Контурная карта первобытное общество древнейшие государства закавказья. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Образование государств у народов Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья
ГлавнаяПервобытноеКонтурная карта первобытное общество древнейшие государства закавказья
§ 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. До н.Э. - IV в. Н.Э.). Контурная карта первобытное общество древнейшие государства закавказья
§ 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. До н.Э.
Процесс распада первобытно-общинного строя у народов Закавказья и Средней Азии происходил задолго до н.э. О наличии здесь в VI - IV вв. до н.э. классового общества свидетельствуют данные археологической науки, появление первых городов, сведения греческих историков Геродота и Ксенофонта (V в. до н.э.).
Естественно, древние рабовладельческие цивилизации, втягивавшие в свою орбиту большие пространства Закавказья и Средней Азии, оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закавказья и Средней Азии, ускорили процесс разложения здесь первобытно-общинного строя. Это не значит, что рабовладельческие порядки и государственность были привнесены в Закавказье и Среднюю Азию извне, как это пытаются представить некоторые историки. Классовое общество в Закавказье и Средней Азии возникло в результате длительного процесса распада первобытно-общинного строя.
Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии имели ряд общих черт и в то же время существенно отличались друг от друга. У первых государственных образований не было четко очерченных границ, которые совпадали бы с границами расселения основных народов, сформировавшихся на этой территории позже.
Рабовладельческие отношения, развивавшиеся в Закавказье и Средней Азии, имели некоторые особенности. Одна из них заключается в том, что значительную роль в производстве играла сельская община, в силу чего рабство не стало таким, каким оно было, например, в Греции и Римской империи.
В VI в. до н.э. персидское рабовладельческое государство Ахеменидов захватило обширные области Закавказья и Средней Азии. Оно делилось на сатрапии, во главе которых находились правители-сатрапы. Так, значительная часть территории нынешнего Азербайджана вошла в XI сатрапию, территория Средней Азии, населенная бактрийцами, - в XII, саки, жившие к востоку от Сырдарьи, - в XV, а хорезмийцы и согдийцы - в XVI сатрапию. Первыми в Средней Азии от власти Ахеменидов освободились хорезмийцы и саки (конец V - начало IV в. до н.э.).
В период правления Ахеменидов значительная часть народов Средней Азии перешла к оседлому земледелию. Тогда же создается широкая сеть искусственного орошения. При сооружении каналов и постройке городов широко используется труд рабов. Ахемениды создали стройную, но внутренне мало связанную систему управления. Сатрапы назначались из числа лиц, наиболее близко стоящих к царю. Административная власть сатрапа была неограниченной. В его компетенцию входило: управление областью, собирание дани с населения в казну Персидского государства, организация чеканки монеты и командование военными силами. По требованию сатрапа зависимые народы должны были выставлять отряды, состоявшие из конницы, пехоты и воинов на колесницах.
Империя Ахеменидов перестала существовать в 30-х годах IV в. до н.э. в результате завоевания ее войсками Александра Македонского. Земли закавказских и среднеазиатских народов вошли в состав его государства. Единственным независимым государством в Средней Азии остался Хорезм. При организации управления завоеванными землями греки сохранили институт сатрапов. При них назначались должностные лица, ведавшие военными и финансовыми делами. Сатрапы Александра в отличие от ахеменидских не имели права чеканить монету и держать наемное войско. В остальном управление оставалось таким же, каким оно было при персах. Чтобы укрепить власть, Александр склонял на свою сторону местную знать, идя на значительные уступки ей. Местная знать сыграла немаловажную роль в установлении господства греко-македонских завоевателей.
После смерти Александра Македонского завоеванные им области вошли в состав государства Селевкидов. В конце IV в. и в III в. до н.э. из состава государства Александра и Селевкидов стали выделяться независимые и полунезависимые государства. Так, в IV в. до н.э. на территории Армении возникло самостоятельное Айраратское царство с центром в Армавире. Несколько позже возникли самостоятельные Армянское и Иберийское государства. Греческий географ Страбон (I в. до н.э.) сообщает, в частности, о стране Иберии. Население Иберии, писал он, делилось на четыре "рода", вернее, социальные группы. Из них первый - важнейший род, из которого ставят царя, ближайшего по родству (с предыдущим царем) и старейшего по возрасту, и который творит суд и предводительствует войсками. Второй род - жрецы, которые ведают также спорными делами с соседями. Третий род - земледельцы и воины. Четвертый род - люди, которые являются царскими рабами и доставляют царскому роду все необходимое для жизни.
В I в. до н.э. в Закавказье вторглись римские войска. Они рассматривали Армению, Иберию и Прикаспийскую Албанию как подвластные себе земли. Шла долгая и упорная борьба народов Закавказья за свою независимость. В процессе этой борьбы консолидировались армянская, грузинская и азербайджанская народности.
В конце II - начале III вв. н.э. рабовладельческий Рим, переживший глубокий кризис, не мог уже сохранить свое влияние на Закавказье. На это время приходится и упадок рабовладельческих отношений.
Греко-бактрийское царство. В середине III в. до н.э. в Средней Азии выделилось самостоятельное Греко-бактрийское царство, в состав которого входили Бактрия, Согдиана, Маргиана и Паркана (Фергана). О классовом расслоении населения Греко-бактрийского царства свидетельствует состав войска греко-бактрийских царей, включавшего конницу, в которую входили представители местной знати, и пехоту из рядовых свободных людей. Греко-бактрийское царство не было прочным государством.
