Simbiblis: Бухара — древний город Великого шёлкового пути. Бухара древний город
Достопримечательности Бухары: список, фото и описание
Бухара – один из древнейших городов и уникальный туристический центр современного Узбекистана. История основания города, выросшего на пересечении торговых путей более 2,5 тыс. лет назад, овеяна тайнами и легендами. Так же, как и многие ее архитектурные достопримечательности.
Почувствовать эту загадочность и перенестись на сотни и тысячи лет назад – в эпоху, когда жили и творили Абу Али ибн Сино, Мухаммад Ал-Бухари, Омар Хайям, можно просто прогуливаясь по узким улочкам Старого города.
Немало интересного можно найти и Новой Бухаре – более молодой части города, где древние традиции Востока гармонично переплетаются с наследием советской эпохи и современностью.
Минареты, взмывающие ввысь и песни муэдзинов, здания с оригинальными украшениями, купола которых «плывут» от жары, пестрые и шумные базары – все это похоже на восточную сказку и не оставит равнодушным ни одного туриста.
Бухара – город, в который влюбляешься сразу и на всю жизнь, город богатый архитектурными памятниками прошлого, среди которых много минаретов, медресе и мавзолеев. Немалый интерес для любителей древности представляют городища, во множестве расположенные вокруг нее. Дополняют атмосферу и помогают погрузиться в историю древнего города уникальные бухарские музеи.
Среди самых интересных достопримечательностей, которые стоит включить в свой список «маст си» по приезде в Бухару:
Запах горячих лепешек, ароматы плова и специй, жаркое солнце, улыбающиеся лица местных жителей, приветливо здоровающихся с туристами, сверкающие голубые купола – такой Бухара предстает перед каждым, приехавшим в этот замечательный древний город. И прямо с порога начинает знакомить со своими достопримечательностями.
Цитадель Арк
Большая часть построек этой крепости относится к началу XX века, но есть и более «старые» (XVIII, XVII и даже XVI века). До прихода в регион советской власти здесь жили и отсюда правили своими землями бухарские эмиры. Арк был символом величия и власти.
Основателем Арка считается легендарный Сиявуш. Однако после постройки ее неоднократно разрушали и отстраивали вновь. Например, сильным разрушениям она подверглась в 1220 году, когда город захватили орды Чингисхана, а затем спустя 7 веков — при вступлении в город большевиков.
При последних бухарских эмирах внутри крепости располагался дворец правителей, жилища их приближенных, военачальников и обслуживающего персонала – всего здесь проживало около 3 тыс. человек. Также здесь находились мастерские ремесленников, казначейство, сокровищница и склады.
Площадь крепости – почти 4 га. По форме она напоминает неправильный прямоугольник. Центральный вход в нее обрамлен широкими колоннами. В настоящее время здесь расположены основные экспозиции Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника.
Недалеко от крепости можно увидеть несколько сохранившихся фрагментов стен средневековой Бухары, а также городские ворота того времени. Наиболее известным из двух сохранившихся входов являются ворота Талипач, уютно расположившиеся между более современными постройками.
Местоположение: Mirzo Khait Street.
Пои-Калян
Архитектурный ансамбль, давно ставший символом Бухары. Первые его постройки были возведены еще в XII веке. А окончательно он сформировался лишь четыре столетия спустя.
В комплекс входят мечеть Калян, медресе Мири Араб и минарет Калян.
Минарет – один из древнейших архитектурных памятников Бухары, возведенный из жженного кирпича в 1127 году по велению Арслан-хана – правителя из династии Караханидов. Он возвышается над городом на 46,5 метров и уходит вглубь на 10 м. Его внешние стены украшены несколькими узорными «поясами», а на вершине расположен фонарь-ротонда.
В народе минарет известен, как «Башня смерти», так как долгое время с его вершины сбрасывали осужденных
Мечеть может одновременно вмещать до 12 тысяч молящихся и является второй по величине во всем среднеазиатском регионе. Строить ее начали потомки Амира Тимура, а завершилось строительство при Убайдулле-хане из династии Шейбанидов.
Минарет и мечеть соединены между собой переходом, по которому с крыши мечети можно попасть внутрь минарета.
Медресе Мири Араб также было построено по приказу Убайдуллы-хана. Его внутренняя планировка состоит из 111 худжр (келий) и двух купольных залов, один из которых стал усыпальницей самого хана и его духовного наставника Мир Араба. Согласно преданию, чтобы построить медресе, хану пришлось продать в рабство 3 тыс. пленных персов.
Местоположение: Khodja Nurobobod Street.
Ляби-хауз
Архитектурный ансамбль, состоящий из крупнейшего в регионе медресе Кукельдаш (середина XVI века), ханаки и медресе Диван Беги (начало XVII), в центре которого расположился самый старый и крупный источник воды — хауз.
Согласно преданию именно из этого хауза известный шутник Ходжа Насреддин вытащил тонущего купца. В память об этом событии в скверике рядом с водоемом в 1979 году установили памятник фольклорному персонажу.
В средние века вокруг водоема шла бойкая торговля. В начале XX века на дне осушенного хауза была волейбольная площадка и арена для боев по курашу, но затем его снова наполнили водой и снабдили фонтаном, создав небольшой оазис, где приятно отдохнуть в летнюю жару.
Местоположение: Mekhtar Anbar Street.
Некрополь Чор-Бакр
Этот бухарский «город мертвых» (именно под таким названием он известен во многих странах) — место захоронения джуйбарских шейхов. Находится он всего в 5 км от Бухары в небольшом кишлаке Сумитан и состоит из мечети, медресе и ханаки. Первые постройки, вошедшие в его комплекс, относятся к XVI веку. В ХХ ансамбль был дополнен минаретом, который является уменьшенной копией символа Бухары – минарета Калян.
В некрополе есть настоящие улицы, небольшие дворы и ворота. Только вместо домов – усыпальницы и надгробия.
Тишина и покой, царящие здесь, завораживают и настраивают на серьезный лад – размышления о вечности.
Местоположение: 6 км. в западу от Бухары.
Боло-хауз
Еще один архитектурный комплекс, состоящий из Джума-мечети (пятничная мечеть), минарета и хауза. При этом мечеть и водоем построены в 1712 году, а минарет двумя столетиями позже. В свое время комплекс был составной частью ансамбля центральной площади города.
До начала советской эпохи в местной мечети совершал свои молитвы правитель Бухары Шахмурад. Мечеть состоит из зимней и летней частей. При этом вторая – ровесница минарета.
Самое впечатляющее зрелище в мечети – это деревянные резные колонны, поддерживающие крышу летнего сооружения. Всего таких колонн – 20.
Несмотря на свой солидный возраст мечеть продолжает действовать и сюда ежедневно собираются сотни верующих.
Местоположение: Registan square.
Мавзолей Саманидов
Постройка, относящаяся к IX—X векам, считается древнейшим архитектурным памятником города. Кроме того, при его создании впервые в истории региона для строительства и декоративной отделки был использован жженный кирпич.
