Русская история в картинах художников. Древняя русь картины
Русская история в картинах художников
Картины русских художников на тему отечественной истории, созданные мастерами живописи в основном в самый модерновый период в истории русской живописи – 1880-1914 годы. Под каждой картиной даётся описание, чтобы было интересно разглядывать. Николай РерихСлавяне на Днепре1905
Славяне – самая большая семья народов в Европе и одна из самых больших в Азии. Не сразу из отдельных племён сложились народы, а некоторые, в том числе и многочисленные славянские племена вообще исчезли.Поляне, которые жили по берегам среднего течения Днепра, составили основу населения Киевской Руси. Ильменские словене были ядром Новгородской республики. Кривичи – предки смолян – были защитниками западных рубежей славянских земель. Потомки волынян и бужан, живших по берегам рек Западный Буг и Волынь, живут там и доныне. Столицей вятичей стал город Вятка. Потомки древлян живут в Полесье – украинском и белорусском…Недавно украинские археологи провели раскопки в Коростене – так называется столица древлян Искоростень – и сделали там много важных открытий. А дреговичи, жители некогда славного Туровского княжества, менее заметны на общем славянском фоне. “Растворились” среди других славянских народов и племена радимичей, северян, уличей и тиверцев.
Виктор ВаснецовБой скифов со славянами1881
На картине изображено сражение русских витязей с кочевниками. Как отличить русских от степняков? У русских металлические шлемы и кольчуги, да и оружие выковано или обито металлом – мечи и тяжёлая булава. И ещё у русичей были красные щиты, заострённые книзу. У кочевников железных доспехов не было, да и когда им металл добывать, выплавлять и ковать, если они всё время в пути? У скотоводов и одежда по большей части была из кожи, которую они ярко окрашивали. Волосы красили хной, и все казались рыжими. Степняки предпочитали вести бой короткими копьями с металлическими наконечниками: кололи ими врага или метали на небольшое расстояние. И, конечно, пользовались луками.Славяне вели осёдлый образ жизни, а кочевники пасли скот и жили разбоем. Разграбят и ускачут в бескрайнюю степь.Этот бой произошёл на границе. В стычке, судя по всему, побеждают русские воины, хотя их и меньше. На заднем плане русский воин рубит мечом щит, за которым спрятались двое. Вот-вот кожаный щит разлетится на куски. Что делать? Побыстрее бы убежать от границ Руси.По историческим представлениям начала XX века, художник назвал кочевников скифами. Сегодня уже известно, что славяне со скифами на историческом пространстве не пересекались.
Неизвестный художникТорг у древних Славян
На картине изображён славянский торг на реке Днепре. Из каких тоько краёв ни пожаловали купцы, что они только ни привезли!Удивляться такому разнообразию товаров, нарядов, языков, “валют” не приходится: через славянские земли проходило несколько важнейших торговых путей. Главный путь – “из варяг в греки”, то есть из Скандинавии в Византию. На юг ехали не только шведы, норвежцы и датчане, но и купцы из всех стран Северной Европы.А византийские греки спешили на север. Их целью не обязательно были страны, расположенные на берегах Балтийского моря. Они могли продать свой товар славянам, купить у них шкуры диких животных, мёд, изделия кузнецов и гончаров и вернуться домой, чтобы на берегах Босфора с большой выгодой продать товары с берегов Днепра. Можно было торговать изделиями славян и в Скандинавии… Торговых людей было много, и потому купцы, несмотря на опасности, которые подстерегали их в дальних странствиях, спешили в путь.Был и другой путь – “из варяг в персы”. Купцы плыли с севера по Волге в Каспийское море. И в обратном направлении.
