История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние астрологические карты на скалах Армении. Армения на древних картах


Древние астрологические карты на скалах Армении

Древние астрологические карты на скалах АрменииВ вулканических Гегамских в Варденисе — Армения, архитектор Сурен Петросян обнаружил уникальные и таинственные астрологические картины наскальных рисунков.

Эксперты имеют разные мнения о создании хронологии картин наскальных рисунков, найденных в бассейне озера Севан и вдоль склонов горы Арагац. Некоторые считают, что эти картины наскальных рисунков были созданы в третьем-втором тысячелетии до н. э.

Другие утверждают, что это пятое-четвертое тысячелетие до нашей эры, а есть исследователи, которые определяют возраст рисунков 10-ым тысячелетием до нашей эры. Это неудивительно, так как изучение и хронология картин наскальных рисунков очень сложны.

Вулканический ландшафт Гегамских гор, Армения (MEDIACRAT, CC BY-SA 3.0)

Однако нет никаких сомнений в том, что эти наскальные рисунки, иллюстрирующие звездные карты, имеют историю в несколько тысяч лет.

Когда вы посещаете горы, где созданы эти астрологические картины — некоторые из которых сделаны из натуральной краски из красного вулканического минерала, другие, вырезанные в скале, сразу же замечаете широкое небо, которое кажется почти слишком близким к Земле. Звездное небо настолько ясное и яркое, что вдохновляет человека вернуться к прошлому и на мгновение появиться рядом с нашими предками и посмотреть, как они это увидели.

В то время, когда не было никаких увеличительных устройств, тот факт, что Армянское нагорье достаточно высоко над уровнем моря (от 1700 до 1800 метров, или от 5577 до 5905 футов) и от 500 до 600 метров (от 1600 до 2000 футов), способствовали свидетельству захватывающей ясности звездного неба.

В связи с этим большое значение было уделено картинам наскальных рисунков на холме под названием в горах Гегама, а также на вершине Севсара в горах Варденис — на высоте 3500 метров над уровнем моря (11 482 фута).

Астрологические наскальные рисунки

Эти наскальные рисунки отличаются от остальных армянских петроглифов, потому что они предназначены исключительно для поклонения небесным телам, включая солнце, луну, планеты, звезды и необычные композиции цифр. В этих местах даже так называемые «обычные» картины наскальных рисунков неразрывно связаны со звездным небом.

Многие армянские ученые изучили эти уникальные древние астрономические центры и их звездные карты, но историк и археолог Арутюн Мартиросян пришел к выводу, что предки армян, поклоняясь небесным телам, признали несколько важных количественных и качественных образцов небесного мира.

Соответственно, ясно, что небесные тела, высеченные в скале, были основаны на точных наблюдениях, что тысячи лет назад наши предки отличались не только знаниями о солнце и луне, но также планетами, звездами и созвездиями, которые были разделены на соответствующие изображения и символы уже в третьем тысячелетии до нашей эры.

Очевидно, что древний человек не только заметил, но и изобразил движение звезд, которые помогли им четко понять и отметить день и ночь, а также временные сезоны, дни, даже часы. Наши предки дифференцировали длинные, средние и короткие дни, основываясь на движениях ближних и дальних звезд и планет.

Солнце и Луна: брат и сестра в небе

Если мы посмотрим на диски солнца в наскальных рисунках, то увидим, что их изображают по-другому: в разных положениях диски солнца изображают утро, полдень и вечер. Солнце изображается через четыре концентрических круга в соответствии с его вращением.

Искусство в астрологической обсерватории Севсар — Армения. (Фото любезно предоставлено автором.)

Древние армяне считали, что солнце и луна являются братом и сестрой. Вот почему они часто изображали луну, как солнце, в кругу. Однако, в отличие от солнца, луна изображалась с двумя концентрическими кругами, которая отражает две основные стадии Луны.

Чертежи, в которых изображены символы наскального рисунка (автор изображения)

После движений солнца, луны и звезд, закономерностей и их количественных выражений древние армяне обобщили все эти цифры, изучая граф и арифметику от природы.

