Легенды древней руси. Мифы и сказания древней руси история славян и праславян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сокровища народов мира. Легенды древней руси


100 Великих легенд и мифов мира — Сайт про великие легенды и мифы

ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ Былины Древней Руси ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ

В летописи сообщается, что в 1147 году суздальский князь Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий, возвращаясь после удачного похода на Новгород,...

САДКО И ВОДЯНОЙ ЦАРЬ Былины Древней Руси САДКО И ВОДЯНОЙ ЦАРЬ

Новгородский гусляр Садко разбогател благодаря помощи водяного царя, но царь не забыл о нем, зазвал к себе в подводное царство....

ЖЕНИТЬБА СОЛОВЬЯ БУДИМИРОВИЧА Былины Древней Руси ЖЕНИТЬБА СОЛОВЬЯ БУДИМИРОВИЧА

Герой русских былин богатый удалой купец Соловей Будимирович, родом из северных, новгородских земель, решил посвататься к племяннице киевского князя Владимира,...

ХИТРОСТЬ ПОЛЕНИЦЫ Былины Древней Руси ХИТРОСТЬ ПОЛЕНИЦЫ

Считается, что в основе былины о боярине Ставре Годиновиче, богатом новгородском купце, использован исторический факт: в 1118 году киевский князь...

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ Былины Древней Руси АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ

Третий по значению русский богатырь, Алеша Попович, был не так силен, как два его старших собрата — Илья Муромец и...

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ И ХАН БОТИЯН Былины Древней Руси ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ И ХАН БОТИЯН

В былине о двух богатырях, Добры не Никитиче и Василии Казимировиче, рассказывается о том времени в истории Руси, когда русские...

ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ Былины Древней Руси ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Добрыня Никитич обладал немалой силой, но в отличие от могучего Ильи Муромца и изворотливого Алеши Поповича побед в ратных делах...

СМЕРТЬ СВЯТОГОРА Былины Древней Руси СМЕРТЬ СВЯТОГОРА

Герой русских былин богатырь Святогор был самый сильный, самый великий среди всех русских богатырей. Но он любил хвастать, говорил, что...

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ Былины Древней Руси ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ

Однажды Илья Муромец сильно поссорился с князем Владимиром Красное Солнышко. Приказал князь наказать богатыря — посадить в погреб глубокий, не...

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ Былины Древней Руси ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ

Эта былина дошла до нашего времени в нескольких вариантах. В одном говорится, что действие происходит в Киеве, в другой —...

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК Былины Древней Руси ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Свой первый богатырский подвиг Илья Муромец совершил во время поездки в стольный град Киев. Возле Чернигова ветре-тился он с вражьей...

ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА Былины Древней Руси ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА

В образе Ильи Муромца, самого известного и любимого в народе русского богатыря, воплощены лучшие национальные черты: доброта, сила, справедливость, честность....

100legend.ru

Легенды и мифы древней Руси - просто сказки?

А есть ли что–то, что не поддается даже сложному математическому расчету, а познается Интуицией и Верой?

Понятие Бога – это философия, религия или что – то реальное, с чем можно взаимодействовать?

Легенда и мифы древних славян о Богах - просто сказки?

Боги так же реальны, как земля под ногами?

Наши предки полагали, что Боги также реальны, как земля под ногами, как воздух, которым мы дышим, как солнце, ярко катящееся по небосводу, как ветер и дождь. Все, что окружает человека – это природа, созданная Родом, это гармоничное проявление Божеского присутствия.

Судите сами – Земля то спит, то просыпается и плодоносит, то опять засыпает – это Мать Сыра Земля, щедрая толстушка, проживает свой длинный день, равный по продолжительности целому году.

Солнце не стоит на месте, а неутомимо двигается от рассвета до заката? Это рыжий Хорс, Бог Солнечного Диска, выполняет, подобно усердному конюху, ежедневную пробежку своим огненным Небесным Коням.

Сменяются времена года? Это стоят на страже, сменяя друг друга, мощные и вечные Коляда, Ярило, Купало, Авсень.

Это были не просто легенды и сказки, древние славяне пустили в свою жизнь своих Богов, как родственников.

Богов можно просто попросить о помощи?

Воины, собираясь на битву, просили помощи у солнечных богов Хорса (Бога Солнечного Диска), Ярило (Бога Солнечного Света), Даждьбога (Бога Дневного Света).  «Мы – дети и внуки Даждьбога», утверждали славянские мужчины.

Боевая  славянская магия – подарок от этих ярких, солнечных, полных мужской силы Богов.

Славянские воины сражались только днём, а подготовительный обряд заключался в том, что воин, обратив свой взор к Солнцу  произносил: «Как вижу я (имя) этот день, так дай мне, Всемогущий Даждьбог, увидеть и следующий!»

Женщины обращались к своим Богиням  –  к Макошь, Богине Судьбы, к Ладе, Покровительнице семьи и брака, к Матери Сыра Земля, Подательнице Плодородия, к Ладе, защитнице Любви и Семьи.

Каждый, живущий по законам Рода, мог обратиться к Предку – Хранителю, Чуру. Доныне сохранилось выражение – оберег: «Чур меня!»

Возможно, на самом деле Боги приходят, если их по – прежнему продолжают звать? Возможно, легенды и мифы древних славян - это не просто сказки?

Богов можно просто встретить?

Славяне считали, что часто Боги приходят в явный мир в зверином или птичьем облике.

Да – да, речь идет об оборотнях. Многочисленные фэнтези – страшилки, в угоду публике, исказили первоначальное знание об этих мистических существах. В «ужастиках» и «мультиках» оборотни действуют в виде шпионов, наемных воинов, беспощадных ночных страшилищ. Все это увлекательная неправда.

Оборотни занимали важнейшее место в духовной жизни славян. Медведи, волки, олени и птицы – все могли на поверку оказаться Богами, сошедшими в этот мир. Даже люди могли превращаться, но не об этом сейчас речь.

Этим животным поклонялись, они считались покровителями рода, эти тайные учения передавались из поколения в поколения, следы этого сохранились и до наших дней. Вот рушник с оленями, вот расписные короба с птицами, вот шкура волка – и все это до сих пор считается мощными оберегами.

Само слово «оборотиться» означало приобрести священное сознание и стать существом, наделенным огромной физической силой и сверхъестественными способностями.

Чур, предок – охранитель чаще всего являлся в виде волка. Культ волка до сих пор один из сильнейших, сохранившийся до наших времен.

Могучий Велес, Бог Магии, Мудрости и Музыки часто появлялся в образе бурого медведя, Коляда – в образе черной или рыжей кошки, непременно с зелеными глазами. Иногда он появляется в виде черного лохматого пса или черной же овцы.

А летний Купала часто оборачивается петухом – не даром на всех полотенцах, связанных с купальскими праздниками – знаменитые русские петухи.

Лада, Богиня Домашнего очага, может прилететь к Вам в виде голубя или показаться белым лебедем – в старых песнях Лада оборачивалась Птицей Сва.

Сварог, Бог-кузнец,  оборачивается в Яви рыжим конем, поэтому на капище, посвященному верховному богу славян, непременно должен быть образ стремительной лошади.

Наверно, недаром, в самой архаичной северной росписи – мезенской, корни которой уходят в тысячелетия, основными мотивами являются конь и птица. Это супруги Сварог и Лада оберегают и современных людей от зол и несчастий, приносят любовь в дом.

Именно так, в лесу или даже во дворе можно было встретить Бога – оборотня, и прямо попросить его о помощи.

Так поступил и герой северной сказки «О том, как Макошь долю Горюне вернула".

