Арка Константина в Риме — история и описание. Арка в древнем риме
Арка Константина в Риме — история и описание — 39Rim.ru
Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.
Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.
История древнего памятника
Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.
Это интересно!
Арка Константина – единственный подобный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.
В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.
Описание Арки Константина
Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы. В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием». Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума. В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения. На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще.Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.
Тондо Адриана на Арке Константина
Оба фасада триумфальной арки Константина украшают восемь рельефов в виде круглых мраморных медальонов. Они помещены над малыми пролетами попарно. Диаметр каждого составляет чуть более двух метров. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.
Сюжеты тондо южного фасада
Подготовка к охоте
Жертвоприношение Сильвану
Охота на медведя
Жертвоприношение Диане
Сюжеты тондо фасада с северной стороны
Охота на кабана
Жертвоприношение Геркулесу
Жертвоприношение Аполлону
Охота на льва
Барельефы Марка Аврелия на Арке Константина
В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.
Барельефы южного фасада арки
Rex datus – представление побежденного правителя Марку Аврелию;
Captivi – пленники императора;
Adlocutio – император со своим войском;
Lustratio — жертвоприношение на поле боя.
Барельефы северного фасада арки
Adventus – прибытие императора в Рим;
Profectio – отправление из Рима;
Liberalitas – дарование денег народу;
Clementia – император и побежденный правитель германских народов.
Барельефы и скульптуры периода Траяна
На триумфальной арке Константина присутствуют четыре крупных прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против даков. Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четрые мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в Галерее Боргезе. Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии. Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на колонне Траяна, становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.
Арка Константина: где находится, как добраться
Арка Константина в Риме — история и описание
Средняя оценка 5 Проголосовало 4
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
39rim.ru
Назначение триумфальных арок
Триумфальная арка представляет собой определенный вид памятников архитектуры, выполненных в виде монументальных, красиво оформленных арок. Как правило, триумфальные арки устанавливают на месте проведения торжественных церемоний, на въезде в город, на мостах, а также на больших дорогах.
Арки поэтому и называются триумфальными, что их устанавливают в честь важных памятных событий или посвящают победителям. Ворота в виде арки из живых цветов, которые сооружают на пути следования высокого гостя в знак уважения к нему — это тоже триумфальная арка, только временная и более скромная. А вот арка, воздвигнутая из камня и украшенная рельефными изображениями и статуями- это уже памятник, которые увековечивает славу героя или посвящен какому — то конкретному историческому событию.
Виды арок.
За всю историю человечества было возведено огромное количество триумфальных арок, которые различаются по своей форме и размерам, а также по видам материалов, из которых их построили. Таким образом, все триумфальные арки делятся на два основных вида:
временные — построенные из древесины или даже живых цветов;
постоянные — возведенные из природного камня, кирпича или бетона.
По особенностям своей архитектуры триумфальные арки обязательно должны иметь нечетное число пролетов ( один, три или пять), которые перекрыты арочными сводами полуцилиндрической формы.
Триумфальные арки зачастую представляют собой настоящие жемчужины архитектурного искусства. Они украшены статуями, рельефными изображениями и барельефами, а также памятными надписями и мемориальными табличками.
История возникновения триумфальных арок.
Изначально триумфальные арки появились еще в Древнем Риме, где они носили важное ритуальное и церемониальное назначение. Зачастую они строились для торжественного въезда победителей. До наших дней сохранились некоторые образцы древнеримской архитектуры триумфальных арок, среди которых можно назвать следующие:
Арка Тита в Риме, построенная в 81 году нашей эры, представляет собой арку с одним пролетом. Она располагается на древнейшей Священной дороге в юго — восточной части от Форума в Риме. Арка была построена во времена правления императора Домициана в честь памятного события — взятия Иерусалима в 70 году нашей эры.
Арка Септимия Севера, построенная в 205 году в Риме, представляет собой арку с тремя пролетами. Она находится к северу от Римского Форума на древней Священной дороге. В свое время арка Септимия Севера имела важное культовое значение.
Арка Траяна. в Беневенто — это триумфальная арка, построенная в честь императора Траяна в начале дороги из итальянского города Беневента в Брудзий. Эта арка была воздвигнута на протяжении трех лет в 114 — 117 годах нашей эры.
