Заболевания первобытных людей. 2.1. Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1. Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения. Заболевания первобытных людей


2.1. Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения.

Значительную роль в применении древнейших лечебных средств, прие­мов лечения оказали религия и фантастические представления людей перво­бытного общества о мире.

2.1.1. Фетишизм

Самая ранняя форма фантастических представлений — фетишизм — олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, однако еще без представления о стоящем за ними сверхъестественном личном суще­стве.

Сам термин "фетишизм" появился в XVI веке от португальского слова "фетиши"- деланный. Португальские мореплаватели этим словом называли предметы, сделанные из кам­ня или дерева и имеющие священное или магическое значение для туземцев Западной Африки. Конкретно фетишистские верования проявляются в почитании камней, деревьев и т.д. Почитались предметы неорганической природы естественного вида или искусственно изготовленные. В этот комплекс входит и почитание огня. Фетишизм сохранился у со­временных народов - почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей в христианстве.

2.1.2. Анимизм

В дальнейшем сверхъестественные свойства стали мыслиться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа. Возник анимизм — одухотворение всей природы.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) - одухотворение всей природы. "Анимае"- душа, дух; вера в духов и в духовное начало всей природы, отделение сверхъестественных свойств от предметов природы. Анимизм представляет собой веру в существование фантастических, сверхъестественных существ-духов, управляющих всеми предметами и явлениями природы. Присут­ствие этих существ обнаруживается в разнообразных явлениях: смерти, сне, сновидениях:; болезни - особенно непонятные явления, которые человек пытался объяснить себе.

2.1.3. Тотемизм

Наряду с анимизмом у некоторых первобытных племен возникает вера человека в родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения – это вера получила название тотемизм.

Тотемизм - вера человека в сверхъестественную родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения. Существует зооморфный тотемизм - отождествление рода че­ловека с родом животного. В Северной Африке культовым живот­ным являлся буйвол, в Сибири - медведь, у славянских племен - кабан. В дальнейшем зооморфный тотемизм перешел в антропо­морфный (поклонение людям - богам).

2.1.4. Магия

С накоплением опыта организации жизни, лечения у человека возрастала и уверенность в свои силы и возможности. Человек сверхъестественные способности стал приписывать себе – так появилась магия.

Магия - от греч. Mageia (колдовство, волшебство), обряды, cвязанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы.

Однако, в меру своих знаний, они широко использовали первобытные приборы. Сбором лечебных трав, утоляющих боль, они внедрили в жизнь такие средства, которые исполь­зуются и по настоящее время.

Приемы врачевания у первобытных народов находятся в полном согла­сии с их представлением о сущности болезней. Развивается система «лече­ния» больных путем борьбы с многочисленными духами, бесами и т. п., деятельность которых связывается с теми или иными болезнями.

Распространяется вера в колдовство, порчу, заговоры, заклинания и т. д. Заговоры и заклинания имели назначение изгнать злого духа, проникшего в тело человека и вызвавшего болезнь, или охранить человека от возможности прони­кновения в него духа. Против разных болезней существовали разные формы заговоров и заклинаний. Заговоры были широко распространены в быту и применялись либо сами­ми больными и их близ­кими, либо произноси­лись только «посвящен­ными» лицами: колдуна­ми, знахарями и т. д.

Для изгнания злого духа применялись различные методы.

Использо­вались приемы устрашения (рис.1). Они применялись у народов Сибири, Средней Азии (рис. 2,3), Китая, Африки, Австралии. Изгнание духа проводилось и механическим путем.

 

Рисунок 1 - Устрашение духа болезни

Рисунок 2 - Устрашение духа болезни

Рисунок 3 - Устрашение духа болезни

 

При ранах с нагноением применяли высасывание, иногда к высасыванию присоединяли еще окуривание (рис. 4). У колумбийских индийцев знахарь старался вытеснить злого духа, надав­ливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного. Один из способов изгнания демонов заключается в том, чтобы сделать тело больного возможно менее привлекательным жилищем для злого духа и, таким образом, заставить его самого покинуть больного.

Рисунок 4 - Врач индейцев, высасывающий болезнь

Следует отметить, что наряду с фантастическими приемами медицин­ской помощи существовали приемы, основанные на наблюдении и накопле­нии повседневного опыта людей.

Часто методы лечения в первобытном обществе комбинировались с применением лекарственных средств, например при лечении желудочно-кишечных заболеваний знахарь давал пить настои горьких трав; при других заболеваниях больного секли крапивой или царапали тело до крови или растирали его. Для пред­охранения от болезней служили фетиши, талисманы, амулеты и т. д. (рис. 5).

 Они часто применялись наряду с естественными мерами воздействия. Так, в бусах амулета, предназначавшегося для глотания, заключалось лекарственное вещество — рвотное, болеутоляющее и др.; амулеты из чесно­ка широко применяли во время эпидемии скарлатины и дифтерии.

studfiles.net

2.1. Представления первобытных людей о причинах болезней и врачевании. Зарождение лекарствоведения.

Значительную роль в применении древнейших лечебных средств, прие­мов лечения оказали религия и фантастические представления людей перво­бытного общества о мире.

