Гости мероприятия узнают, чем жили их далекие предки в период становления древнерусского государства Х-XI веков. Здесь каждый из них своими глазами увидит, как творилась древняя магия, ведь что может быть более удивительным, чем ремесла наших предков, которые при помощи того, что им давала природа, могли изготовить невероятные по своей красоте изделия из железа, стекла, кости и глины.
Состав экскурсии:
1. Общее знакомство с музеем в зале «Древняя Русь». Гостей встречает княжеский дружинник, рассказывает об «эпохе Викингов». Блок включает в себя игры «Угадай предмет» или «Одень богатыря», продолжительность 15 мин.
2. Фотографии с музейными экспонатами и арт-объектами осмотр экспозиции. Гости делают фотографии в костюмах, доспехах и интерьере продолжительность 5 мин.
3. Теоретический блок — продолжительность 30 мин.Мастер-класс на выбор:
- Мастер-класс по изготовлению игрушки из соломы/ ткани.Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.
- Мастер-класс по письму на бересте.В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу, к тому же березовая кора отлично сохраняла тексты, поскольку не боялась влаги. Писали на бересте не чернилами, а заостренным стержнем (писалом), глубоко процарапывая буквы. На мастер-классе можно будет научиться, подобно древним новгородцам, чертать на бересте писалом письма для своих друзей и близких.
- Настольные игры древней Руси (игровой блок).Организованная нами игровой блок – это место, где гости смогут познакомиться со многими видами настольных игр, известных человечеству многие и многие века, узнать их историю и правила. Здесь и самые разнообразные виды игры в кости, тавлеи, мельницу, шахматы, кубб и многое другое. Есть игры простые, которые будут интересны детям, а есть и сложные, которые займут даже самых серьёзных взрослых. Под руководством опытного игрока, вы без труда овладеете навыками необходимыми для игры и сможете сразиться как против нашего ведущего, так и друг с другом.
4. Подвижный блок — продолжительность 30 мин.Тема подвижного блока на выбор:
- Штурм крепости. Сражение на тямбарах.Тямбары – мягкие и безопасные муляжи мечей. Каждому участнику сражения выдается такой меч, группа делится, на защитников и атакующих. В рамках сражения проводится небольшой турнир.
- Блок подвижных этнографических (оптимизированных) игр.Народные игры конца XIX века, для нас сейчас малопонятны и покажутся жестокими. Мы переделали некоторые с учетом восприятия современного человека, а некоторые оставили как было двести лет назад.
- Средневековый тир (луки, сулицы, арбалет).Метание стрел из лука, стрельба из арбалета, метание копий (сулиц). Можно провести состязание в игровой форме.
Общая продолжительность программы 1ч. 20 мин. (возможно увеличение за счет дополнительного блока).
Место проведения: «Парк киноприключений Мастер-Панин».
Как добраться:Метро: станция метро «Киевская».Автобусы: №91 и 791 в сторону Мосфильма до ост. 2-й Сетуньский проезд, «Крепость Сетунь» (12 мин).Троллейбусы: №17, 34, 7 - ост. «Воробьёвское шоссе».
dv365.ru
Древняя Русь в картинах В.Иванова: logik_logik
"Анастасия"В городе Словенске
В годы становления и расцвета Киевской Руси большая часть ее территории была покрыта лесами. Еще в IX веке историки Византии писали о том, что в чужом для них и варварском крае славян люди поклоняются медведям, как богам, а медведи тут вообще живут среди людей и ходят по их жилищам. Предки славян действительно часто селились в лесах, строя там избы и даже укрепления. Но со временем лес вокруг уничтожался, и тогда уже появлялось полноценное поселение.
Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.
Улица городского посада.Сечень (февраль)ПогостВ 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО
Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).
Святилище Числобога
Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.
Капище у озера"Радуга над Арконой"Село (сельцо)
Городец Нижегородской обл. ул.ЛенинаСело Бородино. 1867 г
Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.
ДеревняКостромской музей деревянного зодчества
Храм бога Знича
В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.
"Цветень (Апрель)"
"Белояр (Март)"Храм ХорсаКостромской музей деревянного зодчества"Арии-русы ушли, волки пришли"Побежденный ГиперборейПосланник_Асгарда прибыл в АтлантидуБашня пришельцев
"Ночь накануне праздника купалы""Господин Великий Новгород и Москва Ордынская""Ведическая Русь.Сенич.Июнь"
Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.В виденьи художника его картины представляют страницы истории ведической Руси
logik-logik.livejournal.com
Быт и нравы Древней Руси. Русь Древняя. История России с древнейших времен до конца XVI. 6 класс. - Объяснение нового материала.