Совсем закручинился Горюня, все думает, помог бы кто, спросить бы у кого. И вот как-то раз отправился он живицу собирать. Надрезал одну сосну, другую, стал туески закреплять, чтоб живица в них стекала. Вдруг видит, волк из-за сосны вышел и смотрит на него очень внимательно, а глаза-то у волка голубые, и шкура серебром отливает.

— Это ж сам Чур, прародитель рода,— смекнул Горюня и бухнулся ему в ноги. — Батюшка Чур, помоги, научи, как мне от злой недоли избавиться!

Волк поглядел- поглядел, потом обошел вокруг сосны и вышел уже не волк, а седенький такой старичок, но глаза те же, голубые и смотрят внимательно.

— Я,— говорит,— давненько за тобой наблюдаю. Родители твои как померли, в Навь отошли, матушка твоя, горюя о тебе сиротинушке, невзначай твою долю с собой унесла, а как поняла, что наделала, так и мается до сих пор. Но помочь вернуть тебе счастливую долю только Макошь может, богиня судьбы. У нее богини Доля и Недоля в помощницах, только ей подчиняются. Парень ты в душе чистый, не озлобился от своей горькой недоле, не сломила она тебя, к счастью стремишься, проси Макошь, что она решит, так и будет.

— Спасибо, батюшка Чур, за мудрый совет, — кланяется Горюня.

Вот такие рассказывают сказки о простом и понятном деле – как познакомиться с Богом и попросить у него помощи и поддержки.

Вот и думай после этого, есть ли Бог, если он по улице запросто гуляет!

Возможно, Боги никуда и не уходили, а просто живут рядом, ожидая, когда неверие перейдет все границы и качнется маятник вновь?

Желаю вам найти Бога – если не на улице, то, хотя бы, в себе.

Ирина Иванова, главный редактор издательства «Северная Сказка»

nktv1tl.livejournal.com

Мифы и сказания древней руси история славян и праславян

МИФЫ И СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

История славян и праславян

Прежде чем мы начнём наш разговор, следует знать, что историю славян и праславян принято подразделять на несколько периодов.

Мифологический период. Об этом времени повествуют ведические мифы (славянские, германо-скандинавские, иранские, индийские и т.д.). Мифы о Рождении Мира, деяниях богов повествуют о духовной метаистории человечества и относятся ко всем народам нашей планеты. Мифы имеют множество смысловых слоев. Согласно одному из подходов можно вычленить из мифологических образов также и конкретно-исторические реалии: древние катастрофы, изменение климата, переселения древних народов (русские и славянские мифы содержат данные о расселении праславян).

Мифа-легендарный период, иначе «время прародителей». Об этом времени повествуют мифы и легенды о пращурах, от которых произошли разные племена и роды славян. Это время зарождения славянского этноса, выделения его из общей семьи бореальных (северных), а потом и индоевропейских (?) народов. Речь идет о V-I тысячелетии до н.э. А от этих времен до наших дней дошло немало археологических памятников.

Легендарный или Предысторический период, иначе «время древних царств». Время - с середины II тыс. до н.э. и до III-IV века н.э. Об этом периоде повествуют легенды, былины, песни разных славянских народов, также священные тексты, которые содержат исторические сведения и легенды. В хрониках соседних государств мелькают имена древних славянских вождей и князей. Археологические памятники этого периода дополняют данные об истории славян этой эпохи.

Легендарно-исторический период. Об этом времени (с III до VIII века нашей эры) повествуют как легенды, так и исторические хроники славян и соседних народов. От этого периода сохранилось множество сведений как о славянских княжествах и царствах, так и о славянских династиях, и о многих войнах тех лет. История этой эпохи восстанавливается во всех важнейших подробностях.

Исторический период. Сведения об этом времени столь многочисленны и обширны, что это позволяет говорить о полном восстановлении картины жизни славян. С V по X век - это время развития славянских государств в русле ведической и языческой традиций. В это же время уже существует и набирает силу христианская религия. С X по XVI век постепенный упадок ведической и языческой религий, время религиозных междоусобиц, двоеверия, иноземного ига, зависимости от иноземцев и иноплеменников, угасание древней веры, время последних хранителей веры.

Конечно же, наше повествование мы начнём с мифологии древних славян и узнаем, откуда берёт начало известная по русским народным сказкам Река-Смородина, что такое Алатырь-камень, так часто упоминаемый в старинных заговорах, где находятся «тридевять земель», Остров-Буян, о былинном герое Святогоре, Бабе Яге и многом другом.

Мифология славян. Рипейские горы, бел-горюч камень Алатырь.

В одном из славянских мифов говорится: «…После битвы богов с Черным Змеем Сварог и Сварожичи опустились на Землю. И увидели они, что вся Земля смешана с кровью. И тогда разрезали они Матушку Землю, и она поглотила кровь. Сварог и Сварожичи стали обустраивать мир. Где Змей, впряженный в плуг, проложил борозды, там протекли реки Дон (Танаис), Дунай и Днепр (Данаприс), в чьих названиях прослеживается имя славянской Матери вод – Даны (от древнеславянск. «да» – вода и «неня» - мать). На месте битвы со Змеем появились Рипейские горы. В Рипейских горах над Белой Алатырской горой, от которой течет Белая река, Сварогом была учреждена Сварга - небесное царство богов. На этой горе поднялся росток, который вырос в священный Вяз, связующий мир. К самому небу протянул Мировой Вяз ветви. На восточных ветках дерева свил гнездо Алконост, а, на западных - птица Сирин, в корнях - Змей шевелится. У ствола же ходит небесный царь - сам Сварог, а с ним - Лада-матушка. В Рипейских горах близ Алатырской горы стали расти и иные волшебные деревья. На горе Хвангуре поднялся кипарис - древо смерти. На горе Березани - береза, древо поэзии. А на горе Алатырской Сварагом был посажен Ирийский сад. Здесь поднялось вишневое дерево, посвященное Вышню, куда прилетает птица Гамаюн. Рядом явился солнечный дуб - вверх кореньями, вниз ветвями: корни его у Солнца, а двенадцать ветвей - суть двенадцать Вед. Поднялась на Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. Все подходы к саду стерегут грифоны, василиски, змеи и горные великаны. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода…» Описание славянского рая - Ирия встречается во многих песнях. Есть это описание и в сказании об отце Агапии в книге «Памятники древней Руси XII в.» (М., 1980).

Итак, по-порядку…

Рипейские горы

Существовали ли Рипейские горы на самом деле или это только миф? Само название «Рипы», «Рипейские горы» было принято считать учёными греческим. О гипербореях как о народе, жившем за Рипейскими горами, писал Геланник. Аристотель также указывал, что Рипейские горы лежат за крайней Скифией, под самой Медведицей (созвездием), и что оттуда стекает больше всего рек, самых крупных после Истра. Рипейские горы упоминают Апполоний Родосский, который помещает там истоки Истра. Клавдий Птолемей во II веке н. э. суммировал известные на его время историко-географические факты и по его данным Рипейские горы имели координаты по середине 63°— 57°30′; причем с Рипейскими горами граничила область расселения саваров и борусков. На основе данных Птолемея было создано множество средневековых карт с обозначением легендарных Рипейских гор.

Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Где же могли находиться эти легендарные горы? По разным источникам это Уральский хребет, Тянь-Шань, Кавказские горы. Есть версия, что это водораздел, берущий начало в Белорусской гряде и далее переходящий в Валдайскую и Смоленско-Московскую возвышенности. И всё-таки большинство учёных в настоящее время склонны думать, что легендарные Рипейские горы это Южный Урал, прародина древних ариев-индоевропейских народов, что подтверждают и археологические исследования доктора исторических наук Г.Н. Матюшина, свидетельствующие об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии (на то время на территории Индии проживали коренные народы – драмины и ), так как и те другие называли себя «ариями», а свои страны-«арийскими». Недаром индоиранцы переводят слово «рипы» как «вершина земли», а Хараити-древнейшее название Уральских гор. В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта, оснащённые стоками для дождевых вод и водоотстойниками-канализацией, имеющие развитое металлургическое производство и ремёсла. Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что эти города принадлежат одной из древнейших групп индоиранских племён.

Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.

На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона также именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры). Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры - «Репейки» - издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались «репейчатыми...»

Белая Алатырская гора. Бел-горюч камень Алатырь

Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень) — в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в Центре Мира, «всем камням отец». В стихе о «Голубиной (Глубинной) книге» (см. ниже) алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами-из-под него по всему миру растекаются целебные реки. Этимологию слова «алатырь» пытались объяснить через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). Согласно точке зрения В. В. Мартынова, название алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является прямой славянской калькой его названия. В этимологическом словаре русского языка М. Фасмера про алатырь-камень говорится: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора ала́тырь или ла́тырь несомненно является альтернантом слова ла́тыгорь от Latýgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“». По мнению О. Н. Трубачёва, слово «алатырь» славянского происхождения и так же родственно слову янтарь. Но как бы там ни было, Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен.

Согласно древним легендам, бел-горюч камень Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. А где он упал, поднялась Алатырская гора. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И книга Вед и птица Гамаюн - это тоже Алатырь. По другой легенде, когда Сварог «сварганил (сварил, создал) землю», он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм. Потому Алатырь – является камнем-жертвенником. В русском народном фольклоре местонахождение Алатырь-камня соотносилось с центром мира и при этом обычно неразрывно связывалось с Буяном - чудесным островом, находящемся где-то в мировом "окиян-море”. Покоящийся на острове Буяне Алатырь народная традиция называла и горой, и "малым студеным камнем”; но при этом камень этот почти всегда обозначался постоянным эпитетом "бел-горюч”, заменяемым иногда выражением "кип-камень” (от глагола кипеть). Бел-горюч камень Алатырь упоминается в русских народных сказках, былинах, заговорах.

В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием-славянским раем, Беловодьем, по коему текут молочные реки. «Алатырь» содержит и корень «альт», что значит "золото” (отсюда – "алтын”). Потому Алатырь – это и волшебный камень, прикосновение которого всё обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато-горки и Святогора. Есть камень Алатырь и на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная река. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане. Также источником рассказов об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых говорится о волшебном камне, лечащем от всех болезней.

Предания говорят, что древним днем Алатырь-камня считалось 14 сентября (27 сентября по нов. стилю) – он же языческий Ирьев день (христианское Воздвиженье Честного Животворящего Креста Господня) – птицы и змеи уходят в Вырий (Ирий) до весны. По народному поверью, в этот день змеи собираются в кучи, в ямы, пещеры и прочие укрывища и там лижут "бел-горюч камень Алатырь”, а затем уходят в Ирий.

«Огненная» река Смородина

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках: "Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает”. Так "эффектно” гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается:

Тая река свирепая,

Свирепая река, сама сердитая, –

Из-за первоя же струйки как огонь сечет,

Из-за другой же струйки искра сыплется,

Из-за третьей же струйки дым столбом валит,

Дым столбом валит, да сам со пламенью.

Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых. Это преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на "тот свет”. Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова "смород”. Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — "Смородина”.

Грин И.В. Клуб «Светёлка» ГДК г. Жуков

h.120-bal.ru

ДРЕВНЯЯ РУСЬ: МИФЫ И ПРАВДА

 

Вадим РОСТОВ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

Какой истории учат школьников в России?

В последние годы в России недовольны учебниками стран СНГ: дескать, в них Россия подана «неправильно», «многие исторические факты неверно освещаются». В связи с этим стали обсуждать создание единого учебника истории для государств СНГ (а инициатором выступила почему-то делегация из Беларуси). Можно подумать, что российские учебники истории - честные и научные, образец для подражания.

Это решил проверить российский историк Илья Смирнов: в статье «Марш «Прощание варяжки»» он оценил научность того, что сообщает школьникам рекомендованный Министерством образования Российской Федерации учебник истории для 10 класса Сахарова А.Н. и Буганова В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века». Как оказалось, он переполнен массой ляпов, великодержавных мифов и вообще ненаучен.

Возьмем, к примеру, тему истории Древней Руси. Еще в последние советские десятилетия археологи разобрались в давнем споре «норманистов» и «славянофилов». Но тогда специалистам мешала работать маниакальная борьба с «норманизмом», которую вели партийные работники (и некоторые деятели науки, склонные ошибаться вместе с партией). Копать, конечно, никто не запрещал, но опубликовать результаты было непросто. Сегодня это можно сделать.

Окончательно выяснилось, что древние русы-варяги - это готы и полабские славяне. Именно готами являлись загадочные послы «от хакана народа Rhos», посетившие в 30-х годах IХ столетия (за четверть века до Рюрика) двух императоров: сначала византийского Феофила, а потом франкского Людовика Благочестивого. Нынешнее село Старая Ладога (Волховского района Ленинградской области), преданное забвению «славянофилами», изначально было шведской колонией. После конфликта с местными саамами, чудью и кривичами шведы пожаловались маркграфу Дании Рюрику (сыну датского конунга и ободритской княжны), тот по политическим мотивам в это время был изгнан со своей родины и основал здесь Новгород, который заселили готы и славяне ободриты из Полабской Руси.

«В Ладоге того времени жили и работали представители разных народов, в первую очередь славяне, финны, скандинавы. В их среде установился прочный межэтнический и межконфессиональный мир... Эта модель развития общества поучительна и ныне» (профессор А.Н. Кирпичников).

Что касается нынешнего Российского государства, то его глава В.В. Путин приехал в Старую Ладогу, отмечавшую юбилей, беседовал с руководителем археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН А. Н. Кирпичниковым, получил от него в подарок древнюю бусину и даже выразил желание во время отпуска поработать на раскопках.

Там же В.В. Путину подарили специально изданную к юбилею богато иллюстрированную книгу, обобщающую все современные научные знания по данной теме. Это совместное издание Государственного Эрмитажа, Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Института истории материальной культуры РАН и Исторического музея, подготовленное к юбилею Ладоги. В книге каталог выставки археологических находок и сборник научных статей: Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб, издательство Государственного Эрмитажа.

Но вот что странно: написанное в книге, врученной В.В. Путину, полностью противоречит тому, что написано Министерством образования в учебнике истории для 10 класса «История России с древнейших времен до конца XVII века». Получается, что для Путина - одна история Древней Руси, а для школьников - совершенно другая?

СРАВНИМ УЧЕБНИК С НАУЧНЫМ ИЗДАНИЕМ

Илья Смирнов в своей статье, опасаясь быть обвиненным в публицистической пристрастности, просто привел параллельные цитаты, как они есть.

Учебник:

«...И сегодня существуют норманисты и антинорманисты. Только спор идет уже о другом - кто были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами (шведами) и полагают, что само название “Русь” скандинавского происхождения. Антинорманисты же доказывают, что никакого отношения к Скандинавии варяги, появившиеся на русском северо-западе в IX в., не имеют. Они были либо балты, либо славяне с берегов Балтийского моря. По существу, продолжается спор о судьбах России, славянства, об их исторической самостоятельности. А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец? Для него “Русь” - это прежде всего национальное определение... Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в их среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками (с. 44 - 45)».

