Боги древнего олимпа. Олимпийские боги. Кому поклонялись в Древней Греции?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс. Боги древнего олимпа


Олимпийские боги. Кому поклонялись в Древней Греции?

Древнегреческая культура - колыбель цивилизации всего мира. В ее основе - множество сложных переплетений искусства, войн, переворотов и, главное, религиозных верований, воплотившихся в мифах и легендах. Главные герои древних сказаний – олимпийские боги, сильные и могучие, но в тоже время наделенные внешностью и характерами простых смертных. Они являются покровителями важнейших жизненных сфер людей, но при этом не несут в народ духовных и моральных ценностей. Для них не существует понятий «грех» и «совесть», небожители сами часто нарушают существующие правила. Всего в Древней Греции насчитывалось порядка пятидесяти богов, обитающих на вершине горы Олимп.

В основе пантеона находилось 12 олимпийских богов, история правления которых и нашла свое выражение в древних мифах и песнях. олимпийские боги К ним относятся: Зевс, Посейдон, Аполлон, Арес, Артемида, Афродита, Афина, Гермес, Гефест, Гера, Гестия, Деметра.

Главным богом принято считать громовержца Зевса. Он считался покровителем неба, молнии и грома. Символом его являлся орел – царственная и гордая птица. Непрост был путь Зевса при восхождении к власти.олимпийские боги древней грецииЕго мать - богиня Рея - прятала его от жестокого отца на берегах острова Крит. Чтобы добиться величия, ему пришлось низвергнуть Крона, что он смог сделать только после многолетней борьбы. Победа досталась Зевсу тяжелой ценой, на его стороне выступали олимпийские боги, титаны, циклопы. Итогом десятилетнего противостояния стало низвержение Крона в адские пучины Тартара. Власть во всем мире была разделена между Зевсом и двумя его братьями: Аидом и Посейдоном.

Последний не уступал громовержцу в могуществе, хоть и вынужден был подчиняться его власти. Посейдона считали покровителем морских пучин и рыболовства. Его символом был трезубец.

Среди богинь несомненной царицей являлась Гера, сестра и жена Зевса. Согласно мифологии, она была на редкость ревнивой. Геру считали покровительницей законного брака, материнства и всех женщин. Ее наиболее почитаемыми детьми были Арес и Гермес.

Первый считался богом войны и кровопролитных сражений. Часто изображаемый как сильный и красивый мужчина, он был наделен самыми низменными качествами, часто выступал на стороне злых сил и отличался неслыханной подлостью.

Второй сын Геры - Гермес - был зачат ею без участия Зевса. В отличие от других божеств, внешность его была отталкивающе безобразна, что не помешало ему снискать славу и почтение у древних греков. Кроме уродливого облика, он имел и физические увечья. По легенде, мать сбросила его с Олимпа, и Гефест остался хромым. Ему было принято поклоняться как богу-кузнецу, покровителю ремесел. Женой Гефеста была прекраснейшая из богинь – хранительница любви Афродита.

Она была создана из пены морской и, подобно ей, была переменчива и игрива. Нежная и страстная, она защищала чувственность, любовь и красоту. Олимпийские боги Древней Греции были все как один очарованы ею.

Не все дети Зевса были подарены ему Герой. Множество из них были порождены нимфами и прочими мифическими существами. К таким, безусловно, относится одна из величайших покровительниц Древней Греции – мудрейшая Афина - богиня-воительница, покровительствующая честной и справедливой борьбе. 12 олимпийских богов

Могущественные олимпийские боги - это также кровные близнецы Аполлон и Артемида. Первый считается основателем культуры и искусства, часто изображается с лирой или стрелами в руках. Покровительствует Аполлон солнцу и солнечному свету. Его сестра Артемида царствовала над луной. Она являлась богиней охоты, плодородия и животных.

Бог хитрости и плутовства Гермес - сын Зевса и нимфы. Он считался покровителем всех путешествующих. Гестия – целомудренная богиня домашнего очага и семьи. Деметра - сестра Зевса и дочь Крона - заботилась о природе и плодородии.