Таким образом, они дали Солнцу одну точку, солнце и луна — две точки, луна и звезды — три точки, пять точек они дали планетам и добавили к солнцу и луне, и это стало в семь точек. И число 7 занимает основное место во всех первоначальных расчетах человека, тем более, что оно точно соответствует изменениям фаз Луны. Автор: Лилит Мкртчян

Астрологические карты Гегамских гор

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

vstrokax.net

Армения на древних картах мира |

«Кремлевский список» США и его возможные последствия для российско-армянского сотрудничества
Шаварш Карапетян: Моя задача – привлечь избирателей к участию в выборах. Альтернативы Владимиру Путину нет
В Папуа-Новой Гвинее местные жители говорят по-армянски
Чем объясняется «политическое безумие» президента Азербайджана?
Алина Загитова и Евгения Медведева разделили золото и серебро Олимпиады
Роланд Меграбян: Эндоскопия сегодня – самый информативный метод исследования
Марк Мильграм: Вопрос сохранения и использования воды должен стать в Армении приоритетным

Начало в № 8–12, г. – № 1,2018

«Ноев Ковчег» продолжает публикацию глав из книги «Армения в мировой картографии» – уникального издания, в котором собраны географические карты и их описания с древнейших времен до наших дней, отражены географические особенности Армении, политические события и региональные взаимоотношения.

Карты, как и прилагаемые к ним исследования и описания, – важные исторические свидетельства. Они способствуют пониманию политического развития древнего и современного мира, отражают международные отношения на определенных этапах развития государств.

Книга «Армения в мировой картографии» была переиздана по инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Святой Церкви его высокопреосвященства архиепископа Езраса Нерсисяна.

Месия де Виладестес – один из каталонских картоведов XV века. Его известный портолан «Виладестес» составлен в 1413 году. Карта начертана на пергаменте, на ней нарисованы миниатюры, выполненные яркими красками.

Эта сравнительно большая карта имеет характерную для каталонских карт особенность – наряду с городами и различными деталями побережья она дает сведения и о городах внутренней части суши, об оазисах и горах, содержит целый ряд других сведений. На Африканском материке изображены короли, а также арабские вожди, сидящие на верблюдах. Карта имеет много сходств с «Каталонским атласом» картографа Креска, составленным в 1375 году и подаренным королю Франции Карлу V.

На этой карте Армянское нагорье отображено на юго-востоке Черного моря как источник двух библейских рек. Арарат изображен сбоку. На его двух вершинах «лежит» Ноев ковчег, напоминающий шатер. Это принятый в каталонских картах способ изображения Армении.

Размеры карты 115х85 см.

Французская Национальная библиотека, Париж.

Данная карта называется «Генуэзский овальный портолан» и занимает особое место среди портоланов. Она составлена на основе принципов составления птолемеевских карт, портоланов и религиозных карт. Начертана на цельном пергаменте, но имеет интересную форму, напоминающую чечевицу. Место, где была сделана карта, неизвестно, но так как на ней есть крест Генуи, она названа «Генуэзский овальный портолан мира». Карта датирована 1457 годом.

Общее расположение карты основано на птолемеевских картах, а детали, такие как относительно точно обозначенные берега Средиземного и Черного морей, взяты из портоланов. Рисунки, города и другие детали похожи на разные религиозные карты мира, содержание которых было выведено из религиозных рамок. По изображенным в Каспийском море островам, а также другим сведениям, можно сделать вывод о том, что автор пользовался при составлении карты путевыми заметками Марко Поло и де Конти. На карте имеется сетка из перекрещивающихся линий. В действительности этот портолан больше похож на энциклопедическую карту, чем на другие портоланы.

Самое интересное на карте то, что Африку окружает море, то есть подтверждается, что, плывя из Европы на юг, можно обогнуть Африку и, вернувшись на восток, достичь Индийского океана. На карте в Индийском океане даже изображен европейский корабль. На ней имеется множество поясняющих надписей, большинство из которых разобрать невозможно. Одна из них говорит о том, что вода, окружающая материки, – единый океан, который распространяется во всех направлениях и не имеет границ, окружая ту четвертую часть земного шара, которая представлена на карте. Таким образом, составитель карты дает понять, что, плывя из Европы на восток, можно достичь Индии.

Армения на карте расположена между Черным и Каспийским морями. Она находится на юге Кавказских гор ниже изображенной в перевернутом виде крепости. На юго-востоке Армении, на окрашенном в зеленый цвет Арарате «лежит» Ноев ковчег, изображенный в виде дома. Расположение на этой карте Армении схоже с ее изображением на других портоланах – оно выполнено в характерном для них стиле.