Расположен мавзолей в парке, на месте которого ранее было кладбище. В нем было найдено три захоронения, два из которых до сих пор не идентифицированы.
Особенностью мавзолея является его крытая конструкция, запрещенная в исламе. Кроме того, во всем его облике и оформлении прослеживается влияние зороастризма, распространенного в Средней Азии до прихода арабов.
Чтобы полностью оценить всю необычность этого сравнительно небольшого строения, к мавзолею стоит прийти несколько раз – в разное время дня. Благодаря мастерству архитектора и строителей при различном освещении мавзолей выглядит по-разному.
Кстати, повторить сделанное никто больше не смог, поэтому мавзолей Саманидов является единственным в своем роде.
Местоположение: M. Ashrafi Street.
Медресе Улугбека и медресе Абдулазизхана
Оба медресе составляют единый комплекс, несмотря на то, что построены в разное время. Строительство медресе Улугбека относится к 1417 году, и медресе Абдулазизхана – к 1652 году.
Медресе знаменитого внука великого Амира Тимура – это двор с двумя айванами, классной комнатой и мечетью, окруженные двумя этажами келий. Изначально постройка была украшена довольно скромно, но позднее ее отделали майоликовой плиткой. По образу и подобию этого медресе строились практически все последующие аналогичные строения в Средней Азии.
На входе в медресе размещена надпись «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки» — своеобразный наказ выдающегося исторического деятеля будущим поколениям.
Сегодня здесь размещается Музей истории реставрации памятников Бухары.
Медресе Абдулазизхана – больше и богаче своего «соседа» и более благоустроено. В нем даже имелись канализация и система отопления. А в ее оформлении впервые появился желтый цвет и мифические существа – драконы и птица Хумо (Семург).
Местоположение: улица Ходжа Нуробод — 33.
Мечеть Курпа
Известная также как Магоки-Курпа – одна из уникальных заглубленных бухарских мечетей. Построена в 1637 году и представляет собой двухъярусную многокупольную постройку. При этом купола имеются на обоих ярусах мечети.
Свое название мечеть получила от района, где была построена – ранее в этом квартале изготавливали и продавали одеяла (курпа, курпача).
Мечеть Магоки-Аттари
Еще одна подземная мечеть. Ее построили на месте храма последователей Заратуштры. На протяжении своей истории мечеть неоднократно разрушалась и отстраивалась заново. Последний раз ее перестраивали в XVI столетии. При этом возведя мечеть, зодчие поскупились на ее оформление.
Однако в середине XX века взору посетителей открылся фасад гораздо более древнего строения, богато украшенный резным кирпичом и терракотовой плиткой. Сегодня многие приезжают к этой мечети именно для того, чтобы полюбоваться оригинальными изразцами.
Местоположение: к югу от Бухарской арки, на торговой улице, которая соединяет рынки Так-и Тельпак Фурушон и Так-и Саррафон.
Токи Заргарон
Самый древний купольный базар в городе, расположенный недалеко от Пои-Калян. Дословно его название переводится как купол ювелиров, так как именно ювелирные лавки находились здесь сразу после постройки торговых рядов в 1569-70 годах. Сегодня это крупнейший базар Бухары, где можно купить все: от сочных фруктов и сахарных арбузов до керамики и ковров, которыми славится Бухара.
Уйти отсюда без покупок – просто невозможно. А еще здесь легко можно найти новых знакомых и узнать массу легенд и преданий о самом базаре и о городе – то, чего нет ни в одном учебнике истории и путеводителе по древнему городу.
Токи Саррафон
Купол менял. Лишь на несколько лет моложе ювелирных торговых рядов. Находится на перекрестке дорог, в средние века соединявших центральную городскую площадь регистан с рабатом.
Местоположение: древний арык Шахруд.
Бухарский зиндан
Здание городской тюрьмы, построенное недалеко от цитадели Арк в период Бухарского эмирата. В конце XVIII столетия здесь содержались те, кто не платил налоги или совершил преступление. Особо опасные преступники содержались в глубокой яме, куда их спускали на веревках (также им передавали воду и пищу).
Когда-то люди безумно боялись попасть за деревянные ворота зиндана – в его застенки. А сегодня каждый желающий может пройтись по его помещениям, ознакомиться с нехитрыми тюремными приспособлениями. Много десятилетий прошло с тех пор, когда тюрьма перестала использоваться по своему назначению. Но и сейчас здесь можно буквально почувствовать боль и страдания сотен заключенных, томившихся тут в течение нескольких столетий.
Ситораи Мохи-хоса
Загородная резиденция бухарских правителей, построенная в конце XIX века. В его проектировании и постройке принимали участие как бухарские, так и русские мастера, что отразилось на стиле дворца.
Самыми красивыми помещениями резиденции по праву считаются Белый зал и приемная правителя с резными украшениями и росписью по ганчу. С 1927 года и по настоящее время в дворцовом здании работает музей декоративно-прикладного искусства.
Древние городища Пайкенд и Варахша
Знакомство с Бухарой нельзя считать состоявшимся без прогулки вокруг останков древних городищ, во множестве раскинувшихся недалеко от города. Среди них самыми крупными и известными считаются Пайкенд и Варахша.
Пайкенд(на фото ниже), основанный в VI–III веках до рождества Христова и буквально стертый с лица земли наступающими песками пустыни Кызылкум.
После раскопок здесь можно увидеть древние стены с оборонительными сооружениями, жилые кварталы, по которым когда-то ходили ремесленники и местные правители, бегали дети.
Примерно такую же картину можно увидеть и в другом городище, бывшем когда-то культурным и торговым центром – Варахша(на фото ниже). Также, как и Пайкенд жители покинули Варахшу из-за нехватки питьевой воды. Постепенно древние сооружения накрыла пелена песка.
Музей Абу Али ибн Сино
Совсем недалеко от областного центра есть небольшой кишлак Афсона – родина Абу Али ибн Сино. Сегодня здесь расположен музей, посвященный этому великому мыслителю и врачевателю. В залах музея представлены рукописи Авицены, реконструкции медицинских инструментов той эпохи и даже фрагменты из его жизни.
Музей является частью паркового комплекса, в который также входят один из самых лучших медколледжей страны, носящий имя ибн Сино, конференц-зал и спортивный комплекс. Неподалеку разбит садик, где растут травы, которыми пользовался в свое время знаменитый на весь мир бухарец.
Дом-музей Ф. Ходжаева
Во все времена Бухара была щедра на великих людей. Одним из них был известный партийный деятель времен образования и становления Бухарской народной республики Файзулла Ходжаев. В память о знаменитом предке, в доме его отца был организован музей. Здесь можно ознакомиться не только с биографией борца за справедливость, но и с условиями быта зажиточных купцов того времени.
Местоположение: улица Тукая- 70.
Музей-мастерская кузнечного дела
Основан в 1992 году. Расположен в караван-сарае Кулюта постройки XVI столетия. Здесь можно не просто посмотреть шедевры кузнечного дела различных эпох, но и самому попробовать себя в роли кузнеца под руководством потомственного мастера.
