История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возле Бурети жили мамонты и носороги. Буреть стоянка древнего человека


Буреть. Заселение Земли человеком [С иллюстрациями]

Прошло семь лет, и у Мальты появился двойник. На расстоянии всего лишь нескольких километров, но не на реке Белой, а на высоком правом берегу Ангары, у другого старинного сибирского села Бурети, в 1936 г. было обнаружено еще одно палеолитическое поселение.

Из земли на склоне древней речной террасы слегка выступали плиты известняка. Здесь находился могильник бронзового века. Своих сородичей жители этих мест хоронили под каменными кладками. На этот раз под большой каменной плитой залегал рог северного оленя, который вымер задолго до бронзового века! Значит, находка была не бронзового века, а принадлежала эпохе палеолита! Но самое неожиданное, что под этой плитой уцелела замечательная вещь. Некогда намеренно запрятанная, захороненная палеолитическими людьми статуэтка женщины, вырезанная из бивня мамонта кремневым резцом.

Буретская Венера

Тогда ученых, склоненных над ее таинственным реликварием, волновали мысли о возможности найти остальные утраченные звенья цепи времен здесь, в сибирской земле, одно из которых неожиданно открылось в образе женщины в меховом комбинезоне. Возникали вопросы об искусстве, о его происхождении, о путях освоения человеком Сибири в далекий ледниковый период... Нельзя было не заметить, что от многих женских статуэток, найденных в Европе, она отличалась именно одеждой. Похожие статуэтки были найдены в Мальте. Но, как показалось сначала исследователям, одежда отличалась некоторой небрежностью: скульптор как бы передал их тела завернутыми в накинутые на плечи шкуры животных с длинными хвостами. На статуэтке же из Бурети видна шитая, именно шитая одежда определенного покроя, такого же, как у современных арктических обитателей двух континентов Азии и Америки: эскимосов, чукчей и коряков. Она имеет вид мехового комбинезона с капором на голове. Ее не продувают даже пронизывающие все на свете арктические ветры. Она надежно закрывает голову и лицо пушистой бахромой. И эта одежда, рожденная к жизни ледниковой эпохой, выдержала, таким образом, испытания двадцати, а может быть и более, тысячелетий...

Люди Бурети и Мальты имели не только удивительную для того времени одежду, но и многое другое, столь же поразительное для нас. Все, без чего вообще невозможна жизнь человека в арктических пространствах, в тундре и лесотундре в ледниковый период. А ведь это было уже теоретически предсказано еще Н. Чернышевским, но, как часто случается, забыто учеными — специалистами нашего времени. Человек пришел в Арктику уже прекрасно экипированным. Независимо, в какой части света — в Европе, средней полосе России, Сибири или Центральной Азии — застал его суровый ледниковый период. Как показали материалы археологических раскопок палеолитического времени, в средней полосе России, на стоянках Костенки (под Воронежем), Сунгирь (под Москвой), Межиричи (на Украине) — везде людям той эпохи были известны общие приемы обработки камня, которые позволили создавать богатый ассортимент каменных орудий, пригодных для охоты, выделки шкур, разделки добычи и т. п. Поэтому человек имел возможность покрыть свое тело одеждой из шкур животных, построить жилище, притом какое — из костей убитых мамонтов, рогов северных оленей. Великим достижением положительного опыта прошлых поколений, которым пользовался человек ледниковой эпохи, был огонь. Огонь, теплая одежда, освоение новых материалов для изобретения более совершенных орудий труда (кремень, кость, раковины) позволили ему расселяться на более широкие пространства, чем ранее. Степи, лесотундра, тундра более не являлись преградами на его пути.

Теперь мы знаем, что древнейшие жители Бурети создали столь же хорошо приспособленную к жизни в Арктике и архитектуру. Вдоль древнего берега Ангары располагался когда-то целый поселок из четырех палеолитических жилищ. Как видно из остатков одного наиболее сохранившегося жилища Бурети, они были полуподземными. Основой жилища служили специально выкопанные ямы — котлованы глубиной около метра, овальные или близкие к прямоугольнику по очертаниям. Выходом к реке служил узкий тоннель — коридор.

