Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения. Украшения первобытных людей
История украшений - Винтажные и дизайнерские украшения Вашей мечты
История украшений. Откуда они появились и главное когда.
Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю.Известно, что история различных украшений началась примерно ещё 75 тысяч лет тому назад ещё до нашей эры. Первое украшение было найдено в Южной Африке. Это раковинки улиток, в которых просверлили отверстия. Вероятно, когда-то они были бусами.
После изучения учёные предположили, что это было даже не совсем украшения, а, наверное, что - то вроде оберега от различных злых духов или возможно это были даже распознавательные знаки. Но самое главное уже то, что даже самые древние люди хорошо понимали, что разные украшения могут очень хорошо выделить человека из толпы.Предшественники неандертальцев, кроманьонцы, жившие в Европе, делали свои украшения из камней, костей, клыков и сухожилий животных. Это были довольно примитивные браслеты и бусы, застежки для одежды из кости.Могущественной силой, по мнению первобытных людей, обладали и животные, на которых они охотились. Поэтому украшения, сделанные из рогов или зубов животных, тоже должны были приносить счастье. Самым удачливым считался охотник, который носил на шее целую связку из тигровых зубов.
Ожерелье из когтей медведя гризли.
Трудно назвать такой материал, из которого древний человек не делал бы украшения. Все шло в дело: различные камни, кости, зубы, раковины моллюсков. Носили такие украшения на руках, на ногах, на шее, на талии, вес украшений достигал порой нескольких килограммов. Что-то носили постоянно, а что-то надевали только по большим праздникам.
Часто в качестве украшения использовали кулоны — маленькие статуэтки с дырочкой. Многие из них имели сакральное значение.Браслеты и бусы долго оставались у наших далеких предков самыми распространенными видами украшений. Их изготовляли из подручных материалов, добытых на охоте или найденных в лесу — из ягод, растений и лозы, из костей, зубов и сухожилий убитых животных. Иногда их красили растительными красками.Таким образом, украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С помощью украшений проводились отличия свой/чужой, вождь или рядовой охотник. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, выступали в качестве оберегов и амулетов.
Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже.Считается, что первыми украшать себя стали египтяне. Первые подобия украшений отмечены в Древнем Египте около 3-5 тысяч лет назад. Самым распространенным украшением у египтян были вырезанные из камня различные амулеты в форме сердца и глаз, а так же бусы. Изделия изготавливали в основном из мягких пород камня. Представители высшей касты предпочитали золото. Однако этот драгоценный металл был очень редок.
АмулетДревний Египет.
Однако не меньше ценилось и серебро.Для древних ювелирные изделия имели вовсе иную ценность, совсем не такую как имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от горестей и даже от физической боли и болезней. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.
Кольцо появилось в древнем Египте во времена правления фараонов. Подчеркнуть статус тех, кто имел власть, было их предназначением. Фараоны украшали руки кольцами и перстнями.Именно древние Египтяне стали первыми использовать кольца при заключении брака и обмениваться ими в знак верности. Кольцо, надетое на средний палец левой руки, символизировало вечную верность и любовь. Считалось, что именно через этот палец проходит вена, которая ведет прямо к сердцу.Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Немаловажное значение имел и цвет украшений. Красный символизировал жажду крови, зеленый – плодородие и урожай. Богатые египтяне носили украшения при жизни и, умирая, брали с собой в загробный мир.
Древние греки начали использовать золото и природные камни в украшениях около 1400 года до н.э. К 300 г. до н.э. они использовали аметисты, жемчужины и изумруды. В Греции украшения носили в основном женщины, чтобы показать свой достаток, социальный статус в обществе и красоту. Искусство инкрустации греки переняли от египтян. Изделия изготавливались не только для людей, драгоценными камнями украшали античные статуи и скульптуры богов.
В древней Греции были популярны золотые бусы с бусинками в форме цветов, жуков и ракушек.Греки обожали золотые и серебряные диадемы, бусы, цепи, пуговицы и застежки. Любили они также кубки и вазы из цельных листов благородных металлов.В III веке до н.э. уже носили цветные украшения с изумрудами, гранатами, жемчугом и аметистами. Также используются цветные камни, стекло и эмаль.
