Авиценна древний целитель. Из истории медицины. Жизнь замечательных врачей. Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Авиценна и целители древности – о лечении заболеваний органов зрения. Авиценна древний целитель


Авиценна. Целитель, мудрец, странник | Средние века  |  Читать онлайн, без регистрации

Авиценна. Целитель, мудрец, странник

Его имя Ибн Сина, но Европа зовет его Авиценна. Не злодей, не герой. Я бы сказала: интеллектуальное чудо. А его жизнь – словно перелистываешь страницы «1001 ночи». Он родился в 980 году, умер – в 1037-м. Много ездил, жил в разных местах. Скончался где-то в Иране, там и похоронен. Чем славен этот человек в истории?

Величайший медик, сравнимый с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этой области пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все таланты этого человека. Подчас природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются Авиценны.

Микеланджело считал, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорее морального свойства, из уст великого гуманиста многого стоит. Специалисты спорят о количестве трудов Авиценны, причем называются цифры и 90, и 456. Очевидно, ему приписываются подделки, подражания – талантам всегда подражают. Самая гениальная его книга – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классическими – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»… Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке! Писал Авиценна в основном на арабском языке. Но это вовсе не означает, что он – часть арабской культуры. Наверное, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его становились достоянием всех цивилизаций.

И все-таки до сих пор спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла не так давно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII века о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 1950-е годы отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые до сих пор пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.

Откуда мы знаем о человеке, который жил более тысячи лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Абсолютно беспочвенный скептицизм! Ибо молва, начиная с XI века бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. Сохранился рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним больше 20 лет жизни. Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечным странником. Нигде не задерживаясь надолго, он шел по земле, стараясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее словно под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X веке могло появиться такое чудо, как Авиценна.

Напомним, что X век – это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, – Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX–X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским.

И примерно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары. Известно, что по этим местам, чуть севернее, прошел великий Александр Македонский. Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 тысяч браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Интересно, что только Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV веке до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность. С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, – прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века начала формироваться Восточная Римская империя – Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались разные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. В результате именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.

Поход арабских завоевателей был коротким, арабов быстро прогнали. Завоевание началось в VIII веке и в том же столетии в основном и закончилось. Но язык, как это бывает в культурных процессах, остался и стал универсальным языком. Когда арабское завоевание удалось одолеть, отстояв свою культуру, тогда и начинается Возрождение.

Авиценна был не один. Персидский Восток – родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. На самом деле в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много. Возрождались традиции древней восточной медицины, в каждом городе открывались больницы – своеобразные лечебные и исследовательские центры, где не только врачевали, но и занимались научными изысканиями, опытами, исследованиями. Возникают библиотеки – хранилища рукописей. Интеллектуальная жизнь становится напряженной и могучей. Наступает та пассионарность духа, о которой говорил Лев Гумилев и благодаря которой становился возможным прорыв в будущее.

Авиценна (его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) родился в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщиком податей. Не самая уважаемая профессия, можно сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны собственной смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») происходила из маленького селения близ Бухары Афшана. В этом селении и появляется на свет Авиценна. Так звезда родила звезду.

Его родным языком был фарси-дари – язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья – газели, как их называли на Востоке, – по его выражению, для «отдохновения души».

Городок, в котором он родился, был оживленным, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Здесь были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, очевидно, лет с пяти, потому что к его десяти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки – фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам знал наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Со временем он скажет: «Медицина – очень нетрудная наука, и к шестнадцати годам я ее освоил полностью».

Конечно, в его словах можно усомниться – мало ли что может сказать про себя человек? Но семнадцатилетнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезного заболевания. И Авиценна ему действительно помог. Необычный был мальчик.

В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты – представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, со временем их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.

Итак, к десяти годам в школе ему делать было особенно нечего. И вот – счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый того времени Патолли, тут же едет к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый станет заниматься с мальчиком. Патолли согласился, и занятия начались. Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно поверить, занятия с Патолли это подтверждают. Довольно скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить не мог. А вскоре Патолли сам стал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.

В 15–16 лет юноша стал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которая там, в далекой Средней Азии, была переведена на несколько языков и неоднократно прокомментирована. Авиценна рассказывает, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти выучил ее наизусть. Судя по его рассказам, а потом по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были главными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых время от времени порождает человечество. Об аристотелевском сочинении юноша узнал совершенно случайно. Однажды на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Увидишь, какое это сокровище». Мальчик схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно хотел найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.

И шестнадцатилетний юноша начал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно – да. Возможно, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, настолько важной, что привела его к делу всей жизни.

Когда Авиценна излечил эмира Бухары, тот разрешил ему пользоваться своей библиотекой. Надо сказать, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не существовало. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом – по какому-нибудь одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе говорили, что он просто с ума сошел от счастья. В своих воспоминаниях Авиценна написал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? Скоро библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, чтоб никто больше не прочел эти книги и не смог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!

С 18 лет Авиценна совершенно осознанно посвящает свою жизнь занятиям наукой. Он много пишет, и слава о нем крепнет. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути встречал Авиценна. Этого правителя можно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он также собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным. Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там шли постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал почти всегда Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

И вот тут на горизонте его жизни появляется роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так назывались рабы-воины тюркского происхождения. Вот уж поистине из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особенной спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Прослышав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было невозможно. И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.

В пустыне его друг умер от жажды – не перенес перехода. Авиценна выжил. Теперь он снова оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя великолепное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна начал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье! Но жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он опять уходит, снова странствует по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в собственном доме, не зная нужды и гонений? Мне не удалось понять его.