Список божеств Древней Греции можно перечислять еще очень долго. Безусловно, перечисленные олимпийские боги - наиболее известные из увековеченных в мировой истории. Слава о них сохранилась не только в легендах и мифах, но и нашла выражение в современной культуре.

fb.ru

Презентация - Боги Олимпа

Слайд №2
С тех пор как люди вообразили, что, кроме живущих по соседству — в очаге, деревьях, реках и могилах предков — духов, над ними властвуют могущественные боги, они стали подыскивать для богов достойное обиталище. Египтяне, населявшие плоскую, как ладонь, долину Нила, так и не нашли для своих богов общего достойного жилища и говорили о месте их обитания очень неопределенно. Жителям горных стран было в этом отношении легче. Они отдавали богам самую высокую гору. Так поступили древние индийцы, поместившие своих богов на крутохолмую гору Меру, недоступную для смертных даже в мыслях.

Греки отдали своим богам Олимп, названный Гомером «многовершинным».

Слайд №3
Слайд №4
Олимп (O l u m p o z) — гора в Фессалии, на которой обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, «вращать», т.е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах.Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.
Слайд №5
Слайд №6
Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед.

Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, вели хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа. взглянуть на землю.

Слайд №7
ЗЕВС
Слайд №8
Зевс – «царь богов и людей». Также именуется Учредителем, Оградителем, Скипетродержцем, Громовержцем, Победоносцем, Зевсом Критским. Для греков он олицетворение самой жизни в физическом отношении и залог равновесия в Космосе. Все другие боги отвечают за определенные стороны жизни, Зевс же сосредотачивает в себе все стороны божеств.

Именно Зевс прекратил на земле состояние хаоса, усмирил силы природы, представленные великанами и титанами. В кровопролитной битве он совместно с другими богами победил своего отца – титана Крона, низверг его в темный Тартар. После этого Зевс избрал себе для пребывания небо, один из его братьев, Посейдон, получил море, Аиду, еще одному брату доверили подземное царство с душами умерших. Земля осталась в общем владении.

Великий бог – охранитель договоров и клятв, покровитель бедных и бездомных, тех, у кого нет крыши над головой и кто может надеяться только на милосердие неба. Храмы, посвященные Громовержцу, не имели крыши: греки верили, что в закрытом месте бог их не увидит и не услышит их молитв. Самый крупный храм назывался Олимпион и находился в Афинах. Как Устроитель, он созидатель общества, общественных законов и учреждений.

Слайд №9
ГЕРА
Слайд №10
Гера – сестра и супруга Зевса. Известна также под именами Волоокая, Лилейнорукая. Если ее божественный супруг — создатель и охранитель общественного порядка, то она – хранительница семьи и покровительница моногамии, супружеской любви, крепкого и многочисленного потомства.

Брак Зевса и Геры долго был тайным, и только через 300 лет она взошла на Олимп верховной богиней и законной супругой.Гера царствует на Олимпе. Как главной богине ей дано право повелевать дождями, громами и молниями. Она может вызывать грозные бури и темные дождевые тучи и считается покровительницей влаги. К ней, повелительнице природы, греки обращались с молитвой о дожде и щедром урожае. Поэтому часто она появляется в сопровождении Ириды – радуги.

Слайд №11
ПОСЕЙДОН
Слайд №12
Посейдон – брат Зевса и второй сын титана Крона и Реи. Греки дали ему прозвища: Гипиий (Конный), Пелагий (Морской), Эносихтон («Земли колебатель»). В борьбе с титанами Посейдон принял сторону Зевса, за что получил в награду власть над всеми водами. Дворец Посейдона находится в Эгейском море.

Многочисленные наводнения и землетрясения – следствия его гнева. Он известен нетерпимым характером, который греки старались задобрить жертвоприношениями и строительством многочисленных храмов. Особо почитался Посейдон жителями прибрежных городов, мореплавателями и купцами. У него просили счастливой дороги, попутного ветра и защиты от пиратов и разбойников.В отличие от своего царственного брата морской бог похож на свою стихию. Подобно волнам он быстр и беспокоен в движениях, отличается диким видом и растрепанными волосами. В его свите многочисленные морские чудовища, океаниды, нереиды, готовые повиноваться ему по первому зову.

Узнать Посейдона среди других богов можно по трезубцу, коню и дельфину. Трезубец представляет собой гарпун для ловли акул и китов. Это изображение особенно почитали рыбаки

Слайд №13
АФИНА
Слайд №14
Афина – в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Согласно мифу, Афина в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. Афина считалась покровительницей Афин; в честь нее справлялся праздник Панафинеи.
Слайд №15
АФРОДИТА
Слайд №16
Рожденная из пены моря, прекрасная Афродита обладала почти безграничной властью. Только три богини были вне власти богини любви, остальные были ей подвластны. Афродита всегда изображалась в окружении роскошных цветов и птиц, ее окружали лесные и морские нимфы.

