавлей.
Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство.[1]
При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примеси олова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудие быстро изнашивались. Железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило.[2]
Хронология Древнего царства
Дата Событие
ок. 2707 — 2690 до н. э.
Правление фараона Санахта (III династия). Основание Древнего царства.
ок. 2707 — 2150 до н. э.
Древнее царство в Египте (III—VI династии) и первый его расцвет. Сформированные архаические отношения с натуральным хозяйством и «рабовладельческое» государство (рабов относительно немного, преимущественно военнопленные), регулярная армия отсутствует. Доминирование поклонения эннеады бога Солнца Ра (храм в Гелиополисе), вытеснившего более древнего бога Атума. На почве гелиопольской системы верований складывается дальнейшая абсолютизация власти фараона, начиная с IV династии, почитаемого как сын Ра и земное воплощение Гора. Быстрое развитие культуры, основанной на вере в потустороннюю жизнь, и искусств. Создаются знаменитые древнеегипетские пирамиды и многие храмы. Начало проникновения египтян на Синай, в Ливию, Финикию (порт Библ становится центром египетской торговли) и Палестину.
ок. 2690 — 2670 до н. э..
Правление в Египте фараона Джосера — «Золотой век» Древнего царства в Египте. Создание придворными учеными первого солнечного календаря. Деятельность ученого, зодчего и лекаря жреца Имхотепа, по планам которого построена первая шестиступенчатая пирамида — Джосера в Саккаре (близ Мемфиса).
ок. 2670 — 2663 до н. э.
Правление фараона Сехемхета.
ок. 2663 — 2657 до н. э.
Правление фараона Хаба.
ок. 2657 — 2639 до н. э.
Правление фараона Хуни. Последний фараон III династии.
ок. 2613 — 2467 до н. э
IV династия египетских правителей. Сильное централизованное государство, позволившее построить великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хафры и Микерина) — первые из семи чудес света. Культ Ра, объявленного отцом фараонов, становится государственной религией.
ок. 2613 — 2589 до н. э.
Правление фараона Снофру.Подъем могущества Египетского государства. Сооружение «Ромбовидной» и «Розовой» пирамид в Дашхуре.
ок. 2595 до н. э.
Египетский фараон Снофру предпринимает один из первых успешных походов в Нубию, принесший большое количество пленных.
ок. 2589 — 2566 до н. э.
Правление фараона Хуфу (Хеопс). Возведение по планам зодчего Хемиуна гладкосторонней Великой пирамиды на плато в Гизе (Эль-Гизе) высотой 146,6 м (ныне 136 м).
ок. 2566 — 2558 до н. э.
Правление фараона Джедефра. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш.
ок. 2558 — 2532 до н. э.
Правление в Египте фараона Хафры (Хефрена). Построена вторая по величине пирамида Гизы. Создан Великий Сфинкс.
ок. 2532 — 2503 до н. э.
Правление фараона Микерина (Менкаура). Построена третья пирамида в Эль-Гизе.
ок. 2503 — 2498 до н. э.
Правление фараона Шепсескафа. Последний фараон IV династии.
ок. 2494 — 2345 до н. э.
Правление фараонов V династии.
ок. 2494 — 2487 до н. э.
Правление фараона Усеркафа. Строит пирамиду в Саккара, вблизи пирамиды Джосера.
ок. 2487 — 2475 до н. э.
Правление фараона Сахура.
ок. 2475 — 2465 до н. э.
Правление фараона Нефериркара Какаи.
ок. 2465 — 2460 до н. э
Правление фараона Шепсескара.
ок. 2460 — 2458 до н. э.
Правление фараона Неферефра.
ок. 2458 — 2422 до н. э.
Правление фараона Ниусерра.
ок. 2422 — 2414 до н. э.
Правление фараона Менкаухора.
ок. 2414 — 2375 до н. э.
Правление фараона Джедкара Исеси.
ок. 2375 — 2345 до н. э.
Правление фараона Униса — последний фараон V династии. Появление «Текстов пирамид».
ок. 2345 — 2150 до н. э.
Правление фараонов VI династии.
ок. 2345 — 2337 до н. э.
Правление фараона Тети.
ок. 2337 — 2335 до н. э.
Правление фараона Усеркара.
ок. 2335 — 2285 до н. э.
Правление фараона Пепи I. При помощи нубийских наемников покорена Южная Сирия до горы Кармель.
ок. 2300 до н. э.
Создание египетской иератической (жреческой) письменности — упрощенной версии иероглифической.
ок. 2285 — 2279 до н. э.
Правление фараона Меренра I.
ок. 2278 — 2184 до н. э.
Правление фараона Пепи II, длившееся 94 года, — длиннейшее в истории.
ок. 2184 — 2183 до н. э.
Правление фараона Меренра II.
ок. 2152 — 2150 до н. э.
Правление царицы Нитокрис (Нейтикерт) — конец Древнего царства.
Период Древнего Царства сменяет Среднее царство, этот рубеж датируется между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.
Примечания
↑ Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 160. — 801 с.
↑ Всемирная история / под ред. Жукова Е. М.. — М: Мысль, 1956—1965. — Т. I. — С. 161. — 801 с.
Ссылки
dal.academic.ru
История Среднего царства (Древний Египет)
Тотчас после долгого периода волнений, который заканчивается к 2000 г. до н. э., благодаря фиванским номархам, в Египте восстанавливается единство власти и начинается история Среднего царства. Эта реставрация, начатая правителями нома со времени правления гераклеопольских царей, была делом не какого-то одного фараона, а целой династии, XI, которая правила параллельно с X Гераклеопольской. Последняя пришла на смену IX, также из Гераклеополя, основанной Хети I. В то время как гераклеопольцы были озабочены главным образом Дельтой, потому что никак не могли выдворить оттуда бедуинов, первые фиванские вожди повернулись к Нубии. Благодаря двум этим параллельным действиям на Севере и на Юге, готовилось объединение Египта. Роль основательницы Среднего царства, XI династии, будет состоять в том, чтобы завершить объединение страны.