Ширина карты 1 м.

Национальная центральная библиотека, Флоренция.

Автор этого портолана круглой формы каталонского типа неизвестен. Карта относится к 1450-м годам и известна под названием «Эстензе». На ней изображены князья, города-крепости, парусники, русалки и животные. Рисунки красочные, выполненные в стиле миниатюры. Надписи сделаны на языке, представляющем смесь каталонского и искаженного латинского.

На карте Средиземное море изображено очень точно, но Африка представлена довольно вольно, особенно Западная Африка – область Гвинейского залива, которая соединена с Индийским океаном некой рекой. Большую необитаемую часть суши на юге Африки надо считать Антарктидой, которая находится на юге мыса Доброй Надежды. Карта содержит замечания Марко Поло и Диаза. По неизвестным причинным Земной рай перемещен из Армении и Междуречья в Восточную Африку. В морях юго-восточной Азии изображены в большом количестве острова, раскрашенные разными цветами, что свидетельствует о том, что картоведы уже тогда знали о существовании тысячи островов в этой части света.

Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» – Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало реки Тигр и Евфрат. Справа от них Арарат, окрашенный в зеленый цвет и изображенный сбоку, на котором «лежит» Ноев ковчег. На реке Евфрат отмечены города Арзенга (Ерзнка) и Малатия. Это общий для всех портоланов способ изображения Армении.

Находящиеся на северо-востоке Средиземноморья порты Киликии окружены темно-зеленым сводом. Этим армянские христианские порты отделялись от окружающих исламских. Следует отметить, что, когда составлялась эта карта, Киликийского армянского государства уже не существовало.

e-da.su

Армения на древних картах мира |

«Кремлевский список» США и его возможные последствия для российско-армянского сотрудничества
Шаварш Карапетян: Моя задача – привлечь избирателей к участию в выборах. Альтернативы Владимиру Путину нет
В Папуа-Новой Гвинее местные жители говорят по-армянски
Чем объясняется «политическое безумие» президента Азербайджана?
Алина Загитова и Евгения Медведева разделили золото и серебро Олимпиады
Роланд Меграбян: Эндоскопия сегодня – самый информативный метод исследования
Марк Мильграм: Вопрос сохранения и использования воды должен стать в Армении приоритетным

Начало в № 8–12, г. – № 1,2018

«Ноев Ковчег» продолжает публикацию глав из книги «Армения в мировой картографии» – уникального издания, в котором собраны географические карты и их описания с древнейших времен до наших дней, отражены географические особенности Армении, политические события и региональные взаимоотношения.

Карты, как и прилагаемые к ним исследования и описания, – важные исторические свидетельства. Они способствуют пониманию политического развития древнего и современного мира, отражают международные отношения на определенных этапах развития государств.

Книга «Армения в мировой картографии» была переиздана по инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Святой Церкви его высокопреосвященства архиепископа Езраса Нерсисяна.

Месия де Виладестес – один из каталонских картоведов XV века. Его известный портолан «Виладестес» составлен в 1413 году. Карта начертана на пергаменте, на ней нарисованы миниатюры, выполненные яркими красками.

Эта сравнительно большая карта имеет характерную для каталонских карт особенность – наряду с городами и различными деталями побережья она дает сведения и о городах внутренней части суши, об оазисах и горах, содержит целый ряд других сведений. На Африканском материке изображены короли, а также арабские вожди, сидящие на верблюдах. Карта имеет много сходств с «Каталонским атласом» картографа Креска, составленным в 1375 году и подаренным королю Франции Карлу V.

На этой карте Армянское нагорье отображено на юго-востоке Черного моря как источник двух библейских рек. Арарат изображен сбоку. На его двух вершинах «лежит» Ноев ковчег, напоминающий шатер. Это принятый в каталонских картах способ изображения Армении.

Размеры карты 115х85 см.

Французская Национальная библиотека, Париж.

Данная карта называется «Генуэзский овальный портолан» и занимает особое место среди портоланов. Она составлена на основе принципов составления птолемеевских карт, портоланов и религиозных карт. Начертана на цельном пергаменте, но имеет интересную форму, напоминающую чечевицу. Место, где была сделана карта, неизвестно, но так как на ней есть крест Генуи, она названа «Генуэзский овальный портолан мира». Карта датирована 1457 годом.

