Скульптура древней греции дискобол. Искусство Античности. Скульптура Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дискобол (статуя). Скульптура древней греции дискобол


Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

/Статьи по скульптуре/

«Статуя может обнять меня, я могу опустится перед ней на колени, стать её другом и спутником»Гердер, «Пластика»

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Античные греки испытывали особую любовь к пластическим формам. У них были огромные запасы желтоватого пентелийского и белоснежного паросского мрамора, из которых они высекали шедевры скульптуры. Человеческое тело, его стройность и гибкость, вдохновляло ваятелей. Они охотно изображали людей обнажёнными или в лёгких прозрачных одеждах, под которыми просвечивает живая трепетная фигура, сливающаяся с тканью в единое целое. Многие искусствоведы считают греков самым пластически одарённым народом древности. Это хорошо видно в произведениях архаики и в периоде раннего и позднего эллинизма. Хотя именно в архаике ещё сохраняются черты варварства, где на фронтоне храма примитивная фигура Горгоны яростно сражается со страшным трёхголовым монстром. Лично мне жаль, что со временем античные скульпторы в погоне за виртуозной проработкой композиций утратили эту яркую непосредственность образов.

Начиная с седьмого века до нашей эры, в Древней Греции ставили вблизи храмов статуи обнажённых мужских фигур — куросов, которые для греков олицетворяли божественное начало. Позже появляются статуи кор — красивых женщин с подкрашенными волосами, расписанными лицами и загадочными полуулыбками. Интересно, что древние греки редко изображали внутренние эмоции на лице скульптур. Статуи кор и куросов скорее исключение.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Вслед за периодом «строгого стиля» с его аскетизмом наступает время высокой классики. В это время творят великие античные скульпторы. Римская копия греческой статуи «Дискобола» работы Мирона из Элевфери производит огромное впечатление напряжённостью скульптурных форм. Поликлет Аргосский создал много красивых пространственных композиций. Римские копии скульптур «Дорифора» и «Диадумена» — это шедевры мирового искусства. Интересно, что Поликлет Аргосский любил изображать простых людей, а не богов. Самой красивой статуей с фронтона Парфенона считается мраморная фигура «Ники». Её грудь, живот и ноги переданы в красивом пластическом движении. Под складками одежды чувствуется сильное тело молодой женщины.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Шедеврами античной скульптуры являются полулежащие фигуры «Гестии», «Дионы» и «Афродиты», группы «Деметры» и «Персефоны», «Диониса» и «Кефиса», мраморные головы коней. Тех самых коней, которые дали повод Гёте говорить о способности греков превзойти саму природу. Пристенные фигуры Парфенона замечательны ещё и тем, что тщательно проработаны не только с лицевого фасада и профилей, но и сзади, а ведь это почти никому не видно!

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

В Санкт-Петербурге прекрасную античную скульптуру и римские копии с греческих оригиналов можно увидеть в Эрмитаже и в собрании отдела слепков Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Слепки отлиты по формам, которые были сняты непосредственно с оригиналов. Поражает точность, с которой сделаны слепки, великолепно передающие всю пластику античной скульптуры. В музейных залах выставлены шедевры искусства Древней Греции: «Дискобол» Мирона, «Мальчик, вынимающий занозу» Пифагора Регийского, «Эрот», «Гермес с младенцем», «Дионис», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» и «Отдыхающий Геракл» работы Лисипа.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Гипсовые статуи Леохара «Аполлон Бельведерский» и «Артемида» поражают изяществом композиционного решения. Вся мощь эллинского духа передана в динамичной скульптуре «Ника Самофракийская».

Если Вы хотите украсить свой дом профессионально выполненной копией античной статуи или скульптурной композицией на тему Древней Греции, приезжайте в Творческую мастерскую Игоря Валентиновича Селиверстова в Санкт-Петербурге. Наши специалисты работали в Академии художеств и Русском музее, создавая на заказ скульптуры и копии статуй безупречного качества.