«Старая Ладога...»:

«История освоения славянами и скандинавами прилегающих к Волхову земель отчетливо выражена в истории сложения самих названий “Ладога” и “Русь”. Исходным для названия первой столицы Руси является убедительно реконструируемый лингвистами прибалтийско-финский гидроним *Aladjogi - “нижняя река”, где “ala” означает “низ, нижний”, а “jogi” (диалектное “djogi”) - “река”. Из этого гидронима происходит скандинавское название поселения на берегу этой “Нижней реки” - “Aldeigja”, а из него славянское “Ладога”. С момента построения здесь крепости поселение приобретает названия “Aldeigjuburg” и “город Ладога” (с. 13)».

От себя добавлю, что учебник обманывает школьников: для Нестора-летописца «Русь» - вовсе не «национальное определение», а как раз НЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ. Нестор четко и ясно повторяет: Русь и варяги - то же самое. То есть Русь - не народ или племя, а сословие ГРЕБЦОВ - торговцев и наемников. Варягами-Русью, как пишет Нестор, были тогда и датчане, и готы, и шведы, и полабские славяне. Вот что такое исконная Русь.

Учебник:

«Происхождение слова Русь. С VVI вв. славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями руссы, русины. Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке “русый” означает “светлый”. Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название. Другие руссы жили в землях, примыкающих к южным берегам Балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шло постоянное переселение на восток, на берега озера Ильмень. Поэтому летописец позже написал: “Новгородцы - от рода варяжского”. Зато нет никаких данных о существовании имени “Русь” в Скандинавии, как нет данных о том, что там в IX в. существовала княжеская власть или какое-то государственное образование». (С. 45.)

«Старая Ладога...»:

«...Название “русь”, первоначально обозначавшее господствующий этносоциум, сложившийся в Поволховье и Приильменье, восходит к финскому наименованию шведов “ruotsi” (с праформой rotsi), из которого фонетически безупречно выводится славянская форма “русь”. Само финское слово возводится к древнескандинавскому глаголу со значением “грести” и отражает самоназвание тех приморских групп шведов, которые еще на гребных кораблях достигали восточных финских берегов Балтики (современное название побережья Швеции на широте Петербурга - Rоslagen).

От этой древнескандинавской основы “roth” и ее производных, вероятно, и произошли греческие “ros” и “Rosia”, обозначавшие в Византии этнос “русь” и страну “Русь”... Таким образом, двувариантный корень “русь/рос”, лежащий в основе наименований России и русских, имеет скандинаво-финско-славянско-греческое происхождение. Этот этноним первоначально обозначал скандинавских переселенцев, затем двуязычный славяно-скандинавский этносоциум, являвшийся ядром складывающегося государства с последовательными центрами в Ладоге, Новгороде и Киеве, и, наконец, славяноязычный этнос и государство». (C. 13-14.)

Илья Смирнов:

«Примечание на полях. В учебнике Сахарова-Буганова сообщается: «Анты - первое восточнославянское государство...» (с. 30). Указано время: с V века н. э. Если это так, а «в пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования», значит, «образования» эти образовались, по крайней мере, в IV веке. Очень хотелось бы знать, как назывались прибалтийские славянские государства во времена Юлиана Отступника, что за князья ими правили, какие города были их столицами. Думаю, что информация подобного рода могла бы стать научной сенсацией, рядом с которой померкнут результаты многолетних раскопок в Ладоге, Гнездово и Новгороде. Правда, на с. 38 авторы учебника уточняют: оказывается, в VIII - IХ вв. «славяне шли навстречу созданию первого в своей истории государства - единой восточнославянской Руси». Как это все согласуется между собой - бог весть. Впрочем, школьникам, которых ждет Единое ГЭ, что-либо логически согласовывать (и вообще думать) вредно».

Учебник:

«Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Руси южной утвердилась местная полянская династия, а в северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики». (C. 45.)

«Старая Ладога...»:

«Само имя “Рюрик” безупречно выводится из скандинавского “Hroerekr” (“Ререк”), вызывая в памяти имя знаменитого Рерика Фрисландского из рода датских конунгов, - личность либо современную русскому Рюрику, либо тождественную с ним». (C. 20.)

Учебник:

«Именно от тех времен доходят первые сведения византийских и восточных авторов о наименовании восточных славян, жителей Поднепровья “росами”, “Русью”. Поэтому мы и будем называть восточных славян так, как их называл остальной мир, как их называли древние летописи - Русь, руссы, русины... Через несколько лет Русь предприняла вторую атаку, на сей раз на южный берег Черного моря. Правда, атаковать сам Константинополь русская рать еще не решилась. А в 838-839 гг. в Константинополе, а потом во Франкской империи появляется посольство от государства Русь. Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска... Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Ими были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана великой империей... Киевские рати идут и на север, с тем чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути “из варяг в греки” и выходы к Балтийскому морю. Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север». (C. 43 - 44.)

«Старая Ладога...»:

«Во франкских “Бертинских анналах” сообщается, что в 839 г. к императору Людовику Благочестивому вместе с послами византийского императора Феофила прибыли из Константинополя послы “хакана” народа “Rhos”, оказавшиеся при проверке этническими “свеонами” (шведами)... Как явствует из всей суммы археологических источников, никакого другого военно-торгового центра, кроме Ладоги, где бы уже в 830-х гг. скандинавы составляли значительную часть населения, особенно в верхних слоях общества, на территории Руси не существовало... Сам титул “хакан” говорит об ориентации народа “рос” на контролируемые каганом хазар волжско-донские торговые пути..., а также о зарождении смутных “имперских амбиций” у русов уже в первой трети IX в., поскольку этот титул со времени Тюркского каганата VI- VII вв. был иерархически сопоставим с титулом “император”. Позднее титулом “каган” арабские авторы последней трети IX-X вв. именовали владыку северной “руси”, княжившего на болотистом острове, окруженном озером, - т.е., видимо, в древнейшем Новгороде (Рюриковом городище). Еще позднее титулом “каган” русский митрополит Илларион в XI в. именовал и Владимира Святославича, и Ярослава Мудрого, княживших в Киеве». (C. 22.)

Илья Смирнов:

«Не будем придираться к мелочам: допустимо ли переносить в IX век из новой истории понятие «национальный», что за «киевские рати» выходили в это время к Балтийскому морю, как происходило «официальное признание великой империей» и какое учреждение (БТИ? нотариальная контора?) выдавало документ и пр. Речи нет и о том, чтобы навязывать науке единомыслие. Хотя согласитесь: в учебнике должны излагаться достоверные сведения, а если версии, то не любые, какие в голову взбредут, а желательно все-таки такие, которые соответствовали бы современным научным данным.

А главный вывод из параллельного чтения таков. Две книги, с которыми мы ознакомились, рассказывают совершенно разные «истории России с древнейших времен». Примирить их нет никакой возможности. Разве что в «постмодернистском дискурсе». Если верна одна, то человек, прилежно изучивший другую, останется глубоким невеждой.

При этом «Старой Ладоги» напечатано 500 (пятьсот) экземпляров, а у учебника Сахарова-Буганова только «доп. тираж 100 000»».

Добавлю к этому мнению Ильи Смирнова весьма важную фальсификацию учебника: он задает у школьников представление, что якобы и до Рюрика местное население было «славянским и русским», что ложь. Учебник сознательно не упоминает о том, что среди племен, «призвавших» Рюрика, Нестор называет чудь и весь - финские племена, которые ныне русифицированы (учебник называет только словен и кривичей). Генетические русское население этого региона - финское, «словене» Нестора - это и есть славянизированные финны, а еще один из «призвавших» народ - кривичи - тоже никакие не «славяне», а западные балты. Видимо, они тогда и вступили в конфликт со шведской колонией в Ладоге за власть над этими финскими землями. Причем кривичи не упоминаются Нестором среди «народов Руси».