Общее расположение карты основано на птолемеевских картах, а детали, такие как относительно точно обозначенные берега Средиземного и Черного морей, взяты из портоланов. Рисунки, города и другие детали похожи на разные религиозные карты мира, содержание которых было выведено из религиозных рамок. По изображенным в Каспийском море островам, а также другим сведениям, можно сделать вывод о том, что автор пользовался при составлении карты путевыми заметками Марко Поло и де Конти. На карте имеется сетка из перекрещивающихся линий. В действительности этот портолан больше похож на энциклопедическую карту, чем на другие портоланы.

Самое интересное на карте то, что Африку окружает море, то есть подтверждается, что, плывя из Европы на юг, можно обогнуть Африку и, вернувшись на восток, достичь Индийского океана. На карте в Индийском океане даже изображен европейский корабль. На ней имеется множество поясняющих надписей, большинство из которых разобрать невозможно. Одна из них говорит о том, что вода, окружающая материки, – единый океан, который распространяется во всех направлениях и не имеет границ, окружая ту четвертую часть земного шара, которая представлена на карте. Таким образом, составитель карты дает понять, что, плывя из Европы на восток, можно достичь Индии.

Армения на карте расположена между Черным и Каспийским морями. Она находится на юге Кавказских гор ниже изображенной в перевернутом виде крепости. На юго-востоке Армении, на окрашенном в зеленый цвет Арарате «лежит» Ноев ковчег, изображенный в виде дома. Расположение на этой карте Армении схоже с ее изображением на других портоланах – оно выполнено в характерном для них стиле.

Ширина карты 1 м.

Национальная центральная библиотека, Флоренция.

Автор этого портолана круглой формы каталонского типа неизвестен. Карта относится к 1450-м годам и известна под названием «Эстензе». На ней изображены князья, города-крепости, парусники, русалки и животные. Рисунки красочные, выполненные в стиле миниатюры. Надписи сделаны на языке, представляющем смесь каталонского и искаженного латинского.

На карте Средиземное море изображено очень точно, но Африка представлена довольно вольно, особенно Западная Африка – область Гвинейского залива, которая соединена с Индийским океаном некой рекой. Большую необитаемую часть суши на юге Африки надо считать Антарктидой, которая находится на юге мыса Доброй Надежды. Карта содержит замечания Марко Поло и Диаза. По неизвестным причинным Земной рай перемещен из Армении и Междуречья в Восточную Африку. В морях юго-восточной Азии изображены в большом количестве острова, раскрашенные разными цветами, что свидетельствует о том, что картоведы уже тогда знали о существовании тысячи островов в этой части света.

Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» – Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало реки Тигр и Евфрат. Справа от них Арарат, окрашенный в зеленый цвет и изображенный сбоку, на котором «лежит» Ноев ковчег. На реке Евфрат отмечены города Арзенга (Ерзнка) и Малатия. Это общий для всех портоланов способ изображения Армении.

Находящиеся на северо-востоке Средиземноморья порты Киликии окружены темно-зеленым сводом. Этим армянские христианские порты отделялись от окружающих исламских. Следует отметить, что, когда составлялась эта карта, Киликийского армянского государства уже не существовало.

1sap.ru

АРМЕНИЯ НА ДРЕВНИХ КАРТАХ МИРА

«Ноев Ковчег» продолжает публикацию глав из книги «Армения в мировой картографии», уникального издания, в котором собраны географические карты и их описания с древнейших времен до наших дней, отражены географические особенности Армении, политические события и региональные взаимоотношения.

Карты, как и прилагаемые к ним исследования и описания, – важные исторические свидетельства. Они способствуют пониманию политического развития древнего и современного мира, отражают международные отношения на определенных этапах развития государств.

Книга «Армения в мировой картографии» была переиздана по инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Святой Церкви его высокопреосвященства архиепископа Езраса Нерсисяна.

Карта 1

Эта средневековая карта называется «Коттонская». Она была составлена в Англии в Х-ХI веках. Названа в честь дарителя – сэра Роберта Коттона, чья коллекция стала одной из трех, составивших в 1753 году основу экспозиции Британского музея.

