1. Музыкальная культура древнего мира. Музыка древнего мира
1. Музыкальная культура древнего мира
Музыкальная культура древнего мира.
Музыка, как часть деятельности появилась за 40 тыс. лет до н.э. Инструменты появляются за 20 тыс. лет до н.э.
Песни ( т.к. куплетная форма) связаны с трудовой, религиозной и бытовой деятельностью. Часто долго длятся (1,5 часа «Посадка риса»), имеют солиста. Позже появляется опора на лад – минор, вводятся ступени, проявляется профессиональный элемент.
Более сложный материал записан у племени живущем на материке - ТОДО.( 70-е 20 века- юг Индии). Они использовали духовые и ударные инструменты. Лад и звукоряд более развит.
Вывод: В доисторическую эпоху появились лад, интонации, инструменты и профессиональные музыканты.
Развитие эпоса.Эпос появился до государств и городов. Эпос – это синтетическое искусство, это единство музыки, текста и жестов. Присутствует религиозный компонент, но нет обращения к потусторонним силам - он обращен к людям.
Эпос исполняется одним человеком. Это пение с элементами театрализации. До войны в России можно было услышать живое исполнение эпоса киргизов, казахов, народов севера и др. русских сказителей.
В греческом эпосе был развит музыкальный компонент, затем слово стало более важным.
Эпоха древнего мира.Считается , что цивилизации древнего мира были отдельными точками которые были окружены племенами. Единым ореолом древней цивилизации является древний мир эпохи императоров. Государства появлялись в таком порядке:
Иерихон(Иерихонский горн существует 7000 лет). – Египет и Шумеры – Китай –Асирия – Индия – Персия – Вавилон – Израиль-Иудея – Финикия – Греция – Рим.
Расширяется поле деятельности профессиональных музыкантов. Они служили при храмах или были сказителями эпоса (эпос постепенно исчезает, не сохранился в Египте и Китае) . Было разделение между музыкантами храма и остальными. Музыканты храма ценились выше. Они были мужчинами.. Появляются музыканты, исполняющие лирическую музыку. Лирика древнего мира – это песни. Наиболее старые и распространенные – военные песни.
Весь театр древнего мира был музыкальным .
Представление о музыке древнего мира условно.т.к. она была устное и ее не записывали.
Как правило музыку записывали ученые. Обучение через чтение нот было мало распространено, но существовали различные системы записи. Виды нотной записи: 1) хиерономическая – изображение рук, они изображали интонацию и движение звука 2)иероглифы, 3)слоговая, 4) цифровая – лады на инструменте, 5) звуковая – абсолютная высота, 6) невменная- появилась на ближнем востоке, показывает направление движения звуков.
В древнем мире произошло разделение всей культуры не западную и восточную. Причины не ясны.
Древняя культура была направлена на воспитание воинов, где важна дисциплина. В искусстве ценится либо канон (традиция), либо новаторство. Таким образом традиционное искусство развивалось медленно.
Культура Греции.Истоки древнегреческой культуры относятся к 15в. до н.э. (1500г). Первые памятники культуры –крито-микенские (культура погибла). Период между крито-микенской культурой до 11 века остался только в эпосе. В 11 веке при приходе дорийских племен появилась древнегреческая архаика, которая продлилась до 7 века. Гомер был рапсодом.
С 6-4 века период греческой классики. Появление лирики (военные песни). Русские поэты переводили стихотворения этого периода. В конце 6 века до н.э. появилась трагедия. Первые авторы трагедий были и стихотворцами и композиторами. Трагедии устраивались как конкурс, где судили зрители. Граждане были образованные и воспитанные. Они пели, танцевали, сочиняли, играли на инструментах… в трагедии пел хор, под аккомпанемент авлоса (двойного гобоя). Хор был одноголосный, авлос играл мелодию. Солисты трагедии частично говорили – частично пели (в кульминациях). При пении солисты аккомпанировали себе на щипковых инструментах (порминкс, лира и кифара).Софоклбыл воином и полководцем. При этом он играл и пел на сцене, писал трагедии. До нас дошли музыкальные памятники врезанные в камень. Высотная запись звуков была абсолютной, ритм простой, но музыка распространялась устным путем.
