Архитектура древней индии. Архитектура Древней Индии (стр. 1 из 6)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура в Древней Индии. Архитектура древней индии


Архитектура в Древней Индии

Для любого представителя европейской цивилизации далекая Индия и по сей день остается некоей сказочной страной, знакомой нам по интересным религиозно-философским направлениям, увлекательным сказкам и оригинальной мифологии. Вся культурная оболочка индийского общества представляет собой сплав традиций разных народов, взаимодействующих и переплетающихся на протяжении тысячелетий.

Неудивительно, что и в архитектуре Индии присутствуют в той или иной форме десятки стилей, подчас совершенно разнонаправленных, сочетания которых не найдешь ни в одной другой стране мира.

Наиболее древние памятники

Представители обитавшей еще в период XXIII-XX вв. до н. э. в долине великой реки Инд цивилизации сумели достичь высокого мастерства в строительстве крупных городов. Их творения ничуть не уступали величественным памятникам архитектуры Древнего Египта и Месопотамии. Археологи и сегодня продолжают восхищаться и заново открывать всему миру осколки, оставшиеся от древнего государства Харрапа. Его строители достигли значительных высот в прокладывании основных городских коммуникаций (кирпичных дорог, канализационных и дренажных систем), без которых человечество не может обойтись и сегодня.

Еще в первом тысячелетии нашей эры на территории древней Индии можно было наблюдать несколько типов храмов. В южных районах это были образцы дравидийской архитектуры, отличавшиеся:

  • Колоннами со сложной резьбой, изображавшей сражения воинов, богов, замысловатые движения танцовщиц и деяния царей;
  • Пирамидальными башнями большой высоты;
  • Стенами, богато декорированными рельефами и скульптурами.

Для северных районов страны были характерны религиозные сооружения, выполненные в стиле Нагара. Башни данных построек имели форму ульев.

Влияние на архитектуру буддийской философии

Распространение буддийской религии по территории полуострова Индостан оставило свой след и на архитектурных сооружениях. К ним относятся ступы или хранилища святынь, монастыри и храмовые постройки. Известным свидетельством высокого культурного развития служат буддийские реликвии, возникшие во время правления царя Ашоки. Религиозные сооружения периода 3 века до н. э. содержат большое количество колонн, увенчанных фигурами слонов, львов, коров и других почитаемых в Индии животных.

Древняя индийская ступа

Всемирную известность имеют произведения резной архитектуры. В частности, храм Кайласанатха в Эллоре, посвященный богу Шиве, представляет собой настоящий многоэтажный комплекс. Все его колонны, залы и барельефы вырубались в толще скалы древнеиндийскими мастерами на протяжении более сотни лет.

Не избежала древнеиндийская архитектура и исламского влияния. Своеобразным сплавом этих традиций и настоящими памятниками, имеющими мировое значение, являются такие сокровища, как Красный Форт, Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри и прочие сооружения. Данный стиль оказал свое влияние и на архитектуру 19 века, воплотившись в произведениях такого известного направления, как индо-готика.

Тадж-Махал

www.letopis.info

Искусство Древней Индии | История архитектуры

Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода Маурья. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней искусство. Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где камень оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские символы, например колесо — символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам — легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные книги, должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантазии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата». Отдельные рельефы на воротах — это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные цветы и ползучие растения. Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек — «якшини», духов плодородия, — помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые богини, сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов — чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте Назике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света. Чайтья в Карли — одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Следующий период в истории искусства Индии охватывает 1 - 3 вв. н.э. и связан с расцветом Индо-Скифского государства Кушан, занимавшего северную часть центральной Индии, Среднюю Азию и территорию Китайского Туркестана. В этот период Индия вела широкую торговлю и завязала тесные культурные сношения с западным миром. Литературные источники дают описание большого количества различных товаров и предметов роскоши, которыми обменивались между собой эти страны. Своеобразными чертами отличается искусство Гандхары (нынешняя территория Пенджаба и Афганистана), наиболее тесно связанное с культурой античного мира.

Буддийские сюжеты гандхарских скульптур и скульптурных рельефов, украшавших стены монастырей и храмов, отличаются большим разнообразием и в индийском искусстве занимают особое место. В Гандхаре сложились иконографические черты, композиционные приемы и образы, получившие в дальнейшем широкое распространение в странах Дальнего Востока и Средней Азии.

Новым явилось изображение Будды в образе человека, что не встречалось раньше в искусстве Индии. Вместе с тем в образе Будды и других буддийских божеств нашло воплощение представление об идеальной личности, в облике которой гармонически сочетается физическая красота и возвышенное духовное состояние покоя и ясного созерцания. В скульптуре Гандхары органически слились некоторые черты искусства Древней Греции с насыщенными полнокровными образами и традициями древнейшей Индии. Примером может служить рельеф Калькуттского музея, изображающий посещение Индрой Будды в пещере Бодхгайи. Как и в подобной сцене на рельефах Санчи, Индра со свитой подходит к пещере, молитвенно складывая руки; повествовательная жанровая сцена вокруг фигуры Будды тоже носит характер, присущий более ранним скульптурам Индии. Но, в отличие от композиции в Санчи, центральное место в калькуттском рельефе занимает полная спокойствия и величия фигура Будды, сидящего в нише, с головой, окруженной нимбом. Складки его одежды не скрывают тела и напоминают одежды греческих богов. Вокруг ниши изображены различные животные, символизирующие уединенность места отшельничества. Значительность образа Будды подчеркнута неподвижностью позы, строгостью пропорций, отсутствием связи фигуры с окружающим.

В других изображениях гандхарские художники трактовали образ человека-божества еще более свободно и жизненно. Такова, например, статуя Будды из Берлинского музея, сделанная из голубоватого шифера. Фигура Будды закутана в одежду, напоминающую греческий гиматий и спускающуюся широкими складками к его ногам. Лицо Будды с правильными чертами, тонким ртом и прямым носом выражает спокойствие. В его лице и позе нет ничего, что указывало бы на культовый характер статуи.