Генрих СемирадскийПохороны знатного руса
Летом 921 года из Багдада в Волжскую Булгарию отправились арабские дипломаты, чтобы установить добрые отношения между двумя странами. В составе делегации был секретарь – Ахмад Ибн Фадлан. Он старательно описывал всё, что увидел во время путешествия. А увидел он много такого, о чём многие не знали ни до, ни после него.На берегах Волги встретил Ибн Фадлан русов, наших предков. Он описал их внешность и обычаи. Особенно подробно рассказал, как русы хоронили знатного соплеменника. Русы стрили для умершего огромную ладью, клали в неё всё, что было дорого тому в жизни, а потом поджигали ладью вместе с телом и всем добром. На вопрос Ибн Фадлана, зачем они это делают, один из русов объяснил:“Вы, арабы, берёте умершего, самого любимого для вас человека, самого уважаемого вами, и бросаете его в землю, и съедают его прах черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он входит в рай немедленно”.Описание древнего обряда было сделано арабским путешественником так точно и подробно, что спустя десять веков художник Генрих Ипполитович Семирадский смог его изобразить на своей картине.
Клавдий ЛебедевНочь на Ивана Купалу
У восточных славян Купала был главным персонажем праздника летнего солнцестояния – так называли чучело. Во время праздника его “купали”, то есть топили в реке – отсюда и название. А когда славяне приняли христианство, этот праздник был приурочен уже ко дню рождения Иоанна Крестителя, которого в народе стали называть Иваном Купалой, он в реке Иордан крестил Иисуса Христа.Хотя праздники совпали, но не смешались в один. Сохранилось ещё много языческих поверий и обычаев. В этот праздник трав, воды и гаданий девушки плели венки и пускали их по воде: важно, чтобы венок, подхваченный течением, уплыл далеко-далеко, где его найдёт будущий жених. В ночь на Ивана Купалу прыгали через костёр, чтобы сжечь все грехи.Люди верили, что только в эту ночь расцветает папоротник. Цветок будто бы светится в темноте. Кто сможет его найти и унести из леса, тот обретёт счастье. Цветок укажет, где зарыт клад. С цветком нужно уходить, не оглядываясь. Если оглянешься, нечистая сила выхватит ценное растение из рук, а человек окажется в темноте, в которой можно легко пропасть. Многие поверья этого праздника описаны Николаем Васильевичем Гоголем в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.
Виктор ВаснецовВаряги1909
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.
Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
Неизвестный художникУбиение Аскольда и Дира Олегом
Из древних летописей известно, что ильменские словене (новгородцы) и финно-угорские народы говорили так: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет", - а потому пригласили править ими князя Рюрика. Пока Рюрик с двумя братьями наводили порядок в северных землях, двое его дружинников, варяги Аскольд и Дир, отправились на юг, в поход на Царьград. Тогда в Киеве не было правителя, и киевляне решили: пусть ими правят варяги.Бездетными умерли братья Рюрика. Оставив наследником Игоря, умер и сам князь Рюрик. Игорь был ещё мальчиком и не мог править самостоятельно, приглядывать за ним и помогать ему Рюрик попросил Олега.В 882 году Новгородский князь Олег собрал войско и пошёл водным путём на юг, заняв Смоленск и Любеч, спустился к Киеву. Согласно летописи, Олег обвинил Аскольда и Дира в том, что власть над Киевом они присвоили незаконно, потому что не принадлежали к призванному варяжскому роду. Аскольд и Дир были убиты.До сих пор в Киеве есть памятник – Аскольдова могила.А в Киеве сначала правил Олег, а когда Игорь подрос, власть перешла к нему. Так возникло государство Киевская Русь.
Николай РерихКняжья охота. Утро.1901
Николай РерихКняжья охота. Вечер.1901
Люди охотились с древнейших времён. Не только для добычи пищи: охота считалась лучшей школой воспитания воинов. Все великие князья, а потом и цари из рода Рюриковичей были заядлыми охотниками.Первым из князей, кто упоминался как охотник, был Игорь Рюрикович. Не только воином, но и охотником был его сын Святослав. Из двенадцати сыновей Владимира Святославича двое были страстными охотниками.Ярослав Владимирович Мудрый описал как, на кого и с чем охотился. Если восточные владыки предпочитали стрелять в жертву из лука, то русские князья встречались со зверем один на один. Один князь уравновешивал шансы на победу в борьбе со зверем с помощью меча, другой предпочитал длинные охотничьи ножи, третьи выходили на медведя или кабана с рогатиной.Владимир Мономах не считал охоту жестокой забавой. Он писал: “Всё же то дал Бог на угоды человеком, на снедь, на веселье”. Да и живности в те времена в наших лесах и полях водилось множество, а в реках рыбы было столько, что лови, сколько хочешь, меньше её не станет.Охота разделялась на псовую и соколиную. На картине показана псовая охота – с собаками, которые почуяли лося.