Комментарии преподавателя
Древняя Русь была аграрным государством, поэтому большая часть населения проживала в сельской местности. Люди пахали землю, выращивали скот, занимались бортничеством, охотой, рыболовством. Пахарям часто приходилось выходить в поле, вооружаясь дубинами, луком и стрелами, рогатинами для того, чтобы защитить свою землю от разбойников (лихих людей) и кочевников – степняков на юге.
На Руси жили большими патриархальными семьями, когда в одном доме проживало несколько поколений со своими семьями. Сообща они вели общее хозяйство. Старший мужчина в доме был главой семьи. Он распоряжался имуществом семьи и решал судьбу каждого из ее членов. Мог против воли женить и выжать замуж своих детей и детей родственников.
С ранних лет детей приобщали к труду: мальчиков с семи лет брали в поле, учили по возможности грамоте, а девочек мамы учили вести домашнее хозяйство, присматривать за младшими детьми, прясть из шерсти, ткать полотно, шить одежду.
На Руси практиковались ранние браки. В 12 лет девочка уже могла выйти замуж.
Если весной, летом и осенью основная работа у крестьян была в поле, на земле, то зимой долгими вечерами они занимались промыслами: мужчины делали домашнюю утварь, плели лапти, корзины, слушая былины сказителей, женщины при свете лучины пряли и пели народные песни.
Меньшая часть населения Руси проживала в городах: князья, дружинники, ремесленники, купцы. Князья управляли подвластными им землями, принимали иностранных купцов. На центральной городской площади собиралось вече, велась торговля ремесленными изделиями, сельскохозяйственной продукцией, товарами из других стран. Иноземные гости из Европы, Балкан, Азии продавали ткани, драгоценные камни, оружие, пряности, вина. Русские купцы вывозила на продажу мед, воск, пеньку, смолу, меха соболя, куницы, песца.
В городах строились храмы, крупные монастыри, велись церковные службы, обряды.
Город был центром культуры. При церквях и монастырях открывались школы, библиотеки, писались книги, иконы, фрески.
Быт простых горожан почти не отличался от крестьянского. Кроме ремесла и торговли они занимались скотоводством, огородничеством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за различные повинности и нетяжкие преступления членов своей большой семьи.
В богатых и знатных семьях жизнь была иной. До года ребенок был на руках у кормилицы, потом его воспитывали няньки. С пяти лет мальчиков в семье князя начинали учить грамоте, готовя к будущей службе.
Соколиная и псовая охота, скачки, турниры, игрища и богатые пиры были главными развлечениями знати. Князья устраивали пиры для своей дружины. Столы, уставленные дорогой серебряной посудой, ломились от огромных блюд с мясом, дичью, пирогами, больших чаш с медом и вином, которое лилось рекой. Женщины сидели за столами вместе с мужчинами. Их развлекали скоморохи и гусляры.
Большую роль в жизни Киевской Руси играли княжеские дружинники – профессиональные войны. По суше они передвигались верхом на конях, а на воде использовали легких судна – ладьи. Щит, броня, кольчуга, головной остроконечный шлем – шишака, защищали дружинника во время боя. Меч, копье, сабля, лук и стрелы, арбалет, боевой топор, нож – были оружием русского война.
В Древнерусском государстве постепенно стала возникать существенная разница между уровнем жизни знатных и простых людей. Князья и бояре жили в хоромах, которые состояли из нескольких строений. Терем – высокая центральная башня, где находились отапливаемая изба, соединенная переходами (сенями) с горницей (гостиной), летними спальнями. Рядом с хоромами находились жилища управителей, кухня, конюшня, кузница, амбары, кладовые, ледники и другие хозяйственные постройки. Недалеко от них располагалась баня. Все постройки объединялись единым двором, который был окружен деревянной или каменной оградой с большими воротами.
Зажиточные горожане жили в двухэтажных срубах из нескольких комнат (покоях). Деревянные кровати, столы, длинные скамьи вдоль стен, лари для хранения одежды, полки для посуды были основной мебелью в этих домах. Внутри покои украшали дорогими заморскими коврами, медвежьими шкурами. Освещали богатые дома восковыми свечами.
Ремесленники жили на окраинах города в слободах (улицах) в деревянных избах. Жилищем крестьян были полуземлянка с земляным полом на юге или небольшая срубленная изба с деревянным полом на севере, которая топилась по-черному, без печной трубы. Днем свет в избу проникал через маленькие окна, обтянутые коровьим пузырем, а вечером помещение освещалось лучиной – тлеющей тонкой щепкой из сухого дерева.
Главные элементы древнерусской одежды были общими как у мужчин, так и у женщин. Костюм знатных и простолюдинов отличался богатством тканей и украшениями. У богатых одежда шилась из шелка, парчи. Украшалась золотой нитью, бисером, мехами, ювелирными изделиями из золота и серебра с жемчугом. Обувь делалась из расшитого золотом сафьяна. У бедных одежда шилась из грубого холста, шерстяной ткани. Украшалась вышивкой и недорогими ювелирными изделиями.