Несмотря на то, что карта составлялась в период господства христианской топографии и отдаленно напоминает Т-О карту, очертания Европы на ней отмечены на удивление точно для своего времени. Картографические сведения для карты брались, вероятно, из древнеримских или древнегреческих источников. Восток находится наверху. Горы отмечены зеленым цветом. Красное море, Персидский залив, Нил и несколько других рек – красным. Обе вершины Арарата изображены сбоку, с Ноевым ковчегом. Рядом надпись – «Армянские горы». Под Ноевым ковчегом можно прочесть название «Армения», которое частично скрыто чернилами. Британские острова обозначены с удивительной для своего времени точностью.

В отличие от других карт этого времени, данная не имеет религиозной направленности и ее можно считать настоящей географической картой, которая дает сведения о странах, городах, реках и горах.

Размеры 17х21 см. Британская библиотека, Лондон

Карта 2

Карта мира епископа Исидора Севильского (570-636) принадлежит к типу географических карт Т-О. В его трудах много подобных карт, которые относятся к простому типу, но данная карта – копия XI века, более красочная и более подробная.

Восток расположен наверху, а разделяющая вертикаль, то есть Средиземноморье, «расширено», занимает большую часть карты и представлено множеством отдельных островов. Красное море изображено в форме клина и окрашено в красный цвет. В верхней левой стороне Средиземноморья можно увидеть Арарат с Ноевым ковчегом, рядом с которым надпись «Армения». Карта посвящена преимущественно Европе, на ней отмечено множество городов и стран.

Диаметр карты составляет 26 см. Государственная библиотека Баварии, Мюнхен

Карта 3

Так называемая карта мира Беата относится к типу карт Т-О. Она взята из копии рукописи VIII века Беата Либенского «Апокалипсис», сделанной в XII веке.

Карта овальная, красиво нарисована и художественно раскрашена. Вертикальная синяя линия на карте – Средиземное море, разветвление слева наверху – река Дон, справа – Нил. Восток на карте расположен наверху, где также отображен Рай, в котором Адам, Ева и змей. Слева от Евы между зеленым лесом и оранжевой горой – надпись «Кавказские горы», с правой стороны написано «Армения», под ней – «Каппадокия». В море, окружающем мир, изображены рыбы и чудовища, на море – кораблики. Внизу, в море, находятся острова – Шотландия, Британия, Исландия (Тивле). Интересно также то, что на юге на карте (справа) отведено место огромному обитаемому острову, которым могла быть Антарктида.

Размеры карты 454х326 см. Библиотека Джон Райланд, Манчестерский университет

Карта 4

Абу Абдулла Мухаммед ибн аль-Идриси (1099-1166) – один из величайших арабских географов. Он родился в Марокко, путешествовал по Европе и Центральной Азии. Король Сицилии Роджер II, который покровительствовал наукам, пригласил ученого на службу. При дворе Роджера II Идриси написал серьезный географический труд «Книга Роджера», к которому прилагалась карта мира. Эта карта, называемая сегодня «Большая карта Идриси», составлена по рассказам греческих моряков и путешественников. В книгу включены также 70 маленьких карт на арабском языке, представляющих все регионы мира, известные автору.

В рукописи имелась также небольшая географическая карта мира, которая была начерчена на основе данных карты Птолемея. Эта карта, которая сегодня хранится в Бодлеанской библиотеке Оксфорда, известна как «Малая карта Идриси».

В 1927 году Конрад Миллер, соединив все малые карты Идриси из «Книги Роджера», воссоздал его «Большую карту». На ней север расположен внизу, а юг – наверху.

Представленный на рисунке фрагмент – лишь одна шестая часть «Большой карты», где Черное море находится с правой стороны, а Каспийское-Хазар, слева. В целом карта включает страны, расположенные на территории от Китая до Испании. Надписи на воссозданной Миллером карте на арабском языке написаны латинскими буквами.

Армения на карте разделена на три части. Рядом с озером Ван находится Великая Армения – aali arminia. Малая Армения, аsafel arminia, расположена к западу от озера. Между двумя озерами отмечена третья Армения – «оставшаяся часть Армении» – bakiet arminia. На карте можно увидеть названия городов: – bidlis – Битлис, kalikala – Карин или Эрзерум, halat – Хлат, hui – Хой, salmas – Салмаст, nasua – Нахичевань и др.

На карте 1154 года территория на севере Аракса названа bilad alran – Арран, или страна Агванк (Албания), а Азербайджан (bilad aderbaigaa) находится на южной стороне Аракса.

Размеры карты 195х92 см. Британская библиотека, Лондон

russia-armenia.info

Армения на древних картах мира

«Кремлевский список» США и его возможные последствия для российско-армянского сотрудничества
Шаварш Карапетян: Моя задача – привлечь избирателей к участию в выборах. Альтернативы Владимиру Путину нет
В Папуа-Новой Гвинее местные жители говорят по-армянски
Чем объясняется «политическое безумие» президента Азербайджана?
Алина Загитова и Евгения Медведева разделили золото и серебро Олимпиады
Роланд Меграбян: Эндоскопия сегодня – самый информативный метод исследования
Марк Мильграм: Вопрос сохранения и использования воды должен стать в Армении приоритетным

Начало в № 8–12, г. – № 1,2018

«Ноев Ковчег» продолжает публикацию глав из книги «Армения в мировой картографии» – уникального издания, в котором собраны географические карты и их описания с древнейших времен до наших дней, отражены географические особенности Армении, политические события и региональные взаимоотношения.

Карты, как и прилагаемые к ним исследования и описания, – важные исторические свидетельства. Они способствуют пониманию политического развития древнего и современного мира, отражают международные отношения на определенных этапах развития государств.

Книга «Армения в мировой картографии» была переиздана по инициативе главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Святой Церкви его высокопреосвященства архиепископа Езраса Нерсисяна.

Месия де Виладестес – один из каталонских картоведов XV века. Его известный портолан «Виладестес» составлен в 1413 году. Карта начертана на пергаменте, на ней нарисованы миниатюры, выполненные яркими красками.

Эта сравнительно большая карта имеет характерную для каталонских карт особенность – наряду с городами и различными деталями побережья она дает сведения и о городах внутренней части суши, об оазисах и горах, содержит целый ряд других сведений. На Африканском материке изображены короли, а также арабские вожди, сидящие на верблюдах. Карта имеет много сходств с «Каталонским атласом» картографа Креска, составленным в 1375 году и подаренным королю Франции Карлу V.

На этой карте Армянское нагорье отображено на юго-востоке Черного моря как источник двух библейских рек. Арарат изображен сбоку. На его двух вершинах «лежит» Ноев ковчег, напоминающий шатер. Это принятый в каталонских картах способ изображения Армении.

Размеры карты 115х85 см.

Французская Национальная библиотека, Париж.

Данная карта называется «Генуэзский овальный портолан» и занимает особое место среди портоланов. Она составлена на основе принципов составления птолемеевских карт, портоланов и религиозных карт. Начертана на цельном пергаменте, но имеет интересную форму, напоминающую чечевицу. Место, где была сделана карта, неизвестно, но так как на ней есть крест Генуи, она названа «Генуэзский овальный портолан мира». Карта датирована 1457 годом.

Общее расположение карты основано на птолемеевских картах, а детали, такие как относительно точно обозначенные берега Средиземного и Черного морей, взяты из портоланов. Рисунки, города и другие детали похожи на разные религиозные карты мира, содержание которых было выведено из религиозных рамок. По изображенным в Каспийском море островам, а также другим сведениям, можно сделать вывод о том, что автор пользовался при составлении карты путевыми заметками Марко Поло и де Конти. На карте имеется сетка из перекрещивающихся линий. В действительности этот портолан больше похож на энциклопедическую карту, чем на другие портоланы.

Самое интересное на карте то, что Африку окружает море, то есть подтверждается, что, плывя из Европы на юг, можно обогнуть Африку и, вернувшись на восток, достичь Индийского океана. На карте в Индийском океане даже изображен европейский корабль. На ней имеется множество поясняющих надписей, большинство из которых разобрать невозможно. Одна из них говорит о том, что вода, окружающая материки, – единый океан, который распространяется во всех направлениях и не имеет границ, окружая ту четвертую часть земного шара, которая представлена на карте. Таким образом, составитель карты дает понять, что, плывя из Европы на восток, можно достичь Индии.

Армения на карте расположена между Черным и Каспийским морями. Она находится на юге Кавказских гор ниже изображенной в перевернутом виде крепости. На юго-востоке Армении, на окрашенном в зеленый цвет Арарате «лежит» Ноев ковчег, изображенный в виде дома. Расположение на этой карте Армении схоже с ее изображением на других портоланах – оно выполнено в характерном для них стиле.

