Государственный строй Древнего Египта. Госстрой древнего египта
Государственный строй Древнего Египта
Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.
Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.
Столицей Египта при III, IV и V династиях был Мемфис, расположенный в Нижнем Египте. Здесь, в районе Мемфиса, находился в то время политический центр страны, здесь были сосредоточены владения и жилища египетской знати, о чем говорят данные археологии. Вокруг Мемфиса, в близлежащих поселениях (Гизэ, Абусир, Саккара и др.) были сделаны основные находки, относящиеся к эпохе расцвета Древнего царства, тогда как в других частях страны открыты лишь отдельные памятники.
В Нижнем Египте (особенно в Нильской дельте), в области, покоренной при Нармере и других царях первых династий, сосредоточилась основная масса царских садов и виноградников, а на заливных лугах дельты паслись обширные стада коров и овец. Огромные земельные владения, принадлежавшие царям, составляли материальную опору царской власти.
Царь, позднее его стали называть фараон (пер-ао - по-египетски дом большой) - распоряжался всем управлением страны: он назначал вельмож, переводил номархов из одной области в другую, устанавливал повинности, посылал войска в соседние страны и т. п.; он мог конфисковать имущество и осуждать на смерть без судебного разбирательства. Чтобы укрепить авторитет царской власти, фараон был объявлен богом и при этом даже великим богом: пышный культ окружал царя, и большой честью считалось право поцеловать его сандалии. Египетские художники изображали фараона в окружении богов, как равного среди равных.
Царь опирался на огромный чиновничий аппарат, который возглавлял вельможа, условно называемый арабским термином визирь. Визирь был военачальником и верховным судьей, а также руководил сбором податей и строительством ирригационных сооружений,- короче говоря, всеми сложными отраслями египетского государственного аппарата. В подчинении визиря находилось шесть великих домов, осуществлявших судопроизводство, и другие дома, в ведении которых находились различные отрасли хозяйства.
Важнейшими ведомствами египетского деспотического государства являлись следующие три: податное, которое осуществляло сбор различных повинностей в натуральной форме и являлось по существу ведомством по ограблению собственного народа; ведомство общественных работ, руководившее прежде всего строительством ирригационных сооружений; военное, которым руководил дом оружия, т. е. ведомство по ограблению чужих народов. Египетское войско представляло собой ополчение, состоявшее из номовых отрядов и эфиопов-наемников. Надо думать, что египетские войска не отличались дисциплинированностью; во всяком случае, один полководец с гордостью писал в своей надписи, что его воины не грабили египтян, не врывались в дома, не уносили оттуда тесто или другие продукты. Египетские воины были вооружены луками и каменными булавами; позднее появляется оружие из меди - кинжалы и боевые топоры; оборонительным оружием служили деревянные щиты, обтянутые мехом. Египетские крепости представляли собой мощные оборонительные сооружения: так, цитадель близ Абидоса была окружена двойными стенами, сложенными из кирпича; главная - внутренняя - стена достигала 12 м в высоту и около 6 м в основании.
Огромную роль играли храмы, способствовавшие укреплению царской власти. В конце Древнего царства некоторые египетские храмы стали получать льготные грамоты, в которых не только жрецы, но и все храмовые люди - свободные и рабы - освобождались от несения царских повинностей.
Вопрос о льготных грамотах породил очень серьезную дискуссию: большинство ученых считало льготные грамоты храмам иммунитетными грамотами и видели, в этом доказательство существования в древнем Египте феодальной раздробленности и феодализма вообще. Однако на самом деле льготные грамоты Древнего царства ничего общего не имели со средневековыми иммунитетными грамотами: они не давали египетским храмам никаких элементов самоуправления, никаких судебных прав по отношению к храмовым людям-их целью было изъять храмы из ведения номархов, которые на местах осуществляли привлечение к трудовым повинностям, и этой ценой превратить храмы в проводников политики фараона на местах.
Египет в период правления III-IV династий
Политическая история Древнего царства известна нам еще недостаточно: надписи в гробницах вельмож содержат лишь отрывочные сведения о тех или иных (иногда очень важных) событиях; в поздних памятниках - как в египетских папирусах, так и у Манефона - мы встречаем обычно легенды, из которых лишь с большим трудом можно выделить ядро исторической правды. К тому же хронология Древнего царства может быть определена только приблизительно.