Около 1023 года он останавливается в Хамадане, что в Центральном Иране. Излечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получает неплохой «гонорар» – его назначают визирем, министром-советником. Кажется, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, стал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что удивительно! Но предложения Авиценны оказались совершенно не нужны окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных плетутся интриги. Вспыхивает зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!

Дело начинало принимать плохой оборот, стало ясно, что он в опасности. Некоторое время он скрывался у друзей, но ареста ему избежать не удалось. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была слишком велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему разрешали писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником вновь отправляется в путь. И оказывается в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город своего времени с населением около 100 тысяч человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Снова его окружает культурная среда, снова проводятся диспуты, снова течет относительно спокойная жизнь. Здесь он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, время от времени освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна спешил. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому торопился. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. Например, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на здоровье человека. Авиценна был уверен, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он их увидел? Каким? Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление сделанного им вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси: «Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь». Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог – творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как полагал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, участвует в их жизни, – это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?

Возможно, уже тогда он думал о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.

После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель активно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-либо особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуду так и не удалось вернуть Авиценну.

Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 году послал свое войско к Исфахану, где находился Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Может быть, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, видимо, никогда не узнаем. Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Умер Авиценна в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было всего 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 1950-е годы ее заново отстроили. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.

velib.com

Авиценна биография, вклад в медицину, годы жизни и ученики врача кратко

Авиценна (Ибн Сина) был одним из самых выдающихся философов «золотого века» ислама.

Детство и ранние годы

О ранних годах жизни Авиценны известно немного. О нём до нас дошла лишь скудная информация из автобиографического труда его ученика Джузьяни. И, поскольку других свидетельств не существует, все описания жизни Авиценны основываются на этой автобиографии.

Согласно ей, Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревушке неподалёку от Бухары, в семье Сетарег и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, отец же, почитаемый исмаилистский учёный, происходил из г. Балх в Афганистане.

Когда в семье появился Авиценна, отец его был управляющим в одном из поместий Мансура ибн Нуха из династии Саманидов.

Жадный до знаний, Авиценна обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике. Мальчик искал новые знания, где и у кого только мог. Индийской арифметике он обучается у индуса-торговца, а позже углубляет свои знания по этому предмету с помощью бродячего философа.

После этого Авиценна усердно занимается самообразованием, читая труды эллинистических авторов. Он также изучает исламскую юриспруденцию и учение ханафистской школы. И именно в это время он сталкивается со сложностями понимания работы Аристотеля по метафизике. Юноша учит труд наизусть, но истинный смысл его так и остаётся непонятым, пока, в один прекрасный день, к Авиценне не приходит озарение.

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам. Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств.

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Последние годы жизни и смерть

Последний период жизни Авиценны омрачает хроническая болезнь, которая с годами становится только хуже. Сердце его остановилось в июне 1037 г. в священный месяц Рамадан. На тот момент ему исполнилось пятьдесят восемь лет.

Похоронили Авиценну в иранском городе Хамадан.

Интересные факты

Этот персидский философ, представитель «золотого века» ислама, написал книгу «Канон врачебной науки».

Новая функция! Средняя оценка, которую получили учащиеся в школе за эту биографию. Показать оценку

Спасибо за лайк. Средняя оценка: 5 балла. Всего получено оценок: 1.

obrazovaka.ru

Жизнь лекаря Абу Али ибн Сины (Авиценна)

Изучить опыт пациентов и выбрать пластическую операцию или косметологическую процедуру можно на главной странице сайта

Удивительна история жизни древнего персидского врача Абу Али ибн Сины. На христианском Западе он был известен и почитаем под именем Авиценна.

Перечисление высоких титулов этого незаурядного целителя займет немало времени. На Востоке его именовали великим мыслителем, гордостью страны, великим исцелителем и даже «доказательством истины».

Абу Али Ибн Сина Авиценна родился в 930 году близ Бухары, древнейшем городе Узбекистана. Его отец был финансистом родом из северного Афганистана. Именно он стал первым учителем своему сыну. Ибн Сина с детства проявлял склонность к обучению и разносторонним познаниям. Уже в десять лет он свободно читал и цитировал Коран, а к шестнадцати годам освоил правоведение и философию. Однажды он излечил влиятельного правителя. И тот, под впечатлением от способностей юноши, оставил его при дворе, открыв доступ в свою, внушительных размеров, библиотеку. Жадный до знаний Ибн Сина использовал этот шанс для самообучения, развития талантов и способностей. К восемнадцати годам Авиценна уже был известным врачом, его слава шла впереди него.

Часто путешествуя, многие научные работы самый влиятельный медик написал в седле вовремя длительных скитаний. Ему было недостаточно знаний предшествующих поколений врачей, поэтому он постоянно наблюдал больных, создавая истории болезни. Порой его звали лечить сильных мира сего, среди которых были и государственные деятели, и высокопоставленные чиновники. Несмотря на свои высокие посты, пациенты относились с пренебрежением к лекарям, что вызывало в молодом враче праведный гнев. Иногда он подвергался гонениям за свои философские убеждения, особенно со стороны духовенства, которое видело в нем врага исламу. Некогда молодой Авиценна даже пребывал в тюрьме.

Наконец он нашел пристанище при дворе властителя Хамадана, правившего в Исфахане, стал министром и придворным врачом. Ибн Сина уважали и почитали, как философа и медика. Но он все же нажил себе врагов как среди придворных служителей алтаря, так и среди политиков. Активно участвуя в государственных делах, Авиценна едва не поплатился жизнью за своенравный характер. Военные потребовали у эмира казни врача, но тот лишь выслал его за пределы страны. Однако, через 40 дней он приказал разыскать своего придворного медика, страдая от очередного приступа.

