Армия Месопотамии - Государство, право, экономика, история
Роль армии древней Месопотамии в усилении царской власти. Система поощрений и наказаний в армии Месопотамии, ее структура и способы формирования.
Усилению царской власти в шумерских городах-государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, которая первоначально состояла из лиц, зависимых от храма или от его правителя лично. Создание постоянной армии, противопоставление ее общинному ополчению было важным свидетельством усиления царской власти.
Превращению Саргона во властителя могучего государства в значительной мере способствовало постоянное войско, которое он создал из малоземельных земледельцев-общинников, получающих дополнительный надел за свою службу из царских земель. Саргон сам утверждал, что у него была постоянная армия, насчитывающая 5400 воинов.
При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин (редум, баирум) получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью. Воинские наделы полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына (ст. 27-29). Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.
В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников - декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалось "вечной". В отличие от Вавилона в Ассирии, если воин был достаточно зажиточен, он мог выставить вместо себя заместителя из числа бедняков. Он давал при этом обязательство снабжать продовольствием своего заместителя с условием, что его семья будет на него работать. Эта система "заместительства" свидетельствовала о глубоко зашедшем разорении земледельцев в Ассирии.
Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значения и общинное ополчение, созываемое во время крупных военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.
studentu.info
Военное дело
Рельеф с воинами. Ассирия. X–VIIвв. до н. э.
Во времена господства шумеров армия состояла из отрядов
колесничих – главной ударной силы, а также пехоты. Конницы, фактически, не
существовало, так как лошади были очень дороги, ведь их приходилось вывозить из
других стран. Кроме того, шумеры считали верховую езду делом вредным как для
коня, так и для всадника. Судя по «штандарту» из Ура, в колесницы впрягали
ослов. Это были громоздкие сооружения, которые с трудом поворачивались. Мастера
собирали их колёса из двух полукружий. Колесничие вооружались дротиками. Пехотинцы
делились на тяжеловооруженных копейщиков в кожаных или войлочных панцирях с
защитными медными бляхами и большими щитами, а также воинов с топорами,
кинжалами и лёгкими копьями. Шумеры знали лук и использовали его для охоты. Но
ничего не известно об отрядах лучников в их войске. Похоже, лук редко
применялся в военных целях.
Шлем из электра, принадлежавший правителю Ура. Середина III тысячелетия до н. э.
Стела с изображением воинов. Шумер. 2450 г. до н. э.
А вот аккадцы и другие более поздние семитические племена
оценили мощь лука как оружия. Это дало им преимущество в сражениях с шумерами.
Ещё позднее появился металлический панцирь. Чешуйчатый бронзовый доспех
известен учёным лишь с XIV столетия до н. э., когда шумеров уже не было на
политической арене. Впрочем, металлическое защитное вооружение – большая
редкость для Междуречья, исключение из правил.
В остальном же армии правителей Междуречья разных времён
мало отличались от шумерской эпохи. Исчезали и вновь появлялись отряды
тяжеловооружённых пехотинцев. Лучников и колесничих становилось то больше, то меньше. Время от времени использовались наёмники из соседних
племён. В эпохи процветания численность вооружённых сил возрастала, в годы
кризисов – падала...
Так было до возникновения империи ассирийцев. Они довели
военное дело Месопотамии до совершенства Численность их армии достигала 120
тыс. воинов – цифра по тем временам колоссальная. Правители
«страны Ашшур» сделали ряд важных
преобразований, в частности ввели в состав своих вооружённых сил кавалерию (с IXв. до н. э.). Внешний вид
ассирийских пехотинцев хорошо известен по рельефам, открытым археологами в
древней ассирийской столице – Калахе. Бородатые воины в тростниковых или
кожаных доспехах, высоких остроконечных шлемах из бронзы, вооружённые луками,
пращами, короткими железными мечами, копьями, щитами из дерева, кожи и
тростника. Обычно их изображали босыми... Эти босые бородачи завоевали половину
цивилизованного мира тех времён.