По велению отца богов прекрасная богиня должна была стать женой брата верховного бога Посейдона. Но перед свадьбой она со смехом скрылась в пене моря. Примечательно, что это не рассердило Зевса и Посейдона, чуть позже Афродита вышла замуж на Гефеста, чем поразила всех. Колоритный брак: уродливый и хромоногий бог огня и прекраснейшая из богинь.

Слайд №17
ГЕФЕСТ
Слайд №18
Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос.
Слайд №19
ГЕРМЕС
Слайд №20
Гермес – в древнегреческой мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли, изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф.
Слайд №21
АПОЛЛОН
Слайд №22
Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет — предводитель муз). Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos — светлый, блистающий). Основными центрами культа Аполлона были Дельфы, о.Делос и Дидимы (в Малой Азии).
Слайд №23
АРТЕМИДА
Слайд №24
Артемида изображается всегда в шкуре и с луком, официально считается богиней охоты. При этом она обладает жалостью к зверям, может сурово наказывать за охоту в тех местах, где любит отдыхать.

Дочь Латоны и сестра златокудрого Аполлона может быть нежной дочерью, но может и нести смерть людям.

Слайд №25
ДИОНИС
Слайд №26
Диони?с — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев,бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград
Слайд №27
ТитаныКронос — в древнегреческой мифологии титан, сын Урана и Геи (Земли).Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Опасаясь, в свою очередь, за власть, Кронос проглатывал детей, рожденных ему титанидой Реей, пока ей не удалось спрятать от Кроноса и вырастить втайне Зевса. Возмужав, Зевс заставил Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, составивших поколение олимпийских богов, а сам Кронос и другие титаны, побежденные Зевсом, были заключены в Тартар. По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселен на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку». Первоначально Кронос почитался, по-видимому, как бог земледелия.

Рея — в древнегреческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса и мать Зевса, Деметры и других олимпийских богов. Кронос — в древнегреческой мифологии титан, сын Урана и Геи (Земли).

Слайд №28
ТитаныПрометей — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов.По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или через день) орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.

Антей — в древнегреческой мифологии великан, властитель Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). Антей был неодолим в единоборстве до тех пор, пока соприкасался с матерью-землей. Был побежден Гераклом, который оторвал Антея от земли и, подняв в воздух, задушил. Антей — в древнегреческой мифологии великан, властитель Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). Антей был неодолим в единоборстве до тех пор, пока соприкасался с матерью-землей. Был побежден Гераклом, который оторвал Антея от земли и, подняв в воздух, задушил.

Слайд №29
ГероиГеракл — в древнегреческой мифологии величайший герой, сын бога Зевса и жены фиванского царя Алкмены.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

Согласно другим мифам, Геракл освободил Прометея, победил Антея, принимал участие в борьбе богов с гигантами, сражался с кентаврами и совершил много других подвигов. Погиб от отравленного платья, которое в неведении послала ему его жена Деянира, желавшая вернуть себе любовь Геракла. После смерти Геракл был взят на Олимп и обручен с богиней вечной юности Гебой. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.

volna.org

Олимпийские боги

Олимпийцы, Олимпийские боги — в мифах Греции верховные божества, обитавшие на горе Олимп, греческие боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений).

В список олимпийских традиционно входило двенадцать богов, однако эти списки в разных версиях мифов не всегда совпадают. Здесь приведен список имен 15 богов, которые присутствовали в различных списках олимпийцев:

Прежде всего, в число олимпийских богов входили дети Кроноса и Реи (называемые Крониды):

Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний.

Гера — жена Зевса, покровительница брака, семейной любви.

Аид — владыка царства мёртвых.

Посейдон — бог морской стихии.

Гестия — богиня домашнего очага.

Деметра — богиня плодородия и земледелия.

А также потомки Зевса:

Арес — бог войны и кровопролития.

Афина — богиня мудрости, справедливости, наук и ремёсел.

Афродита — богиня любви и красоты.

Персефона — богиня весны, королева Царства Мёртвых.

Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства.

Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.

Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.

Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.