Авиценна усердно работал над написанием научных трудов. Его наследие насчитывает более 450 трудов на арабском языке, бывшем в то время языком науки. Трактаты охватывали 29 наук. Наиболее известное из его сочинений – «Книга исцеления» - посвящена логике, физике, математическим наукам и метафизике. Авиценна также прославился «Каноном врачебной науки» - медицинской энциклопедией, которая переиздавалась 30 раз на латыни в Европе. По этому фолианту в пяти частях учились не только студенты, но и врачи вплоть до XVII века. На протяжении пяти столетий средних веков перевод «Канона» на латинский язык был основным учебником всех медицинских школ. Интересно, что на русский язык этот величайший труд был переведен лишь в середине XX века.

«Канон врачебной науки» содержал подробную анатомию человека, а также описание многих, в том числе и детских, болезней. Были приведены хирургические способы лечения. Приводились составы и способы приготовления множества лекарственных средств, даже косметических.

Как и Гиппократ, Авиценна описал причины болезни внешние и связанные. Он объяснял, что внешние условия могут провоцировать внутренние «слабые места» организма. Мы бы сегодня сказали – ослабленный иммунитет.

Будучи сыном Востока, Ибн Сина открыл и доказал важность равновесия всего в организме. Он выступал за гармонию внешнего и внутреннего, писал о влиянии пищи на состояние тела, а также о необходимости равновесия между физическим укреплением тела и духовным совершенствованием. Он подчеркивал важность баланса между одеждой и внешностью человека, психическим здоровьем и состоянием мозга.

Интересно, что Авиценна предвосхитил создание первого детектора лжи. Однажды он лечил юношу от чрезмерного истощения. Взяв его запястье в месте прохождения пульса, он стал наговаривать поток слов, реагируя на изменяющуюся частоту пульса. Это была первая психодиагностика и попытка выделить связь между состоянием мозга и тела. То, что сегодня мы называем психосоматикой. Фактически, была открыта связь между нейронными процессами и органической реакцией на них.

История болезни и смерти Ибн Сины парадоксальна. Его подкосил тот самый недуг, который он описывал в своих трудах – желудочные колики. Длительное время лечил себя сам, лишь однажды подпустив врача, которому наказал изготовить лекарство по своему рецепту. Лекарь ошибся в дозировке семян сельдерея в 5 раз, отчего у больного Ибн Сины снова открылись внутренние язвы. Его предсмертными словами были: «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение». Авиценна умер в 1037 году в Хамадане (Иран), предварительно завещав незнакомцу отпустить своих рабов, а имущество раздать бедным.

Обладая поистине энциклопедическими знаниями, самый влиятельный ученый средневековья исламского мира, Ибн Сина мыслил остро и рационально, имел критический взгляд на вещи и необыкновенно цепкую экстраординарную память.

medgel.ru

Авиценна. Целитель, мудрец, странник. От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей]

Авиценна. Целитель, мудрец, странник

Его имя Ибн Сина, но Европа зовет его Авиценна. Не злодей, не герой. Я бы сказала: интеллектуальное чудо. А его жизнь – словно перелистываешь страницы «1001 ночи». Он родился в 980 году, умер – в 1037-м. Много ездил, жил в разных местах. Скончался где-то в Иране, там и похоронен. Чем славен этот человек в истории?

Величайший медик, сравнимый с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этой области пригодились в эпоху Ренессанса. Трудно перечислить все таланты этого человека. Подчас природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о ее могуществе, и тогда рождаются Авиценны.

Микеланджело считал, что «лучше ошибиться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других». Такая оценка, скорее морального свойства, из уст великого гуманиста многого стоит. Специалисты спорят о количестве трудов Авиценны, причем называются цифры и 90, и 456. Очевидно, ему приписываются подделки, подражания – талантам всегда подражают. Самая гениальная его книга – «Канон врачебной науки». Но и другие труды вошли в историю, стали классическими – «Книга спасения», «Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Книга справедливого разбирательства»… Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке! Писал Авиценна в основном на арабском языке. Но это вовсе не означает, что он – часть арабской культуры. Наверное, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его становились достоянием всех цивилизаций.

И все-таки до сих пор спорят, чей он. Туркестан, на территории которого он родился, Узбекистан, Турция – все эти страны считают Авиценну своим достоянием. В Турции вышла не так давно монография «Ибн Сина – великий турецкий ученый». Персы в ответ заявляют: «Он наш. Он у нас похоронен. Он был при дворах эмиров». Его присутствие ощущается и в европейской культуре – уже с XII века о нем шла молва. Это был человек с всемирной известностью. И таким он остается сегодня. Когда в 1950-е годы отмечалось тысячелетие со дня его рождения, весь мир участвовал в праздновании. О нем написаны огромные тома, ученые до сих пор пользуются его мыслями, а обычные люди учатся у него мудрости.

Откуда мы знаем о человеке, который жил более тысячи лет назад? От него самого и его любимого ученика. И это, как кажется скептикам, дает почву для сомнений в его гениальности. Абсолютно беспочвенный скептицизм! Ибо молва, начиная с XI века бережно хранила память о его талантах, что и дало основание называть его гениальным ученым. Сохранился рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним больше 20 лет жизни. Он сопровождал своего учителя, ведь Авиценна был бесконечным странником. Нигде не задерживаясь надолго, он шел по земле, стараясь как можно больше увидеть, узнать и понять. Гудящая, волнующая, одуряющая красками, запахами, звуками, безотчетно меняющаяся жизнь притягивала его, становясь не только мукой, радостью или печалью, но и предметом изучения. Он рассматривал ее словно под увеличительным стеклом и видел то, что не видели другие. Попробуем понять, почему в X веке могло появиться такое чудо, как Авиценна.