Мужчины носили порты – неширокие, доходящие до щиколотки штаны, рубаху-косоворотку и узкий пояс (кушак). В прохладное время года использовали зипуны – кафтаны без воротника, а зимой – шубы (кожухи) и островерхие войлочные или меховые шапки. Ноги оборачивали длинными кусками ткани - онучами – на которые надевали лапти. Верхней одеждой знатных людей были широкие плащи без рукавов – епанчи, сафьяновые сапоги с загнутыми кверху носами.
У женщин главными элементами костюма были длинная холщевая рубашка и панёва - домотканая шерстяная юбка. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Замужние женщины надевали на голову чепец. Позднее появились длинные платья, которые опоясывали лентами. Голову украшал кокошник из твердого материала, обтянутый дорогой тканью и расшитый жемчугом. В качестве украшений русские женщины использовали браслеты, ожерелья, серьги, серебряные и золотые цепочки.
Таким образом, характерной чертой древнерусского быта стало возникновение значительной разницы между верхушки общества и основными слоями населения.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
www.kursoteka.ru
Древняя Русь своими глазами – Варламов.ру
-=Реклама фестиваля "Времена и Эпохи"=-
История народа является так же его завещанием, говорил немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель.
История России была очень насыщенной, и познакомиться ближе с заветом наших предков можно будет 2-4 сентября 2011 года на фестивале «Времена и эпохи», который приурочен ко Дню города Москвы. Разместится фестиваль на территории музея-заповедника «Коломенское», в районе знаменитого Дьяково городища.
Это название известно любому археологу и историку – здесь находится высокий, пирамидальной формы, холм — «Дьяково городище». Здесь находилось поселение древнего человека, укрепленное валами и рвами.И именно здесь будет воссоздан образ жизни Древней Руси.
Фестиваль "Времена и Эпохи.Древняя Русь своими глазами" посвящен эпохе образования Древнерусского государства и славным деяниям первых князей Руси. Дружины Рюрика и Олега Вещего, Святослава и Владимира Святого оживут на ваших глазах, воплощенные с детальной научной достоверностью. Ведь историческую реконструкцию иначе называют «живой историей».
Фестиваль «Времена и Эпохи» открывает серию исторических слетов, которая продлится до 2016 года и будет посвящена разным периодам истории Отечества. Первый фестиваль воссоздает историю Раннего Средневековья IX-XI веков . Площадки фестиваля расположатся вдоль берега Москва-реки. «Времена и эпохи» соберет 1200 участников – лучших представителей исторической реконструкции Древней Руси и ее соседей IX-XI веков из России, Беларуси, Украины, Польши, Германии, Дании, Великобритании и США. Посетят фестиваль 20-30 тысяч туристов. Приглашены специальные гости: известные деятели культуры, историки и археологи. Гости смогут своими глазами познакомиться с удивительными древними культурами, воссозданными с доскональной научной точностью. Причем, каждая этническая площадка представит свои собственные показательные выступления, характеризующие уникальность данных культур. Каждый лагерь будут обслуживать опытные гиды, предлагающие обзорные экскурсии.
Основные мероприятия фестиваля пройдут на специально выделенном «Поле битв». Здесь пройдет турнир по фехтованию, массовые сражения, показательные бои, конные состязания и масштабное театрализованное представление «Рождение Руси».
Вечером 4 сентября состоится грандиозный концерт фолк музыки «Урожай». Отдельным блоком фестиваля станет водное шоу. Возле пристани на Москве реке бросит якоря флот исторических судов. Драккары, ладьи славян, финские снеки сойдутся в морском сражении, покажут приемы маневрирования. Кульминацией станет десант викингов и сражение на берегу.
На территории фестиваля будет работать Детская площадка, где самые маленькие гости смогут провести время, катаясь на аттракционах и в легкой игровой форме узнать о далеком средневековье. Ремесленные ряды представят мастер-классы по кузнечному делу, ткачеству, ювелирному ремеслу работе со стеклом, вышивке и многим другим древним профессиям. Публика будет принимать участие в захватывающих археологических экспериментах, собственными руками пробуя труд наших предков. Торговые ряды предложат вниманию гостей сувенирную продукцию и точные археологические копии средневековых украшений, игрушек, инструментов, а так же муляжи оружия.
Питание гостей будет осуществляться в нескольких средневековых корчмах и вполне современных ресторанах.
Более подробная программа выглядит так:
2 сентября.День первый, пятница 17:00 – 21:00
17-00 Торжественное открытие фестиваля.
17-20 Парад участников.
17-30 Театрализованная битва.
18-00 Встреча варяжских гостей.
