Занимательная история архитектуры. Архитектура древней месопотамии
Архитектура древней Месопотамии — История архитектуры
Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины. Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом. В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.
В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная. Итак, настоящий кирпич стоит достаточно дорого, его используют только для облицовки. Хорошо, что климат Месопотамии это позволяет, ведь дождя здесь почти не бывает. Однако климат климатом, а за века, прошедшие от большинства некогда величественных глиняных сооружений почти ничего не осталось. К тому же, кроме дождей, бывают еще разливы рек. Для того чтобы защитить сооружения от разливов, древние строители ставили их на высокие террасы, иногда делали из обожженного кирпича нижний этаж. Еще одним важным строительным материалом был асфальт, который также задерживал влагу. Кроме того, асфальт смешивали с глиной, образуя вязкий раствор вроде цементного, и им скрепляли кирпичи. Строительный раствор — тоже изобретение жителей Двуречья. В Египте кладка была сухой, то есть хорошо отесанные камни плотно подгонялись друг к другу, но ничем не скреплялись.
Но, как мы уже говорили, несмотря на все эти большие достижения древних мастеров, большая часть созданных ими сооружений потерпела сокрушительное разрушение. Понадобился очень кропотливый труд археологов и историков, изучавших записи древних авторов, чтобы мы сейчас могли представить себе первоначальный вид этих сооружений. Как это ни странно, лучше других сохранились наиболее древние — так называемые зикураты.
Зикурат. Реконструкция
Зикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке. Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной. Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов. До наших времен лучше всего сохранился зикурат у города Чога — Занбиль, на юго-западе Ирана. Самым большим был зикурат в Вавилоне. Он был 90 м высотой и занимал площадь около 8100 кв. м. Это сооружение считается прототипом библейской Вавилонской башни.
Стены Вавилона. Реконструкция
Зикурат был не единственной важной архитектурной достопримечательностью Вавилона. В период своего подъема это был, пожалуй, самый большой город в мире. Древнегреческий историк Геродот писал в V ст. до н. э., что Вавилон «устроен так прекрасно, как ни один из известных нам городов». Город имел четкое планирование и представлял собой прямоугольник, окруженный двойной стеной. Через каждые 20 м наружной стены возвышалась зубчатая башня, квадратная по плану. Внутренняя стена была меньше, чем внешняя, за ней начинались городские здания. Достаточно большой участок земли между двумя стенами горожане обрабатывали, чтобы иметь запас продуктов на случай осады. Все укрепления были сделаны из обожженного кирпича. Здания внутри города тоже напоминали оборонительные сооружения. Характерной чертой городского пейзажа были плоские крыши, окруженные зубцами.
Ворота Иштар
Стены часто украшали голубой и бирюзовой глазурью. Этот декоративный прием и сейчас остается любимым в некоторых странах Востока. Сейчас из памятников Вавилона сохранились Ворота Иштар и Дорога процессий, окруженная зубчатыми стенами.
Территории древних народов, населявших Переднюю Азию, — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых, зыбкие болота и частые наводнения, меняющие русла великих рек — Тигра и Евфрата. Чего там было в достатке — это тростника, глины и воды. Из этих простейших материалов и были построены Вавилонская башня и знаменитые Висячие сады Семирамиды.
Архитектура Междуречья, или лестница в небо
Клинопись была изобретена шумерами. Подобные таблички рассказывали в том числе и о строительстве дворцов и храмов
В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства, как Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту и многие другие.
Для историков так и осталось загадкой, откуда пришли эти народы. Но плодородные долины между великими реками Тигром и Евфратом стали местом рождения величайшей из древних цивилизаций — Месопотамии (Междуречья).
Первыми жилищами местных жителей были хижины, плетенные из тростника и обмазанные глиной. А после изобретения сырцового кирпича стали возводиться и добротные жилые дома, и монументальные сооружения — зиккураты. Поскольку в строительстве главным образом использовался кирпич-сырец, архитектура Междуречья представляла собой простые объемы в виде кубов и параллелепипедов. Можно даже вполне ясно представить, как выглядели подобные города!
ЧАРЛЬЗ ЛЕОНАРД ВУЛЛИ Англичанин Вулли был крупнейшим исследователем культуры древней Месопотамии. Им было обнаружено несколько захоронений, послуживших основой для изучения искусства шумеров
Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.
Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.
Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает…
Зиккурат в Уре был возведен около XXI века до н. э. в честь лунного божества — Нанны
Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки
На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.
Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.
Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция
В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини
От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.
П. Брейгель Старший «Вавилонская башня» (1563)
Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.
Висячие сады Семирамиды — второе чудо света
Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.
На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.
Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!
Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.
Большинство исследователей считают, что сооружение Висячих садов с Семирамидой связывают ошибочно. Жену Навуходоносора II звали Амитис. А ассирийская царица Семирамида (или, точнее, Шаммурамат) жила много ранее.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Архитектура Месопотамии.
Люди, населявшие долину
Тигра и Евфрата, строили храмы со
ступенчатыми башнями, или зиккуратами.
Погребальные сооружения играли в их
архитектуре гораздо меньшую роль,
поскольку обитатели Месопотамии не
связывали достижение бессмертия с
сохранностью тела усопшего. В Двуречье
было много глины, а камень и дерево
приходилось доставлять издалека,
поэтому здания возводили в основном из
кирпича.
Зиккураты имели
пирамидальную форму; их строили из
высушенного на солнце кирпича; своим
обликом они походили на библейскую
Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта
храмового комплекса, был точно
ориентирован по сторонам света, однако,
в отличие от египетской пирамиды, в нем
не было внутренних помещений. На
вершину зиккурата, через его семь
ступеней вели рампы; там располагалось
святилище божества. Каждая ступень
была окрашена в свой цвет, и чем выше
ьыла ступень, тем ярче был цвет.
Дворцы. Царские резиденции,
в особенности дворцы ассирийских
владык, имели сложную внутреннюю
структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде
был возведен на укрепленном основании
и наряду с городскими стенами служил
бастионом. Цитадель двадцатиметровой
высоты была пронизана каналами со
сводчатыми перекрытиями: по ним
сточные воды выводились за пределы
города. Сам дворец был одноэтажный, с
множеством помещений, сгруппированных
вокруг внутренних дворов. В одной его
части располагались царские
апартаменты, в другой – помещения для
женщин; во дворце размещались также
службы и храм правителя. Большинство
помещений представляли собой узкие,
наподобие коридоров, комнаты,
разделенные толстыми стенами. Возможно,
они были перекрыты простыми
цилиндрическими сводами, размах
которых был невелик из-за малой
прочности использовавшегося в
строительстве кирпича. Более крупные
помещения, служившие парадными
апартаментами, в плане близки к
квадрату и, вероятно, имели балочное
перекрытие.
Стены были украшены
каменными барельефами, изображавшими
монарха в битвах и на охоте. Камень,
доставлявшийся издалека, использовали
только для украшения. Многоцветные
ткани служили завершающим аккордом в
убранстве интерьеров. Крылатые быки и
львы с человечьими головами охраняли
вход во дворец, а облицовка из цветных
глазурованных кирпичей сверкала под
солнцем. Жители Вавилона использовали
именно этот материал для украшения
Ворот Иштар: на ярко-синем фоне
представлены барельефные изображения
фантастических животных. В эпоху
Ахеменидов персы заимствовали этот тип
декора вместе с крылатыми чудовищами и
некоторыми другими элементами
культуры Месопотамии. И все же в целом
ассирийский дворец поражал более
своими размерами и пышностью
интерьеров, чем качеством
архитектурной формы.
Источник:
www.krugosvet.ru
ancient.gerodot.ru
Архитектура Месопотамии | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе
Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности: на юге, у Персидского залива, азиатский народ шумеры, на севере — семитский народ аккады.
В конце IV тысячелетия до н. э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты.
Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар — Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия («Страна между реками»).
Современные исследования показывают, что шумеры появились в этой области раньше семитов. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.
Уже в V – IV тыс. до н. э. в дельте Тигра и Евфрата существовали древние государства. Основные объекты их строительной деятельности – ирригационные сооружения и укрепленные города.
Земля, на которой жили шумерийцы, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания.
Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.
В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но – с закромами.
Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок – фашинтого же тростника.
Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.
Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.
В первой половине III тысячелетия до н. э. в Шумере складывается раннеклассовое общество и появляются рабовладельческие города-государства, соперничавшие между собой, среди которых наиболее значительными были Ур, Урук, Лагаш, Браду Киш, Ниппур, Сиппар, Шуруппак, Адаб, Эшнунна.