Николай БодаревскийКнязь Олег прибивает свой щит на врата Царьграда
В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом. Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.
Виктор ВаснецовПрощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”1899
На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.Распрощались они, и князь отправился в боевой поход на другом коне. Много лет он воевал, часто побеждал в сражениях, а когда вернулся с богатой добычей домой, то поинтересовался, жив ли его боевой товарищ. “Уже несколько лет, как умер”, - ответили конюхи.“Обманул меня волхв, - вздохнул князь, - я мог бы ещё долго не расставаться со своим конём. Где лежат его кости?” – спросил он конюхов.Пошёл за ними Олег и увидел белые кости. Наступил он на череп коня, а оттуда выползла ядовитая змея и ужалила Олега. Вскоре князь умер.Свершилось предсказание волхва: Олег принял смерть от своего коня.
Виктор ВаснецовБаян. Тризна.1910
В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Такие сказители были у многих народов. Ирландцы называли их “бардами”, греки – “аэдами”. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Он упомянут в “Слове о полку Игореве”, есть о нём запись и на стене Софии Киевской. А в Новгороде Великом имеется улица Бояна. Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать”. Боянами называли когда-то выдающихся поэтов и исплнителей. Это имя распространено среди болгар и тюркских народов, предки которых были кочевниками.Баяна в “Слове…” называют “вещим”: он и песни пел, и предвещал будущее. Но его нельзя назвать гадателем: Баян был великим наставником князей и людей из народа. Его песни призывали к объединению не только русских княжеств, но и всех славянских народов.В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники древнему сказителю.
Виктор ВаснецовГусляры1899
Гусли – струнный музыкальный инструмент. Его звучание, напевность соответствует русскому характеру, а потому на Руси было немало знаменитых гусляров.Древние греки играли на кифаре, армяне наслаждаются звуками своего канона, иранцам милее сантур, финны ни на что не променяют кантеле, а литовцы – канклес…Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях византийских императоров. Гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Вид клёна Явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – “яровчатые”. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться “звончатыми”.Из былин мы знаем имя гусляра и новгородского купца Садко. На гуслях играл и богатырь Добрыня Никитич. Любил ударить по струнам и разбойник Соловей Будимирович.Но всех превзошёл лучший гусляр Киевской Руси Баян. Был он и вещим сказителем.
Василий СазоновПервая встреча князя Игоря с Ольгой
Сын Рюрика и его наследник, будущий великий Киевский князь Игорь, встретил псковитянку Ольгу и полюбил её. Согласно легенде, Ольга была простой крестьянкой – дочерью перевозчика через реку. На переправе Игорь и увидел девушку, и её красота покорила его. Свадьба состоялась позже, когда по требованию Игоря в столицу Киевской Руси привезли его невесту.Учёные до сих пор спорят о том, кем по происхождению была княгиня Ольга и в каком году она вышла замуж за Игоря. Некоторые исследователи утверждают, что она была княжной, возможно, скандинавского происхождения.В 945 году, возвращаясь с полюдья в Киев, Игорь решил обложить древлян повторной данью. Сначала к князю направили послов, которые напомнили ему, что вся дань уже собрана. Когда Игорь не уступил и настаивал на повторном сборе полюдья, его схватил и жестоко казнили.Княгиня Ольга осталась вдовой и правила страной единолично от лица малолетнего сына, Святослава Игоревича. Так она стала первой русской женщиной-правительницей. Первым делом она жестоко отплатила убийцам своего мужа, которого очень любила и сына которого, Святослава, растила.
