Дискобол (статуя). Скульптура древней греции дискобол
Искусство Античности. Скульптура Древней Греции
/Статьи по скульптуре/
«Статуя может обнять меня, я могу опустится перед ней на колени, стать её другом и спутником»Гердер, «Пластика»
Античные греки испытывали особую любовь к пластическим формам.
У них были огромные запасы желтоватого пентелийского и белоснежного паросского мрамора, из которых они высекали шедевры скульптуры.
Человеческое тело, его стройность и гибкость, вдохновляло ваятелей.
Они охотно изображали людей обнажёнными или в лёгких прозрачных одеждах, под которыми просвечивает живая трепетная фигура, сливающаяся с тканью в единое целое.
Многие искусствоведы считают греков самым пластически одарённым народом древности.
Это хорошо видно в произведениях архаики и в периоде раннего и позднего эллинизма.
Хотя именно в архаике ещё сохраняются черты варварства, где на фронтоне храма примитивная фигура Горгоны яростно сражается со страшным трёхголовым монстром.
Лично мне жаль, что со временем античные скульпторы в погоне за виртуозной проработкой композиций утратили эту яркую непосредственность образов.
Начиная с седьмого века до нашей эры, в Древней Греции ставили вблизи храмов статуи обнажённых мужских фигур — куросов,
которые для греков олицетворяли божественное начало.
Позже появляются статуи кор — красивых женщин с подкрашенными волосами, расписанными лицами и загадочными полуулыбками.
Интересно, что древние греки редко изображали внутренние эмоции на лице скульптур.
Статуи кор и куросов скорее исключение.
Вслед за периодом «строгого стиля» с его аскетизмом наступает время высокой классики.
В это время творят великие античные скульпторы.
Римская копия греческой статуи «Дискобола» работы Мирона из Элевфери производит огромное впечатление напряжённостью скульптурных форм.
Поликлет Аргосский создал много красивых пространственных композиций.
Римские копии скульптур «Дорифора» и «Диадумена» — это шедевры мирового искусства.
Интересно, что Поликлет Аргосский любил изображать простых людей, а не богов.
Самой красивой статуей с фронтона Парфенона считается мраморная фигура «Ники».
Её грудь, живот и ноги переданы в красивом пластическом движении. Под складками одежды чувствуется сильное тело молодой женщины.
Шедеврами античной скульптуры являются полулежащие фигуры «Гестии», «Дионы» и «Афродиты», группы «Деметры» и «Персефоны», «Диониса» и «Кефиса», мраморные головы коней.
Тех самых коней, которые дали повод Гёте говорить о способности греков превзойти саму природу.
Пристенные фигуры Парфенона замечательны ещё и тем, что тщательно проработаны не только с лицевого фасада и профилей, но и сзади, а ведь это почти никому не видно!
В Санкт-Петербурге прекрасную античную скульптуру и римские копии с греческих оригиналов можно увидеть в Эрмитаже и
в собрании отдела слепков Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Слепки отлиты по формам, которые были сняты непосредственно с оригиналов. Поражает точность, с которой сделаны слепки, великолепно передающие всю пластику античной скульптуры.
В музейных залах выставлены шедевры искусства Древней Греции: «Дискобол» Мирона, «Мальчик, вынимающий занозу» Пифагора Регийского,
«Эрот», «Гермес с младенцем», «Дионис», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» и «Отдыхающий Геракл» работы Лисипа.
Гипсовые статуи Леохара «Аполлон Бельведерский» и «Артемида» поражают изяществом композиционного решения.
Вся мощь эллинского духа передана в динамичной скульптуре «Ника Самофракийская».
Если Вы хотите украсить свой дом профессионально выполненной копией античной статуи или скульптурной композицией на тему Древней Греции,
приезжайте в Творческую мастерскую Игоря Валентиновича Селиверстова в Санкт-Петербурге.