Фараоны III и IV династий совершали завоевательные походы в соседние страны. Особенно крупных успехов добился фараон IV династии Снофру: он совершил большой поход в Эфиопию и пригнал оттуда пленников и 200 тысяч голов скота; он совершил также успешный поход в Ливию и присоединил к Египту Синай, где находились разработки медной руды. При Снофру была также совершена экспедиция к берегам Финикии, посланная за кедром. На границах Египта Снофру воздвиг укрепления, которые должны были оградить страну от соседей. Завоевательные походы продолжались и при сыне Снофру - фараоне Хуфу, более известном под греческим именем Хеопс: он также совершил поход на Синай.
Фараоны III и IV династий проводят оживленное строительство - прежде всего, строительство пирамид, которые были впоследствии причислены греками к семи чудесам мира. Пирамиды - это гигантские гробницы царей, сложенные из каменных глыб. Наибольшая пирамида (она находится около селения Гизэ близ Мемфиса) была построена для фараона Хуфу; она достигала в ширину примерно 230 м, а в вышину- 146 м и была сложена из двух миллионов глыб весом около 2 12 тонн каждая. Внутри этой каменной громады находились коридоры и камеры.
Пирамида, внутри которой сохранялась мумия фараона, была предназначена для отправления заупокойного культа, обеспечивавшего, по воззрениям египтян, воскресение царя и достижение им неба, где он должен пребывать вместе с богами. Рядом с пирамидой воздвигали храмы, в которых жрецы выполняли сложные магические обряды, связанные с заупокойным культом.
Пирамиды были окружены гробницами знати, которые мы называем арабским словом мастаба (скамья). Если во времена первых двух династий гробницы вельмож не уступали по размерам усыпальницам царей, а гробница Хемака даже превосходила царские, то мастаба эпохи Древнего царства - хотя они представляют собой солидные каменные сооружения - кажутся совершенно ничтожными в сравнении с колоссальными пирамидами; это различие как бы подчеркивает возросшую мощь египетских царей.
Для строительства пирамиды собирали рабочие отряды, которые получали из царских кладовых не только содержание, но и одежду. По пометкам на пирамидах ученые смогли определить количество таких отрядов: например, известно, что пирамиду Хуфу строило четыре отряда. Они состояли из опытных каменотесов и находились под управлением царского зодчего и начальников мастеров. В помощь строителям привлекались обширные массы чернорабочих, среди которых, несомненно, были общинники: их отрывали от работ на полях и гнали в район Гизэ, чтобы тесать камень, тащить его на себе к строительству и при помощи деревянных приспособлений и веревок поднимать на головокружительную высоту.
Строительство пирамид вызвало огромное напряжение сил страны. Поздние греческие историки слышали предание о недовольстве, которое в народе вызвало это строительство: по словам Диодора, народ восстал и выбросил мумии фараонов из их великолепных усыпальниц.
Во всяком случае, фараоны V династии отказались от строительства больших пирамид: воздвигнутые в районе Саккара их гробницы были значительно меньше гизэхских. Однако цари V династии возводили храмы в честь гелиопольского бога Ра, украшенные белоснежными обелисками высотой до 70 м.
Фараоны V династии продолжали захватнические походы: их надписи говорят о стычках с племенами Синайского полуострова, о захвате пленных и скота в Ливии. В это время укрепляются хозяйственные и дипломатические связи с Сирией: сохранилось рельефное изображение прибытия кораблей с побережья Финикии - некоторые ученые предполагают, что на этом рельефе изображено прибытие сирийской принцессы, вышедшей замуж за египетского царя Сахура. Крупные военные экспедиции были организованы при фараоне VI династии Пиопи I: египетские войска совершили поход в Северную Эфиопию, а также в Южную Палестину. Надпись вельможи Уны рассказывает о грабежах египетских войск в Палестине: они разрушили поселения, вырубили смоковницы и виноградники и вернулись, пригнав пленных - живых убитых, как выразительно называли их египтяне.