Среднее царство – XI династия фараонов
XI династия (примерно 2160-2000 гг. до н. э.). Происходящие от фиванских номархов Ментухотепы первыми присвоили себе титулы царей Верхнего и Нижнего Египта. До последнего времени считалось, что существовало пять фараонов этого имени. В результате длительной аналитической работы с источниками, сейчас, как правило, предполагают, что их было на самом деле только трое, и что умиротворить Египет удалось Ментухотепу I (2065-2015 гг. до н. э.). О последних царях XI династии, Ментухотепе II и Ментухотепе III, известно лишь то, что они правили недолго.
Погребальный храм Ментухотепа II в некрополе Фив. Среднее царство
Главным делом XI династии, с которой и начинается история Среднего царства, было объединение страны, но этим она не ограничилась. Ограничив автономию провинций, которая развилась во время Первого переходного периода, и восстановив центральную власть, Ментухотепы возобновляют политику экспансии в Нубии, где они, по-видимому, дошли до 2-го порога. Они также обустроили дорогу из Вади в Хаммамат, соединявшую Египет с Красным морем и служившую точкой отправления экспедиций к Синаю и в «страну Пунт». Эта дорога пересекает аравийскую пустыню, по ней цари XI династии отправляли военные экспедиции для усмирения кочевников, бороздивших страну из конца в конец, и приведения в порядок колодцев с водой.
Рельефное изображение Ментухотепа III. Среднее царство
Среднее царство – XII династия фараонов
XII династия (2000-1785 гг. до н. э.). Неизвестно, как именно происходил переход от XI к XII династии, но тот факт, что при последних царях XI династии упоминается визирь по имени Аменемхет, и именно это имя взял себе основатель новой династии, дает нам основание предполагать, что был совершен захват власти. XII династия, которая начинает править приблизительно в 2000 г. до н. э., одна из наиболее прославленных в истории Среднего царства и всего Древнего Египта. При ее правлении Египет не только поддерживает внутреннюю стабильность, но уверенно чувствует себя и за пределами страны, чего, скорее всего, не было даже во времена великих фараонов IV династии. Будучи фиванской по происхождению, XII династия тем не менее снова обосновалась в районе Мемфиса, откуда она могла легче управлять всей страной.
Аменемхет I (2000-1970 гг. до н. э.) занимался, по-видимому, в основном управлением. Чтобы захватить власть, ему, возможно, пришлось опереться на провинциальную знать, что объясняет новую волну ее независимости. Возможно, он уже занимался защитой восточной границы Египта, но эту работу закончат главным образом его преемники. В Нубии Аменемхет I дошел до Короско. Его правлению внезапно положил конец дворцовый заговор. Его сын находился в то время в Ливии во главе армии, но смог вовремя вернуться в Египет и взять управление страной в свои руки.
Сенусерт I (1970-1936 гг. до н. э.). Сенусерт I продолжил политику своего отца в Нубии. Он продвинулся до 3-го порога и овладел золотыми рудниками этого района. Чтобы дойти до этих рудников, ему нужно было начинать с Вади-Халфа. Чтобы обеспечить безопасность похода, Сенусерт повелел построить крепость в Бухене. Во избежание повторения трагических событий, отметивших конец правления его отца, Сенусерт еще при своей жизни привлек к управлению страной своего старшего сына, и его примеру последовали его преемники.
Аменемхет II и Сенусерт II правили достаточно благополучно, но их правление, к сожалению, весьма скудно отражено в документах.
Сенусерт III (1887-1850 гг. до н. э.) был одним из самых великих фараонов Среднего царства, и память о нем, со временем приукрашенная, лежит в основе множества легенд, собранных греками. Завоеватель по характеру, он продвинулся до Палестины; в Нубии продолжил дело Аменемхета I и Сенусерта I, которые, видимо, недооценили значение этой области для Египта. За четыре кампании Сенусерту III удалось выправить ситуацию, он позаботился также о защите завоеванной Нубии, занимаясь строительством крепостей.
Фараон Сенусерт III. Среднее царство
Автор изображения – Einsamer Schütze
Аменемхет III (1850-1800 гг. до н. э.), пользуясь спокойствием, обеспеченным военными кампаниями своего отца, занимается, по-видимому, главным образом сельским хозяйством и экономикой страны в целом.
XII династия заканчивается бесславным правлением царя и царицы Аменемхета IV и Нефрусебек, о которых мы не знаем ничего, кроме того, что при них династия очень быстро шла к закату.
Краткое изложение истории правления фараонов XII династии, которое мы только что набросали, не отражает всех причин успехов этого правления внутри страны и за ее пределами. Одно несомненно: процветание страны в тот период – общая заслуга всех царей XII династии. Если Аменемхет I был вынужден слегка ослабить связи, соединяющие номархов с фараоном, то это ослабление было все же непродолжительным, и при Сенусерте III царский авторитет снова становится абсолютным, до такой степени, что должность номарха отменяется. Прочная власть фараонов, таким образом, восстанавливается в Среднем царстве. XII династия старается извлекать максимальную выгоду из обработки плодородной земли, в частности земли Фаюма, правители которого создали настоящий рукотворный оазис и возвели рядом с ним свои резиденции. Фараоны XII династии были также великими строителями, и Египет именно им обязан ансамблем крепостей на Юге и Востоке, который защищал их от врагов. Дворец Аменемхета III в Хаваре был столь впечатляющим, что породил даже греческую легенду о лабиринте. В том, что касается отношений с другими странами, связи с Сирией и Библом, по-видимому, были в историческую эпоху Среднего царства тесными и дружескими. Не исключено, что при XII династии Финикия управлялась египетским наместником. Синай постоянно эксплуатировался Египтом, и египтяне Среднего царства совершали торговые экспедиции в «страну Пунт». На Юге Египет расширил свои границы до Семне (в 70 км к югу от Вади-Халфа), где для защиты от вечно беспокойных суданских племен была возведена настоящая укрепленная зона высокой степени сложности. Именно опираясь на мощные крепости вокруг 2-го порога, цари XII династии могли отправлять торговые экспедиции вглубь Судана. Центр Керма к югу от 3-го порога сохранил в своих строениях и на древнем уровне следы этой активности. Об отношениях с Критом, о существовании которых с периода Среднего царства делали предположения некоторые историки, еще очень мало известно, однако вполне возможно, что они велись – благодаря посредничеству Финикии.