Еще меньше связана с религиозной традиционной формой стуковая статуя из Гадды (Афганистан), изображающая гения с цветами. Гений тонкой рукой придерживает край одежды, наполненной нежными лепестками цветов. Мягкие складки ткани облекают его тело, оставляя обнаженной грудь, украшенную ожерельем. Тяжелые крупные завитки волос обрамляют округлое лицо с тонкими бровями, выразительным, глубоким и одухотворенным взглядом. Вся фигура гения полна гармонии, проникнута легким и свободным движением.

Среди памятников Кушанского периода особое место принадлежит портретным статуям, в частности скульптурам правителей. Статуи правителей часто помещались вне архитектурных сооружений, как отдельно стоящие памятники. В этих статуях воссозданы характерные черты их облика и точно воспроизведены все детали одежды. К числу таких портретных статуй относится найденная в Матхурском округе фигура Канишки (правившего в Кушанском царстве в 78 - 123 гг. н.э.). Царь изображен в тунике, доходящей до колен и подпоясанной ремнем; сверху туники надета более длинная одежда. На ногах мягкие сапоги с завязками. Иногда отдельным культовым изображениям придавались портретные черты, как это видно в статуе Авалокитешвары.

Герои древнеиндийского эпоса, так же как и прежде, продолжают занимать в искусстве этого периода значительное место. Но, как правило, они наделяются иными чертами. Их образы более возвышенны; их фигуры отличаются гармонией и ясностью пропорций.

Широкая связь индийской культуры с культурами других стран проявляется не только в искусстве Гандхары. Этими же чертами характеризуются и памятники матхурской школы, сосуществовавшей с гандхарским искусством. Как пример подобных памятников можно привести скульптуру 2 в. н.э., изображающую змеиного царя Нага. Его обнаженное тело необычайно пластично, сильная грудь расправлена, весь торс находится в сильном, но плавном движении. Мягкая повязка вокруг бедер, ниспадая широкой петлей, образует ряд глубоких складок, как бы разлетающихся от сильного движения. Могучая фигура змеиного царя соединяет в себе гармонию греческой скульптуры с традиционно индийской акцентировкой сочности, пластичности форм и передачей плавной ритмики непрерывного по своему характеру движения.

В архитектуре Индии, относящейся ко времени 1 - 3 вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Ступа приобретает более вытянутую форму, утрачивая свою прежнюю монументальность. Обычно она возводится на высокой цилиндрической платформе, имеющей лестницы и украшенной скульптурными изображениями Будды. Платформа и ступа, а также окружающая ограда покрываются декоративной резьбой и многочисленными барельефными изображениями на темы, взятые преимущественно из джатак — легенд о Будде. Одним из выдающихся образцов архитектуры этого периода была знаменитая ступа в Амаравати (2 в.). Ступа не сохранилась, но о ней можно судить по ряду рельефов ограды, изображающих ступу. Рельефы на буддийские сюжеты отличаются смелой динамикой композиционных приемов, реализмом отдельных фигур. Выразительным примером являются сохранившиеся фрагменты рельефа на ограде ступы.

Последнее крупное объединение Индии рабовладельческого периода произошло в 4 в. н.э. в связи с возникшим мощным государством династии Гупта (320 г. — середина 5 в. н.э.). С объединением страны в Индии наступил новый подъем культуры. В период Гупта начали зарождаться феодальные отношения; наметился переход от варн к более жесткой кастовой системе, получившей окончательное развитие в эпоху феодализма. Значительные изменения произошли и в религиозной идеологии Индии. Буддизм принял брахманское учение о врожденной принадлежности людей к различным варнам и кастам. Вновь возросло значение брахманизма, обосновывавшего деление общества на касты и постепенно поглощавшего буддизм. Новая религия служила сильнейшим средством укрепления нарождающегося феодального строя, содействовала закабалению и порабощению народа. Государство Гуптов в период своего могущества занимало огромную территорию: в его владения входили Мальва, Гуджарат, Пенджаб, Непал и др. В прямой зависимости были и соседние страны. Большие средства, притекавшие от налогов и торговых сношений с другими странами, тратились на строительство дворцов и храмов, на поощрение науки, достигшей в период Гупта большого расцвета, это был последний этап развития литературы и искусства рабовладельческого общества, в котором в то же время отразилось сложение новых эстетических взглядов.

В период Гупта появились значительные произведения литературы, тесно связанные с высоким мастерством старого искусства Индии. Крупнейший индийский поэт этого времени Калидаса создал замечательные, полные глубокой человечности поэму «Мегхадута», драму «Сакунтала» и другие произведения, где ощущаются радостное биение жизни и живое чувство природы. К этому же времени относится и создание одного из самых выдающихся памятников художественной культуры Древней Индии — росписей храмов Аджанты.

В период Гупта завершается работа над архитектурным трактатом «Манасара», собравшим и зафиксировавшим традиционные правила прошлых веков. В планировке городов нашло отражение кастовое деление: низшая каста селилась далеко за оградой города.

В культовом зодчестве попрежнему создаются ступы и пещерные храмы, но широкое распространение получают и иные наземные сооружения. Подобные каменные постройки, относящиеся к 4 - 5 вв., невелики и стройны по пропорциям. Лучшим образцом является храм № 17 в Санчи, отличающийся особенным изяществом и гармоничностью. Другой тип храма характеризуется килевидной или плоской уступчатой крышей. Гладкие стены украшены пилястрами и резьбой по камню. Таков храм в Айхоле, выстроенный около 450 г.

На севере Индии появляется также особый вид кирпичного башнеобразного храма. Примером такого рода построек может служить храм Махабодхи в Бодхгайе или храм «Великого просветления» (построенный около 5 в. и в дальнейшем сильно перестроенный), посвященный Будде и представляющий собой своеобразную переработку формы ступы. Храм до перестроек имел вид высокой усеченной пирамиды, разделенной снаружи на девять декоративных ярусов. На вершине находился реликварий «хти», увенчанный шпилем с убывающими кверху символическими зонтами. Основанием башни служила высокая платформа с лестницей. Ярусы храма были украшены нишами, пилястрами и скульптурой, изображавшей буддийские символы. Внутреннее пространство храма почти не развито. Зато снаружи каждый ярус расчленен на ряд декоративных ниш, сохранились сведения и о яркой раскраске отдельных деталей. В целом в архитектуре конца 5 - 6 вв. происходит усиление декоративности, наблюдается известная перегруженность наружных стен скульптурным декором и мелкой резьбой. Однако при этом сохраняется еще ясность архитектоники, по большей части утрачиваемая в архитектуре феодальной Индии.