Клавдий ЛебедевПолюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года1903
Сбор дани при князе Игоре. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага. Кроме того, дружинники совершали военные походы, расширяя владения князя. Крестьяне, в частности, древляне, в этих походах и сражениях не участвовали: они пахали землю и собирали урожай. Существовали нормы дани, но крестьяне зачастую утивали продукты от сборщиков дани. После неудачного похода на Византию дружинники Игоря стали жаловаться, что они обеднели и желают отправиться за данью к древлянам.В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.
Андрей ИвановПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году.Около 1810
Князь Святослав отправился в поход против Болгарского царства. В Киеве не было и воеводы Претича – он находился на другом берегу Днепра. Печенеги решили, что настало время отомстить киевлянам за поражения.Княгиня Ольга решила отправить гонцом юношу, который знал язык печенегов. Он должен был пройти через ряды врагов, вплавь переправиться через Днепр и отыскать Претича. Княгиня сказала, что, если юноша не приведёт подмогу утром, она прикажет сдать город.Вечером молодой киевлянин тайком выбрался из города. Он бродил от одного костра к другому и спрашивал на печенежском языке, не видел ли кто его лошадь. Воины только отмахивались – мол, сам упустил, сам и ищи. Парень добрался до воды и поплыл к противоположному берегу. Только тут печенеги догадались, что выпустили из города гонца.Получив сообщение княгини, воевода приказал тут же выступить в поход. С восходом солнца рать уже была на другом берегу реки. Но дружина небольшая, а печенегов – целое войско. Тогда Претич велел дуть в трубы, бить в барабаны – поднять шум, чтобы печенеги решили: Святослав вернулся. Осада была снята, и горожане спасены благодаря смелости юного киевлянина, имени которого так никто и не узнал.
Иван АкимовВеликий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.1773
Великий князь Святослав – сын князя Игоря и Ольги. Сохранилось описание его внешности: “Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую, и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином”.Был Святослав воином, ходил на болгар. Возвращение из этого похода изображено на картине. В то время, как княгиня Ольга осталась одна с внуками в Киеве, к городу подступили полчища печенегов. Но благодаря подвигу киевлянина Святослав вовремя получил известие о грозящей опасности, успел вернуться в Киев и спасти город.Картина выполнена в академической манере. Святослав на ней похож, скорее, на римского воина, нежели на русского князя. Это легко объяснить: историческая наука в 1773 году, в котором написана эта картина, только-только обратила своё внимание на русскую историю.
Клавдий ЛебедевСвидание Киевского князя Святослава с византийским императором Иваном Цимисхием.
Вскоре после дунайского похода Святослава Киев был окружён печенегами, и великий князь был вынужден вернуться на защиту столицы. Отбив печенегов, он снова вернулся в Болгарию, а около 971 года в союзе с болгарами и венграми начал войну с Византией. После боя с превосходящим войском у Большого Преслава и Доростола русское войско выдержало трёхмесячную осаду. А в 971 году Святослав Игоревич заключил мир с Византией.На картине Клавдия Лебедева изображена встреча великого князя Святослава Игоревича с византийским императором Цимисхием после заключения мирного договора. По описанию историка-очевидца Льва Диакона, он приплыл на встречу с императором в лодке, причём работал веслом наравне с другими гребцами. Киевский князь был одет в простую рубаху, зато в его ухе красовалась серьга с двумя жемчужинами и рубином.На обратном пути, уже у днепровских порогов, Святослав был убит поджидающими его в засаде печенегами.