2.1.1. Фетишизм

Самая ранняя форма фантастических представлений — фетишизм — олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, однако еще без представления о стоящем за ними сверхъестественном личном суще­стве.

Сам термин "фетишизм" появился в XVI веке от португальского слова "фетиши"- деланный. Португальские мореплаватели этим словом называли предметы, сделанные из кам­ня или дерева и имеющие священное или магическое значение для туземцев Западной Африки. Конкретно фетишистские верования проявляются в почитании камней, деревьев и т.д. Почитались предметы неорганической природы естественного вида или искусственно изготовленные. В этот комплекс входит и почитание огня. Фетишизм сохранился у со­временных народов - почитание черного камня в Мекке (ислам), креста и мощей в христианстве.

2.1.2. Анимизм

В дальнейшем сверхъестественные свойства стали мыслиться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа. Возник анимизм — одухотворение всей природы.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) - одухотворение всей природы. "Анимае"- душа, дух; вера в духов и в духовное начало всей природы, отделение сверхъестественных свойств от предметов природы. Анимизм представляет собой веру в существование фантастических, сверхъестественных существ-духов, управляющих всеми предметами и явлениями природы. Присут­ствие этих существ обнаруживается в разнообразных явлениях: смерти, сне, сновидениях:; болезни - особенно непонятные явления, которые человек пытался объяснить себе.

2.1.3. Тотемизм

Наряду с анимизмом у некоторых первобытных племен возникает вера человека в родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения – это вера получила название тотемизм.

Тотемизм - вера человека в сверхъестественную родственную связь между его родом и родом какого-либо животного или растения. Существует зооморфный тотемизм - отождествление рода че­ловека с родом животного. В Северной Африке культовым живот­ным являлся буйвол, в Сибири - медведь, у славянских племен - кабан. В дальнейшем зооморфный тотемизм перешел в антропо­морфный (поклонение людям - богам).

2.1.4. Магия

С накоплением опыта организации жизни, лечения у человека возрастала и уверенность в свои силы и возможности. Человек сверхъестественные способности стал приписывать себе – так появилась магия.

Магия - от греч. Mageia (колдовство, волшебство), обряды, cвязанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и явления природы.

Однако, в меру своих знаний, они широко использовали первобытные приборы. Сбором лечебных трав, утоляющих боль, они внедрили в жизнь такие средства, которые исполь­зуются и по настоящее время.

Приемы врачевания у первобытных народов находятся в полном согла­сии с их представлением о сущности болезней. Развивается система «лече­ния» больных путем борьбы с многочисленными духами, бесами и т. п., деятельность которых связывается с теми или иными болезнями.

Распространяется вера в колдовство, порчу, заговоры, заклинания и т. д. Заговоры и заклинания имели назначение изгнать злого духа, проникшего в тело человека и вызвавшего болезнь, или охранить человека от возможности прони­кновения в него духа. Против разных болезней существовали разные формы заговоров и заклинаний. Заговоры были широко распространены в быту и применялись либо сами­ми больными и их близ­кими, либо произноси­лись только «посвящен­ными» лицами: колдуна­ми, знахарями и т. д.

Для изгнания злого духа применялись различные методы.

Использо­вались приемы устрашения (рис.1). Они применялись у народов Сибири, Средней Азии (рис. 2,3), Китая, Африки, Австралии. Изгнание духа проводилось и механическим путем.

 

Рисунок 1 - Устрашение духа болезни

Рисунок 2 - Устрашение духа болезни

Рисунок 3 - Устрашение духа болезни

 

При ранах с нагноением применяли высасывание, иногда к высасыванию присоединяли еще окуривание (рис. 4). У колумбийских индийцев знахарь старался вытеснить злого духа, надав­ливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного. Один из способов изгнания демонов заключается в том, чтобы сделать тело больного возможно менее привлекательным жилищем для злого духа и, таким образом, заставить его самого покинуть больного.

Рисунок 4 - Врач индейцев, высасывающий болезнь

Следует отметить, что наряду с фантастическими приемами медицин­ской помощи существовали приемы, основанные на наблюдении и накопле­нии повседневного опыта людей.

Часто методы лечения в первобытном обществе комбинировались с применением лекарственных средств, например при лечении желудочно-кишечных заболеваний знахарь давал пить настои горьких трав; при других заболеваниях больного секли крапивой или царапали тело до крови или растирали его. Для пред­охранения от болезней служили фетиши, талисманы, амулеты и т. д. (рис. 5).

 Они часто применялись наряду с естественными мерами воздействия. Так, в бусах амулета, предназначавшегося для глотания, заключалось лекарственное вещество — рвотное, болеутоляющее и др.; амулеты из чесно­ка широко применяли во время эпидемии скарлатины и дифтерии.

studfiles.net

Основные болезни первобытных людей.

Поиск Лекций

Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, заразные болезни, повреждения, полученные на охоте или в сражении. Человек ледникового периода, живя в пещерах, страдал часто, подобно пещерным животным, болезнями костей.

Болезни зубов.