www.sculpture1.ru

Скульптура Древней Греции

Количество просмотров публикации Скульптура Древней Греции - 257

Сложными путями раз­вивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, слов­но застывшие в торжественном покое. Таковы статуи ʼʼАртемидаʼʼ с острова Делос и ʼʼГераʼʼ с острова Самос. Лица греческих скульптур не пере­давали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, об­ладающие духовной красотой, портре­ты героев и богов. К греческому типу лица можно отнести следующие чер­ты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпук­лые губы, причем верхняя губа тонь­ше нижней; подбородок крупный и круглый; волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо оза­ряет знаменитая ʼʼархаическая улыбкаʼʼ, выражающая состояние жизнерадост­ности и уверенности, которым про­никнут весь образный строй статуй. Архаический Аполлон всœегда мо­лод, ведь только в данный период жиз­ненные силы находятся в полном рас­цвете. Он обнажен, стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед, словно готовясь к движению. Анатомическое строение фигуры показано четко и обобщенно. Лицо лишено индивидуальности, углы рта чуть приподняты, взгляд ничего не выражает. Для архаи­ческих скульптур использовался жел­товатый мрамор с зернистой поверх­ностью, дающий нежные переходы светотени. Это создавало впечатление живого тела, казалось, что скульпту­ры дышат. Знаменательно, что уже в архаиче­ский период скульптурные изображе­ния богов практически не отличаются от скульптур людей. Архаические Апол­лоны и куросы (атлеты и воины) по­хожи друг на друга. Художники искали средства для создания типических пре­красных образов человека, органиче­ски объединяя частное и обществен­ное, жизненное и идеальное. Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный строй­ный юноша-атлет. Можно с уверен­ностью сказать, что греческая скуль­птура родилась на стадионе — там с победителœей лепили статуи. По прави­лам всœе должны были быть нагими.

Молодые прекрасные девушки — коры — изображались в хитонах и пеплосах, так как красота обнаженного женского тела еще не воспевалась в искусстве. Рассмотрим статую коры в старинном хитоне, изящно задрапи­рованном складками. Хотя мелкие складочки переданы условно, орнаментально, они имитируют мягкое волнообразное движение материи. Сложная прическа и головной убор также изображены орнаментально. Скульптор удачно использовал мрамор разного цвета для фигуры и одежды. Большинство знаменитых древне­греческих статуй известно нам по рим­ским копиям, имеющимся во многих музеях мира. При этом копии далеко не всœегда передавали красоту оригиналов. Греческая скульптура дошла до наше­го времени частично, в основном в обломках и фрагментах. При этом сле­ды, нанесенные прошедшими веками, даже придали ей какую-то особую по­эзию. Взор пустых глазниц, утративших вставные зрачки, стал волнующе-таинственным. Когда-то волосы мрамор­ных девушек подкрашивали золотистым цветом, щеки розовым, глаза синим. Но яркие краски стерлись, открыв естест­венную красоту белого мрамора. Остат­ки скульптур и обломки архитектуры заставляют живее работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было.

Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последова­тельно выступать реалистические тен­денции в изображении человека, сви­детельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и ху­дожественной культуре Греции.

Греки жили в окруже­нии богов и героев, изваянных из мра­мора и отлитых из бронзы. Статуи сто­яли в храмах и на площадях, возле них проходили шествия, праздники, спор­тивные игры.