Арка Константина в Риме, возведенная в 315 году, представляет собой арку с тремя пролетами. Она находится в Риме между Палатином и Колизеем. Сооружение арки было посвящено победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста.
В то же время на протяжении веков возводились и новые арки. Так, знаменитые триумфальные ворота в Париже были построены по приказу Наполеона I, который таким образом хотел увековечить славу своей армии.
На этой арке были выгравированы имена 386 генералов, которые сражались вместе с императором. Сверху расположена смотровая площадка, откуда посетители имеют возможность полюбоваться прекрасной панорамой города.
design-fly.ru
Рончевский К. И. Римские триумфальные арки и родственные членения в древнем зодчестве. — Москва, 1916
Римские триумфальные арки и родственные членения в древнем зодчестве : Из лекций, читанных в Рижском политехническом институте / К. И. Рончевский. — Москва : Склад издания у автора, Рижский политехнический институт, 1916. — 88 с., ил.
Римскія триумфальныя арки и родственные члененія въ древнемъ зодчествѣ : Изъ лекцій, читанныхъ въ Рижскомъ политехническомъ институтѣ / К. И. Рончевскій. — Москва : Складъ изданія у автора, Рижскій политехническій институтъ, 1916. — 88 с., ил.
[Из 1-й главы книги]
Первыми мастерами римского строительства были, как известно, этруски, и с понятием об их технике и вкусе связано наше представление о стиле ранних римских храмов; мы восстановляем мысленно систему портиков с широкими междустолпиями и деревянными антаблементами, облицованными своеобразной терракотой.
В таких формах было много типичного, и среди них обращает на себя внимание интересный мотив переработки основных частей дорической колонны, именно „тусская капитель с шейкою“. Но ведь этим стилем не исчерпывался запас архитектурных деталей этрусков: они рано усвоили себе также мотивы ионического и даже коринфского ордера, изменяя, разумеется, греческие образцы соответственно своему умению и вкусу.
Нельзя утверждать, чтобы наше представление о характере этрусской монументальной архитектуры было вполне полное: по малочисленности фрагментов приходится анализировать ее путем сравнения более декоративных деталей урн, саркофагов и гробниц. В таких древнейших примерах заметно влияние Финикии и, особенно сильно, древнеионийского искусства.
Приблизительно с 400 года до Р. Хр. в стиле этрусских памятников намечается изменение, соответственно эволюции греческих форм, и младшие этрусские детали приближаются уже к эллинистическому характеру. Таким образом этруски издревле подготовляли римское зодчество к восприятию известных греческих приемов, а что этрусские мастера не были единственными наставниками Рима в области искусства, доказывает, хотя бы, капитолийская волчица, отмеченная особенностями старо-ионической школы.
Ловкие ремесленники, не лишенные индивидуальности в понимании форм природы, этрусские художники VI до IV веков до Р. Хр. создали немало интересного, особенно в живописи и скульптуре, внесли также известные своеобразности в разработку планов; и все же этот деловитый, но в то же время пристрастный к роскоши народ издревле больше заимствовал, нежели изобретал в области художественных форм и членений.
То же самое можно предположить и относительно применения сводов и арки; конечно, старательные техники-каменотесы этруски могли бы сами додуматься до рациональной конструкции перекрытия из клиновидных камней, но ведь древний Восток уже раньше использовал арку и разной формы своды.
В самой Греции применение арки установлено уже для ворот Акарнании, относящихся к V веку до Р. Хр.; принципы этой техники должны были уже рано проникнуть и в Этрурию (как вообще в Италию), благодаря ее широким сношениям с Грецией и с Востоком.
Руина греческих ворот в Палеоманине (фиг. 1) интересна именно потому, что форма полуциркульной дуги здесь применена исключительно из художественных побуждений, ради „круглого“ перекрытия, хотя в действительности здесь проведен более старинный прием горизонтальной кладки. Греческие ворота покрывались также настоящей конструктивной аркой, например, в Палэросе (фиг. 2), но и в подобных старинных примерах арка отмечала именно только вход, а дальше, во всю глубину ворот, выведено перекрытие из горизонтальных поперечных плит.
Влияние Востока, в смысле распространения клиновидной кладки и форм сводчатых покрытий, со временем усиливается, а с конца четвертого века до Р. Хр. случаи применения цилиндрических сводов в архитектуре греческих оседлостей очевидно уже нередки.