Необычнее всего был строительный материал. Столбами, окружавшими котлованы жилищ, служили огромные бивни мамонта. Вместе с бивнями были вкопаны бедренные кости того же зверя. На попа стояли мощные, как обломки бревен, черепа ископаемых носорогов.

Крыша жилища состояла из своеобразного эластичного, но прочного каркаса, перекрытого рогами северного оленя. В Бурети эти рога, десятки мощных рогов самцов-оленей, крепко переплетались друг с другом своими развилками. Такие полуподземные жилища, вероятно куполовидные, обтекаемые всеми ветрами, выглядели издали как эскимосские зимние дома. Они служили надежным долговременным убежищем в зимний период. Летом же, нужно думать, обитатели поселка довольствовались шатрами из шкур и легкими навесами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Окладников А.П. Новые данные о палеолитическом прошлом Прибайкалья (к исследованиям в Бурети 1936-1939 гг.)

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В 1936 г. было открыто палеолитическое поселение в окрестностях с. Нижняя Буреть на правом берегу р. Ангары, недалеко от устья р. Белой. Тогда же был вскрыт небольшой участок площади поселения, на котором обнаружены немногочисленные, но весьма характерные остатки фауны, а также изделия из камня и кости, позволяющие определить отношение этих находок к ранее известным палеолитическим памятникам Сибири. Работы в Бурети продолжались в 1937 г., причем основной целью было установление границ древнего поселения.

Работа 1937 г. показала, что палеолитические остатки в Бурети не ограничиваются найденными раньше. Заложенные в Сухой пади сорок шурфов позволили точнее и дальше проследить распространение находок на площади около 500 кв. м.

[adsense]

В 1939 г. раскопки в Бурети продолжались Иркутским музеем с участием ИИМК АН СССР.

При раскопках на периферии поселения к западу от раскопа 1937 г. был вскрыт один большой комплекс культурных остатков. Хотя раскопки в Бурети еще не закончены и обнаруженный материал невелик по объему, он представляет значительный интерес для понимания жизни древнейших обитателей Сибири.

Существенно, прежде всего, уже то, что остатки палеолитической культуры имеют вполне целостный характер и позволяют с полной уверенностью отнести их к очень раннему времени сравнительно с большинством остальных палеолитических памятников Прибайкалья.

До сих пор Мальтинская стоянка была одинокой как по своей древности, так и по общему облику обнаруженных там следов деятельности палеолитического человека. Сделанные в Бурети находки показывают, что вновь найденное древнее поселение по своему возрасту и характеру культуры должно быть поставлено рядом с Мальтой.

Их сближает, прежде всего, фауна, свидетельствующая о принадлежности обеих стоянок к одной эпохе верхнего палеолита. В Бурети найдены кости мамонта, носорога (в том числе целый череп), быка, лошади, джигетая и северного оленя.

Выдержанному фаунистическому комплексу Бурети соответствует характерный и столь же выдержанный по составу каменный инвентарь. Среди каменных орудий имелись скребки на удлиненных пластинах, близкие к концевым, острия, резец, нуклеусы призматического типа. Найдено также одно крупное орудие из кварцитовой гальки, большой „нуклеус-скребок“, грубое скребло.

В 1939 г. раскопки окончательно подтвердили мнение о близости Бурети к Мальте. Инвентарь этих поселений определенно противопоставляется каменному инвентарю остальных более поздних палеолитических памятников. Для последних характерно наличие и даже преобладание крупных орудий из речной гальки (иногда кремня и сланцев), по форме напоминающих мустьерские скребла, остроконечники и даже „ручные рубила».

Замечательно также наличие нуклеусов дисковидного типа и применение ретуши, напоминающей мустьерскую, „контр-ударную». Такие изделия резко отличаются от обычных для верхнего палеолита Европейской части СССР и поэтому сибирские памятники выделялись в особую „фацию» верхнего палеолита. Напротив, инвентарь Мальты и Бурети не имеет таких особенностей и, как указывал П. П. Ефименко, больше сближается с инвентарем стоянок Европейской части Союза.

Столь же определенно связь Бурети с Мальтой выявляется хотя и в немногих, но зато выразительных памятниках искусства. Самая замечательная находка, сделанная во время раскопок 1936 г., — скульптурное изображение человека типа ориньяко-солютрейских статуэток. Детали скульптуры дают представление о меховом, типичном для арктического климата, костюме, наиболее близком к женскому эскимосскому (рис. 10, а).