18-30 Выезд конницы.
19-00 Выступление музыкантов по лагерям.
3 сентября.День второй, суббота 11:30 – 21:00
12-00 – 16-00 Спецпрограммы. Экскурсии и мастер-классы для лиц с ограниченными возможностями.
14 – 00 Конференция «Древняя Русь – опыт исторических реконструкций». Тематика круглых столов - "Опыт реконструкции кузнечного процесса", "Реконструкция дружинного комплекса доспеха и вооружения на примере Гнёздовского курганного комплекса", "Проблематика реконструкции тканей Древней Руси и ее соседей 10-11 веков". Археологическая конференция с участием учёных и экспертов.
15-30 Лучные и суличные турниры.
16-00 – 18:00 Конный турнир.
16-00 – 20-00 Спецпрограммы. Экскурсии и мастер-классы для детей из приютов, детских домов, многодетных семей.
18-00 Бои за знамёна.
19-00 Конкурс костюма.
12-00 – 20-00 Проведение опытных работ по экспериментальной археологии. Археологические эксперименты в рамках ремесленной площади по кузнечному, стеклодувному, деревообрабатывающему, камнерезному, гончарному ремеслам.
16-00 – 18-00 Первая часть концерта фолк-музыки «Урожай». Выступление российских и зарубежных звезд фолк-сцены. Проходит на поляне битв.
17-00 Лодочное выступление и высадка на берег. Демонстрация приемов управления судами в походе и водном бою, приемов разворачивания войск при высадке на сушу. Происходит на Москва-реке и у площадки «Борг Викингов».
17-00 Бои пятёрок. Бои 5 на 5 человек, которые воспроизводят боевое взаимодействие малых вооруженных отрядов, типичное для X-XI веков.
18-00 Торжественное закрытие фестиваля.
19-00 – 20-00 Вторая часть концерта фолк-музыки «Урожай». Выступление хедлайнеров музыкальной программы фестиваля. Сцена на поляне битв.
Приходите и окунитесь в историю.
-=Конец рекламы фестиваля "Времена и Эпохи"=-
varlamov.ru
Сурожская Русь. Заморские гости — видение истории нашего древнего города. Есть и такое мнение…
Александр Асов делится своим видением истории Древней Тавриды, основываясь на русских летописных, археологических и мифологических источниках. По его мнению, в Крыму располагалась Сурожская Русь, столицей которой был славянский город Сурож, нынешний Судак.
Александр Асов: Дело было так, я был просто в отпуске, приехал в Судак, и ходил по Сурожской крепости, читал газету местную, и нашел там статьи Горшкова, которые мне показались очень интересными. Просто в местной прессе статьи археолога, хранителя крепости Горшкова, мне казалось, это крайне интересно, и я решил через редакцию с ним познакомиться. Приехал домой, он был очень рад, что есть люди, интересующиеся древней историей, это было во временя, когда была Украина, и интересующихся людей было найти не так просто, наверное, этой теме. Меня он просто поразил, он был такой волшебник, так скажем, то есть он выглядел, длинная седая борода, он прекрасный, кстати говоря, художник, в маленькой квартирке, она была вся завалена картинами, рукописями, археологическими всякими артефактами, все это было крайне все очень любопытно. Очень интересная такая вот это была встреча. Почему мне было важно встретиться с человеком, который хорошо знает археологию Судака и Сурожа? Дело в том, что Велесова книга написана в Суроже, вот о чем говорит сама Велесова книга. Она описывает в значительной степени истории Сурожского княжества и вообще Южной Руси, и она была создана в храмах, славянских храмах древнего Сурожа. Все совершенно противоречило официальной истории, такого было быть не может, то есть как это может быть, как может быть Сурож, давайте искать ее где-нибудь в другом месте, Сурож, невозможно ее искать в Тавриде в Крыму. И вот я с этим вопросом прихожу к главному археологу Сурожа, Судака, хранителя Сурожской крепости, Вы не представляете, как он обрадовался. Он говорит, это моя тема последние 40 лет, я всегда считал, я доказывал, что Сурож является аналогом древнего Новгорода, и он показывает мне свои неопубликованные горы просто рукописей. Объясняет мне, вот такой вот слой мы поднимали, вот смотрим, вот это время, когда там были генуэзцы, вот время с третьего века, когда он еще не может быть, Сурож по официальной версии истории, который существует в официальной науке, его не может быть, а он строится, и строится две линии стен Судакской крепости, еще до генуэзцев задолго, за тысячу лет до генуэзцев. Строится и строится по тому же принципу, как