Налицо попытка обмануть школьников. Ведь они должны считать себя славянами, а не славянизированными иностранцами финскими туземцами.

СРАВНИМ УЧЕБНИК СО СЛОВАРЕМ

Илья Смирнов:

«Забавно, что рекомендованный Министерством учебник вступает в антагонистическое противоречие не только с труднодоступными работами археологов и лингвистов, но и с обычным словарем. Продолжаем параллельное чтение, положив справа Большой Энциклопедический Словарь 1998 года издания - не такой древний, чтобы устареть, но и не такой новый, чтобы редакторы и эксперты не успели в него заглянуть. Начать можно прямо с варягов: «Варяги (от др.-сканд. vaeringjar), в рус. источниках - скандинавы...» (БЭС, с. 181)».

Учебник:

«В период между 40 и 13 тыс. лет до н.э. в истории человечества опять произошли крупные перемены. В древних общинах были запрещены браки между сородичами, а это сразу улучшило человеческую природу. Именно в это время и появился человек современного типа, окончательно сформировался «гомо сапиенс». Походка его стала полностью вертикальной, плечи распрямились, лицо потеряло животные черты. Мозг стал более развитым». (C. 17).

Словарь:

«По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков Ч. современного типа - “Ч. разумного” (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование “Ч. разумного” (т.н. сапиентизация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, “Ч. разумный” становится единственным представителем семейства гоминид и заселяет практически всю землю». (C. 1343).

Илья Смирнов:

«Чувствуете разницу? На том рубеже (40 тыс. лет назад), на котором у антропологов формирование человека современного типа (биологически такого, как мы) считается практически завершенным по любой из гипотез, для Министерства образования оно еще только начинается. Его подопечным предстоит еще долгие 27 тысяч лет избавляться от привычки к хождению на четвереньках и от животных черт лица».

Учебник:

«Как раз в скифское время формируется население, говорившее уже по-славянски, а не на балтославянском языке... Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. на просторах будущей России одновременно продолжали складываться и другие этнические сообщества. Балты заняли большие пространства к северу от славянских обществ, расселившись от берегов Балтики до междуречья Оки и Волги». (C. 27 - 28).

Словарь:

«Скифы. Древние племена в Сев. Причерноморье (7 в. до н. э. - 3 в. н. э.) (с. 1105)».

Мы не станем углубляться в вопрос, когда на самом деле распалось балто-славянское единство. Отметим только вопиющую несообразность: вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. и середина 1-го - все-таки немножко не одно и то же.

Учебник:

«В его составе были многонациональные жители этих мест: греки, скифы, адыги, также относившиеся к индоевропейской группе народов». (C. 28).

Словарь:

«Адыги, общее название многочисл. в прошлом родств. племен Сев. Кавказа... К А. принадлежат совр. адыгейцы, кабардинцы и черкесы... Адыгейский язык, относится к кавк. (иберийско-кавк.) языкам (абх. - адыгская гр.)... Кабардино-черкесский язык, язык кабардинцев и черкесов. Относится к кавк. (иберийско-кавк.) языкам (абхазо-адыгская гр.)...» (с. 20 - 21, 472).

Учебник:

«На севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту - древнему языку Индии (с. 24)».

Словарь:

«Санскрит (от санскр. самскрта, букв. - обработанный), литературно обработанная разновидность др.-инд. языка индоевропейской языковой семьи. Известны памятники I в. до н.э.» (с. 1059).

И т. п.

Свою статью Илья Смирнов заканчивает так:

«Давно ль по-индийски здесь начали петь? Когда и каким образом, скажите на милость, в лесах Архангельской области завелись соплеменники Рамы и Кришны? Подчеркиваю: именно индийцы, потому что термин «санскрит» относится конкретно к Индии, а не к носителям индоевропейских праязыков, реконструируемых лингвистами.

Если помните, скандинавов на русской земле не было и быть не могло: это «спор о судьбах России, славянства, об их исторической самостоятельности».

А инородцы с далекого юга почему-то не травмируют министерских историографов.

Что ж, тысячеголовый Шеша им в помощь».

РОССИЙСКИЕ МИФЫ

Сей рекомендованный Министерством образования Российской Федерации учебник истории для 10 класса не годится как образец учебника истории для стран СНГ. Не только потому, что он пытается подменить научные факты идеологическими желаниями и экстраполировать в далекое прошлое нынешние идеи великодержавия. Но еще и потому, что касается картины исторического прошлого соседей РФ - искажает эту картину.

Например, суждение о том, что «На севере же России до сих пор существуют названия рек и озер, восходящие к санскриту - древнему языку Индии (с. 24)». На самом деле наибольшая связь с санскритом у западнобалтского языка - то есть у предков беларусов западных балтов кривичей, дреговичей, ятвягов, пруссов. Которые не были славянами. Сегодня наиболее близки санскриту по грамматическим нормам балтославянские языки беларуский и польский (последний образован из смешения чисто славянского ляшского языка с западнобалтским мазурским, как равно беларуский из смешения западнобалтского коренного с волынским диалектом русинов). Это четко показывает, что санскрит связан вовсе не со славянским языком, которого тогда просто не было, а является диалектом западнобалтского языка.

Никакого «балто-славянского единства» никогда не существовало. Было изначально «балто-германское единство», при распаде которого образовались балтские и германские племена (причем германцы «отпочковались» от родины, уйдя завоевывать земли Европы и там с кем-то смешивались, а балты оставались на месте и сохранили потому архаичность языка, похожего на санскрит).

А вот славянский язык - это просто смешение языков западных балтов (основа его), готов, сарматов и народов Балкан. Это койне, изначально язык межнационального общения варягов. Такой же, по сути, как эсперанто. Ясно, что никаких «племен эсперанто» быть не может - как и «славянских племен».

Самый главный вопрос в этой теме - даже не открытие роли готов-варягов в истории возникновения Руси (хотя даже это по идеологическим причинам не входит в российские учебники истории). Самое главное - это роль западных балтов в становлении славянского языка (полностью славянизированных именно из-за того, что их балтский язык и стал основой для славянского). Это крайне актуально для Беларуси, но абсолютно «вредно» для России. Вот в чем принципиально разные подходы.

Сама идея «балтского субстрата беларусов» была запрещенной в СССР, так как подрывала российские мифы (которые поныне повторяют учебники истории РФ) и к тому же подрывала претензии Москвы в «правах на Беларусь». Ведь балтский субстрат беларусов полностью опровергал вымысел о какой-то «общей древнерусской народности».

Но это еще полбеды. Если изучать истоки славянского языка в призме его происхождения от западнобалтского языка автохтонов Беларуси, мазуров Мазовы, пруссов Порусья и днепровских балтов Киевщины, то оказывается, что Россия тут «никаким боком не лежит». К созданию славянского койне и понятия «славянин» в IV-VI веках во время Великого переселения народов причастны только уроженцы Северной Беларуси западные балты гепиды, которые пошли с готами своей соседней Брестщины, готами Дона и сарматами Дона в Центральную Европу, а также иллирийцы. На Балканах появление славян связано с одновременным «исчезновением в никуда» иллирийцев, а иллирийский язык, весьма близкий к балтийским и славянским, является ныне субстратным языком для балканских славян.

Тематика этого направления исторических исследований «не идет в русле» и даже «противоречит» «изысканиям» великодержавных идеологов-историков России, а потому само направление было просто запрещено в Российской империи и СССР, как по этой традиции является преданным забвению в РФ.