В 1939 г. вновь была найдена маленькая статуэтка, вырезанная из бивня мамонта и представляющая фигурку обнаженной женщины с руками, сложенными на животе. У статуэтки слегка намечен нос, очень тщательно оформлена прическа (рис. 10, б). Сравнивая вновь найденную статуэтку со статуэткой из раскопок 1936 г., нетрудно окончательно убедиться также и в том, что все особенности трактовки последней объясняются именно наличием у нее „одежды».

Таким образом обитатели Бурети, как и древние мальтинцы, имели статуэтки двух основных типов: одетые и обнаженные.

Материалы исследований в Бурети подтверждают наблюдения, сделанные в Мальте и относительно общего характера жилищ и устройства поселения в целом. Культурные остатки концентрируются в Бурети определенными пятнами.

Правда, до сих пор не было констатировано особой расцветки всего культурного слоя, благодаря примеси золы, угля или охры, как это имеет место, напр., в костенковских палеолитических поселениях. В сущности речь идет пока только об определенном горизонте залегания костей и кремней, но все находки тяготеют друг к другу и представляют единый комплекс остатков.

Комплекс, раскопанный в 1939 г , сопровождался, как и в Мальте, каменными плитами, располагавшимися полукругом. Что здесь мы имеем дело именно с остатками жилища, показал очажок, обнаруженный в 1939 г. Очажок представлял западину, заполненную зольной массой с примесью древесного угля, охристых включений и отдельных кремней.

Нельзя не отметить, что статуэтки явно тяготеют к центру комплексов, в последнем случае — в комплексе 1939 г. — к очагу. Можно даже сказать, что наличие статуэток при комплексах (остатках жилищ) почти обязательно. Двум раскопанным комплексам соответствуют и две статуэтки. Нужно ожидать, что в третьем, нераскопанном, комплексе будет то же самое. Этот факт, как и аналогичные мальтинские и другие находки, отражает значение статуэток в жизни палеолитических людей, их связь с жилищем, с домашним очагом, полнее понять которую можно при выходе в область этнографии („эмегендеры“ алтайцев и т. д.).

Рис. 10. Буреть. Статуэтки женщин. а — находка 1936 г.; б — находка 1939 г.

Рис. 10. Буреть. Статуэтки женщин. а — находка 1936 г.; б — находка 1939 г.

Рассматривая материалы Бурети, можно установить и некоторые новые оригинальные элементы, расширяющие наши представления о культуре обитателей Сибири того времени и выдвигающие ряд интересных вопросов. Поселение Буреть, прежде всего, обнаруживает своеобразие в своем расположении и планировке.

Палеолитические остатки в целом располагаются по склону древней надпойменной террасы от ее подножия и до бровки. Начинаясь на высоте 16—20 м по отношению к реке, они спускаются до уровня 10 м. При этом мы имеем дело не с результатами вполне вероятного частичного сползания глинистых толщ, а с особенностями планировки древнего поселения. Находка крупных каменных плит, сопровождаемых кремнями и костями животных, дает право предполагать, кроме раскопанных двух, наличие еще одного самостоятельного комплекса культурных остатков, как уже говорилось выше. Судя по мальтинским находкам и по раскопкам 1936—1939 гг., это должны быть следы жилищ. В таком случае можно думать, что древнее поселение располагалось соответственно рельефу на пологом склоне древней террасы, у самой воды. Это был, видимо, прибрежный поселок. Расположение древнего поселка на склоне у воды может отчасти объяснить и то обстоятельство, что, как сказано выше, культурного слоя в собственном смысле слова, т. е. пласта, окрашенного золой, углистыми частицами, охрой и пр., не найдено, хотя все находки лежали в непотревоженном виде и в одной плоскости. Вполне вероятно также частичное смывание культурного слоя дождевыми потоками еще задолго до образования современного дернового покрова, но уже после оставления этого места его древними обитателями.

Повидимому, различия между двумя близкими по времени и культуре поселениями коренятся в хозяйственном укладе древнего населения, может быть, в условиях, связанных с сезонными перекочевками (Мальта располагается в долине Белой, Буреть — на главной водной артерии, Ангаре; расстояние же между ними не слишком велико, и, конечно, не могло исключать перекочевок).