строился одновременно Константинополь, очевидно совершенно, теми же приемами и той же, может быть даже, строительной командой, которая строила Константинополь, то есть вот этот Сурож, когда он получал современные нам очертания, Сурожской, Генуэзской, так называемой, крепости, он был построен изначально, когда он был столицей Сурожской Руси, это был стольный град и со стенами, сравнимыми, скажем, с Московским кремлём. Вот такого качества была постройка, очень могущественное было княжество, и называли его, не знаю, «Владыкой морей», «Владыкой Черного моря», как минимум. Такое было мощное княжество, его строила та же команда, что и строила Константинополь тогда, стены Константинополя возводила. Он это все доказывал, показывал, что это было. А что генуэзцы потом, он говорит, дальше что было. Вот мы находим крепость современную, называем ее Генуэзской, там на камнях есть клейма мастеров. Он говорит, вот посмотрите, в Феодосии там да, понятно, Феодосию строили генуэзцы, это совершенно очевидно, но Сурож они не строили, они реставрировали старую крепость, вот что делали эти мастера. Он говорит, все известно, генуэзцы все сохранили, сколько было мастеров, какое их было количество, какие были наряды, подряды, что они делали, все известно, говорит, они не строили эту крепость, они ее реставрировали и делали ее уже на свой манер, имеющиеся уже крепостное сооружение, простоявшее здесь уже тысячу и больше лет, вот о чем он говорил, и о чем он рассказывал. Вот это, мне кажется, крайне интересно, крайне важно. Ему было действительно откровенен, что именно эта тема, которую он доказывал всю жизнь, она подтверждается той же самой Велесовой книгой. Для него она, конечно, сразу же стала подлинником и крайне важным источником, конкретно для Горшкова. Вот то, что было тогда в Крыму, в древней Тавриде.
Одно из самых интереснейших с точки зрения археологии мест — это, конечно, Судак, который называется в русских летописях Сурожем. Мы знаем сурожских купцов, даже в Москве есть конец, где жили сурожские купцы. И всегда южных гостей, купцов называли сурожанами, сурожскими гостями. Очень важно понимать, очень интересно заметить, что русские никогда не называли города иноземные славянскими названиями. И если у какого-либо города есть славянское имя, а Сурож безусловно славянское имя, и таких Сурожей мы знаем не только в Тавриде в Крыму, мы знаем и на Украине, и в России такие города и селения с таким именем или со сходными именами. То есть это однозначно свидетельствует о том, что там жили славяне, и теперь, благодаря древним нашим источникам и той же Велесовой книги, мы знаем, что была также Сурожская Русь. Был город-княжество, подобный Новгородской Руси на самом юге в Тавриде в Крыму. Это было, и остатки этого города и память о нем сохранялись до средневековья, поэтому их так и звали Сурожем, эту местность и этот город, который в турецкое время, после турецкого завоевания получил имя Судак. Оказывается, и со времен древних, со времен античных, со времен существования древней цивилизации славянской Русколани, Таврида была славянской, и в ней было Сурожское княжество, и город Сурож сохранялся и потом, и в средние века, и вплоть до того времени, как уже там княжество Феодора и другие княжества византийского времени, которые существовали, он существовал параллельно с ними, преимущественно славянский город, вплоть до турецкого завоевания. Конечно, при турецком завоевании он был полностью вырезан, славянское население, или не полностью, потому что все-таки сурожские купцы, приходящие потом на Русь во времена турецкого владычества, они были и греками, и как-то они очень хорошо потом освоили славянский язык и становились славянами, даже входили в какие-то типа рода Гавраса, известный у нас дворянский уже в Российской империи род, Сам Сурож, это очень древнее имя, наряду с именем Херсонес, это солнечное имя, славяне и предки славян, селившиеся в этих местах, в солнечных местах, так и называли свои города в честь солнечных богов. Поэтому Сурож в честь Сурина, такое ведическое имя, которое есть и в наших ведических источниках, как имя Солнца. Другое имя — это имя Хорс, бог солнца Хорс, в честь него назван, очевидно, Херсонес, находящийся рядом, то есть это солнечные имена, древние солнечные имена городов, располагавшихся на юге славянского мира.