Первый дельфийский гимн – отличался присутствием диатоники и хроматики. Существовала энгармоническая и система с четверть - тонами. Это гимн прославляет Аполона летящего с зарей.Схолия сейкилла (застольная песня) «веселись ни о чем не печалься – наша жизнь коротка и быстротечна».
Достижения греческой культуры перешли через Рим, но Музыка греков была недостаточно страстной, римлянам это не нравилось, поэтому они выписывали учителей с востока. Т.е. греческая музыка не ценилась, в отличие от культуры в целом.
studfiles.net
Музыка Древнего мира | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Открытый городской конкурс детского музыкального творчества «Святки в Смольном» Номинация: мультимедийный проект
Слайд 2
Музыка Древнего Мира Авторы проекта : руководитель учитель музыки ГБОУ гимназии №271 Красносельского района имени П.И.Федулова Санкт-Петербурга Коледова Светлана Николаевна, учащийся 8-2 класса Кононов Дмитрий
Слайд 3
Источники информации: 1. Гвидо Боффи. Большая энциклопедия музыки.Астрель, 2006 г. 2. Энциклопедия для детей Аванта. Т. 7 Искусство ч. 3 Музыка. Аванта, 2004 г. 3. Г. Вейс. Зарождение мировой цивилизации. Древний Египет.(сайт: www.geige2007.narod.ru ) 4. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2736/Древнеегипетская) 5. Сайт: http://valdemusica.blogspot.ru/2013/02/la-musica-en-el-antiguo-egipto.html 6. Сайт: http://kolizej.at.ua/forum/14-167-1 7. Сайт: http://www.youtube.com/watch?v=DFCvu0oKlvU 8. Сайт: http://school.xvatit.com/index.php?title=Музыка Древнего мира и Средневековья 9. Сайт «Частный корреспондент»: http://www.chaskor.ru /article/samaya_ drevnyaya_melodiya_v _mire_27948
Слайд 4
Начало Доисторический период
Слайд 5
Доисторическая музыка Музыка родилась примерно 40 000 лет назад, когда человек научился имитировать природные звуки и отличать их от своей речи
Слайд 6
В эпоху палеолита человек научился изготавливать музыкальные инструменты из подручных материалов: трубы-раковины, флейты из рогов животных, барабаны. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости - этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Существовали погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Самыми древними инструментами были ударные.
Слайд 7
Попытки исследовать древнюю музыкальную культуру начались примерно с середины XIX века. Самые древние и необычные музыкальные инструменты, найденные археологами показаны на следующих слайдах . Исследование древней музыки
Слайд 8
В 2008 году был обнаружен наидревнейший музыкальный инструмент. Полностью сохранившаяся флейта возрастом 35 тысяч лет сделанная из кости хищной птицы обнаружена в пещере Холе-Фельс в Швабских Альбах в юго-западной Германии. В длину предмет достигает 21,8 см, а его диаметр равняется 8 мм. Флейта имеет 5 отверстий, которые закрывались пальцами, и два глубоких V-пропила на концах.
Слайд 9
Необычный музыкальный инструмент наподобие погремушки археологи обнаружили в Китае на стоянке древнего человека в провинции Ганьсу. Это был овальный полый сосуд с полированной поверхностью, покрытый с одной стороны резьбой в виде пересекающихся крест-накрест линий. Наполненный внутри твердыми шариками, он издавал шуршащий звук при встряхивании. Возраст этой находки составляет 6000 - 7000 лет. Полагают, что эти погремушки служили украшением древних людей во время танца, подобно декоративным колокольчикам. А также они могли служить детям игрушками.
Слайд 10
В шотландской пещере обнаружен древнейший в Западной Европе струнный инструмент. От инструмента остался небольшой обуглившийся деревянный фрагмент, который, вероятно, служил в качестве перекладины древней лиры. Возраст находки - примерно 2,3 тыс. лет. Вероятно, инструмент был изготовлен кельтами в IV в. до н.э. Древнейшей в мире лирой в настоящее время считается инструмент, обнаруженный на территории современного Ирана. Ее возраст — около 5 тыс. лет.