До нас дошли даже примеры с украшениями на поверхности, именно в гробницах близ Александрии¹) и на юге России. С южнорусскими памятниками нас подробно знакомит капитальный труд профессора Ростовцева: „Античная декоративная живопись на юге России“, Петроград 1913—1914 г.г. В этом же издании помещен разбор интересного свода гробницы в Анфуши (Александрия)²).
____________
¹) Thiersch, 2 antike Grabanlagen bei Alexandria, Berlin, 1904. Один свод расписан на подобие паруса, другой разделен как бы на кессоны.
²) Табл. XXV и текст стр. 63.
Распространение сводчатых покрытий в архитектуре эллинистического периода засвидетельствовано и литературой, так что трудно представить себе богатое позднегреческое зодчество на Востоке, особенно в Александрии и в Антиохии, без применения арки и свода, притом не только в утилитарных конструкциях, но и в художественных членениях. Остатки таких приемов найдены в Пергаме, в Приенах и др. м., а в Эфесе даже обнаружен род пропилей с тремя проходами, из которых два было арочных. Отметим, наконец, что восточные окраины некогда великой греческой монархии, даже в римскую и древнехристианскую эпоху, представляются очагами своеобразного продолжения месопотамских заветов: отсюда распространялись на Запад усовершенствования, например, купольных сводов, еще не игравших видной роли в Риме эпохи Августа.
Что касается этрусков, то в древнейших сооружениях они применяли, как и ранние строители греческих областей, сводоподобные покрытия из горизонтальных, постепенно выдвигающихся слоев каменной кладки; таковы примеры под Карцером Римского Форума (Tullianum) и в источнике в Тускулуме. Настоящие же своды и арки во многих случаях могут быть отнесены к эпохе преобладания в этрусской архитектуре сравнительно поздних греческих мотивов. Понятно, что этруски, как трезво-практичный народ, охотно подхватили идею свода, вводя ее и в римское утилитарное зодчество; но так как около 200 г. в Риме уже определенно водворяются восточно-греческие формы, то распространение в римской архитектуре арочных мотивов членения, а позже более сложных форм сводов, возможно отнести также на счет прямого влияния эллинистического Востока.
Оттуда же позаимствован, вероятно, и знаменательный для римских приемов мотив сочетания арки с системой колоннады.
Мы не знаем подобных законченных образцов в греческой архитектуре, но фрагменты памятников сепулькрального круга допускают предположение, что мотив этот уже был знаком позднегреческим зодчим.
В керченских гробницах найдены саркофаги и сохранились их части в виде арочек, обрамленных полуколоннами или пилястрами; по находкам в этих саркофагах есть основание отнести применение подобного типа к первому веку до Р. Хр.¹).
____________
¹) Ср. о памятниках южной России, кроме указанного труда Ростовцева еще предшествовавшие ему исследования: C. Watzinger, Griechische Holzsarcofage и G. v. Kieseritzky & Watzinger, Griechische Grabreliefs aus Südrussland, 1909.
Изображение ниш с арочным мотивом встречается в аттических стелях второго века до Р. Хр., а в надгробных камнях с островов Делос и Спрос (фиг. 3) интересующее нас членение уже обозначено вполне ясно: портик перед аркой; эти камни датируются приблизительно 100 г. до Р. Хр.
На фиг. 3 мы видим изображение плоской арочки, что напоминает некоторые решения центральных мотивов т. н. II. стиля стенных фресок.
В них обрамление картины имеет вид двухколонного портика перед аркою; это решение перешло, вероятно, в италийское искусство, как и большинство мотивов фресок, из декоративной эллинистической живописи. Заметим, что II. стиль италийских стенных украшений по времени соответствует эпохе древнейших известных нам комбинаций арки и ордера в римской архитектуре, но сами мотивы II стиля могли быть древнее.
Мотив обрамления арки ордером возник, вероятно, из побуждения малыми средствами вызвать впечатление богатого сооружения — впечатление портика перед стеной с арочным отверстием или нишей. Это иллюзия, достигаемая путем рельефа, т. е. скульптурного изображения в сжатых планах. Подобно тому, как барельефы греков и римлян передают в сравнительно невысокой лепке группы фигур и даже пейзажный фон, так псевдопортики дают представление о стене, лежащей за колоннами. Ведь греческие надгробные камни V и IV вв. до Р. Хр. отчетливо имитируют, путем рельефа, фигуры сидящие и стоящие под навесом.