Фараон Аменемхет III. Среднее царство
Автор изображения – Marcus Cyron
Таким образом, Древний Египет Среднего царства с сильной внутренней организацией, защищенный системой укреплений на Юге и Северо-Востоке, не опасается нападений извне. Система безопасности базировалась, с одной стороны, на центральной власти фараонов Среднего царства, а с другой – на слабости азиатских врагов Египта. Но, увы, за несколько лет два этих важнейших условия египетской безопасности исчезнут.
rushist.com
Древний Египет | Расцвет Среднего царства Древнего Египта
Развитие производительных сил в период расцвета Среднего царства.
В области развития производительных сил в период расцвета Среднего царства были достигнуты значительные успехи. Прежде всего следует отметить, что от времени XII династии сохранилось некоторое количество предметов, в том числе орудий производства, из сплава меди с оловом, где доля последнего настолько значительна, что нельзя назвать сплав иначе, как бронзой. Некоторые сделанные из неё статуэтки можно отнести и ко времени накануне XII династии.
Однако подавляющее большинство найденных металлических предметов периода Среднего царства было изготовлено из меди без искусственного приплава (Во времена Древнего царства употреблялась медь в её естественном виде, без искусственного приплава. Те несколько медных предметов, которые принимались за изделия Древнего царства и в которых была найдена значительная примесь олова, нуждаются в проверке, действительно ли они так стары. Слово, которое принято переводить как «бронза», известно как будто Древнему царству, но первоначальное значение этого слова было, по-видимому, шире: ещё при XII династии в эфиопские рудники отправлялись за так называемой «бронзой», хотя ясно, что там добывали руду, а не металл и не искусственный сплав). Виды орудий в Среднем царстве заметно множились и совершенствовались. Попадаются новые виды режущих орудий, одно из них довольно сложного устройства. Металлическая часть топоров того времени была значительно больше, чем в старину, и она была прочнее прикреплена к топорищу.
Однако каменные орудия продолжали бытовать и в Среднем царстве. В городских развалинах времени XII династии, неподалёку от тогдашней столипы и совсем рядом с царской пирамидой, были найдены кремнёвые топоры, тёсла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была найдена кожаная сумка, в которой — совсем как в давние времена — лежали бок о бок остатки медных орудий, куски кремнёвых ножей и кремнёвые ножички. В двух гробницах времени XI и XII династий — правда, несколько поодаль от столицы — было изображено производство кремнёвых ножей. Эти факты указывают на известную застойность техники в рабовладельческом обществе Египта.
Тем не менее при XII династии начинает отчётливо намечаться новая отрасль ремесла — стеклодельная.
С началом XII династии, в результате воссоединения всей страны, значительно улучшилось состояние оросительной сети. Известия о голоде резко сокращаются. К концу XII династии удалось путём осушки отвоевать большие пространства плодородной земли около озера, лежащего у стыка Верхнего и Нижнего Египта в западной пустыне, в местности, которая ныне называется Фаюм. Когда после XII династии наступила пора нескончаемых смут, последовал новый упадок оросительного хозяйства: в надписях с этого времени вновь учащаются упоминания о голодных годах.
В области техники земледелия во времена XII династии есть указания на появление плугов, предвосхищающих плуги Нового царства с отвесными рукоятками. Изображения времени XII династии говорят о нововведении и в скотоводстве: наряду с древней породой баранов с развесистыми рогами появляется новая порода, с подогнутыми рогами; этой породе суждено было со временем заменить первую.
При XII династии внешние связи Египта расширились. Месторождения меди и бирюзы на Синайском полуострове были при XII династии испещрены египетскими надписями. Около некоторых месторождений надписи появились тогда впервые. Впервые же в начале XII династии мы слышим о разработке египтянами медных рудников в Северной Эфиопии, между Нилом и Красным морем. Груды отходов, оставшихся от того времени в разных рудниках, свидетельствуют о значительных размерах добычи в них меди.
Золото, которым щедро пользовались в Среднем царстве, добывалось теперь не только в Верхнем Египте — в Восточной пустыне, но также и в Эфиопии. Золотых дел мастера достигли к концу XII династии изумительного мастерства в изготовлении уборов. Судя по находкам, во времена Среднего царства стали употреблять, как будто, больше серебра, чем во времена Древнего царства.
Тесными стали связи с поставщицей отборного леса — Финикией, где город Библ стал настолько египетским, что иные его правители приказывали надписывать по-египетски свои печатки и утварь, величая себя тем же званием, что и номархи в Египте.
Поддерживались связи с Северным Средиземноморьем. Во времена Среднего царства в Египте пользовались критской посудой, а на Крите — египетскими изделиями.
Общественные отношения. Развитие рабовладения
Памятники времени расцвета Среднего царства позволяют составить представление о положении эксплуатируемых масс и о характере эксплуатации того времени. Наиболее важными являются здесь две черты: это, с одной стороны, значительное развитие рабовладения в хозяйствах частных лиц; с другой стороны — изменение в положении земледельцев.