Изготовление оригинального сувенира своими руками в средневековой восточной кузнице – это незабываемые эмоции и впечатления!
Местоположение: улица Хакикат — 2 (торговый купол).
Монумент Древняя и вечная Бухара
18-метровый монумент, открытый в канун празднования Дня независимости Узбекистана в 2010 году является частью культурного комплекса, в который входят музыкальный драмтеатр и амфитеатр.
Вокруг монумента раскинулась благоустроенная парковая зона, которая быстро стала излюбленным местом прогулок гостей и жителей города.
Эко-центр «Джейран»
Глубже прочувствовать атмосферу Бухары и понять ее жителей поможет знакомство с природой местности, где зародился и развился этот уникальный город. Лучше всего для этого подойдет эко-центр «Джейран», расположенный в 42 км от Бухары. Помимо джейранов на просторах этого заповедного уголка можно встретить куланов, лошадей Пржевальского и других животных, численность которых в дикой природе очень мала. Немало здесь птиц и уникальных растений.
А сверху на все это бесстрастно «взирает» жаркое пустынное солнце. Солнце, под палящими лучами которого более 2,5 тыс. лет назад предки современных бухарцев начинали возводить стены «жемчужины Средней Азии».
Местоположение: г. Каган.
Конечно, перечисленными красотами и памятниками достопримечательности Бухары вовсе не ограничиваются. Так, при наличии времени и желания можно посетить мавзолей Чашма-Аюб; медресе Чор-Минор; комплекс святого Бахаутдина Накшбанди; средневековые бани Хамам, действующие и поныне; дворец Сейид Абд-ал-Ахада, расположенный в Кагане — небольшом городке под Бухарой; на золотошвейной фабрике и т.д.
Каждый найдет в Бухаре то, что будет интересно именно ему!
Другие достопримечательности:
dostoprimechatelnosti-m.ru
Древний город Бухара
Бухара - один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области республики Узбекистан. В начале 60-х годов XX-го столетия в Бухаре проживало около 69 тысяч жителей.
Культурный слой на территории города составляет более 20 м. На такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду, монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э. Имеет смысл рассказать кратко историю этого города более подробно.
Возраст Бухары превышает 2500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк.
Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь» (вихара), по другой - «обитель знания».
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. В центре Бухары находится крепость Арк, где проживали правители, гарем, их приближённые, охрана.
Так уж повелось, что там, где дворцы, там же, обычно, находятся и казематы. Средневековая цитадель Арк в Бухаре вполне отвечала этому условию. Прямо при въезде в цитадель, за массивными крепостными воротами с башнями по краям начинается мрачный крытый коридор – «далон» с двенадцатью входами в каменные темницы, расположенные слева от коридора. В этих каменных «мешках», за кованными стальными решетками, томились, прикованные к стенам цепями, узники. А в конце коридора размещался тронный зал эмира, приемная для церемоний и торжеств. Это был обширный, мощеный кирпичом двор, обнесенный с трех сторон «айванами» на деревянных колоннах. В глубине зала располагался мраморный трон эмира.
За стенами этой крепости сложился город - «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья - «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. В древности Бухара и её окраина была окружена большой оборонительной стеной.
Согласно легенде, Бухара была построена в VI веке до н.э. Только что отстроенный город был захвачен персидской династией Ахеменидов, а в 329 году до н. э. — Александром Великим.
В V веке нашей эры, Бухара вошла в состав государства эфталитов. В период 563—567 годов близ Бухары произошло кровопролитное сражение между эфталитами во главе с Гатифаром и тюрками. В восьмидневной схватке эфталиты были разбиты.
В 585—586 годах в Бухаре произошло восстание Абруя, которое было подавлено тюркским принцем Иль Арсланом.
В 603—658 годах Бухара была одним из согдийских владений, подчинявшихся Западно-тюркскому каганату. Перед арабским нашествием Бухарой управляла династия бухархудатов. В согдийские времена город был известен как Нумижент, позже переименованный по совету монастыря Санскрит в Вихару и стал главным городом Согдианы.
В начале VII века Бухарой на протяжении 15 лет управляла женщина по имени Хатун, мать будущего бухархудата Тахшады.
С приходом в Бухару арабов в VII веке в городе распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Расцвет города начался, когда Бухара была выбрана столицей государства Саманидов при Исмаиле Самани (892—907).
В X веке Бухара стала центром высокой культуры. Здесь работали многие учёные, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др.
В эпоху Караханидов, при правлении Арслан-хана (1102—1130), был построен один из шедевров бухарского зодчества - мечеть Калян, с уникальным минаретом.
В караханидское время в Бухаре по приглашению караханида Шамс аль мулька (1068—1080) некоторое время работал выдающийся поэт и учёный Омар Хайям.
В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдул-Халик Гидждувани.
В начале XIII века Бухара входит в состав государства Хорезмшахов. В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Ала Ад-Дин Мухаммеда (1200—1220). В феврале 1220 года Бухара подверглась монгольскому нашествию и была захвачена войсками Чингисхана, который въехал на коне в соборную мечеть города. Город был ограблен, а жители уведены в плен для помощи монголам в штурме Самарканда.
В 1238 году в Бухаре жители восстали против монголов, но восстание ими было жестоко подавлено.
В 1260-х годах в Бухаре побывал итальянский путешественник Марко Поло.
В 1273 году город был беспощадно ограблен и сожжён ордами чингизида Абака-хана.
Во второй половине XIII — первой половине XIV века, монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф Ад-Дин Бохарзи.
В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сербедаров. В это же время в Бухаре и прилегающей к ней области бурно развивается суфийское учение, наиболее известным представителем которого был Бахоуддин Накшбанди.
В период правления Тимура (1370—1405) столицей империи был Самарканд. В эти годы в Бухаре были построен мавзолей Чашма-Аюб.
При Улугбеке в Бухаре было построено здание нового медресе (1417).. В украшении медресе использована мозаика из глазурованных кирпичей, которая частично сохранилась до наших дней.
Во время царствования шейбанида Убайдулла-хана (1487—1540), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В эпоху Шейбанидов в Бухаре были построены десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов. Город достиг своего расцвета при правлении шейбанида Абдуллахана II (1557—1598).
Город не выходил за пределы своей крепостной стены, построенной в XVI веке, и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.
Современный вид город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели. Более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи:
- Мечеть и минарет Калян XII века;
- Медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков;
- Ляби-Хауз XVI—XVII веков;
- Мавзолей Исмаила Самани IX—X веков.
В сохранившихся памятниках видны черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.
Бухара считается одним из священных городов суфизма. В городе побывали многие великие суфийские святые. Один из самых почитаемых - Бахоуддин Накшбанд. Его мавзолей считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отпущения грехов.
В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, находилась в состоянии экономического кризиса. В 1740 году город оказался во власти иранского правителя Надиршаха.
