История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Формы государств Древнего Востока. Древний восток форма правления


3. Государственное устройство в странах Древнего Востока

«Отец истории» Геродот (V в. до н.э.) писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них. С этого берет свое начало концепция «восточной деспотии». Она существовала на протяжении 18-20 вв., вплоть до последнего времени. Однако, при этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур дальневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Признаки восточной деспотии:

1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон, раджи).

2. Централизованное государство с жестким тоталитарным режимом и широко разветвлённым, структурированным государственным аппаратом, состоящим из писцов, царских людей, ранжированного чиновничества.

3. Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя.

Форма правления в странах восточной деспотии является древневосточная теократическая монархия.

Но во многих государствах власть верховного правителя ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.

Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. В государстве Маурьев (4-2 вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе – раджасабха и совет сановников – мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей этой империи было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований – ган и сангх.

Также если правитель нарушал религиозные догмы, то ему тут же объявляли импичмент. Если правитель следовал человеческим порокам, то он считался недостойным власти. Восточная деспотия уделяет внимание средствам осуществления власти, жизни, ищет сама себя.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии (республики в городах-государствах – Финикии, Месопотамии).

Важное значение имела деятельность властей по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Религиозная идеология строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но она неизменно отводила особое место «связующему единству» - правителю.

По способу образования высшего органа были религиозные догматы и ритуалы, отличающиеся степенью обожествления личности правителя. Фараон – сын бога Ра, в Древнем Вавилоне – наместники бога Шараки и Мурдукай. Древний Египет – династический принцип наследования престола. Древний Вавилон – большую роль играли жрецы, которые определяли правителей.

Признание высшего божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, были основополагающими элементами восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.

В массовом сознании правители наделялись всесильными деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти – царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. На базе патриархально-общинных отношений в общественном сознании формировался –образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных.

Конфуцианство, например, прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей. Одна из главных обязанностей – охрана подданных. «Все, что не делает царь, - правильно. Таков признанный закон», - написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. Царя вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он опекал малолетних и вдов, возглавля борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией древнеиндийских царей по Артхашастре была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений.

В Древнем Вавилоне существовала практика царских приказов «мишарум», освобождающих бедняков от долгов, и норм права, ограничивающих долговое рабство 3-х годичным сроком, установления процента ростовщического займа и др.

Для стран Древнего Востока характерно то, что усиление деспотической власти происходило через процесс борьбы не столько с народом, сколько со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Это нередко сопровождалось активным правотворчеством, созданием писанных правовых актов: Судебник Хаммурапи в 18 в. до н.э. в Вавилоне и т.п.

Исходя из этого следует различать понятие «восточная деспотия» в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии товарно-денежных отношений государство с его административным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

studfiles.net

Формы правления древневосточных государств

Количество просмотров публикации Формы правления древневосточных государств - 583

Оглавление

Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Судебная реформа.В начале 1990-х г ᴦ. судопроизводство отказывается от исключительно коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел. Были определœены категории дел, которые рассматривались судьей единолично. Был введен суд присяжных, закрепленный позже в Конституции РФ. Первоначально суды присяжных вводились в качестве эксперимента в 10 субъектах РФ, в 2002 ᴦ. с принятием УПК РФ действие судов присяжных было распространено на всю территорию страны.

Конституция РФ изменила принцип назначения судей. Судьи федеральных судов стали назначаться Президентом России, а Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов – Советом Федерации по представлению Президента. Изменился и срок их полномочий, судьи стали назначаться как на определœенный, так и на неограниченный срок.

В 1996 ᴦ. был принят Федеральный конституционный закон ʼʼО судебной системе Российской Федерацииʼʼ, который установил две системы судов – федеральные и субъектов Федерации. К федеральным отнесены Конституционный суд России, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К судам субъектов Федерации отнесены конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Мировые судьи должны в пределах своей компетенции рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Гражданский процесс.В 1992 ᴦ. судьям была предоставлена возможность единолично рассматриватьряд категорий дел, что ускорило процесс их рассмотрения. Расширяется принцип состязательности: каждая сторона должна сама доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. В 1996 ᴦ. суд освобождается от сбора доказательств. В 2002 ᴦ. принимается ГПК РФ, который закрепил всœе произошедшие изменения, а также ограничил права прокуратуры в гражданском процессе: прокуроры лишились права опротестовывать решения судов в порядке надзора, в случае если прокурор не участвовал в делœе.

