Боги древнего китая. Боги Китая: Божества и духи Древнего Китая (Часть 1)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги Китая. Боги древнего китая


Боги Китая | КИТАЙ GO

Боги Китая — Говоря о богах китайского пантеона, необходимо учитывать особенности мифологической традиции Китая.  боги китая фотоСпецифика китайской мифологии заключается, во-первых, в многослойном сочетании древнекитайских, даосских, буддийских мифологических пластов, подвергшихся влиянию конфуцианства.

Это стало причиной отсутствия чёткой иерархической структуры китайского пантеона и наличия огромного числа богов со сходными или трудновычленимыми функциями (в отличие от античного Олимпа).

Во-вторых, для европейца очень специфичны образы китайских богов, которые не всегда являются богами в привычном для нас представлении.Китайские боги могут быть воплощением космогонических и хтонических сил — олицетворяющие природную мощь земли (это, в частности, боги древнего Китая), могут быть божествами, скорее обладающими характеристиками духов (множество богов местного значения, в том числе обладающие большим авторитетом духи-драконы), могут быть бодхисатвами (буддийская традиция).

 Под влиянием конфуцианства многие древние китайские боги стали легендарными героями или не менее легендарными императорами. Поэтому разделить богов, духов и героев Китая  -затруднительно.

Сложен вопрос и о главе китайского пантеона. Согласно древнейшей традиции, эта роль отводится первопредку Фуси. Однако он был оттеснён другими верховными божествами – что характерно и для других мифологий, в которых древнейшие божества космогонического характера оттесняются богами с атрибутами государственной власти. Для Китая таким богом, верховным владыкой Вселенной, стал Нефритовый Государь Юйди, божество даосского пантеона. Но и его потеснил Хуан-Ди (тоже относящийся к даосскому пантеону) – Жёлтый Император, Владыка Центра.

 Хуан-Ди окружали четыре императора, соответствующие частям света: Тайхао (повелитель Востока), Яньди (повелитель Юга), Шаохао (повелитель Запада), Чжуаньсюй (повелитель Севера).

Но ещё больше божеств со вспомогательными космогоническими функциями и местных духов природы, число которых превосходит тысячу. Большую роль в мифологии Китая также играют легендарные герои, например, стрелок И.

Богини Китая

В отличие от античной, древнеегипетской, шумерской мифологии, где число женских божеств было очень велико, а часть богинь входила в верхушку пантеона наряду с самыми могущественными богами, в мифологии Китая значимых богинь немного.

Большинство китайских богинь по своей роли в мифологических сказаниях можно сравнить с античными нимфами или средневековыми феями.

боги китая фотоСреди богинь, которые обладали конкретными функциями и которым возносились молитвы, наиболее известной является богиня милосердия Гуанинь. Это буддийский образ. Гуанинь считается одной из бодхисатв, чем во многом и объясняется её авторитет. С другой стороны, этот образ аккумулировал функции женских божеств. В образ Гуанинь вплелись древние мифологические мотивы, сделав её образ выделяющимся среди сонма бодхисатв.

Большим авторитетом пользовалась Нюйва, богиня древнекитайского пантеона, героиня космогонических мифов, хтоническое по характеру божество. В её ведении находились такие «утилитарные» функции, как брак и сватовство.

Китайские женщины поклонялись ещё нескольким богиням, которые считались покровительницами деторождения и иных традиционно женских функций. К ним относится, к примеру, покровительница беременных и детей – Госпожа Лазоревых Облаков, или Шэн-му. Ей молились о даровании мальчика.

Подобные функции приписывались и богини по имени Бися Юаньцзюнь, покровительнице лисиц. Считалось, что она может даровать детей при бесплодии.

К известным женским божествам относится также Матоднянь, супруга Нефритового Государя Юйди – богиня шелководства. Их младшая дочь Чжи Нюй («ткачиха») или, подругой традиции, Цигунянь («седьмая девушка») – известный мифологический персонаж, героиня мифа о влюблённой Небесной Ткачихе и Волопаса, которых разделяет Млечный Путь – Небесная река Тяньхэ. Но у неё нет божественных функций, это персонаж, близкий по характеру к героям космогонических мифов.

К таким же персонажам относится жена стрелка И – богиня луны Чан Э. Известный мифологический персонаж – Си Ванму, Владычица Запада, в саду которой растёт дерево бессмертия.

