Особенности древнего права. 1.1 Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности права стран древнего востока (стр. 3 из 5). Особенности древнего права


Особенности права стран древнего востока

2. Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока

Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов «большой семьи». Кастовые (освящаемые религией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых. /7, с.56/

Закрепление кастовых привилегий в правовых системах древневосточной цивилизации — это особенность обусловленная тем, что видом социальной дифференциации того общества являлось не деление на рабовладельцев и рабов, а деление на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.). Это особенно ярко проявилось в Древней Индии, но социальная стратификация имелась в Древнем Египте и Древнем Иране.

Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне: профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной варны в другую в принципе был не возможен.

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником. /8, с.83,84/

В странах Древнего Востока право, как и государство, возникло раньше, чем в античном мире, но их развитие шло гораздо медленнее. Но при этом сохранялась преемственность исторически сложившихся правовых обычаев. Так, непосредственным предшественником Законов Хаммурапи являются законы, происходящие из царства Эшнунны и многие положения семейного, долгового права совпадают.

В упомянутых текстах следует видеть последовательные стадии развития единой традиции месопотамского клинописного права, что, однако, не исключает сохранения местных различий. /6, с.102/

Характерной чертой цивилизации Древнего Востока являлось формирование государственной власти в виде восточной деспотии. Отсутствие частной собственности на землю, незащищенность прав собственника приводят к деспотичной власти государства. Так было в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирии, Персии и в других странах Древнего Востока. /8, с.33/

Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.

Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все боле прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств: Законах царя Хаммурапи, Законах Ману и т.д.

Однако роль права нельзя свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации разных народов такое закрепление несомненно существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением угнетенной личности господину, нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также для обеспечения единой власти в государстве.

Важным следствием формирования единого для разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что с его помощью стало возможным разрешение споров, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших зачастую губительные последствия. В древнейших обществах Востока установления общего порядка определялось победой сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть вождей других племен и вводил единый порядок, существенно отличавшийся от родоплеменного. Так происходил процесс становления правового порядка в Египте в результате покорения «Верхним царством» (IV тыс. до н.э.) Среднего и Нижнего, в Шумере и Аккаде с установлением династии Саргона (III тыс. до н.э.). /7, с.56-60/

Как уже говорилось, первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства «Овальная пластинка» Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства — возможно, устного, — не приводя его текстуально.

Первый дошедший до нас текст законов — Законы Шульги (прежнее название — Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным «автором» является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из «Пролога», за которым следовали конкретные правовые нормы.

Следующий из сохранившихся законодательных памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из «Пролога», примерно 43 статей, и «Эпилога».

Законы, происходящие из царства Эшнунны дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из «Пролога» и 60 статей. /6, с.99,100/

Самые первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III(XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой «сорок кожаных свитков (с законами)». /8, с.59/

Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. /8, с.71/

Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывающими сомнений, В Законах Хаммурапи вообще не упоминаются, например наказание за умышленное убийство, кражу или за чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулировке важнейших общих принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели. Поэтому они выражали их казуистически: принцип «по одному делу решение два раза не выносится» выражен, видимо, в §5, который карает судью за «изменение решения» после того, как решение уже принято и выдан соответствующий документ. [5] /6, с.103/

Таким образом, тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента. /2, с.14/

Напротив, в Древней Индии основным источником права были и до сих пор остаются в общинном быту религиозные книги — веды (Ригведа), дхармасутры и дхармашастры, создаваемые брахманами. /7, с.56/

В Древней Индии понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману. /2, с.21/

mirznanii.com

Особенности права стран древнего востока

Соблюдение дхармы контролировалось священнослужителями и царскими чиновниками, так как дхарма — не только свод правил, обязательный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В Законах Ману, в перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделено соблюдению подданными дхармы. [4]

Поведение человека, его поступки должны были соответствовать трем видам социальных норм: Дхармашастре, Артхашастре, законам и актам правителей.