Неизученным вопросом является, в том числе, тема контактов еще до IV века готов Брестщины (территорию нынешней Брестской области тогда населяли готы) со своими соседями западными балтами Беларуси гепидами (их предками стали ятвяги, кривичи, дреговичи) и западными балтами автохтонами Северной Польши мазурами (те, возможно, имели в то время иное название). Тогда еще не существовал славянский язык, не было ляхов Кракова и русинов Киева. Вообще не было славян. Но, возможно, еще в том соседстве готов как древних жителей Беларуси с западными балтами и зародился славянский койне?

Нет на эту тему ни одного научного исследования. Ни в России, ни в Беларуси. Эта тема просто никем не изучается. Хотя весьма очевидно, что славянский язык включает готскую весомую составную, которая легла на субстрат западнобалтского языка (причем иллирийский язык Балкан, исчезнувший вместе с западнобалтским, был, видимо, тоже неким западнобалтским говором). Была и примесь сарматского языка и других иных. Но в любом случае в процессе создания славянского койне не участвовали предки нынешних россиян. Вот почему исследования на эту тему «нежелательны» для российских идеологов.

Давно канули в Лету все народы, кто создавал славянский койне как язык межнационального общения торговли, военной службы и христианской религии: западные балты, готы, иллирийцы, сарматы (аланы). А коль их ныне нет, то в России придумали перетянуть на себя это «историческое одеяло». Мол, мертвые молчат. И придумали, что еще до всего этого создания славянского языка - в России уже жили и славяне, и русские.

Варяги еще не появились как продукт Великого переселения народов, но - согласно учебнику РФ для 10 класса - «во второй половине 2-го тысячелетия до н.э.» на территории России уже и «славяне», и «русские». Причем для обоснования этой «истины», которую Министерство образования вкладывает в головы миллионов юных и наивных школьников, - нет НИ ОДНОГО НАУЧНОГО ФАКТА.

Как это называть?

Нет, такой учебник истории странам СНГ не нужен.

 

www.secret-r.net

Мифы и легенды Древней Руси. Песни птицы Гамаюн

Толковый словарь основных мифологических персонажей и понятий.

АЛАТЫРЬ - "всем каням камень", центр мироздания, священная скала в Рипейских горах, также - скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем". По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена с законами Сварога.АЛКОНОСТ - светлая птица, инкарнация ( воплощение ) Хорса. Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на "крае моря" семь дней стоит безветренная погода.БЕЛОВОДЬЕ - другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной коровы Земун.БЕРЕЗАНЬ - райская местность, одна из Рипейских гор, также название острова, подобного острову Буяну, либо - Атлантиде. На острове ( горе ) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.БОГУМИР - прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей.БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.БУЯН - райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову.ВЕДЫ - "ведение", священная книга древних славян. Также книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана - Авеста.ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных небесных богов.ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.ВОЛХ - бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства - Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения.ВОРОН - олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного Змея, один из творцов мира - сотворил ущелья, горы.ГАМАЮН - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса - бога мудрости. Посланник богов - она пропевает книгу "Песен". Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся "под самым востоком солнца близ рая".ГОРЫНЯ - горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.ГРИФОН - могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипейским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство.ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей "через корову Земун". Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы.ДАСУНЬ - темное царство, населенное дасу - демонами, или представителями неарийских, неславянских племен.ДИВА-ДОДОЛА ( Перунница ) - супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.ДНЕПР - бог реки Днепра, отец русалки Роси.ДОЛЯ - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.ДУБЫНЯ - лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.ЖЕЛЯ - от слова "жалеть", божество похоронного обряда, сестра Карны.ЖИВА - богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла Дажьбога от своей сестры - Марены.ЗЕМУН - небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Ирия.ЗЛАТОГОРКА - великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.ИНДРА - "владыка", главный бог ведического пантеона. Громовержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.ИНДРИК-ЗВЕРЬ - царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.ИРИЙ ( Вырий, Сварга ) - славянский рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги. По Ирию течет молочная река.КАРНА - от слова "карить" - божество похоронного обряда, сестра Жели.КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ ( Трипетович ) - сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.КИЙ - сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.КИСЕК - один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея.КРИВДА - богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды.ЛАДА - женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада - матерь богов, она же - рожаница, спутница Рода, "матерь - Родиха", помогающая при родах. Защищает верующих перед Богом.МАГУР - птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой книге.МАКОШЬ - мать счастливого жребия. Вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она - пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мойрам. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.МАРЕНА ( Мармара ) - богиня смерти, зимы, вторая супруга Дажьбога. Украдена Кащеем Трипетовичем, впоследствии - его жена и противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.МАТЕРЬ СВА - птица, инкарнация Великой Матери - Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн.МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - богиня земли, плодородия, подобная греческой Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.МОГОЛ - могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Также - философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии ( пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви.НЕДОЛЯ - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.ОБИДА - лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу, Соколам - птицам верховных светлых богов.ОРЕЛ - птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.ОРЕЙ - мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от "арий" - "пахарь". Отец Кия, Щека и Хорива.ПАТАР ДЫЙ - бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Перуну, Зевсу, Свентовиту.ПЕКЛО - славянский Аид, или ад. В разное время им правили различные Змеи и чудовища - Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей. Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару ( самый глубокий уровень ), Эребу ( подземному пекельному царству ), и собственно Аиду - надземной местности перед входом в подземное царство ( эта местность и есть - темное царство ).ПЕРАСКЕЯ - Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом - первая жена Волха. Убита Велесом.ПЕРУН - Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фольклоре - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера, Чудо-Юдище - Поддонного царя.ПРАВДА - богиня, олицетворение светлых сил, противница Кривды.ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир. Это понятие подобно саттве индийской философии ( ясность, абсолютная реальность, гармония ).РА - река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.РАРОГ - сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла. Рарог, согласно народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи.РИПЕЙСКИЕ горы - мифические горы, где находится сад Ирия. Известны по греческим-скифским и индийским мифам.РОД - Главный бог славянского пантеона, творец - "родитель" вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был заключен в "мировом яйце", потом он разбил его. Род - наименее персонифицированное божество славянского пантеона - "отец и мать всех богов".РОСЬ - дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Потому мы - сыны Дажьбога и "русские", то есть - потомки Роси.САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ - поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми расположен Океан, а за Океаном - сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного - небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.СВАРОГ - мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает "поднебесную", достает с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог - небесный кузнец. Когда он ударил молотом по "бел горюч камню", родился бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им законы. Он супруг Лады и отец многих богов.СВЕНТОВИТ - бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святилище в городе Араконе.СВЯТОГОР - сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. Подобен греческому Атланту.СЕМАРГЛ - согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он победил Черного Змея - Морского царя. Он - бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами.СИРИН - темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея - то есть царя подземного мира. Сирин - от головы до пояса - человек, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает.СКИПЕР-ЗВЕРЬ - царь надземного Пекла, ( у греков Аида ). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.СМОРОДИНА - огненная река между светлым и темным царством. Видимо, соответствует Дону, либо - Кубани.СТРАТИМ (Страфиль) - в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога - бога ветров. Управляет погодой на море.СТРИБОГ-Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.СУРИЦА - напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии - дочь солнца и невеста Сомы ( иранского Хомы, русского Хмеля ).СУНЕ, СУРЬЯ - Солнце, божество солнца.ТРИГЛАВ - ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее ( до переселения в новгородские земли западных славян ) из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Сварога, Перуна и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.УСЫНЯ - великан, охраняет проход в пекельное царство.УТОЧКА - птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя ( который и есть бог ) и черного гоголя - сатаны.ФИНИСТ - сокол, птица-воин, инкарнация бога войны - Волха, защитник Руси.ХВАНГУР - одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о Голубиной книге.ХМЕЛЬ - растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приготавливают божественный напиток, 2) бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иранскому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.ХОРИВ - ( Горовато ) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге - прародитель славянского племени хорват.ХОРС - бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство, подобное греческому Тартару.ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ - царь подводного мира, и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен Перуном на морское дно.ЩЕК - ( Пащек ) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов ( согласно Велесовой книге ).ЮША - Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных говорах, родственные имена - Яша, Ящер. Славянский "родственник" индийского змея Шеши.ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно - сам этот светлый мир, "белый свет". Также - философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии ( активные силы, пытающиеся изменить мир). Противостоит Нави.ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга.ЯСУНЬ - понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.