Одним из шедевров строгого стиля является статуя ʼʼДельфийский возничийʼʼ (автор неизвестен). Юноша изображен в полный рост. Можно предположить, что он управляет квадригой (колесни­цей, в которую запряжена четверка лошадей), так как у него в руках поводья. На юноше длинный хитон, склад­ки которого напоминают каннелюры колонн. Прекрасное лицо было прора­ботано очень тщательно. Глаза инкру­стированы, опушены бронзовыми рес­ницами. Ноздри и зубы возницы были покрыты серебром, а губы, — вероят­но, золотом. Тщательно выверены пропорции фигуры. Возница стоит спокой­но, но в данном спокойствии — сдержан­ная сила и энергия, концентрация во­ли перед состязанием на колесницах. Героический идеал ранней класси­ки получил яркое воплощение в бронзовой статуе Посœейдона, готовящего­ся метнуть копье. Взгляд скульптуры очень выразителœен благодаря инкрус­тации глаз смальтой. Живое, естествен­ное движение значительно запечатлено в скульптуре ʼʼМальчик, вынимающий занозуʼʼ. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве рассматриваемого периода, но в обра­зах богов прежде всœего раскрывается идеал красоты и силы реального че­ловека. Характерный пример — рель­еф с изображением рождения Афро­диты из пены морской (так называе­мый ʼʼТронЛюдовизиʼʼ). В симметричнойкомпозиции еще чувствуются отго­лоски архаического искусства. На бо­ковых сторонах мраморного трона по­мещены обнаженная девушка, игра­ющая на флейте, и женщина в дли­ной одежде перед курильницей. Осо­бенно выразительна центральная ком позиция, где две нимфы поддержи­вают выходящую из воды Афродиту. Облегающая ее тело влажная одежда ложится тонкими складками, напо­минающими струйки воды. Точно пе­редан характер встречного движения: нимфы склонились вниз, а богиня уст­ремлена вверх.Среди известных ваятелœей ранней классики выделяется скульптор Мирон. Его работы реконструированы по рим­ским копиям и описаниям античных авторов. Он создал много статуй юно­шей-атлетов. Мирон был мастером пе­редачи мгновенных состояний.Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Скульптура Мирона Дис­кобол передает напряжение мускулов атлета перед броском: секунда — и диск полетит. Поза свидетельствует об ог­ромной внутренней энергии. Диско­бол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состяза­лись без одежд. Согласно преданию это вошло в обычай, когда один бегун сбросил с себя одежды, чтобы опере­дить соперников, и победил. Скуль­птура была отлита из бронзы, но до нас она дошла в виде римской мраморной копии. Мирону не было крайне важно ­сти вводить уродливые подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали для придания прочности мраморным ко­пиям. Помимо прочности бронза об­ладала еще одним ценным качеством: ее темно-золотистый цвет соответство­вал загару. Скульптурное убранство Парфено­на и всœего Акрополя создавалось под руководством и при участии Фидия, родившегося в Афинах и изваявшего здесь свои главные произведения. Оно дает яркое представление о скульпту­ре периода расцвета классики. Гар­мония и величественность фронтон­ных скульптур Парфенона достигнуты единством композиций, прославляю­щих красоту и совершенство челове­ческого тела. Фидий тонко прочувствовал и отобрал для них естественные движения людей. Боги и люди изобра­жены одинаково прекрасными. Дух гражданственности и общественного самосознания позволял афинянам гор­до утверждать в искусстве эстетическое равенство человека и богов.

Скульптурная группа фронтона над восточным входом посвящена мифу о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как гран­диозное событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы — мойры. Статуи мойр сравнительно хо­рошо сохранились (они находятся в Лондоне, в Британском музее). Эти фигуры были решены как круглые ста­туи, а не рельефы, хотя располагались на плоском фоне фронтона. Непринуж­денное благородство движений мойр подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика тела.

Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, а порой задумчи­вых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя — умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершен­ством. Самыми выдающимися произ­ведениями скульптора считаются ʼʼГер­мес с Дионисомʼʼ и прекрасная ʼʼАф­родита Книдскаяʼʼ, послужившая впо­следствии для создания многочислен­ных копий и подражаний. Статуя ʼʼГермес с Дионисомʼʼ была обнаружена при раскопках храма Геры в Олимпии и вполне может являться подлинником, а не копией. Вероятно, раньше у статуи были раскрашены во­лосы, лицо, глаза. Мраморный Гермес заботливо при­держивает одной рукой малыша Дио­ниса. Но мысли Гермеса витают где-то далеко, меланхолический взгляд сколь­зит мимо ребенка, прекрасное лицо кажется печальным, а сильные мыш­цы расслаблены. Пракситель изменил трактовку образов богов. Гермес не бородатый бог, а изящный юноша в расцвете своей молодости. Дионис не взрослый, а младенец, тянущий руч­ки к кисти винограда. Мифологический сюжет трактуется отчасти как бытовой, но одухотворенность и совершенная красота возвышают его над повсœеднев­ностью. Для эпохи заката классической культуры подобные образы были очень характерны. Творчество Праксителя проникну­то духом утонченной гармонии и по­этичности. Он использует способность мрамора передавать мягкую, мерцаю­щую игру светотени, тончайшие фак­турные нюансы. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и создал вполне реалистический его портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинками. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра: его беспокойный дух и огромную одаренность. Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать мифологические сюжеты. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей ʼʼОтдыхающий Гераклʼʼ: герой стоит, опираясь на па лицу и, отведя за спину правую руку, голова его повернута влево. Статую крайне важно обозреть со всœех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд, на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. ʼʼОтдыхающий Гераклʼʼ несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности.