Главными источниками сведений о праве, законах, юриспруденции Древней Индии являются религиозно-нормативные сборники Артхашастра, Законы Ману (II в. до н.э.), авторство которых легенда приписывает прародителю людей. /8, с.98,99/

Главное в Законах Ману — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. /2, с.21,22/

По форме Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхараты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни. /8, с.99/

Но тем ни менее, нормы права, предписания этико-морального характера ставят в приниженное, фактически бесправное положение угнетенные сословия, низшие касты и, наоборот, всячески оберегают знать, правящую прослойку: царя, его окружение, высших брахманов, кшатриев, а также чиновников. Законы откровенно фиксируют право привилегий для знати. Жизнь кшатрия приравнена к одной четвертой жизни брахмана, вайшьи — к одной восьмой, шудры — шестнадцатой. Об ответственности брахманов за смерть лиц из отверженных каст вообще нет указаний. [4] /8, с.107/

В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.

Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа. Известны были в Древней Индии договора аренды, купли-продажи и дарения.

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына. Наследование по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне.

Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом и процесс носил состязательный характер. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. /2, с.22-26/

Право Древнего Китая знало понятия собственности, владения и распоряжения. Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и хотя находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В V-III вв. до н.э. существовало две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайскому праву известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получает договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго получает распространение договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Известны были отсрочки платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа вело к появлению долгового рабства. В V-III вв. до н.э. получает распространение договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.

Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители.

Ели верить преданиям, уже в X в. до н.э. чжоуским Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 статей и предусматривала довольно разработанную систему наказаний. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, различая неосторожные и умышленные деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах.

Суд не был отделен от администрации, судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения.

В период Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительно-состязательный характер. В случаях совершения преступлений рабами в процессе имели место элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состязательный. /2, с.32-34/

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших — старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных. /8, с.46/

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.

Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К.И. Батыра - М.: Манускрипт, 1993.- 374с.

Законы из Эшнунны //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

Законы Ману //Там же.

Законы Хаммурапи, царя Вавилона //Там же.

История древнего мира. Ранняя древность /Под ред. И.М. Дьяконова - М.: Наука, 1989.- 470с.

Общая теория права: Учеб. пособ. для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. Ч.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994.- 272с.

mirznanii.com

Особенности гражданского права в странах Древнего Востока.

Количество просмотров публикации Особенности гражданского права в странах Древнего Востока. - 421

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт.

Древнейшим способом развития права было акционированиегосударством сложившихся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаеви традиций,которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устнойтрадиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай.С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются сложившиеся нормативные системы. Поэтому все древнейшие нормативные акты являются записью обычного права (т.е. правовых обычаев).

До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы),которые датируются концом III тыс. до н.э.и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи,созданные в XVIII в. до н.э.,сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для исследования древневосточного права.

К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра),оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I - II вв. до н.э.и II в. н.э.

Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника. Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай - казус. Поэтому право носило казуистический характер.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма здесь имела религиозное обоснование. Наиболее выраженный религиозный характер имело право Древней Индии, где, по-существу, религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как ʼʼпосле смерти отправление в адʼʼ.

В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

referatwork.ru

Основные черты древнегреческого права

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

     Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них, но в основном они были схожи. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов.

     Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

     В Имущественных отношениях афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое и недвижимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди имущественных прав были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось .

     Обязательственные отношения возникали либо из устного - деликта, либо из письменного договора. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. В качестве средств обеспечения договорных обязательств являются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

     Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времени ослабляется.

     Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

     Афинскому уголовному праву были известны многие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества. Серьезными прегрешениями считались также клевета, плохое обращение детей с  престарелыми родителями, похищение девушки. Вора-рецидивиста обращали в рабство.

     Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (лишение всех прав). В тюрьму сажали за неоплату долгов или же для предупредительного задержания – чтобы задержанный не сбежал во время расследования. Наказание для рабов и свободных было различным. Телесным наказаниям подвергали в основном рабов.

     В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников   вывозили   за   пределы   полиса   и   выбрасывали   без   захоронения .

     Судебный процесс в Афинах начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава семьи, за метека – его простат (покровитель), за раба господин. Затем должностное лицо проводило предварительное расследование. По окончании расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием.

     Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решениея гелиэи были безапелляционными.

Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга государств - полисов.

     Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения, распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

     Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов гражданского управления

Основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя. Понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было.

Список использованной литературы

1. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. —1744 с.

2. Желудков А.В. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2003. - 176 с.

3. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Милехина Е.В. 2002. - 208 с.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. - М.- Издательство НОРМА,  1996. – 480 с.     

5. Косарев А.И Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. М.: Юриспруденция, 2007. – 504 с.