Напомним, что X век – это время крещения Руси, на престоле Владимир Святославич, четвертый русский князь. А там, на Востоке, – Возрождение. Что возрождалось? Да примерно то же, что и в Европе во времена Каролингского Возрождения IX–X веков. Тогда при дворе Карла Великого, при дворе германских императоров Оттонов впервые после войн и хаоса Великого переселения народов интеллектуальная элита обратилась к истокам своей культуры, к античности, к рукописям – греческим, римским.

И примерно то же самое было на Востоке. В том культурном контексте, который породил Авиценну, сплелись местные традиции с наследием античным, образуя особый эллинистический вариант синтетической культуры. Авиценна родился близ Бухары. Известно, что по этим местам, чуть севернее, прошел великий Александр Македонский. Именно в Согдиане он устроил знаменитые 10 тысяч браков своих полководцев и воинов с местными восточными женщинами. Интересно, что только Селевк, один из сподвижников Македонского, сохранил свой брак и именно ему досталась самая большая часть державы. Вот эта держава Селевкидов и стала в IV веке до н. э. носительницей эллинистической культуры, впитав античность. С 64 года н. э. эти края стали римской провинцией. А Рим, как известно, – прямой наследник античной греческой или эллинистической культуры. С III века начала формироваться Восточная Римская империя – Византия, которая находилась в тесном торговом и культурном взаимодействии с Востоком. Так сплетались разные культурные корни, но получалось, что все они испытали влияние античности. В результате именно здесь и оказались истоки будущего восточного Возрождения.

Поход арабских завоевателей был коротким, арабов быстро прогнали. Завоевание началось в VIII веке и в том же столетии в основном и закончилось. Но язык, как это бывает в культурных процессах, остался и стал универсальным языком. Когда арабское завоевание удалось одолеть, отстояв свою культуру, тогда и начинается Возрождение.

Авиценна был не один. Персидский Восток – родина Фирдоуси, Омара Хайяма, Рудаки. На самом деле в поэзии, литературе, архитектуре и медицине людей выдающихся, знаменитых было много. Возрождались традиции древней восточной медицины, в каждом городе открывались больницы – своеобразные лечебные и исследовательские центры, где не только врачевали, но и занимались научными изысканиями, опытами, исследованиями. Возникают библиотеки – хранилища рукописей. Интеллектуальная жизнь становится напряженной и могучей. Наступает та пассионарность духа, о которой говорил Лев Гумилев и благодаря которой становился возможным прорыв в будущее.

Авиценна (его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина) родился в богатой семье. Отец, Адаллах ибн-Хасан, был сборщиком податей. Не самая уважаемая профессия, можно сказать, мытарь. Но при этом богат, образован, видимо, неглуп. Известно, что умер отец Авиценны собственной смертью, никто его не убил, не зарезал за злодеяния. Мать Ситара (что означает «звезда») происходила из маленького селения близ Бухары Афшана. В этом селении и появляется на свет Авиценна. Так звезда родила звезду.

Его родным языком был фарси-дари – язык местного населения Средней Азии. На фарси он писал четверостишья – газели, как их называли на Востоке, – по его выражению, для «отдохновения души».

Городок, в котором он родился, был оживленным, с большим шумным базаром, куда стекалась уйма народа. Здесь были больницы и школа, в которой мальчик начал учиться, очевидно, лет с пяти, потому что к его десяти годам выяснилось, что в школе ему уже делать нечего. Там изучали языки – фарси и арабский, грамматику, стилистику, поэтику, Коран, который Авиценна к 10 годам знал наизусть. Это был так называемый гуманитарный класс. Мальчик еще не приступил к изучению ни математики, ни тем более медицины. Со временем он скажет: «Медицина – очень нетрудная наука, и к шестнадцати годам я ее освоил полностью».

Конечно, в его словах можно усомниться – мало ли что может сказать про себя человек? Но семнадцатилетнего Авиценну ко двору призывает сам эмир, прося исцелить от серьезного заболевания. И Авиценна ему действительно помог. Необычный был мальчик.

В доме его отца собирались ученые люди, исмаилиты – представители одного из течений в исламе. Их рассуждения были очень похожи на ересь, со временем их и признали еретиками. Они хотели очистить Коран от невежественных наслоений, призвав на помощь философию. Опасное занятие. Маленький Авиценна присутствовал при этих беседах, но повзрослев, не принял исмаилитский образ мышления. А вот его брат увлекся этими взглядами. Авиценна же официально остался в рамках ортодоксального ислама, хотя ортодоксом никогда не был.

Итак, к десяти годам в школе ему делать было особенно нечего. И вот – счастливый случай! Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый того времени Патолли, тут же едет к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый станет заниматься с мальчиком. Патолли согласился, и занятия начались. Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». И опять ему можно поверить, занятия с Патолли это подтверждают. Довольно скоро ученик стал задавать седобородому учителю такие вопросы, на которые тот ответить не мог. А вскоре Патолли сам стал обращаться к Авиценне, к маленькому Хусейну, за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.

В 15–16 лет юноша стал учиться сам. Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которая там, в далекой Средней Азии, была переведена на несколько языков и неоднократно прокомментирована. Авиценна рассказывает, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти выучил ее наизусть. Судя по его рассказам, а потом по воспоминаниям его учеников, чтение и письмо были главными занятиями его жизни, и он наслаждался ими, являя собой тип высочайшего интеллектуала, которых время от времени порождает человечество. Об аристотелевском сочинении юноша узнал совершенно случайно. Однажды на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Увидишь, какое это сокровище». Мальчик схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно хотел найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.