Их правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы — зиккураты (что означает «дом горы»).
Один из таких храмов — зиккурат бога луны Нанны в Уре(XXI в. до н. э.) — стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65×43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.
В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.
Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.
Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.
Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.
От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.
Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши – наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.
Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 – 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 – 10 м.
Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.
Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.
Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах – террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.
История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.
Этими центрами были:
ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. – 2300 г. до н.э.)
Вавилон – централизованное рабовладельческое государство (2150 – 1000 гг, до н.э.)
Ассирия – огромная военная держава (1000 – 605 гг. до н э.)
Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины. Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом.
В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.
В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная. Итак, настоящий кирпич стоит достаточно дорого, его используют только для облицовки.
Строительный раствор — тоже изобретение жителей Двуречья. В Египте кладка была сухой, то есть хорошо отесанные камни плотно подгонялись друг к другу, но ничем не скреплялись.
Зикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке. Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной. Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов. До наших времен лучше всего сохранился зикурат у города Чога — Занбиль, на юго-западе Ирана. Самым большим был зикурат в Вавилоне. Он был 90 м высотой и занимал площадь около 8100 кв. м. Это сооружение считается прототипом библейской Вавилонской башни.
Самая большая пирамида, пирамида Хеопса, была построена в XXVI в. до н. э. под руководством архитектора Хемиуна, который был сыном брата фараона Хеопса и занимал при нем должность начальника всех строительных работ и верховного судьи. Пирамида имеет высоту около 147 м. Длина каждой стороны основания равна 233 м. Следовательно, она занимает площадь более пяти гектаров. Пирамиду составляют 2300 тыс. каменных глыб, легкие из которых весят 2,5 т, а вес крупнейших достигает 30 тонн. При этих огромных размерах пирамида спроектирована с чрезвычайной точностью. Погрешность в размещении ребер и граней составляет не более 20 см. Грани ориентированы по сторонам света. Середину сооружения составляли из более твердой горной породы, а сверху обличковувалы плитами из белого известняка, тщательно отшлифованными. Вокруг пирамиды возводили земляную насыпь, которая заменяла строительные леса. После окончания строительства насыпь была разобрана.
С востока и запада Великую пирамиду окружают мастабы, в которых похоронены близкие к фараону лица, и пирамиды его жены и детей. На фоне исполинского сооружения они кажутся совсем маленькими. Строительство впоследствии двух других великих пирамид — Микерина и Хефрена, видимо, разрушило первоначальный замысел архитектора. Впрочем, их строители не смогли превзойти Хемиуна. Пирамида Хеопса осталась самой большой.
Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тысячелетий до н. э. Шумеры создали уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне.
Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней
Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.
Цивилизация древнего Вавилона
Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй , самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н.э. Историки называют его "старовавилонским".
Второй период подъема после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626 – 539 гг. до н.э.). Эти годы принято обозначать как время существования "нововавилонского" царства.
Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, еще во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н.э.
Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из опорных городов и стал Вавилон.
Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.
studfiles.net
Архитектура Древней Месопотамии
Из-за недостатка древесины и камня большинство зданий в Месопотамии были изготовлены из глиняных кирпичей, скрепленных плетеными слоями тростника. В районах, населенных шумерами, вавилонянами и ассирийцами, было несколько деревьев или даже большие камни. Самыми доступными материалами были песок, глина и тростник из болот. Даже кирпичи, подвергшиеся обжиганию, ухудшались относительно быстро. Следовательно, очень мало древних городов осталось за исключением некоторых фондов.
Месопотамцы использовали асфальт в качестве строительного материала 5000 лет назад и, таким образом, стали первыми людьми, использующими нефть. Шумеры использовали битумный раствор. В Урском глинобите кирпичи были связаны вместе с асфальтоподобным битумом. Липкое черное вещество помогло сохранить такие структуры, как зиккурат Ура. Смола была одним из первых применений нефтяных месторождений южного Ирака.
В 1998 году д-р Элизабет Стоун из Университета Нью-Йорка в Стоуни-Брук объявила, что месопотамцы в городе Машкан-Шапир на юге Ирака использовали искусственный камень в качестве строительного материала. Базальтоподобная искусственная порода была похожа на шлак, производимый в производстве железа и стали. Это было сделано в плиты, некоторые из которых были 30 дюймов в длину, 2 дюйма толщиной и 16 дюймов в ширину. Ученые теоретизируют технологию создания искусственных горных пород, созданных путем нагревания почв до интенсивного тепла, были впервые использованы ремесленниками, которые узнали о процессе изготовления металлов и керамики.