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Т.1, 2000. – 592 с.

students-library.com

1.1 Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока. Брачно-семейное право по законам Ману

Похожие главы из других работ:

Государство и право Древнего Востока и Рима

1. Роль религии в государственно-правовых системах стран Древнего Востока

Большое значение на Древнем Востоке имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей...

Государство и право Древнего Востока и Рима

4. Особенности семейного и наследственного права мусульманского Востока (традиция и история)

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка...

Древнее иудейское право

ГЛАВА II. Система источников древнего иудейского права

...

Источники (формы) права

2. Виды нормативно-правовых актов и их особенности как источников права

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона

...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая

...

Понятие и признаки восточной деспотии. "Новый курс" Рузвельта

1. Восточная деспотия как тип государственной организации власти в государствах Древнего Востока

Слова деспотия, деспотизм лишены определенного государственно-правового или историко-политического содержания. Входят в употребление они в конце XVII -- начале XVIII в.: впервые их употребил французский писатель-моралист Ф...

Понятие правовой системы (правовой семьи)

Раздел II. Классификация правовых систем. основные виды правовых систем и их краткая характеристика

...

Правовые семьи и правовые системы

II. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ОБЩЕГО ПРАВА. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ. ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО СТРАН БРИТАНСКОГО СОДРУЖЕСТВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ КАНАДЫ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

...

Правовые семьи и правовые системы

2.4 Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии

Особенность правовой семьи общего права заключается в том, что английское общее право распространилось и на другие страны. Сформировалась целая группа стран, где специфика английского юридического мышления...

Правовые системы стран Латинской Америки

1. Формирование правовых систем стран Латинской Америки

Многие западные компаративисты безоговорочно относят право стран Латинской Америки к романо-германской правовой семье. Однако звучали и требования выделить право стран Латинской Америки. Р. Давид полагает, что латиноамериканское право...

Правовые системы стран Латинской Америки

3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки

правовая система латинская америка В области частного права правовые системы латиноамериканских стран можно объединить в две группы. В первую группу следует отнести правовые системы...

Скандинавское право

2. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран

Самобытным путем, в значительной степени независимо от факторов, действовавших в континентальной Европе, происходило формирование права в Скандинавских странах...

Скандинавское право

4. Особенности правовых систем Скандинавских стран

Правовые системы в Скандинавских странах принято делить на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права...

Юридическая доктрина

1.2 Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности

Один из примеров юридической доктрины как источника права, встречающийся в истории политико-правовой мысли являются учения Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Конфуций видел добродетель как обширный комплекс этико-правовых норм и принципов...

pravo.bobrodobro.ru

Основные черты права Древнего Вавилона. История государства и права древних государств

Похожие главы из других работ:

"Каролина" - уголовно-судебное уложение феодальной Германии

3 Основные черты уголовного права - преступления и наказания

В Каролине получили разработку некоторые важные понятия общей части уголовного права. Однако эти понятия не всегда были обличены в четкую и строгую форму; кроме того, они не были перенесены в систему абстрактно-юридических категорий...

Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке

ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА

...

Государство и право Древнего Рима. Революция Мэйдзи в Японии

1.3 История права Древнего Рима

В истории права Древнего Рима традиционно выделяется четыре этапа, не совпадающих с периодизацией истории Римского государства, что явилось следствием действия ряда факторов объективного характера: I...

Древний Китай: особенности и этапы развития

1. Основные этапы истории Древнего Китая

Древний Китай - китайская цивилизация и мифология, одна из самых древних историй в мире, стоянки древнего человека доисторического периода, ритуальные церемонии и обряды, идеализированные мифические герои, прародители китайского народа...

Законы Хаммурапи как исторический памятник права

III. Характеристика права Вавилона по Законам Хаммурапи

...

Источники древнерусского права

2.2 Основные черты гражданского права по Русской Правде. Право вещное, наследственное, обязательственное, семейно-брачное

Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения этого права. Причина, очевидно, заключается в том, что содержание этого права было тогда различным в зависимости от того...

Основы российского уголовного права. Ответственность за отдельные виды преступлений

1. Понятие, задачи, система и принципы уголовного права. Уголовный закон: понятие, основные черты, структура статей Особенной части уголовного закона

Уголовное право является самостоятельной отраслью права. Оно представляет собой совокупность установленных юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются преступлениями...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона

...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

1.2 Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона

Древний Вавилон, как и древний Египет, представлял собою одно из древнейших государств, формой правления которого была восточная деспотия. Первоначально в долинах рек Тигр и Евфрат (Двуречье) было несколько небольших государств...