Наши специалисты работали в Академии художеств и Русском музее, создавая на заказ скульптуры и копии статуй безупречного качества.
www.sculpture1.ru
Скульптура Древней Греции
Количество просмотров публикации Скульптура Древней Греции - 257
Сложными путями развивалась архаическая скульптура. Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи ʼʼАртемидаʼʼ с острова Делос и ʼʼГераʼʼ с острова Самос. Лица греческих скульптур не передавали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, обладающие духовной красотой, портреты героев и богов. К греческому типу лица можно отнести следующие черты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба; продолговатый разрез глаз; полные выпуклые губы, причем верхняя губа тоньше нижней; подбородок крупный и круглый; волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не скрывая правильной округлой формы. Лицо озаряет знаменитая ʼʼархаическая улыбкаʼʼ, выражающая состояние жизнерадостности и уверенности, которым проникнут весь образный строй статуй. Архаический Аполлон всегда молод, ведь только в данный период жизненные силы находятся в полном расцвете. Он обнажен, стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед, словно готовясь к движению. Анатомическое строение фигуры показано четко и обобщенно. Лицо лишено индивидуальности, углы рта чуть приподняты, взгляд ничего не выражает. Для архаических скульптур использовался желтоватый мрамор с зернистой поверхностью, дающий нежные переходы светотени. Это создавало впечатление живого тела, казалось, что скульптуры дышат. Знаменательно, что уже в архаический период скульптурные изображения богов практически не отличаются от скульптур людей. Архаические Аполлоны и куросы (атлеты и воины) похожи друг на друга. Художники искали средства для создания типических прекрасных образов человека, органически объединяя частное и общественное, жизненное и идеальное. Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный стройный юноша-атлет. Можно с уверенностью сказать, что греческая скульптура родилась на стадионе — там с победителей лепили статуи. По правилам все должны были быть нагими.
Молодые прекрасные девушки — коры — изображались в хитонах и пеплосах, так как красота обнаженного женского тела еще не воспевалась в искусстве. Рассмотрим статую коры в старинном хитоне, изящно задрапированном складками. Хотя мелкие складочки переданы условно, орнаментально, они имитируют мягкое волнообразное движение материи. Сложная прическа и головной убор также изображены орнаментально. Скульптор удачно использовал мрамор разного цвета для фигуры и одежды. Большинство знаменитых древнегреческих статуй известно нам по римским копиям, имеющимся во многих музеях мира. При этом копии далеко не всегда передавали красоту оригиналов. Греческая скульптура дошла до нашего времени частично, в основном в обломках и фрагментах. При этом следы, нанесенные прошедшими веками, даже придали ей какую-то особую поэзию. Взор пустых глазниц, утративших вставные зрачки, стал волнующе-таинственным. Когда-то волосы мраморных девушек подкрашивали золотистым цветом, щеки розовым, глаза синим. Но яркие краски стерлись, открыв естественную красоту белого мрамора. Остатки скульптур и обломки архитектуры заставляют живее работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было.
Со второй половины VI в. до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические тенденции в изображении человека, свидетельствуя о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции.
Греки жили в окружении богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы. Статуи стояли в храмах и на площадях, возле них проходили шествия, праздники, спортивные игры.
Одним из шедевров строгого стиля является статуя ʼʼДельфийский возничийʼʼ (автор неизвестен). Юноша изображен в полный рост. Можно предположить, что он управляет квадригой (колесницей, в которую запряжена четверка лошадей), так как у него в руках поводья. На юноше длинный хитон, складки которого напоминают каннелюры колонн. Прекрасное лицо было проработано очень тщательно. Глаза инкрустированы, опушены бронзовыми ресницами. Ноздри и зубы возницы были покрыты серебром, а губы, — вероятно, золотом. Тщательно выверены пропорции фигуры. Возница стоит спокойно, но в данном спокойствии — сдержанная сила и энергия, концентрация воли перед состязанием на колесницах. Героический идеал ранней классики получил яркое воплощение в бронзовой статуе Посейдона, готовящегося метнуть копье. Взгляд скульптуры очень выразителен благодаря инкрустации глаз смальтой. Живое, естественное движение значительно запечатлено в скульптуре ʼʼМальчик, вынимающий занозуʼʼ. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве рассматриваемого периода, но в образах богов прежде всего раскрывается идеал красоты и силы реального человека. Характерный пример — рельеф с изображением рождения Афродиты из пены морской (так называемый ʼʼТронЛюдовизиʼʼ). В симметричнойкомпозиции еще чувствуются отголоски архаического искусства. На боковых сторонах мраморного трона помещены обнаженная девушка, играющая на флейте, и женщина в длиной одежде перед курильницей. Особенно выразительна центральная ком позиция, где две нимфы поддерживают выходящую из воды Афродиту. Облегающая ее тело влажная одежда ложится тонкими складками, напоминающими струйки воды. Точно передан характер встречного движения: нимфы склонились вниз, а богиня устремлена вверх.