Стремление к обильной роскоши и утонченности, предвосхищающее будущее феодальное искусство Индии, появляется и в изобразительном искусстве. Официальные религиозные требования и строгие каноны уже наложили на него печать отвлеченной идеализации и условности, особенно в скульптурных изображениях Будды. Такова, например, статуя из музея в Сарнатхе (5 в. н.э.), отличающаяся виртуозностью в обработке камня и застылой идеальной красотой. Будда изображен сидящим с поднятой кверху кистью руки в ритуальном жесте наставления - «мудра». На его лице с опущенными вниз тяжелыми веками тонкая бесстрастная улыбка. Большой ажурный нимб, поддерживаемый с двух сторон духами, обрамляет его голову. На пьедестале изображены последователи Будды, расположенные по сторонам символического колеса закона. Образ Будды — утонченный и холодный, в нем нет той живой теплоты, которая в целом характерна для искусства Древней Индии. Сарнатхский Будда сильно отличается от гандхарских изображений большей отвлеченностью и бесстрастностью.

В том же духе трактована огромная медная статуя Будды из Султангаджа, относящаяся к 5 в. Стоящая фигура с правильными, но сухими чертами лица кажется неподвижной и застылой. В этой фигуре, выполненной обобщенно и схематично, отсутствует жизненная выразительность и динамичность ранних индийских скульптур. Большей простотой и человечностью отличается большая фигура сидящего Будды в Анурадхапуре (Цейлон) 4 - 5 вв. Двухметровая статуя установлена непосредственно под открытым небом. Монументальность и простота общего пластического решения замечательно гармонируют с тонкой психологической трактовкой образа, выражающего глубокое душевное спокойствие и мудрость.

Одним из лучших художественных ансамблей, которые создавались в период с 3 в. до н.э. и до 7 в. н.э. были буддийские храмы Аджанты, находящиеся в центральной Индии (нынешняя провинция Бомбей). Самые выдающиеся из них созданы в период Гупта. Аджанта была своеобразным монастырем-университетом, где жили и обучались монахи, и служила местом паломничества не только индийцев, но и буддистов многих стран, в том числе и китайцев. Храмы Аджанты (всего 29 пещер) вырублены в почти отвесных скалах живописнейшей долины над изгибающейся внизу рекой Вагхора.

Фасады пещерных храмов, относящиеся к периоду Гупта, пышно декорированы скульптурой. Бесчисленное количество статуй Будды, выполненных в высоком рельефе, заполняют ниши стен. Пространство между большими скульптурами покрыто резным орнаментом и изображениями учеников и спутников Будды. Помимо буддийских сюжетов в храмах Аджанты встречаются скульптуры на традиционные сюжеты. К ним относится изображение змеиного царя Нагараджа, помещенное в нише одного из внутренних помещений храма № 19 (6 в.). Царь представлен сидящим рядом со своей женой. Его тяжелая и массивная фигура занимает центральное место в композиции. Голову в драгоценной короне окружает традиционный ореол, состоящий из семи кобр. Тело покрыто драгоценностями. Он сидит в живой, свободной позе, задумчиво смотря в пространство. Рядом помещена фигура царицы, изображенной по сравнению с ним маленькой и менее величественной, эта скульптура, как и другие монументальные памятники Аджанты, выполнена с большим пластическим мастерством. Помещенные в ниши или просто у стен большие фигуры божеств и духов, богинь с круто изогнутыми бедрами и огромной грудью, выступая из мрака храма, воспринимались зрителем как грозные и могучие силы таинственной и сказочной природы. В скульптурных памятниках Аджанты видно развитие традиций прошлого как в содержании, так и в трактовке образов, но здесь эти образы предстают уже гораздо более зрелыми по мастерству, более свободными и совершенными по форме.

Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты почти целиком монументальными росписями. В этих росписях мастера, работавшие над ними, выразили с большой силой богатство, сказочность и поэтическую красоту своей художественной фантазии, сумевшей воплотить живые человеческие чувства и разнообразные явления реальной жизни Индии. Росписи покрывают сплошь и потолок и стены. Сюжетами их являются легенды из жизни Будды, сплетенные с древними индийскими мифологическими сценами. Изображения людей, цветы и птицы, звери и растения написаны с большим мастерством. От грубоватых и могучих образов периода Ашоки искусство эволюционировало к одухотворенности, мягкости и эмоциональности. Образ Будды, данный многократно в своих перевоплощениях, окружен множеством жанровых сцен, имеющих по существу светский характер. Росписи полны самых живых и непосредственных наблюдений и дают богатый материал для изучения жизни Древней Индии.

В пещерном храме № 17 изображен Будда, встречающий жену и сына. Его фигура в белой одежде стоит в священном белом цветке лотоса. Лицо Будды спокойно и задумчиво, в руках чашка нищего. Над ним гений, держащий зонтик - символ царского происхождения, с которого на фигуру Будды свешиваются ажурные легкие белые цветы.

Условность изображения проявляется в том, что фигура Будды — «Великого учителя» — показана огромной сравнительно с фигурами его жены и сына, которые изображены перед ним маленькими, простыми людьми, смотрящими на него снизу вверх. Этой росписи свойственны простота, гармоничность и спокойная ясность. Фигуры жены и сына исполнены непосредственного человеческого переживания и душевной теплоты. В этом храме имеются и другие изображения жанрового характера. Это ряд бытовых и мифологических сцен. Восемь росписей, расположенных около центральной двери, показывают людей в обстановке их домашней жизни. Одна из этих росписей изображает молодых юношу и девушку, сидящих на полу. Юноша подносит девушке цветок. Обнаженные тела обоих необычайно пластичны и объемны. Художник убедительно показал и физическую красоту упругого, полного силы и мягкой гармонии человеческого тела и нежные и живые выражения лиц.