Усиление номовой знати и политический упадок Египта
Время фараонов III и IV династий было периодом усиления царской власти: она была необходима для того, чтобы сплотить Египет, обеспечив нормальное функционирование оросительной системы, чтобы подавить сопротивление рабов и общинников и осуществить захват больших масс рабов в Эфиопии, Ливии и Палестине, чтобы, наконец, сокрушить пережитки родового строя. В общем, фараонам Снофру, Хуфу и их преемникам удалось выполнить эти задачи.
С середины III тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать усиление влияния знати - особенно номархов. Уже при фараонах V и VI династий гробницы знати становятся все более роскошными. При этом знать часто ставит свои гробницы не в районе Мемфиса, как это было прежде, а у себя на родине, в собственных номах. Номархи упрочивают свое положение в номах, превращаясь в наследственных самостоятельных правителей. Номарх Элефантины Хуфхор, правивший при VI династии, отправлял на свой страх и риск военные экспедиции в Эфиопию за слоновой костью, ладаном, шкурами диких зверей. Он, правда, признавал номинальную власть фараона и поэтому послал ему в подарок карлика, но основная масса добычи оставалась в руках Хуфхора.
Чем объяснить это усиление власти номархов? При теперешнем состоянии источников мы можем только догадываться об этом. По-видимому, эксплуатация страны в интересах сравнительно узкой группы рабовладельческой знати, сосредоточенной в Мемфисе, неминуемо должна была вызвать серьезное недовольство - особенно у населения Верхнего Египта. При этом постоянные раздачи земельных владений вельможам и храмам (особенно в правление V и VI династий) привели к резкому сокращению царского и земельного фонда и, вследствие этого, к ослаблению материальной мощи фараонов. А развитие частной собственности и распад соседской общины приводили к расширению владений номовой знати; к тому же она использовала общее недовольство строительной политикой царской власти, поборами царских чиновников. В своих надписях номархи пытаются изобразить себя защитниками народа: один гордится тем, что всегда давал хлеб, пиво и одежду голодному; другой заявляет, что он был полезен своему городу, что он был Нилом для своего нома.
Параллельно с укреплением власти номархов идет ослабление царской власти. Уже последние фараоны VI династии не обладали большим влиянием, а о VII династии Манефон сообщает, что принадлежавшие к ней 70 царей правили в общей сложности 70 дней. Скорее всего, VII династия вовсе не существовала, но сохраненная Манефоном легенда хорошо передает общую атмосферу смутного времени, наступившего в конце Древнего царства. Недолгим было правление и VIII династии. В конечном итоге, Египет распался на отдельные номы.
Распад Египта на части нанес очень серьезный удар ирригационной системе: во многих местах страны она пришла в упадок, вода начала застаиваться, образуя болота. В то же время между отдельными номами стали вспыхивать вооруженные столкновения, главным образом из-за распределения воды. Нередко номархи совершали походы в соседние области, и населению приходилось искать убежища в болотах.
Распад единого Египетского государства сопровождался, по-видимому, острой классовой борьбой: надписи некоторых номархов полны рассказов о смуте, которой были охвачены города; эти номархи гордятся, что смогли подавить смуту с помощью вооруженных отрядов.
По-видимому, в это время в восточную часть дельты проникают семитические племена Сирийской степи, которые используют ослабление Египетского государства.
biofile.ru
Общественный и государственный строй Древнего Египта кратко
Для того, чтобы разобраться в истории древнеегипетского государства, следует изучить общественный и государственный строй Древнего Египта, кратко о котором будет рассказано в этой статье.Что касается государственнгого строя, то Древний Египет представляет собой типичную восточную деспотию, абсолютную монархию. Во главе государства стоял царь, так называемый фараон, имеющий никем и ничем не ограниченные властные полномочия. Его фигура обожествлялась. Также в Египте имелся большой чиновничий, бюрократический аппарат власти.
Среди функций государства можно выделить военную и экономическую функцию, исходя их которых можно выделить отдельные ведомства. Самым важным считалось военное ведомство – благодаря захватническим войнам пополнялась казна и улучшалось материальное положение. Также было финансовое ведомство, в чьи задачи входило ведение учета всех поступающих в казну средств. Ведомство, ответственное за общественные работы, занималось повседневной жизнью Египта – строительство ирригационной системы, зданий, храмов. Делопроизводственной работой в Древнем Египте занимались писцы, подготавливаемые в специальных школах. Причем работа жрецов была настолько престижна в те времена, что даже передавалась по наследству от отца к сыну.