Ширина карты 1 м.

Национальная центральная библиотека, Флоренция.

Автор этого портолана круглой формы каталонского типа неизвестен. Карта относится к 1450-м годам и известна под названием «Эстензе». На ней изображены князья, города-крепости, парусники, русалки и животные. Рисунки красочные, выполненные в стиле миниатюры. Надписи сделаны на языке, представляющем смесь каталонского и искаженного латинского.

На карте Средиземное море изображено очень точно, но Африка представлена довольно вольно, особенно Западная Африка – область Гвинейского залива, которая соединена с Индийским океаном некой рекой. Большую необитаемую часть суши на юге Африки надо считать Антарктидой, которая находится на юге мыса Доброй Надежды. Карта содержит замечания Марко Поло и Диаза. По неизвестным причинным Земной рай перемещен из Армении и Междуречья в Восточную Африку. В морях юго-восточной Азии изображены в большом количестве острова, раскрашенные разными цветами, что свидетельствует о том, что картоведы уже тогда знали о существовании тысячи островов в этой части света.

Между Черным и Каспийским морями под двумя красными горами находится «Эрминиа Майор» – Великая Армения. Горы изображают Армянское нагорье, откуда берут начало реки Тигр и Евфрат. Справа от них Арарат, окрашенный в зеленый цвет и изображенный сбоку, на котором «лежит» Ноев ковчег. На реке Евфрат отмечены города Арзенга (Ерзнка) и Малатия. Это общий для всех портоланов способ изображения Армении.

Находящиеся на северо-востоке Средиземноморья порты Киликии окружены темно-зеленым сводом. Этим армянские христианские порты отделялись от окружающих исламских. Следует отметить, что, когда составлялась эта карта, Киликийского армянского государства уже не существовало.

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ:

geenna.ru

Армения на древних картах: в Латвии популярна армянская тематика

"Армения на старинных картах". Так называлась выставка, которая на днях открылась в просторном и модерновом здании Латвийской национальной библиотеки. Посетители целый месяц смогут лицезреть развернутую экспозицию, на которой представлены экспонаты начиная с VI века до н.э. и до наших дней.

На церемонии открытия гости услышали компактное и содержательное выступление истинного специалиста по данной тематике Рубена Галичяна из Еревана. На радость дипломатическому корпусу, лекция г-на Галичяна прозвучала на безупречном английском. Важно, что посетителям на память раздали альбомы Historic maps of Armenia – the cartographic heritage, изданные в этом году в Америке в издательстве Bennett&Bloom. Это уже повторное издание книги!ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ УКРАСИЛО выступление этнотрио из Дрездена "Агуас". Возглавляет ансамбль и задает тон музицированию наш соотечественник Григор Шагоян, который поет, аккомпанирует себе на уде, интерпретирует песни Саят-Новы. Коллеги Григора - украинец и молдаванин охотно и умело подхватывают музыкальные идеи армянского музыканта.

А организовало все это Посольство Армении в странах Балтии. Посол Тигран Мкртчян помимо высокого профессионализма не раз уже радовал почитателей армянской культуры Вильнюса, Таллина, Риги достойными внимания мероприятиями. На открытии выставки он, как и директор ЛНБ Андрис Вилкс (кстати, недавно побывавший с визитом в Матенадаране и восторженно отзывающийся об этом уникальном собрании рукописей), произнес речь перед аудиторией, в которой нельзя было не заметить людей, пользующихся в Латвии заслуженным авторитетом: депутатов сейма, профессоров, видных представителей интеллигенции страны. Разумеется, не оставили выставку без внимания и активисты армянской диаспоры Латвии.

Днем позже, 26 октября, и тоже в Латвийской национальной библиотеке состоялась другая лекция на армянскую тематику. Она называлась "Армянский дом (очаг) и его значение в создании армянской идентичности". Говорила на эту тему Сюзанна Фелинг, исследователь Университета Гете во Франкфурте. Мероприятие было организовано Латвийской ассоциацией антропологов и литературным центром Латвийской госбиблиотеки и тоже в сотрудничестве с Посольством Армении.

