Историческим событием, ознаменовавшим начало действительного подъема Рима, можно считать разграбление города в 387 г. до н.э. галльскими мародерами, которые заодно помогли изгнанию этрусков. До этих пор Центральное Средиземноморье страдало от постоянного соперничества между обосновавшимися на юге Италии греками, финикийцами, чей центр располагался в Карфагене, и этрусками. Центром конфликта была Сицилия. Именно нарушение сложившегося баланса сил позволило Риму действовать быстро и, обнажив меч, основать колонии, построить дороги и в течение всего лишь одного столетия распространить свое владычество на всю Италию к югу от реки По.
Распространение римского гражданства на покоренные народы изменило отношения между прежними противниками. Возникла новая мировая держава, римский дух которой явился религиозной основой государства. К существовавшим двенадцати этрусским и тридцати латинским городам в результате экспансии добавились 350 городов к югу от Апеннин и еще восемьдесят в долине По.
Исторический образ Рима, сформированный между двумя разграблениями города - галлами в 387 г. до н.э. и готами в 410 г. н.э.,- лучше всего рассматривать с двух точек зрения: социальных структур, на которые опирался весь уклад городской жизни, и зданий, предмета археологии, в которых эта жизнь проходила. В первом случае в центре внимания оказываются армия, законы, население и религия. Архитектурные нужды каждого из этих элементов влекли за собой необходимость возведения соответствующих видов городских строений. Ничего не планировалось, все просто росло.
"Ступай и провозгласи римлянам, что по воле неба мой Рим станет столицей мира; в соответствии с этим они должны взращивать в себе военный дух и уверенность, и передать потомкам уверенность в том, что никакая человеческая сила не может противостоять римскому оружию".
Ливий, "Ромул" 1.16
Так же как миф о городе городов Риме призван был определять политическое самосознание римлян, так и миф о самобытности их религии должен был определять их индивидуальные и религиозные воззрения. Это ясно выразил Цицерон (106-43): "Если мы сравним себя с другими народами, во многих отношениях мы окажемся равными или даже уступим им, за исключением религии, в отношении которой мы их намного превосходим''. "Религия" (religio) - чисто латинская концепция; в Греции не было точного эквивалента этого понятия.
Латинские авторы могли говорить о человеке как о "религиозной натуре, свободной от предрассудков", или утверждать, что "пристойно быть религиозным, но не быть суеверным", противопоставляя позитивные и негативные элементы веры. С другой стороны, во времена поздней республики был широко развит скептицизм по отношению к все еще практиковавшимся старым религиозным формам. Авторы, имея в виду плен религиозных обязанностей, могли утверждать, что религия это то, от чего душа (Лукреций) или сам человек и его семья (Ливий), должны освободиться.
Документальные свидетельства предоставляют мало материала о раннем уровне развития домашней религии римлян. Независимо от мифов, связанных с конкретным божеством, главной заботой римлян было закрепление за богами конкретных обязанностей, и именно обязанности, а не устаревшее отождествление, являлись объектом поклонения. Сельскохозяйственные боги могли быть просто расписаны по основным видам работ: Вервактор (первая вспашка, или перекопка стерни, Редаратор (вторая вспашка), Импорцитор (поперечная вспашка), Инситор (сев), Обаратор (присыпание семян), Оккатор (боронование), Сарритор (окучивание), Субрунцинатор (прополка), Мессор (сбор урожая), Конвектор (перевозка), Кондитор (хранение), Промитор (использование). В таком же духе старинный "Календарь Нумы" определяет дни каждого месяца, в которые можно (или нельзя) заниматься определенными делами и проводить встречи, а также устраивать разнообразные праздники.
Деревенская религия базировалась на экономике сельского хозяйства и, естественно, попала в зависимость от религии этрусков и других народов, так как Рим начал развиваться слишком поздно для того, чтобы создать что-нибудь, кроме мифа о своем собственном возникновении. Этот миф стал основой государственной религии, которая в качестве главного божества признавала сам город. Римляне понимали необходимость принятия в свой государственный культ некоторых иностранных богов, особенно греческих, и они модифицировали этих богов, чтобы те соответствовали их функциональным нуждам. Ливий (59 г. до н.э.-17 г. н.э.) утверждает, что первый праздник публичного принесения жертвенной трапезы в дар размешенным на ложах (лекцистерниум) статуям греческих богов проводился в Риме в 399 г. до н.э. В отличие от греков, которые соединяли богов по принципу божественного супружества, римляне, не долго думая, свели Аполлона с его матерью Латоной, а Меркурия с Нептуном. Лишь только в 217 г. до н.э. традиционные "Двенадцать Олимпийцев" были разбиты по правильным парам, но уже под латинскими именами и а римской интерпретации, чтобы не смешивать иностранных богов с собственными.
Поклонение трем самым старым божествам - Юпитеру, Юноне и Минерве - проводилось во внушительных размеров храме на Капитолийском холме. Отсюда пошло название "Капитолийская Триада". Храм был посвящен Юпитеру Лучшему и Величайшему (Jupiter Optimus Maximus): ему принадлежал центральный зал святилища, по бокам которого располагались: справа Юнона, слева Минерва.