От идеализированного образа человека в эпоху классики Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний

Читайте также

  • - ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Работы Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара. Просвещение,... [читать подробнее].

  • - Скульптура Древней Греции

    Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят... [читать подробнее].

  • - Скульптура древней греции

    Ключи. Природные условия. которые указывают на типы пород, их литологический состав и глубину залегания ____. Прогрессивной формой расселения является _____. Минимальная глубина заложения канализационных труб без... [читать подробнее].

  • - СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Библиография Приложение Н (рекомендуемое). Укрупненные показатели электропотребления Приложение М (рекомендуемое). Нормы накопления бытовых отходов Приложение Л (рекомендуемое). Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных... [читать подробнее].

  • - Скульптура Древней Греции

    Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры   Архаика (VII-VIвв. до н.э.)     Куросы – обнаженные статуи юношей. Коры – задрапированные статуи девушек. Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах,... [читать подробнее].

  • - Архитектура и скульптура древней Греции

    ПОЛИКЛЕТ Однако из этого не следует, что художественная жизнь сосредоточилась к началу второй половины века только в Афинах. Так, сохранились сведения о работах мастеров малоазийской Греции, продолжало процветать искусство греческих городов Сицилии и южной Италии.... [читать подробнее].

  • - СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали... [читать подробнее].

  • - Архитектура и скульптура древней Греции

    Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна... [читать подробнее].

  • - Скульптура Древней Греции

    Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в V в. до н. э. Но до нас дошли и более ранние произведения - статуи VII — VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу.... [читать подробнее].

  • - Скульптура Древней Греции.

    В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    ДИСКОБОЛ | Энциклопедия Кругосвет

    ДИСКОБОЛ («метатель диска») – прославленная скульптура (ок. 450 до н.э.) древнегреческого скульптора Мирона, дошедшая до нас в нескольких копиях.

    Мирон (Myron или Myro) – скульптор из Элевтер (граница Аттики и Беотии), работавший в Аттике во второй четверти 5 в. до н.э., ученик Агелада из Аргоса.

    Создавая свои произведения из бронзы, Мирон приобрел наибольшую статуями атлетов-победителей. Имя атлета, изображенного в Дискоболе не сохранилось, как не сохранилось и подлинное творение Мирона, вероятно, погибшее во времена средневековья. До нашего времени дошло несколько мраморных римских копий, но сохранность этих повторений – различна. Известна копия Дискобола из Палаццо Ланчеллотти-Массими в Риме, найденная на Эсквилинском холме в 1781, сейчас хранится в Национальном музее в Риме. Копия торса Дискобола, найденная в Кастель Порциано в 1906, находится в Национальном музее Терм в Риме. Другие копии хранятся в Ватиканском, Британском музеях, в Каза Буонарроти во Флоренции (рука с диском), в музеях Берлина и Базеля (головы атлета).

    Скульптура представляет собой прекрасного юношу. Его фигуру пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска – это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости.

    Нина Байор

    Литература:

    Вальдгауэр О.Ф. Мирон. Берлин, Государственное издательство, 1923История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. Словарь. М., «Языки славянской культуры», 2004

    Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

    Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

    www.krugosvet.ru

    Дискобол (статуя) - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона, около 120—140 года, в Риме

    «Дискобо́л» (греч. Δισκοβόλος) — одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., — не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.

    Описание[ | ]

    Статуя дискобола изображает победителя соревнований по метанию диска в момент размаха перед бросанием. Тело атлета представлено в сложном повороте — в стиле Figura serpentinata, что было чрезвычайно трудным в исполнении и в то же время смелым приёмом. Имя атлета, изображённого в скульптуре, не сохранилось.

    Известны многочисленные римские копии статуи:

    В культуре[ | ]

    Скульптура «Дискобол» принята в качестве символа современного олимпийского движения, что подчёркивает связь с традициями античного спорта.

    Влияние: Иван Шадр, «Булыжник — оружие пролетариата»[1].

    Примечания[ | ]

    Литература[ | ]

    encyclopaedia.bid