Древние римляне для изготовления украшений использовали золото, бронзу, стеклянные бусины и жемчуг, добывали агат. Наиболее типичным украшением римской эпохи является брошь, которую использовали для скрепления одежды. Импортировались сапфиры, индийские бриллианты, изумруды.С расцветом Римской империи золото применялось уже не только для изготовления драгоценностей (очень популярными из которых были ожерелья из золотых монет с портретом императора), но и для украшения дома и мебели.
А уже в VIII веке в Тоскане получили золото с гранулированной текстурой. Здесь появились большие серьги, ожерелья и браслеты, а также подвески, которые были полыми внутри и заполнялись духами.
Древние греки, представители знати, носили кольца. Кольцо было знаком высокого сословного положения. Августейшие особы выдавали особые разрешения на ношение колец. В древнем Риме император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году нашей эры позволил это сделать воинам. Кольца-печатки имели прикладное значение – их использовали для клеймения вещей. Лучники их носили, чтобы поберечься от тетивы, бойцы – для крепкого и надежного удара.
Скифскаяпектораль-(нагрудное украшение царя) с изображением сцен жизни кочевников.
На Руси впервые ребенок знакомился с украшениями вскоре после рождения: ему на шею надевали нитку с бусами или бисером. Украшения также являлись способом половой идентификации. В быту, до определенного возраста, было принято одевать девочек и мальчиков одинаково, и лишь, достигнув 7-8 летнего возраста, девочке прокалывали уши.
В качестве украшений могли выступать гусиные перышки. Мальчикам вдевали серьгу в левое ухо для предохранения от грыжи. Серьга была и магическим оберегом, и знаком мужского пола ребенка, так как девочки носили две сережки. Переставал человек носить украшения только после смерти. В отличие от Египтян в Древней Руси существовал запрет класть украшения умершего в гроб, иначе «они превратятся в змей и обовьются вокруг шеи и ушей».
Браслет - запястье 4 - 5 век. Золото, стекла; плетение, литье. Длина 22 см. Государственные музеи Московского Кремля. Москва. Найдено в 1927 году на территории Курской области, в верховьях реки Сунжи, в богатом захоронении. Интересно, что плетеные запястья в этот период встречаются гораздо реже, чем браслеты из согнутого гладкого дрота
---
Гривна. Вторая половина 11 века. Золото. Государственный Русский музей. МоскваПредположительно принадлежавший киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне - архангел Михаил, на оборотной - горгона. Чернигов
---
Височные кольца. 12 век. Золото; чеканка, скань, зернь. 4,3 х 4,3 см. Государственные музеи Московского КремляМосква. Русь. Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков
---
Диадема. 12 век. Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль. Государственный Русский музейМосква. Принадлежала русской княжне. Киевский клад
---
07 Колт. 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зерньДиаметр 12,5 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата.
---
Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору.В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле.
В средневековой Европе драгоценности могли носить монахи, короли, дворяне, а также иногда это позволяли себе торговцы. Украшения были также символом власти. Про это говорит хотя бы тот факт, что в XIII веке был принят закон, согласно которому простолюдинам запрещалось носить золото, серебро, жемчуг и драгоценные камни.Именно в Средние века при дворах королей обласканы алхимики, пытающиеся всеми правдами и неправдами получить золото. Им, правда, удалось получить множество новых химических элементов, но только не солнечный металл.
Ювелирное искусство продолжало развиваться в Европе и после падения римской империи. Изделия кельтов по качеству работы не уступали византийским образцам, их сложные, вычурные узоры зародились в тот период и известны по сей день – переплетающиеся узлы прочно ассоциируются с этой культурой. Застежки для одежды, амулеты и кольца с печатями – наиболее многочисленный тип находок, датируемых этим периодом.
Меровингское искусство можно узнать по изображению стилизованных животных. Готы изготавливали примитивные изображения в технике грубой эмали. К 8 веку н.э. возник обычай украшать оружие драгоценными камнями и металлами, и из огромного разнообразия украшений мужчины оставили себе только перстни, остальные же типы украшений, казалось, становятся прерогативой женщин.