В Среднем царстве рядовые должностные лица и даже вовсе не чиновные лица часто располагали принадлежавшими им людьми. У знати, конечно, людей было не в пример больше — один сановник XII династии взял с собой в каменоломни только кравчих 50 человек,— но и у простых смертных число принадлежавших им людей бывало довольно значительным.
Одни из них прислуживали своим хозяевам и назывались чашниками, кравчими, провожатыми, другие были земледельцами, садовниками, пекарями. пивоварами, прачечниками и т. д. Слуги и работники, каждый за своей работой, изображены на стенах хозяйских гробниц, на хозяйских заупокойных плитах, а также в виде деревянных фигурок, ставившихся в гробницы для того,чтобы они служили умершему.
В росписях усыпальниц знати работники обычно трудятся сообща под открытым небом или в мастерской; фигурки тоже бывают соединены вместе, изображая ткацкую, столярную мастерскую, пекарню и т. д. Часто работники прямо названы рабами. Обыкновенно это рабыни; мужчины-рабы упоминаются реже Рабыни встречаются часто и у лип нечиновных, а у богачей их бывает помногу.
Нередко частные лица имели, как указывают памятники, «сирийцев», которых, конечно, надо отнести к рабам На одном из памятников мы видим двух сирийцев, занятых в личном хозяйстве некоего служащего при верховном сановнике то уборкой урожая (мужчина жнёт, женщина подбирает колосья), то пивоварением.
Войн во времена Среднего царств» велось довольно много, и значительная часть иноплеменных рабов происходила, вероятно, из пленных. В повествованиях о войнах XII династии с западными соседями — ливийцами и южными эфиопами — прямо говорится, что эти войны сопровождались захватом не только скота, но и пленных. Сохранилась купчая на сирийцев-рабов: двух женщин и детей. От времени XII династии имеются два завещания, в одном из которых служащий передавал своих людей брату-жрецу, а в другом — уже этот брат передавал 4 «головы» своей жене. Рабов завещали, пореза вещали и разрешали получателю передавать любому из своих детей. «Головы» жаловал и фараон. Один из сподвижников воинственного царя XII династии Сенусерта III рассказывал, что при зачислении его в царские телохранители он получил 60 «голов», а при производстве ц начальники телохранителей после эфиопского похода — ещё 100 «голов». В сказке человек, назначенный телохранителей, наделялся «головами». При этом «головы» в обоих случаях жалуются без земли, хотя в жизнеописании одного из деятелей того времени мы читаем о награждении его 20 «головами», а также 50 ару рама, т. е. свыше 13,67 га пашни.
Однако в то же время царское хозяйство, номархи и частные липа эксплуатировали людей, которых нельзя отнести к рабам.
От начала XII династии в двух договорах номарха со жрецами местных богов говорится, что свою долю в пользу жрецов будет вносить «всякий его земледелец из начатков поля своего». Если он мог давать такие обещания жрецам, то ясно что хозяйство номарха зиждилось в какой-то мере на труде земледельцев, возделывавших каждый свой участок земли.
С наступлением Среднего царства в положении земледельцев произошли некоторые изменения. «Царские» люди. известные нам во времена Древнего царства в качестве лиц, привлекавшихся в страдную пору в личное хозяйство номархов, теперь нередко встречаются в частных хозяйствах.
В гробнице одного сановника конца Среднего царства перечислены в составе его челяди 20 «царских» людей. Подобные надписи встречаются и на некоторых других памятниках. Что это были земледельцы, доказывает употребление соответствующего обозначения для них во времена непосредственно до и после Среднего царства. «Царские» люди — общее обозначение свободного земледельческого населения Египта в первой половине Нового царства. Весьма вероятно, что «царскими» назывались земледельцы и во времена Среднего царства.
«Отряды», как и встарь, имелись на кораблях, но нет как будто памятников, которые говорили бы об отрядах в полеводстве, как мы наблюдали это в Древнем царстве, или хотя бы о начальниках, руководителях, наставниках, писцах таких отрядов.
Некоторые перемены произошли в период Среднего царства в положении ремесленников. Если в Древнем царстве лишь отдельные мастера достигали сравнительно обеспеченного положения, то в Среднем царстве такие ремесленники встречаются чаще. От простых ремесленников, таких, как прачечник, пивовар, горшечник, каменотёс, золотых дел мастер, медник и т. д., дошли каменные плиты с надписями и изображениями и даже надписанные изваяния.
Ремесленники объединялись по роду занятий и в совокупности представляли определённую общественную силу. Каменотёсы составляли даже особое «войско» с развитым управлением и подразделениями.Должностные лица, в частности начальники ремесленников, судя по изображениям на их памятниках, не гнушались обществом простых мастеров, даже иной раз состояли с ними в родстве. Начальники ремесленников сами были знатоками своего дела, и некоторые из них, как и простые ремесленники, перенимали ремесло у своих отцов, другие же были детьми мелких должностных лиц или дальней роднёй высокопоставленных людей.
Но в целом для всего периода Среднего царства противоположность между верхами и низами общества была разительной. Её можно воочию наблюдать по развалинам города около одной из царских пирамид середины XII династии (у нынешнего Эль-Лахуна у входа в Фаюмский оазис). Трудящееся население жило невероятно скученно, в жилищах из нескольких крошечных каморок, тогда как каждый богатый дом представлял собой сложный комплекс из многих десятков небольших помещений и нескольких помещений покрупнее.
К сожалению, по развалинам этого поселения при пирамиде нельзя себе составить ясного представления о бытовых условиях, в которых находились средние слои горожан. А эти слои приобрели теперь известное значение в жизни общества. Памятники пестрят именами нечиновных «жителей города». Они бывали роднёй не только мелких, но и значительных должностных лиц, отцами и сыновьями сановников.
Было бы, конечно, неправильно представлять себе «города» Среднего царства городами в нашем смысле. И город и селение, возможно, представляли собой общину. От начала Среднего царства сохранились намёки на существование в городах советов должностных лиц. От конца Среднего царства до нас дошло судебное дело о передаче рабыни вместе с её земельным участком городу Элефантине,—следовательно, «городская» община в то время представляла собой юридическое лицо, владевшее рабами и землёй.