Андрей РябушкинПир богатырей у ласкового князя Владимира1888
На пиру богатырей, устроенном великим князем Владимиром Святославичем, они с княгиней сидят в правом углу, а в левой части картины мы видим сказителя с гуслями. Он кланяется князю, благодарит за угощение и, похоже, готов исполнить былину о подвигах героев.Писатель Константин Аксаков говорил: “Великий князь Владимир, добрый и ласковый, гостеприимный и пирующий, постоянно окружённый гостями и богатырями, пришедшими со всех сторон Русской земли, соединяющий всех их около себя и всех радующий приветом и празднеством, - живо остался в памяти и песнях народных с постоянным эпитетом своим “Красное Солнце”, эпитетом, в котором выражается благотворное и вместе всерусское значение великого князя Владимира”.К этому нужно добавить, что пир – это не только застолье, но и древний, тщательно разработанный ритуал, в котором не было мелочей. Нужно было твёрдо знать, в какие дни можно устраивать пиры, сколько они должны длиться, а главное, как правильно рассадить гостей. Хозяин должен был знать, какие кушанья и в каком порядке подавать на стол… Малейшая ошибка могла смертельно оскорбить гостя.Ритуал русских застолий был отменён введенными Петром I ассамблеями, на которых были иные порядки, не имеющие корней в русской культуре.
Виктор ВаснецовБогатыри1898
На знаменитой картине “Богатыри” три могучих витязя, защитника Руси, “богатырская застава”. В центре – Илья Муромец. Слева от него – Добрыня Никитич на белом коне. Справа – Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. Есть на картине и символы Света и Тьмы: Алёша – как Зоренька Ясная, Добрыня Никитич – Белый День, а Илья – Ноченька Тёмная. Три мужские силы: удаль молодецкая, неодолимая мощь зрелости и опыт старшего возраста. А были ли эти богатыри на самом деле? Конечно, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Киев, а Добрыня – Новгород.Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. Потому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры.О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено.
Виктор ВаснецовВитязь на распутье1882
Эту картину художник Виктор Васнецов назвал “Витязь на распутье”. Считается, что на ней изображён былинный богатырь Илья Муромец. Родился он в деревне Карачарове, но тридцать три года не мог ходить. Но пришли к нему калики перехожие, излечили его да ещё и силой богатырской наделили. Нашлись для богатыря меч, латы и конь подходящий. Оседлал он коня и поехал вершить добрые дела, с нечистью бороться. Но вдруг преградил ему путь-дорогу камень. На нём что-то написано, но на картине не прочитать: часть букв стёрлась, а другие мхом поросли.Художник в письме к другу сообщил, что на камне написано: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному. Направо ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти”.В этом и есть главное испытание для витязя: какую дорогу выбрать? Если жениться, ему станет не до подвигов: будет дома с любимой женой жить. Богатому тоже незачем по чистому полю на коне скакать, ему бы свои богатства подсчитывать да увеличивать. А тот, кто смерти не боится и прямо поедет, и есть настоящий витязь.
Евграф СорокинЯн Усмовец, удерживающий быка1849
Самые знаменитые богатыри на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Но были и другие – среди них Ян Усмовец.В 992 году пришли на Русь печенеги и начали похваляться силой. Собрались перед сражением два войска: русское и печенежское. Главный печенег и говорит: пусть, мол, выйдет русский силач и померяется силой с нашим богатырём. Но никто не спешил выходить на поединок первым. Князь Владимир боялся, что придётся признать поражение. Но тут один старик сказал, что его меньшой сын так силён, что разрывает кожу быка. Решили испытать силача. Бежит зверь – вот-вот поднимет молодца на рога! В последний момент Ян отступил в сторону и схватил быка за бок одной рукой. Да так, что тот никак не мог вырваться. А когда всё же вырвался, в руке у Яна остался кусок бычьей шкуры.Увидели это печенеги и поняли: русский богатырь сильнее их поединщика. Так и ушли в свои степи.В том месте, где Ян показал свою силу, построили город и назвали его Переяславом. Назвали так, потому что Ян Усмовец перехватил – перенял – славу у печенежского силача.Прошли годы, и люди стали прославлять силу Никиты Кожемяки: рассказывали и о таком же случае. Были ли это два разных человека или один, неведомо. Много было на Руси сильных богатырей.