Дионис — бог виноделия и веселья.

По преимуществу эпитет «Олимпиец» относился к их главе Зевсу. Верховный бог всегда сохранял невозмутимое («олимпийское») спокойствие и внешнюю величавость. Местом вечного обитания богов греки считали высокую гору Олимп в Греции.

Мы узнаем об олимпийских богах от историков, драматургов, эпических поэтов, авторов гимнов о богах, систематизаторов мифов (мифографов). В горниле творческих талантов образы богов и богинь переплавляются и приобретают черты философских представлений, господствовавшие в разные эпохи древнего мира. Зевс Гомера - это далеко не то же самое, что Зевс Геродота, Гесиода, Пиндара. Олимпийские боги живут вместе со своими почитателями, обогащаясь их фантазией и интеллектом.

www.smirnova-tatjana.ru

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок-повторение.

Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов, презентационной поддержкой и элементами театрализованного представления.

Оборудование: ноутбук, компьютеры, подключённые к Интернету, мультимедийный проектор, карты и атласы по истории древнего мира, карты самоконтроля, тексты саамского мифа.

Интернет-сайт: www.kukarka.ru

Цели урока.

Образовательные:

обобщить представления обучающихся о религии древних народов;

сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции;

сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований

Развивающие:

способствовать развитию умений и навыков анализа, сравнения, сопоставления,

развивать абстрактное и образное мышление, память, внимание, умение работать самостоятельно;

учить делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения;

расширять словарный запас учащихся и их кругозор.

Воспитательные:

формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.

Коррекционные:

развитие речемыслительной деятельности.

Задачи урока:

  • формировать навыки работы с учебной и справочной литературой, исторической картой, Интернет-ресурсами, отвечать полно и аргументированно;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством включения их в поисковую работу по сети Интернет, интерес к истории, к чтению, развивать творческие способности детей;
  • развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские).

Методы и приёмы: иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приёмы технологии критического мышления.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Слайд №1. Презентация

“Боги ль на землю сошли и явили свой образ, Или на небо мы сами богов узреть восходили?”.

Сегодня наш урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока.

На столах у вас лежат карты самоконтроля, в этой карте вы будете отмечать каждый этап урока, в котором вы примите участие. Вы должны контролировать свою речь: говорить правильно, не торопиться, проговаривать поставленные звуки, правильно формулировать предложения и полным ответом отвечать на вопросы.

Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религиях Древнего Востока.

Какие мысли возникают у вас при слове “религия”? Слайд №2 (шторка закрыта).

Ответы учащихся:

  • связь с природой;
  • сверхъестественные силы;
  • покровительство чего-то или чему-то, т.е. защита, помощь;
  • вера в богов;
  • образ жизни.

Бог – это сверхъестественное существо, обладающее нереальной силой власти.

Запись определения в тетрадь.

(Слайд №2. На интерактивной доске появляется схема и запись, кто такой бог)

Учитель

У всех народов возникают религиозные верования, т.е. вера в сверхъестественные силы, вера в богов. Слайд №3. На слайде зашифрованы понятия и названия богов древних стран. Вам нужно соединить слоги так, чтобы получились слова.

Пантеон

Амон – ра

Ганеша

Мифы

Осирис

Дионис

Посейдон

Олимп

(1 ученик работает у доски, читает слова, даёт объяснения, остальные в тетрадях по истории записывают получившиеся слова)

- Как вы думаете, почему возникают верования в сверхъестественные силы?

(Ответы учащихся)

Люди не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь, поэтому они верили, что существует сила, которая над ними властвует.

- Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?

(Ответы учащихся)

Если будем изучать религию народов мы узнаем о занятиях людей, об отношениях друг к другу, о древних богах, представить мир, в котором жили народы, их одежду, пищу, с кем воевали.

Слайд №4.

Цели и задачи урока:

- повторить и закрепить знания о религии древних греков;

- сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней

Греции;

- выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаться объяснить, почему в Греции появились именно такие боги;

- совершенствовать умения работать с исторической картой, Интернет-ресурсами, интерактивной доской;

Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. Что это?

Это – КАРТА.

Изучая религию народов мы обязательно обращаемся к месту, где жили эти народы. Где расположена Древняя Греция?

(Ответы учащихся.)