Перечислить всех остальных богинь, фей, духов женского пола, которые встречаются в китайских мифах, довольно затруднительно: их очень много. Но роль большинства их них сводится или к мифологическому обоснованию того или иного явления природы, часто местного характера, или же к вспомогательной роли в героическом или историко-мифологическом сюжете.

Боги Китая, обладающие конкретными функциями, наподобие Зевса или Перуна, тоже существуют. К ним относятся божество воды Гун-Гун, бог земледелия Шеньнун, бог войны, богатства и чиновников Гуань-ди, бог осени Жушоу, божество огня Чжу-жун, повелитель дождя Юйши, дух ветра Фэнбо, бог грома Лэйгун.

chinarussia.info

Боги Китая: Божества и духи Древнего Китая (Часть 1)

Китайцы верили, что небо и земля были населены разнообразными божествами – духами: добрыми и злыми, могущественными и слабыми, красивыми и безобразными.

Не было ни одного ремесла и ни одной сферы жизни, где бы люди не обходились без покровительства духов.

Духов-покровителей имели плотники, рыбаки, врачи, садовники, учителя, моряки, актеры и прочий служивый и рабочий люд. Были духи богатства, домашнего очага, духи болезней, духи растений. Были духи животных, духи звезд, луны и солнца, морей, гор и рек. Вот некоторые из них: доу-шен – дух, защищающий от оспы, цзин-цюань – дух, охраняющий колодец, лэй-цзу – дух грома; хо-дэ – дух огня; си- шень – дух радости.

Божества или Духи по своему облику всегда напоминают обитателей земли, по внешнему виду они мало чем отличались от людей или животных. Долины, леса, горы также служили обиталищем духов. Духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгими глазами. Они часто приходили на помощь человеку и приносили ему счастье и богатство.

Большим уважением в Китае пользовался дух долголетия. Изображали его улыбающимся старцем с высоким лбом. Рядом с ним обычно находился аист – символ вечности, и олень – символ счастья. Изображения духа долголетия наклеивались на стены в доме: считалось, что это поможет изгнать нечистую силу и вся семья будет тогда долго и счастливо жить.

Дух войны и богатства 

Божество - Дух войны и богатства Гуань-ди был одним из самых почитаемых у китайцев. В основном он покровительствовал воинам, но ему поклонялись и люди мирных профессий, так как он был одновременно и покровителем страждущих, покровителем торговли, богатства и литературы. Почти в каждом городе ему воздвигали храмы или кумирни.

Китайские крестьяне глубоко почитали местного духа ту-ди. Его обычно изображали стариком в головном уборе чиновника древних времен. Рядом с ним всегда находились два прислужника. Местный дух обязан был охранять вверенные ему территории, заботиться об урожае. Изображения ту-ди наклеивались на стены домов, либо ставили его статую на особой подставке в комнате. Перед ней возжигали курительные свечи и выставляли жертвоприношения – приготовленные на пару хлебцы и фрукты. В домах бедняков изображения духов часто заменяли табличкой с соответственной надписью.

Божества и Духи также связывались с различными природными явлениями. Завывание ветра в ненастную погоду – это плач бесприютных душ воинов, которые не погребены родственниками. В Китае существовало убеждение, что на небе и звездах обитают души усопших людей. Эти души сохраняли человеческий облик и также как на земле, небесные подданные находились в распоряжении небесных усопших государей.

Китайцы верили, что одним из мест своего пребывания духи особенно часто выбирают деревья, поэтому они считались священными. Тот, кто осмелился срубить дерево, мог навлечь на себя гнев духов, а это сулило несчастья и даже смерть. Дерево, когда его срубали, кровоточило и кричало от боли, поэтому надо было обращаться к его небесным покровителям. Крестьяне провинции Фуцзян обращались к дереву с такими словами: «Наши дети живут в холоде, и у нас нет дров, чтобы приготовить горячую пищу». Считалось, что священные деревья приносят людям выздоровление от болезней. На ветвях таких деревьев люди вешали таблички с благодарственными надписями или куски яркой материи, стволы обвивали гирляндами, а ветки украшали фонарями.

Духи деревьев различных пород придавали им особые качества. Вечнозеленая сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Сосны высаживали у подножья могил, считая, что духа сосны боятся чудовищные существа ван-сян, пожирающие мозг усопших.