Превосходным примером мастерства живописцев Аджанты может служить знаменитая фигура склонившейся девушки из храма № 2, полная грации, изящества и нежной женственности. Одухотворенностью отмечено лицо Бодисатвы (будущий Будда, сошедший на землю для спасения людей) на росписи грота № 1. Бодисатва в высоком головном уборе занимает в композиции главное место. Лицо его с мягкими легкими тенями, подчеркивающими объемность форм, склонено к левому плечу. Продолговатые глаза потуплены, брови высоко подняты. В руках он держит священный цветок лотоса. И лицо и поза выражают глубокую задумчивость. Бодисатва, как и большинство божеств аджантских росписей, усыпан цветами и унизан драгоценностями. Образ его необычайно поэтичен и изыскан.

Роспись в храме № 17 изображает летящего Индру в сопровождении музыкантов и небесных дев «апсар». Ощущение полета передается клубящимися на темном фоне голубыми, белыми и розоватыми облаками, среди которых парят Индра и его спутники. Ноги, руки и волосы Индры и прекрасных небесных дев украшены драгоценностями. Художник, стремясь к передаче одухотворенности и изысканной грации образов божеств, изобразил их с удлиненными полузакрытыми глазами, очерченными тонкими линиями бровей, с крошечным ртом и мягким, округлым и плавным овалом лица. В тонких изогнутых пальцах Индра и небесные девы держат цветы. По сравнению с несколько условными и идеализированными фигурами богов слуги и музыканты в этой композиции изображены в более реалистической манере, с живыми, грубыми и выразительными лицами. Тела людей написаны теплой коричневой краской, только Индра изображен белокожим. Густая и сочная темно-зеленая листва растений и яркие пятна цветов придают мажорную звучность колориту. Значительную декоративную роль в живописи Аджанты играет линия, идущая то чеканно и четко, то мягко, но неизменно придающая телам объемность. Прекрасные чувственные и нежные женские образы Аджанты находят аналогию в драмах блестящего поэта и драматурга периода Гупта — Калидасы.

Мифологическое, яркое и образное восприятие природы в сочетании с повествовательностью в жанровых сценах (хотя и на религиозные сюжеты) характерны для этих росписей. Жанровость в трактовке религиозных сюжетов свидетельствует о стремлении связать древнюю мифологию с реальной действительностью.

К росписям Аджанты ближе всего по характеру живописи росписи храмов Сигирийи на Цейлоне. Эти росписи были созданы в скальных пещерах в конце 5 в. Они отличаются от росписей Аджанты несколько большей утонченностью и изощренностью. Росписи изображают небесных дев апсар со служанками. Их полуобнаженные тела украшены ожерельями и драгоценностями, на головах причудливые уборы. Мягкими тенями переданы объемы хрупких подвижных женских фигур, хотя и показанных среди облаков, но вполне земных по всему своему облику.

Ко времени Гупта относятся и первые крупные наскальные скульптуры (в Удаягири, 5 в., и других местах), изображающие Шиву и другие божества брахманской религии. В этих скульптурах проявились пышность, нагроможденность и тяжеловесность, присущие уже памятникам искусства времени феодализма, в 6 - 7 вв. окончательно сменившего в Индии рабовладельческие отношения.

Характерными чертами для всего древнего периода индийского искусства является сила и устойчивость народных традиций, всегда пробивающихся сквозь многочисленные религиозные наслоения как в выборе сюжетов, так и в содержании многих художественных образов. В архитектуре долгое время прочно сохраняются основные элементы деревянного народного зодчества, идущие от древнейших времен. В скульптуре и живописи на основе народной фантазии создаются полные обаяния, гармонии и красоты очеловеченные образы богов и героев, ставшие традиционными.

В древнем искусстве Индии уже можно проследить разделение искусства на более официальное направление, подчиненное каноническим правилам, приобретающее со временем черты сухости и застылости, и реалистическое, жанровое по своим устремлениям, отличающееся человечностью и жизненным полнокровием. Это второе направление получило свое наиболее яркое выражение в росписях Аджанты.

totalarch.ru

Архитектурные памятники Древней Индии | История архитектуры

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

 

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура — культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

 

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1.  Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2.  Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.— эпохи завоеваний Ашоки — и продолжающийся до V в. н. э.

3.  Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Архитектурные памятники Древней Индии. Ступа
Рис. 117

 

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа  — тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) — индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота — торана — были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II — III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота — торана — в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры — Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105).

Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 118 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее — выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа — храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С) и Карли (рисунок 119, D).

Буддийские монастыри — Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

 

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода» есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода — Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120. Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама, В — из Бхуванешвары.

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе, описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан — знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» — один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 120 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122) в Мамалапурам, датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу) с гипостильными залами — тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. — Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 122  Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы — все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов — Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124, взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Архитектурные памятники Древней Индии. Храм
Рис. 124
Архитектурные памятники Древней Индии. Географическое распределение различных типов храмов
Рис. 125

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа — единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу — очаг джайнизма — является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.

ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,— из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма — создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния — занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Главы «Архитектурные памятники», «Искусство и социальный строй. Влияния» раздела «Архитектура Древней Индии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Архитектура Древней Индии

Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну, она очень индивидуальна, - и в этом ее красота.

К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны.

В силу того, что в Индии 28 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация разные и религии. Можно сказать, что Индия это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия - это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на архитектуру.

1.Хараппская цивилизация.

Индия - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истоки индийской художественной культуры восходят возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры.

Одной из самых ярких в истории древнеиндийской культуры является Хараппская цивилизация. Хараппская культура имела могущественное централизованное управление, способное установить на многие века определенный строгий порядок, ввести стандартизацию и типизацию в строительстве, канонизацию в искусстве.

Об уровне развития Хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при возведении городов, монументальная архитектура, письменность и т.д. Главные центры строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно друг другу, ориентированные по сторонам света и пересекались под прямым углом; магистральные улицы были довольно широкими – до 10 метров. Вокруг города возводились стены, здания были высотой в 2-3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурились глиной и гипсом. Дома строившиеся в несколько этажей имели деревянный верх и по всей вероятности, на оштукатуренных стенах могли быть несохранившиеся росписи и резные деревянные украшения. Почти все крупные города состояли из двух частей: крепостного сооружения, которое возвышалось над городом, и «нижнего города». В «нижнем городе» проживало основное население, а в цитаделях находились, городские малоимущие слои.