И шестнадцатилетний юноша начал заниматься… медициной. Разумеется, напрямую «Метафизика» Аристотеля к этому не толкала, а косвенно – да. Возможно, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, настолько важной, что привела его к делу всей жизни.

Когда Авиценна излечил эмира Бухары, тот разрешил ему пользоваться своей библиотекой. Надо сказать, что Авиценна лечил бесплатно, и награды более ценной для него не существовало. Книги, рукописи и свитки хранились в сундуках, в каждом – по какому-нибудь одному предмету или науке. И сундуки эти занимали много комнат. В городе говорили, что он просто с ума сошел от счастья. В своих воспоминаниях Авиценна написал, что «видел такие книги, которые потом не видел никто». Почему? Скоро библиотека сгорела. И злые языки распускали слухи, что это он, Авиценна, сжег библиотеку, чтоб никто больше не прочел эти книги и не смог сравниться с ним в мудрости. Трудно придумать большей глупости! Книги были для него святыней. Как мог он сжечь их!

С 18 лет Авиценна совершенно осознанно посвящает свою жизнь занятиям наукой. Он много пишет, и слава о нем крепнет. В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезм-шаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути встречал Авиценна. Этого правителя можно сравнить, пожалуй, с Лоренцо Великолепным. Он также собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки делом первостепенным. Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там шли постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал почти всегда Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

И вот тут на горизонте его жизни появляется роковая фигура – султан Махмуд Газневи, создатель Газневийского султаната. По происхождению он был из числа гулямов, так назывались рабы-воины тюркского происхождения. Вот уж поистине из рабской грязи – в большие князи! Такие люди отличаются особенной спесью, обостренным честолюбием, своеволием, распущенностью. Прослышав, что в Бухаре собран цвет культуры, Махмуд пожелал, чтобы весь этот ученый круг был отдан ему. Правитель Хорезма получил приказ: «Немедленно всех ученых ко мне» – туда, в Персию, в нынешний Иран – ослушаться было невозможно. И тогда правитель Хорезма сказал поэтам и ученым: «Уходите, бегите с караваном, ничем больше я не смогу вам помочь…» Авиценна со своим другом тайком ночью бежали из Хорезма, решив перейти через Каракумскую пустыню. Какое мужество, какое отчаяние! Ради чего? Чтобы не пойти в услужение к Махмуду, чтобы не унизиться и показать: ученые не прыгают по команде, как дрессированные обезьянки.

В пустыне его друг умер от жажды – не перенес перехода. Авиценна выжил. Теперь он снова оказался в Западном Иране. Некий эмир Кабус, сам блестящий поэт, собравший вокруг себя великолепное литературное созвездие, радостно принял Авиценну. Как похожи между собой деятели Возрождения, будь то в Италии или на Востоке! Для них главное – жизнь духа, творчество, поиски истины. На новом месте Авиценна начал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье! Но жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он опять уходит, снова странствует по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в собственном доме, не зная нужды и гонений? Мне не удалось понять его.

Около 1023 года он останавливается в Хамадане, что в Центральном Иране. Излечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получает неплохой «гонорар» – его назначают визирем, министром-советником. Кажется, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, стал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что удивительно! Но предложения Авиценны оказались совершенно не нужны окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных плетутся интриги. Вспыхивает зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!

Дело начинало принимать плохой оборот, стало ясно, что он в опасности. Некоторое время он скрывался у друзей, но ареста ему избежать не удалось. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была слишком велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему разрешали писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником вновь отправляется в путь. И оказывается в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город своего времени с населением около 100 тысяч человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Снова его окружает культурная среда, снова проводятся диспуты, снова течет относительно спокойная жизнь. Здесь он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, время от времени освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…

Авиценна спешил. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить и потому торопился. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. Например, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на здоровье человека. Авиценна был уверен, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он их увидел? Каким? Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление сделанного им вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси: «Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь». Какие удивительные, глубокие и серьезные мысли! И какие грешные. Бога он понимал по-своему. Бог – творец, Он этот мир сотворил. И на этом, как полагал Авиценна, Его миссия закончилась. Думать, что Господь повседневно следит за мелочной суетой людей, участвует в их жизни, – это варварство. В этом были убеждены древние греки. Но Авиценна высказывает и еще более еретическую мысль: творение Бога было предначертано некой сверхбожественной силой. Что это за сила? Что имел в виду Авиценна?

Возможно, уже тогда он думал о космосе? Таким людям, как он, подобные глубокие мысли были свойственны.

После того как Авиценне удалось бежать через пустыню, он долго скрывался от султана Махмуда. Правитель активно разыскивал беглеца и даже разослал в 40 экземплярах что-то вроде листовки или предписания с рисунком, изображающим Авиценну. А судя по тому, что удалось реконструировать по его черепу, он был красавец, без каких-либо особо ярко выраженных восточных, азиатских или европейских черт. Махмуду так и не удалось вернуть Авиценну.

Преемник султана Махмуда Масуд Газневи в 1030 году послал свое войско к Исфахану, где находился Авиценна, и учинил там полный погром. Авиценна пережил настоящую трагедию: был уничтожен его дом, пропали многие его труды. В частности, навсегда исчез труд в 20 частях «Книга справедливости». Это была одна из последних его книг. Может быть, как раз в ней содержались его итоговые, самые глубокие мысли. Но мы о них, видимо, никогда не узнаем. Не станут нам известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.