Уголовный процесс.В 1990-е г ᴦ. в уголовном процессе расширяется круг органов и лиц, имеющих право проводить предварительное следствие. Устанавливается право обвиняемого на судебное обжалование законности и обоснованности содержания его под стражей; с момента объявления постановления об аресте к участию в делœе допускается защитник. В 2001 ᴦ. принимается УПК РФ, который ввел судебный порядок ареста и получения разрешения на обыск или выемку в жилище; возбуждение уголовных дел стало возможным только с согласия прокурора; срок задержания сокращен с 72 до 48 ч; установлен предельный срок содержания под стражей. Суд лишился права возвращать дела для дополнительного расследования, а рассматривает дела только в рамках предъявленного обвинœения.

.

 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

 2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

 3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды

 4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населœения Киевской Руси

 5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода

 7. Государственный строй и правовое положение населœения в период образования централизованного Русского государства

 8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

 9. Общая характеристика Псковской судной грамоты

 10. Судебник 1497 ᴦ.

 11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение базовых категорий населœения

 12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления

 13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.

 14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 ᴦ. Стоглав 1551 ᴦ.

 15. Общая характеристика

 16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого

 17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I

 18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 ᴦ.

 19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

 20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.

 21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства

 22. Гражданское право по Своду законов 1833 ᴦ.

 23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 ᴦ.

 24. Крестьянская реформа 1861 ᴦ. Отмена крепостного права

 25. Реформы 1860 – 1870-х гᴦ., изменение в государственной системе Российской империи

 26. Изменения в судебной системе. ʼʼУстав уголовного судопроизводстваʼʼ 1864 ᴦ.

 27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гᴦ.

 28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа

 29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны

 30. Февральская революция 1917 ᴦ. Создание буржуазного государства

 31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гᴦ.

 32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права

 33. Советские правоохранительные органы

 34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

 35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 ᴦ.

 36. Советская судебная система 1917—1918 гᴦ. Уголовное право 1919 ᴦ.

 37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны

 38. Кодекс законов о труде 1918 ᴦ. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гᴦ.

 39. Судебная реформа 1922 ᴦ. Гражданский кодекс РСФСР 1922 ᴦ. Уголовный кодекс РСФСР 1922 ᴦ.

 40. ʼʼОсновные начала уголовного законодательства СССР и союзных республикʼʼ 1924 ᴦ. Уголовный кодекс РСФСР 1926 ᴦ.

 41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах

 42. Правоохранительные органы в период НЭПа

 43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 ᴦ.

 44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гᴦ.

 45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя

 46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е ᴦ.

 47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 ᴦ.

 48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны

 49. Судебная система и система правоохранительных органов по ʼʼОсновам законодательства СССР и союзных республикʼʼ 1958 ᴦ.

 50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 ᴦ.

 51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 ᴦ.

 52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации

 54. Гражданское законодательство России на современном этапе

 55. Уголовное законодательство России на современном этапе

 56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Своеобразие социально-экономической и классовой структуры изучаемых государств Древнего Востока определило утверждение в них специфической государственной формы – древневосточной деспотии, характерными чертами которой являлись:

1. Наследственный верховный правитель (деспот) государства с юридической точки зрения обладал неограниченной властью. Ему всœецело принадлежали законодательные, военные, административные и судебные полномочия. Власть отождествлялась с личностью одного человека. Важным правомочием деспота являлось право верховной собственности на всю землю в государстве, а следовательно, и существование большого царского (государственного) земельно-водного хозяйства.

2. Деспотия – теократическая монархия. Деспотическая власть выступала здесь как божественная, а царь рассматривался как бог или как представитель бога на земле.

3. Строгая централизация и бюрократизация многочисленного и разветвленного государственного аппарата͵ полностью подчинœенного верховной власти деспота. Государственный аппарат довольно примитивен с точки зрения разграничения сфер управления, находящихся в компетенции отдельных государственных органов и чиновников.

4. Жесткий тоталитарный режим, воплощающийся во всœемерном подавлении личности, отсутствии гражданских и политических прав и свобод подданных, всœеобщем надзоре и контроле.

Древневосточной деспотии были присущи три главные отрасли управления: финансовая, военная и общественных работ. Последняя особенно примечательна. Как известно, основой земледелия в странах Древнего Востока являлось искусственное орошение. По этой причине организация в государственном масштабе массовых общественных работ по строительству, обслуживанию и охране ирригационных сооружений объективно выдвигалась на передний план. От нее зависела жизнь всœех социальных групп общества, как эксплуатируемых, так и правящих. В связи с этим финансовое и военное ведомства объективно низводились до уровня обслуживающих отраслей управления: они поставляли людские, продовольственные и финансовые ресурсы на службу интересам ведомства общественных работ. Вместе с тем, финансовая и военная отрасли управления имели важное значение в плане организации обороны страны и осуществления военных экспедиций по порабощению других племен и народов.