Далее, при общем сходстве произведений искусства с мальтинскими в Бурети выделяется, напр., своеобразное изделие в виде длинного стержня из рога, заканчивающегося хорошо выраженной головкой. Больше всего это изделие напоминает голову водоплавающей птицы. В Мальте, как известно, были найдены изображения летящих водяных птиц, повидимому гусей или гагар. Но такого рода изделие там не было найдено. Возможно, что это лишь часть крупного скульптурного изображения птицы, имевшего деревянное туловище и голову, вырезанную из рога северного оленя.

Такие крупные изображения, согласно этнографическим данным, характерны были для могил шаманов и для общеродовых культовых мест — „святилищ» или „мольбищ» — лесных племен Сибири. Изучение этих изображений намечает выход в область исключительно интересных и еще ни разу по сути не затронутых в увязке с археологическими фактами представлений о птицах в фольклоре Сибири.

Неожиданным было открытие в Бурети в 1939 г. в культурном слое маленьких, очевидно специально подобранных, плоских галечек из темнозеленого нефрита или благородного змеевика. Но еще интереснее оказалась находка миниатюрного нефритового диска с бесспорными следами пришлифовки. Известно, что одной из наиболее характерных особенностей байкальского неолита является широкое применение нефрита для выделки орудий и украшений. Диск из Бурети напоминает миниатюрные кружки из камня и кости, встречающиеся в верхнепалелитических поселениях Сибири (Афонтова гора, кружок из агальматолита) и на Западе; но материал этого диска показывает, кроме того, что знакомство с нефритом и первые попытки обработать этот камень, почти не поддающийся обычным для палеолита техническим приемам — оббивки и ретуши, восходят к очень отдаленному времени. В этом можно видеть новое свидетельство в пользу генетической связи между палеолитической и неолитической культурой Сибири.

Исследования в Бурети не только указывают на высокий уровень развития и сложность палеолитической культуры в Сибири, но и вновь настойчиво выдвигают проблему общего порядка — о взаимоотношении древнейшей культуры палеолита с более поздними ее звеньями. Теперь ясно, что говорить об „архаичности» культуры сибирского палеолита в целом нельзя. Такая формулировка должна быть снята, прежде всего, по отношению к самым ранним памятникам, к Мальте и Бурети. Здесь-то как раз и нет тех элементов, которые накладывают отпечаток архаизма на каменный инвентарь остальных стоянок, начиная с Афонтовой горы (нижнего горизонта) и кончая памятниками, уже смыкающимися во многом с неолитом (позднейшие палеолитические стоянки на Енисее, Усть-Белая, Ушканка, Бадай около Иркутска).

При внимательном анализе можно, наконец, обнаружить в мнимо-архаичном, якобы „пережиточном», инвентаре поздних памятников признаки дальнейшего своеобразного развития, которое, в таком случае, охватывает огромную территорию, от Енисея до бассейна р. Желтой.

Продолжение работ в Сибири, очевидно, поможет глубже уяснить эти вопросы, встающие на данном этапе исследований, и вызовет новые, еще более интересные и существенные для изучения отдаленного прошлого Азиатской части СССР.

К содержанию 5-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1972 Умер Михаил Илларионович Артамонов — советский археолог и историк. Основатель советской школы хазароведения, директор Государственного Эрмитажа.
  • 1974 Умерла Лидия Алексеевна Евтюхова — исследовательница археологических памятников Сибири и Центральной Азии
Свежие записи

arheologija.ru

Возле Бурети жили мамонты и носороги

О том, что эти животные десятки тысяч лет назад обитали на месте нынешнего села, говорят многочисленные археологические находки

Село Буреть долгое время представляло собой уникальное место для археологов. Именно здесь в свое время была найдена стоянка древнего человека. До сих пор местные жители находят вещи и предметы, которые свидетельствуют о том, что здесь когда-то была жизнь. В частности, два года назад школьники обнаружили на берегу реки, в земле, человеческие останки. Дети сами смогли определить, что это была девочка, учитель истории предположил, каков был ее возраст на момент смерти, а сотрудники отдела археологии — возраст в вековом времени, который составил около пяти тысяч лет — период верхнего неолита.