Уровень устройства большинства городских жилых построек был по тому времени довольно высок. Большинство жителей Хараппы были обеспечены благоустроенным жильем. Почти при каждом доме имелись выложенные из кирпича колодцы, ванная комната, мусоропровод, вентиляционные каналы. Особенность этих городов - это отсутствие зданий, которые однозначно можно было бы определить как постройки чисто культового назначения – храмы и культовые памятники, - и, с другой стороны, наличие отдельных общественных сооружений, найденных в крепости, заставляют предположить их отнюдь не культовое назначение и использование. Примером могут служить большие зернохранилища в Мохенджо-Даро и в Хараппе, а также весьма впечатляющий док речного порта в Лотхале. Знаменитые купальни внутри цитадели Мохенджо-Даро могли служить и культовым целям.

Необходимо принять во внимание, что даже самый большой город этой эпохи, Мохенджо-Даро не раскопан до основания и нижние слои его так и остались недоступными для исследования.

Памятники древнеиндийской архитектуры ранней эпохи не дошли до нас. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что деревянная архитектура не сохранилась.

Архитектура и искусство древней Индии достигли подъёма к середине I тысячелетия до нашей эры, когда в нижнем течении Ганга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительством правителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, науки и искусств

Особое развитие получило строительство при выдающимся правителе этой династии – Ашоке, внуке Чандрагупты (III век до нашей эры). Источники рассказывают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три зала, расположенных один над другим. Главный из них был украшен каменными колоннами. Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.

В эпоху правления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве и для создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане когда-то часть города Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колонны сделаны из полированного гранита. Это большое сооружение – зал со ста колоннами - напоминает зал дворца царя Дария из династии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династии Маурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величия царской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.

Техника обработки камня, замечательная полировка, сохранившаяся до наших дней, характерна также и для знаменитых каменных колонн, из которых высечены эдикты Ашоки. Следы такой полировки можно распознать, и на стенах искусственных пещер, вырубленных в скалах в Гайе, наиболее древние, из которых относятся ко времени правления Маурьев.

Процветающие города эпохи Маурьев (4-2 вв. до нашей эры) оставили великолепные образцы культовой архитектуры. Среди них ступы, скальные храмы и «стамбха»- мемориальные столбы. Ступы являлись вместилищем буддийских реликвий. Были случаи, когда они посвящались отдельному лицу из правителей и жрецов. Их происхождение ведет от погребальных холмов. Чаще всего это сооружение из монолитной массы наподобие полусферы на террасе. На вершине ступы размещался реликварий, предназначенный для хранения буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь самого Будды, а иногда лица или событий, чтимых буддистами. Реликвариум обносился вокруг оградой с четырьмя воротами «торана», ориентированный по сторонам света. Внутри ограды проходила дорожка, по которой совершалась церемония обхода ступа. На воротах обычно сосредотачивались рельефы, изображающие отдельные эпизоды из легендарной жизни Будды. Ступа мог быть любых размеров. Маленькая ступа, чаще цилиндрической формы, ставились внутри храмов – чайтья. Из 84000 ступа, сооруженной лишь Ашокой, уцелели немногие. Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником. Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр основания – 36,6 м. Четыре торана, объединивших архитектурно-скульптурные элементы, - это воспроизведение деревянных ворот. Однако форма торанов растворена обильной пластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится как торжественный портал. Рельеф передает массивность группы слонов и дриадой. Среди круглых скульптур, меньших по размерам, угадываются крылатые животные, всадники, духи природы. По своему содержанию это целое сказание об индийской жизни того времени, причем буддийские сюжеты здесь богато расцвечены фольклором, иллюстрированы множеством бытовых сцен. На одной из них изображена осада города, стены которого окружены кольцом пеших воинов и лучников, восседающих на колесницах. По этим рельефам можно получить полное представление об архитектуре древнего укрепления, изучить вооружение того времени.

Помимо ступ, в древнеиндийской культовой архитектуре были распространены пещерные сооружения. По преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. После смерти великого учителя его последователи стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая в толще скал пещеры. Одни из этих пещер были храмами – чайтья , другие – монастырскими кельями – вихара . В пещерных храмах во многом воспроизводились формы наземной деревянной архитектуры. Например, сохранившиеся под сводами чайтьи каменные ребра – это стволы, первоначально образующие короб, на который накладывались ветви финиковых пальм.

Первые храмы и монастыри были созданы при Ашоке в холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти пещеры еще не велики и просты по отделке, они положили начало развитию монолитной скальной архитектуры. Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голая скала на каменистой местности, маленькая прорезь с аркой в виде подковы ведет внутрь – такова пещера в Барбаре недалеко от Гайи. Внутри прямоугольный зал, в конце его – помещение с закругленными стенами и выступающими карнизами.

Проще всего объяснить поразительный консерватизм архитектурного оформления тем, что возникающую потребность в храмовом строительстве удовлетворяли строители, привыкшие работать с деревом.

Архитектура чайтья существовала примерно с II века до нашей эры до VIII века нашей эры.

До строительства чайтьи религиозные обряды проводились на открытом, иногда лишь огороженном пространстве.

Буддийская чайтья – это храм-молельня, в которой молящиеся совершают обряд поклонения ступа. Внешний облик представляет собой продолговатый зал, разделенный внутри колоннами на три части, был, как правило, закруглен в торце апсидой, в которой ставилась ступа. Перед чайтья обычно размещались открытый вестибюль и внутренний дворик. Перед входом для торжественности нередко ставились колонны со скульптурным завершением.

Классическим памятником этого типа признается высеченная в скале чайтья в Карли (1 век до нашей эры). Храм в Карли вырублен в скале на глубину 40 м и превосходит другие храмы размерами и великолепием отделки. В интерьере заметны следы росписей и позолоты, - роскоши и великолепия, которыми окружали себя монахи в то время. Храм в Карли отличается большими размерами по сравнению с предыдущими храмами, дает впечатление простоты и значительности. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7 м высоты. Портик храма частично разрушен, но сохранившиеся детали позволяют предположить, что он был шире, чем сам храм. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировой горы». В полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуи людей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированы. Стрельчатые ребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают движение всего объема вверх. Холл молельни заканчивается полукруглой камерой с главным святилищем. Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма.

mirznanii.com

Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии

Исследуя формы индийского зодчества, мы видим, что они сводятся почти целиком к подражанию местным древним конструкциям с добавлениями некоторых иноземных элементов — персидских и греческих. Эти последние проникают в Индию ко II в. до н. э. Потом мы видим их постепенно меняющимися под влиянием местных традиций. Стремление все детализировать, вкус к фантастическому придают им совершенно особый отпечаток, характеризующийся одновременно излишеством деталей и грандиозностью.