Существование деспотии в странах Востока определялось потребностями экономического развития общества и его социальной базой –сельской общиной. При этом изолированность общин, их натурально-замкнутый способ существования, отсутствие между ними всякой связи неизбежно приводили к тому, что центральная власть приобретала именно деспотический характер, поскольку только централизованный деспотизм, обладающий высшей непререкаемой властью, мог обеспечить жизнедеятельность столь специфического социального организма. Следовательно, деспотическая монархия и общинная организация оказывались соединœенными неразрывной связью и друг без друга не могли существовать. Общины на протяжении веков обеспечивали незыблемость восточного деспотизма, были его прочной опорой, а государство в форме деспотии было кровно заинтересовано в сохранении общины, поскольку эксплуатация общинников путем извлечения ренты – налога составляла главный источник пополнения казны.

Своеобразие восточной деспотии находит четкое проявление в организации государственной власти, функционировании центральной и местной бюрократии, системе карательных органов в странах Древнего Востока.

referatwork.ru

Лекция - Формы государств Древнего Востока.

Во все периоды истории Древнего Египта его главой был царь, которого мы вслед за древними греками называем фараоном.

Египтяне предпочитали не называть ни имени фаранона, ни даже его титула. Они говорили: «во дворце решили», «во дворце сказали» и т. д.

Религия, которая была в Древнем Египте государственной, то есть общеобязательной, причисляла его к богам. Как глава культа, как «сын бога» фараон считался посредником между землей и небесами: жрецы отправляли свои обязанности по его поручению.

«Божественное происхождение» давало фараону право на особый ритуал — и здесь, вероятно, начало всех прочих исторических церемоний.

Наследование престола осуществлялось в пределах одной и той же царствовавшей фамилии (от отца к старшему сыну). Вполне законным (легитимным) считался только тот фараон, который родился от брака между принцем и принцессой царствующего дома.

Брак с единоутробной сестрой был в Древнем Египте обыкновенным делом. Царицы были почти всегда родными сестрами своих мужей.

Власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась она через

чиновников.

Центральное управление возглавлялось сановником, которого принято называть (по-арабски) «визирем» (древнеегипетское наименование — «джати»). Один из визирей Древнего царства так перечисляет свои обязанности: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. Особо упоминается о том, что визирь являлся также председателем шести судебных палат.

Степень централизации власти огромна. Визирю докладывают все начальники, он должен знать обо всем, что «имеет доступ во дворец», об открытии и закрытии в урочное время запоров, о состоянии крепостей; он отводит земельные участки; он посылает окружных чиновников «проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране»; у него хранятся завещания, он рассматривает жалобы на беззакония; он должен знать о каждом аресте; он ведает внесением быков в податные списки и т. д.

Помимо визиря источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства главного казначея («заведующего всем, что дает небо, земля и воздух»). Затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с ними стоит сановник, управляющий «домом оружия» (комплектование и снабжение армии).

Египетская история знакомит нас с целым рядом исконных форм всякой бюрократии: иерархия чиновников и порядок прохождения службы, внеочередныепрохождения ступеней, присвоение званий и титулов, связанное с

награждениями землей и крестьянами, приемы и доклады, специальные одеяния

(форма), цепи на шее (знак отличия) и т. д. — с трудом верится, что все это имело место много тысяч лет тому назад.

В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания (вроде военного совета), объезды областей (в том числе царские объезды), переписи населения, податные списки. Особые инструкции предписывали правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей, устанавливали ответственность за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб.

Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основное ядро армии составляли со времени Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны продолжают набирать ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные войска комплектуются из иностранцев.

Древний Египет был страной весьма развитого полицейского аппарата. Египетские правители заметили всю недостаточность одной полиции. Были созданы полиции явная и тайная, пограничная стража, специальные охранные отряды, поставленные наблюдать за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители).

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения — шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.

Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. Положение номов было в разное время различным. В иные периоды, например в период Среднего царства, каждый из них был государством в миниатюре во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и судебную власти, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый ном имел своего особого бога-покровителя, свое провинциальное чиновничество, свои публичные работы, подати, войско.

Установление монархического строя в Древнем Шумере произошло не ранее середины III тысячелетия до н. э. До этого времени шумерийские города представляли собой, по-видимому, своеобразные республики с выборным и подотчетным собранию граждан вождем.