Василий ПеровПервые христиане в Киеве1880
Художник Василий Перов изобразил первых христиан в тогда ещё языческой столице Киевской Руси – в городе Киеве. Это собрание происходило в IX веке – до того, как великий князь Владимир Святославович крестил Русь. Тогда у христиан ещё не было своей церкви и им негде было молиться Богу. Первыми христианами были представители разных народов – греческие купцы, скандинавские воины или местные славяне: всех объединяла вера в Единого Бога.Как показано на картине, христиане собирались в уединённом месте, вечером, и читали Священное Писание: днём их могли заметить язычники. Но темнота на картине имеет и символическое значение – это тьма неверия в Бога. И только горящая свеча заставляет её отступить: это свет веры, который исходит не только от пламени, но и от самого Священного Писания.Пройдёт немного времени – и в Киеве построят первый каменный православный храм, Десятинную церковь, и зажгут там свечи, рассевающие тьму неверия. Построят прекрасный Софийский собор. Будет основана Киево-Печерская лавра, в которой станут обитать монахи: иконописцы, лекари, летописцы. Но это будет потом, а пока в темноте зажигают свою свечу первые киевские христиане.
Клавдий ЛебедевУбиение двух варягов1903
Вдова великого князя Игоря, княгиня Ольга, в конце жизни поехала в Константинополь, тогда же и крестилась. А её сын, князь Святослав Игоревич, остался язычником. Он погиб в 972 или 073 году, когда на него у днепровских порогов напали печенеги. После смерти великого князя остались трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После отца Киевским князем стал старший сын, Ярополк. Правил он недолго – с 970 по 980 годы. Он, как и отец, тоже был язычником, но с пониманием относился к другим верованиям. При нём в нижней, торговой части города стали строить первые христианские храмы. Строили себе дома и сами христиане – строили, где хотели, в том числе и рядом с княжеской крепостью, детинцем. Там же стояли и языческие идолы. Двое крещёных варягов поселились как раз в этом месте. После крещения отец получил имя Феодор, а сына нарекли Иоанном.Как сообщают летописи, волхвы, недовольные тем, что рядом с их кумирами живут иноверцы, натравили на них народ. Когда варяги заперлись в доме, язычники разобрали строение по брёвнышку и убили его хозяев.Феодор и Иоанн стали первыми русскими мучениками за православную веру.
Монах Нестор жил на рубеже XI и XII веков, а княгиня Ольга – в X веке. Их разделяло столетие, и оба они – знаковые фигуры в древней истории нашего государства.Нестор – летописец, автор известной летописи “Повесть временных лет”. Из этого исторического труда мы узнаём о том, как возникло наше государство, как была крещена Русь и о других важных событиях. Он считается автором “Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба” – труда о первых русских святых, и “Жития Феодосия Печерского” – описания жизни основателя Киево-Печерской лавры, монахом которой был и Нестор.Княгиня Ольга, вдова князя Игоря и мать князя Святослава, стала первой русской княгиней, принявшей христианство. После крещения она получила новое имя – Елена.Княгиня Ольга умерла в 969 году. Потомки сохранили о ней добрую память: недаром древний летописец назвал её “провозвестницей христианской земли”.Её внук, князь Владимир Святославич, по некоторым данным, в 1007 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле гробницы княгини Ольги. Многие люди исцелялись от болезней.
zagopod.com
«Русь в красе заплаканной и древней». Древняя Русь в картинах Сергея Рубцова.
«Русь в красе заплаканной и древней»..