Колонна. — Колонны — первое, что Индия заимствует в Персии. Тип колонны проник в Индию в эпоху распространения буддизма благодаря завоеваниям Ашоки. Столбы, отмечающие победы и религиозные подвиги Ашоки,— не что иное, как персеполитанские колонны. Мы даем чертеж одной из них в ри­сунке 113, А: в их профиле легко узнать персидскую кампанулу, в деталях их украшений — пальметту.

Нет сомнения, что форма капителей колонн Ашоки и, помимо этого, многочисленные декоративные элементы заимствуются искусством эпохи Маурия из персидского искусства ахеменидского периода, однако, они тотчас же настолько основательно перерабатываются в Индии, что предстают перед нами, обнаруживая вполне определенную самобытность при общем налете персидского влияния. Сейчас есть все данные думать, что ахеменидские элементы попали в Индию не непосредственно из Персии, а уже видоизмененными, причем это произошло на почве Бактрии, одной из восточных провинций ахеменидской империи. См. Coomeraswamy, A. Op. cit. Abb. 12, 14, 34, 33.

При преемниках Ашоки эта персидская колонна применяется в убранстве пещерных храмов, воспроизводящих сводчатые строения предшествующей эпохи. Рисунок 113, В воспроизводит колонну из Карли. Но здесь колонны так чужды общему замыслу, они так мало соответствуют основной идее конструкции, бессознательным подражанием которой являются эти храмы, что архитекторы по большей части даже и не заставляют их нести функции столбов: они их помещают рядами внутри строения, не заставляя их поддерживать своды, и ставят их у входа в виде простых столбов, увенчивая их символическими изображениями.

Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии. Колонна
Рис. 113
Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии. Колонна
Рис. 114

В ту же эпоху индийского искусства, но там, где колонны несут функцию столба-подпорки, они увенчиваются капителями (рисунок 114, А), напоминающими одну из деталей традиционной деревянной конструкции, отдельные элементы которой говорят о персидском влиянии. И эта капитель быстро видоизменяется: кампанула округляется и вырождается в луковицу, как видно на рисунке 114, В.

К этому же времени относится возникновение в Санчи портика с переплетающимися перекладинами (рисунок 115), явно китайского типа. В IX в. в храмах холма Абу преобладает колонна с откосами в 45° (рисунок 110).

К тому же времени и к той же школе относится колонна, увенчанная крестообразно расположенными рядами брусьев (рисунок 108, В). Колонна эта китайского типа, только воспроизведенная в камне.

Портик в Санчи, без сомнения, является памятником чисто индийского типа, не имеющим каких бы то ни было посторонних черт и элементов. Единственное, о чем можно говорить в данном и аналогичных случаях, это — о существовании некоторого относительного сходства в определенных приемах в деревянном зодчестве вообще, поскольку в Китае деревянная конструкция играет большую роль.

Позже декорация на фантастические сюжеты постепенно скрывает архитектурные линий, и храмы Шрирангама или Мадуры имеют целые колоннады, подпорками в которых являются изображения животных, переплетающихся в судорожных движениях.

Аркада — В убранстве индийской арки ясно выразилось ее строение из горизонтальных балок. Лучше всего это видно в обработке свешивающихся камней в форме консолей (в кронштейнах) — рисунок 112, М. Иногда (рисунок 112, М") профиль свода дан в виде сплошной кривой, а порой в его зените образуется килевидный выгиб с обращенной вверх вершиной свода. Вершина выгиба отвечает сшиву двух каменных плит, находящемуся в замке свода. В данном случае форма вполне соответствует конструкции.

Карниз — При отделке фасадов или портиков индусские архитекторы применяют лишь один тип карниза — выступ со скатом. Его разрез точно соответствует профилю, который приобретает терраса в результате воздействия дождей (рисунок 116).

Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии. Портик
Рис. 115
Формы и пропорции в архитектуре Древней Индии. Карниз
Рис. 116

Детали убранства — В индусской архитектуре распушка применяется в весьма незначительном количестве. В эпоху Ашоки индийское искусство заимствует из Персии мотив пальметты (рисунок 113). В период сношений с селевкидами оно получает из Греции мотивы ионика и сердечек, а главным образом, общий характер декоративной пластики.

В первые века нашей эры снова получают преобладание персидские элементы, но на этот раз элементы Персии сасанидов. Мы встречаемся с ними даже в декорации портиков в Санчи, где весь замысел чисто китайский.

Рельефы, изображенные на рисунке 115, того же происхождения, что и капители из Исфагани: те же мотивы, та же пере­груженность деталями, та же тяжеловесность форм. По-видимому, лишь в VI в. н. э. проник в Индию сасанидский орнаментальный мотив с изображениями животных в манерном стиле.

Резьба заборов ступа в Санчи ничего общего не имеет с орнаментальным убранством эпохи сасанидов. Рельефы датируются П — I вв. до н. э. и уже хотя бы поэтому не могут являться возникшими под воздействием сасанидской Персии. Недоразумение проистекает, по-видимому, по той причине, что Шуази дает неточные и ошибочные датировки персидским памятникам.

Краски — Как и во всех южных странах, в Индии одним из главных декоративных эффектов в архитектуре является раскраска, которой придается большое значение. Скрывая зерно камня под слоем штукатурки, кстати, сохранившейся в гротах Аджанты, индусы покрывают стены богатейшими росписями, которые никогда не умаляют архитектурных форм и не доводят иллюзии до обмана зрения. Основные тона всегда спокойны. Представление об этом нам может дать расцветка индийских ковров.