Зиггурат Ура
Описывая хорошо сохранившийся зиккурат в Уре, Майкл Тейлор написал в Археологическом журнале: «Классический храм ступенчатой пирамиды состоит из двух ярусов, уложенных друг на друга, с тремя сходящимися лестницами спереди. Его высота составляет шесть этажей, а его площадь заполняет более половины футбольного поля. В противном случае бесплодный пейзаж, он оказывает почти гравитационное тяговое усилие, привлекая посетителей по крутым желтым ступеням. Это великая искусственная гора из кирпича, и давным-давно она дала месопотамцам кисть со своими богами.
Кирпич зиггурата свидетельствует о стремлении королей создать прочный памятник империей. Битумный раствор — одно из первых применений огромных нефтяных месторождений южного Ирака — все еще видно между обгоревшими кирпичами. Липкое черное вещество, сегодня являющееся источником нестабильности и насилия в регионе, однажды буквально связало эту цивилизацию. Использование битума в качестве раствора и тротуара помогло водонепроницаемым хрупким шумерским кирпичам, что обеспечило сохранение конструкций на протяжении тысячелетий.
Зиггурат всегда был важным символом для этого региона, и два более поздних правителя попытались принять его как свои собственные проекты реконструкции. Первым был Набонид, последний царь нео-вавилонской империи (вторым был Саддам Хусейн). Благочестивый правитель, Набонид восстановил ряд древних храмов в своем царстве в VI веке до н.э. Точные детали его реконструкции неясны, но кажется, что он построил огромную структуру на вершине массивной базы сжигаемого кирпича, оставленной Ур-Намму, заменив то, что было скромным святыней. Но где Ur-Nammu использовал прочный битумный раствор, строители Набонида использовали обычный цемент. С тех пор ветер и дождь уменьшили его более позднюю структуру до кучи щебня, которая теперь сидит на вершине зиккурата. Набонид не был вознагражден за его благочестие — он был низложен путем вторжения персов в 539 г. до н.э. В течение следующих 2,500 лет вклад Набонида упал до разрушения, в то время как оригинал Ур-Намму поднялся.
demon-angel.ru
Занимательная история архитектуры: Архитектура Древнейшей Месопотамии
Развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации – Месопотамии относится к IV – III тыс. до н.э. Бассейн рек Тигра и Евфрата – Месопотамия – был наиболее плодородной территорией Передней Азии и вместе с тем здесь был главный путь, который связывал между собой примыкающие горные и пустынные страны.
При почти полном отсутствии местного камня и леса основным строительным материалом здесь всегда была глина, преимущественно в виде кирпича-сырца, укладывавшегося на асфальте. С конца IV тысячелетия до н.э. изредка встречается обожжённый кирпич, но его значение росло медленно. Сырцовый кирпич, а затем и обожжённый кирпич – первые искусственные строительные материалы.
Судя по дошедшим до нас изображениям, кирпичи готовили из речного глинистого ила, добываемого вёдрами из Тигра или Евфрата. Добавляли мелкую гальку и рубленую солому для уменьшения усушки при высыхании и для увеличения прочности (первый композитный материал). Полученную смесь, глинобетон, набивали в деревянные формы-рамки, которые затем снимали. Размеры кирпичей – 38×14×11 см. В Ассирии кирпичи клали один на другой в сыром виде и они склеивались в монолит.
Наряду с сырцовым кирпичом в государствах Месопотамии – Шумере, Ассирии и Вавилoнии – был в ходу и обожжённый кирпич, применявшийся не столько благодаря повышенной прочности, сколько ради большей долговечности. Его соединяли с сырцовым кирпичом, а также сочетали сырцовый кирпич с камнем.
Развитие строительства и архитектуры зданий из кирпича-сырца – главный вклад древнейшей Месопотамии в мировую архитектуру. Обмазанный глиной тростниковый плетень широко применялся и в качестве конструктивной основы стен жилого дома. Дерево местной породы (пальма) и привозное (кедр, сосна) ценилось очень высоко и в основном применялось для перекрытий, деталей дверей, окон и для отделки.