Александр Невский на Плещеевом озере.Сергей Семенович Рубцов родился в 1938 г. в г. Пушкино Московской области. В 1957 г. году окончил Московское художественно-графическое училище, в 1967 году окончил Московский полиграфический институт. Член Союза художников России с 1997 г. Работает в станковой и книжной графике, станковой живописи. Ведущая тема творчества – история Древней Руси. Основными работами в книжной графике являются иллюстрации к книгам: Г. Карпухин «Жемчуг Слова», «Слово о полку Игореве» под ред. Д.С. Лихачева, П. Ткаченко «Слава Игоревой рати», «Рассказы начальной русской летописи», «Рассказы русских летописей XII-XIV вв. В станковой живописи картины «Андрей Рублев», «Русь» (триптих), «Александр Невский», «Доколе, Господи?», «Вечу не быти». Тематика Древней Руси привлекает художника прежде всего кровной связью дней минувших с днем сегодняшним. Тема современности, пропущенная сквозь призму прошлого, нашла свое воплощение в цикле работ, посвященным судьбе древнего Новгорода. Сергей Рубцов является не только талантливым художником и автором книг, но и организатором детской художественной школы в родном городе Пушкино. Сейчас недуг приковал его, но искусство его прорывает многие очерствевшие души. Художественный вклад Рубцова в изобразительное искусство велик – как самую главную святыню он бережет для себя и для всех нас любовь к нашей общей истории, красоту не слов, но мыслей. Исторические монументальные полотна Сергея Рубцова находятся в музейных коллекциях Москвы, Чернигова, Ярославля, Владимира, а также у частных коллекционеров Франции и Канады.
Новгородское вече.
Доколе, Господи?!
Мать.
Русь поруганная.
Игорь и Ярославна.
Судный колокол. Вечу не быти.
Портрет Павла Корина
historicaldis.ru
Древняя Русь в картинах В.Иванова
"Анастасия"В городе СловенскеВ годы становления и расцвета Киевской Руси большая часть ее территории была покрыта лесами. Еще в IX веке историки Византии писали о том, что в чужом для них и варварском крае славян люди поклоняются медведям, как богам, а медведи тут вообще живут среди людей и ходят по их жилищам. Предки славян действительно часто селились в лесах, строя там избы и даже укрепления. Но со временем лес вокруг уничтожался, и тогда уже появлялось полноценное поселение.Городок (городище, город)"Долгожданная встреча"г.Гороховец Владимирская обл."Пленённый губитель русских. Удачная охота"Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. Синонимами слова «городок» было «городище» (например, Хотунское городище) и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком.Улица городского посада.Сечень (февраль) ПогостВ 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКОПогост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).Святилище ЧислобогаСо временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.Капище у озера"Радуга над Арконой"Село (сельцо)Городец Нижегородской обл. ул.ЛенинаСело Бородино. 1867 гСело, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.ДеревняКостромской музей деревянного зодчестваХрам бога ЗничаВ деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни."Цветень (Апрель)""Белояр (Март)"Храм ХорсаКостромской музей деревянного зодчества"Арии-русы ушли, волки пришли"Побежденный Гиперборей Посланник_Асгарда прибыл в АтлантидуБашня пришельцев"Ночь накануне праздника купалы""Господин Великий Новгород и Москва Ордынская""Ведическая Русь.Сенич.Июнь"Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.В виденьи художника его картины представляют страницы истории ведической Руси
Он работает маслом в реалистической манере. В его творчестве можно найти необычайные по красоте и качеству передачи портреты, которые можно сравнить с портретами авторства великих художников прошлого.
----------------------<cut>----------------------
В его искусстве есть место и пейзажу и традиционной славянской живописи. В рамках данной традиции он находит совершенно необыкновенные углы соприкосновения прекрасного искусства со своим зрителем. Каждый здесь может найти что-то для себя, а с учётом того, что выполнены все работы очень красиво и профессионально, наслаждаться картинами Андрея Шишкина — есть необыкновенное удовольствие.
Без всяких преувеличений, можно смело сказать, что Андрей Шишкин — один из самых ярких художников современной русской живописи. Его картины не просто очень красиво и талантливо написаны, но и содержат в себе некую символическую магию. Эти картины могут позволить нам увидеть в себе нечто такое, что способно самоотверженно любить нашу Родину, что способно любить прекрасное искусство и никогда не уставать удивляться человеческому гению.
Его Русь очень глубока и поэтична. Тот русский дух, который время о времени, несмотря ни на какие современные веяния, даёт о себе знать, в его искусстве виден особенно ярко. Его можно увидеть, почувствовать и даже потрогать, настолько он густой и плотный. Совместив в одно целое психологический портрет и богатое, прекрасное прошлое нашей страны, он создал коллекцию таких картин, которые заслуживают вашего самого пристального внимания.