С 1756 года Бухарское ханство называется Бухарским эмиратом. Со второй половины XVIII века Бухара благодаря политике Мухаммад Рахимбийя (1756—1758) и Шахмурада (1785—1800) постепенно выходит из кризисного состояния. В начале XIX века город себе вернул свой былой статус центра исламской религии. В Бухаре были восстановлены десятки медресе, в которых учились студенты из разных стран исламского мира. Многие из этих медресе сохранились до наших дней.
В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечети, 2 синагоги, более 50 базаров.
В 1770-х годах российская императрица Екатерина Великая в знак дружеских отношений выделила 50 тысяч рублей для строительства медресе в Бухаре. Медресе получило название в честь бухарского посла Эрназара эльчи. К сожалению, оно было разрушено большевиками в 30-е годы прошлого столетия.
В 1910 году население Бухары насчитывало 150 тысяч человек. В городе были 364 мечетей, 2 синагоги, более 50 базаров.
2 сентября 1920 года РККА во главе с М. В. Фрунзе в результате трёхдневного штурма захватила Бухару. При штурме города были задействованы десять самолётов-бомбардировщиков. Значительная часть города была разрушена. Бухарский эмир Сеид Алимхан бежал из города и страны в Афганистан. Бухарский эмират прекратил свое существование.
14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров), который возглавил Ф. Г. Ходжаев. 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР. С 15 января 1938 года город стал центром Бухарской области Узбекистана.
Ссылка на источник: http://www.proza.ru/2015/09/20/36
chrontime.com
Бухара. Старый город. - Узбекистан такой узбекский
Это пост про интересные постройки и виды Бухары. Я не буду вас утомлять бесчисленными мечетями и их названиями. Тем более, что я сам их забывал через 2 секунды после того как мне называли.Бухара отличается от Самарканда тем, что тут сохранился целый район старого города. В Самарканде старый город не сохранился, а только остались некоторые отдельные здания – мечети, медресе и другие. Вот это типичная улица в Бухаре в исторической части.
Самый высокий минарет в Бухаре. Наверх не пускают, как я ни подмигивал сторожу и не показывал купюры – он ни в какую. Говорят несколько лет назад прекратили пускать людей наверх, беспокоясь за сохранность минарета.
Горят, с этого минарета скидывали людей – была такая казнь. Один раз хотели скинуть женщину за какой-то проступок. Она попросила, чтобы ей разрешили одеть все ее платья и в них скинули. Одели около сорока платьев. Платья то ли сработали как парашют, то ли смягчили удар о землю, в общем она осталась жива. Второй раз скидывать уже не стали.
Классический вид на старую часть Бухары.
Рядом с крепостью стоит металлическая...я бы назвал ее телевышка (правда на ней нет никаких антенн), на которую можно залезть. Вид на крепостные ворота с нее.
Не историческая часть города.
Двор ныне не действующего медресе. Медресе – учебное заведение с религиозным уклоном. На первых этажах были помещения для занятий, на вторых – комнаты, где проживали ученики.
А вот эта фотография – из действующего медресе. Тут мне разрешили заглянуть во двор. Воспитанник сидел в тени и вслух читал книгу, похоже что-то религиозное.
Если имя пророка Мухаммеда упоминается в священных для мусульман книгах, то после него всегда вставляется фраза – «мир ему и благословение». На некоторых сайтах стараются делать так же. Взято с первого попавшегося сайта по запросу про пятничную молитву:
Абдулла ибну Бусри рассказал, что пришел один человек на пятничный намаз, перешагивая через людей, сидящих рядами в мечети, в то время, когда Пророк (мир ему и благословение) делал хутбу, и Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Сядь, ты сделал вред».
Портальный вход в мечеть.
"Чор-минор" или четыре минарета по-русски.
Звезды над Бухарой.
Ковры!!! Смотрите какие огромные!
Очень старое тутовое дерево. Настолько монументальное, что к нему приставили распределительный ящик и повесили фонари.
Помните любителя кукурузных палочек в Самарканде? В Бухаре люди перевозят целые гарнитуры на крышах российских автомобилей.
Э-э-э, братан, покупай пельмен!
Туалет в одном из кафе. Делай дела куда хочешь и как хочешь. Но я, конечно же, мечтал о деревенском туалете с дыркой в деревянном полу.
Другие посты про Узбекистан:Как делают лепешки в БухареНесколько советов собирающимся в УзбекистанСамарканд. Шелковая бумага и ковровый заводСамарканд. Мечети и мавзолеиБухара. ЛюдиХива
protchenkov.livejournal.com
Древний город Бухара - Узбекистан
Ещё несколько километров и Центральный Узбекистан сменится пустыней. Условными вратами в Кызылкум служит древний город Бухара. Следуя по классическому маршруту Шёлкового пути Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива, Бухара – это то место, где можно попрощаться с цивилизацией и готовиться к бескрайним пустынным просторам. Примерно через 100 километров на северо-запад и степь сменится песчаными массивами со скудной растительностью. Да, это нестандартный вариант отдыха для оригинальных путешественников, повидавших Европу и желающих познать принципиально другую культуру.
Добираться в священный город мне предстояло поездом из Самарканда. Стоит иметь ввиду, что досмотр на узбекских ж\д вокзалах сравним с досмотром в аэропортах. Чтобы зайти в здание вокзала необходимо предъявить документы (паспорт, билет, регистрацию), пропустить чемодан через ленту сканирования и пройти стойку с датчиками. Регистрация закрывается за полчаса до оправления поезда. Но так как замечено, что узбеки обычно никуда не торопятся, то последнего правила придерживаются не строго. Но так или иначе, прибыть на вокзал нужно заранее.
Бухара – сосредоточение сплошных удивлений и неожиданностей для меня. Первой неожиданностью было прибытие поезда не в Бухару, а в Каган, пригородный посёлок в 15 километрах от места назначения. Оказалось, что станции в самой Бухаре нет. Есть вокзал Бухара-2, использующейся лишь для грузоперевозок. А все пассажирские поезда приходят на Каганский вокзал, Бухара-1. Благо, такси в Узбекистане дешевое. Сторговавшись с водителем, до города можно доехать за 2-3 доллара. Хотя местные шутят, что даже столичное ташкентское такси дешевле бухарского.
Добравшись до старого центра и поселившись, я была готова пополнить запасы энергии и вкусить знаменитой узбекской кухни. В местных заведениях блюда готовят утром согласно меню на день. Т.е. к вечеру в кастрюлях остаются пару порций, и в крайнем случае повар приготовит для вас что-нибудь быстрое и несложное. Зайдя в одно непримечательное заведение на три столика без вывески, я наткнулась на приятного вида полненькую узбечку. На вопрос «Что есть покушать?» она ответила: «Пойдем, покажу». И завела на кухню! Моему восторгу не было предела! Впервые в жизни мне спокойно предложили проследовать в святая святых для приготовления пищи в общепите. Повариха спокойно подняла крышку каждой кастрюли и сковороды, продемонстрировав вкусно пахнущие супы, рагу, мясо, рассказала состав, что может нагреть и приготовить вдобавок. При этом помещение выглядело очень опрятно и чисто, не смотря на то, что похвастаться современной специализированной техникой не могло. Женщина чувствовала себя вполне уверенно, впуская гостей на кухню. Это высокий показатель для любого заведения, будь то фешенебельный ресторан или маленькое кафе.