Древнеегипетское государство состояло из нескольких областей, называемых «номами». В каждом номе был свой управляющий, номарх. Его назначал фараон, но во времена политической нестабильности в Египте номархи могли передавать свою должность по наследству. В их функции входило множество задач, среди которых сбор податей с населения, а также судебная, полицейская и другие функции.На сегодняшний момент до конца не изучен вопрос о социальной структуре древнеегипетского общества. Условно всех свободных граждан можно подразделить на правителей и остальное население.
К правителям относится, естественно, фараон и его семья, затем богатые и знатные жители государства, номархи. Остальное население включало в себя чиновников, жрецов, военных и других. Причем принадлежность к той или иной социальной группе не всегда означала один и тот же уровень жизни. Например, среди жрецов были и представители низшего жречества, уэбы, и представители высшего – хонты, рабы божьи. Также была категория несвободных граждан, которые утратили свою свободу либо полностью - рабы, либо нет. Те, кто утратил свою свободу не полностью занимались работой под руководством надсмотрщиков, к этой же категории населения относились и слуги. Рабов в Древнем Египте было немного, ими были захваченные в плен люди в результате военных походов. Примечательным фактом является то, что при строительстве пирамид практически не использовался рабский труд, там работали свободные граждане на добровольной основе.
antiquehistory.ru
Политический строй древнего Египта, как государства.
Политический строй государства фараонов.Именно в Египте степень централизации власти, вершину которой представлял фараон («большой дом»), достигла своего максимума. С древнейших времен правители номов свое могу-щество предопределяли связью с некими мистическими силами. В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которой являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания.
1. Божественность власти фараона, который считался одной из ипостасей бога Гора, сы-ном, сотворенным богами, и богом на земле. Фараон - символ страны, успех его дея-тельности знак божественного покровительства, беды и разорения в случае узурпации власти.
2. Главная функция фараона – это выражение признательности богам (участие в религиоз-ных обрядах, щедрые дары храмам, разветвленное строительство, в первую очередь хра-мовое, контроль за состоянием храмовой экономики и храмового хозяйства и др.). В этом состоит основная причина тесной связи между фараоном и жречеством (периоды в истории страны, когда фараон был номинальной фигурой, а вся полнота власти находи-лась в руках жрецов, дворцовые перевороты – свержение жрецами неугодных правите-лей).
Фараон совершал обряд освещения храма: разбрасывались крупинки смолы, затем фараон 12 раз булавой ударял в двери храма, освещал наос огнем и обегал храм, держа в каждой руке по сосуду или весло и угольник, иногда вместе с фараоном храм обегал и священный бык Апис.
Рамсес I и его сын до восшествия на престол были верховными жрецами Сета и священнослужителями с разными титулами культа барана (г. Мендес) и культа бо-гини-змеи Уаджет. Рамсес II в начале царствования принял титул великого жреца Амона, но, в связи с многочисленными обязанностями, передал его другому лицу.
3. Фараон – верховный собственник земли, которому принадлежат права на нее и даваемую ей продукцию.
4. Решение вопросов войны и мира, а также технических проблем (добыча вода в отдель-ных районах, строительство ирригационных сооружений, добыча полезных ископае-мых).
5. Фараон – высшая судебная инстанция, в условиях отсутствия правового кодекса слово фараона имело силу закона.
6. Функция распределения средств и регуляции торговли.
День фараона состоял из следующих действий-элементов: умывание, облачение, жертвоприношения, молитвы, наставления великого жреца, приемы и доклады, судебные заседания, религиозные церемонии, прогулки и развлечения.
Будучи еще наследниками престола, царевичи проходили серьезную подготовку, в первую очередь физическую (бег, гребля, стрельба из лука, верховая езда). Исследования врачами мумии Аменхотепа II подтвердили необычайную силу и мощь этого фараона, никому не под силу было натянуть его лук, будучи рулевым на галере он мог без отдыха преодолеть значительные расстояния, в то время как его гребцы были совершенно без сил. Обязанностью царских детей была забота о лошадях и участие в конных состязаниях, которые проводились недалеко от Мемфиса в долине великих пирамид.