В Индии законы симметрии проводятся так же строго, как и в Египте. Что касается методов, которыми руководствовались при применении законов пропорций, мы имеем возможность ознакомиться с ними на памятниках мадрасской школы, описанных в книге Рам-Раза, имеющей для индийской архитектуры не меньшее значение, чем труд Витрувия для истории римского искусства. Рам-Раз изложил не только приемы, применявшиеся в его время (он писал в XVIII в.), но использовал и все трактаты. Размеры всех зданий вытекают из диаметра колонны и кратны этому последнему. Закон модульных отношений применялся в Индии самым строгим образом.

Дело идет о книге Ram Raz.— Essay on the Architecture of the Hindus. London. 1834, в которой рано погибший индийский ученый сделал попытку изложить один из трактатов Silpa sastra Manasara. Silpa sastra представляет собой собрание правил, которыми должен руководствоваться индийский зодчий. Столетие отдаляет появление этой книги от современности, но за истекший век мало что сделано в данном направлении. Лишь весьма недавно приступлено к изучению индийских архитектурных трактатов, а, по-видимому, один из ключей к пониманию зодчества Индии лежит именно тут. Профессия архитектора в феодальной Индии была, как и большинство индийских профессий, наследственной. Каста архитекторов была чем-то близка к организации средневековых каменщиков. Описываемые в трактатах строительные приемы до сих пор живы в стране, и все указания и правила Шильпашастра широко применяются на практике. См. Acharya, Pr. Kumar. Hindu Architecture. Allahabad India 1930; Manasara transe, by Acharya, London, 1930.

Глава «Формы и пропорции» раздела «Архитектура Древней Индии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Архитектура Древней Индии

Эпохи в архитектуре: часть 1 - архитектура Древнего Мира

Для любого представителя европейской цивилизации далекая Индия и по сей день остается некоей сказочной страной, знакомой нам по интересным религиозно-философским направлениям, увлекательным сказкам и оригинальной мифологии. Вся культурная оболочка индийского общества представляет собой сплав традиций разных народов, взаимодействующих и переплетающихся на протяжении тысячелетий.

Неудивительно, что и в архитектуре Индии присутствуют в той или иной форме десятки стилей, подчас совершенно разнонаправленных, сочетания которых не найдешь ни в одной другой стране мира.

Наиболее древние памятники

Представители обитавшей еще в период XXIII-XX вв. до н. э. в долине великой реки Инд цивилизации сумели достичь высокого мастерства в строительстве крупных городов. Их творения ничуть не уступали величественным памятникам архитектуры Древнего Египта и Месопотамии. Археологи и сегодня продолжают восхищаться и заново открывать всему миру осколки, оставшиеся от древнего государства Харрапа. Его строители достигли значительных высот в прокладывании основных городских коммуникаций , без которых человечество не может обойтись и сегодня.

Еще в первом тысячелетии нашей эры на территории древней Индии можно было наблюдать несколько типов храмов. В южных районах это были образцы дравидийской архитектуры, отличавшиеся:

  • Колоннами со сложной резьбой, изображавшей сражения воинов, богов, замысловатые движения танцовщиц и деяния царей;
  • Пирамидальными башнями большой высоты;
  • Стенами, богато декорированными рельефами и скульптурами.

Для северных районов страны были характерны религиозные сооружения, выполненные в стиле Нагара. Башни данных построек имели форму ульев.

Влияние на архитектуру буддийской философии

Распространение буддийской религии по территории полуострова Индостан оставило свой след и на архитектурных сооружениях. К ним относятся ступы или хранилища святынь, монастыри и храмовые постройки. Известным свидетельством высокого культурного развития служат буддийские реликвии, возникшие во время правления царя Ашоки. Религиозные сооружения периода 3 века до н. э. содержат большое количество колонн, увенчанных фигурами слонов, львов, коров и других почитаемых в Индии животных.

Всемирную известность имеют произведения резной архитектуры. В частности, храм Кайласанатха в Эллоре, посвященный богу Шиве, представляет собой настоящий многоэтажный комплекс. Все его колонны, залы и барельефы вырубались в толще скалы древнеиндийскими мастерами на протяжении более сотни лет.

Не избежала древнеиндийская архитектура и исламского влияния. Своеобразным сплавом этих традиций и настоящими памятниками, имеющими мировое значение, являются такие сокровища, как Красный Форт, Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри и прочие сооружения. Данный стиль оказал свое влияние и на архитектуру 19 века, воплотившись в произведениях такого известного направления, как индо-готика.

Особенности архитектуры

Культура Древней Индии развивалась в соответствии с законами Вед, которые подчеркивают важность единства жизни во всех ее проявлениях. Данная идея насквозь пронизывает не только философию Древней Индии, но и ее искусство, что нашло своё отражение в синтезе архитектуры и скульптуры, которые были неотделимы друг от друга. Так, скульптурные произведения, достигавшие порой гигантских размеров, использовались для оформления стен храмов.

Одной из главных проблем понимания скульптуры и архитектуры Индии является признание уникальности и многообразия этой древней культуры, что очень сильно повлияло на формирование современного мира и становление его характера. Поэтому в каждом архитектурном и скульптурном произведении Древней Индии прослеживается религиозная символика, прежде всего барельеф.

Особенность архитектуры Индии заключается в гармоничном единении с природой, поэтому многие древние индийские храмы строились в пещерах. Большинство древнеиндийских архитектурных и скульптурных памятников изготавливались из дерева, поэтому до наших дней они не сохранились.

Наидревнейшие образцы архитектуры и скульптуры Древней Индии, которые мы можем лицезреть сегодня это джайнитские, индуистские и буддийские храмы.

Помимо храмов и дворцов, зодчие Индии возводили тщательно спланированные города. Так, самыми главными архитектурными свидетельствами древности стали развалины городов Мохенджо-даро и Хараппа .

К середине I тыс. н.э. стал формироваться характерный стиль храмовой архитектуры Индии, в котором особое место занимали монументальные произведения зодчества. В этот период при строительстве начал применяться камень, что позволило архитекторам и скульпторам того времени создавать более надежные каменные сооружения.

Скульптура Древней Индии органично сочетает в себе одухотворенную древнегреческую пластику и полнокровную чувственность индийских богов. Так, прототипами для скульптур Будды стали древнегреческие скульптуры, закутанные в мантию, а поучения, жесты и поза Будды были взяты из местного обихода.