Древняя Греция расположена на юге Европы на Балканском полуострове, который омывается Средиземным морем. Древняя Греция делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Южная Греция или Пелоппонес. На территории Греции нет больших рек, таких как Нил в Древнем Египте, много гор и возвышенностей. Поэтому греки занимались торговлей и мореплаванием. Были хорошими моряками.

Учитель:

Перед вами карта Древней Греции. На ней показаны объекты, но показаны они неправильно. Нужно выйти к доске и исправить ошибки. Слайд №5.

(Работа с интерактивной доской, на местах дети работают с картой Древней Греции)

Микены

Фивы

Афины

Олимп

Олимпия

о. Крит

Средиземное море

о. Итака

Проверка выполненного задания, ответы учащихся.

Тот ученик, который выполнял задание у доски, отвечает на вопросы:

Микены, Фивы, Афины - это …?

Крит и Итака – это …? с кем или с чем они связаны?

Чем отличается Олимпия и Олимп?

Олимпия – это город в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры.

Олимп – это священная гора, которая расположена в Северной Греции, где жили греческие боги, здесь всегда царит вечное лето и светит солнце, смертные не поднимались на неё, так как боялись, что боги их ослепят. Слайд №6.

Опрос домашнего задания: рассказы детей о главных богах Древней Греции.

Зевс. Слайд №7.

Посейдон. Слайд №8.

Аид. Слайд №9.

Не забывайте отмечать свою активность на листах контроля.

Ребята, как вы думаете, почему в религии египтян не было бога грома и молний, бога моря?

(Ответы учащихся.)

Это связано с разными природными условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, как в Греции, соответственно нет грома и молний, а Средиземное море не играло в их жизни особой роли: египтяне боялись ходить в море, за них это делали финикийцы. В Греции нет реки подобной Нилу, от которой зависела бы жизнь людей, зато много дождей, и греки были отличными мореплавателями, осваивали Средиземное море.

Слайд №10.

Учитель: Давайте представим, что мы собрались на божественной горе Олимп. Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, нам нужно затаиться и ничем не выдавать своего присутствия. Давайте послушаем, для чего боги собираются сегодня? Слышите музыку? Это приближаются боги Олимпа… Слайд №11.

Театрализованное представление

Зевс: Братья мои! Я призвал вас сюда, в этот укромный уголок божественной горы Олимп, чтобы решить важный вопрос. Из года в год мы враждуем друг с другом, но так и не можем решить, кто из нас главный.

Аид: Зевс, ты мой брат! Но я не хочу подчиняться чьей – то воле! Дайте мне право власти! Мы можем поделить наши владения!

Посейдон: Вы забываетесь! Кажется, вы не учитываете моего присутствия! Аид смеет требовать власти! А я буду бороться! Ведь я тоже Бог, а боги – бессмертны!

Зевс: Давайте тянуть жребий.

Тянут жребий.

Зевс: Буду властвовать над Богами, людьми, прочей живностью на всей земле.

Посейдон: Я беру под свою власть всю водную стихию. И пусть трепещет всякий, кто разгневает Посейдона – бога морей!

Аид: Что ж, раз смертные вами поделены, я буду править умершими. Подземное царство мёртвых – теперь мой дом. И даже ты, Зевс-Громовержец, не сможешь вмешаться в мир мёртвых.

Зевс: Хорошо, братья, пусть будет так, как мы решили. Теперь нужно объявить о нашем решении смертным и богам.

Посейдон: Мы собрались здесь, чтобы объявить вам свою волю. Я, сын божественной Реи, хочу, чтобы все жители морские, а также моряки и путешественники отныне признали мою власть над морской стихией. Где ударит мой трезубец – будет бить ключом вода морская, солёная! На непокорных пусть падут смерчи, а покорные да учтивые будут по глади морской плавать беспрепятственно.

Зевс: Только Зевсу – отцу небес подвластна молния. Я могу испепелить любого, восставшего против меня, всякую тварь живую! Бойся всякий, осмелившийся возразить Зевсу, ибо кара моя будет великой!

Аид: Я, старший сын божественной Реи, уступил моим братьям право власти на земле. Но там, где царит вечная мгла, где души умерших живут вечность, там будет моё вечное правление и царство. Грозный трёхглавый Цербер всех пропустит в тёмные залы, но никто не сможет выйти из него.

Зевс, Посейдон, Аид – вместе. Такова наша воля. Вам остаётся покориться нашей воле и признать нашу власть.