Наиболее распространенным увлечением фараонов была охота, даже в долине Евфрата и за 4 порогом Нила на животных, которые не водились в долине и пустынных районах (слоны (Междуречье), львы, носороги, дикий буйвол, антилопы).
Администрация имела три уровня:
ЦентральныйРазветвленная и специализированная система управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при 5-6-й династиях какой-либо из высокопоставленный чиновников-вельмож из знатных фамилий. Чати исполнял не менее 30 важных государственных функций и держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы и документация), государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, организацию крупных строительных проектов, за деятельность региональной и местной администрации. Чати подчинялись главы специализированных управлений: военного (глава «дома оружия»), судебного (начальник «шести великих домов») ведомств. «Заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил» был управителем царско-храмового хозяйства, «Хранитель печати» отвечал за организацию заморских экспедиций, «начальник работ» за крупное строительство. Наследственная преемственность и практика назначения знати на высшие должности была обычной нормой.
Региональный
Храмовые жрецы, правители номов, вельможи, чиновники среднего ранга. Главная функция контроль за производительностью труда и сбор ренты-налога. Отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. Организовывали общественные работы на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. В период расцвета власти центра должностные лица на уровне подразделений, в частности номархи, перемещались с места на место сравнительно легко и часто.
Местный
Писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых и вельможно-сановничьих хозяйств, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога.
Экономика страны.
Земледелие. Экономическое развитие Египта додинастического и периода Древнего царства определяли два взаимосвязанных условия. Во-первых периодичные и регулярные разливы Нила, во-вторых, слой наносного плодородного ила. Плодородные почвы были сравнительно легки в обработке, что стимулировало огромный рост производительности земледелия. В этой связи первые орудия земледельцев были примитивны – мотыги и корзины для переноски земли. С течением времени, в особенности с освоением и началом обработки металлов происходит усложнение и совершенствование орудий. Плуги, мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и др.
Еще до объединения существовали различия в освоении Верхнего (юг) и Нижнего (север) Египта. Более раннее земледельческое хозяйство возникло на юге. Уже в период Древнего царства наметились объясняемые различием природных условий хозяйственные особенности Верхнего и Нижнего Египта (специализация сельского хозяйства). Верхний Египет преимущественно хлебный район. В районе Дельты болота, луга, пастбища, развитие скотоводства (быки, овцы, козы, ослы, гуси, утки, голуби), виноградники (многочисленные находки сосудов с вином), сады (финиковая пальма, смаковница) и огороды. Выращивали ячмень и пшеницу-эммер, много позднее появилась настоящая пшеница. Вероятно, земледелие в Египте возникло самостоятельно и развивалось по своему, поскольку в древности связи с Палестиной и Двуречьем не было. Льноводство – льняное масло, ткачество (технологически совершенный ткацкий станок, веревки и канаты). Египту принадлежит честь открытия пчеловодства.
Прогресс в экономическом развитии становится очевидным после объединения страны, что дало возможность приступить к постройке гигантских пирамид. Кроме того, развитие получили астрономия и математика. Сформировался календарь, отличающийся от современного на 14 часов. Сельскохозяйственный календарь делился на три сезона: половодье, выхождение и сухость.
В Египте сложилась бассейновая система орошения. Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле и земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада, по существу, выполняли работу бороны. За стадом бежали погонщики - от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками и толстых бичей. В период Среднего царства было создано большое водохранилище, соединенное каналом с Нилом, и разветвленная сеть оросительной системы в Фаюмском оазисе.
При наличии царского, храмовые и частного хозяйства ведущую роль в экономике, особенно при V-VI династиях, играло вельможное хозяйство. Земля находилась в государственной собственности. Большинство населения составляли земледельцы-феллахи, объединявшиеся в общины.
Вершину социальной пирамиды являл собой фараон, ниже по статусу избранный круг придворных, жрецы и писцы, нижняя ступенька – труженники-крестьяне.
Особенности структуры раннеегипетского общества.
1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.
2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей – номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во временном владении должностного лица).Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона, получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто становились наследственными владениями.В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды работни-ков, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя» получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства, казенный рабочий скот, посевное зерно.«Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных специальностей, но все подчинены начальникам.