В Византии отдавали предпочтение использованию легкого золотого листа перед тяжелыми цельнолитыми золотыми деталями. Акцентом украшений делались драгоценные камни. Как и на западе, в Византии украшения носили богатые женщины, украшения же мужчин ограничивались кольцом-печаткой. Но золото, бриллианты, сапфиры и рубины – это украшения знатных жителей, в то время как ремесленники средневековья находили способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений. Ведь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхимии появляются мельхиор и амальгама. Кроме изумрудов и сапфиров есть полудрагоценные камни, которые гораздо чаще встречаются в природе и потому намного более дешевы – но лишь немного менее красивы. Так фактически появляется бижутерия, и со временем она тоже совершенствуется, хотя еще и не имеет современного названия. Религия также играла немаловажную роль в развитии стилистики украшений – многие из них содержали религиозную символику.Алмазы же вплоть до позднего средневековья практически не используются. И лишь когда ювелиры находят такие способы огранки алмазов, которые заставляют камень переливаться всеми цветами радуги в лучах света, бриллианты занимают достойное место в дорогих украшениях.
Продолжение следует...
vintage-dream-s.livejournal.com
Украшения первобытных людей | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Украшения первобытных людей. Исполнители : Алексеева Ирина, Игнатова Ирина, Денисова Даша. 10 «Г» класс
Слайд 2
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
Слайд 3
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация . Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
Слайд 4
Амулеты: В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим шаманом и, следовательно постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей.
Слайд 5
Трофеи: Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. Об этом можно нужно судить по следующим примерам: Ашантии, берущие трофеями человеческие челюсти, носят часто и металлически изображения челюстей. Малагазы носят серебряные украшения представляющие подобие зубов крокодила; человеческие зубы и зубы наиболее страшных зверей вставляются в браслеты и ожерелья.
Слайд 6
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
Слайд 7
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
Слайд 8
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными . Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат : ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
Слайд 9
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо , прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
Слайд 10
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция , сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Слайд 11
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда , состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
Слайд 12
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
Амулеты:
В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим шаманом и, следовательно постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей.
Трофеи:
Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. Об этом можно нужно судить по следующим примерам: Ашантии, берущие трофеями человеческие челюсти, носят часто и металлически изображения челюстей. Малагазы носят серебряные украшения представляющие подобие зубов крокодила; человеческие зубы и зубы наиболее страшных зверей вставляются в браслеты и ожерелья.
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными. Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат: ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными. Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат: ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо, прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо, прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция, сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция, сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда, состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда, состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
rpp.nashaucheba.ru
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения
Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.
Какую роль играли украшения?
При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.
Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.
Сырье для украшений
Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.
Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.
Многообразие первобытных украшений
Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
Украшение (Schmuck — нем., parure — франц.) — термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приёмы убранства человеческого тела, которые, независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции - эстетические, эротические, удивления, уважения, страха и т. п. В этнографическом значении своём слово украшение, с одной стороны, всё же обыденного его значения, так как охватывает только украшения, непосредственно относящиеся к человеческому телу, выделяя все другие украшения в области архитектуры, орнаментировки и пр.;
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
с другой стороны, оно шире, охватывая и такие виды первобытных украшению, которые с обыденной точки зрения считаются чем-то прямо противоположным украшению, напр., так называемые уродования тела, деформацию, татуирование и т. п. Классификация. Украшения можно подразделить на две большие группы: 1) У., являющиеся следами известных целесообразных воздействий непосредственно на самое тело человека - окрашивание, татуирование некоторые виды деформации куафюры и 2) украшения в виде посторонних объектов, тем или иным способом прикрепляемых к телу.
Амулеты:
В первобытных обществах амулеты носит всякий; у многих племен каждый человек в то же время является своим шаманом и, следовательно постоянно имеет на себе целую коллекцию костей, когтей, перьев, металлических и всяких других фетишей.
Трофеи:
Охотничий и военный быт создал обычай надевать на себя реликвии убитых зверей и неприятелей. Об этом можно нужно судить по следующим примерам: Ашантии, берущие трофеями человеческие челюсти, носят часто и металлически изображения челюстей. Малагазы носят серебряные украшения представляющие подобие зубов крокодила; человеческие зубы и зубы наиболее страшных зверей вставляются в браслеты и ожерелья.