Китайцы особенно любили цветы персика, которые олицетворяли собой весну. С персиком было связано много суеверий. Плоды персика были символом бессмертия и служили составной частью элексира бессмертия в даосской религии. Дух долголетия часто изображался выходящим из персика. Плод персика также олицетворял счастье супружеской жизни. Мифическое персиковое дерево цветет один раз в три тысячи лет и рождает персик вечной жизни, который созревает в течении последующих трех тысяч лет. Из персикового дерева даосские монахи делали печати, оттиски с которых служили талисманами и амулетами. Ветвями персика хлестали больного лихорадкой, тем самым изгоняя из него злого духа. 

Дух Ивы изображался в виде прекрасной молодой девушки и ива пользовалась особым почитанием в любом районе Китая. В буддийских верованиях она символизирует кротость. Это дерево стало символом прекрасного пола и было воспето великими китайскими поэтами. Ива также обладает силой в борьбе со злыми духами и может помочь в изгнании их из помещения. Из ивового дерева прорицатели вырезали идолов, при помощи которых они общались с миром духов. Буддисты также считали, что ивовые ветви, окропленные водой, приобретают очистительные свойства. Ивовые ветки вешали над дверью домов, ибо они сулили добро и счастье. Женщины вкалывали веточки ивы в волосы, чтобы они защищали их от злых духов и предохраняли от слепоты.

Духи в Китае соответственно делились на добрых и злых. Для защиты от злых духов после распространения в Китае буддизма в окрестностях городов стали строить пагоды – многоэтажные башни с небольшими выступами и карнизами с загнутыми краями. По краям вешали колокольчики или пластинки, звон которых напоминал «музыку небес». Пагоды должны иметь нечетное количество этажей - 3, 5, 7 и более. 

 

Одна из самых красивых пагод, сохранившихся до наших дней – Большая Пагода диких гусей (Даяньта) в городе Сиане, была построена в 7 веке во времена династии Тан.

Два поэта династии Тан – Цань Шэнь и Шао Ши совместно написали об этой пагоде такое стихотворение:

Словно могучий источник, рвущийся ввысь из-под почвы,

Башня стоит одиноко, к горным чертогам вздымаясь.

Если подняться на башню, к самому верху подняться,

Кажется, точно земного ты отрешился навеки.

Лестница кверху стремиться, точно по воздуху вьется,

Башня же всею громадой давит Китай беспредельный.

Эта постройка прекрасна, зодчего мысль вдохновенна,

Видно, что люди трудились, споря в искусстве с Богами

Башни высокие стены солнца лучи заслоняют,

Ярус седьмой достигает синего купола неба.

Если посмотришь оттуда, с башни высокой, на землю,

То под собою увидишь птицу в парящем полете.

Если ж прислушаться долу, слышны стенания ветра:

Встретив нежданно преграду, мечется ветер смущенный.

www.epochtimes.com.ua

история и мифология. Мифы Древнего Китая 3. Творение мира. Основные боги китайского пантеона.

Мифы Древнего Китая 1.

Творение мира. Основные боги китайского пантеона.

Согласно китайской мифологии, изначально вселенная являлась хаосом, напоминая по форме куриное яйцо. Внутри яйца зародился всеобщий первопредок Паньгу. Он взял топор и разбил яйцо. Все легкое и чистое при этом поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось, сформировав землю.

Затем Паньгу уперся ногами в землю, а головой в небо и принялся расти. Он рос, и вместе с ним росло расстояние между землей и небом, пока не стало таким, как сейчас. Перестав расти, Паньгу встал, подобно высочайшему столпу. И стоял, покуда не умер. "Вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос громом, левый глаз солнцем, правый луной, туловище с руками и ногами

поняв, что наполнить таким способом мир человеческими существами будет непросто, Нюйва упростила свою работу. Она взяла веревку, опустила ее в болото, затем выдернула и стала стряхивать глину на землю. При этом, из каждого кусочка глины возникал человечек. Но и данный способ показался Нюйве малопроизводительным. Поэтому она установила форму брака, дабы люди сами продолжали свой род (слепленные вручную люди стали предками богатых и знатных, созданные же стряхиванием глины породили бедных и худородных).

Жизнь мирно текла на земле, пока великие духи - китайский дух огня Чжужун и китайский дух воды Гунгун (его мыслили змеем "с человеческим лицом", окруженным бесами и духами) вступили между собой в битву. Чжужун, восседавший на колеснице из облаков, запряженной двумя драконами, победил. С горя, Гунгун ударился головой о столб, подпирающий небо и тот сломался. От удара часть небосвода отвалилась, и космические воды хлынули на сушу.

Но богиня Нюйва не дремала. Она собрала камни различных цветов и заделала небо. Затем богиня убила черного дракона, избавив тем самым людей от гибели (возможно, этим драконом и был Гунгун, хотя, с другой стороны, известно, что он продолжал обитать в водной стихии в последующие времена).