Умер Авиценна в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было всего 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница. В 1950-е годы ее заново отстроили. Вот слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». И это сказал человек, с восторгом посвятивший познанию всю свою жизнь, энергию, молодость и здоровье.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Авиценна и целители древности – о лечении заболеваний органов зрения

Для лечения «темноты глаз» – катаракты – Одо из Мена предлагал следующие травы:

– МЕЛИССА

«Плиний сказал, что глаза от завесы очистятся темной,

Если их соком травы умастить в сочетании с медом».

– ПЕРЕСТУПЕНЬ

«Соком из корня его потемнение с глаз изгоняют,

Как и другие недуги, которыми очи страдают,

Если намазать их соком, иль чистым, иль смешанным с медом;

Также глазам помогает и корень, что съеден сушеным…»

– ЧЕМЕРИЦА БЕЛАЯ

«Втянутый носом, чиханье ее порошок вызывает,

А от чиханья затем головы исчезают недуги;

К средствам его добавляют, что зрение делают ясным,

И, говорят, хорошо при глазных он поможет болезнях».

– ЧЕМЕРИЦА ЧЕРНАЯ

«С глаз потемнение прочь изгоняет принятье отвара».

– ДУБРОВНИК

«Если глаза умащают дубровника соком и медом,

То, говорят, прояснятся, с себя потемнение сбросив…»

– ЗОЛОТОТЫСЯЧНИК

«Смешанный с медом, от глаз потемнение он отражает».

– ЖЕЛЧЬ

«Всякая желчь обладает горячею клейкою силой…

Желчь их глаза налитые и тьму на глазах исцеляет,

Векам поможет она, что болезненно шероховаты…

Бычья в смешении с медом поможет желчь от ангины…

Желчью намазав козы, уничтожишь ты зрения немощь,

Желчью козла умастив, ты умеришь распухшие веки…»

– РУТА

«Свежей поешь и сырой – темноту она глаз исцеляет;

Лучше, коль с соком маратра и желчью еще петушиной,

С медом берут ее сок, сочетая в количествах равных:

Пусть умащаются чаще глаза при подобном недуге».

– ШАНДРА БЕЛАЯ

«Сок из нее, если смешан он будет с вином или медом,

Помощь дарует глазам, обессиленным темной завесой».

– ФЕНХЕЛЬ

«Вместе с вином от любого трава применяется яда;

Съев ее, змеи глаза очищают от темной завесы, –

Так распознали, что эта трава излечить в состоянье

И человека глаза, что впоследствии опыт одобрил:

Если намазать глаза соком корня в смешении с медом,

Ясными сделает их, темноту изгоняя любую».

– ЧИСТОТЕЛ

«Два ее вида и первый название носит «большого»,

«Малым» зовется второй; и глазам они оба целебны;

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки,

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает…»

– ЛУК

«Луковый сок очищает глаза от грозящего мрака,

Смешанный с медом…»

– КАПУСТА

«Все уверяют: глаза от грозящего мрака избавят

Те, кто зеленую часто обычно капусту съедают».

librolife.ru

Великий целитель Авиценна / Медикус. Посольство медицины

31 января 2014

Современники называли этого человека Великим Исцелителем и приписывали ему сверхъестественные способности. Сам же Авиценна объяснял свои многочисленные таланты природной наблюдательностью и бесконечной любознательностью, которые помогали ему проникнуть в тайны любой науки, к какой бы он ни обратился.

Князь врачей

Авиценна в молодостиАбу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в европейском мире как Авиценна, родился больше тысячи лет назад, в 980 году, в небольшом селении неподалеку от Бухары (на территории современного Узбекистана). Уже с первых лет жизни он был смышлен не по возрасту, и отец возлагал на первенца большие надежды. Существует легенда, что малыш Хусейн, который еще не умел говорить, увидел, как служанка по неосторожности уронила в мешок с крупой золотое кольцо его матери и не заметила этого. Мешок отнесли в амбар, а когда украшения хватились, обвинили работницу в краже. Мальчик плакал не переставая два дня, но потом чудесным образом произнес свои первые слова: они были о служанке и кольце. И пропажа действительно нашлась там, где указал Хусейн.

Вряд ли эта история имела место в действительности. Но недюжинные способности будущего ученого и в самом деле проявились очень рано: в десять лет он знал наизусть весь Коран (к слову сказать, хафизы, «хранители Корана», тратили на это долгие годы), в двенадцать – давал консультации по мусульманскому законоведению, а в шестнадцать стал придворным врачом эмира Бухары. К тому времени юноша уже прочел все доступные ему исследования по медицине, но, как он отмечал в автобиографии, делал это, «пополняя чтение наблюдениями больных, что научило меня многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах». На службе у правителя Авиценна получил доступ к дворцовой библиотеке. Это дало ему возможность изучать по книгам естественные и точные науки, а также музыку и стихосложение. Плодом трудов стал трактат «Книга исцеления», посвященный биологии, физике, психологии, геометрии и арифметике, астрономии, логике, музыке и метафизике.

Безмятежная жизнь придворного ученого вскоре закончилась. В Бухаре стало неспокойно, и двадцатидвухлетний Авиценна вынужден был покинуть родину. Он совершил длительное путешествие с караваном в Хорезм, правитель которого покровительствовал ученым. Несколько спокойных лет позволили Ибн Сине вновь заняться научными изысканиями: он ставил химические и физические опыты, занимался астрономией. Также он тайно изучал строение человеческого тела. Скрытность в этом деле в те времена была необходима, ведь изучение внутренних органов было возможно только благодаря вскрытию трупов, а это каралось смертью. И даже титул князя врачей, которым наградили медика в Хорезме, не спас бы его от казни.