Не понимаю, почему наша археологическая и историческая наука не ищет корни славян на юге славянского мира, в частности в Тавриде и в Крыму. Там ищут и находят своих предков и немцы-готы, Готия, древняя Готия, находят их в Тавриде, в Крыму, предки немцев, византийцев, греков и естественно хазар, всех находят в Крыму, одних только славян там никак не могут найти, даже не ищут. Тем не менее, свидетельства пребывания славян и память об этом есть в славянском эпосе и в славянских священных книгах, в Велесовой книге, в исторических свидетельствах, коих довольно много. Конечно, подтверждает вот это все настоящая, подлинная археология. Люди, которые занимались археологической наукой, в частности хорошо знакомый мне сурожский археолог Горшков, он хранитель Сурожской крепости был долго время в советское время, возглавлял длившуюся десятилетием археологическую экспедицию и раскопками древнего Сурожа и Судака. Одна из основных его идей, одна из основных его тем, что Сурож и Судак во время и от античного времени, вплоть до средневековья в этом городе жили славяне, их было много. И для него Сурожская Русь вообще-то реальность, наряду с Новгородской Русью. Он находил там славянскую керамику, множество изделий, которые чисто археологически атрибутируются исключительно как славянские. Он написал диссертацию на эту тему, предлагал эти работы на опубликование, но тогда в то время, еще даже в советское время эта тема была тоже отверженной, поскольку считалось, что средства выделяются только на античную, на греческую, на изучение греческой истории, классической греческой истории Крыма и Тавриды. Это считалось допустимым, остальное считалось вот такой археологической ересью. Но он ничего не мог поделать с тем, что он находит, он находит свидетельство того, что в Сурожи жили предки славян, он находит это, и это не какие-то там его фантазии, он просто строгий академический ученый, для него это было очевидно. И если говорить об истории Сурожа, истории Судака с точки зрения той картины, которая предстала Горшкову, исходя из археологических раскопок, нужно понимать, что это такая вот Троя, Судак, это как для него в самом деле аналог Трои на нашем южном берегу, поскольку здесь люди жили в течение, наверное, многих тысячелетий. И археологических слоев, прекрасно сохранившихся тоже Сурожской крепости, которые он капал и капает один слой, второй, третий, и конца эти слоям нет, так их и не видно. То есть самый древнейший слой, который он раскопал, это слой, скажем, таврский слой, Таврида названа в честь древнего скифского и таврского рода тавр, так назвали таврами. Изначально здесь жили тавры, потом, по Горшкову, здесь начали с четвертого века до нашей эры, поселились греки, и здесь был город Афинеон. Он нашел свидетельства этого города, это одна была из основных его тем о греческой колонии, классической греческой колонии на южном берегу в Причерноморье, наряду с Херсонесом, с Феодосией и так далее, то есть он нашел древний город Афинеон. Он нашел и свидетельства о существовании этого города и в источниках античных, на картах древних, в пириплах древних нашел свидетельства о существовании этого города, древнегреческого города, который возник, когда в четвертом веке поселились здесь греки, приплывших из Афин, поэтому они назвали свою крепость тогдашнюю торговую, торговую факторию назвали Афинеон. Кстати говоря, это тоже казалось темой запретной, поскольку в классической археологической науки с 19 века в перечислении городов-государств древнегреческих, он отсутствовал, просто тогда археологи об этом еще не знали, историки, не заметили, не все источники перелопатили, не все просмотрели.
Горшкову так и не удалось доказать, что в античное время существовал город на месте Сурожа и Судака античный древнегреческий город Афинеон, торговый город. Существует музей, небольшой музей, где представлены его археологические на этот счет доказательства, то есть древнегреческая керамика и статуэтки различные, найденные им в раскопках, именно того времени, когда здесь существовал древнегреческий город, полис Афинеон. Но так ему и не удалось опубликовать это дело в научной печати, то есть даже это оказалось ересью, видимо, личные амбиции сказались каких-то уже забытых, наверное, археологов или еще что-то, как обычно это бывает в исторической, археологической науке.
То есть был Таврский период, древнескифский период существования города, тавры продолжали жить и дальше и вокруг этого города, и в черте его, и торговали с греками. Уже с третьего века на месте Судака, на месте Сурожа появилась уже поселение, и после походов уже русколан или алан, появился уже город тот, который славяне называют Сурожью, и тот, который имеет еще аланское имя Ардеба, имя которое имеет уже корни иранские и аланские корни. То есть, есть его имя, и есть указание на то, что этот город появился, и он появился уже и для официальной нашей исторической и археологической науки. После этого аланского, русско-аланского, как бы мы сейчас сказали уже, завоевания. Есть об этом приписка уже в Синаксаре, это древняя христианская летопись, она была найдена на территории Турции в одном христианском храме, и там как раз есть приписка о том, что была такая война, было такое основание города аланами. С этого времени он уже существует официально и в официальной исторической науки, и он уже является городом для официальной науки аланским городом, как и другие города, многие города в Тавриде в Крыму. Совершенно очевидно, как и во всех городах в Причерноморье, там жило много родов и народов, там жили и ираноязычные аланы, предположим, конечно, жили, жили там и славяне, собственно говоря, сурожцы, и греки жили, и римляне жили, и много кто жил. Всегда во всех городах Крыма жили десятки народов, разных народов, но поскольку он всегда носил древнеславянское имя Сурож и не просто носил имя, а был столицей Сурожской Руси, он преимущественно был славянским. Это совершенно очевидно, и это следует из нашей традиции, и просто исходя из здравого смысла. И когда археолог Горшков раскапывал и находил там славянскую керамику в огромных количествах, славянскую именно керамику и предметы быта, и он сравнивал эти свои находки с новгородскими и говорил, что это одно и тоже, что это совершенно однозначно археологически свидетельствует, что в Сурожи жили славяне испокон века, все века, и во времена греков, и во времена римского, во времена Византии, во все времена и вплоть до средневековья, вплоть до турецкого завоевания, когда, очевидно, уже прекратилось славянское население, он стал уже турецким городом Судак. Вот вплоть до того, как он стал Судаком, здесь всегда жили славяне и преимущественно славяне, это была столица Сурожской Руси, вот о чем говорит исследование, как археологическое конкретно замечательного археолога Горшкова, так и наши ведические источники, древние рукописи, летописи.