Подхватив волну туристического бизнеса, бухарские предприниматели разработали развлекательную программу на территории одного из недействующих медресе (Медресе - это средняя и высшая школа у мусульман). Группы туристов из Германии, Франции усаживают за столы, расставленные во внутреннем дворе медресе, потчуют национальными блюдами, угощают узбекским вином. В это время ведущая концерта рассказывает о культуре страны и вызывает исполнителей танцев в колоритных костюмах, народных песен, моделей, дефилирующих в современных одеяниях из узбекского хлопка и шёлка. Номера выглядят очень комично, т.к. профессионализм выступающих оставляет желать лучшего. Но зато всё очень душевно и самобытно. После окончания мероприятия у отдыхающих и, уже «тёпленьких», иностранцев есть возможность приобрести сувенирные изделия в любой из десятков лавок, расположенных по периметру этого же двора. Словом, куй железо пока горячо. Узбеки умеют делать торговлю на каждом углу и делают это красиво.
Отдельного внимания заслуживают узбекские ткани. Кроме того, что на них нанесены уникальные фольклорные узоры, они окрашены натуральными красками и по составу на 100% из натуральных нитей! Может это и из-за того, что химическая промышленность в Узбекистане развита очень слабо, но для мастериц – это настоящий рай хлопка, шелков, и их смесей. За материалами я отправилась на Караван-Базар, находящейся за городом. Очевидно, там дешевле, нежели в старом городе, рассчитанном на туристов. От разнообразия рулонов всевозможных расцветок, фактур и фасонов глаза разбегались в разные стороны. Уж не помню сколько метров всего я набрала, но чемодан явно потяжелел. Особенно после того как неподалёку от центра был обнаружен магазин-мастерская с авторскими работами ручной вышивки местной швеи и шелковыми платками из бабушкиных сундуков, сохранившихся в шикарном состоянии. Мастерица шьет шикарные вещи на старенькой машинке, обучает ученицу, и хранит фотографию своей учительницы швейному ремеслу в большой рамке. Вот так узбеки чтут своих наставников и передают умения следующим поколениям. Ох, оставила и там сколько-то денег.
Ну что время плова? Побывать в Узбекистане и не попробовать плов – грехоподобно, не так ли?
Каждый регион готовит плов по-своему. Используются разные казаны (чугунные, медные), разный сорт риса, моркови (оранжевая, красная), сухофрукты, говядина или баранина. Самый знаменитый плов – ферганский. Поэтому данное блюдо нужно пробовать в каждом городе Узбекистана, в котором вы побываете. Но бухарский плов – особенный. Его подают со свежей редькой для улучшения пищеварения, он сладкий благодаря сухофруктам, нежный, жирный, тающий во рту, и невероятно вкусный!
За пару дней в Бухаре я попробовала ещё вкуснейший каймак, самсу с тыквой, также невероятно вкусную и жирную, и… таки сорвала желудок. Всё-таки надо было брать активированный уголь с собой. Да, аптека, по-узбекски, называется «дорихона». Так, на всякий случай.
Достопримечательностей и архитектурных памятников в Бухаре очень много. Больше всего меня тронули коллекции археологических раскопок в крепости Арк, датированные 6 веком до нашей эры (!), и как можно топтать паркет 18 века в летней резиденции бухарского эмира.
В медресе 17 века можно обнаружить стихийный туалет, завалы мусора. Хорошо, если гостиница выкупила постройку и облагородила. Государством же реставрируются основные исторические объекты, привлекающие туристов. Остальные – либо ложатся на плечи энтузиастов, либо остаются бесхозными. Узбеки еще не научились грамотно сохранять памятники истории и только развиваются в этом направлении. Но у них всё впереди и Бухара стоит того, чтобы её увидеть уже сейчас.
Бухарцы на протяжении веков славились ремеслами и поддерживают высокий статус по сей день. Обилие сувенирных лавок с коврами ручной работы, глиняной посудой, чеканкой, резьбой по дереву и прочее впечатляет. Поэтому приберегите средства для шоппинга в древней Бухаре.
www.earth-tour.ru
Бухара — древний город Великого шёлкового пути
Багаутдинов Камиль После Самарканда ( предыдущий материал) — «жемчужины» Великого шелкового пути, Бухара — один из древнейших городов Узбекистана и Центральной Азии, некогда столица Бухарского ханства.Здесь было более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран. Бухара оставалась благодатным оазисом, крупным научным и культурным центром на Великом шелковом пути.Каждая пядь земли священной Бухары, каждый ее памятник свидетельствует о выдающемся таланте создателей, их успехах в области науки и просвещения, духовности и культуры, философии и религии.Бухара – город, название, которого в переводе означает «удачная местность». Город обрел всемирную известность тем, что на протяжении тысячелетий вносил значительный вклад в развитие духовных, культурных и религиозных ценностей мировой цивилизации, стал одним из священных мест Узбекистана.Его величественные архитектурные памятники — минареты, мечети и медресе, торговые купола и больницы, хаузы-водоемы, площади являются свидетелями великой истории Бухары, насчитывающей 25 веков.
Культурный слой на территории города составляет более 20 метров: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.
По автодороге из Самарканда в Бухару находится Рабат Малик, (рибат, караван-сарай, укрепленный лагерь, араб. — «Царская Крепость»), — средневековый караван-сарай, развалины которого cохранились до сих пор.Рабат-и Малик находится в 23-х километрах к западу от центра города Навои и примерно в ста километрах к северо-востоку от Бухары. В средние века в этих местах проходил отрезок Великого шелкового пути, ведущий из Самарканда в Бухару, что и обусловило постройку укрепленного рибата, получившего название Рабат-и Малик. В настоящее время рядом с рибатом проходит шоссе M37. Поблизости находится международный аэропорт Навои и поселок городского типа Маликработ.
Комплекс построен в 1078—1079 годах Караханидом Шамс аль мульком. Задуманный как укрепленный постоялый двор, он функционировал до начала XVIII века. В 1841—1842 годах в окрестностях рабата побывал австрийский путешественник Александр Леманн, который сделал несколько рисунков, сохранившихся до сих пор.До наших дней дошла только часть южного фасада с башней, но о планировке крепости можно судить по результатам раскопок: крепость представляла собой прямоугольное в плане сооружение со стороной в 100 метров, по углам которого стояли башни высотой более 15-ти метров, которые, если судить по рисункам Лемана, были в сохранности в середине XIX века.Вход в укрепление был один — через сохранившийся южный портал.
Сам портал несколько выступает из стены, он прямоуголен в плане, прорезан стрельчатой аркой и украшен кирпичным орнаментом.
В 1973-1975, 1977 и 1997—2001 годах были проведены раскопки, в результате которых была исследована планировка укрепления. От портала вглубь ведет галерея, изолированная от находившихся в южной части хозяйственных помещений (жилье для прислуги, конюшни, кухни с тандырами).