Население работало на местного помещика

Возраст своего села местные жители не знают, объясняя это тем, что музей только недавно начал работать. Первыми жителями села, предположительно, были буряты. После того как в село пришли русские, коренные жители переселились в другое место, где образовали новое поселение — Красная Буреть.

До установления советской власти в селе большая часть населения работала на местного помещика Семена Быргазова, который владел мельницей, магазином, земельными угодьями. У него даже был свой пароход. Теперь о нем вспоминают только старожилы. Место, где была расположена его усадьба, затопило после строительства Братской ГЭС.

По сведениям, почти каждая крестьянская семья имела свой участок земли, вела свое хозяйство. Всю работу на полях выполняли вручную. Землю обрабатывали бороной и сохой. Сеяли семена, разбрасывая их по полю из ситева, сделанного из бересты. Урожай убирали серпом или крюком-косой.

Участки земли были небольшие, урожаи — скудными, потому бедные крестьяне были практически всегда в долгу у тех, кто жил богаче. Одевались крестьяне в одежду из самодельного холста, изготовленного из волокон конопли. Холст ткали на деревянном ткацком станке под названием красна. В свое время здесь были и политические ссыльные — участники восстания в Польше.

На место мельницы указывает бакен

Один из старожилов села — Зинаида Филиппова, 1 октября ей исполнилось 90 лет. Несмотря на преклонные годы, бабушка помнит прошлые времена, как жило и развивалось село.

— С той стороны реки, вдоль нее, тоже была деревня, как наша. Только Усольского района. Наша тоже была Усольского, потом стала Олонского, а сейчас Боханского. Вот как, живу при трех районах, — смеется баба Зина.

Бабушка помнит и то время, когда здесь жил помещик Быргазов.

— Вон там стоял его дом, а там магазин был, сейчас-то уже все затопило, ничего не осталось, — говорит бабушка. — Теперь бакен только и указывает, где мельница была. И деревня там начиналась. Ангара тогда узкая совсем была, это сейчас широкая.

В те времена на этом месте было три деревни: Верхняя, Нижняя и Средняя Буреть. Когда началось затопление, две исчезли с лица земли. Осталась только Средняя Буреть, куда в основном и съехались жители затопленных деревень. Всю жизнь, с двенадцати лет, старушка проработала в колхозе механизатором. По ее словам, окончила только один класс, но голова хорошо соображала, стала учиться на тракториста, затем на комбайнера. Во время Великой Отечественной войны четыре года проработала на тракторе.

Была в селе и своя церковь, которую затем разобрали. Сейчас ее собираются восстанавливать, вырыли котлован.

— Сколько сюда переселенцев приехало из Украины, а после войны поляки и литовцы, — вспоминает баба Зина. — Многое пережито.

В Бурети возрождается хозяйство

В период с 1927-го по 1928 год в Бурети было организовано три колхоза: «Ангара», «Новая жизнь» и «Сахалин». Последний после долгих преобразований (колхоза им. Ленина, затем им. Маленкова) в конце концов превратился в колхоз им. Чапаева. В 90-х годах он развалился.

Сейчас от него осталось только здание. Недавно в нем обосновались новые хозяева, ООО «СибАгро+», которые начали восстанавливать развалившееся хозяйство.

Жители отнеслись к этому недоверчиво, поскольку несколько лет назад к ним уже приезжали деятели, обещавшие хорошую жизнь, но так ничего и не сделали. Руководители же этого предприятия уверяют, что здесь они теперь надолго.

— Мы будем восстанавливать село, чтобы местные жители могли жить и работать здесь, — говорит Михаил Григорьев, директор организации. — Сейчас у нас работает около 90 человек. В этом году вспахали 2000 га, из них было засеяно 300. Поля уже давно не пахали, не обрабатывали, поэтому они заросли бурьяном, сорняком.

Предприятию приходится трудно. Как отметили в «СибАгро+», после многих лет разрухи те жители, которые имеют организаторскую жилку, уже нашли свою нишу, поэтому сейчас приходится работать с теми, кто остался невостребованным.

— Люди потеряли веру в хорошее будущее, и сейчас сложно все это восстановить. Кроме того, нужны большие финансовые средства. Мы обновили технику: купили тракторы, комбайны. На будущий год еще пополним парк. Той техники, которая есть сейчас, не хватает.