Роковым в судьбе Ибн Сины стал отказ от службы султану Махмуду Газневи. У Авиценны был свой резон: при дворе султана никакой свободомыслящий ученый или поэт не мог считать себя в безопасности – правителю были нужны послушные приспешники, а несогласным грозила смерть. Это же решение сделало великого медика вечным скитальцем – он никогда не вернулся домой, переходил из города в город, не обзавелся семьей… Но даже в бесконечных странствиях, мерно покачиваясь на тихоходном верблюде, Авиценна продолжал работать: делал научные заметки и писал стихи.

Канон врачебной науки

Авиценна пишет "Канон врачебной науки"Знания Авиценны о человеческом теле поражают воображение даже через тысячу лет после того, как они были записаны. Представьте теперь, какое впечатление они должны были производить на его современников! Ибн Сина возвращал здоровье тем, на ком другие медики давно поставили крест. Во многих случаях Авиценна ставил верный диагноз, всего лишь пощупав пульс пациента.

Все свои знания и наблюдения Ибн Сина объединил в многотомном труде «Канон врачебной науки». Многочисленные копии его разошлись по всем уголкам мира. После изобретения книгопечатного станка «Канон» отпечатали одним из первых после Библии и в количестве, не уступавшем тиражам Священного писания. Это и неудивительно. Уникальные сведения встречались в фундаментальном труде едва ли не на каждой странице. Кроме описания симптомов и лечения таких тяжелых заболеваний, как чума, холера, проказа, оспа, менингит, язва желудка, книга содержит научные откровения, которые были обоснованы лишь через сотни лет. К примеру, удивительное предположение Авиценны о том, что инфекционные заболевания передаются невидимыми глазу насекомыми, подтвердилось лишь в XIX веке с открытием вирусов!

Страница из "Канона врачебной науки"Большое внимание в «Каноне врачебной науки» автор уделяет профилактике заболеваний. Авиценна утверждал: если человек соблюдает режим, занимается физическими упражнениями и прибегает к закаливанию, то он не будет нуждаться в докторах. За это некоторые завистники называли Ибн Сину шарлатаном, обвиняя его в том, что он не лечит больных, а лишь укрепляет их организм. Зато теперь каждый школьник знает, что залогом здоровья является укрепление иммунитета.

Предшественник Хайяма

Достижения Авиценны в других областях знаний, возможно, менее известны, но и они опередили свое время на много веков вперед. В химии ученый изобрел процесс перегонки эфирных масел. Как астроном критиковал Аристотеля за то, что тот считал свечение звезд отраженным светом Солнца (Ибн Сина утверждал, что звезды светятся сами по себе), наблюдал Венеру и изобрел прибор для измерения широты. Философские идеи Авиценны об изначальности и вечности мира вызывали острую полемику среди лучших умов того времени.

Писал ученый и о музыке, подводя под свои изыскания серьезную научную базу. Авиценна рассматривал ее с позиции математики, психологии, социологии, поэтики, этики и физиологии. Также он изобрел гиджак – популярный в Средней Азии музыкальный инструмент.

Многие научные работы Авиценны («Трактат о любви», «Трактат о птицах», а также поэма о медицине «Урджуза») написаны стихами. Есть у него и художественные произведения: повести, поэмы и четверостишия – рубаи. В этом смысле он стал предшественником еще одного великого арабского поэта и ученого – Омара Хайяма, который родился через одиннадцать лет после смерти Авиценны. Сам Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

«Лишь узел смерти я распутать не сумел…»

Авиценна перед смертьюПо горькой иронии судьбы, Авиценна умер от болезни, которую сам с успехом лечил у других. Лишения и скитания, которых было много в его жизни, «наградили» его желудочными коликами. Долгое время медик справлялся с недугом. Но врач, которому Ибн Сина доверил сделать лекарство, перепутал ингредиенты, что привело к фатальному исходу. Существует легенда, что перед кончиной он попросил ученика приготовить сорок лекарств по секретному рецепту и использовать их сразу после наступления смерти. Тот сделал все, как велел учитель, и заметил, что тело Авиценны молодеет и оживает. В ужасе юноша разбил склянку с последним снадобьем, и уже через минуту перед ним снова лежал бездыханный старик. 

Конечно, эту сказку придумали те, кто верил во всесильность великого врача Абу Али Хусейна ибн Сины. Сам же он в одном из своих рубаи признавался:

От праха черного и до небесных тел 

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. 

Коварство я избег, распутал все узлы, 

Лишь узел смерти я распутать не сумел…

 

Поделиться:

03 марта 2014  |  12:03

Парадоксы Парацельса

Средневековый ученый Парацельс был фигурой крайне противоречивой. Рожденный дворянином, он боролся с феодалами за права крестьян. Заложив основы перспективного направления в химии, он упорно держался за отживающее свое алхимию. Помогал другим справляться с серьезными недугами, но за своим здоровьем не очень-то следил. Как же сложилась судьба у этого гения парадоксов?

19 февраля 2014  |  11:02

Боткин – отец русской медицины

Заслуги Сергея Петровича Боткина сложно переоценить. Этот талантливый ученый реформировал российскую врачебную практику и вывел ее на новый, европейский уровень развития, дал дорогу многим талантливым русским врачам, а сам стал основоположником революционного на тот момент направления научной клинической медицины.