Зубы, вследствие плохо приготовленной пищи и плохого развития костяка, так истирались у первобытных, что выдавались не выше дёсен. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Не менее часта костоеда их; она более поражала обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастание челюсти попадаются нередко; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы уж можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью.

Другие болезни.

Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызывали даже расстройства лежащих под ними костей. На скелетах найдены также рак и костоеда костей, периостит, атрофия и кисты. Насекомые изобиловали в плохо содержащихся, грязных жилищах и заползали в уши, где вызывали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет поводов сомневаться, хотя он был редок. На скелетах каменного века и позднейших находятся сифилитические поражения. Душевные болезни весьма часты у современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных. Гомер, описывающий события начала железного века, говорит о безумии, которым вдруг были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройстве под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и заразных болезнях есть намеки у Гомера и в Библии.

Развитие медицины у первобытных людей.

Наличие большого количества болезней в доисторические времена вынуждало людей обращаться к помощи медицины. Представление о природе болезни определяет лечение заболеваний. Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Итак, болезнь происходит от заблудившейся и застрявшей в чужом теле души; чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Эту задачу и выполняет первобытный врач, употребляя заклинания и давая различные средства. Оттого в глубокой древности врач был вместе с тем и жрец и вступал в общение с невидимым миром.

Одновременно со жрецами существовали охотники и пастухи, которые, наблюдая окружающую природу, случайно делали наблюдения над лечебными свойствами некоторых предметов и применяли свои открытия к лечению болезней. Позже эти любители наблюдений превратились в философов и естествоиспытателей и отняли у жрецов искусство лечить. Жестокие нравы каменного века доказываются множеством прижизненных повреждений, находимых на скелетах. Большинство ран встречается на голове, что зависело от характера битв того времени; от стрел раны попадаются в различнейших частях тела.

Переломы костей встречаются нередко; исход заживления их свидетельствует о том, что доисторический хирург умел хорошо накладывать повязки; между переломами есть такие, при которых удовлетворительный результат возможен лишь при хорошем наложении повязки. Первые повязки накладывались, вероятно, из глины. Таким образом, доисторическая хирургия владела уже некоторыми способами лечения. Производились и очень важные операции — это доказывается скелетами, в которых на черепе есть следы прижизненного прободения (трепанации). Состояние черепов убеждает в том, что больные после подобных операций жили долго.

 

Медицина Древней Индии.

До недавнего времени существовало убеждение, будто Медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий. Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Давантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX в. до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями: из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в Х-IX вв. до н.э.: сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.

Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды.

Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.

Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называемая Шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха: лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.

Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и прочего.

Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита. — Число упоминаемых индийскими авторами лекарств - громадно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.

Отравления играют видную роль в истории Индии. Из животных ядов наиболее часто вызывает смерть змеиный, и индусы выработали вполне удовлетворительные способы лечения укушения змеей; к их приемам современная медицина может прибавить мало. От укушения насекомых приводятся также действительные средства.

Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.

Внутренних болезней описывается очень много вследствие того, что из каждого значительного припадка делается особенное заболевание. Подробно излагаются лихорадки, которых признается несколько видов; описываются также сыпные болезни, ревматизм, далее, нервные и душевные. При последних применялись ванны, развлечения и музыка.

Глаза подвергались часто заболеваниям. При лечении их давались как местные средства, так и действующие на все тело. Медицина в Индии в некоторых отношениях была выше развившихся после нее египетской и греческой медицины; некоторые отделы были даже более разработаны, чем в Европе в начале текущего столетия. Такие успехи тем более поразительны, что в Индии анатомия и физиология были почти не известны. Теоретические воззрения на болезнь были односторонни и скудны. Жизнью тела заправляют воздух, желчь и мокрота; из сочетания их происходят 7 веществ: хил, кровь, мясо, подкожная клетчатка, кости, костный мозг и семя. Болезнь зависит от недостатка или излишка только что названных веществ; воздух вызывает 80 болезней, желчь 40 и мокрота 20.

 

 

Китай, Япония, Тибет.

Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга «Нэй-Цзин» по медицине. Труды Гиппократа и других греческих учёных датируются более поздними периодами.(446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространённому мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкреплёнными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. В высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытьё рук перед приёмом пищи. В период Танской династии(618—907 гг. до н.э.) китайским врачам были известны инфекционные заболевания(к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае ещё за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешны. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии.

В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые её части.

Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько изменёнными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета "Чжуд-ши ". В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет всё тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.

 

 

Египет.

В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.

Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим − 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего. Как анатомия, так и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине.

Телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота, а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки.

Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

Египетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства; назначались лекарства и производились операции. Египетское малокровие составляет своеобразную болезнь, происхождение которой от паразитов объяснено лишь недавно; эта причина, однако, указана весьма точно ещё в папирусах.

Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись.

Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями.

Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.

 

Греция.

В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.

По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос.

От Асклепия считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов медицины.

Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю.

В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе.

Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из неё вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причём обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу.

Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали её научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики.

Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Иккиз Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях.

Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицина изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины. Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку.

Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил.

Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, посему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: например, при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается жёлтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом «переваривание» и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин.

Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицины. Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем.

Гиппокра́т - (греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников — Платона и Аристотеля. «Гиппократовский корпус» - это 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины — как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

1. труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после его смерти.

2. византийский энциклопедический словарь Суда X века.

3. произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

Асклепий, Подалирий, Гипполох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клеомиттад, Теодор, Сострат II, Теодор II, Сострат III, Небр, Гносидик, Гиппократ I, Гераклид, Гиппократ II «отец медицины».

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязающей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета. У Гиппократа было два сына — Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ — потомственные врачи-асклепиады. Также он прошёл обучение у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте (по разным источникам от 83 до 104 лет) в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Гиппократовский корпус.

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 гг. до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III в. до н. э. в Александрии.

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семь людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб).

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений. Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Им были проанализированы работы четырёх специалистов — Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми».

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений:

Этика и деонтология:

1. Клятва (Л)

2. Закон (Л)

3. О враче

4. О благоприличии

5. Наставление

Общая медицина:

6. Об искусстве

7. О древней медицине (Л)

Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология:

8. Об анатомии

9. О сердце

10. О мясе

11. О железах

12. О природе костей

13. О природе человека (Д)

14. О семени

15. О природе ребёнка

16. О болезнях. Кн. 4

17. О пище

18. О соках (Д)

19. О ветрах

20. О кризисах

21. О критических днях

22. О седьмерицах

23. О воздухе, водах и местностях (Л, Д, П, Н)

Диетология:

24. О диете (Н)

25. О диете, или о сновидениях

Прогностика:

26. Прогностика (Л, Д, П, Н) (др.-греч. Προγνωστικόν, русский аналог — Прогнозирование)

27. Косские прогнозы

28. Предсказания

Частная патология и терапия:

29. Эпидемии (Л, Д, П, Н)

30. О диете при острых болезнях. Кн. 1 (Л)

31. О диете при острых болезнях. Кн. 2

32. О страданиях

33. О болезнях. Кн. 1—3

34. О внутренних страданиях

35. О священной болезни (Д, П, Н)

36. О местах в человеке

37. Об употреблении жидкостей

Хирургия:

38. О врачебном кабинете

39. О переломах (Л, Д, П, Н)

40. О вправлении суставов (Л, Д, П, Н)

41. Книга о рычаге (Л, Д, Н)

42. О ранах головы (Л)

43. О ранах и язвах

44. О геморроидах

45. О фистулах

Глазные болезни:

46. О зрении

Акушерство и гинекология:

47. О болезнях девушек

48. О природе женщины

49. О женских болезнях

50. О бесплодии

51. О сверхоплодотворении

52. О семимесячном плоде

53. О восьмимесячном плоде

54. Об эмбриотомии

Детские болезни:

55. О прорезывании зубов

Резюме ко всем разделам:

56. Афоризмы (Л, Н)

Биографические легенды:

57. Письма

58. Декрет афинян

59. Речь при жертвеннике

60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение.

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» — описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы — косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты.

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

Преобладание желчи (греч. χολή, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

poisk-ru.ru

Доисторическая медицина или чем болели и как лечились наши доисторические предки?

Доисторическая медицина – это медицина того периода, когда человек еще не научился читать и писать, передавая свои знания следующим поколениям.

Антропологи буквально по крупицам воссоздают историю медицины наших предков, собирая древние артефакты.

Иногда ученые исходят из наблюдений, сделанных в некоторых изолированных популяциях людей, которые еще остались в Африке и Океании.

С доисторических времен люди верили в то, что болезни возникают не столько из-за природных, сколько из-за неких сверхъестественных факторов – злых духов и т.д. И «лечение» они выбирали соответствующее.

Практика сравнения эффекта лекарства с плацебо тогда вообще не существовала. А это значит, что люди не могли точно определить, действительно работает лечение или больному в этот раз просто повезло.

Наши предки ко всему приходили методом проб и ошибок, отбирая в процессе те методы, которые казались им наиболее эффективными. Но они не принимали во внимание многие факторы, на которые обращают внимание современные ученые – образ жизни больного, семейную историю, эффект плацебо и др.

Никто не может точно сказать, что знали доисторические люди об устройстве и работе человеческого тела. Мы можем опираться только на ограниченные свидетельства. Раскопки древних захоронений показывают нам, что люди знали достаточно о строении скелета. Найдены захоронения, в которых кости были очищены от плоти, отбелены и сложены в отдельные кучки, в соответствии с частями тела.

Есть также археологические доказательства каннибализма в некоторых доисторических обществах. Поэтому люди должны были издавна знать расположение внутренних органов себе подобных. Конечно, они почти ничего не знали об их функциях и верили, что тело наделяют жизнью духи.

До сих пор во многих уголках планеты аборигены верят, что их болезни связаны с потерей «кусочка души».

Аборигены Австралии, как описывали их колонисты, умели заклеивать свои раны и заключать сломанные конечности в засыхающую грязь, чтобы они срастались правильно. Медицинские историки западных стран уверены, что эти навыки существуют еще с доисторических времен. Тем не менее, в могилах у многих древних народов можно найти скелеты с неправильно сросшимися костями – это говорит о том, что не все владели такими навыками.