После всех своих подвигов и добрых деяний, Нюйва села в колесницу грома, запряженную драконами, и поднялась к самому Небесному Владыке.

Из ряда источников мы знаем и о супруге Нюйвы - Фуси, культурном герое китайской мифологии, придумавшим разнообразные музыкальные инструменты (например, гусли), даровавшим людям огонь, и создавшем восемь триграмм, которые лежат в основе И Цзин - знаменитой гадательной "Книги Перемен" Китая.

Тем не менее, более могущественным духом в китайских мифах считался бог солнца Янь-ди ("Красный Государь"). Он также был весьма милостив к людям, научив их сеять злаки и давая им свет и тепло. Другим именем Янь-ди является Шэнь-нун ("Божественный Земледелец"). Представляли бога имеющим тело человека и голову быка.

Янь-ди был также великим китайским целителем. Есть легенда, что он умер, пробуя травы, в стремлении открывать все новые и новые лекарства ради блага людей.

Спустя некоторое время после Янь-ди, появился его брат - великий Хуан-ди ("желтый Владыка"), верховный бог Древнего Китая.

На горном хребте Куньлун стоял его прекрасный дворец, окруженный стенами и башнями. Во внутреннем дворике росли огромный рисовый колос, жемчужное, нефритовое, яшмовое и бирюзовое деревья. Но самым удивительным являлось дерево Цзяньму, напоминавшее каркас зонтика и соединявшее небо и землю.

Среди деревьев жили фениксы, орлы, драконы и чудовище Шижоу (в виде бычьей печени с парой маленьких глаз). Это Шижоу издавно служило любимой пищей мудрецов - сколько бы от него не отрезали кусков, потеря всегда восполнялась.

Хребет Куньлун окружали огненные горы, в пламени которых жила огромная мышь.

Всеми делами во дворце заведовал дух Луу (девятихвостый тигр с лицом человека). Ворота же стерег дух Кайминшоу с телом тигра и девятью человеческими головами.

По китайскому преданию, Хуан-ди был не только верховным владыкой, но и правителем центра. Здесь мы выходим на модель мира в мифах Китая. У каждой из четырех сторон света был свой особенный правитель. Востоком правил уже известный нам Фуси, а его помощником служил Гоуман (дух с квадратным лицом и телом птицы, с циркулем в руках). Восток отождествлялся с весной.

Правителем Юга был Янь-ди, а его помощником - дух огня Чжужун. Юг был страной лета.

Правителем Запада являлся Шаохао. Запад считался страной птиц. Все министры и подданные Шаохао были птицами. Запад считался местопребыванием осени

И, наконец, Севером правил Чжуаньсюй. Отец его имел лицо человека, рыло свиньи, чешуйчатое тело, сросшиеся ноги, кабаньи копыта. Вероятно, Чжуаньсюй имел сходный облик. В управлении ему помогал дух воды. Север воплощал зиму.

 

Алексей Фанталов.

 

Мифы Древнего Китая 2.

Меню

 

Рейтинг@Mail.ruHosted by uCoz

chinese2007.narod.ru

КИТАЙ — Язычество

Китайская мифология очень сложна, не сведена в более или менее стройную систему; из многих богов нелегко, а то и невозможно выбрать самых главных, великих. Другая особенность: очень часто мифы складывались на основе реальных событий или реальных исторических личностей, далеко не всегда можно определить, где приукрашенная действительность, а где фантастический вымысел, которому придано правдоподобие.

Кроме того, мифология китайца (верней, племен, участвовавших в создании китайской цивилизации) по преимуществу рациональна. Общество свято чтило традиции и церемонии, почитание предков; своеобразное отношение было у этих людей к природе и судьбе. «Вера в то, что основой Вселенной является забота, – пишет канадский синолог Джон Бертронг, – отличает китайскую религию от иудаизма, христианства и ислама, где основой религиозного сознания служит страх и благоговение перед Верховной Силой. Именно поэтому в Китае всегда сильна была связь религии с этической Философией».

О такой связи говорит сходство слов, обозначающих философскую школу (цзя) и религиозное учение (цзяо). Освоение цзя требует знаний, раздумий, сомнений, умственных усилий. А цзяо надо выслушивать, запоминать и принимать на веру. Цзя предназначено для мыслителей, а цзяо – для народа. Поэтому в мифах, которые сохранял и передавал из поколения в поколение народ, сравнительно немного содержится глубоких умозрений, больше – житейской мудрости.