Сцены военной жизни. «Штандарт» из царской гробницы Ура.Мозаика, перламутр, раковины, известняк. Середина III тысячелетия до н. э.
Боевые колесницы ассирийцев
отличаются от древних шумерских как небо и земля. Они имели более совершенное
устройство, быстрее двигались и вывозили на поле боя помимо самого возничего
ещё до трёх воинов. В колесницы впрягали лошадей, а не ослов.
При осаде городов ассирийцы
применяли мощные тараны. Царские арсеналы всегда были полны оружием, доспехами,
конской упряжью. Правители «страны Ашшур» располагали «инженерными» частями,
флотом, аппаратом обеспечения и управления, разведывательными службами. Их
военное искусство можно назвать утончённым.
www.what-this.ru
История Древней Месопотамии — Википедия
История Древней Месопотамии
Хронология
Периодизация:
· Север · Юг
· Период Гавры · Урукский период, Период Джемдет Наср
· Период Ниневии V · Раннединастический период
· · Аккадский период
· · Период III династии Ура
· Староассирийский период · Старовавилонский период Период Исина и Ларсы
· Среднеассирийский период · Средневавилонский период
· Новоассирийский период · Нововавилонский период
Исто́рия Дре́вней Месопота́мии — история Месопотамии от возникновения там городской цивилизации (середина IV тысячелетия до н. э.) и первых государств (начало III тысячелетия до н. э.) до потери политической самостоятельности (12 октября 539 года до н. э.). Древняя Месопотамия относится к числу первых цивилизаций в истории человечества (наряду с Египтом): предпосылки городской революции там фиксируются раньше всего, но к моменту возникновения государственности Месопотамия и Египет подошли почти одновременно
.
Возникновение цивилизации в Месопотамии (городская революция) относится в протописьменному периоду (середина
ru.bywiki.com
Древняя Месопотамия
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 22Следующая ⇒
Природные условия Великие реки: Тигр и Евфрат. Процесс заселения Месопотамии различными народностями. Их языки. Проблема происхождения шумеров. Периодизация древней истории Месопотамии. Важнейшие источники по истории Месопотамии. Их типы и виды, распределение по периодам. Историография истории древней Месопотамии. Важнейшие археологические культуры VII-IV тыс. до н.э. Появление шумеров. Юг Месопотамии (Шумер) — центр развития в первой половине III тыс. до н.э. Система ирригационного земледелия. Городская революция. Политическая история шумерских городов-государств в раннединастическую эпоху. Лагаш, история его возвышения и упадка. Реформы Уруинимгины.
Месопотамия под властью Аккада. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев и упадок Аккадского царства. Разгром кутиев и создание Шумеро-Аккадского царства с центром в Уре. Система гигантских царских хозяйств. Развитие рабовладельческих отношений. Царская власть, бюрократия и армия при III династии Ура. Наступление амореев и эламитов и крушение Шумеро-Аккадского царства.
Месопотамия во II тыс. до н.э.
Политическая раздробленность Месопотамии в начале II тыс. до н.э. Первое возвышение Вавилона. Аморитская династия. Хаммурапи — завоеватель и законодатель. Экономика, социальная структура и политический строй Вавилонии. Наступление касситов. Вавилония при Касситской династии. Ассирийское общество и государство в первой половине II тыс. до н.э. Усиление Ассирии в Среднеассирийский период. Средне-ассирийские законы. Характеристика социально-экономических отношений и политического строя во второй половине II тыс. до н.э. Вторжение арамейских племен.
Месопотамия в I тыс. до н.э. Ассирийская и Нововавилонская державы.