ХОЧЕТСЯ РАССКАЗАТЬ ЕЩЕ ОБ ОДНОЙ АРМЯНСКОЙ НОТКЕ в художественной жизни столицы Латвии. Ею стал полнометражный фильм, режиссера Андрея Загданского, ныне живущего в США. Это совместный фильм Украины и США об уроженце Харькова, где, как известно, издавна имеется крупная армянская диаспора, художнике Вагриче Бахчаняне. Фильм оставляет сильное и яркое впечатление. Снимали ленту, размышляли над ней не один год, привлекли к съемкам знающих, думающих, известных людей, в частности, из русскоязычной эмиграции США. Жаль только, что за рамками картины остался прекрасный художник Рубик Кочарян, ныне проживающий в Калифорнии, который дружил с Бахчаняном и даже написал его выразительнейший портрет!

Авторы картины начали фиксировать материал (героя) еще при жизни художника, добровольно покинувшего сей мир в 2009 г. В США, куда он, иронизировавший над властью и образом жизни Страны Советов и, соответственно, не особо рекламируемый, в чем-то существенном ограничиваемый, эмигрировал (сумел!) еще в 1974 г. Воспользовался преимуществами для еврейского населения СССР, хотя в его жилах не было ни капли еврейской крови.Жена Вагрича Ирина – супруги были бездетными – прах мастера частично (две трети в иных местах) развеяла в Гегамских горах Армении, недалеко от озера Севан. Развеяла по его собственному завещанию, предала воле ветра в стране, которую, как ни парадоксально, художник и литератор знал лишь как землю предков - по легендам и рассказам. Не бывал в Армении ни разу! Хотя его бесконечно искристый юмор, смеющиеся черные глаза - абсолютно армянские - никаких сомнений в этническом происхождении не оставляют. Фильм датирован 2014 годом и отмечен своеобразием. Например, музыка за почти полтора часа возникает лишь пару раз (!) - скупо звучит И.С.Бах в записи знаменитой петербургской пианистки Полины Осетинской.

В Риге фильм про Бахчаняна показали в программе Дней украинского кино. А вот в Ереван на международный фестиваль "Золотой абрикос", имеющий вполне солидную репутацию, он каким-то образом (!), как поведал продюсер Г.Кофман, не был допущен (!). Что, понятное дело, попросту оскорбительно! И между прочим, не особенно умно - при всем уважении к фестивалю! Продюсер отметил, что и сегодня они фильм про человека, говорившего: "Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью", - готовы без особых финансовых претензий продемонстрировать в достойных залах Еревана и других городов Армении.

Работ Вагрича-художника, как ни печально, в Армении тоже нет вовсе. Между тем они чем-то - хотя бы методом создания - коллажные, или, например, неожиданностью, парадоксальностью художественного взгляда - перекликаются с параджановскими. И, конечно, если супруга мастера поделится (на тех или иных основах), они могли бы найти уголочек в этом замечательном художественном собрании Еревана, в Музее Параджанова. Хотя бы на временном вернисаже.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО "АРМЯНСКИЙ ОТСВЕТ" КОСНУЛСЯ ЕЩЕ ОДНОЙ ЛЕНТЫ, вошедшей в программу Дней украинского кино в Латвии. Речь идет о фильме режиссера Юрия Ильенко (1936-2010) "Белая птица с черной отметиной" (1971). Ильенко работал оператором у Сергея Параджанова на съемках всемирно признанной ленты "Тени забытых предков" (1964), что самым натуральным и позитивным образом отразилось на стилистике его картины, также ставшей явлением в кинематографе.

До конца года рижан ожидают еще два интересных явления армянской тематики. В красивейшем старинном особняке Ассоциации национальных культурных обществ Латвии в середине ноября пройдет показ программы "Уроки Армении", подготовленной латвийским Армянским культурным центром. Она посвящена знаменитой книге петербургского прозаика, почетного гражданина Армении Андрея Битова, который в нынешнем году отметил 80-летие.А в декабре в Риге в галерее Art Figaro впервые в Балтии покажут экспозицию полотен Мгера Чатиняна. Профессор Раффи Хараджанян высмотрел талант молодого парня в социальной сети facebook и посоветовал Ирине Буряченко - хозяйке галереи Art Figaro - пригласить его в Ригу. Теперь вот в латвийской столице на Рождество ждем яркого художника из Ванадзора.

Асмик ХАРАДЖАНЯН, собкор "ГА" в странах Балтии

armenia.im