В древние времена не было концепции общественного здоровья

Общественное здоровье (public health), то есть здоровье популяции в целом, предусматривает профилактику распространения болезней, надлежащую гигиену, рациональное питание, снабжение людей водой для поддержания чистоты.

Историки уверены, что у доисторических людей не было концепции общественного здоровья. Они очень часто перемещались с места на место в поисках пищи и не имели возможности создать соответствующую инфраструктуру.

В этот период истории люди были наиболее беззащитными перед болезнями. Но из-за совершенно другого образа жизни и небольшой ее продолжительности (20-30 лет) они страдали другими заболеваниями.

Вот некоторые болезни, которые были очень распространены среди доисторических людей:

• Инфекции и их осложнения. В те времена люди были охотниками и собирателями, поэтому легко могли порезаться или сломать кости. Из-за отсутствия антибиотиков, вакцин, антисептиков, и даже чистой воды, в раны попадали бактерии, грибки и другие патогены, вызывая серьезные инфекции и осложнения. Люди нередко умирали от раневой инфекции, а контагиозные болезни быстро «выкашивали» целые племена.

• Остеоартрит. Людям приходилось часто поднимать и перетаскивать большие и тяжелые предметы, поэтому проблемы с хрящевой тканью были не редкостью.

• Микропереломы позвонков, спондилолиз, растяжение связок позвоночника. Наши предки передвигали огромные камни (такие как камни латтэ), которые дорого обходились их спине.

• Рахит. Антропологи находят немало свидетельств того, что рахит был очень распространен в большинстве доисторических популяций. Это обусловлено нехваткой витамина D в рационе.

Продолжительность жизни древних людей была очень скромной, и в разные периоды составляла от 20-25 до 40 лет. Причем археологи отмечают, что от 30% до 60% людей не доживали даже до половой зрелости. Они были беззащитными перед силой природы – холодными зимами, потопами, хищниками. Мужчины жили несколько дольше женщин. Возможно, это благодаря тому, что они были охотниками, имели приоритетный доступ к мясу и реже страдали от недоедания.

Чем лечились наши предки?

Антропологи говорят, что древние люди умели пользоваться некоторыми лечебными травами. К сожалению, никто точно не знает, насколько широким был их арсенал на то время.

Антропологи смогли собрать лишь небольшое количество свидетельств, а также результаты наблюдений за изолированными племенами в современном мире. Точно можно сказать, что каждая популяция лечилась только той травой, которая произрастала в родной местности – торговля тогда еще не была развита. Кочевые племена, которые перемещались на сотни километров, очевидно, имели гораздо более разнообразные «аптечки».

Дошедшие до нас археологические памятники на территории Ирака показывают, что более 60 000 лет назад люди широко использовали мальву и тысячелистник.

Были и другие целебные травы: • Розмарин. Использовался доисторическими людьми в нескольких регионах мира. Причем в разных местах ему приписывалось так много разных медицинских свойств, что перечислить их все будет затруднительно.

• Трутовик березовый (Piptoporus betulinus). Этот гриб, характерный для Европейских Альп, мог использоваться в качестве слабительного средства. Остатки гриба были случайно найдены в желудке мумифицированного доисторического европейца. Эксперты говорят, что при приеме внутрь трутовик вызывает диарею.

• Тысячелистник (Achillea millefolium). Считается хорошим вяжущим, стимулирующим, потогонным средством. Применялся древними людьми для остановки кровотечений, лечения ран и порезов. Не зря у нас его называют солдатская трава или порез-трава.

• Мальва. Это растение могло использоваться для приготовления настоев для очищения кишечника.

Женщины должны были собирать и изучать свойства лечебных трав, и в их обязанности входило лечение болезней и поддержание здоровья членов семьи. Поскольку люди в то время не писали, ценные знания о пользе и вреде трав передавались из поколения в поколение на словах.

Геофагия и трепанация черепа – методы лечения древних людей, которые могут привести в ужас современного человека. Тем не менее, они широко использовались.

Геофагия – это поедание земли, глины или мела. Животные и люди делали это на протяжении миллионов лет. В современных индустриальных обществах геофагия считается нарушением пищевого поведения.

Доисторические люди, вероятно, получали свой самый первый «медицинский опыт» именно путем поедания земли и глины. Возможно, они копировали животных. Некоторые виды глины действительно полезны для лечения ран. Племена аборигенов в разных частях мира до сих пор применяют глину наружно и внутрь при разных заболеваниях.

Трепанация – это высверливание отверстия в черепе человека. Есть свидетельства, что как минимум со времен неолита люди сверлили дырки (причем иногда по 3-4!) в черепах соплеменников, чтобы освободить их от злых духов или вылечить болезнь.

По наскальным изображениям археологи установили, что наши предки пытались таким способом лечить психические болезни, мигрени и эпилептические припадки. Извлеченный кусочек кости пациент мог оставить у себя в качестве талисмана «на удачу».

Есть также доказательства того, что трепанацию использовали для лечения… переломов черепа.