Международная обстановка на Ближнем Востоке в I тыс. до -л.э. и условия возникновения крупных военных держав. Ассирийская держава. Военно-политический подъем Ассирии в Новоассирийский период. Завоевания в IX в. до н.э. Временный упадок ассирийского государства в первой половине VIII в. до н.э. Реформы Тиглатпаласара III и новое возвышение Ассирии. Ассирийская армия и организация военного дела. Военные походы царей династии Саргонидов. Расцвет Ассирийской военной державы. Правление Ашшурбанапала. Социально-экономический строй и политическая организация ассирийской державы в I тыс. до н.э. Причины крушения Ассирии. Нововавилонское царство. Вавилония в конце II - I тыс. до н.э. Утверждение власти Ассирии над Вавилоном. Антиассирийское восстание вавилонян под руководством Набопаласара. Bавилоно-мидийская коалиция и ее победа над Ассирией. Создание Нововавилонской державы. Правление Навуходоносора И. Завоевание страны персами. Вавилония в составе персидской империи. Экономика и общество Вавилонии в VII-IV вв. до н.э. Сельское хозяйство и аграрные отношения. Храмовые хозяйства. Ремесла и торговля. Ростовщичество. Усложнение социальной структуры поздней Вавилонии, укрепление частнособственнических отношений.
Хеттская держава
Географическое положение и природные богатства малоазиатского полуострова. Население и языки Малой Азии. Изучение древнейшей истории Малой Азии. Дешифровка хеттской клинописи и иероглифического письма. Проблематика малоазийской истории в зарубежной и отечественной историографии. Индоевропейская проблема. Древнейшие земледельческие поселения Малой Азии. Зави-Чами Шанидар. Чатал-Хююк. Зарождение металлургического производства. Истоки первой урбанистической революции. Иерихон и другие центры. Основные экономические процессы в Малой Азии в III тыс. до н.э. Рост укрепленных центров. Имущественное неравенство и социальная дифференциация. Формирование ранней государственности на территории Малой Азии во II тыс. до н.э. Города-государства и их роль. Племенной мир Малой Азии. Периодизация хеттской истории. Борьба племенных центров за политическое объединение страны в начале II тыс. до н.э. Образование Древнехеттского царства. Указ Телепина о престолонаследии. Хеттское царство в Новохеттский период. Борьба за обладание восточно-средиземноморским побережьем. Проникновение хеттов на запад Малой Азии. Создание хеттской империи при Суппилулиуме. Хетто-египетское противоборство. Битва при Кадеше и мирный договор египтян с хеттами. Натиск «народов моря» и крушение хеттской державы. Экономика хеттов. Аграрные отношения. Царские и храмовые хозяйства. Особенности социальной структуры хеттского общества. Эволюция политического строя. Хеттский судебник и его значение для изучения социально-экономического строя хеттов. Хеттская культура и культурные воздействия на нее соседних народов. Религиозные воззрения и культы. Мифология и литература хеттов. Научно-практические знания. Монументальный характер хеттской архитектуры, скульптуры и рельефа. Влияние хеттов на другие народы Ближнего Востока.
Древняя Индия
Особенности естественно-географического положения Индостана. Древнейшее население и уровень развития материальной культуры. Мохенджо-Даро и Хараппа. Миграции ариев. Ведийский эпоха в истории древней Индии. Веды, Ригведа. Упанишады. Махабхарата. Ману-смрити. Буддийский период. Варново-кастовый строй. Образование централизованных государств Магадхи и Кошалы. Династии Нандов и Маурьев. «Артхашастра», «Трипитака». Правление Ашоки. Классический период. Расцвет державы Гуптов. Вторжения кочевых племен.
Древний Китай
Особенности природно-климатического ландшафта древнего Китая. Древнейшее население, достижения материальной и духовной культуры. Зарождение первых городов и государства в Китае. Эпоха Шан-Инь, особенности социально-политического устройства. Возникновение государства Чжоу.