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
Гибасы, Прокалывая себе губы, нос и уши, вдевая в них золотые стрелы по числу убитых врагов,- и Спенсер справедливо полагает, что эти стрелы заменили собою первоначальные трофеи.
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
С усложнением общественного строя, с выделением классов воинов и правителей, трофеи действительные и их изображения становятся привилегированными знаками отличия высших классов и запретными украшениями для низших. Запрет, в свою очередь, действует как усиливающий стимул и без того сильного подражания высшим классам.
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными. Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат: ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
Все древние и позднейшие государства знали подобные запрещения, постепенно падавшие и заменявшиеся другими. В Перу никто из простого народа не мог употреблять золота и серебра, разве с особого разрешении. В Риме опушенная пурпуром тога была сначала привилегией высшего ранга, а во время 2-ой пунической войны ее носили даже дети вольноотпущенников. Золотые кольца прежде носились только послами, а со времени Адриана стали общедозволенными. Во Франции в начале средних веков некоторым классам общества запрещалось носить шелк и бархат: ещё в XVI в. женщин сажали в тюрьму за ношение одежд, присвоенных высшим классам.
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо, прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
В обществах, не знающих классовых привилегий на одежды и украшения, ту же роль исполняет развитие обмена и экономическое неравенство. Выставлению напоказ трофеев в обществах военных соответствует в гражданском обществе выставление богатств, ценностей; все, что только хоть сколько-нибудь удобоносимо, прикрепляется к телу, достигая иногда невероятных размеров. Во многих городах Индии люди носят на себе все свои драгоценности. У племен динка и бонго верховьев Нила женщины обвешивают себя железными украшениями, вес которых превышает 50 фунтов.
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция, сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Выдающаяся роль драгоценных металлов как меновых знаков и растущее скопление богатств у высших классов заставляет последние все более и более превращать свои излишние ценности в украшения и чаще менять формы украшений, чтобы тем самым выделиться из массы. Эта погоня за новыми видами украшений в среде богатых классов и стадное подражание низших создает в культурных странах то, что называется модой. Быстрым накоплением богатств и все растущим неравенством объясняется и то, что эволюция украшения идёт в направлении не эстетическом, а грубо тщеславном — направлении регрессивное, потому что очень древние страны, как Япония и классическая Греция, сумели достигнуть в деле украшения благородной простоты, обходясь без кричащих и дорогих украшений
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда, состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
Хотя генезис украшений, главным образом, покоится на мотивах утилитарных, религиозных и социальных, но эстетическая сторона с самого начала играла большую роль в эволюции украшения. Именно она обратила объекты культа, трофеи и знаки отличия в украшения. Эстетика внесла сюда ритм и симметрию, видоизменила, сообразно художественным требованиям, объекты, первоначально ничего общего не имевшие с украшениями. Внеся ритм в грубое ожерелье ботокуда, состоящее из чередующихся черных бус и белых зубов, бывших, вероятно, первоначально простыми амулетами, оправив кровавый трофей ашантия в золотой обруч, превратив грубую окраску от москитов в симметрично комбинированные цвета и т. д., художничество первобытного человека в конце концов заставило забыть первоначальный генезис и цель объекта и обратило его в самостоятельное украшение. История этого художественного процесса входит уже в область эволюции искусства.
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
С середины 2006 года, на право называться Самыми древними украшения претендуют три бусины (из морских брюхоногих моллюсков - Nassarius gibbosulus) обнаруженные археологами в пещере Схул на горе Кармель в Израиле. Химический и углеводородный анализ установил, что они лежали в грунте около 100 тысяч лет
www.shkolageo.ru
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения
Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.
Какую роль играли украшения?
При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.
Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.
Сырье для украшений
Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.
Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.
Многообразие первобытных украшений
Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.
загрузка...
worldfb.ru
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения
Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.
Какую роль играли украшения?
При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.
Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.
Сырье для украшений
Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.
Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.
Многообразие первобытных украшений
Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.
Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.