Китайская цивилизация, не столь древняя, как египетская или индийская, 3000 лет назад достигла заметных успехов. Пока господствовали племенные отношения, китайцы, подобно другим народам, поклонялись местным божествам, тотемным животным, духам предков, демонам природных стихий. Однако с изменением социального строя общества, возникновением раннеклассовых отношений и значительным преобразованием природной среды обозначился кризис подобных воззрений. Приобрели популярность идеи Судьбы или некоего безличного бога неба. Тогда же широко распространилась практика гаданий на панцирях черепах или лопаточных костях животных. На кости делали несколько углублений и выцарапывали иероглифы, содержавшие определенные вопросы. Раскаленным бронзовым стержнем прожигались углубления в кости, и по сети появившихся трещин гадатель узнавал ответ божества.

Такой способ регулировать, предопределять свои поступки не так нелеп, как может показаться. Когда люди разуверяются в привычных верованиях, а более надежных духовных ориентиров не имеют, в сознании воцаряется хаос. Как поступать в том или другом случае? На что уповать? Чем оправдать свой выбор? Какую стратегию поведения избрать?

Возникает опасность не принимать никакого решения, остаться бездеятельным. Однако нередко медлительность, бездействие – не лучший вариант выбора, а наихудший. В подобных случаях фаталисты загадывают, бросая монету, раскладывая пасьянс или как то иначе полагаясь на счастливый случай. А способ гадания на костях, придуманный китайцами, имеет одно достоинство: по сети появившихся трещин можно строить разные догадки. В отличие от выбора двух вариантов (например, орла или решки) в данном случае решение не столь однозначно. Узор трещин и опалин можно толковать по разному. При этом активизируется не только рассудок, но и подсознание. Человек способен увидеть именно тот «знак судьбы», на который втайне, не отдавая себе в этом отчета, надеялся.

Переход в Китае к единой идеологии произошел сравнительно поздно, в середине I тысячелетия до н. э., когда стали объединяться разные княжества и племена. Тогда «властителями дум» стали первые крупные и оригинальные мыслители Древнего Китая – Лао цзы и Кун Фу цзы (Конфуций). Они обосновали религиозно философские учения, в свете которых отошла на второй план традиционная мифология. Оба мыслителя были прежде всего реалистами.

Когда ученик спросил Конфуция, как надо служить духам, тот ответил: «Мы не умеем служить людям, как же можем мы служить духам?» Так же ответил он на вопрос о том, что происходит с человеком после смерти: «Мы не знаем, что такое жизнь, как же можем мы знать, что такое смерть?»

В народе, тем не менее, складывались новые легенды (отчасти под влиянием буддизма), переиначивались древние мифы. Нелегко определить, какие боги при этом оставались великими, признанными большинством, а какие сделались второстепенными и местными.

Так, очень колоритен образ Бян цяо – покровителя врачей, целителей: существо с птичьим клювом и крыльями летучей мыши. Считалось, что он был сподвижником другого божественного предка, культурного героя Хуанди.

Однако под именем Бян цао известен выдающийся врачеватель VI века до н. э. Говорили, что он своим взором проникал во внутренности человека, а в 521 году до н. э. оживил принца Го. Возможно, клюв мифической птицы символизировал иглоукалывание, которым занимался этот целитель.

В образе птицы нередко изображали и другого культурного героя – Фуси, научившего людей рыболовству и охоте, изобретателя рыболовных снастей и силков для ловли птиц, а также иероглифической письменности. Около двух тысячелетий назад его стали представлять человеком с телом дракона, сходного обликом с прародительницей Нюйвой, духом дождя (порой – царевны лягушки) с телом змеи. Они образовали родственную пару, олицетворяя женское и мужское начало, двойственность бытия, символы инь и ян (север юг, тьму свет, зло добро). В то же время считалось, что Фуси был правителем с 2852 по 2737 год до н. э., что согласуется с приблизительным началом письменности, но противоречит многим другим представлениям об этом мифологическом персонаже. Тем более что олицетворением светлого начала – ян – выступал и Хэ сяньхэ («Журавль бессмертных»), на котором летают праведные души.

Подобные сложные взаимосвязи реальности с фантазией, характерные для китайской мифологии, очень затрудняют изложение представлений о великих, а тем более, второстепенных богах. Множество легенд и мифов так и остались разобщенными, не сведенными в единую систему.

pagandom.ru


Смотрите также