sandro.life
В гостях у Древней Руси
Как во славном краю кимрском, где вдоль берегов золотистых, лугов живописных и сосновых рощ течет Волга-матушка, ранним утром, ранним солнышком собирался народ честной посмотреть на удалых молодцев да девиц-красавиц. Куда ни глянь, раскинулась ярмарка широкая. Чего там только не было: мечи булатные, копья да луки, ножички на любой вкус, мошны кожаные да картины плетеные. И девичьему взору раздолье: среди рядов лавок деревянных купцы да ремесленники наперебой расхваливали свой товар. Предлагали гости торговые обереги для защиты от сглаза, каменья самоцветные да жемчуга, колечки серебряные да брошечки медные. А за ярмаркой той раскинулось поле без конца и край с шатрами высокими…
Нет, это не зачин к былине о славных героях: так в Кимрах начался второй ежегодный Международный фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег», который длился почти целую неделю.Больше, чем хоббиПо большому счету историческая реконструкция – это хобби. Однако хобби весьма необычное и увлекательное. Реконструкторы изучают историю, осваивают боевое искусство, учатся полезным жизненным навыкам выживания в природных условиях, обходясь порой без вещей, без которых современный человек просто не мыслит своё существование. Мужчины воспитывают в себе характер, стойкость, волю, ну, а девушки приобретают навыки шитья и ремесленничества. Но прежде всего реконструкторы – это команда, даже семья, где каждый друг другу брат и союзник. Для них история – это жизнь, способ вырваться из суеты современного мира, обрести гармонию и душевный покой.Как можно было заметить на фестивале, исторической реконструкцией занимаются люди самого разного возраста: тут и опытные воины, и совсем юные, которые наравне со взрослыми участвуют в сражениях, часто добывая себе звание лучших бойцов. Собственно, возраст – не самый важный критерий. Главное, желание и упорство. А уж этого реконструкторам не занимать. Елизавета Тимошкина (на фото) приехала на фестиваль из Москвы в составе клуба «Славянский сокол». Здесь она не первый раз: в прошлом году вместе со своим клубом она также приезжала в Кимры и осталась под впечатлением от фестиваля. – Приятно удивило, что количество зрителей в этом году в разы больше, и клубы участвуют не только российские, но и зарубежные. Во многом это заслуга организаторов, сумевших сделать отличную рекламу феста. Прием заявок для участия открыли уже в январе, так что была возможность и команду собрать, и сфотографироваться на паспорт костюма, словом, подготовиться, не торопясь, - говорит Елизавета. – Вообще, этот фестиваль отличается особой атмосферой душевности. Я считаю, что Кимры – самое подходящее место для проведения подобного фестиваля, ведь это очень красивый и старинный город. В этом году участие в «Былинном береге» совпало для нас с еще одной знаменательной датой – пятилетием нашего клуба, так что в субботу вечером мы устроили праздничный пир. Думаю, и в дальнейшем мы продолжим эту хорошую традицию – приезжать в Кимры и отмечать не только день рождение клуба, но и другие важные события, например, наречение в клуб и Перунов день.Древняя Русь своими глазамиНакануне в окрестностях деревни Мыльцевка прибывшие на фестиваль участники из исторических клубов разбили палаточный лагерь на большой поляне. В этом году география участников была значительно обширнее: почти 80 клубов из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Иванова, Курска, Ухты и даже Эстонии и Греции!Над историческим лагерем тянулся дымок от костров, где готовили нехитрую еду, а мужчины проверяли снаряжение для предстоящих боев. Число зрителей стремительно росло: одни устанавливали палатки в кемпинге, чтобы остаться на ночные гулянья, другие с любопытством прогуливались по импровизированным улочкам и заглядывали в шатры реконструкторов. Мальчишки с веселыми криками сражалась на деревянных мечах, а мужчины с нетерпением толпились у дубовых бочек с надписью «Медовуха».Инсценировка исторических событий, происходивших в Древней Руси, и показательные выступления дружин – все это и многое другое ожидало гостей фестиваля, которые к полудню уже собрались на ристалище.
С приветственным словом к зрителям и участникам фестиваля обратился Иван Кулагин – руководитель клуба исторической реконструкции «Дружина Эльдьярн», который вместе с другими организаторами представил исторические клубы и объявил о начале сражений.В течение нескольких часов дружины воинов бились неистово и словно по-настоящему. Традиционно всех бойцов, независимо от принадлежности к клубам, разделили на два равных строя – Север и Юг, которым предстояло продемонстрировать свою технику боя в массовых сражениях стенка на стенку. Азарт участников был настолько велик, что многие даже засомневались: а действительно ли это инсценировка? От синяков и ссадин порой не спасали даже кольчуги и щиты. Убитых, конечно, не оказалось: заранее было оговорено, что бойцы сражаются до первого удара. Но вот раненые действительно были, несмотря на то, что к оружию в битвах были особые требования – мечи и топоры не заточены, на копья надеты специальные защитные чехлы. Тем не менее, всё это только добавило зрелищности битвам. После массовых сражений зрители смогли увидеть бои «пять на пять», турнир по стрельбе из лука, а также одни из самых захватывающих турниров по ладейне, когда бойцы имитируют сражения на ладьях. К счастью, в этом году с погодой повезло больше, чем в прошлом: не было того палящего солнца, которое мешало и бойцам, и зрителям участвовать в эпическом представлении. Под звуки волынки…Пока дружины разоблачались в более удобную одежду, а зрители отдыхали в теньке средневековой таверны, на сцене уже шла подготовка к предстоящему концерту. В этом году организаторы пообещали еще более насыщенную музыкальную программу и не подвели. До поздней ночи зрители и участники веселились под звуки гитар, скрипок и немецких волынок. А между выступлениями музыкантов зрители смогли увидеть еще одно чудо – огненное шоу в исполнении самих реконструкторов.Открыл концерт композитор, мультиинструменталист и певец Борис Базуров. Его песни достаточно своеобразны. Собственно, это авторская музыка, но близкая фольклору, учитывающая его законы, использующая народные приемы, лады и способы распева. Вслед за ним на сцене появилась уже известная тамбовская группа «Сколот». Эти ребята давно завоевали любовь и уважение реконструкторов, а кимрской публике они полюбились еще на прошлом фестивале «Былинный берег», когда поразили всех не только прекрасным исполнением, но и невероятно позитивной энергетикой, которая передавалась всем вокруг. Кстати, в этом году группа «Сколот» приехала на фестиваль в составе своего военно-исторического клуба «Тамбовская дружина», который возглавляет солист группы Алексей Павлов. Своими впечатлениями он поделился с нашей газетой:– От «Былинного берега» у нас самые положительные эмоции, тем более, как мы успели заметить, фестиваль растет и множится. Программа очень насыщенная: играем оба дня фестиваля, а мне, к тому же, в этом году организаторы доверили миссию провести его музыкальную часть. Пожалуй, самым долгожданным на этом концерте стало выступление известной питерской фолк-рок команды «Тролль гнет ель». Поклонники заводного фолка охотно подпевали песням о веселой дурнушке, пивоваре и тролльей бороде. Хотя главное даже не это: главное, что музыка во все времена объединяла людей, поэтому было вполне естественным, когда и гости, и участники фестиваля взялись за руки в дружном танце. Приятно удивили и другие группы – «Пророчество Вёльвы» из Москвы, питерская команда «Argemonia», а также «Грай», приехавшая к нам из Набережных Челнов со своими душевными песнями о родной земле, такими близкими русскому человеку. Уроки живой истории Во второй день, открытый для посещения, зрители также увидели сражения, конкурсы костюмов, послушали лекции по истории, выступления фолк-групп и приобрели сувениры на средневековой ярмарке. А ребятня тем временем с восторженными криками взвивалась в небо на огромных качелях.Но, к сожалению, всё хорошее имеет свойство заканчиваться, вот и фестиваль подошел к своему логическому завершению. Музыканты заканчивали свое выступление, реконструкторы сворачивали исторический лагерь, а зрители неохотно покидали поле.– «Былинный берег», несомненно, набирает обороты. По сравнению с прошлогодним фестивалем, нынешний стал гораздо больше. Это касается и количества зрителей, и самих реконструкторов, – рассказал председатель оргкомитета фестиваля Антон Жерягин. – Исторический фестиваль – это очень интересная тема, которую можно и нужно развивать. Это вообще такое гармоничное целое, где интересно абсолютно всё.Удивило и количество участников: за два открытых дня фестиваль посетили почти 4000 человек. Несомненно, радует тот факт, что люди хотят уйти от благ цивилизации и почувствовать «Русь изначальную», то время, когда люди жили в гармонии с природой и друг другом.