Особое место в древнеиндийской скульптуре занимали мастерски обработанные камни, ставшие культурной ценностью Древней Индии стамбхи. Они представляли собой столбы, на вершине которых зачастую устанавливали капитель с изображением льва.

Современная Индия очень почтительно относится к своему культурному наследию, особенно к древним традициям. Поэтому сегодня мы можем любоваться самыми яркими памятниками древнеиндийской архитектуры и скульптуры, которые поражают мастерством исполнения.

 

 

Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была классическая эпоха. Начало этого периода совпадает с расцветом империи Гуптов , объединившей Северную и большую часть Центральной Индии.

Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого индуистского храма. Часто такая башня,словно реальная гора,складываетсяиз множествауступов.

Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку, на которой во время праздников возили по городу статую божества. Большие каменные колеса здесь символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений,в которых вращаются все живые существа.

Основным помещением храма считается небольшое жилище божества в глубине башни. Оно часто прихотливо украшалось даже снаружи.

Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал, либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями . В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось.

Столичная суета Дели, очаровательные легенды Агры и розовое великолепие архитектуры Джайпура дополняют друг друга и дают туристу довольно таки полное ...Древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э. - так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.

В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола священную гору Меру. Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.

Завоевание Индии мусульманами способствовали проникновению в Индию новой религии ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами.

Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев Тадж-Махал. Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных южных ворот, от

которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.

Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора.

Источники: www.letopis.info, vifsaida.com, ppt4web.ru, arx.novosibdom.ru, studopedia.ru

Это интересно

Лимузины с бассейном

До чего только техника не доходит в наше время. Даже машиностроительная отрасль продолжает нас удивлять. Лимузин с бассейном! ...

Инфракрасное зрение у человека

До сих пор традиционно считалось, видеть ИК-излучние могут только определенные виды животных, например, змеи. Однако группе ...

Отправляемся на Черное море

Черное море является не просто местом, где можно отлично отдохнуть летом. Кроме пляжей здесь присутствует огромное количество красивейших ...

Секретная база

Военная база США, именуемая как Зона-51, тщательно скрыта от людского взора – на картах ее не ...

  • Другие викинги

    Это были очень тяжелые боевые костюмы, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он...

  • Мы ждем перемен - размышления об истории

    «Сервейер-3» — третий спускаемый аппарат, запущенный по американской программе «Сервейер-3 » и совершивший мягкую посадку на Луну . «Сервейер-3» прилунился 17...

objective-news.ru

Архитектура древней Индии

История и архитектура древней Индии, уходящая корнями в глубокую древность, до сих пор загадочна и полностью не изучена. Совсем недавно было принято считать, что индийская цивилизация зародилась где-то за тысячу лет до нашей эры, но последние изыскания и археологические находки свидетельствуют о наличии на территории Индии древнейшей высокоразвитой народности, жившей ещё за четыре тысячелетия до нашей эры. Подробности о культурном уровне и быте этой цивилизации выяснить не удаётся, все свидетельства о ней дошли до наших дней в виде памятников древнейшего зодчества. Хочется подчеркнуть, что уже тогда появляются каменные строения, а был ли период строительства из дерева и какой промежуток времени он охватывал, также остаётся неизвестным.

Культурное развитие и архитектуру древней Индии удобнее рассматривать, поделив на 3 этапа: господство империи Маурья, правление династии Гупта и распад на множество национальных государств.

Первый этап, который продлился с IV до III века до н. э., известен как существование империи Маурья, объединившей все земли полуострова, и характеризуется появлением новых самобытных архитектурных строений. В первую очередь это, конечно, ступа – конструкция представляет собой полусферический корпус, опёртый на циркульный постамент и накрытый сверху павильоном в виде зонта, в котором, собственно, и расположен реликварий. Снаружи ступа огорожена забором, имеющим четыре ориентированных по сторонам света входа. Известнейшие ступа эпохи Маурья – это строения в Бархуте и Санчи.

Следующей особенной формой индийского зодчества можно назвать чайтью – своеобразное вытянутое здание со скруглённой стеной, расположенной напротив входа. Завершается здание двускатной крышей. Внутри постройки, возле специально закруглённой стены, устанавливается ступа или статуя Будды. Помимо этих основных видов культовых сооружений существовало множество монастырей и отдельных келий, часто высеченных прямо в скале.

Следующий этап относится ко времени царствования династии Гупта. В этот период уже заметно и некоторое проникновение чужой культуры восточных народов, соседствующих с Индией. Эллинистические тенденции, например, хорошо прослеживаются в Гандхарском творчестве. Эпоха империи Гупта – самый плодотворный период в развитии искусства, культуры и благосостояния народа Индии. Если в предыдущую эпоху единственной основной религией был буддизм, то теперь уже популярным становится течение брахманизма, что не могло не сказаться на внешнем виде культовых сооружений. Тип этих зданий не меняется, но сферический корпус ступа становится похожим на цилиндр, традиционный забор заменяется платформой с лестницами. А чайтья и вихара чрезмерно украшаются декоративными элементами, даже утратившими своё функциональное назначение конструкторскими дополнениями вроде столбов, ферм, раскосов. Фасады зданий также изобилуют большим количеством украшений и декораций.

Архитектура древней ИндииТретий этап начался после распада империи Гупта, произошедшего под влиянием многочисленных набегов эфталитов. Индия становится раздробленной на маленькие национальные государства и погружается в феодализм. Религия Будды вытесняется полностью учением брахманов, разделившимся в основном на вишнуизм и шиваизм. Внешний вид храмов продолжает видоизменяться. Широко используются скульптурные украшения культовых зданий. Появляются и новые типы храмов вроде гопурам и мантапам. Памятники этого времени можно наблюдать в Мадуре, Шрирангаме и Тируваннамалайе. После этой волны перемен серьёзных видоизменений индийские храмы не претерпевали вплоть до нашего времени. В завершение надо отметить, что индийское зодчество, освещённое в знаменитом трактате Шильпашастра, до сих пор досконально не изучено, особенно если учитывать, что каждой мелочи в индийском культовом строительстве придавалось своё собственное сакральное значение. Архитектура древней Индии         Поделиться:

Рекомендуем прочитать:

nastroike.com


Смотрите также