21 января 2014  |  12:01

Зазеркалье Натальи Бехтеревой

Судьба Натальи Петровны Бехтеревой, выдающегося нейрофизиолога наших дней, словно соткана из противоречий. Внучка великого ученого, перед которой, казалось, открывались все двери, она вынуждена была добиваться успеха собственными силами. Посвятив всю жизнь изучению «серого вещества», Бехтерева свято верила в существование души и сама переживала сверхъестественный опыт. Она обладала острым мужским умом, но сумела стать по-женски счастливой.

www.medicus.ru

Великий Авиценна | Заметки | ШколаЖизни.ру

На самом деле Абу-Али Ибн-Сина родился в селении Афшана близ древней Бухары. И произошло это в один из жарких августовских дней в 980-м году, ровно 1031 год тому назад.

В те далёкие времена узбекская нация только ещё формировалась, множество племён и народов населяли обширные земли «Середины мира» — культурного центра огромнейшей Азии. И, наверное, не стОит сейчас «приватизировать» имя великого человека ни одному из современных азиатских государств. Сейчас Бухара — узбекский город. Равно как Гургандж (Ургенч), столица Хорезма. Отсюда рукой подать до Туркмении (каких-то полсотни километров!) — именно из этого региона тюркские племена в начале Средних веков двинулись на просторы Малой Азии, разрушая великую православную империю — их потомки, современные турки, основали на развалинах древней Византии мусульманскую страну, которая ныне именуется Турцией. Но в 1012 году (почти тысячу лет назад) Ибн-Сина перебрался в Иран, где долгое время был придворным врачом и визирем — то есть министром. А его «Книга знания» написана на дари — языке предков современного таджикского народа. Мог Абу-Али Ибн-Сина говорить и по-арабски. Понятно, что сейчас присваивать учёному древности современную национальность «узбек», «таджик», или «иранец», по меньшей мере, безграмотно. Авиценна — сын азиатских народов и светоч народов европейских! Недаром его «Канон врачебных наук» долгое время считался настольной книгой европейских врачей и выдержал более тридцати изданий на разных языках. «Канон…» по праву можно считать ГЛАВНОЙ книгой Абу-Али Ибн-Сины. Сперва же вспомним и об иных его трудах. Тем более, что Авиценна — автор более ТРЁХСОТ сочинений!..

В своей «Книге исцеления», а также в «Книге знания», Абу-Али Ибн-Сина, опираясь на учение Аристотеля, разработал своё собственное философское учение. Ибн-Сина признавал объективность бытия, неразрывную связь материи и движения. Он считал, что в мире царит всеобщая естественная закономерность. Ибн-Сина колебался между идеализмом и материализмом. Утверждая вечность материи, он вместе с тем признавал сотворение мира Богом. В противоречии со своей оценкой определяющей роли чувственного опыта в познании, он отрывал от опыта деятельность «разумной души». Но ведь и сейчас, тысячу лет спустя, у людей в этих вопросах нет единого мнения! Нет единства и по многим другим вопросам…

В области логики Абу-Али Ибн-Сина выводил формы мысли из форм бытия и внёс по ряду вопросов дополнения и даже исправления к логическому учению Аристотеля. Абу-Али Ибн-Сина много и плодотворно занимался проблемами естествознания — геологии, минералогии, ботаники, зоологии, химии, механики, астрономии. Он подвергал критике астрологические суеверия (странно, что и сейчас, по прошествии десятка веков, многие люди «читают судьбу по звёздам», СОВЕРШЕННО не зная карты звёздного неба и ни на грамм не разбираясь в астрономии!!! А другие люди им, представьте, верят).

Мусульманское духовенство (в лице не самых образованных его представителей) обвиняло Авиценну в ереси, «пойдя по стопам» европейской католической инквизиции, а многих последователей Ибн-Сины преследовало за безбожие. Тем не менее, труды Абу-Али Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие прогрессивных тенденций средневековой философии, способствовали подготовке опытного естествознания. В начале очерка учёный назван поэтом — и правда, Абу-Али Ибн-Сина известен был и как поэт, писавший на языке дари стихи в форме народных четверостиший — «рубая» или «рубои».

Всё же Авиценна, сделавший много нового в самых разных областях знания (и даже в поэзии!), был в первую очередь крупнейшим врачом Средневековья. Он внёс ценный вклад в теорию и практику медицины, в анатомию и физиологию человека, в хирургию, терапию, диагностику, фармакологию…

Классический труд Авиценны «Канон врачебных наук» (или «Канон врачебной науки») появился на свет в 1020-м году, логично следуя за опытом великого учёного и практика — Ибн Сина обобщил в нём не только свой личный врачебный опыт, но и обширный медицинский опыт того времени. Между прочим, Авиценна уделил внимание лекарствам индийского и китайского происхождения, обобщив данные народной медицины и обогатив их своим опытом — как в мудром высказывании: «Доверяй — но проверяй!..» «Канон врачебных наук» состоит из пяти книг. Наряду с теорией медицины две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Авиценна хорошо знал целебные растения: из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне…», почти полторы тысячи — это средства растительного происхождения.

«Канон…» переведен был уже в 12-м веке на латинский язык (издан печатной книгой в Милане спустя пару веков — аж в 1473-м!) и пользовался, как здесь отмечалось, широкой популярностью в Средние века — причём не только в Европе, но и за её пределами.

Умер Абу-Али Ибн-Сина в 1037 году, прожив менее 60-и лет…

Совсем скоро, через 9 лет — в 2020-м — человечество будет отмечать тысячелетие знаменитого «Канона врачебных наук». И это событие мирового масштаба, без сомнения, запомнится многим. А мне больше всего запомнилось его врачебно-поэтическое высказывание (из «Канона врачебных наук») по поводу мелиссы — она, эта душистая, ароматная травка, поддерживая и вылечивая сердечные болезни, «…окрыляет сердце и просветляет ум»!.. Согласитесь, фраза, достойная великого поэта — и великого врача!

***

shkolazhizni.ru