Среди известных ваятелей ранней классики выделяется скульптор Мирон. Его работы реконструированы по римским копиям и описаниям античных авторов. Он создал много статуй юношей-атлетов. Мирон был мастером передачи мгновенных состояний.Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Скульптура Мирона Дискобол передает напряжение мускулов атлета перед броском: секунда — и диск полетит. Поза свидетельствует об огромной внутренней энергии. Дискобол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состязались без одежд. Согласно преданию это вошло в обычай, когда один бегун сбросил с себя одежды, чтобы опередить соперников, и победил. Скульптура была отлита из бронзы, но до нас она дошла в виде римской мраморной копии. Мирону не было крайне важно сти вводить уродливые подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности бронза обладала еще одним ценным качеством: ее темно-золотистый цвет соответствовал загару. Скульптурное убранство Парфенона и всего Акрополя создавалось под руководством и при участии Фидия, родившегося в Афинах и изваявшего здесь свои главные произведения. Оно дает яркое представление о скульптуре периода расцвета классики. Гармония и величественность фронтонных скульптур Парфенона достигнуты единством композиций, прославляющих красоту и совершенство человеческого тела. Фидий тонко прочувствовал и отобрал для них естественные движения людей. Боги и люди изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности и общественного самосознания позволял афинянам гордо утверждать в искусстве эстетическое равенство человека и богов.
Скульптурная группа фронтона над восточным входом посвящена мифу о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное событие: его созерцают божества солнца, ночи и богини судьбы — мойры. Статуи мойр сравнительно хорошо сохранились (они находятся в Лондоне, в Британском музее). Эти фигуры были решены как круглые статуи, а не рельефы, хотя располагались на плоском фоне фронтона. Непринужденное благородство движений мойр подчеркнуто красотой ниспадающих складок, за которыми ощущается богатейшая пластика тела.
Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Он создал образы богов, героев и обычных юношей и девушек, иногда веселых и шаловливых, а порой задумчивых. Наиболее яркая черта творчества Праксителя — умение сочетать глубокий внутренний мир своих героев с поразительным физическим совершенством. Самыми выдающимися произведениями скульптора считаются ʼʼГермес с Дионисомʼʼ и прекрасная ʼʼАфродита Книдскаяʼʼ, послужившая впоследствии для создания многочисленных копий и подражаний. Статуя ʼʼГермес с Дионисомʼʼ была обнаружена при раскопках храма Геры в Олимпии и вполне может являться подлинником, а не копией. Вероятно, раньше у статуи были раскрашены волосы, лицо, глаза. Мраморный Гермес заботливо придерживает одной рукой малыша Диониса. Но мысли Гермеса витают где-то далеко, меланхолический взгляд скользит мимо ребенка, прекрасное лицо кажется печальным, а сильные мышцы расслаблены. Пракситель изменил трактовку образов богов. Гермес не бородатый бог, а изящный юноша в расцвете своей молодости. Дионис не взрослый, а младенец, тянущий ручки к кисти винограда. Мифологический сюжет трактуется отчасти как бытовой, но одухотворенность и совершенная красота возвышают его над повседневностью. Для эпохи заката классической культуры подобные образы были очень характерны. Творчество Праксителя проникнуто духом утонченной гармонии и поэтичности. Он использует способность мрамора передавать мягкую, мерцающую игру светотени, тончайшие фактурные нюансы. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и создал вполне реалистический его портрет с приподнятыми бровями и низким лбом, рассеченным глубокими морщинками. Игра светотени придает лицу разные выражения: то безмятежное, то проникнутое предчувствием трагедии. Скульптору удалось передать характер Александра: его беспокойный дух и огромную одаренность. Лисипп, разносторонний и очень талантливый мастер, любил изображать мифологические сюжеты. Благодаря римской копии мы можем познакомиться со статуей ʼʼОтдыхающий Гераклʼʼ: герой стоит, опираясь на па лицу и, отведя за спину правую руку, голова его повернута влево. Статую крайне важно обозреть со всех сторон, чтобы получить полное представление о содержании образа, каждый взгляд, на фигуру вносит новый оттенок в ее понимание. ʼʼОтдыхающий Гераклʼʼ несет на себе печать усталости, тягот жизни и трагической опустошенности.
От идеализированного образа человека в эпоху классики Лисипп пришел к постижению разнообразия человеческих характеров, к передаче особенностей возраста и психологических переживаний
Читайте также
- ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета.
Скульптура Древней Греции классического периода (V-IV в.в. до нашей эры). Работы Мирона, Фидия, Праксителя, Леохара.
Просвещение,... [читать подробнее].
- Скульптура Древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят... [читать подробнее].
- Скульптура древней греции
Ключи.
Природные условия. которые указывают на типы пород, их литологический состав и глубину залегания ____.
Прогрессивной формой расселения является _____.
Минимальная глубина заложения канализационных труб без... [читать подробнее].
- СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Библиография
Приложение Н (рекомендуемое). Укрупненные показатели электропотребления
Приложение М (рекомендуемое). Нормы накопления бытовых отходов
Приложение Л (рекомендуемое). Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных... [читать подробнее].
- Скульптура Древней Греции
Имена скульпторов
Названия памятников
Особенности творческой манеры
Архаика
(VII-VIвв. до н.э.)
Куросы – обнаженные статуи юношей.
Коры – задрапированные статуи девушек.
Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах,... [читать подробнее].
- Архитектура и скульптура древней Греции
ПОЛИКЛЕТ
Однако из этого не следует, что художественная жизнь сосредоточилась к началу второй половины века только в Афинах. Так, сохранились сведения о работах мастеров малоазийской Греции, продолжало процветать искусство греческих городов Сицилии и южной Италии.... [читать подробнее].
- СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали... [читать подробнее].
- Архитектура и скульптура древней Греции
Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем.
Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна... [читать подробнее].
- Скульптура Древней Греции
Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в V в. до н. э. Но до нас дошли и более ранние произведения - статуи VII — VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу.... [читать подробнее].
- Скульптура Древней Греции.
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается
совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор,
бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали... [читать подробнее].
referatwork.ru
ДИСКОБОЛ | Энциклопедия Кругосвет
ДИСКОБОЛ («метатель диска») – прославленная скульптура (ок. 450 до н.э.) древнегреческого скульптора Мирона, дошедшая до нас в нескольких копиях.
Мирон (Myron или Myro) – скульптор из Элевтер (граница Аттики и Беотии), работавший в Аттике во второй четверти 5 в. до н.э., ученик Агелада из Аргоса.
Создавая свои произведения из бронзы, Мирон приобрел наибольшую статуями атлетов-победителей. Имя атлета, изображенного в Дискоболе не сохранилось, как не сохранилось и подлинное творение Мирона, вероятно, погибшее во времена средневековья. До нашего времени дошло несколько мраморных римских копий, но сохранность этих повторений – различна. Известна копия Дискобола из Палаццо Ланчеллотти-Массими в Риме, найденная на Эсквилинском холме в 1781, сейчас хранится в Национальном музее в Риме. Копия торса Дискобола, найденная в Кастель Порциано в 1906, находится в Национальном музее Терм в Риме. Другие копии хранятся в Ватиканском, Британском музеях, в Каза Буонарроти во Флоренции (рука с диском), в музеях Берлина и Базеля (головы атлета).
Скульптура представляет собой прекрасного юношу. Его фигуру пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска – это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости.
Нина Байор
Литература:
Вальдгауэр О.Ф. Мирон. Берлин, Государственное издательство, 1923История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. Словарь. М., «Языки славянской культуры», 2004
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»
Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?
www.krugosvet.ru
Дискобол (статуя) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона, около 120—140 года, в Риме
«Дискобо́л» (греч. Δισκοβόλος) — одна из наиболее прославленных статуй античности; первая классическая скульптура, изображающая человека в движении. Оригинал «Дискобола» — статуя из бронзы, считающаяся работой скульптора Мирона, жившего в середине V века до н. э., — не сохранился, он был утерян в Средние века, но представлен многочисленными копиями римского периода.
Описание[ | ]
Статуя дискобола изображает победителя соревнований по метанию диска в момент размаха перед бросанием. Тело атлета представлено в сложном повороте — в стиле Figura serpentinata, что было чрезвычайно трудным в исполнении и в то же время смелым приёмом. Имя атлета, изображённого в скульптуре, не сохранилось.
Известны многочисленные римские копии статуи:
В культуре[ | ]
Скульптура «Дискобол» принята в качестве символа современного олимпийского движения, что подчёркивает связь с традициями античного спорта.
Влияние: Иван Шадр, «Булыжник — оружие пролетариата»[1].