История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Тест: Культура Древнего Египта 2. Тест культура древнего египта


Тест - Культура Древнего Египта 2

--PAGE_BREAK--        По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).         Во времена нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержаться наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Ели умерший вел не праведную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.           Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития.           Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян. 2. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия.             Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.            Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне — 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей «звезды Нила», то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть «Лучезарная» или «Блистательная») и Анибус (то есть «Звезда Пса»).  Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.              Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры — это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих». На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.                  Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, — которые тоже почитались за богов.              Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.             Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.               Практические задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.  Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т.д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой. Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной. Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида.           По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла.             Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и, что особенно важно, систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.                        Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина, и в  ходу были телесные наказания.             Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.             Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезания и кастрации. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.            В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.            Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.             Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей.             Древние египтяне стали создателями первой в истории так называемой мировой державы, т.е. огромного разноплеменного государства, образованного в результате завоеваний соседних народов (Египетская империя в конце XVI-XV вв.до н.э.).            3.    Основные памятники культуры Древнего Египта.          Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту.          Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв.м. Сюда входит три Большие Пирамиды: Хеопса (146 м высотой), Хефрена и Микерина, последняя, имеет еще три малых пирамиды-спутницы.Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находиться большой  Сфинкс, по-арабски Абу-эль-Хол, что означает «отец ужаса». Это колоссальная, 73 метра в длину, статую льва с человеческой головой.           Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, — самый большой в Египте.Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой — до эпохи Птолемея и правления персов.         Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа  эта местность.         В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера – основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида, которая доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы – свидетели разных эпох. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Пирамида Зосера (62,5 м высотой). Пирамида Унаса – последнего фараона V династии.       Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (V династия). Мастаб визиря унеферта (VI династия).  Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Тест - Архитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастабы — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части мастабы не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

www.ronl.ru

Образцы тестовых заданий «Культура Древнего Египта»

Образцы тестовых заданий «Культура Древнего Египта» - страница №1/1

  1. Образцы тестовых заданий

«Культура Древнего Египта», «Культура античности» 1. К древнеегипетским божествам принадлежали:

А) Исида

Б) Перун

В) Нут

Г) Осирис

Д) Велес 2. Героями древнегреческих мифов были:

А) Геракл

Б) Ромул

В) Ясон

Г) Лаверна

Д) Ахилл 3. Героями древнеримских мифов были:

А) Афродита

Б) Вакх

В) Аврора

Г) Гера

Д) Гефест

4. Бог войны в римской мифологии:

А) Юпитер

Б) Сатурн

В) Зевс

Г) Марс

Д) Арес 5. Волюта –

А) круглое в плане здание, перекрытое куполом

Б) верхняя, более широкая часть, венчающая колонну, часть архитектурного ордера

В) архитектурная деталь в виде завитка, спирали

6. Капитель –

А) верхняя, более широкая часть, венчающая колонну, часть архитектурного ордера

Б) горизонтальная венчающая часть антаблемента

В) верхняя часть фасада здания, ограниченная скатами крыши и отделенная от стены карнизом 7. К семи чудесам света не относится

А) Форосский маяк

Б) висячие сады Семирамиды

В) египетские пирамиды

Г) Афинский акрополь

Д) храм Артемиды

8. Приведите в соответствие таблицу:
А. Периптер 1. Декор ствола колонны, образованный вертикальными, близко расположенными желобками
Б. Антаблемент 2. Вертикальная опора в виде женской фигуры, заменяющая колонну
В. Каннелюры 3. Система верхних, горизонтально расположенных частей здания, поддерживаемых колоннами
Г.Кариатида 4. Основной тип древнегреческого храма
Д.Фреска 5. Живопись водяными красками по сырой штукатурке

9. Приведите в соответствие произведения и авторов:

А. Мирон 1. Дорифор
Б. Фидий 2. Дискобол
В. Поликлет 3. Афродита Книтская
Г. Леохар 4. Статуя Зевса
Д. Пракситель 5. Аполлон Бельведерский

10. Определите тип архитектурного ордера _______________________

11. Назовите основные черты древнеегипетского стиля ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Культура Европы в период раннего и классического средневековья», «Культура эпохи Возрождения»,