Период Восточного Чжоу. Столкновение чжоусцев с другими племенами. Этнические процессы и их связь с политической историей. Ослабление царской власти и рост политической раздробленности в чжоуском государстве. Династическая борьба на вторжение кочевников. Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Наступление периода Чжаньго. Экономические связи в эпоху Чжаньго. Применение железа. Организация ирригационного пахотного земледелия. Прогресс ремесленной техники. Изменение системы землевладения и землепользования. Появление частной собственности на землю. Применение в хозяйстве труда рабов. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их значение. Идеологическая борьба в Китае в VI-III вв. до н.э. Возникновение философских учений и шкал. Учения Конфуция и Мо-цзы. Легизм и даосизм.
Первое централизованное государство в Китае - империя Цинь.
Развитие товарно-денежных отношений и экономических связей, процесс этнической консолидации древних китайцев другие предпосылки объединения древнекитайских царств. Возвышение царства Цинь. Создание централизованного государства и провозглашение империи. Цинь Шихуанди и его административные реформы. Экономические и правовые мероприятия. Внешняя политика Цинь Шихуанди. Борьба с северными кочевниками сюнну. Строительство Великой китайской стены. Наступление на южные территории. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. до н.э. Взятие восставшими столицы и свержение циньской династии.
Империя Хань в III в. до н.э. – III в. н.э.
Политическая борьба в Китае после падения династии Цинь. Основание Лю Баном империи Хань. Первый период ханьской эпохи — правление Ранней или Старшей династии Хань. Внутренняя политика ханьских императоров. Попытки стабилизации и централизации государства. Правление У-ди и его реформы. Внешняя политика Ханьской империи во II-I вв. до н.э. и ее территориальное расширение. Социальный состав ханьского общества. Рост рабовладения. Разорение и обеднение свободных. Назревание социально-политического кризиса империи. Обострение социальных противоречий и народные восстания в I в. н.э. Реформы Ван Мана и движение «краснобровых». Возникновение Младшей, или Восточной, династии Хань. Ее внутренняя политика. Социально-экономические реформы и стабилизация положения в стране. Мероприятия против рабства.
Внешняя политика в I-III вв. н.э. Борьба с племенами сюнну, сяньби, цян. Отношения с Парфией. Демографические и этнические процессы в позднеханьской империи. Их влияние на политическую жизнь страны. Процесс развития личной зависимости в древнем Китае. Политические и социальные движения в позднеханьской империи. Восстание «желтых повязок». Междоусобицы и крушение единства империи. «Троецарствие» и начало феодального средневековья.
Древний Иран
Природные условия Ирана и Средней Азии. Население и языки. Преобладание ираноязычных племен. Историко-географическое районирование. Основные источники. Собрание священных книг «Авеста». История Ирана в трудах отечественных и зарубежных ученых. Персидские племена на территории Ирана в начале I тыс. до н.э. Персидское княжество в VII в. до н.э. Возвышение Персидского царства в середине VI в. до н.э. Кир II и его завоевательная политика. Персидская держава в последней четверти VI в. до н.э. Восстание «мага» Гаутамы. Народные движения. Политический кризис. Захват престола Дарием I и восстановление целостности Персидской державы. Административно-финансовые реформы Дария I. Реорганизация армии и персидский военной мощи. Персидская держава в V – IV вв. до н.э. Греко-персидские войны. Причины поражения персов в греко-персидских войнах. Отношения Персии с греческими городами-государствами во время Пелопоннесской войны. Персидская дипломатия и греческие полисы в IV в. до н.э. Греко-македонский поход на Восток. Разгром Персидской державы. Характерные черты экономики, социальных отношений и системы управления в Персидской державе в VI – IV вв. до н.э.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
mykonspekts.ru
Право древних государств Месопотамии
Количество просмотров публикации Право древних государств Месопотамии - 205
Глава 6.
Глава 5. Древний Китай
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп инь-ских племен. В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с крайне важно стью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата͵ состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.
Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в. до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили господство над населением всего Северного Китая, над множеством разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен перед крайне важно стью организации управления огромной территорией. С этой целью он пе-редал завоеванные земли в наследственные владения своим родст-- венникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.
Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась силой центральной власти. При этом в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в чжоусском Китае господствует раздробленность с характерной ей междуусобицей, приводящей к захвату то одним, то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств,
Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к разрушению ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию крайне важно сти мира, сближения народов Китая. Выражением новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения.
Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государст-. ву. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства. Утверждается, второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В 221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.
Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными, они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911—1913 гᴦ. .
Сословно-классовое деление в Древнем Китае. В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и приближенных, местных правителей с их родственниками и приближенными, а также из глав родовых и большесе-мейных (клановых) объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными рабами, которые находились в услужении у представителей знати.
Правящая знать жила за счёт эксплуатации не только рабов, но и общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта.
Этому соответствовала система "общественных полей", при которой 1/9 часть общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с "общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.
В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата͵ усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще одно привилегированное сословие — чиновников различных paнгов, существующих за счёт той же ренты-налога, получаемой в форме "кормления" с определенных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли (особенно "общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях.
Вместе с исчезновением "общественных полей" рента-налог в форме отработок на "общественных полях" была заменена налогом продуктами соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.
Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся еще один социальный слой, более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства — крестьян и ремесленников. Οʜᴎ находились под тяжким бременем налоговой эксплуатации.
Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями находили выражение и в праве. "Благородные" противопоставлялись законом и традицией как "подлым" (бесправным рабам, крепостным, оброчным невольникам), так и "простонародью" (свободному крестьянству, ремесленникам).
Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым обезземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения. В 119 году
до н.э., к примеру, ханьский император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев (купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9 году до н.э. Он попытался провести перераспределение земельного фонда. Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее купля-продажа. При этом данный запрет был снят под давлением крупных собственников ровно через три года.
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения.
Государственный строй. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия — наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван — первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Двор-цовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Размещено на реф.рфОсобое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, к примеру, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель".
По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чэкухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII—VI вв. до н.э. чэкухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.
В циньско-ханьском Китае складываются централизованные деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая крайне важно сти объединения, прекращения между-усобной борьбы "всех против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху Чжаньго идеологии легистов'.
"Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян, один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи. Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к централизации царства Цинь и его последующему усилению, завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, который взимался с каждого землевладельца исходя из размеров его земельного владения. С налогом на землю было введено четкое административно-территориальное деление, а также круговая порука в десяти-, пятидворках, призванных на базе взаимной слежки охранять порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес и др.
Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному противнику централизации — потомственной титулованной аристократии. По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга.
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве символа, олицетворения "связывающего единства" страны. Важное место в государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном происхождении "сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата͵ назначал всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Легисты (законники) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в базе государственного управления. 1 дань — 103,5 литра зерна. Часть жалования выплачивалась деньгами.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных государств данный аппарат отличался и многочисленностью, и большим объёмом полномочий, что в свою очередь определяло социальную значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер (чэпсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя (вначале их было два — "левый" и "правый"). Он разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим армией, к примеру, считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.
Ведомство императорского двора сложилось в Ханьской империи, когда содержание императора и придворных стало требовать много денег и за правителем была закреплена часть налоговых поступлений, идущих на его личные нужды. Налоговые функции финансового ведомства и ведомства императорского двора, располагавших значительным штатом, делились в соответствии с характером налога и его назначением. Ведомству императорского двора шли налоги в основном от эксплуатации водных сооружений и горных разработок. В этом ведомстве существовала должность особого чиновника (душуйя), руководящего строительством и эксплуатацией оросительных сооружений. Сам факт взимания налогов за пользование оросительными сооружениями для личных нужд правителя свидетельствует о том, что верховная собственность на воду сосредоточивалась в руках императора.
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. Размещено на реф.рфО его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников — "трех гунов".
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе
признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования".
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Οʜᴎ были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства Сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.
Местное управление. Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали установления четкого административно-территориального деления. Еще в Западном Чжоу в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Здесь были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная администрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э., в период существования удельной системы. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Это впоследствии сыграло важную роль в ликвидации самой удельной системы, в укреплении власти центра на местах.
Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.
Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и "отцы-старейшины". Низший административный персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
Армия. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Войны, в частности завоевание чжоусцами значительных территорий шаньско-иньской эпохи, оказали непосредственное влияние на становление китайского государства.
Основу военной силы чжоусцев составляли воины-полупрофессионалы, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должности командующих группой армий передавались по наследству.
Воинские повинности в империи Цинь существовали наряду со строительными и гужевыми. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные земледельцы.
Постепенно формировалась и постоянная армия, находящаяся на содержании казны. Она состояла из телохранителей императора, частей, охранявших столицу. На эти части, численность которых в 140 году до н.э. достигала 20 тыс. человек, возлагались и полицейские функции. Так, поимка бандитов и разбойников была обязанностью военного ведомства. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, занимал важное место при дворе.
Суд. Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, однако, проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Размещено на реф.рфВместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В случае если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.
Источники права. В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление Царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя — гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.
Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Οʜᴎ содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ посягали прежние правители.
Основная цель Уруингины — оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.
Такими действующими законодательными актами и были дошедшие до нас, правда не в полном объёме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало 11 тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792—1750 гᴦ. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья'.
Так, к примеру, Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, "установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры". Далее следует изложение законодательных нововведений, в частности об установлении единой системы меры и веса (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как гарантии новых справедливых порядков: "дабы сирота не был отдаваем (во власть) богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля (бедный) не был отдаваем (во власть) человека мины (богатого)".
По той же схеме — преамбула и изложение действующих правовых положений — построены и другие законы. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для ЗХ), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.
Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Так, в случае если Лугальзагеси, правитель Уммы (2373—2349 гᴦ. до н.э.), связывал свою власть с тем, что "в святилищах Шумера в качестве энси страна его избрала", то Хаммурапи ссылается на свою богоизбранность, полновластие как "царя царей", даровавшего великие блага всем важнейшим городам Месопотамии, их многочисленным святилищам и бегам. Вавилон выступает здесь столицей большого централизованного царства, местом "вечной царственности" его главного бога Марду-ка, призвавшего якобы Хаммурапи "даровать стране справедливость".
Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр. Размещено на реф.рфТак, САЗ, появившиеся на несколько столетий позже ЗХ, были более архаичны по своему содержанию, по отражению строгих патриархальных порядков, жестоких наказаний за преступления и т.д. Уступали они ЗХ и по правовой технике, по степени разработанности правовых институтов.
Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу человека, влекущие за собой наказания в форме
Законы Хаммурапи были найдены в 1901—1902 гᴦ. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке.
" Сикль и мина — серебряные денежные единицы в государствах древней Месопотамии. Сикль был равен 1/120 кг серебра, стоимость 225 литров ячменя, которая была равна среднемесячной плате наемному работнику.
возмещения этого ущерба; кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной, измена жены и пр.
Суровые наказания предписывались во всех законах за такие преступления, как лжесвидетельство, клевета͵ что было связано с особым почитанием и даже обожествлением понятий "правдивость", "верность слову".
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы, распада больших семей все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, а также наследованию имущества и пр.
Характерной чертой вышеуказанных правовых документов была их незавершенность. Положения ЗХ, к примеру, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Οʜᴎ не затрагивали многие важные области внутриобщественных отношений, отношений общин с царской властью и пр. Размещено на реф.рфЛакуны в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции (к примеру в ЗХ за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др.) являются лишним свидетельством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.
Вместе с тем расхождения ЗХ, в т.ч. и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас .глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.
Право Месопотамии аналогично тому, как право других древневосточных государств, несло на себе заметное влияние религии, религиозной идеологии. Но это влияние не было столь глубоким, как, к примеру, в Индии, да и сама религиозная идеология отличалась рядом специфических черт.