Слайд 11
Самая древняя мелодия В 1950-х годах на территории современной Сирии, в древнем городище Угарит были найдены глиняные таблички с древними текстами. Всего найдено 36 клинописных табличек с записями, отличными от обычных текстов. Этим табличкам примерно 3400 лет! Ученые предполагают, что таблички были сделаны представителями народа Хурриты.
Слайд 12
Самая древняя мелодия Лучше всего сохранилась табличка №6, на которой записан гимн Никкал, богине садоводства - жене Бога Луны. На табличке – текст гимна и инструкция для аккомпаниатора, который должен был играть на девятиструнном саммуме (разновидности лиры). А на другой табличке есть даже руководство по настройке саммума.
Слайд 13
Версии происхождения музыки Подражание голосам зверей и птиц во время охоты Необходимость слаженных действий –ритм стал задавать вождь или специальный «запевала» Элементарные песнопения Хоровой танец Ритмичные постукивания по предмету Обряды. В древнем Китае говорили: «Обряд обретает силу от музыки» Пение Музыкальные инструменты Пение
Слайд 14
Древний Египет 3000-2000 г. – Древнее царство 2000-1700 г. – Среднее царство 1570-1100 г. – Новое царство
Слайд 15
Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Исследуя архитектурные памятники Древнего Египта можно узнать как развивалось искусство и, в частности, музыка.
Слайд 16
Зарождение музыки Звуки инструментов отождествлялись древними египтянами co звучанием предметов и явлений (железа, дерева, ветра), и рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так тростниковую флейту - отождествляли c плодородием).
Слайд 17
Значение музыки Музыку в Древнем Египте называли «хи» - удовольствие, наслаждение. Инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. Только в этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов.
Слайд 18
Эпоха Древнего царства (ок. 2800 - ок. 2250 до н.э.) Зарождается примитивное многоголосие. Появляются различные ансамблевые формы, а также сольное пение c инструментальным сопровождением. Возникает хейрономия - способ управления певцами (хором) при помощи системы условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Фрагмент рельефа из мастабы Ахтетепа ок. 2400 до н. э. (5 династия). Саккара.
Слайд 19
Эпоха Cреднего царства (ок. 2050 - ок. 1700 до н.э.) Появляются песни разнообразного характера - философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в сопровождении арфы. Появляются новые музыкальные инструменты: прямые и изогнутые трещотки из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой работы, новые разновидности барабанов, духовые инструменты из рогов животных, кастаньеты. Появляются теоретические труды, в которых говорится о космологической теории происхождения музыки и танца.
Слайд 20
Эпоха Hового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) Войны приводят к проникновению в Eгипет элементов культуры соседних народов. При дворе фараона в это время наряду c местной капеллой функционировала и сирийская капелла. Примерно со 2 тыс до н.э стала развиваться светская профессиональная музыка. В богатых домах существовали музыкальные ансамбли певцов и инструменталистов. Фреска гробницы в эль-Марна
Слайд 21
Развитие музыкальных инструментов тростниковые свирели, продольные флейты, трубы, дуговые арфы, барабаны, трещотки. гобои, угловые арфы, лиры, лютни, кифары. авлос, поперечная флейта, букцина, различные лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики. Доклассовое общество: Ранее, Древнее и Среднее царства Новое царство (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.)
Слайд 22
Музыкальные инструменты (доклассовое общество) Древнейшими ударными инструментами были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. Первоначально эти колотушки представляли собой просто грубо вырезанные деревяшки, впоследствии они приобрели красивую форму и резные украшения
Слайд 23
Ударные инструменты Кастаньеты и тарелки появляются в более поздние времена, возможно, из Греции, используется в погребальных обрядах. Погремушки керамических или яйцевидной формы плодов с семенами внутри, как символ плодородия и маракасы из растительных волокон.