Сардоба Малик — подземная кирпичная цистерна, находяшаяся через автомобильную дорогу M37, напротив караван-сарая. Сардоба была сооружена в XIV веке для снабжения караван-сарая Рабат Малик водой. Технически сардоба представляет собой резервуар 13 метров глубиной, покрытый куполом диаметром 12 метров. В куполе имеются три световых окна.
В настоящее время вход представляет собою портал (пристроен недавно).
К воде от портала ведет спуск — пандус.
Сардоба наполнялась водой из реки Заравшан по подземному каналу — кяризу, имевшему выход на поверхность сетью колодцев.
Въездные ворота в город.
Медресе Абдулла-хана (1588-1590)
Памятник был построен спустя почти четверть века после Модари-хан по принципу «Кош», по которому два здания возводились «лицом» друг к другу. Основной принцип планировки здесь тот же: помещения размещены вокруг дворика. Но само сооружение значительно сложнее: главный вход имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу. Большие размеры фасада и множество декоративных средств придают ему красочный, праздничный вид. При ярком солнечном свете хорошо играют холодные тона майоликовых плиток (синий, зеленовато-голубой, белый).
Вестибюль медресе Абдулла-хана представляет собой галерею с двумя проходами во двор. Центральный купол ее покоится на 16 арочках, образующих конструктивный каркас, заполненный шлифованным кирпичом. Ребра арочек имитируют кирпичную кладку, в швы которой вставлены майоликовые ленточки голубого цвета. На куполе узоры, состоящие из пяти-, восьми- и девятиконечных звезд.
Внутренний дворик медресе.
Мавзолей Самонидов.
Мавзолей Саманидов — памятник раннесредневековой архитектуры, расположенный в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей строился в IX веке. Обнаружен и реставрирован в XX веке. Является одним из архитектурных шедевров Центральной Азии и жемчужиной мирового зодчества.В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет.До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.
Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира.На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально выделил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни.Восток и Запад — места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда —единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг — он же Полдень — направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.
Рано обнаружив «четыре» — «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой, опирающейся на земную твердь. В древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.
Таким образом, мавзолей — куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.
Классическая форма, безупречные пропорции и ажурная вязь декоративной кирпичной кладки создали рукою мастера шедевр, которым восхищаются народы различных стран и культур вот уже несколько столетий. Мавзолей этот доказывает истину, что подлинное искусство неподвластно времени и понятно и близко любому человеку, независимо от его социального происхождения, образования и национальной культуры.Отдавая должное уважение архитектору, по чьему замыслу был возведен мавзолей, никогда не стоит забывать, что прочности и долговечности сооружения мы обязаны искусству беззвестных мастеров-строителей.
Единственным памятником, возведенным в Бухаре одновременно с выдающимися постройками Амира Темура в Самарканде и Шахрисабзе, является мавзолей Чашма-Аюб. Народная память приписывает сооружение этого мавзолея правителю династии Караханидов Арсланхану, во времена которого были воздвигнуты загородная мечеть Намазгох и минарет Калян.Надпись, вделанная в стену гласит, что сооружение воздвигнуто по приказанию Амира Темура в 1379 году. Названная дата совпадает со временем отправки Темуром значительного числа мастеров из Хорезма в Шахрисабз для строительства дворца.Музей воды в этом здании открыли не просто так. Именно здесь бьет источник холодной воды, который жители Бухары считают целебным и священным.Согласно легенде, во времена засухи жители города молили Бога, прося у него воды. В ответ на их мольбу появился библейский святой Аюб, который ударом посоха по земле сотворил живительный родник.
Арк — это древняя цитадель в Бухаре, оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть (камча) — символ власти в Бухарском Эмирате.В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища.Крепость Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары. Это большое земляное фортификационное сооружение. В плане он напоминает неправильный прямоугольник, немного вытянутый с запада на восток. Периметр внешних стен Арка составляет 789,60 м, внутренняя площадь — 3,96 га. Высота стен колеблется от 16 до 20 метров.
Все сохранившиеся здания относятся к периодам правления узбекских династий Аштарханидов (XVII в.) и Мангытов (XVIII—XX вв.). Парадный въезд в цитадель архитектурно обрамлен двумя башнями. В верхней части башни соединены галереей с хорошо сохранившимся помещением и террасами для городского караула. Подъём к главным воротам представляет собой пандус, который ведёт через крытый длинный коридор к соборной мечети Джоме.
Цитадель построена на остатках поселения, которые покоятся на двадцатиметровой глубине под основанием Арка, в археологических слоях начала нашей эры. Арк неоднократно разрушался, а затем отстраивался вновь. Первые сведения об Арке упоминаются в исторических источниках 899—960 годов.В 1220 году, когда воины Чингисхана захватили Бухару, жители города нашли убежище в Арке, но завоеватели, проникнув в Арк, перебили защитников, разграбили ценности и разрушили крепость.Последний страшный вклад в разрушение Арка внесли большевики во время осады Бухары в 1920 году под командованием Михаила Васильевича Фрунзе (30.8.-2.9.1920). По его приказу Арк бомбили с самолёта, пока осаждённые не были вынуждены сдаться. В результате большая часть крепости превратилась в хаос руин.
В настоящее время в цитадели располагается Бухарский государственный архитектурно-художественный музей-заповедник.
Мечеть Боло-Хауз
Мечеть Боло-Хауз — это одна из самых красивых действующих мечетей, построенная в 18 веке, и расположенная напротив дворца бухарских эмиров Арк.Большая летняя мечеть Боло-Хауз, построенная Эмиром Шахмурадом для публичных молитв, являющаяся шедевром мусульманского зодчества, в 18 веке служила местом моления для эмиров и их приближенных. Мечеть до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир.Она включает в себя удивительный, огромной высоты, многоколонный айван (терраса с 20 колоннами), приковывающее внимание туристов купольное здание, минарет, построенный в конце 19 века известным бухарским архитектором Усто Ширин Мурадовым, и необычайной красоты водоем — хауз.Мусульмане собираются сюда на молитву не только по пятницам, но и в другие дни.Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов и служат для поддержки потолка айвана, поэтому они укреплены на бетонном фундаменте. Колонны, находящиеся с одной из торцевых сторон айвана выполнены особо — они образуют парадный вход в айван и затем зимнюю мечеть. Оформление интерьера характерно для XIX — начала XX веков.
В самом центре Бухары над окружающими строениями возвышаются два больших голубых купола медресе Мири-Араб.
Предположительно Медресе было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом, духовным наставником удельного правителя Бухары эмира Убайдулла-хана и идейным вдохновителем борьбы народов против иранских завоевателей.