В оставшиеся века до н.э. ряды богов пополнялись в зависимости от возникновения тех или иных общественных потребностей или в случаях прихода бедствий, как например, культ Эскулапа (греческий Асклепиос) был учрежден, чтобы преодолеть эпидемию чумы в 293-291 гг., или культ Кибелы, призванный в 204 г., чтобы противостоять военной угрозе со стороны Ганнибала. На переломе эры Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) все еще характеризовался как "глубоко почитавший наиболее древние и укоренившиеся веры и с презрением относившийся к остальным". Проведение подобного различия между старым и новым очень характерно. Верховный жрец, pontifex maximus, поддерживал консерватизм; непредубежденность взлелеивалась viri sacnfaciundis, религиозными чиновниками, отвечавшими за внедрение новых идей в самый подходящий момент.
Рим мог принимать элементы иностранных верований, но таким же образом мог и подавить или вовсе изгнать уже существующие культы. Официальным Указом сената от 7 октября 186 г. до н.э. были строго ограничены празднования вакханалий и ряд сопутствующих ритуалов. Это относилось не только к Риму, но и к союзным государствам и было вызвано предполагаемой угрозой образования тайных обществ или проведения тайных ритуалов.
В число легальных обществ Римской империи входили различные ассоциации жрецов, прорицателей и предсказателей, фламенов, или специальных жрецов конкретных богов, и девушек-весталок.
Что касается отношения между домашней и общественной религиями в Риме, то наиболее метким продолжает оставаться наблюдение, сделанное еще в 1911 г.У.У. Фау-лером: "Ни в одном другом известном нам древнем государстве гражданин не отказывался столь категорически от общения с государственными богами, предписанными ему конституционной властью. Его обязательная роль в проведении государственных религиозных ритуалов была просто равна нулю, и весь его религиозный долг в дни религиозной значимости состоял в том, чтобы не заниматься общественным трудом и не производить беспорядков".
Дома в Помпеях, засыпанные при извержении Везувия в 79 г. н.э., являются ярким памятником домашней, общественной и религиозной жизни римского города.
Богам в храмах прислуживали их собственные жрецы. Простому человеку почти не приходилось иметь с ними дела, за исключением праздников, когда следовало приводить в храм жертвенных животных.
"... в философии есть много вещей, которые не получили пока удовлетворительного объяснения, в частности, такой неясный и необыкновенно трудный вопрос, касающийся природы богов, вопрос исключительной важности как для понимания человеческой души, так и для упорядочения религии."
Цицерон, "Природа богов" 1.1
Римские императоры позднейших времен считались божественными. Камея изображает коронацию императора Августа, который сидит рядом с богиней Рима.
В 45 г. до н.э. Марк Туллий Цицерон написал книгу "О природе богов", составленную в форме диалога между представителями нескольких интеллектуальных течений современности: скептиков, эпикурейцев и стоиков. Два важных течения отсутствуют: перипатетики (если стоики действительно отличались от Аристотеля в тогдашнем его понимании) и циники.
Важность различных подходов заключается в простом факте, что религия до той поры не имела ярко выраженного интеллектуального содержания. Стержнем ее движения были исключительно ритуалы: делай так, не думай так, и, конечно, о "верь так" речи еще не было. Ведь до первого века до н.э. не был даже отчеканен словарь понятий о вере. Ценность такой практической религии можно определить довольно прямо: "Люди называют Юпитера лучшим и величайшим не потому, что он делает нас справедливыми или побуждает быть мудрыми, а потому, что он делает нас здоровыми, богатыми и процветающими".
Для относительно небольшого числа тех, кто увлекся дискуссией или смог прочитать, или для более широкой аудитории, кому философские взгляды излагались странствующими проповедниками, следует пояснить: началась трансформация, благодаря которой религия стала означать интеллектуальное осознание бога, богов и мира. Некоторые философии начинаются с трех основных вопросов: "Что есть природа мира?", "Как я познаю мир?", "Как я должен жить в мире?". Хотя, с теологической точки зрения, в них разработаны различные системы ответов, во всех ответах используются сходные предпосылки:
По мнению эпикурейцев, боги существуют, но им дела нет до этого мира. Позиция стоиков состоит в том, что миром правит божественная рациональность (logos), выражение судьбы и провидения, родственная человеческому разуму. Скептицизм был побочным продуктом академии Платона, питавшийся общими предпосылками. Он обращен к тем, кто "не спешит судить о вещах, которые хороши или плохи по природе своей или которые следует или не следует делать, и поступая таким образом, он противостоит догматическим наклонностям и, не вынося резких суждений в чью-либо пользу, следует обычаям повседневной жизни", достигая в результате желаемого состояния покоя. Циники "подобны собакам" (kunikos), потому что подменяют мир образом жизни, начисто отрицая все существующие ценности. Они уравняли идеальную жизнь с жизнью природы. Не имея ничего, кроме нищенской сумы и посоха, упиваясь пренебрежением ко всем правилам приличий, они бродяжничают, не имея ни еды, ни жилья, хотя и часто занимаются миссионерством, проповедуя на уличных перекрестках.
Для отвращения сил зла римляне использовали колдовство. Бронзовая рука, покрытая магическими символами.