Слайд 24
В Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Были распространены барабаны разной величины и формы: Табла - похожие на нынешние дарбуки , в которые били рукой или кривыми палками; круглые и продолговатые, на которые с обеих сторон натягивалась кожа при помощи шнурков, обвивавших барабан наподобие сети . Ударные инструменты
Слайд 25
Барабан, металлические тарелки и круглый или четырехугольный тамбурин были обычными инструментами, которыми египетские танцовщицы сопровождали свою пляску. Ударные инструменты
Слайд 26
Систр (систра) Систр использовался преимущественно при богослужении. Он изготавливался из бронзы и украшался изображениями бога Тифона или богини Гафоры. В окончательном своем варианте, с богатыми украшениями он появился не раньше эпохи Нового царства. Нефертити жена Рамзеса II с систром . Изображение в храме Абу-Симбел (1298—1213 до н. э)
Слайд 27
Систр (систра) Систр является инструментом, который производит звук, похожий на шорох камыша. Они бывают разных типов: Открытые и с верхом в виде подковы, ручки, как правило, показаны с головой Хатхор.
Слайд 28
Из духовых инструментов египтяне знали только флейты разной величины, простые и двойные, и трубы. Духовые инструменты Флейта фараонов длиной около 45 см и три или четыре отверстия. Она производила звук, похожий на человеческий голос, чистые высокие частоты и бас тусклый. Гобой двойной , состоящий из двух параллельных труб с вкладкой тростника, равные по длине, звучащие унисон.
Слайд 29
Арфа Древнейшим и, пожалуй, любимым струнным инструментом египтян была арфа. Впервые иероглиф, обозначающий слово «арфист», встречается в захоронении, относящемся к 4-й династии Древнего царства. О том почете, каким была окружена арфа говорит знаменитая «Песнь арфиста» - одно из высочайших достижений древнеегипетской поэзии.
Слайд 30
Арфа В гробницах Мемфиса она изображена в виде лука, на который натянуто несколько струн. В дальнейшем к луку добавилась подножка, увеличилось число струн, а снизу к инструменту стали приделывать ящик для резонанса. Во время правления Рамзеса III (1185 — 1153 г до н. э) арфу отделывают тонкой резьбой, золотом, черепаховой костью. Подножие инструмента украшается символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь. Арфист (деталь росписи гробницы) Фивы. 14 в. до н.э.
Слайд 31
Другие струнные инструменты Лира вошла в употребление со времен 12-й династии ( XX век до н.э.) В гробницах Бени-Гассана изображены играющие на лире музыканты, видимо, выходцы из Азии. Изображение лютнистки на туалетной ложечке. Новое царство. XIV век до н.э.
Слайд 32
Струнные инструменты Фрески XV в до н.э. Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой египетский оркестр, в котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки
Слайд 33
Картина на гробнице Нархот из Тибас Фивы. XV век до н.э. Игра на лютне. Гробница Небамун. 1350 г. до н.э. У египтян были струнные инструменты, похожие на гитару и лютню. На всех этих инструментах играли костяной палочкой или плектром.
Слайд 34
Отношение египтян к музыке можно узнать из описания восстания крестьян и рабов периода Нового царства (примерно 1570 год до н. э.): «Тот, кто не знал даже тростниковой флейты,— пишет очевидец,— теперь стал владельцем арфы». Видимо до восстания занятие музыкальным искусством было доступно, помимо профессионалов, лишь вельможам и жрецам. После восстания, игра на арфе становится доступна для всех.
Слайд 35
Направления в древнеегипетской музыке Сохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы, танцевальных сцен c участием музыкантов . Храмовая музыка Светская профессиональная музыка Военная музыка (Новое царство) Похоронные песни Песни-гимны в честь богов Музыкальные представления Песни-гимны в честь царей Ансамбли певцов и инструменталистов
Слайд 36
Долгое время считали, что в Древнем Египте не существовало "нотной" записи. Итальянские учёные Анна Габриэлла Кальдарало и Недим Влера доказали, что в Египте уже в середине 4 тысячелетия до н. э. существовала система отображения звуков. Для записи нот египтяне использовали иероглифы, обозначающие небесные светила: солнце, луну, звезды – Сириус и Венера. Ноты обычно включались в тексты погребальных надписей. Расшифровано 12 религиозных гимнов и подобраны для исполнения инструменты, наиболее близкие к древнеегипетским, - арфу, барабаны и арабскую гитару, которая имеет египетское происхождение.