Царское хозяйство, конечно, продолжало существовать и в период Среднего царства. Столь характерное явление для Древнего царства, как продовольственные и вещевые выдачи из царского хозяйства, продолжались и в Среднем царстве. От второй его половины сохранились части придворных приходо-расходных книг и иные счётные записи. По ним можно видеть, какие люди постоянно или от случая к случаю пользовались государственными продовольственными выдачами. Это были простые люди — ремесленники, слуги, а также телохранители, второстепенные должностные лица, второстепенные и самые высокие сановники, члены их семей, даже члены царской семьи, жившие своим домом. Лица, состоявшие при храме, также получали продовольствие из царского хозяйства.
Тем не менее во вторую половину Среднего царства получают дальнейшее развитие товарно-денежные отношения.
В конце Среднего царства мерилом стоимости стало служить золото: сановник платит другому «золота 60 дебен — золотом, да медью, да одеждой (и) зерном», т. е. уплачивает золотом, медью, одеждой и зерном общую сумму в 60 дебен золота (дебен = 91 г). В начале XII династии мы узнаём, что в одном случае за услуги было заплачено «серебром, золотом, медью, притиранием, одеждой, нижнеегипетским ячменём, пшеницей». Из этой последовательности можно сделать вывод, что серебро тогда ещё ценилось дороже золота. К концу же Среднего царства оно было уже дешевле золота в два раза. По-прежнему имели место зерновые ссуды, и сделки по поводу зерновых ссуд носили, можно предположить, ростовщический характер.
Государство времени расцвета Среднего царства
Расцвет Среднего царства относится ко времени XII династии, которая воцарилась около 2000 г. до н. э. и обладала прочной властью до начала XVIII столетия до н. э. За два с лишним века сменилось всего лишь восемь фараонов: Аменемхет I, Сенусерт I, Аменемхет II, Сенусерты II и III, Аменемхеты III и IV, фараон-женщина Нефрусебек. Аменемхет I обосновался не в Фиванской области, а на севере, на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, в крепости, многозначительно именовавшейся «захватившей обе земли» («Иттауи»). Эта крепость и стала столицей XII династии. Она была расположена неподалёку от древнего Мемфиса (около нынешнего селения Лишт), а немного южнее находилась «Земля озера», нынешний Фаюм, где при XII династии, как ужа говорилось, у озера путём осушки были отняты большие площади плодоносной земли и был создан новый, богатый плодородной землёй округ.
Укреплению царской власти при XII династии способствовали победоносные войны с соседями, вылившиеся на юге в завоевательные войны. Эфиопия, золотые рудники которой были теперь хорошо известны и манили к себе египетских завоевателей, подвергалась нашествию египтян ещё при первых двух царях новой династии; однако окончательное подчинение Северной Эфиопии произошло при Сенусерте III. Несколько походов и создание мощных крепостей у вторых порогов Нила закрепили Северную Эфиопию за Египтом.
Доступ зарубежным эфиопам в новоприобретённые владения фараона был дозволен только для торговли или в порядке посольства. О том же Сенусерте III известно, что он ходил войной на Палестину; неясно, однако, в какой мере такое вторжение сопровождалось подчинением этой страны. Как бы то ни было, слава фараона-воителя надолго его пережила. В Новом царстве его считали местным богом египетской Эфиопии. Позднее предание, слив с его именем смутные воспоминания об египетских завоевателях времени Нового царства, создало баснословный образ покорителя полумира Сенусерта, по-гречески — Сесостриса.
Однако и при могущественном Сенусерте III, как и при его предшественниках, на местах попрежнему сидели владетельные номархи. Хотя иной из них и был посажен в свою область царём — известен случай, когда область была нарочно выкроена для одного царского сподвижника,— власть номарха была наследственной, переходила от отца к сыну или от деда по матери к внуку, и царь только утверждал нового владетеля. Один номарх изобразил в своей гробнице 59 владетельных предков. Ещё при Сенусерте I номарх мог вести летоисчисление не только по годам царского, но и своего собственного правления.
Обыкновенно номархи состояли одновременно начальниками местного жречества и сами бывали верховными жрецами местных божеств. Номархи возглавляли войско своей области. Они управляли в своих номах как пашнями, так и находившимся там стадом царя; подати в пользу царского дома проходили через их руки. Хотя «дом (хозяйство) номарха», как должностного лица и его «отчий дом», а также «стадо царя» и «стадо номарха» строго различались, всё же номархи и при XII династии были и оставались могущественными людьми. Сила и богатство их не только не уменьшались, но, напротив, возрастали вплоть до времени правления фараона Аменемхета III. Гробницы одного номарха при Сенусерте II и другого номарха при Сенусерте III были богаче гробниц предшествующих правителей тех же номов. В гробнице второго номарха, современника Сенусерта III, изображена доставка из близких каменоломен в столицу области алебастрового изваяния номарха вышиной до 7 м; в доставке принимали участие, т. е. волокли изваяние на санях, воины нома и жрецы.
Наряду с номархами имела большое значение придворная, служилая знать, которая и была главной опорой новых фараонов.
При дворе толпились, как и во времена Древнего царства, «друзья» фараона, в высшем управлении сидели «начальники обоих белых домов», «начальники обоих домов золота», «начальники обеих житниц», «начальники работ» и т. д. По-прежнему верховный сановник, он же градоначальник столицы, возглавлял суд и часто совмещал в своём лице управление разными ведомствами, кроме военного.
Кем были высшие должностные лица по своему происхождению? Рядом с представителями местной знати при дворе и во главе общегосударственного управления можно было видеть много людей иного происхождения. Были сановники, унаследовавшие свои должности от отцов, т. е. представители потомственной столичной знати, были и такие, в ком можно видеть людей неродовитых. Это были представители служилой знати, обязанные своим положением и всеми житейскими благами фараоновской власти. Об их настроениях можно составить себе представление по словам начальника казны при Аменемхете III: «Даёт он (т. е. царь) пищу тем, кто в сопровождении его, питает он следующего по пути его; пища — это царь, избыток — это уста его». От усиления власти паря такие лица могли только выиграть, и фараоны могли опираться на них в борьбе с номовой знатью. Царская власть находила опору и у приближённого воинства, охранявшего царя.
Вооружённые силы Среднего царства набирались среди массы населения путём очередных выборочных призывов молодёжи. К египетскому воинству добавлялись иноземные части, состоявшие главным образом из северо-эфиопских воинов. Вооружение войска составляли лук и стрелы у стрелков, щиты, копья, секиры или палицы у других бойцов. Как кажется, нововведением Среднего царства было передвижное прикрытие, из-под которого двое воинов длиннейшим копьём разили врага на мощных крепостных стенах.
Войско в значительной своей части находилось под начальством номархов, образуя номовые вооружённые силы; в прямом подчинении у них было и большинство второстепенных государственных служащих.
Но при XII династии мы видим и особое войско, состоявшее непосредственно при особе фараона. Это были телохранители, называвшиеся, как и слуги больших господ, «провожатыми», в данном случае — «провожатыми властителя». Состав царских телохранителей был неоднороден: кое-кто был, по-видимому, из числа знати, но большинство, судя по имеющимся данным, было незнатного происхождения. Номархи тоже имели своих вооружённых «провожатых», но они, бесспорно, не могли одаривать их так щедро, как фараон, который жаловал своим телохранителям по нескольку десятков людей («голов») и награждал их золотым оружием. Иной, как будто неродовитый, «провожатый властителя» чувствовал себя важным лицом, а сподвижник Сенусерта III, выслужившийся из телохранителей в «наставники» телохранителей, имел высокие звания вельможи. Он же называл себя «тем, кому придал владыка обеих земель его значение». На таких воинов фараон мог рассчитывать в борьбе с местной знатью.
Внутренняя борьба в обществе Среднего царства была напряжённой даже в самую «спокойную» пору, во времена XII династии. Цари XII династии ещё при жизни назначали своих наследников соправителями, и они принимали при жизни отца царский титул. Фараоны постоянно заботились о своей безопасности. Столица XII династии была крепостью, её название «Иттауи» обводили знаком, изображающим крепостную стену.Учреждение отряда телохранителей было прежде всего мероприятием по охране фараона. На Аменемхета I было совершено ночное нападение в его собственной опочивальне, которое, повидимому, стоило ему жизни, несмотря на упорную самооборону.: По Манефону, Аменемхет II был убит придворными евнухами, но возможно, что Аменемхет II спутан тут с Аменемхетом I.
Цари чувствовали ненадёжность своего окружения и везде видели опасность. Ещё в пору Х династии фараон в своём поучении сыну наставлял укрощать толпу, так как бедняк-де мятежен, истреблять смутьяна, опасного числом своих приверженцев. В уста Аменемхету I было вложено поучение сыну, советовавшее ему вообще никому не доверяться. Сыск получил в это время небывалое значение. Один высокопоставленный сановник, похваляясь, называл себя тем, кто стоит «над тайной дворца при допросе скрытного сердцем», «узнающим мужа по высказанному им», тем, «кому утроба обнажала то, что в ней», и т. д. Другой сановник, современник Сенусерта II, называл себя «доверенным царя в подавлении смутьяна», ему тоже «утробы» людей открывали своё содержимое. Ещё один был «языком царя в испытании людей, в наказании строптивого сердцем». Верховный сановник и судья при Сенусерте I назывался «смиряющим восстающего на царя». Восторженный приверженец Аменемхета III восклицал: «Нет гробницы восстающему на его величество, труп его (т. е. мятежника) — то, что кидается в воду».
К середине Среднего царства можно приурочить составление дошедших до нас многочисленных письменных проклятий врагам фараона, не только внешним, но и внутренним.
Неспокойно было не только вокруг фараона. Как и в дни XI династии, номархи совершали свои выходы и поездки в сопровождении вооружённой охраны, у них тоже были свои вооружённые «провожатые». При Сенусерте I номарх так рассказывал о себе в своей надписи: «Я — устраняющий гордость из высокомерного, заставляющий умолкнуть велеречивого, так, что он (больше) не говорит. Я —наказывающий тысячи мятежников, любовь области моей, ярый сердцем, (когда) он видит всякого преступника. Я — прогоняющий грабителя из области своей…». В номах, как видно, тоже было неспокойно, если мятежников исчисляли «тысячами».
Об Аменемхете I говорили, что он устранил в стране «грех», восстановил захваченное одним городом у другого и заставил их знать свои границы. Но то же самое затем говорилось и о Сенусерте II, царствовавшем век спустя. И при Аменемхете I и в конце правления Сенусерта I некоторые номархи изображали на стенах своих гробниц битвы между египтянами — вплоть до осады крепостей,— по примеру своих владетельных предшественников времени XI династии.
Боязнь расправ была настолько остра, что один придворный, по имени Синухет, ходивший с будущим Сенусертом I в ливийский поход, только услышав про смерть Аменемхета I, от одной мысли о возможной смуте после смерти царя сейчас же бежал из стана царевича и Сирию. Об этом рассказывает его художественно обработанное жизнеописание — так называемый «Рассказ Синухета»; нет никакой причины сомневаться в возможности рассказанного происшествия.
Пора наибольшего могущества государственной власти в период Среднего царства совпадает с правлением Аменемхета III. Мало что известно о его долгом царствовании, несмотря на то, что памятников от этих лет дошло немало. Он один оставил сооружение, которое можно сравнить с памятниками времени Древнего царства. У самого входа на «Землю озера» (Фаюм) воздвигнуто было громадное по площади каменное здание, состоявшее из многих палат, тысяч комнат и переходов с перекрытиями из исполинских плит. От всей постройки остались одни смутные следы да разрозненные обломки, но ещё греки дивились ей не меньше, чем великим пирамидам. Позднее греки называли её «Лабиринтом». Сооружение погибло, и сейчас трудно определить, чем оно было на самом деле, но возможно, что это был царский поминальный храм с особыми отделениями для богов номов. Повидимому, объединяя божества номов в одном храме вокруг особы царя, желали покрепче привязать сами номы к общеегипетской фараоновской власти.
Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Как видно, Аменемхету III удалось сломить могущество номархов. Это, однако, не уничтожило сложных общественных противоречий, раздиравших общество Египта во времена Среднего царства. Мы уже говорили, что, как свидетельствуют памятники, и фараоны и местная знать всё время были в тревоге — враги или мятежники постоянно угрожали их власти. При остроте общественных противоречий, при неустойчивости политического положения в стране достаточно было незначительно поколебаться государственной власти, чтобы все противоречия обнаружились с огромной силой.
После Аменемхета III — последнего и единственного царя времени Среднего царства, сколько-нибудь напоминавшего могущественных фараонов Древнего царства,—на престоле промелькнули два недолговечных правителя, из которых вторым была женщина, и XII династия пресеклась.
Вернуться к содержанию рубрики Древний Египет
www.mysterylife.ru
Новое Царство Древнего Египта
В большинстве книг по истории Древнего Египта после периода Древнего Царства следует 3-й переходный период (1070 – 712 до н.э. или 1070 – 525 до н.э.) , состоящий из XXI — XXIV и XXVI династий. Следующие за ним годы безвластия описываются как время государственного упадка власти и хаоса (712 – 332 до н.ж. или 525 – 332 до н.э.).
В течение так называемого третьего переходного периода существовало несколько центров управления государством: в Танисе в дельте Нила, где находились цари XXI и XX династий, номинально управляющие государством, но по сути делили власть с фиванскими первосвященниками и представителями местное самоуправления, которые относили себя к XXIII и XXIV ветви царской власти.
Третий переходный период Нового Царства, напротив, был обозначен как время относительного мира и стабильности. Царские гробницы XXI периода, найденные в Танисе, представляли собой наиболее богатые находки в истории египетской археологии. Это было результатом растущего богатства частных лиц, таких как фиванских первосвященников. Огромные частные гробницы, датируемые этим периодом, были также найдена в Фивах на западном берегу Нида.
Усиление влияния жрецов
Жрецы Древнего Египта
Большую часть истории Нового Царства Древнего Египта богатство и сила фиванских первосвященников заметно увеличилась. Вполне возможно, что Амарна – революция, свершенная при царе XVIII династии Эхнатона была попыткой свержения этой власти. Так как его план потерпел крах только через 20 лет старые храмы были открыты для религиозных обрядов, а жрецам отведены присущие им дела.
В конце времени правления Рамзеса XI, фиванский верховный жрец по имени Херихор, который возможно являлся сводным братом царя, смог совместить должность визиря с почетным званием «вице – короля Куш». Он был настолько богат, что смог даже построить часть Хонсу в храме Карнака и узурпировал привилегию фараонов на написание его имени в картуше! Когда Рамзес XI умер, династия жрецов стала решающим политическим звеном в государстве.
Фараоны XXI периода древней истории перенесли столицу Египта из Пи-Рамессы в Танису, вероятно потому, что канал рядом со старым городом высох. В Танисе они начали обширную строительную деятельность, соперничающую по мастерству с храмом Амона в Фивах. Царские захоронения также стали производится не традиционно в Долине царей в столице, а на западном берегу Танису, где нетронутая гробница Псусеннес была обнаружена в конце 1930-х годов.
Еще одним важным фактором была ливийская оккупация, которые интегрировали в египетскую армию и полицию в конце Нового царства. В конце правления XXI рода фараонов один из лидеров политической жизни Древнего Египта, который был женатна дочери последнего династического царя, пришел к власти. Он стал основателем нового периода истории – XXII. Ее основателями стали ливийцы, которые жили в городе Бубастиса в дельте. Ранние цари этой династии смогли сохранить всю полноту власти.
Они восстановили египетское присутствие в Сирии и Палестине. А также смогли назначить нового жреца в Фивах, хотя этот титул был наследственным. Но соперничество среди представителей различных родов вскоре положит конец к вновь обретенному единству. В Леонтополисе, в дельте Нила, была провозглашена XIII династия. Этому примеру последовал принц Тефнахт, который распоряжался небольшими землями в городе Саис Дельты. Он основал XXIV род фараонов Древнего Египта. Мало того что страна будет поделена между правителями Фив и Дельтой. Но единства власти не будет и в дельте Нида.
Воспользовавшись этими внутренними конфликтами новая сила во времена Нового Царства возникла на юге, в Нубии. Они вскоре одержали победу над разрозненностью власти в Дельте, поскольку местные племена объединились в союз против оккупации, но потерпели поражение. XXV семейная ветвь был основана нубийскими царями. Они оставили не только огромный след в истории Египта, но и способствовали распространению обычаев древней цивилизации на южной части сраны. Они правили большей частью земель, кроме сохранивших независимость Саиса и Напаты, находящейся недалеко от 4-ой катаракты (порог Нила). Нубийские цари следовали древнии египетским традициям, что следует из изображений статуй Тахарга.
Роль Ассирийского царства в период Нового царства
Мир и стабильность в результате нубийского завоевания не продержались долго, поскольку в Древнем Египте существовал другой внешний фактор – ассирийцы. Хотя их военное вторжение было кратковременным, итог оккупации стал разрушительным. Фивы были разграблены. Несколько замечательных храмов, среди которых гробница Рамзеса II, были уничтожены.
К счастью, ассирийцы были вынуждены бежать на свою территорию, оставляя царю Саису, Псамтеку I, контроль над властьюе. С него началось течение XXVI периода и новая эра стабильности и процветания в истории Древнего Египта. Более века цари этой династии будут править, пока государство не будет захвачено персидскими захватчиками. Первая оккупация персидских войск, известная как XXVII, длилась более века. Амиртаиос, единственный фараон XXVIII династической линии смог избавить Египет от персидского ига и восстановить контроль над всей страной.
Независимой страна оставалась около 60 лет, в течение которых правили цари XXIX и XXX династических ветвей. В это время отмечается возрождение традиций Древнего Египта. Второе персидское завоевание будет длиться около 10 лет, но будут вспоминаться современниками как самые мрачные страницы в истории Древнего Египта: храмы были разграблены, священные животные забиты, на население были наложены непомерные подати. Александр Македонский стал освободителем страны от завоевателей.
С похода Александра Великого Древний Египет вступит в эру эллинистического государства.
Периодизация периода Нового Царства (приблизительно):
XXI династия фараонов (1070 — 945 до н.э.)
XXII династия фараонов (945 — 712 до н.э.)
XXIII династия фараонов (828 — 712 до н.э.)
XXIV династия фараонов(724 — 712 до н.э.)
XXV династия фараонов (770 — 657 до н.э.)
XXVI династия фараонов(664 — 525 до н.э.)
XXVII династия (персидская) фараонов (525 — 404 до н.э.)
XXVIII династия фараонов (404 — 399 до н.э.)
XXIX династия фараонов (399 — 380 до н.э.)
XXX династия фараонов (380 — 343 до н.э.)
drevniy-egipet.ru
Египет в эпоху Древнего царства (Древнее царство)
Здравствуйте читатели блога ancient-east.ru я начинаю цикл статей о истории Египта и начнем пожалуй с эпохи Древнего царства. Древнее царство в истории Древнего Египта занимает особое место. Многие считают этот период самым совершенным в истории древнеегипетской цивилизации, а египтяне последующих эпох и вовсе называли его «золотым веком». Его хронологические рамки – XXVII – XXII вв. до н. э. и III – VI общеегипетские династии фараонов.
Фараон Джосер.
Данную статью я разделил на три основных части:
Начало эпохи Древнего Царства.
Основы экономики и общества.
Закат государства.
Начало эпохи
Первым правителем Древнего царства считается легендарный Джосер (посл. треть XXVII в. до н. э.). При нем были окончательно объединены Верхний и Нижний Египет в централизованное государство. Политический центр державы переместился в Мемфис, который и стал столицей. По всей стране строится единая ирригационная сеть. При Джосере были совершены удачные походы на Синайский полуостров и в Нубию. Джосер также считается хозяином первой египетской пирамиды, которая была построена в Саккара архитектором Имхотепом. Она имеет ступенчатую форму и сохранилась до наших дней.
Пирамида Джосера.
Следующая династия началась с правления Снофру (кон. XXVII – нач. XXVI вв. до н. э.), который совершал успешные походы против соседей на юге (нубийцы), востоке (азиаты и бедуины) и западе (ливийцы). В правление фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (XXVI в. до н. э.) строятся знаменитые пирамиды в Гизе, первое из чудес света. При IV династии Египет стал одной из сильнейших держав Древнего Востока.
Плато Гиза.
Экономика и общество
Организация ирригации была главной задачей фараона. Соответственно, основой экономики Египта было сельское хозяйство. Выращивался такие культуры, как ячмень, полба, эммер, лен. Виноградарство и садоводство в основном развивалось в районе Дельты. Египтяне добились больших успехов и в ремесле, особенно в обработке камня, металла и гончарстве. Широко распространяется медь, но и каменные орудия труда (мотыги, серпы) продолжают использоваться.
Сельское хозяйство в Египте.
По форме власти Египет этой эпохи представлял собой древневосточную деспотию. Во главе стоял фараон, воплощение бога Гора на земле. Он имел неограниченную власть над всем населением и над всей землей. Можно с полной уверенностью утверждать, что Египет – это фараон, а фараон – это Египет. Главным помощником фараона был везир, или чати, который был главой обширного чиновничества.
Экономика древнего Египта.
Бюрократический аппарат был громоздким и делился на центральное, областное и местное звенья. Каждое нижнее звено копировало верхнее в меньшем масштабе, а каждое ведомство имело два подведомства: один для Верхнего, второй для Нижнего Египта. Большим влиянием пользовались жрецы египетских богов – Осириса, Птаха, а затем и Ра. Фараон, чиновники и жрецы формировали господствующий класс древнеегипетского общества. Ниже в структуре социума стояли мелкие производители и рабы, роль которых в экономике еще была невелика.
Древнее Царство — закат державы
В правление V династии (XXV – XXIV вв. до н. э.) централизация начинает ослабевать, однако фараоны совершают частые походы на восток – в Палестину и Сирию. В этот же период были составлены знаменитые «Тексты пирамид» – сборник священных текстов религиозной направленности, впервые обнаруженные на стенах пирамид в Саккара.
Фараоны VI династии (XXIV – XXII вв. до н. э.) не смогли предотвратить продолжившееся обособление отдельных номов и усиление власти номархов. Ирригация приходит в упадок, а с ней хиреет и экономика. Несмотря на попытки таких царей, как Пепи II (первая треть XXIII – первая треть XXII вв. до н. э.) сохранить единство страны, ее распад оказался неизбежным. После VI династии Египет превращается в лоскутное одеяло, состоящее из мелких княжеств. Начался I Переходный период, ознаменовавший конец Древнего царства.
P.s. В следующей статье я расскажу об эпохе Нового царства и эта статья будет более информативна.