Перечень грехов в вавилонской книге религиозных заклинаний "Шурпу" (XII в. до н.э.) и преступлений в ЗХ в основном совпадали. В "Шурпу" к грехам отнесены нарушения религиозно-ритуального характера (прямые и косвенные контакты с ритуально "нечистым" человеком, принятие "нечистой" пищи и пр.), любая ложь, обман, сутяжничество, насилие, неоказание помощи нуждающемуся в ней, непостоянство, внесение раздоров в семью и такие деяния, которые прямо закреплены в качестве преступлений в ЗХ: кража (ст. 6—8), предъявление ложного иска или обвинения (ст. II, 126), грабеж (ст. 22), пролитие крови (ст. 206—208), непочтительное отношение к родителям и старикам (ст. 169, 195), прелюбодеяние (ст. 129) и некоторые другие.
Но в представлении вавилонян понятия греха (намеренного или ненамеренного нарушения воли божьей) и преступления разнились. Совершение греха возможно было без вины: грешник мог даже не знать, какой грех он совершил, к примеру, в случае нарушения ритуальной чистоты. Преступление же предполагало вину, правда, не всегда последовательно. "Небесная" кара не учитывала ни субъективной, ни объективной стороны греховного деяния. За любой грех боги могли послать любое наказание, любые бедствия, избежать которых можно было только с помощью жреца-заклинателя (при этом не требовалось даже раскаяния). Земное же правосудие считалось неотвратимым, как и раскаяние в случае совершения преступления.
Определенная приземленность религиозной идеологии, древ-немесопотамская система ценностей также нашли отражение в праве. В религиозных верованиях Месопотамии не были разработаны понятия об аде и рае в загробной жизни, о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни. Потусторонний мир в представлении жителей Месопотамии, сложившемся в начале II тысячелетия до н.э. и поддерживавшемся тысячелетия, считался абсолютным злом, а все хорошее связывалось земной жизнью. В шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному совершенству, как, к примеру, в Индии, а имуществу, богатству неизменно отводилось главенствующее место (выше ставились лишь здоровье, долголетие, дети), ибо не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ к наслаждению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наряду со служением богам считалось уделом человека.
В заповеди "небо далеко, а земля драгоценна" заключались воззрения людей практически мыслящих, всецело обращенных к земным радостям и печалям. Это обстоятельство объясняет многие особенности древневавилонского права, к примеру, почти полное отсутствие внем сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение, признание определенной личностной ценности человека, индивида, в т.ч. женщины (особенно владеющей имуществом), "светского" подхода в праве к храмовым должностям, которые могли продаваться, передаваться по наследству, да и к самим храмам с их широкой торговой, ростовщической и другой предпринимательской деятельностью.
Для источников права Месопотамии, в т.ч. и для ЗХ, характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, их формализм, символический характер. Размещено на реф.рфВ них нельзя най-ти ни четкого понятия преступления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и пр.
Символична была ответственность за ряд преступлений, к примеру отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка (ЗХ, 194). Формальный и символический характер имела также клятва.
Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и пр. Размещено на реф.рфПри этом внутренняя логика изложения правового материала присутствует и здесь. В ЗХ, к примеру, нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.
Так, ст. 6—25 ЗХ посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Эта группа норм заканчивается нормой о противоправном завладении чужим имуществом. Казалось бы, переход к следующей, ст. 26, открывающей раздел об имуществе, полученном от царя за службу, согласно которой воин, не пошедший в поход, подлежал смертной казни, нелогичен. Между тем логика древнего законодателя заключалась в том, что речь шла не столько об ответственности за дезертирство, сколько за использование чужого (царского) поля, право на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ воин потерял, отказавшись идти в поход. Следующая группа норм (ст. 42—88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Регулирование имущественных отношений. В Месопотамии не сложился институт частной собственности на землю. Земля рассматривалась правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредоточивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счёт многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу: воинам, тамка-рам, жрицам и др.
Общинная земля находилась или в коллективном владении (выгоны для скота͵ луга и пр.), или во владении частносемейном. Как свидетельствуют и САЗ, и ЗХ, свободный общи