В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году. Также известно, что заключительные строительные работы были произведены на деньги Убайдулла-хана, полученные им от продажи в рабство 3000 пленных иранцев, а последние крупные столкновения шейбанидов с Ираном произошли в первой половине 20-х годов XVI века. Шейх Абдулла Йамани, умерший в 1526 году, перед смертью завещал похоронить себя на территории построенного им медресе, что также свидетельствует о том, что к этому времени строительство было практически завершено. Вероятно, что в 1530—1536 годах здание медресе было существенно перестроено. Своё современное название «Мири Араб» (имущество Араба) медресе получило уже после смерти его основателя.
Мечеть Калян, или мечеть джума (пятничная мечеть) считается одной из древнейших в Средней Азии. Археологические раскопки указывают на наличие на ее территории нескольких древних полов. Надпись над входом в мечеть свидетельствует о том, что строительство здания, предположительно, было начато в XV веке. Основные конструктивные части ее и майоликовая облицовка говорят о тесной связи с архитектурой эпохи Улугбека. Надпись на фасаде мечети, содержащая дату 1514 год, относится, очевидно, к одному из поздних этапов отделки здания.
Мечеть Калян – одна из самых грандиозных мечетей Средней Азии – сооружена в формах, близких соборной мечети в Герате, которая, как известно, перестраивалась во второй половине XV века по указанию великого узбекского поэта и мецената Алишера Навои. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося узбекского государства, документально свидетельствующих о преемственной связи с архитектурой предшествовавшего периода.Главный вход в мечеть.
Эта мечеть заключает обширный двор, окруженный галереями, крытыми куполами на квадратных столбах. Мечеть располагается на площади 1 га и вмещала во время праздничного стечения народа до 10 тысяч человек.
Главный вход в мечеть и минарет Калян. Минарет Калян был наблюдательным пунктом, также имел религиозную функцию. Минарет служил местом призыва мусульман на праздничную или пятничную молитву в мечеть. Предполагают, что иногда он был и местом публичной казни во времена Бухарского эмирата.
Много легенд связано с этой величественной конструкцией, например, история о том, что мастер-строитель, который заложил фундамент из алебастра и молока верблюда, исчез, а вернулся только через два года, когда фундамент стал прочным, и приступил к кирпичной кладке. На трёх его поясах сохранились надписи: дата строительства — 1127 год, имя жертвователя — тюркского правителя Бухары Арслан-хана и имя строителя — усто Бако, могила которого находится в 46,5 м от минарета. В завещании зодчего было сказано, чтобы минарет, если упадёт, упал на его голову. В советское время прилегающая территория стала застраиваться и могила усто Бако попала в частные владения. Единственным условием властей было не разрушать могилу.
Диаметр минарета внизу — 9 м, вверху — 6 м, высота — 46,5 м. Внутри столба вьётся кирпичная винтовая лестница, насчитывающая 105 ступенек, ведущая на площадку ротонды — фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленной в виде пышного сталактитового карниза.
Минарет представляет собой массивный круглый столб, сложенный из жжёного кирпича и увенчанный фонарём-ротондой с 16 сквозными арочными проёмами. По всей высоте минарета 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.
Мечеть Калян. Боковые ворота и Мавзолей Пой-Калян. В архитектурный комплекс входят Минарет Калян, одноименная соборная мечеть и медресе Мири-Араб. Мавзолей признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Так-и заргарон торговый купол.
На месте древнего Чорсу Бухары в 1569/70 гг., как сообщает летописец XVI в. Хафизи Таныш, был возведен крупнейший из сохранившихся торговых пассажей Бухары — Так-и заргарон (Так-и заргарон торговый купол), купол ювелиров, превосходное в своем роде здание. Это купольный пассаж, т.е. свод над проезжей частью улицы в соединении с группой окружающих галерей для лавок и мастерских. Так-и заргарон (Токи Заргарон) вмещал 36 мастерских и магазинов ювелиров, со всем инвентарем.
Медресе Улугбека: самое древнее из трех медресе, построенных внуком Амира Темура — Улугбеком в 1417 году. Позже Улугбек отдал приказ строительства медресе в Самарканде и Гиждуване.В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека, как астронома. На створке ворот имеется надпись из Корана, гласящая о том, что «стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».
В школах медресе 80 студентов изучали арабский язык, геометрию, астрономию и религиозные предметы с утра до вечера. Учеба длилась от 15 до 20 лет и учащиеся в этом медресе, постоянно пополняли ряды восточных мыслителей и поэтов.
Бухарские бани.
Мечеть Мох или Магоки-Аттари — квартальная мечеть XII-XVI веков в Бухаре. Находится на 4,5 м ниже уровня земли, интересна своим резным декором. Впервые мечеть на этом месте была построена в X веке, до этого здесь находилось языческое культовое сооружение. В XII веке мечеть была перестроена, в частности, вход в мечеть был сделан с южной стороны, так как мечеть уже к этому времени окружал мощный культурный слой, до нашего времени от этой постройки дошел только портал, верхняя часть её была утрачена. Современный вид мечеть приобрела в XIV веке при очередной перестройке. В 1934-35 гг. были произведены археологические раскопки, был снят культурный слой, полностью покрывавший мечеть.
Медресе Нодир-Диван-Беги, входящее в архитектурный ансамбль XVI—XVII веков Ляби-хауз. Медресе было построено в 1622—1623 годах визирем Имамкули-хана Надиром диван-беги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. В 1993 году медресе вместе с другими памятниками исторического центра Бухары включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Портал медресе украшают мозаичные изображения ланей и двух птиц симург, которые смотрят на солнце. Медресе построено по примеру медресе Шердор в Самарканде, но вместо знаменитых львов на портале медресе изображены мифические птицы счастья.
Чор-Минор (Четыре минарета) — медресе, возведенное в Бухаре на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году, однако, нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Нияз-кула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.По четырём углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека.
Каждая из четырёх башен (минаретов) имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают религиозно — философское осмысление четырёх мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто напоминающее крест, христианскую рыбу, и буддистские молитвенные колеса.
Ходжа Насреддин – национальный герой Средней Азии и Ближнего Востока, это образ мудреца и простака одновременно.Благодаря этому персонажу, приоткрывается дверка в загадочную душу Востока. Во всех притчах и анекдотах Ходжа находит выход из самых щекотливых ситуаций. Он виртуозно владеет словом, и часто ставит в тупик своего собеседника абсурдными, и в то же время мудрыми высказываниями. Бухару считают родиной Ходжи Насреддина, здесь его образ окружен огромной народной любовью.
P.S.
Продолжение материала, Хива — один из и самых отдалённых уцелевших городов Великого шёлкового пути в Центральной Азии. Отсюда караваны шли в русские княжества и в Европу, доходили до Поволжья.
ulpressa.ru
Древний город Бухара | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Тошев И. И. Древний город Бухара // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1404-1405. URL https://moluch.ru/archive/114/29316/ (дата обращения: 03.07.2018).
Бухара (узб.Buxoro, Бухоро)— один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области Республики Узбекистан.Культурный слой на территории города составляет более 20 м: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.
Город праздновал свое 2500-летие. На территории цитадели Арк ученые обнаружили множество древних находок, датируемых IV — III веком.