3. Поглощенность населения государством.
4. Господство государственного хозяйства.
Ремесло
Одним из наиболее ранних видов ремесленного производства была обработка кам-ня. Совершенствуясь с течением времени, этот вид ремесла достиг значительных высот. Добыча камня осуществлялась в каменоломнях, преимущественно расположенных в пустыне. Добывали известняк, кварцит, песчаник, гранит, диорит, алебастр. На рудниках в районе Коптоса, в стране Икаита (южнее 2-го порога), в Нубии велась добыча золота. Способ добычи: для хрупкости скалу нагревали и вбивали металлические клинья в направлении рудоносной жилы, обломки размалыва-ли и промывали, пока не оставалось только золото. На Синае добывали бирюзу и малахит, «меф-кат» и «шесмет».
Наиболее распространенные ремесленные специальности: резчики по дереву и камню, то-чильщики каменных ваз, ювелиры и гранильщики, оружейники, изготовители металлических со-судов, столяры, мастера по изготовлению колесниц.
Хотя изображения показывают одновремен-ное осуществление ремесленниками нескольких операций (обтесывание, полировка, роспись ста-туи и нанесение иероглифов), вероятно, что была установлена их четкая последовательность. Это сказывалось на эффективности работы, выполняемой в рекордные сроки, особенно в мастерских скульпторов. Кожевники изготавливали сандалии, сумки, пергамент, шлемы, снаряжение, сбрую, колчаны, обтянутые кожей щиты. Была известна технология тиснения кожи (орнаменты).Исполнение преимущественно заказов фараона и храмов требовало от художников знаний в области литургии, мифологии, атрибутов царской власти и всех богов (ловкие копии египетских образцов были сделаны финикийцами с такими ошибками, что привели бы египтян в ужас).
В период Среднего царства возникло производство стекла.Самым тяжелым видом работ была формовка кирпичей (на берегу реки, постоянно в сопри-косновении с водой, илом и соломой, сушка кирпичей под палящим солнцем, переворачивались каждые 8 дней). На этих работах использовались иностранцы, как свободные, так и пленные (из-вестен пример, когда к формовке кирпичей были привлечены жившие в Египте евреи).
Одним из наиболее ранних видов ремесленного производства была обработка камня. Совершенствуясь с течением времени, этот вид ремесла достиг значительных высот. Добыча камня осуществлялась в каменоломнях, преимущественно расположенных в пустыне. Добывали известняк, кварцит, песчаник, гранит, диорит, алебастр. На рудниках в районе Коптоса, в стране Икаита (южнее 2-го порога), в Нубии велась добыча золота. Способ добычи: для хрупкости скалу нагревали и вбивали металлические клинья в направлении рудоносной жилы, обломки размалывали и промывали, пока не оставалось только золото. На Синае добывали бирюзу и малахит, «мефкат» и «шесмет».
Наиболее распространенные ремесленные специальности: резчики по дереву и камню, точильщики каменных ваз, ювелиры и гранильщики, оружейники, изготовители металлических сосудов, столяры, мастера по изготовлению колесниц. Хотя изображения показывают одновременное осуществление ремесленниками нескольких операций (обтесывание, полировка, роспись статуи и нанесение иероглифов), вероятно, что была установлена их четкая последовательность. Это сказывалось на эффективности работы, выполняемой в рекордные сроки, особенно в мастерских скульпторов. Кожевники изготавливали сандалии, сумки, пергамент, шлемы, снаряжение, сбрую, колчаны, обтянутые кожей щиты. Была известна технология тиснения кожи (орнаменты).
Исполнение преимущественно заказов фараона и храмов требовало от художников знаний в области литургии, мифологии, атрибутов царской власти и всех богов (ловкие копии египетских образцов были сделаны финикийцами с такими ошибками, что привели бы египтян в ужас).
В период Среднего царства возникло производство стекла.
Самым тяжелым видом работ была формовка кирпичей (на берегу реки, постоянно в соприкосновении с водой, илом и соломой, сушка кирпичей под палящим солнцем, переворачивались каждые 8 дней). На этих работах использовались иностранцы, как свободные, так и пленные (известен пример, когда к формовке кирпичей были привлечены жившие в Египте евреи).