При переходе от палеолита к неолиту в предгорьях появляются глинобитные дома, как бы вылепленные из самой почвы. Таковы постройки конца VI или начала V тысячелетия до н.э. Дома состоят уже из четырёх-пяти помещений. В неправильно разбитых стенах видна тенденция к прямоугольному начертанию плана. Эти постройки означают важную фазу в развитии жилища, переход от пещерного к построенному из глины.
Стремление селиться как можно ближе к рекам вызвало массовое строительство из тростника. В начале IV тысячелетия до н.э. по всей долине появляются поселения из хижин, вырубленных в самих зарослях тростника, высота которого достигает здесь 4-5 м.
Срубленный тростник укладывали на землю и, покрывая слоем глины, трамбовали; так получался пол. Крайние, оставшиеся несрубленными стебли связывались над головой и переплетались срубленными стеблями. Получался каркас островерхой хижины круглой или овальной в плане формы; его обмазывали глиной.
Религия стала ведущей формой складывавшейся идеологии. Как в северной, так и в южной Месопотамии храмы и храмовые центры появились ранее зарождения государства. Культовые сооружения обычно возводились из кирпича-сырца, т. е. в технике более передовой, чем глинобитные и тростниковые дома. Очень рано, с первой половины IV тысячелетия, в храмах наблюдается стремление к монументальности и симметрии.
Уже в начале IV тысячелетия сложилась схема прямоугольного храма с главным помещением вытянутой в плане формы, в котором находились алтарь и жертвенник. Разработанный по этой схеме тип храма с двумя рядами меньших помещений по его сторонам оказался чрезвычайно удачным и устойчивым; он применялся в различных вариантах в течение тысячелетий.
Вход был на короткой стороне, святилище имело продольную направленность. В дальнейшем, с выделением храма в отдельное здание, вход обычно устраивался в глубокой нише (айвaне) между массивными боковыми выступами.
Храмы выполнялись также из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе; размеры кирпичей росли с совершенствованием техники изготовления. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на поверхности стен сложную систему отступов и выступов. Необожжённый кирпич применялся редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины І тысячелетия до н.э.
Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из тростника: через каждые 5-13 слоев кирпича укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.
Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород в значительной мере обусловили широкое развитие сводчатых конструкций.
На протяжении веков стены храмов делались то гладкими, то украшались выступами и нишами; культовый зал имел то прямое, то поперечное расположение. Но во всех периодах храмы направлены по сторонам света не стенами, а углами – ориентация, господствовавшая во всей последующей архитектуре Месопотамии.
К концу IV тысячелетия зародилась и развилась характерная для архитектуры Месопотамии храмовая башня – зиккурaт – что означает по-аккaдски «вершина». Первоначально все храмы строились, по-видимому, на высоких платформах, что отразилось в Шумерском обозначении всякого храма – «э-кур» (буквально «дом горы»).
В IV тысячелетии до н.э. стены жилых домов и храмов делались почти глухими, иногда со щелями для проветривания под самой крышей.
Для поселений Двуречья и Месопотамии вообще в III тысячелетии до н.э. характерна сплошная застройка кварталов с общими стенами между отдельными домами и выходящими на улицу глухими фасадами с оконцами под самой крышей. Такая застройка требовала, чтобы в центре дома был либо дворик, либо помещение, стены которого возвышались бы над крышей остальных; тогда свет мог проникать через него в окружающие помещения.
Зиккурат Ура (ІІІ тысячелетие до н.э.) сохранился лучше других ступенчатых башен. Верхние ярусы были, по-видимому, незначительны но сравнению с гигантским прямоугольным и вытянутым в плане нижним массивом (65×43 м). Его боковые плоскости, слегка наклонённые как бы для большей устойчивости, расчленены широкими плоскими выступами.
Лёгкая выпуклость (в плане) задней и боковых граней усиливала впечатление несокрушимой мощи. Три лестницы сходятся непрерывными маршами на высоте около 15 м и кажутся бесконечными. Мощный взлёт лестниц подчеркивает нерасчленённость самого массива, выявляя огромный масштаб и мрачное величие зиккурата.
Трудно себе представить более яркое выражение идеологии древневосточных абсолютных деспотий, совершенно подавлявших не только рабов, но и всех подданных. Поэтому тип зиккурата оставался долгое время ведущим в архитектуре Месопотамии и примыкающих районов.