sokrnarmira.ru

Мифы древней Руси

История Древней Руси хорошо исследована. По крайней мере, не хуже, чем история стран Европы раннего средневековья. Источники по истории Древней Руси многообразны и богаты.

Едва ли не важнейший из них – «Повесть временных лет». Летопись несколько раз редактировалась и дописывалась.

Среди известных каждому школьнику образцов древнерусской словесности – «Слово о полку Игореве».Даже в смысле поэтическом – непревзойденная вершина, шедевр.

«Слово о полку Игореве» – не летопись, поэтическое произведение. Но создано оно по определенному историческому поводу – походу в 1185 году северских князей во главе с Игорем на половцев. Поход оказался неудачен, Игорь разбит. Все, что осталось от войска, – 19 человек. Сам князь попал в плен, затем с трудом бежал и после многих приключений вернулся в родной город Путивль. Особое внимание сегодня также уделяем берестяным грамотам, число которых, особенно большое на Северо-Западе Руси, после первых находок в 1951 году в целом превысило 800. Среди этих грамот – частные письма, счета, записки купцов, любовные послания, даже упражнения учеников тогдашних школ.

Нам могут возразить: ведь Фоменко и Носовский уже «доказали», что история Руси гораздо короче! «Теория» Фоменко и Носовского основана на идее заговора: якобы Романовы, а потом ряд ученых после Петра сознательно уничтожали одни документы и заменяли их другими. Новгород – это вовсе не «настоящий» Древний Новгород, «настоящий» – это Ярославль. Александр Невский и Батый – одно лицо, носившее разные имена в разных частях единого государства, а современные ученые подделывают результаты археологических раскопок – в частности, якобы около 1000 года дендрохронология обрывается, и более ранние даты ими попросту придуманы. И это только часть измышлений этих двух «великих историков» и их последователей.

«Бегство князя Игоря из половецкого плена». Литография XIX в.Гениальное «Слово о полку Игореве» навеки запечатлело в народной памяти мелкий исторический эпизод, случившийся с провинциальным русским князем

Не будем вдаваться в долгую полемику. Возражений у нас будет два.

ПЕРВОЕ: Фоменко и Носовский НЕ доказали верность своей критики «обычной» хронологии. Их аргументация поверхностна и часто попросту лжива. Скажем, в культурном слое Новгорода, раскопанного огромными площадями, попадаются многочисленные берестяные грамоты. «Подделать» их присутствие в культурном слое невозможно по определению: ведь этот слой не потревожен веками, берестяные грамоты отделяют от современной поверхности несколько метров напластований.

П. Корин «Александр Невский». 1942 г.Один из лучших примеров успешного и позитивного русского исторического мифа

Что же, агенты Романовых туда запихивали бересту?! Кстати, и обрыв хронологии около 1000 года – выдумка авторов «новой хронологии». Дендрохронология в Великобритании доведена до IV века н. э., в Германии до VI–VII веков, в России – до VIII века. Без «разрывов».

Другие находки новгородских археологов подтверждают точность «деревянного календаря». Сенсационная находка печати Ярослава Мудрого сделана в слоях, согласно дендрохронологии датируемых 1030-ми годами.

Остается напомнить, что правил Ярослав с 1014 по 1054 год.

Печатей, принадлежавших известным деятелям древнерусской истории, уже выявлено больше сотни, и все они в точности подтверждают «показания» годичных колец на спилах бревен с новгородских мостовых.Можно еще многое говорить по этому поводу, но главное ясно.

ВТОРОЕ возражение. Мы пишем не о самих по себе источниках, а о том, как эти источники формируют самоопределение, или, как лучше всего сказал А. С. Пушкин, хотя мы сегодня и не употребляем в живой речи это слово, «САМОСТОЯНЬЕ» современного человека. Если даже все источники по истории Древней Руси фальсифицированы, именно они важны для жизни современного россиянина. Важен не столько факт, сколько его отражение в народном самосознании.

Есть основания полагать, что Ледовое побоище 1242 года было гораздо менее важным событием, чем Невская битва 1240 года. А на фоне битвы при Грюнвальде – может, это вообще рядовая приграничная «разборка».Но в идеологии это не имеет значения! Именно Ледовое побоище вошло в историю как важнейшее, определяющее событие! И живет в этом качестве до сих пор.

А. Кившенко «Невская битва 1240 г. Александр Невский наносит рану Биргеру».Сцена – в лучших традициях голливудского исторического блокбастера: рукопашная схватка главного положительного и главного отрицательного героев в финале картины

Говорил ли Александр Невский: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»? Не говорил? Это уже не имеет никакого значения. О Ледовом побоище снят фильм, и он вошел в сокровищницу мирового кинематографа. Он сформировал отношение к России и отношение к русской истории не одного поколения. Это наиболее важно.

No related links found

tainy.net

Мифы и сказания древней руси

МИФЫ И СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

История славян и праславян

Прежде чем мы начнём наш разговор, следует знать, что историю славян и праславян принято подразделять на несколько периодов.

Мифологический период. Об этом времени повествуют ведические мифы (славянские, германо-скандинавские, иранские, индийские и т.д.). Мифы о Рождении Мира, деяниях богов повествуют о духовной метаистории человечества и относятся ко всем народам нашей планеты. Мифы имеют множество смысловых слоев. Согласно одному из подходов можно вычленить из мифологических образов также и конкретно-исторические реалии: древние катастрофы, изменение климата, переселения древних народов (русские и славянские мифы содержат данные о расселении праславян).

Мифа-легендарный период, иначе «время прародителей». Об этом времени повествуют мифы и легенды о пращурах, от которых произошли разные племена и роды славян. Это время зарождения славянского этноса, выделения его из общей семьи бореальных (северных), а потом и индоевропейских (?) народов. Речь идет о V-I тысячелетии до н.э. А от этих времен до наших дней дошло немало археологических памятников.

Легендарный или Предысторический период, иначе «время древних царств». Время - с середины II тыс. до н.э. и до III-IV века н.э. Об этом периоде повествуют легенды, былины, песни разных славянских народов, также священные тексты, которые содержат исторические сведения и легенды. В хрониках соседних государств мелькают имена древних славянских вождей и князей. Археологические памятники этого периода дополняют данные об истории славян этой эпохи.

Легендарно-исторический период. Об этом времени (с III до VIII века нашей эры) повествуют как легенды, так и исторические хроники славян и соседних народов. От этого периода сохранилось множество сведений как о славянских княжествах и царствах, так и о славянских династиях, и о многих войнах тех лет. История этой эпохи восстанавливается во всех важнейших подробностях.