nsportal.ru
Доклад - Музыка Древнего мира: Египет, Греция, Вавилон
Земная история богослужебного пения и история музыки берут свое начало от двух родственных групп людей: от потомков Сифа — сифитов и от потомков Каина — каинитов. Путь сифитов и путь каинитов — это разные реакции человеческого сознания на грехопадение и изгнание из рая. Желание вновь обрести утраченное блаженное райское состояние стало основным и всепоглощающим желанием всего человеческого существа, однако практическое осуществление этого желания было разным. Сифиты пошли по пути призвания имени Господа, то есть по пути попытки личного примирения с Богом и покаяния перед Ним в надежде получить когда-нибудь прощение и возвращение утраченного состояния. Каиниты пошли окольным путем и попытались «воссоздать» само райское блаженное состояние земными средствами, «устроиться на земле без Бога», следуя примеру своего прародителя Каина, который после убийства Авеля «пошел от лица Господня», построил первый город и заложил основание материальной цивилизации. Призывание имени Господа, начатое согласно Священному Писанию при Еносе, некоторыми отцами понимается как начало торжественного общественного служения, другими же толкуется как начало внутреннего сосредоточенного памятования о Боге или как стяжание умного вопля сердца. Как в том, так и в другом случае необходимо отвлечение внимания от всего земного и мирского и сосредоточение его на Небесном и Божественном. Подобная отрешенность и сосредоточенность немыслимы без особой душевной тишины, рождающейся из тишины физической, когда смолкает все мирское и материальное и все внутренние силы устремлены к Богу. Вот почему тишина души, или особое душевное молчание, есть начало богослужебного пения. И именно этот факт подчеркивает Священное Писание, не сообщая ничего о каких-либо песнопениях или молитвах, сопровождающих жертвоприношения патриархов, вплоть до времени Авраама, Исаака и Иакова, и вместе с тем приводя текст воинственного и жестокого песнопения Ламеха, являвшегося, очевидно, первым музыкально-поэтическим произведением в истории человечества.
Таким образом, если музыка начинается с шума или физического звукоизвлечения, то богослужебное пение начинается с духовной тишины, и путь к достижению богослужебного пения лежит через «молчание мира», которое преобразуется в историческом периоде «немоты», простирающемся от изгнания из рая до песнопения, воспетого Моисеем при переходе через Чермное море, и которое окончательно воплощается в безмолвствующем сердце православного подвижника. И если, следуя Блаженному Августину, рассматривать историю человечества как созидание двух градов — небесного и земного, можно утверждать: если в основе града земного лежит звук, в основе небесного града лежит тишина, молчание, или «иссихия».
Телесность музыки подчеркивают уже сами слова и термины, ее обозначающие. Так, древнеегипетское слово «петь» буквально обозначало «производить рукой музыку» и записывалось иероглифом в виде схематического изображения предплечья и кисти руки. Древнегреческие определения стихотворных ударении «арсис» и «тезис» происходили от движения ноги и обусловливались изначальным синкретизмом музыки, слова и телесного движения. Этим же обусловливается и русский термин «стопа», обозначающий повторяющуюся единицу стиха. Все это указывает на то, что музыкальный звук добывается только в результате физических мускульных усилий.
Для облегчения этого добывания и были придуманы специальные орудия — музыкальные инструменты. Если для добычи физической, телесной пищи употреблялись орудия земледелия и охоты, то для добывания пищи душевной были изобретены орудия музыкальные. И подобно тому как телесная пища утоляла телесный голод, так и музыкальные звуки утоляли голод души, мучимой утратой райского блаженства.
Добытые в результате физических усилий с помощью специальных инструментов, музыкальные звуки особым образом воздействовали на душу человека, приводя ее в состояние транса или экстаза, как бы восхищающего всего человека из действительности, пораженной его грехом. Это возбуждение бестелесного, душевного начала с помощью начала материального и с помощью физических усилий роднит музыкальную стихию со стихией наркотических и опьяняющих веществ, ибо и там и здесь душа возбуждается различными физическими действиями и образованиями.