Архитектурный фон в большинстве надгробных рельефов отсутствует, но он мог дополняться живописью. Есть однако среди восточно-греческих надгробных камней и композиции, на которых намечены архитектурные части¹), между прочим арочки.
____________
¹) Cp. Pfuhl. Das Beiwerk auf ostgriechischen Grabreliefs. Jahrb. d. D. Archäol. Inst. XX, 1905.
Возможно, что эти арки — намек на свод гробницы, но, может быть, это изображение прохода или ниши. В более поздних стелах арочка часто лежит непосредственно на пилястрах обрамления и образует опять как бы навес над фигурой покойника.
Для нас интересно выяснить, вошло ли типичное для римской архитектуры сочетание арки и ордера в систему этрусского зодчества. Особое внимание заслуживают в этом отношении фасады ворот в этрусских стенах; скромный опыт украшения арки наблюдается уже в древних воротах города Вольтерры, где в пятах и в замке арки помещены изваяния человеческих голов, ныне уже неузнаваемых. Это решение повторено и на урне для пепла в музее г. Вольтерры.
<...>
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. Общий взгляд на обработку этрусских ворот. Членение римских арок мотивами ордеров. Тип ранних триумфальных арок... 5
II. Примеры однопролетных арок. О триумфальных рельефах.. 20.
III. Трехпролетные триумфальные арки. Рельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. 53.
IV. Четырехпилонные арки и фасады городских ворот.. 77.
Таблица І. Планы триумфальных арок.
Таблица II. Кессоны на сводах триумфальных арок.
Примеры страниц
tehne.com
Триумфальная арка Тита - Древняя архитектура
Триумфальные арки типичны для Рима, их начали возводить еще в республиканское время. Обычные ворота, разграничивающие пространство и ассоциативно являющиеся переходом из «чужого» в «свое», послужили прообразом арки. У римлян арка была символом неба, а изображение на ней полководца воспринималось как победа жизни над смертью. Чаще всего возведение арок было связано с военными победами. К четвертому веку н.э. в Римской империи насчитывалось около трехсот пятидесяти арок, а в Риме − пятьдесят пять.
Арка Тита установлена на месте главного входа в Золотой дом Нерона, разрушенного Флавиями. Она находится на Священной дороге на юго-востоке от Римского форума. Арка была построена Домицианом в 81 году нашей эры через год после кончины Тита, его старшего брата. Она была возведена в честь победы Тита над Иерусалимом в 70-м году.
Данная однопролетная арка выполнена из пентельского мрамора. Ее высота составляет 15, 4 метра, ширина − 13,5 метра, глубина − 4, 75 метра. Эта триумфальная арка, одна из лучших в Риме, служила постаментом для бронзовой статуи императора, которую венчала богиня победы Виктория. На фасаде арки скульптур почти нет, за исключением двух симметричных Викторий над ее архивольтом и фигуры богини удачи Фортуны на замковом камне. Рельефы находятся внутри: по одному с каждой стороны прохода. На одном рельефе изображен триумфальный въезд Тита в Рим. Он возвышается, стоя в квадриге, над толпой легионеров. Его ведет богиня Виктория. На другом − люди несут трофеи: шесты с табличками, на которых написаны названия покоренных городов, а также золотой стол серебряными трубами и золотой семисвечник из храма Соломона.
На середине потолка арки находится рельеф, который изображает канонизацию императора − обретения им божественной сущности.
Над карнизом, на части арки высотой 4,4 метра, помещена табличка с надписью, сообщающей, что арка возведена сенатом и народом римским Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана. Буквы на табличке были изготовлены из серебра, золота и других металлов.
На углах арки на высоком каменном основании стояли колонны с лиственным орнаментом.
С наружной стороны арки тоже были скульптуры, но Средние века, когда арка выполняла роль оборонительной башни, они были утеряны.
В 1821 году на арке Тита появилась новая надпись, увековечивавшая имя папы Пия VII, организатора реставрации арки. В ходе реставрации не все элементы арки были восстановлены в оригинальном виде, некоторые из них были намерено изменены: так например для реставрации наружной стороны арки вместо мрамора использовался травертин.
Триумфальная арка Тита использовалась как образец для строительства других арок, таких как парижская Триумфальная арка и Арка национальной памяти в Америке.