Исторический период. Сведения об этом времени столь многочисленны и обширны, что это позволяет говорить о полном восстановлении картины жизни славян. С V по X век - это время развития славянских государств в русле ведической и языческой традиций. В это же время уже существует и набирает силу христианская религия. С X по XVI век постепенный упадок ведической и языческой религий, время религиозных междоусобиц, двоеверия, иноземного ига, зависимости от иноземцев и иноплеменников, угасание древней веры, время последних хранителей веры.

Конечно же, наше повествование мы начнём с мифологии древних славян и узнаем, откуда берёт начало известная по русским народным сказкам Река-Смородина, что такое Алатырь-камень, так часто упоминаемый в старинных заговорах, где находятся «тридевять земель», Остров-Буян, о былинном герое Святогоре, Бабе Яге и многом другом.

Мифология славян. Рипейские горы, бел-горюч камень Алатырь.

В одном из славянских мифов говорится: «…После битвы богов с Черным Змеем Сварог и Сварожичи опустились на Землю. И увидели они, что вся Земля смешана с кровью. И тогда разрезали они Матушку Землю, и она поглотила кровь. Сварог и Сварожичи стали обустраивать мир. Где Змей, впряженный в плуг, проложил борозды, там протекли реки Дон (Танаис), Дунай и Днепр (Данаприс), в чьих названиях прослеживается имя славянской Матери вод – Даны (от древнеславянск. «да» – вода и «неня» - мать). На месте битвы со Змеем появились Рипейские горы. В Рипейских горах над Белой Алатырской горой, от которой течет Белая река, Сварогом была учреждена Сварга - небесное царство богов. На этой горе поднялся росток, который вырос в священный Вяз, связующий мир. К самому небу протянул Мировой Вяз ветви. На восточных ветках дерева свил гнездо Алконост, а, на западных - птица Сирин, в корнях - Змей шевелится. У ствола же ходит небесный царь - сам Сварог, а с ним - Лада-матушка. В Рипейских горах близ Алатырской горы стали расти и иные волшебные деревья. На горе Хвангуре поднялся кипарис - древо смерти. На горе Березани - береза, древо поэзии. А на горе Алатырской Сварагом был посажен Ирийский сад. Здесь поднялось вишневое дерево, посвященное Вышню, куда прилетает птица Гамаюн. Рядом явился солнечный дуб - вверх кореньями, вниз ветвями: корни его у Солнца, а двенадцать ветвей - суть двенадцать Вед. Поднялась на Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. Все подходы к саду стерегут грифоны, василиски, змеи и горные великаны. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода…» Описание славянского рая - Ирия встречается во многих песнях. Есть это описание и в сказании об отце Агапии в книге «Памятники древней Руси XII в.» (М., 1980).

Итак, по-порядку…

Рипейские горы

Существовали ли Рипейские горы на самом деле или это только миф? Само название «Рипы», «Рипейские горы» было принято считать учёными греческим. О гипербореях как о народе, жившем за Рипейскими горами, писал Геланник. Аристотель также указывал, что Рипейские горы лежат за крайней Скифией, под самой Медведицей (созвездием), и что оттуда стекает больше всего рек, самых крупных после Истра. Рипейские горы упоминают Апполоний Родосский, который помещает там истоки Истра. Клавдий Птолемей во II веке н. э. суммировал известные на его время историко-географические факты и по его данным Рипейские горы имели координаты по середине 63°— 57°30′; причем с Рипейскими горами граничила область расселения саваров и борусков. На основе данных Птолемея было создано множество средневековых карт с обозначением легендарных Рипейских гор.

Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Где же могли находиться эти легендарные горы? По разным источникам это Уральский хребет, Тянь-Шань, Кавказские горы. Есть версия, что это водораздел, берущий начало в Белорусской гряде и далее переходящий в Валдайскую и Смоленско-Московскую возвышенности. И всё-таки большинство учёных в настоящее время склонны думать, что легендарные Рипейские горы это Южный Урал, прародина древних ариев-индоевропейских народов, что подтверждают и археологические исследования доктора исторических наук Г.Н. Матюшина, свидетельствующие об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии (на то время на территории Индии проживали коренные народы – драмины и ), так как и те другие называли себя «ариями», а свои страны-«арийскими». Недаром индоиранцы переводят слово «рипы» как «вершина земли», а Хараити-древнейшее название Уральских гор. В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта, оснащённые стоками для дождевых вод и водоотстойниками-канализацией, имеющие развитое металлургическое производство и ремёсла. Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что эти города принадлежат одной из древнейших групп индоиранских племён.

Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.

На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона также именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры). Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры - «Репейки» - издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались «репейчатыми...»

Белая Алатырская гора. Бел-горюч камень Алатырь

Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень) — в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в Центре Мира, «всем камням отец». В стихе о «Голубиной (Глубинной) книге» (см. ниже) алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами-из-под него по всему миру растекаются целебные реки. Этимологию слова «алатырь» пытались объяснить через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). Согласно точке зрения В. В. Мартынова, название алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является прямой славянской калькой его названия. В этимологическом словаре русского языка М. Фасмера про алатырь-камень говорится: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора ала́тырь или ла́тырь несомненно является альтернантом слова ла́тыгорь от Latýgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“». По мнению О. Н. Трубачёва, слово «алатырь» славянского происхождения и так же родственно слову янтарь. Но как бы там ни было, Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен.

Согласно древним легендам, бел-горюч камень Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. А где он упал, поднялась Алатырская гора. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И книга Вед и птица Гамаюн - это тоже Алатырь. По другой легенде, когда Сварог «сварганил (сварил, создал) землю», он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание – камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей. Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм. Потому Алатырь – является камнем-жертвенником. В русском народном фольклоре местонахождение Алатырь-камня соотносилось с центром мира и при этом обычно неразрывно связывалось с Буяном - чудесным островом, находящемся где-то в мировом "окиян-море”. Покоящийся на острове Буяне Алатырь народная традиция называла и горой, и "малым студеным камнем”; но при этом камень этот почти всегда обозначался постоянным эпитетом "бел-горюч”, заменяемым иногда выражением "кип-камень” (от глагола кипеть). Бел-горюч камень Алатырь упоминается в русских народных сказках, былинах, заговорах.

В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием-славянским раем, Беловодьем, по коему текут молочные реки. «Алатырь» содержит и корень «альт», что значит "золото” (отсюда – "алтын”). Потому Алатырь – это и волшебный камень, прикосновение которого всё обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато-горки и Святогора. Есть камень Алатырь и на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная река. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане. Также источником рассказов об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых говорится о волшебном камне, лечащем от всех болезней.

Предания говорят, что древним днем Алатырь-камня считалось 14 сентября (27 сентября по нов. стилю) – он же языческий Ирьев день (христианское Воздвиженье Честного Животворящего Креста Господня) – птицы и змеи уходят в Вырий (Ирий) до весны. По народному поверью, в этот день змеи собираются в кучи, в ямы, пещеры и прочие укрывища и там лижут "бел-горюч камень Алатырь”, а затем уходят в Ирий.

«Огненная» река Смородина

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает её описаниям в сказках: "Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает”. Так "эффектно” гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается:

Тая река свирепая,

Свирепая река, сама сердитая, –

Из-за первоя же струйки как огонь сечет,

Из-за другой же струйки искра сыплется,

Из-за третьей же струйки дым столбом валит,

Дым столбом валит, да сам со пламенью.

Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых. Это преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на "тот свет”. Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова "смород”. Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — "Смородина”.

Грин И.В. Клуб «Светёлка» ГДК г. Жуков

umotnas.ru


Смотрите также