Большая часть центра Бухары является архитектурной зоной, основную часть которой занимают бывшие медресе. Эмирский замок Арк (Х-Х1Х вв.) стал теперь музеем.
В средние века, в период расцвета, в Бухаре насчитывалось более трехсот мечетей и восьмидесяти медресе. Город стал приобретать черты, которые мы можем увидеть сегодня, только в XVI-XVII вв., с началом династии Шейбанидов. Именно в это время были построены крепостные стены, ворота, караван-сараи, мавзолеи и конечно, медресе и мечети. Город сочетает в себе и прошлое, и настоящее. Когда будете в Бухаре, обязательно почувствуете это. Причем одно не мешает другому, а гармонично продолжает. Бухара — одно из тех мест, которое однозначно следует увидеть. Такое количество древних памятников в одном месте, неспешное течение времени, теплый прием гостей — такое сочетание не часто встречается.
Возраст Бухары превышает 2500 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания.
В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной
Напротив Арка находится мечеть Боло-Хаус — официальное место эмира для молитв, построена в 1718 году.
Старинный город Бухара расположен в юго-западной части Узбекистана. Он входит в пятерку древнейших городов в Средней Азии.
Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, III, XVI-XVII, город.
Похожие статьи
Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...
В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства.
С давних времен живет представление, что город Бухара многолик, о чем говорят: «Бухара-город музей», «Блаженная Бухара», «Голубая Бухара», но, ни один из этих...
Бухарский Тадж-Махал (Чар-Минар) | Статья в журнале...
Бухара — один из немногих городов мира, который, начиная с V в. до н. э., рос и развивался на одном и том же месте.
Свой современный облик город приобрел во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI-XVII вв., когда было построено большинство его...
Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...
Бухара была многонациональным городом.
В январе 1885 г. Указом царя Александра III в Бухаре было учреждено представительство России — «Российское
В XVI в. индусы вывозили из Бухары различные шелка, а русские — изделия из хлопка, шёлка и ткани [2, с.184].
Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.
В статье рассматривается дипломатические и торговые связи Бухары (Средняя Азия) с Россией XVI-XVII вв.
«Грамотами о купечестве» Ивана IV разрешалась торговля азиатским купцам и в других городах России. В 1563, 1566 и 1583 гг., приезжали послы в Русское государство из...
Бухара и русское востоковедение | Статья в журнале...
В данной статье дано описание “Истории Бухары”, в которой описаны древние, средневековые и ученые советские времена. В том числе ученые изучали этнографию города Бухары. В нее внесла свой весомый вклад русский ученый О. А. Сухарева.
Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)
Эти данные нашли отражение в его памятных записях «из города Москвы в России до города Бухары в Бактрии в 1558 году».
8. Йўлдошев М. Й. XVI — XVII асрларда Бухоро билан Россия ўртасида элчилик муносабатлари.
Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...
Каждый розовый, взоры ласкающий куст. Рос из праха красавиц, из розовых уст. Каждый стебель, который мы топчем ногами, Рос из сердца, вчера еще полного чувств. Омар Хайям. Священная Бухара — это один из самых древнейших городов мира...
Из истории военного дела в Бухарском эмирате | Статья в журнале...
Посол добавил, что этот обычай соблюдают не только солдаты Бухары, но и Коканда, и Хорезма. Еще одно правило существовало в период военных действий: крепость, т. е. осажденный город должен был быть завоеван в течение семи дней.
Ансамбль Надира Диван беги | Статья в журнале «Молодой ученый»
Медресе Надир Диван Беги медресе в Бухаре, входящее в архитектурный ансамбль XVI—XVII веков Ляби хауз.
В средние века авторитет Бухары, как города просвещения и науки, возрос.
moluch.ru
Древний и величественный город Бухара
Практический каждый человек хотя бы раз слышал про сказочный город Бухара, однако не все знают, где он находится, и что интересного там можно посмотреть. Этот город имеет многовековую историю и лежит на знаменитом шелковом пути. Именно поэтому, как только вы въезжаете в город, вы видите старинные крепости и уникальные древние постройки. Бухара является одним из самых известных и знаменитых городов Узбекистана, о котором до сих пор слагают легенды.
Город Бухара: природные особенности
Природа тут совершенно не такая, как в России, Украине или, например, в китайском парке Чжанцзянзе. Она, скорее, схожа с соседним Туркменистаном, большую часть территории которого занимает пустыня. Климат тут жаркий и сухой, однако, это никак не влияет на поток туристов, которые ежегодно прибывают, чтобы собственными глазами увидеть достопримечательности древнего города.
Архитектурный ансамбль Пои-Калян
Одна из самых значимых достопримечательностей Бухары – центральный архитектурный ансамбль Пои Калян, что в переводе означает «подножие Великого». Он состоит из нескольких частей: это большая соборная мечеть Калян, основанная в XVI веке, медресе Мир-и Араб, а также минарет Калян, который расположен посредине. Минарет Калян был построен в 1127 году и является самой высокой точкой города. Уже много веков он служит сигнальным маяком многочисленным караванам, которые идут в дальние страны по Великому шелковому пути.
Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов относится к памятникам средневековой архитектуры. Он был построен в IX веке, а реставрирован – в XX-ом. Мавзолей был построен с помощью десяти разных кладок, и это можно увидеть, если подойти поближе и рассмотреть постройку.
Читайте также
Кстати, рисунок, высеченный на каждом камне, ни разу не повторяется. Только представьте, сколько труда и мастерства было вложено в это произведение искусства.
Этот мавзолей имеет форму куба, что символизирует землю, мир. А крыша сделана в форме полукруга или купола, что символизирует небосвод. В целом по задумке древних архитекторов этот мавзолей должен был олицетворять единство всего в мире или саму Вселенную.
Крепость Арк
Крепость Арк считается символом величия государственной власти, правителей. Сами местные жители точно не знают, когда была основана эта крепость, однако известно, что полторы тысячи лет назад она уже стояла в городе Бухара, и в ней уже тогда не первый год заседал бухарский эмир. Помимо правителей в крепости жили и творили великие философы, которых цитируют и сейчас. Это Омар Хайям, Рудаки, Фараби и другие.
Медресе Кукельдаш
Это самое большое медресе в городе, которое является символом великого государства, проявившего свое могущество во времена правления Абдулла-хана. Здание имеет два этажа, большой, состоящий из двух арок, вымощенных мозаикой, вход, а также колонны, украшенные ониксом. Сейчас медресе находится на реконструкции.
Древний и величественный город Бухара готов показать вам еще очень много интересных архитектурных памятников. Много веков подряд тут останавливались караваны, располагали свои войска и строили крепости великие полководцы, а потому, если вы – любитель исторических мест, вы с удовольствием задержитесь в Бухаре как минимум на неделю!
Если вам понравилась наша статья, то поделитесь ею с друзьями и подпишитесь на наши обновления. Также предлагаем вам скачать презентацию «Древний и величественный город Бухара», которая пригодится вам на занятиях или других мероприятиях. До новых встреч!