Учитель:

Боги ушли, но оказались рассеянными, оставили свои вещи. Давайте им поможем разобраться! Слайд №12.

Работа на интерактивной доске

Учитель:

Проверка домашнего задания. В Интернете вам нужно было найти материал о пище богов. Слайд №13.

Сообщение учащихся о пище богов – нектаре и амброзии, объяснение значений этих слов.

Учитель:

Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы.

Почему сейчас люди не верят в Олимпийских богов? Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы?

Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить. Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

Угадайте, кто из героев мифов мог бы выразить своё родительское горе такими словами:

А. “Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица, но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!”.

Дедал. Миф “Дедал и Икар”. Слайд №14.

Б. “Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!” Тесей. Миф о Тесее и Минотавре. Слайд №15.

В. “Увы, память моя ослабела. Теперь о прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!” Дедал. Слайд №14.

Г. “До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!” Геракл. Слайд №16.

Д. “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?” Прометей. Слайд №17.

Учитель:

Региональный компонент. Слайд №18.

Одной из самых маленьких северных народностей нашей страны являются саамы, которые проживали на Кольском полуострове. Так вот саамы тоже были верующими людьми. Они очеловечивали всё, с чем соприкасались и что видели. Солнце, по их мнению, ездило по небу на медведе и оленях; у него, как у людей, есть мать, сестра, жена, дочь. Северное сияние саамы представляли как отголоски душ умерших родных и знакомых и в пору “волшебного свечения неба” предпочитали прятаться. В сказаниях лопарей часто присутствовали и активно действовали камни, в которые превратился когда – то человек или зверь.

Так что религиозные верования были у всех народов, которые в своё время не могли объяснить различные явления природы и думали, что существуют какие-то сверхъестественные силы, способные повлиять на их жизнь.

Мифы были и есть у каждого народа, это первые попытки понять и объяснить мир, определить в нём место и роль человека.

Работа с Интернет-ресурсами. Интернет сайт www.kukarka.ru. Найти информацию о саамской мифологии и подготовить сообщение.

Работа с текстом. Саамская мифология. Слайд №19.

Из-за Каменского, из-за Имандры бежит Мяндаш – златорогий дикий олень. Шерсть его серебрится, белая, как снег. Чёрную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные – его дыхание, они несут его в полёте, в его бесконечном пути. Бежит от края до края земли Мяндаш, ищет себе любимую.

Видит, сидит на погосте у вежи девушка, понравилась она Мяндашу, и посватал он её за себя. Обернул важенкой, и побежали они по бескрайней тундре. Долго ли коротко проходит времени, рожает важенка сына, да не оленёночка, а дитя человеческое.

Кормит важенка сыночка молоком и приговаривает: “Ты расти, мой сын, среди тундровых просторов, от отца-оленя златорогого ты ум да выносливость возьми. От Солнца, твоего дедушки, тепло душевное возьми. От Земли-бабушки – силушку, а от меня, твоей матушки, любовь ко всему живому на этой земле возьми, мой сын”.

Вырос сын, зовёт его к себе Мяндаш: “Садись, сынок, на меня верхом, покажу я тебе твои владения. Это всё твое, сын мой, скоро придёт время тебе трогаться в путь, судьбу искать. Одно запомни, сынок, я, отец твой – прародитель земли этой тундровой, завещаю тебе её на веки вечные. Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным. От тебя пойдёт род саамов. Не забывай заветов моих, оленя златорогого”.

Задания

  1. Прочитайте текст.
  2. Укажите неясные по значению слова. Объясните их, воспользовавшись словарём.
  3. Докажите, что это миф.
  4. Определите тему текста.

Проверка выполненного задания с Интернет-ресурсами. Слайд №20.

Учитель. Слайд №21.

На какие вопросы мы с вами ответили на уроке?

Ответы учащихся:

  • Кто такой бог?
  • Что такое греческий пантеон?
  • Какими были греческие боги?
  • Почему возникают верования людей в сверхъестественные силы?
  • Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?
  • Чем питались греческие боги?
  • Кто входил в пантеон саамов?

Чему научились на уроке и в ходе подготовке к уроку?

(Ответы учащихся.)

  • Работать с исторической картой
  • Сравнивать религии разных народов, находить общее и различие
  • Работать с интерактивной доской, справочной литературой
  • Искать информацию в Интернете.