С особой силой это единство проявляется в древнеиндийском культе Сомы и в древнегреческом культе Вакха — Диониса, в которых пение, танец и опьянение являются необходимыми составляющими состояния экстаза. Душа как бы опьяняется музыкальными звуками и в этом опьянении получает некие «сверхсилы». Человек начинает ощущать себя бессмертным, чувствовать в себе способности к общению с высшими силами, а также способности к магической власти над стихиями вселенной. Эта магическо-экстатическая сила в соединении с силой физической и стала являться одной из отличительных черт допотопных людей, которых Священное Писание называет «сильными, издревле славными людьми», прибавляя, что «все мысли и помышления их были зло во всякое время». Таким образом можно предполагать, что магическая природа музыки послужила одной из причин развращения допотопного человека.
Истребив развращенное человечество потопом. Господь заключил завет с Ноем, а через него «и со всякою душею живою», видимым знаком чего стала радуга. В радуге помимо всего прочего заключено скрытое указание на путь познания Бога через познание мирового порядка, ибо радуга являет собою некое изображение этого порядка.
Спектр цветов радуги стал прототипом музыкального звукоряда, в котором семь видимых цветов радуги соответствуют семи ступеням звукоряда. Осознание, или завоевание сознанием, принципа звукоряда означало упорядочивание музыкальной стихии, переход от магического и экстатического понимания музыки к пониманию мистическому и математическому.
В радуге заложено также и этическое понимание музыки, ибо по знание мирового порядка порождает в человеке желание подражать этому порядку, что воплощается в упорядочивании жизни человека и координации этой жизни с общим порядком. В радуге же заложено, наконец, и эстетическое понимание музыки, ибо когда человек забывает о мистическом и этическом смыслах радуги, он начинает воспринимать ее просто как красивое явление.
Таким образом, различные понимания смысла радуги являются прототипами различных этапов истории музыки древнего языческого мира. Знание характера этой музыки необходимо для лучшего понимания ветхозаветного богослужебного пения, имеющего множество общих черт с ней. А какой именно была эта музыка, можно узнать, изучая памятники Вавилона, Древнего Египта, а также опираясь на данные археологии, изучающей другие древние цивилизации. Первое, что следует отметить, обобщая эти сведения, это то выдающееся место, которое занимала музыка в жизни человечества того времени. Храмовые певцы и музыканты пользовались огромным почетом, занимая в государственной иерархической лестнице места, следующие непосредственно за богами и царями, и превосходили по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся музыкантов, выбитые в камне, оставались на века. В правление ассирийского царя Тиглатпалассара I (ок. 1100 г. до н.э.) один год был даже назван именем начальника музыкантов Ина-икииалан.
На барельефах египетского Древнего царства можно найти изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности этих музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах, и, кроме того, каждое утр о и каждый вечер они должны были радовать сердца богов, воспевая их могущество. Музыка была призвана «будить» богов, а также возбуждать экстаз верующих и экзальтацию жрецов при помощи своей волшебной и чудодейственной силы. В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя освобождали умерших на некоторое время от власти под земных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Пением и инструментальным звучанием призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, у вавилонян — Иштар. Таким образом, музыка являлась магическим мостом, соединяющим человека с богами и с бессмертием.
Особое место в музыкальных культурах Древнего Востока приобретает символика чисел. Так, китайская цитра чин имела в длину 3,66 фута по аналогии с 366 днями года, ее пять струн находились в соответствии с числом стихий; выпуклая дека символизировала небесный свод, плоское основание — землю и т.д.
Подобные же символы можно встретить и в Греции: четыре стерженька систра соответствовали четырем стихиям, семь октавных тонов — семи дням недели и семи планетам. Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени — кварте, весны и зимы — квинте, весны и лета — октаве. Особое значение имели числа пять и семь. Пять — число чувств человека и основных сил, образующих мировую душу; это число символизировало силу и здоровье, оно исцеляло от болезней. Семь — число священное, символизирующее совершенство и чистоту; это число планет; в честь него установлена семидневная неделя, заканчивающаяся шабашем (т.е. субботой). Число музыкантов при храмах в Вавилоне первоначально было равно семи, позже это число увеличилось, но всегда оставалось кратным семи.