Восстанавливать хозяйство предприятие планирует поэтапно: сначала одну отрасль, затем другую.

— Сейчас для нас задача привести в порядок землю, а затем уже займемся животноводством, — говорит директор «ООО СибАгро+».

Дети нашли скелет девочки

Буретская средняя школа мало чем отличается от остальных: те же уроки, секции, имеется школьный приусадебный участок, зимой школьники питаются своими овощами. Есть свой хор «Жемчужина Ангары», состоящий из педагогического коллектива и других селян. В школе есть и свои молодые кадры.

Два года назад ученики взбудоражили школу, когда нашли на берегу неизвестные останки.

— В пятом классе мы с детьми проходили тему «Древний человек». Утром как-то дети прибегают ко мне и рассказывают, что нашли скелет. А на нем бусы, — рассказывает Марина Васильева, учитель истории. — Нашли останки в береговом обнажении. К тому времени как я туда подошла, дети уже успели собрать кости.

Находку принесли в школу, где определили, что это останки ребенка, а из-за подвески, которую обнаружили в области шейных позвонков, предположили, что это была девочка.

— По размеру кости — ребенок, был еще фрагмент челюсти, зубы хорошо сохранились. Видно, как из-под молочного зуба пробивался коренной.

О находке сообщили в лабораторию археологии ИГУ, затем сами отвезли ее туда. Сотрудники предположили, каков примерный возраст останков, но для точного определения времени останки должны были отправить в Новосибирск. Теперь учащиеся с нетерпением ожидают результатов и надеются, что к ним еще приедут археологи. Учащиеся и педагоги предполагают, что рядом с могилой девочки должны быть и другие захоронения, поскольку в то время по одному человеку не хоронили.

— Здесь были археологи в 60—70-х годах, а в последнее время уже давно никто не приезжал, — говорит учитель истории. — На самом деле, если походить по берегу, там можно найти очень много подъемного материала. Берег постоянно подмывается. Нам как-то преподаватель из университета говорил, что, когда плывешь возле нашего села по реке, сквозь воду видны могильные кладки.

Бивни мамонта служили столбами

В словарях село Буреть обозначено как верхнепалеолитическое поселение в Иркутской области. Об этом говорят и раскопки, которые здесь производили. В некоторых источниках говорится, что в 1936 году археологом Алексеем Окладниковым у села Нижняя Буреть была обнаружена стоянка древнего человека. Ее относят к древнекаменному веку, возраст которой 24—25 тысяч лет.

Люди вели полукочевой или полуоседлый образ жизни. Их жилища были построены так крепко, что их остатки сохранились до сих пор. Главная особенность заключалась в том, что при строительстве люди применяли кости животных, мамонта, носорога, а также рога северного оленя. В земле выкапывали прямоугольное или круговое углубление. От него шел узкий коридор к реке. По краям углубления были вкопаны и прочно укреплены плитами известняка бедренные кости и бивни мамонта, служившие столбами, опорой сооружения. Сверху сцеплялись рога северного оленя. Все жилище покрывалось шкурами.

Внутри жилищ горели костры, от которых сохранились остатки очагов — на них готовили пищу, около них выделывали каменные орудия и оружия из костей и рога, а также много украшений и других художественных вещей.

Среди них археологи особо выделили уникальные скульптурные изображения одетых в меховую одежду женщин. Эти статуэтки единственные в своем роде среди других женских изображений верхнепалеолитического времени. На статуэтках видна была шитая одежда типа мехового комбинезона шерстью наружу, плотно облегающая тело с головы до ног. Ученые назвали статуэтки палеолитическими Венерами.

По материалам, найденным в Бурети, археологи могли восстановить не только общие черты хозяйства, быта, но и черты духовной культуры и мировоззрения жителей Сибири того времени. Жители надеются, что в будущем археологи будут продолжать приезжать к ним и делать новые открытия.

baikal-info.ru

Янская стоянка Википедия

Янская стоянка

Янская стоянка — самая северная после Буор-Хая/Орто-Стан[1]палеолитическая стоянка человека современного типа в Арктике, датируемая возрастом в 32,5 тыс. лет[2].