«Западноевропейская культура XVIII – XIX вв.» 1. Приведите в соответствие таблицу:

Название стиля Характеристика
1) Готика А) изысканность и причудливость форм; асимметрия, утонченность
2) Рококо Б) парадность, грандиозность, пышность, динамика
3) Барокко В) вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка

2. Определите авторов и названия художественных произведений:

1) Рафаэль А) Страшный суд
2) Леонардо да Винчи Б) Весна
3) Микеланджело В) Сикстинская мадонна
4) Сандро Боттичелли Г) Мадонна Бенуа

3. Определите к какой эпохе относится творчество каждого из мастеров?

1) Рафаэль А) Предвозрождение
2) Джотто Б) Раннее возрождение
3) Брунеллески В) Высокое возрождение
4) Веронезе Г) Позднее возрождение
5) Боттичелли
6) Тициан
7) Леонардо да Винчи
8) Тинторетто

4. К какому стилю относятся памятники?

1) Собор Парижской богоматери А) Романский стиль
2) Кельнский собор Б) Готический стиль
3) Пизанский собор В) Классицизм
4) Базилика Сен-Сернен в Тулузе
5) Дом инвалидов в Париже

5. Назовите хронологические рамки и основные черты стиля классицизм________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вопросы к экзамену
  1. Сущность понятия культура. Функции культуры.
  2. Художественная культура. Понятие и структура.
  3. Искусство. Понятие и структура. Виды и жанры искусства.
  4. Культурологические теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).
  5. Символические теории культуры и структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко).
  6. Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк).
  7. Культурологические концепции Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
  8. Культура Древнего Египта.
  9. Культура и искусство Древней Греции.
  10. Культура и искусство Древнего Рима.
  11. Культура и искусство Византии.
  12. Романский стиль в западноевропейской культуре средневекового периода.
  13. Готический стиль в западноевропейской культуре средневекового периода.
  14. Итальянское Возрождение.
  15. Творчество Леонардо да Винчи.
  16. Творчество Микеланджело.
  17. Творчество Рафаэля.
  18. Северное Возрождение.
  19. Барокко в западноевропейской культуре.
  20. Творчество Питера Пауэла Рубенса.
  21. Творчество Рембрандта Ван Рейна.
  22. Стиль рококо в западноевропейской культуре.
  23. Классицизм в западноевропейской культуре.
  24. Романтизм в западноевропейской культуре.
  25. Реализм в западноевропейской культуре.
  26. Характерные черты российского культурного развития.
  27. Основные этапы в развитии русской культуры и их характеристика.
  28. Языческие корни древнерусской культуры.
  29. Древнерусская живопись. Специфика древнерусской иконописи.
  30. Древнерусское зодчество (Киев, Новгород, Владимиро-Суздальская земля).
  31. Творчество Андрея Рублева.
  32. Общая характеристика русской культуры и искусства XVII в.
  33. Русская архитектура XVII в. Нарышкинское барокко.
  34. Русская живопись XVII в. Симон Ушаков.
  35. Общая характеристика историко-культурного процесса России XVIII в.
  36. Русская архитектура 1 пол. XVIII в. Строительство Петербурга. Русское барокко.
  37. Русская архитектура 2 пол. XVIII в. Классицизм.
  38. Русская скульптура XVIII в.
  39. Русская живопись XVIII в.
  40. Общая характеристика историко-культурного процесса России 1 пол. XIX в.
  41. Русская архитектура 1 пол. XIX в.
  42. Русская скульптура 1 пол. XIX в.
  43. Русская живопись 1 пол. XIX в.
  44. Творчество К.П. Брюллова.
  45. Общая характеристика историко-культурного процесса России 2 пол. XIX в.
  46. Русская скульптура 2 пол. XIX в.
  47. Русская живопись 2 пол. XIX в.
  48. Творчество И.Н. Крамского.
  49. Творчество И.Е. Репина.
  50. Творчество В.И. Сурикова.
  51. Общая характеристика историко-культурного процесса на рубеже XIX XХ вв.
  52. Искусство России «серебряного века».
  53. Советская культура ХХ в.
  54. Охрана и использование культурного наследия.

shikardos.ru