Политическая и правовая мысль Древнего Востока

Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая

...

Право Украины в период формирования административно-командной системы (30-е годы)

1. Основные черты гражданского права

Ликвидация НЭПа привела к существенным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений...

Свод законов Хаммурапи и развитие права в США

1. Определите основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи

закон хаммурапи конституция билль право Законы Хаммурапи - свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи, который, придавая большое значение законодательной деятельности...

Убийство, совершенное в состоянии аффекта

2.2 Основные отличительные черты немецкого уголовного права от российского применительно к убийству, совершенному в состоянии аффекта

Следует выделить следующие отличительные черты немецкого уголовного права применительно к убийству, совершенному в состоянии аффекта, от российского: I. Применяемая терминология не всегда совпадает с используемой российским законодателем...

Уголовно-процессуальное положение "Каролина"

1.3 Основные черты уголовного права

"Каролина" не содержала четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовное право в ней стоит по объему на втором месте. Ему посвящено более ста статей...

Украинская государственность в годы Второй Мировой войны

I. Основные черты права.

Основные изменения в правовой системе Украинской ССР осуществлялись главным образом в соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве, обусловленными чрезвычайными обстоятельствами режима военного положения...

pravo.bobrodobro.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Производство Основные черты и особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока.

просмотров - 592

Древняя Индия и Древний Вавилон

Государство и право Древнего Востока.

Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в Северной Африке. Наиболее ранними были государства Древнего Востока: Древний Египет, Вавилон, Индия и Китай, которые сложились на рубеже IV и III тысячелœетия до н.э.

Различают два типа рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественно-экономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество.

Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются:

1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.

2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей.

3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.

Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления была деспотия, которая характеризовалась:

во-первых, неограниченной наследственной властью монарха;

во-вторых, обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всœей религиозной власти;

в-третьих, наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;

в-четвертых, признанием монарха верховным собственником всœей земли;

К основным функциям древневосточных государств можно отнести следующие:

- в силу особых климатических условий и почвы, которые требовали создания сложных ирригационных систем, возникает крайне важность в организации общественных работ;

- функция подавления недовольства и массовых выступлений народных масс;

- внешняя функция: защита своей территории от внешней опасности и захват чужих территорий, ограбление чужих народов, захват военнопленных с целью превращения их в рабов.

Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими функциями. Здесь существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.

Восточная деспотия была наиболее распространенной, но не единственной формой правления. Наряду с деспотией в странах Древнего Востока при определœенных условиях могли возникать и возникали также республиканские формы правления. К примеру, существование двух древнеиндийских республиканских ган: личчхави и маньев (см. Приложение, схема 1).

Основные особенности древневосточного права:

1. Тесная связь с религией.

Предшествуя праву, религия существенно влияла на его возникновение и формирование. Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление. Οʜᴎ оказывали влияние на содержание права путем толкования правовых норм, внося в них изменения и дополнения.

2. Право не знало делœения на отрасли права, было бессистемным. Не было делœения на гражданское, уголовное, административное и т.д. Современные ученые для удобства анализа древних памятников права условно выделили обязательственное право; право частной собственности; брачное и наследственное право; преступления и наказания; судебный процесс.

К примеру, в законах Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл для удобства пользования разделил текст на 282 статьи. В законах прослеживается лишь группировка правовых норм. Так, ст.ст. 1-5 содержат положения процессуального характера; ст.ст. 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; ст.ст. 127-195 - семейных и наследственных отношений. Такое делœение условно, не фиксировано законом, в связи с этим сам документ нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права.

3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной практики, не содержат общих правил, а излагают конкретные случаи - казусы, и в связи с этим нормы права носят казуистический характер. К примеру, ст. 17 Законов Хаммурапи гласит: “В случае если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему два сикля серебра”. Казусной оговоркой является “в степи”, а если раба поймают в лесу или во дворце, либо в другом месте, то не известно, что из этого следует.

4. Нормы древневосточного права носили неразвитый, застойный, формальный характер и очень медленно изменялись. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определœенной формы.

Читайте также

  • - Основные черты и особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока.

    Древняя Индия и Древний Вавилон Государство и право Древнего Востока. Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в Северной Африке. Наиболее ранними были... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Смотрите также