Стоянка была обнаружена в 2001 году на севере Якутии в районе посёлка золотодобытчиков Северный, благодаря геологу Михаилу Дашцерене, ранее обнаружившему в этом месте орудие из кости шерстистого носорога[3]. Стоянка находится в 120 км от устья реки Яна и севернее 71° с. ш. До этого самой северной в мире считалась стоянка Бёрёлёх, расположенная немного южнее 71° с. ш. на реке Берелёх[4], а также стоянки Бызовая, Мамонтова Курья и местонахождение Кымынейкей.

Янская стоянка (Яна RHS) приурочена ко второй 18-метровой террасе Яны и представляет собой группу участков рассредоточенных на протяжении 2,5 км в средней части отложений этой террасы на высоте 7—7,5 метров. Административно находится на территории Усть-Янского улуса Якутии.

Десятки радиоуглеродных датировок дают возраст 27—28,5 тыс. лет. На стоянке обнаружены каменные, костяные и бивневые орудия, утварь и изделия символического назначения (украшения, предметы искусства). Со времени открытия стоянок Мальта́ и Буреть впервые в Сибири была открыта столь богатая и разнообразная коллекция предметов искусств на памятнике эпохи палеолита. Искусство Янской стоянки имеет глубокие корни, уходящие к общей культурной основе верхнего палеолита Евразии[5]. В материале Янской стоянки не обнаружено ничего общего с индустрией более южной дюктайской культуры. Человеческих останков на стоянке обнаружено не было.

В пункте Северный Янской стоянки найдены скопления костных остатков плейстоценовых зверей, которые были складированы обитателями стоянки в понижении рельефа, в заболоченном месте вблизи жилой зоны. Неподалеку обнаружен участок культурного слоя с очагом.

Руководитель экспедиции Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН Владимир Питулько считает, что обитатели янской стоянки, жившие 28,5—27 тыс. л. н., могли использовать украшения (бусы, налобные обручи («диадемы»), браслеты) как своеобразную систему идентификации личности[6][7].

У четырёх представителей семейства псовых вида Canis lupus с Янской стоянки, живших 28 тыс. л. н., генетики определили три митохондриальных гаплотипа. У одного образца с Яны (S805) ветвь гаплотипа была такая же, как у ныне вымершего японского волка (Canis lupus hodophilax), датированного XIV—XVIII веками[8].

К сожалению сегодня некоторых археологов [1,5,6] невозможно отличить от черных копателей, которые в погоне за деньгами, карьерой и славой готовы пойти на все [3].

Литература

  • Ю. Мочанов, С. Феосеева // «Работы Приленской археологической экспедиции…», Иркутск, 2005
  • В. В. Питулько // Доклады II Северного археологического конгресса. Ханты-Мансийск, 2006. С.306-323
  • V. Pitulko // Quaternary Science Reviews. 2001. V.20. P.267-275

Примечания

  1. ↑ Pitulko V., Yakshina I., Strauss J., Schirrmeister L., Kuznetsova T., Nikolskiy P., Pavlova E. MIS 3 kill-butchery mammoth site on Buor-Khaya Peninsula, Eastern Laptev Sea, Russian Arctic, 2014.
  2. ↑ Находка древнейшего человека современного типа в Евразии: Путь на север был открыт гораздо раньше, чем это считалось до сих пор
  3. ↑ Владимир Таюрский. Вандалы от науки (На Яне археологи уничтожают древний памятник мирового значения)
  4. ↑ Лаухин С. А. Самая северная в мире стоянка людей эпохи позднего палеолита
  5. ↑ Питулько В. В., Павлова Е. Ю., Никольский П. А., Иванова В. В. Янская стоянка: материальная культура и символическая деятельность верхнепалеолитического населения Сибирской Арктики // Российский археологический ежегодник, 2012, №2. Аннотации
  6. ↑ Украшения-«паспорта» из древней Сибири, 2018
  7. ↑ Древние охотники Сибирской Арктики использовали бусы как паспорта — учёные
  8. ↑ Esther J. Lee et al. Ancient DNA Analysis of the Oldest Canid Species from the Siberian Arctic and Genetic Contribution to the Domestic Dog, May 27, 2015

Ссылки

wikiredia.ru