Когда семиты начали свое проникновение на юг Двуречья и знаменитый царь Саргон (3000 г. до н. э.) — основатель аккадской династии — во главе отборной дружины (5400 воинов) отправился на завоевание богатого Шумера, наступил новый период в многовековой истории этого района — период гегемонии семитов. Шумерийские города, ослабленные распрями аристократических клик и междоусобными войнами, сделались легкой добычей завоевателя, впервые в истории человечества провозгласившего идею всемирной монархии и сумевшего осуществить ее на огромном пространстве земель — от Средиземного моря до Персидского залива.

Семитические цари Аккада (Шумера и Аккада, как они себя называли) считались богами и избранниками богов.

Особенного расцвета государство семитов (амореев) достигает при знаменитом Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Из своей великой столицы — Вавилона он управлял колоссальной по тем временам империей — от Персидского залива на юге до далекой Ниневии на севере.

Царствование Хаммурапи было ознаменовано успешными войнами, великолепными сооружениями, кодексом законов. Власть Хаммурапи в принципе

была неограниченной. Он называет себя, по обычаю, «царем четырех стран света». Чиновники и судьи действуют по его поручению и от его имени. Старший из них носит шумерийское название «нубанды», что значит «меньший человек».

Управителями городов и районов страны царь Вавилона назначает своих сановников, наделяя их административными и судебными функциями.

По крайней мере, три города — Вавилон, Ниппур и Сиппар имели во времена Хаммурапи автономию и привилегии. Царь и его чиновники не имели права ареста, постоя и принудительных работ в этих городах. Одна из жалоб, написанных жителями Вавилона, настаивает на праве «двадцаток», каких-то обществ, свободно собираться и передвигаться; в ней говорится о неприкосновенности собственности граждан и о том, что никакая женщина не может быть здесь обращена в рабство.

Собрания именитых людей в городах во главе с избранным ими градоначальником рассматривали дела по управлению и судебные споры.

Особой заботой правительства окружена армия. Старой дружины уже давно нет. Профессиональные воины наделяются землей, которая является для них платой за службу

Управляемый царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии. Со времени известного императора Циньской династии Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника — гражданский и военный губернаторы. Вмешательство центрального правительства в дела управления стало повсеместным; его инспекторы, наезжая из центра, контролировали деятельность властей. Казначейство выпускало единую монету (впервые металлическую). Налоговое обложение и налоговая политика отличаются необыкновенной разработанностью.

В следующий период, при правителях Ханьской династии (II в. до н. э. -II в. н. э.) в государственную практику вводится продажа должностей (задолго до того, как до этого додумались европейские феодальные монархи) и продержавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Обе эти меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати (в которой сильная центральная власть видела в некотором роде оппозицию) и навсегда закрывали доступ к управлению людям из народа. Войдя в пределы северо-западной Индии, воины Александра Македонского

(IV в. до н. э.) были немало удивлены, увидев здесь ожившие предания своей родины: общинную собственность за землю и равенство в пользовании ею, обособленность городов-полисов, свойственный им дух независимости. Северо- запад Индии предстал перед завоевателями страной племен, управлявшихся вождями-раджами. Племена эти объединялись в союзы, которые греки называли царствами.

Завоевания Александра Македонского ускорили объединение индийских княжеств. В конце IV века до н. э. из них создается государство Маурья, глава которого, известный Чадрагупта, стал основателем династии.

Империю Маурьев рассматривают обычно как государство, обладающее типичными чертами восточной деспотии. В последнее время эта точка зрения встречает возражения. Некоторые исследователи склонны считать государство Маурьев ранней рабовладельческой монархией с еще значительными элементами первобытнообщинной демократии.

Артхашастра указывает не столько на права, сколько на обязанности царя: следить за отчетами о доходах и расходах, наблюдать за делами населения, давать письменные указания собранию своих советников, устраивать смотры армии, получать секретную информацию от шпионов и т. д.

В законодательстве и суде помимо светских чиновников большую рольиграли брахманы. Получившие широкую известность древнеиндийские Законы Ману(принадлежащие уже другой эпохе) были составлены одной из брахманских школ.

Замещение всех высших должностей было привилегией небольшой группы аристократических семей, что, конечно, немало ограничивало царскую власть. Многочисленные чиновники страны были разбиты на две главные категории -столичных и провинциальных чиновников, все они строго специализированы (одни надзирают за промышленностью, другие — за иностранцами и т. д.).

Местное управление строится на основе десятичной системы, в основе которой лежит объединение семей (селений) в десятки, двадцатки, сотни, тысячи.

Армия была профессиональной и в мирное время распределялась по гарнизонам.

 

 

www.ronl.ru