Подведение итогов урока

Посмотрите свои карты самоконтроля, всё ли у вас выделено?

Теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке? Опрос 3-4 человек.

Ребята понравился вам урок? Чем понравился?

Кто работал сегодня лучше всех? Кто мог бы работать лучше?

Давайте оценим выступления ребят, которые приготовили рассказы о богах.

А теперь ребят, которые принимали участие в театрализованном представлении.

А теперь тех, кто нашёл материал в Интернете о пантеоне саамов.

Домашнее задание (на выбор). Слайд №22:

1. Составить свой миф, используя древнегреческих или саамских богов.

2. Нарисовать иллюстрацию к саамским мифам.

Слайд №23.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Олимпийские боги | Вечный студент

index_clip_image002

Генеалогия древнегреческих богов 7

Итак, жестокая борьба с титанами окончилась победой соратников Зевса. Теперь их царствование на горе Олимп никто на Земле не мог потревожить.

Кто же были эти верховные земные боги-олимпийцы? Необходимо уточнение: богов было гораздо больше, но не все они были удостоены проживания на Олимпе.

Олимпийцами были братья и сестры Зевса, когда-то проглоченные Кроном, а затем благодаря Зевсу получившие свободу.

А также на Олимп попали дети Зевса:

Афина, богиня мудрости и всяческого ремесла.

Арес, бог войны

Персефона, богиня весны, супруга Аида, повелительница царства смерти.

Афродита, богиня любви и красоты.

Гефест — бог огня и бог-кузнец.

Гермес — бог торговли и всякого плутовства.

Аполлон — бог света и покровитель искусства.

Артемида — богиня охоты и покровительница всей живой природы

Дионис — бог веселья.

Священная гора была окутана от непосвященных густыми облаками. На страже были оры, которые поднимали эти облака, как ворота, чтобы пропустить богов, если им захочется спуститься на землю с Олимпа.

Кто такие оры? Или все-таки хоры? От этого слова произошел наш «хоровод» — ритуальный круговой танец. Может быть, этим оры и занимались? Кружили вокруг Олимпа, поддерживая облака?

Разные источники говорят об орах по-разному. Одни древнегреческие авторы считают их временами года и прислужницами Афродиты. Среди них особо почитались Талло — цветущая, и Карпо — плодоносящая. Другие автора упоминают о девяти орах, возможно связывая их с девятью музами Аполлона.

А Гесиод считал, что оры с временами года не связаны. Они дочери Зевса и Фемиды

Эвномия — богиня закона

Дике — богиня справедливости

Эйрена — богиня мира.

Ну, кто бы они ни были, службу свою исполняли старательно. Не удавалось смертным подняться на гору Олимп.

Там на вершине всегда светило солнце с безоблачного неба. На вершине Олимпа стоял великолепный золотой дворец, выкованный для Зевса сыном Гефестом. Там на золотом троне сидел сам Зевс с супругой Герой. Рядом с ними всегда были их ближайшие спутницы. Нике — богиня победы рядом с Зевсом и Эйрена, богиня мира. Это одна из ор? А как же облака поддерживать? Может быть, посменно?

Рядом с Герой всегда была Ирида, богиня радуги, была ее посыльной, так же, как Гермес был посыльным Зевса.

Чем же занимаются боги на Олимпе, кроме празднеств и пиров, где льются амврозия и нектар?

Они хранят законы мира, установленные Зевсом раз и навсегда! Они ведают судьбой каждого,живущего на земле, — все видны с вершины Олимпа.

Для каждого из людей посылает Зевс его судьбу, смешивая ее из двух сосудов. В одном из них — благо, в другом — зло. А пропорции в руках Зевса: как захочется ему, так и смешает!

Но и его судьба ему не принадлежит.В самом начале творения мира, задолго до Зевса, родила Нюкта-ночь трех дочерей, мойр.

И живут они, бессмертные, в вечной работе, творят судьбу всем живущим. Клото- прядет каждому нить его жизни. Эту нить подхватывает Лахесис, отмеривающая каждому его кусок. И третья из сестер Атропа обрезает эту нить — жизнь закончена.

Вот они, истинные хозяйки мира, которым некогда пировать на Олимпе! Работать надо, работать!

 Продолжение цикла: Царство Посейдона

Поделиться ссылкой:

Похожее

olgaveiga.ru


Смотрите также