Врач или шаман?

Врачи, которые в то время считались колдунами и шаманами, имели особый статус. Они стояли на страже здоровья своего племени и собирали растительные компоненты для лекарств (травы и коренья), выполняли примитивные хирургические процедуры, делали «лечебные» талисманы и накладывали заклинания. Соплеменники спрашивали у них медицинские советы.

medbe.ru

Медицина каменного века | Железный век

Болезни каменного века

До возникновения палеопатологии, науки изучающей заболевания и различные отклонения у людей прошлых времен, существовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат воздействия цивилизации.И хотя некоторые болезни действительно возникли в результате неразумных действий «человека разумного», это утверждение, как показывает практика очень далеко от истины.

Из изучения останков первобытных людей, ясно видно, что их кости несут на себе тяжелые следы травм и болезней — артритов, опухолей, туберкулеза, кариеса зубов.

Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека—неандертальца, шейные позвонки которого срослись в единую кость — явное свидетельство артрита.Несколько десятков тысяч лет тому назад от этого заболевания страдал каждый четвертый взрослый человек! Да что там, следы артрита обнаружены даже на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.

Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или не пережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э.

Говорить о болезнях мягких тканей людей эпохи неолита значительно сложнее — они не сохраняются даже в мумиях. Тем не менее атеросклеротические бляшки, обнаруженные в мумиях древних аборигенов Северной Америки, захороненных на территории современного штата Кентукки, свидетельствуют о существовании у них атеросклероза.

Палеопатология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: как правило не больше 30 лет. До 50 лет доживали в исключительных случаях, однако ради истины стоит заметить, что подобная продолжительность жизни сохранялась до самого средневековья.

болезни эпохи неолита

Неандертальцы — хотя они и отличались от современных людей внешне, болели они абсолютно также

Медицина каменного века

Нельзя считать, что первобытные люди не пытались лечить свои болезни или облегчать муки. Занимаясь собирательством, охотясь и изучая окружающий мир, они не могли не знать свойств — как положительных, так и отрицательных, различных растений, минералов и частей животных, которые разумеется использовали в борьбе с болезнями.

Кроме того уже древнейшие люди проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о.Ява подтверждает этот вывод: без поддержки сородичей, тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть ещё на ранних стадиях своей болезни. Однако он жил долгие годы, будучи калекой.

Ещё примеры — в пещере Ла Шапель (Франция) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период, от 70 до 44 тыс. лет тому назад.

Кости скелета мужчины Шанидар-1, жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение глазной впадины (древний человек был слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов.Правая рука была ампутирована выше локтя в результате травмы или намеренно за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь, и умер в возрасте около 40 лет, что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей.

Кроме того, анализ проб почвы из захоронения ещё одного мужчины из пещеры Шанидар показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов.Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др. Эти растения редко встречаются в той местности и некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.

Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens.

По следам каменного века

Богатый материал для исследования и реконструкции «медицины каменного века» дают современные аборигены Австралии и Океании, жившие ещё совсем недавно, фактически в каменном веке. Они широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи. Останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны, при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану, при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами приготовленными из растений, минералов и частей животных, применяли «шины» при переломах, умели делать кровопускание и даже, проводили сложные операции — например кесарево сечение, о чем пишет в своей книге, вышедшей в 1885 г. путешественник Р. Фелькин, сам бывший свидетелем такой операции в Центральной Африке.

Безусловен так же и тот факт, что наши древние предки умели трепанировать черепа своих сородичей, причем весьма искусно — анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий.Правда, стоит заметить, вопрос — с какой целью они это делали, до сих пор остается открытым.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить — хотя знания первобытных людей в области медицины, были не так уж малы, как это может показаться на первый взгляд, они всё же были весьма ограниченными. Первобытный человек не мог объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы.Его бессилие перед природой порождало фантастические и иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм), которые отразились и на приемах врачевания.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

ageiron.ru

Документ Без Имени

Главная страница

Доисторическая медицина — это те зачатки медицины,

которые существовали у первобытных людей. Изучение сведений о здоровье первобытного человека связано со значительными трудностями. Основные сведения позволяют получить археология и антропология, сравнительная филология и изучение жизни современных дикарей.

Гигиена

Первобытные люди мало обращали внимания на свою гигиену — чистоту тела и жилища. Одежда менялась только несколько раз в течение жизни, а потому кожа была грязна. В жилищах каменного века грязь накапливалась перед самыми дверями и составляла целые горы, которые в теплое время издавали сильное зловоние. Даже жители свайных построек бронзового века, имевшие под собой воду в изобилии, не пользовались ею для мытья своих жилищ. Отбросы всякого рода так долго лежали в хижинах, что многочисленные насекомые имели возможность отложить в них яйца и пройти весь цикл развития.

Питание

У первых же людей мы встречаем огонь, но пища сначала не варилась; для питания корни растений, плоды диких деревьев съедались сырые, убитое животное поглощалось без всякого приготовления. В средине четвёртого периода мясо уже варилось, но не в сосудах, а кожаных мешках, которые наполнялись водой, после чего туда бросали раскаленные камни. Для пищи человеку этого времени служили большие млекопитающие: лошадь, зубр, также мамонт, пещерный медведь, лев, гиена; позже, когда распространился олень, он стал главным предметом пищи. Человек иногда убивал птиц, иногда же довольствовался крысами. Печальную особенность первобытного человека составляет то обстоятельство, что он ел своих собратьев.

В новокаменном периоде кухонные сосуды представляют значительные улучшения; в них можно варить пищу прямо на огне. Пища делается разнообразнее; потребляются домашние животные; из злаков готовился хлеб, причём для измельчения зёрен служили мельницы; придуманы возбуждающие напитки: кумыс и пиво. В бронзовом веке сосуды стали ещё лучше, мельницы также улучшены, плоды сделались нежны вследствие распространения садоводства. Ужасная привычка есть человеческое мясо сохранилась и в эти века. В железном периоде потребление возбуждающих напитков усилилось и распространилось приготовление вина; в Америке сделалось привычным курение табака.

Погребение

Первые указания на погребение встречаются в эпоху пещерных животных. Мёртвых тогда погребали в пещере, соседней с занимаемой живыми. Могильная пещера закладывалась камнями и служила местом погребения последовательно для нескольких трупов. Народы новокаменного периода пользовались старыми пещерами для погребения; но они также воздвигали искусственные пещеры, которые прикрывались сверху землёй. В первой половине бронзового периода каждый труп тщательнее обособлялся, ибо занимал особое помещение. Во второй половине бронзового периода распространяется сжигание трупов, но не было всеобщим обычаем даже позже. В железном веке замечается поворот к зарыванию. В жарких странах быстрое высыхание трупа на солнце дало повод к особому обычаю, установившемуся ещё в каменный век: умершего смазывали маслом и высушивали около огня. В начале исторического периода в Египте простое высушивание заменилось бальзамированием.

Основные болезни первобытных людей

Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, заразные болезни, повреждения, полученные на охоте или в сражении. Человек ледникового периода, живя в пещерах, страдал часто, подобно пещерным животным, болезнями костей.

Болезни зубов

Зубы, вследствие плохо приготовленной пищи и плохого развития костяка, так истирались у первобытных, что выдавались не выше дёсен. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Не менее часта костоеда их; она более поражала обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастание челюсти попадаются нередко; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы уж можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью.

Другие болезни

Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызывали даже расстройства лежащих под ними костей. На скелетах найдены также рак и костоеда костей, периостит, атрофия и кисты. Насекомые изобиловали в плохо содержащихся, грязных жилищах и заползали в уши, где вызывали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет поводов сомневаться, хотя он был редок. На скелетах каменного века и позднейших находятся сифилитические поражения. Душевные болезни весьма часты у современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных. Гомер, описывающий события начала железного века, говорит о безумии, которым вдруг были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройстве под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и заразных болезнях есть намеки у Гомера и в Библии.

Развитие медицины у первобытных людей

Наличие большого количества болезней в доисторические времена вынуждало людей обращаться к помощи медицины. Представление о природе болезни определяет лечение заболеваний. Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Итак, болезнь происходит от заблудившейся и застрявшей в чужом теле души; чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Эту задачу и выполняет первобытный врач, употребляя заклинания и давая различные средства. Оттого в глубокой древности врач был вместе с тем и жрец и вступал в общение с невидимым миром.

Одновременно со жрецами существовали охотники и пастухи, которые, наблюдая окружающую природу, случайно делали наблюдения над лечебными свойствами некоторых предметов и применяли свои открытия к лечению болезней. Позже эти любители наблюдений превратились в философов и естествоиспытателей и отняли у жрецов искусство лечить. Жестокие нравы каменного века доказываются множеством прижизненных повреждений, находимых на скелетах. Большинство ран встречается на голове, что зависело от характера битв того времени; от стрел раны попадаются в различнейших частях тела. Переломы костей встречаются нередко; исход заживления их свидетельствует о том, что доисторический хирург умел хорошо накладывать повязки; между переломами есть такие, при которых удовлетворительный результат возможен лишь при хорошем наложении повязки. Первые повязки накладывались, вероятно, из глины. Таким образом, доисторическая хирургия владела уже некоторыми способами лечения. Производились и очень важные операции — это доказывается скелетами, в которых на черепе есть следы прижизненного прободения (трепанации). Состояние черепов убеждает в том, что больные после подобных операций жили долго.

 

 

 

hystorymedicine.narod.ru

Доисторическая медицина - это... Что такое Доисторическая медицина?

Доисторическая медицина — это те зачатки медицины, способы лечения различных болезней, которые существовали у первобытных людей. Изучение сведений о здоровье первобытного человека связано со значительными трудностями. Основные сведения позволяют получить археология и антропология, сравнительная филология и изучение жизни современных дикарей.

Условия существования первобытных людей

Гигиена

Первобытные люди мало обращали внимания на свою гигиену — чистоту тела и жилища.

Одежда менялась только несколько раз в течение жизни, а потому кожа была грязна. В жилищах каменного века грязь накапливалась перед самыми дверями и составляла целые горы, которые в теплое время издавали сильное зловоние. Даже жители свайных построек бронзового века, имевшие под собой воду в изобилии, не пользовались ею для мытья своих жилищ. Отбросы всякого рода так долго лежали в хижинах, что многочисленные насекомые имели возможность отложить в них яйца и пройти весь цикл развития.

Питание

У первых же людей мы встречаем огонь, но пища сначала не варилась; для питания корни растений, плоды диких деревьев съедались сырые, убитое животное поглощалось без всякого приготовления. В средине четвёртого периода мясо уже варилось, но не в сосудах, а кожаных мешках, которые наполнялись водой, после чего туда бросали раскаленные камни. Для пищи человеку этого времени служили большие млекопитающие: лошадь, зубр, также мамонт, пещерный медведь, лев, гиена; позже, когда распространился олень, он стал главным предметом пищи. Человек иногда убивал птиц, иногда же довольствовался крысами. Печальную особенность первобытного человека составляет то обстоятельство, что он ел своих собратьев.

В новокаменном периоде кухонные сосуды представляют значительные улучшения; в них можно варить пищу прямо на огне. Пища делается разнообразнее; потребляются домашние животные; из злаков готовился хлеб, причём для измельчения зёрен служили мельницы; придуманы возбуждающие напитки: кумыс и пиво. В бронзовом веке сосуды стали ещё лучше, мельницы также улучшены, плоды сделались нежны вследствие распространения садоводства. Ужасная привычка есть человеческое мясо сохранилась и в эти века. В железном периоде потребление возбуждающих напитков усилилось и распространилось приготовление вина; в Америке сделалось привычным курение табака.

Погребение

Первые указания на погребение встречаются в эпоху пещерных животных. Мёртвых тогда погребали в пещере, соседней с занимаемой живыми. Могильная пещера закладывалась камнями и служила местом погребения последовательно для нескольких трупов. Народы новокаменного периода пользовались старыми пещерами для погребения; но они также воздвигали искусственные пещеры, которые прикрывались сверху землёй. В первой половине бронзового периода каждый труп тщательнее обособлялся, ибо занимал особое помещение. Во второй половине бронзового периода распространяется сжигание трупов, но не было всеобщим обычаем даже позже. В железном веке замечается поворот к зарыванию. В жарких странах быстрое высыхание трупа на солнце дало повод к особому обычаю, установившемуся ещё в каменный век: умершего смазывали маслом и высушивали около огня. В начале исторического периода в Египте простое высушивание заменилось бальзамированием.

Основные болезни первобытных людей

Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, заразные болезни, повреждения, полученные на охоте или в сражении. Человек ледникового периода, живя в пещерах, страдал часто, подобно пещерным животным, болезнями костей.

Болезни зубов

Зубы, вследствие плохо приготовленной пищи и плохого развития костяка, так истирались у первобытных, что выдавались не выше дёсен. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Не менее часта костоеда их; она более поражала обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастание челюсти попадаются нередко; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы уж можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью.

Другие болезни

Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызывали даже расстройства лежащих под ними костей. На скелетах найдены также рак и костоеда костей, периостит, атрофия и кисты. Насекомые изобиловали в плохо содержащихся, грязных жилищах и заползали в уши, где вызывали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет поводов сомневаться, хотя он был редок. На скелетах каменного века и позднейших находятся сифилитические поражения. Душевные болезни весьма часты у современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных. Гомер, описывающий события начала железного века, говорит о безумии, которым вдруг были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройстве под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и заразных болезнях есть намеки у Гомера и в Библии.

Развитие медицины у первобытных людей

Наличие большого количества болезней в доисторические времена вынуждало людей обращаться к помощи медицины. Представление о природе болезни определяет лечение заболеваний. Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Итак, болезнь происходит от заблудившейся и застрявшей в чужом теле души; чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Эту задачу и выполняет первобытный врач, употребляя заклинания и давая различные средства. Оттого в глубокой древности врач был вместе с тем и жрец и вступал в общение с невидимым миром.

Одновременно со жрецами существовали охотники и пастухи, которые, наблюдая окружающую природу, случайно делали наблюдения над лечебными свойствами некоторых предметов и применяли свои открытия к лечению болезней. Позже эти любители наблюдений превратились в философов и естествоиспытателей и отняли у жрецов искусство лечить. Жестокие нравы каменного века доказываются множеством прижизненных повреждений, находимых на скелетах. Большинство ран встречается на голове, что зависело от характера битв того времени; от стрел раны попадаются в различнейших частях тела. Переломы костей встречаются нередко; исход заживления их свидетельствует о том, что доисторический хирург умел хорошо накладывать повязки; между переломами есть такие, при которых удовлетворительный результат возможен лишь при хорошем наложении повязки. Первые повязки накладывались, вероятно, из глины. Таким образом, доисторическая хирургия владела уже некоторыми способами лечения. Производились и очень важные операции — это доказывается скелетами, в которых на черепе есть следы прижизненного прободения (трепанации). Состояние черепов убеждает в том, что больные после подобных операций жили долго.

dic.academic.ru


Смотрите также