Таким образом, как более архаическая пятиступенная система, так и употребляемая в настоящее время семиступенная коренятся в мистических и астрологических представлениях Древнего Востока. Представления же эти опираются на музыкальную практику, рассматривающую музыку как средство мистического постижения законов вселенной и тайн творения.
Сама музыка стран Древнего Востока, очевидно, изобиловала элементами виртуозного орнаментирования, расцвечивания переходящих из поколения в поколение мелодико-ритмических формул, систематически применяемых в связи с определенной ситуацией и закрепленных за определенным текстом. Этот принцип музицирования, распространенный по всему Востоку и называемый то «номом», то «макомом», то «рагой», лег позже в основу и православного распева. По некоторым изображениям можно судить даже об исполнительской манере. Так, древнеегипетские изображения певцов позволяют судить о манере вокального исполнения. Закрытые глаза, наморщенный нос, напряженные мышцы рта и вытянутая шея — все это указывает на резкую гнусавость — манеру, считающуюся в современной европейской практике антихудожественной, но широко распространенной на Востоке и по сей день.
Еще одной особенностью музыки Древнего Востока является уже упоминаемая ее связь с жестом и вообще с телесным движением. На египетских барельефах третьего тысячелетия до н.э. можно встретить изображения особых движений рук — хейрономии, служащей неким «языком жестов» и способствующей построению, членению и движению мелодии в процессе исполнения, а также помогающей памяти при воспроизведении уже знакомых мелодий. Хейрономия выполняла роль некоего «воздушного» нотного письма, объединяя и направляя исполнителей. Эта взаимообусловленность жеста и звукоизвлечения коренится в самой глубинной и изначальной сущности музыкальной стихии, обнаруживая ее телесную природу и выражаясь в неразрывном единстве ритуальной музыки с ритуальным танцем и ритуальным шествием, ибо служение богам — это не только пение, но и танец, примером чего может служить священный танец египетского фараона перед богиней Гатор, быть может послуживший примером для царя Давида, танцующего перед ковчегом Завета.
Примерно такая музыка и такая музыкальная практика имели место во времена патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которые, несмотря на свое стремление к обособленности, были вынуждены беспрестанно сталкиваться с этой музыкой, контактируя с другими народами. В силу своей изначальной консервативности и традиционности практика эта сохранила свой характер и до гораздо более поздних времен, а в некоторых стра нах, например, в Индии, Китае или Бирме, музыку примерно такого типа можно услышать и в наши дни. Неразрывно связанная со служением богам и услаждением собственной чувственности, музыка того исторического периода представляет собой путь, противоположный «пути молчания», служения патриархов. Она «прообразует» собою те силы и те соблазны, которые встают на пути православного аскетического подвига, ведущего к стяжанию небесного богослужебного пения в тишине сердечной. Музыка Древнего Востока соединена теснейшими генетическими связями с ветхозаветным богослужебным пением, являющимся прообразом православного богослужебного пения, и поэтому знание ее особенностей крайне важно для понимания истории богослужебного пения на Земле.
www.ronl.ru
Музыка древнего мира - Энциклопедия искусства
Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов: то идущих впереди войска, то услаждающих своей игрой слух властелина, то аккомпанирующих пению или пляске.
Арфа.
Но какова была эта музыка, как именно звучали изображенные древними художниками инструменты, что именно пели певцы,— мы Можем только догадываться. Эта музыка умолкла навсегда, она не пережила своей эпохи.Иное, гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала и в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных празднествах, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на л и ре и кифаре — струнных инструментах, отдаленных предках современной арфы (впоследствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства). Аполлона, покровителя искусств, греки обычно изображали с кифарой. Пляски сопровождались игрой на авлосе — духовом инструменте. Существовала у древних греков и самостоятельная инструментальная музыка. Сохранился рассказ о том, как однажды на олимпийских играх музыкант исполнил на авлосе произведение, посвященное битве Аполлона с чудовищем Пифоном. Но из самой музыки Древней Греции до нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов. Ведь мелодии эти обычно передавались устно от одного певца к другому (лишь немногие записывались) .И все же наша современная музыкальная культура обязана античности очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии в течение многих столетий были источником вдохновения для музыкантов. Сюжеты первых опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа.