Архитектура древнейших цивилизаций. Конспект открытого урока в 8 классе по теме: "Истоки архитектуры. Культовое строительство древних цивилизаций"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

7. Изобразительное искусство и архитектура древних цивилизаций Восточного Средиземноморья. Архитектура древнейших цивилизаций


Месопотамия: архитектура древнейшей цивилизации

Образование 26 декабря 2013

Государство и культура Месопотамии, сформировавшиеся в бассейнах рек Тигр и Евфрат, образовали первую значительную цивилизацию в истории человечества. Расцвет ее развития приходится на IV-III тыс. до н. э. Для множества отраслей человеческой жизнедеятельности, воплощенных и ставших известных в позднейших цивилизациях, являлась родиной именно Месопотамия: архитектура, письменность, математика, государственный аппарат, социальное устройство и так далее.

месопотамия архитектура

К сожалению, тысячелетия, прошедшие с того времени, уничтожили многое из достижений этой колыбели человечества. Почти все, что нам известно о ней, известно благодаря сохранившимся в земле материальным артефактам: табличкам для клинописи, дающим представление о древнем письме, найденной каменной стеле, сохранившей законы Хамураппи (древнейшего официального законодательства, родиной которого была именно Месопотамия). Архитектура, рассказывающая о религиозных представлениях, социальном и политическом устройстве этих народов и так далее, тоже играет далеко не последнюю роль в этом. Собственно, именно остатки древних построений дают наиболее полные сведения о давно исчезнувших государствах.

Месопотамия: архитектура как облик цивилизации

В условиях почти полного отсутствия камня и леса в этой местности основным строительным материалом для Шумера, Ассирии и Вавилонии являлась глина, из которой лепился так называемый кирпич-сырец, а позже и обожженный кирпич. Собственно, возникновение и эволюция зданий из сырцового кирпича – это главный вклад в мировую архитектуру, который внесла древнейшая Месопотамия.

архитектура древней месопотамии

Архитектура Междуречья уже в конце VI тысячелетия до н. э. характеризовалась возникновением глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Это было в тот период, когда большая часть населения планеты еще даже и не думала переходить к сельскому хозяйству, проживая на случайных стоянках и промышляя загонной охотой и собирательством. С зарождением государства в Шумере здесь появляются и монументальные культовые сооружения. Люди, населявшие эту территорию, строили характерные храмы в виде ступенчатых башен и зиккуратов. Зиккураты имели, как правило, пирамидальную форму. Интересно, что именно их облик имеет и библейская вавилонская башня, попавшая в библию из более древних мифов народов Междуречья.

Дворцы и царские резиденции владык Ассирии и Вавилонии имели весьма сложную структуру. Так, например, дворец Саргона II в городе Хорсабаде являлся мощной цитаделью, имеющей высоту двадцать метров. А его внутренний двор был изобильно пронизан каналами и сводчатыми перекрытиями. Сам дворец являлся одноэтажным, однако имел множество внутренних дворов вокруг себя. В одной части были расположены царские апартаменты, а в другой – покои для женщин. Кроме того, во дворце также были размещены государственные службы и храмы.

культура месопотамии

В устройстве городов архитектура древней Месопотамии характерна сплошной застройкой кварталов с наличием общих стен между двумя отдельными домами, а также с выходящими на улицу глухими фасадами и маленькими оконцами, расположенными под крышей. Внутри такой застройки, как правило, располагался внутренний дворик.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Древние цивилизации Месопотамии. Города Месопотамии. Древнее МеждуречьеОбразование Древние цивилизации Месопотамии. Города Месопотамии. Древнее Междуречье

«Все сойдутся в Междуречье,Здесь Эдем и здесь началоЗдесь ...

Античное зодчество. Лопатка в архитектуре Древней РусиДомашний уют Античное зодчество. Лопатка в архитектуре Древней Руси

Говоря об истории мировой архитектуры, нельзя пройти мимо работ древнегреческих мастеров, которые на протяжении столетий служили источником вдохновения более поздним авторам. Образцом античной архитектуры по праву счи...

Художественные и документальные фильмы про древние цивилизации
Искусство и развлечения Художественные и документальные фильмы про древние цивилизации

Как выбраться живым из древнего города майя? Что стало с последним из могикан? И как зародилась жизнь на планете? На эти другие вопросы ответят фильмы про древние цивилизации. Список представлен ниже.«Тр...

Архитектура Древней ГрецииИскусство и развлечения Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции развивалась в три этапа. Период приблизительно с 600 по 480 гг до н. э. ознаменовался отражением нашествия персов. После освобождения своей земли, греки стали снова свободно творить. Этот пе...

Архитектура Древнего Египта в периоды правления разных династий фараоновИскусство и развлечения Архитектура Древнего Египта в периоды правления разных династий фараонов

В период с 3200 по 2400 года до н. э. сложились все направления культуры, которыми прославился Древний Египет. Архитектура в искусстве занимала ведущее положение. Основными сооружениями с самых давних времен развития ...

Архитектура Древнего КитаяИскусство и развлечения Архитектура Древнего Китая

Внешний облик построек может быть самым различным, однако, архитектура Древнего Китая объединена общими эстетическими устремлениями и строительными идеями, присущими только этой нации. Наиболее типичная конструкция до...

Архитектура Древнего Рима: строгое великолепиеИскусство и развлечения Архитектура Древнего Рима: строгое великолепие

Древний Рим поражает не только своей военной историей. За свою более чем тысячелетнюю историю римляне предоставили потомкам великолепную законодательную базу, заложили основы комедии и сатиры, риторического искусства....

Гора Рорайма – затерянный мир древних цивилизаций Новости и общество Гора Рорайма – затерянный мир древних цивилизаций

На границе сразу трех государств расположена огромная гора Рорайма (Венесуэла, Гайана, Бразилия). Это чудо природы является наивысшей точкой Гвианского нагорья, высота вершины составляет 2810 м. Рорайма относится к ти...

Тайны египетских пирамид – загадка древней цивилизации Новости и общество Тайны египетских пирамид – загадка древней цивилизации

Египетские пирамиды – это единственное чудо света, дошедшее до наших дней. О них слагают легенды и мифы, а самые лучшие умы пытаются разгадать их тайны. Но эти свидетели великих событий вот уже на протяжении мно...

Архитектура древней Руси в музее КижиНовости и общество Архитектура древней Руси в музее Кижи

На севере России, посреди холодного Онежского озера, находится чудо-остров Кижи. А на нем стоит легендарный шедевр русского церковного деревянного зодчества - Спасо-Преображенская церковь, в которой как нельзя лучше о...

monateka.com

7. Изобразительное искусство и архитектура древних цивилизаций Восточного Средиземноморья

Предшествующими культурами античной Греции являлись финикийская и крито-микенская культуры.

Финикия – древняя страна на восточном берегу Средиземного моря. Древнейшие поселения финикийцев возникли на побережье в V-IV тыс. до н. э. Некоторые из них со временем выросли в крупные ремесленные и портовые центры: Сидон, Тир, Библ и др. Во II-м тысячелетии Финикия была конгломератом городов-государств, владевших прилегающими аграрными районами. Финикия, находясь на перекрестке торговых путей, соединявших Азию, Европу и Африку активно участвовала в сухопутной торговле с Месопотамией и Египтом, владела морскими путями в Средиземном море. Наиболее значительным событием в истории Финикии рубежа I-II тыс. до н.э. была колонизация Центрального и Западного Средиземноморья, куда финикийские купцы и пираты проникли в прежние столетия. Почти все колонии носили название «Карт хадаш», т.е. «новый город»: Карфаген и Картахена – города-тезки.

Финикийцы с древнейших времен добывали пурпур и изготовляли пурпурную шерсть; большое распространение получили литье и чеканка металла, производство цветного пурпурного цвета стекла, кораблестроение. Финикийский алфавит – одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Вопрос о происхождении остается в науке дискуссионным. По-видимому, он сложился в рамках ханаано-финикийской культуры. Порядок букв алфавита возник не позже XIV в. до н. э. Каждая буква имела особое название (ףלא – «алаф» – бык,תיב – «бейт» – дом и т. д.). Имена букв произошли от картинки-пиктограммы, которая изображала предмет, название которого начиналось с этой буквы. Так, буква и слово «алеф» была стилизованной головой быка-вожака стада и потому располагалась первой. Вторая буква «бет» - напоминала шатер, т.е. дом. Третья – «гамал» – означала горб и изображала его. Четвертая – «далет» – напоминала откинутый полог, вход в шатер; значение слова было дверь, а согласный звук «д». Финикийский алфавит стал родоначальником большинства современных письменных систем. Использовался консонантный тип фонетического письма, передающий только согласные звуки. Текст записывался справа налево.

Финикийцы изобрели цветное стекло, секрет которого веками терялся и находился вновь. Благодаря тому, что ремесленники Восточного Средиземноморья владели мастерством изготовления цветной смальты, византийские храмы и дворцы украшались мозаикой в отличие от западноевропейских, декорировавшихся фреской.

При культурном посредничестве финикийцев древние греки получили многие из религиозных культов и ритуалов Востока, а также сюжеты древних космогонических и героических мифов. Образ Геракла производится специалистами из Эпоса о Гильгамеше, который совершил многие из подвигов, которыми затем стали известны как двенадцать подвигов Геракла.

Крито-минойская цивилизация – ранняя из эгейских цивилизаций в фазе государственности возникает на рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит. Дворцы – наивысшие достижения критских зодчих, обнаружены также в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Для них характерно сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц, что создает эффект перетекания пространства. Дворцы и дома строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху.

Декоративно-прикладное искусство Крита представлено более древним орнаментальным стилем (начало IIтыс. до н. э.), достигший совершенства в росписи ваз-камарес, и поздним стилем, изображающим растительный и животный мир суши и моря (серединаIIтыс. до н. э.), который сохранился на фресках дворца в Кноссе. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается большим светским характером.

Микенская цивилизация – культура городов материковой Греции, также является частью крито-микенского периода греческой истории. Расцвет цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племен ахейцев, воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров – Микен, Тиринфа, Орхомена. Эта культура – смесь пришлых и древних местных культурных традиций. Микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках. В архитектуре жилищ складывается тип прямоугольного с портиком дома – мегарона, прообраз древнегреческого храма. Выделяются круглые в плане купольные гробницы – толоси. Среди сюжетов, сохранившихся в виде фресок и рисунка на керамике, лидируют изображения людей, животных и пророды.

studfiles.net

Пространство в зодчестве древнейших высоких цивилизаций. Иконников А.В. | Архитектура Древнего мира

Глава «Пространство в зодчестве древнейших высоких цивилизаций» книги «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве». Автор: Иконников А.В. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). Издательство «КомКнига», Москва, 2006

Принципиально нового качества формирование архитектурного пространства достигает в высокоорганизованных обществах с жесткой иерархической структурой, сложившихся в Месопотамии и Египте. Первая пространственная концепция (по 3. Гидиону), берущая начало от мегалитических сооружений, приводится здесь к закономерно развивающимся связным системам (особенно в культуре Египта, создавшей первую в истории систему специфического языка со сложным и вместе с тем устойчивым словарем форм и развитым синтаксисом; на примере египетской культуры мы и рассмотрим проблемы этого этапа развития зодчества и его пространственных структур).

Деспотичность природных условий, с жестким ритмом чередования сезонов и подчинением линейной структуре долины Нила, определила не только характер экономики, на которой основывалось возведение монументов, наиболее впечатляющих во всей истории архитектуры, но и развитие абстрактной мысли, поднявшей на новый качественный уровень идею упорядоченности. Хозяйство, дисциплинируемое строгой периодичностью фаз водного режима Нила, требовало точнейших астрономических наблюдений, контролирующих течение времени. Строгая регулярность членения территории была необходимостью на орошаемых землях. Практические задачи, связанные с измерением и вычислением, давали материал для развития абстракций геометрии, дисциплинировавших мысль и приучавших ее оперировать отвлеченными понятиями.

Деспотизм природы и социальная деспотия определяли менталитет, в котором господствовала идея абсолютного порядка, распространившегося на всю тотальность бытия. В этой тотальности общество и природа были единым целым. Фараон, занимавший вершину общественной иерархии, — скорее символ абсолютного и постоянного характера этой системы, чем тираническая личность. На культуру возлагалась охранительная задача — защитить упорядоченную тотальность мира от изменений, подчеркивающих ее абсолюты. Но изменения — функция времени. И целью становилось преодоление его необратимой динамики. Время трактовалось как вечный ритм повторяющихся фаз неизменного порядка. Этот ритм визуализировался в структуре пространства как ортогональный порядок, основанный на повторении равноценных единиц, символизирующих бессмертность жизни. Практицизм соединялся с мифологическим истолкованием бытия.

Применение геометрических знаний к практике строительства, так же как к землеустройству и ирригации, связало общую идею порядка с ортогональными системами и представлениями об идеальной прямой и плоскости. Развивались геометрические способы соизмерения, служившие для переноса в натуру задуманной идеальной формы. Наделяемые самоценностью как высшие проявления мысли и сокровенного знания, пропорциональные системы казались гарантией покровительства «высших сил».

Пирамиды Древнего Египта стали овеществленными посланиями архетипической значимости. Их форма соединила элементарную силу мегалитов с вневременными математическими абстракциями, созданными человеческим духом. В мифологическом сознании этот символ высшей упорядоченности соединял образ Мировой горы с лучезарным солнцем (геометризованный монолит венчала вызолоченная верхушка), представляя фараона как сына бога Ра. Как и погребальный курган, пирамида в своем массиве заключала пространство погребальной камеры, которое никак не влияло на геометрию внешних очертаний, да и ничтожно в сравнении с гигантской монолитной массой. Именно масса пирамиды в человеческом восприятии господствует над окружающим ландшафтом, захватывая пространство вокруг полем сил (в них кажется аккумулированной энергия, затраченная на возведение монолита). Геометрические очертания массы символизируют и некий идеальный центр, указывая на него вертикальной осью, отмечавшейся сверкающим золоченым венчанием. Целеполагание, направлявшее создание пирамиды, определялось тем же типом пространственно-тектонического мышления, который обнаруживает себя в постановке менгиров, но поднятым на новую ступень, воплощенную в математизированную форму, возможную только для неприродного объекта. Артикулирующие детали и декорация отброшены, чтобы усилить эффект гладких поверхностей и элементарных стереометрических очертаний.

Группа гробниц фараонов четвертой династии (2723-2563 гг. до н. э.) в Гизе — Хеопса, Хефрена и Микерина — показывает тему пирамиды в се полном развитии [Lloyd S., Muller Н. W, Martin R. Ancient architecture. Mesopotamia, Egipt, Crete, Greece. N. Y., 1974. P. 89-94; Edwards E. S. The Piramid of Egypt. Harmondsworth, 1961.]. Пирамида Хеопса остается крупнейшей массой камня среди созданных человеком (230 х 233 м в основании при высоте 146,6 м). Положение гигантских монолитов в пространстве четко скоординировано; их стороны параллельны и расположены почти точно по странам света, углы основания касаются одной диагонали. В соотношениях величин и интервалов обнаруживаются математические зависимости, основанные на кратных отношениях [Владимиров В. П. Пропорции в египетской архитектуре // Всеобщая история архитектуры. Т. 1. М., 1970. С. 144-147.]. Связи ансамбля всецело основаны на координации масс. Организации ритуалов служат микропространства заупокойных храмов и «города мертвых», образующие приземный слой, как бы стилобат для поднимающихся над ним элементарных объемов.

Нил, протекающий с юга на север и сопровождаемый по обе стороны неширокими полосами оазисов, за которыми лежат пустыни, воспринимался как высшее проявление естественного порядка природы. В пределах этой общей схемы располагались зоны, где общее дополнялось особым, индивидуальным характером места, находящегося под покровительством малых божеств, игравших второстепенную роль в мифологии египтян. Эта схема стала основой формирования монументальных храмов, открывающего принципиально новое направление развития первой концепции пространства. Ей был подчинен и принцип организации плана поселений.

В символике храма, как и пирамиды, доминирует идея вечности жизненного порядка, жизни, продолжающейся и после смерти. Храм в своей пространственной организации повторил осевую организацию ландшафта Египта и ортогональную структуру его обводненных оросительными каналами оазисов. Все в здании подчинено главной оси — как природа страны подчинена руслу Нила; вдоль нее развивается последовательное чередование тем, дополняющих основную. Пластические, вещественные элементы определяют эти темы — в соответствии с первой пространственной концепцией (хотя храм и не имеет единого, обращенного вовне объема, образующего вокруг себя пространственное поле). Но система элементов, несущая образную нагрузку, образована ритмом массивных столбов и колонн, перекрытых каменными монолитами балок. Систему объединяет ось символического пути, ведущего к определенной, но недоступной в конечном счете цели. Массы преобладают над пространством, перекрывают его сталкивающимися полями сил.

Ритм каменных монолитов, направляющий путь, напоминает ритм рядов менгиров — «каменных аллей» на полях Бретани (аналогия особенно очевидна, если распространить ее на аллею сфинксов, образующую подход к храму, начало символического организованного пути). Тектонический принцип рядов колони, объединенных балками, развивает основную схему таких мегалитических сооружений, как кромлехи. Но развитая способность абстрактного мышления позволила выявить в членениях формы символическую антропоморфность, соединяемую с символическим выражением работы стоечно-балочной конструкции. Основные темы разнообразно аранжированы артикулирующими членениями и декором.

Рубеж между зоной приближения к храму (где его ось уже присутствует как аллея сфинксов) и собственно храмом отмечен монументальными массивами пилонов, обрамляющими портал, мощными башнями, стенам которых придан ощутимый уклон внутрь. Символизация перехода от земного к небесному требовала драматизма — его обеспечивала разработка пилонов и портала. При ориентации храмов на восток восходящее солнце открывалось между ними и портал становился «дверью в небо», через которую являлись божество — солнце — и представляющий его па земле фараон. Основную схему членений храма определяла последовательность двора, обрамленного колоннадами, гипостильного зала и святилища, расположенных вдоль оси. В больших храмах могло быть два двора и несколько зал. Чередование пространств символично. После залитого светом двора следовал полумрак зала с базиликальным разрезом и верхнебоковым светом, сокращенным каменными решетками. Замкнутое темное святилище замыкала ложная дверь-ниша в западной стене, образующей завершение оси. Масса везде преобладала над пространством, подавляя его. По мере приближения к сокровенности святилища преобладание статичной массы становится все более ощутимым; поднимается уровень пола; опускаются панели потолка, расписанного золотыми звездами по синему фону, сгущается полумрак, число же тех, кому разрешено дальнейшее проникновение, сокращается. Движение вдоль оси символизирует жизненный путь; завершает его не торжественный аккорд, а глухая дверь — знак возвращения к истоку.

Пространство храма, плотно заполненное телами колонн (настолько плотно, что глубина его открывается только при взгляде по оси между рядами), воспринимается как негативное — выемка в массе, тоннель, вырубленный в скале. Там, где храмовые залы и действительно вырубались в камне (Большой храм в Абу-Симбеле) как рукотворные пещеры, стереотипы в основе своей не менялись.

Артикуляция формы развивала символику упорядоченного космоса, заложенную в структурной организации. В декор входили отражения органической и человеческой жизни — как частей этого космоса. Они не индивидуализированы, но идеализированы, приведены к неким нормативным ситуациям абсолютного божественного порядка. Рельефы подчинены массиву материала, они как бы извлекаются из него, не выступая за пределы плоскости, определяющей общее ограничение формы.

Характер изображений — рельефов и росписей, входящих в систему декора египетских монументальных построек, соответствует менталитету древних египтян. Их рационализм определил приемы воспроизведения трехмерного пространства на двухмерности поверхностей стен и опор. Эта задача не имеет однозначного математически корректного решения [Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М., 1980. С. 14.]. Необходимо выбирать между соответствием чувственным образам зрительного восприятия и объективным знанием о форме и взаимном расположении предметов видимого мира. Рассудочный практицизм египтян, склонных к математической абстракции, привел их к приемам условной фиксации геометрии объективного пространства, близким к методу ортогональных проекций. При этом каждый объект фиксировался в наиболее характерном ракурсе — спереди, в профиль или сверху. Чтобы сократить потери информации, связанные с фиксацией лишь одного ракурса предмета, применялся прием условных поворотов плоскости изображения.

Так, человеческая фигура ниже пояса изображалась в профиль, торс, плечи и руки разворачивались в фас, на профиле головы в фас показаны глаз и бровь. При профильном изображении быка его рога разворачивались, как при виде спереди, и т. п. Водоем изображался в плане, но окружающие его деревья как бы разворачивались под прямым углом и показывались с вершинами, направляющими от края водоема. Отметим, что при этом информативность определялась изображением предметов, пространство оставалось лишь интервалом, промежутком между изображениями. Последние подчинялись плоскости стены или колонны, подчеркивая ее реальную предметность. Пространственные отношения в группе изображенных предметов фиксировались через соблюдение правил взаимного расположения на плоскости (впереди — в нижней части плоскости изображения, удаленное — расположенное выше).

Структура ландшафта, подчиненная природной оси — Нилу, и ортогональной сети оросительных каналов, получила идеализированное отражение в прямоугольных планировочных сетках поселений. Кварталы складывались как сумма прилегающих один к другому домов, интерьерное пространство которых, обращенное к замкнутому внутреннему дворику, интравертно. Оно сообщалось с общественным миром, которому принадлежала улица, лишь через узкий проем. Поселение извне воспринималось как плоский массив некой субстанции, сеть улиц — как интервалы между частями этого массива. Точно так же обитатели поселения оставались обезличенными составляющими социума, подчиненного иерархической пирамиде власти. Только внутренний замкнутый дворик жилого дома оставался обособленным пространством личного бытия, не включенного в общественные процессы.

Зодчество Древнего Египта в своих однородных на всех уровнях пространственных системах создало безупречно последовательное и целостное выражение общественных структур, мировосприятия и экзистенциального знания своего времени. Впервые были материализованы построения абстрактного мышления. Средства организации жизнедеятельности и выражения значении связывались с формированием материальной субстанции, массой. Пространство оставалось негативным началом, пустотой, ограничивающей оформленную материю, интервалом между вещественными объектами.

archaic.totalarch.com

"Истоки архитектуры. Культовое строительство древних цивилизаций"

Конспект

открытого урока в 8 «А» классе

«Истоки архитектуры».

«Культовое строительство древних цивилизаций».

(Урок – путешествие)

Учитель изобразительного искусства

Царева Светлана Александровна.

МОУ «СОШ № 6»

Республики Мордовия, г. Саранска.

Цели урока:

1) Ознакомить учащихся с основными архитектурными памятниками древнего Египта.

2) Показать связь архитектуры с идеалами данного времени.

3) Выявить единства архитектурной формы и декоративного оформления здания.

4) Обобщение и расширение знаний учащихся о видах и источниках информации.

5) Отметить достижения каждого народа в развитии цивилизации.

6) Научиться смотреть на мир из глубины веков.

7) Ознакомить с основными приемами работы с бумагой.

8) Развивать аккуратность при вырезании и сборке макета.

Оборудование урока:

1. Магнитная доска;

2. Мультимедийный проектор;

3. Экран;

4. Слайдовая поддержка;

5. Ватман А-0, чертежные инструменты, ножницы, клей ПВА.

6. Раздаточный материал - чертежи.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного на предыдущем уроке.

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя

Сообщение новых знаний.

Путешествуем по древним цивилизациям.

4. Открытие новых знаний. Информационная часть урока.

Архитектура Древнего Египта.

Боги древнего Египта.

5. Физкультурная пауза

6. Объяснение практической работы.

Введение в конструирование.

Знакомство с материалами и инструментами.

Основные приемы работы с бумагой или картоном.

Знакомство с чертежами.

7. Практическая работа над макетом.

8. Обобщение. Закрепление знаний полученных на уроке.

9 Домашнее задание:

Ход Урока

1.Организационный момент.

Звучит восточная музыка, которая настраивает учащихся на начало урока.

Объявление темы урока, целей урока.

Компьютерная поддержка (далее К.П.) Слайд № 3-4

2. Закрепление пройденного на предыдущем уроке.

К.П. Слайд №5

Вспоминаем изображения представленные на слайде.

(Менгиры, дольмены, кромлехи)

Слайд № 6,7,8

Разгадываем кроссворд.

3. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Сообщение новых знаний.

Путешествуем по древним цивилизациям.

К.П. Слайд № 9

Каждая крупная эпоха в истории человечества создавала особую лишь ей принадлежавшую систему ценностей, обусловившую преобладающее развитие того или иного направления культуры.

С наибольшей полнотой отражала тенденцию времени искусства архитектуры. В архитектуре отражаются социальный строй уровень развития производительных сил, быт и обычаи людей, господствующая идеология, религиозные и философские представления эстетические идеалы того времени.

К.П. Слайд № 10 Карта Древнего Египта

Давайте сегодня отправимся в путешествие по древним цивилизациями и постараемся выявить характер архитектуры, ее истоки и развитие.

К.П. Слайд №11 Пирамиды в Гизе

Еги́петские пирами́ды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года).

К.П. Слайд №12 Сфинкс фараона Хефрена в Гизе

древний хранитель пирамид - устремил свой взгляд на восток. Сфинкс представляет собой самую большую монолитную скульптуру. Его длина - 73 метра, высота - 20 метров. Считается, что сфинкс был вырублен во время строительства пирамиды Хефрена, а его лицо носит черты этого фараона.

Каждый вечер у подножия пирамид проходит красочное светомузыкальное представление "Звук и свет". Мощные прожектора выхватывают из темноты то одну из великих пирамид, то Сфинкса, а то и весь некрополь. Наслаждаясь этим великолепным зрелищем, зрители слышат увлекательный рассказ о Древнем Египте, об истории строительства пирамид. Представление идет на многих европейских языках и в том числе на русском.

К.П. Слайд № 13 Колосы Рамсеса 2 в Абу-Симбеле. 13 в. до н.э.

АБУ-СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1-й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма - 4 величественно сидящих колосса Рамсеса II; при строительстве Асуанской плотины перенесены на плато над старым руслом реки. Комплекс Абу-Симбел включен в список Всемирного наследия.

К.П. Слайд № 14 Храм Амона-Ра в Карнаке.

Храм Карнак - главное святилище страны. Это место земного пребывания бога Амона.

Храмовый комплекс Амона-Ра состоит из двора и колоннад, которые ведут к Большому гипостильному залу.

Гипостильный зал занимает площадь в 5000 квадратных метров. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли 134 колонны. В середине зала поднимались 12 "папирусных колонн" высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром.

В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамсеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити.

Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном. Центральный рельеф представлял собой колоссальное изображение фараона.

Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон-Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

В самой глубине, позади колонного зала, хранится статуя бога. Он стоит в скрытом от всех святилище, в священной барке, в которой Солнце совершает свой путь по небу. Во время больших праздников из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Она следовала мимо двух обелисков.

Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон. У ворот Луксорского храма их встречали жрецы и препровождали к жертвеннику. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов. А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме.

К.П. Слайды № 16, 17, 18

Древняя история развивалась не только во времени - она перемещалась и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, как бы фокусом мировой истории - на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. «И зарастали дворцы их колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни их».

Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в Западном полушарии. Культура древних майя исследована только в ее поздних периодах. Она имела древнейшую историю, но следы ее утеряны. Об американских материках европейцы до ХУ века знали меньше, чем мы сейчас о других планетах, а явившись туда с крестом и мечом, они сделали все, чтобы уничтожить то, что тогда еще сохранялось от древней культуры индейцев.

На территории Мексики открыта пирамида, погребенная под потоками лавы. Геологи определили возраст лавы: восемь тысяч лет. Значит. Возможно, что в Западном полушарии существовали культуры, намного более древние, чем в Восточном. Но они исчезли бесследно.

Неизвестно, была ли в действительности Атлантида, поглощенная океаном страна, о которой сохранилось столько смутных преданий. Неизвестно, кто возводил гигантское святилище солнца в горах Ливанa, в Баальбеке - от него остался фундамент, сложенный из каменных, монолитов размером более двадцати метров и весом в два миллиона килограммов каждый. Римляне, построившие там впоследствии храмовый ансамбль, не знали происхождения этого фундамента.

Древнейшие цивилизации, о которых известно науке, возникали, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э., на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки. Среди древних государств было одно, которое просуществовало, сравнительно мало изменяясь, более трех тысяч лет и создало особенно высокую и утонченную культуру.

Это государство Древнего Египта в долине Нила.

Наибольшее значение в культуре древних народов имела религия. Те немногочисленный памятники древнейшей архитектуры, которые сохранились до наших дней, - это гробницы правителей и храмы, посвященные богам.

4.Открытие новых знаний. Информационная часть урока.

Архитектура Древнего Египта

Боги древнего Египта.

К.П. Слайд № 19 Слова читает сам учитель.

Вышли люди из его глаз. Стали боги из его уст; Ты один обладаешь множеством рук,

Ты простираешь их к любящим тебя, Владыка мира, ты владеешь всей землей,

В твоих руках списки угодий и Веревка для обмера полей. Царь, да живет он,

Да здравствует, да будет Благополучен, глава всех богов...

Слова этого гимна посвящались главному солнечному божеству древних египтян - Амону - Ра.

В Египетском пантеоне насчитывалось около 2 тысяч богов. Боги часто выглядели устрашающе - в виде животных или получеловека - полуживотного. Боги были требовательны и непреклонны, а фараоны - велики и недосягаемы, архитектура громадна и подавляюща. Об этом нам рассказывают великие египетские пирамиды.

К.П. Слайды № 20. Сообщение ученика 1.

«Боги Древнего Египта»

Религия Древнего Египта - одна из древнейших письменно зафиксированных религий в мире. Важнейшими чертами египетской религии являются политеизм (многобожие) и синкретизм (соединение черт разных богов в одном божестве). Иконография богов Древнего Египта именно эти черты очень явственно подчёркивает.

Первоначально древнеегипетские боги, по всей вероятности, являлись воплощениями природных сил и явлений. В последующие периоды истории Египта они всё более получали человеческие черты.

Иконография каждого божества показывает его суть и назначение.

Так, очень часто божеству из-за определённых свойств приписывалось некое животное, символизирующее для египтян эти свойства. Со временем боги получали антропоморфный облик.

К.П.Слайд № 21Сообщение ученика 2 «Бог солнца – Ра»

Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица Феникс, бык Мневис и обелиск Бен-Бен. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено.

К.П. Слайд № 22. Сообщение ученика 3 «Исидаи Осирис»

Исида и Осирис, её брат и муж, правили вместе после того, как Ра отправился на небеса. Во время их правления Египет процветал, они обучили людей всем ремеслам и искусствам, необходимым для жизни.

К.П. Слайд №23. Сообщение ученика 4 «Мстительная Сехмет».

Разгневавшись на бунтующих смертных, бог Ра запустил свой глаз в небо. В полете око превратилось в мстительную богиню, опустошавшую землю до тех пор, пока её не остановили хитростью.

К.П. Слайд № 24.

«Все на свете боится времени, только время боится пирамид».

«Все на свете боится времени, только время боится пирамид»,- гласит арабская пословица. Всего в Египте насчитывается 80 пирамид. Самая грандиозная - пирамида Хеопса: ее высота- 146,6 м, длина стороны основания- 233 м. Она сложена из 2300000 каменных блоков массой около 2,5 т каждый.

До сих пор остается загадкой, как строителям удавалось поднять огромные камни на такую высоту. Еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были так плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие, ножа.

Пирамида служила гробницей фараону. Но она была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон, с ним в гробницу помещались все необходимые предметы быта, которые могли бы пригодиться царю в загробной жизни.

Пирамиды в Гизе имеют единое направление осей и строго ориентированы по сторонам света.

Все пирамиды имеют безупречно правильную четырехугольную форму. Форма пирамиды означала вечность, а отношение граней олицетворяло Божественную Гармонию Вселенной.

Храмы, посвященные богам и фараонам, строили на берегу Нила.

5. Физкультурная пауза.

К.П. Слайд 25

6. Объяснение практической работы

Введение в конструирование.

Сегодня на уроке вы приступите к макетированию – возведению объемного архитектурного сооружения из картона и бумаги. Это будет «Историческая башня», а каждый её уровень - символ очередного этапа развития тектоники. Полученные уровни и сформируют облик башни. Первый этап нашего уровня Макет египетской пирамиды с образом внутреннего пространства, который символизирует фантазию и замыслы архитекторов. На этом этапе мы с вами познакомимся с материалами и инструментами, чертежами, основными приемами работы с бумагой и научимся правильно организовывать рабочее место.

Знакомство с материалами и инструментами.

1) бумага чертежная в листах 62х85 (формат А0) – 4 листа

2) картон хром -эрзац (из такого картона делают коробки для обуви). Это гладкий с обеих сторон, белый тонкий картон. При размерах 70х90 см потребуется 5 листов.

3) Обычная писчая бумага – 5 листов.

Кроме того, тебе могут потребоваться калька, целлофан и цветная прозрачная пленка.

4) Инструменты: карандаш, ластик, ножницы, резак со сменными лезвиями, циркуль, транспортир, клей ПВА (белый), кисточка для клея, металлическая линейка.

5) Раздаточный материал - чертежи.

К.П. Слайд № 26

Как организовать свое рабочее место.

Чтобы пользоваться резаком нужно на стол подготовить лист фанеры размером не менее чем 40х50 см, а для того, чтобы резак не тупился о фанеру и двигался плавно, нужно фанеру закрыть куском картона. Рабочее место учащихся должно быть хорошо освещено, еще нужно подготовить коробку для обрезков картона – они могут пригодиться в дальнейшей работе.

К.П. Слайд № 27

Основные приемы работы с бумагой или картоном.

1) Как отрезать картон (бумагу).

2) Как сгибать картон (бумагу).

3) Соединение деталей при помощи клея ПВА ( без клея).

4) Придание бумаге округлой формы.

При знакомстве с приемами работы с бумагой я использую пособие для учителя «Бумажная пластика» автора В.П.Копцева. В пособии есть странички, на которых представлены: инструменты, приемы обработки

бумаги, приемы соединения бумаги.

К.П. Слайд №28

Знакомство с чертежами.

Чертеж для твоего макета.

Раздаю детям раздаточный материал - чертежи и рассказываю о том, как работать с ними, если, что–то не понятно ребятам они задают вопросы.

К.П. Слайд №29,

7. Практическая работа.

Мой макет.

Ребята приступают к выполнению макета пирамиды.

К.П. Слайд № 30

1. На основе из картона (1) начерти план пирамиды (квадрат с диагоналями). По периметру этого квадрата наклей уголки (2) из картона. Картонные полоски для диагоналей (3) надрезаются, вставляются одна в другую и приклеиваются к плоскости основания на ребро. В место пересечения диагоналей вставляется треугольник (4), острый угол которого пересекает одну из сторон квадрата по центру.

К.П. Слайд № 31

2. Деталь (5) – полоска картона, прорезанная вдоль центральной оси,- надевается на треугольник (4) и закрепляется кусочком картона (6), вставленным в прорезь треугольника.

К.П. Слайд № 32

З. По такому же принципу на треугольник (4) надеваются детали (7) и (8). Деталь (9), обозначающая главную погребальную камеру пирамиды,- это полоска картона, склеенная в форме куба без двух сторон. С помощью прорези эта деталь также надевается на треугольник. В деталь (9) можешь вставить маленький кубик (10), обозначающий саркофаг

К,П. Слайд № 33

4. Из четырех картонных уголков, закрепленных с помощью клея в четырехугольной пирамиде (11), получаешь каркас пирамиды (12), который вставляется в углы основания (2).

К.П. Слайд № 34

5.Можешь положить каркас пирамиды(12) на кальку, обвести, вырезать полученный треугольник – это будет одна из сторон пирамиды. На фото ты видишь, как детали внутренней конструкции (5 и 7), соприкасаясь с калькой, обозначают места входов в пирамиду.

К.П. Слайд № 35

6. Склей четыре четырехугольные опоры из картона (13) с одинаковыми прорезями на каждой стороне наверху. В эти прорези вставь квадратную конструкцию (14) из полосок картона, соединенных друг с другом.

К.П. Слайд № 36

7.Установи соединенные между собой опоры (13) и (14) на основу (1) и укрепи полученную конструкцию клеем (клей наносится на нижние ребра опор).

8. Начерти на бумаге прямоугольники такого же размера, как и стороны опор (13). Придумай свои образцы кариатид и срисуй их в начерченные прямоугольники. Затем наклей прямоугольники с рисунками на внешние стороны опор.

8. Обобщение. Закрепление знаний полученных на уроках.

К.П. Слайд № 37

В конце разбираем ЛСМ или отвечаем на вопросы.

Кто был архитектором пирамиды Хеопса?

С какими древними сооружениями вы познакомились? Почему древние постройки религиозно-культового назначения имели грандиозные размеры, и дошли до наших дней, в отличие от обычного жилья?

Какие виды искусства применялись в отделке сооружений?

К,П. Слайды № 38,39

Работа над макетом.

К.П. Слайды № 40,41,42,43,44,45,46,47

На этих страницах ты увидишь, каких высот достиг человек в умении организовывать пространство и возводить прекрасные сооружения.

К.П. Слайд № 48 Новые слова

• Тектоника (греч.) – строительное искусство.

• Отвес – простейшее сооружение (например груз подвешенный на нить) для определения вертикального земного притяжения. Отвес использовался при возведении любых сооружений.

• Макет – (в архитектуре) – модель здания, представляющий здание или группу зданий в уменьшенных размерах.

• Пилон – башнеобразное сооружение в виде усеченной пирамиды.

• Стела – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным и клинописным изображением.

В заключении учитель обобщает урок, акцентирует на то, что изучена очень важная тема, с которой учащиеся будут сталкиваться при изучении всего курса изобразительного искусства и что успешное ее усвоение поможет в усвоении последующих тем, призывает к серьезному и осмысленному подходу к домашней работе и прощается до следующего урока.

10 Домашнее задание:

Закончить конструирование макета египетской пирамиды дома.

К.П. Слайд № 49 Первоисточники

Использованные материалы были взяты с сайтов:

• aerutravel.ru

• turvsesvit.com.ua

• xfont.ru

• grafamania.net

• egypt4russians.com

• sherp.info

Используемая литература:

• 1.Поурочные планы. Изобразительное искусство 8 класс по программе Б.М.Неменского

• 2.Ю.А.Солодовников «Человек в мировой художественной культуре» 6 класс

• 3. Искусство «Я – архитектор. Моделирование пространства. Макет» Рабочая тетрадь для 5-9 классов

• 4. Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств

Музыка:

• Nepal – Celestial

• Land Of Promise – Sacred Spirit

• Night Village – Deep Forest

globuss24.ru

Архитектура древних цивилизаций америки

страница 1

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков. Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras). Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития. К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.

Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.

Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями — каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.

На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота 2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.

К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.

В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.

В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков — и они строили пирамиды с декоративными фризами.

Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас — Мексика).

Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов — Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.

Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков — из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.

Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.

Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.

В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.

Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.

В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.

К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.

Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.

В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.

В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250—300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.

В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.

Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.

Источник: http://www.arhitekto.ru

Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.страница 1 скачать файл

Смотрите также:

Архитектура древних цивилизаций америки 61.73kb. 1 стр.

История баскетбола Описания игр, напоминающих современный баскетбол, встречаются у древних норманнов и во многих культурах «доколумбовой Америки» 46.51kb. 1 стр.

Британский музей в Лондоне 45.51kb. 1 стр.

www.moglobi.ru

Архитектура древних цивилизаций америки

Подобный материал:
  • Мистерии Древних Демонических Цивилизаций статья, 79.65kb.
  • Окладникова Е. А. Символы ценностных доминант «локальных цивилизаций» Северной Америки, 117.99kb.
  • Вниманию оптовых покупателей, 6320.61kb.
  • И. А. Гвоздева История Древних Цивилизаций Учебное пособие, 2101.6kb.
  • Культура древних цивилизаций раннеземледельческие цивилизации эпохи неолита, 158.43kb.
  • Вопросы по истории 6 класс, 25.46kb.
  • Тема: География в древности, 43.33kb.
  • Иям разных стран, языческим культам древних цивилизаций… Помимо этого в нем много интересных, 5.1kb.
  • Ancient Peoples and Places, 2263.84kb.
  • «Золотое сечение пропорции», 489.73kb.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков. Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras). Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития. К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.

Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.

Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями — каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.

На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота 2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.

К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.

В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.

В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков — и они строили пирамиды с декоративными фризами.

Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас — Мексика).

Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов — Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.

Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков — из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.

Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.

Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.

В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.

Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.

В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.

К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.

Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.

В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.

В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250—300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.

В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.

Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.

Источник: ekto.ru

ссылка скрыта

geum.ru

Реферат - Архитектура древних цивилизаций америки

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ АМЕРИКИ

Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков. Это произведения строительного искусства и ваяния, стоящие здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras). Хотя вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, основанного на самых простых началах, но между ними нельзя, по крайней мере, не отличить двух различных степеней развития. К одной из них, более совершенной и, во всяком случае более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к другой, позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, вообще в пределах прежнего царства ацтеков, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно.

Развалины, встречающиеся в Мексике, представляют собою по большей части остатки или храмов, или укреплений. Их постройка отличается массивностью, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.

Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычно так называемые ложные своды. Поверхность стен декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

Основным строительным материалом, особенно при возведении значительных сооружений, являлся камень; орудиями — каменные же молоты. С их помощью созданы могучие крепости, дороги, водоводы; ножами из обсидиана срезали стебли, из волокон которых сплетали канаты для висячих мостов.

На территории Мексиканского плоскогорья (средняя высота 2300 м над уровнем моря) на смену друг другу приходили различные культуры, пока она не стала центром Ацтекского царства.

К значительным памятникам того времени относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.

В X в. Теотиуакан был занят толтеками. Их столицей была Тула. Здесь сохранились многочисленные памятники того времени. Для искусства толтеков характерны выдающиеся орнаментальные каменные композиции. Развалины целых городов находятся в Туле (Толлане), древнем городе толтеков, при Папантле и Мапильке в Веракруце, при Паленке в провинции Чиапасе и при Окозинго в провинции того же имени.

В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков — и они строили пирамиды с декоративными фризами.

Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан (сейчас — Мексика).

Культура до периода Майя достигает своего расцвета (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы. Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов — Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.

Строители майя чрезвычайно быстро убедились в том, что деревянные балки перекрытий уничтожаются термитами в считанные годы и полностью перешли на сооружение «сложных» сводов из крупных каменных блоков — из-за этого внутренние пространства построек еще более узкие, чем в Месопотамии.

Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов.

Значительным памятником третьего периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.

В период с 1000 г по 1300 г. на юге Перу расцветает город Тиауанако близ озера Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором. «Декор» на монолитных воротах Тиуанако, как считает большинство ученых, представляет собой гигантский календарь.

Большой храм в Мексике, стоявший посередине города, был так велик, что, по свидетельству Кортеса, в нем можно было поместить 500 лошадей. Он представлял собою пирамиду в пять этажей, в 38 м вышиною, имел в основании 95 м и был украшен двумя башнями.

В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско. В период с 1300 по 1400 г. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефными пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.

Символом могущества империи инков был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка. Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д., причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.

К важнейшим и древнейшим памятникам страны, принадлежат две пирамиды при Сан-Хуане-де-Теотихуакане, в долине Мексико, стоящие в кругу менее массивных, но высоких пирамид. Другие пирамиды замечательного устройства находятся в Сан-Кристобаль-Теопантепеке, в Санта-Круце-дель-Кихе, при Хочикалко в Гуатуско, при Куернаваке и в других местах.

Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках и в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.

В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.

В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В первом из этих государств замечательны Комаягуа, Харумела и Лахамин, вблизи которых найдены обтесанные камни и весьма красиво раскрашенные вазы; далее Темампуа с 250—300 различными зданиями, между которыми одно имеет в длину 95 м и содержит в себе разные пирамиды, особенно же Копан, памятники и орнаменты которого могут поспорить с египетскими. Колоссальные изваяния идолов нередко встречаются на гребнях гор до 700 м вышиною.

В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.

Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, напр., знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.

Источник: http://www.arhitekto.ru

Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.

www.ronl.ru


Смотрите также