Огромная держава, составленная из различных мало связанных между собой частей, не могла просуществовать долго. К тому же греко-македонская знать не опиралась на широкие слои местного населения. Она рассматривала среднеазиатские области как объект эксплуатации.
Во II в. до н.э. Греко-бактрийское царство распалось. От него отделилась Согдиана, Маргиана была завоевана парфянами. С севера на Греко-бактрийское царство напали массагетские кочевые племена. Среди осевших на территории Бактрии племен источники упоминают тохаров. В первое время после завоевания Бактрии тохары основали свое государство - Тохаристан. Тохаристан граничил с Хорезмским государством, которое включало собственно Хорезм, Согдиану и Чач (район Ташкента).
Кушанское царство (I - IV вв. н.э.). На рубеже нашей эры важную роль в истории Средней Азии играло царство кушанов - одно из тохарских государств. Кушанское царство подчинило себе территории Бактрии и Согдианы и другие земли и вскоре превратилось в одно из крупнейших государств той эпохи. Время расцвета Кушанского царства считается периодом наибольшего для Средней Азии развития рабовладельческих отношений. Первоначальная столица Кушанского царства находилась на территории Согдианы, затем была переведена в Индию.
Огромная Кушанская держава вела постоянные войны, расширяя свою территорию и превращаясь в сильное рабовладельческое государство. Войны давали большое количество рабов, трудом которых создавались новые города и строились каналы в Хорезме, Согдиане, Бактрии и Фергане. Наряду с рабами в Кушанском царстве существовала масса свободного крестьянства, объединенного в общины.
В I - III вв. Кушанское царство играло важную роль в развивающихся политических и торговых отношениях со многими странами Запада и Востока. Кушанская культура оставила после себя глубокий след, ярко характеризующий могущество этой державы. В III в. начинается распад Кушанского царства. Хорезм снова занимает независимое положение, что видно по возобновлению им выпуска своих монет.
На развалинах Кушанской империи в Средней Азии возникает множество городов-государств. К этому периоду рабовладельческий строй в Средней Азии приходит в упадок. Развиваются замкнутые хозяйства крупных землевладельцев.
Территория Средней Азии в III - IV вв. политически была раздроблена. В западной части долины Зеравшана образовался союз городских царств во главе с Бухарой. Союз городов-государств сложился и в Фергане.
***
Из-за скудости данных общественный и политический строй и право закавказских и среднеазиатских государств эпохи рабства не могут быть подробно охарактеризованы. Известно лишь то, что эти регионы были областями развитого земледелия, ремесла и скотоводства. Цари как главы государств обладали неограниченной властью. Их личность обожествлялась. Они были одновременно и верховными жрецами. Высшие военные, административные и религиозные должности распределялись среди родственников и соплеменников царя. Номинально царь считался верховным собственником земли и населения. В его руках сосредоточивались огромные богатства. При царях имелись советы старейшин. Чеканились в государствах свои монеты. Политической формой государства была деспотия.
Правовая система, можно предполагать, складывалась из обычного права, актов местной знати и установлений царей. Судить конкретно об основных чертах права Закавказья и Средней Азии древнего периода не представляется возможным из-за отсутствия правового материала того периода.
studfiles.net
Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии
1. Возникновение рабовладельческих государств.
На смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий строй. Он явился важной ступенью в развитии человечества. Вы знаете о нем из курса истории древнего мира.
При рабовладельческом строе были враждебные друг другу общественные классы. Основными классами были рабы и рабовладельцы.
Вместе с образованием классов появилось и государство - особая организация насилия, необходимая для удержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.
Древнейшие рабовладельческие государства, как вы знаете, возникли в IV-II тысячелетиях до и. э. на Востоке - в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь, в долинах многоводных рек, земля была особенно плодородной. Она давала хорошие урожаи даже при обработке деревянными, каменными и медными орудиями труда. Урожай был больше, чем нужно было для того, чтобы хоть как-нибудь прокормить тех, кто обрабатывал землю и собирал зерно и другие продукты земледелия. Появились излишки продуктов, которые могла присвоить родовая знать, заставив рабов пахать землю, строить плотины, проводить каналы. Поэтому пленных стали превращать в рабов и заставлять работать на их владельцев. Потом в рабов стали обращать и своих обедневших соплеменников.
Позже, во II-I тысячелетиях до н. э., рабовладельческий строй установился и в других странах - в древней Греции, в древнем Риме. Примерно тогда же возникли рабовладельческие государства и на юге нашей страны - в Закавказье, Средней Азии, на побережье Черного моря.
2. Царство Урарту и его культура.
В начале I тысячелетия до н. э. в Закавказье вокруг горы Арарат и высокогорного озера Ван возникло государство Урарту. Его название и название горы Арарат происходят от общего корня.
Почва здесь большей частью каменистая. Для ее обработки необходимы были железные орудия. Жители Урарту еще в начале I тысячелетия до и. э. научились добывать и обрабатывать железо. Землю в Урарту стали пахать плугом с железным лемехом. Только с использованием железных орудий в Урарту появились излишки продуктов, которые могла присвоить родовая знать. Возникло имущественное неравенство. Образовались классы рабовладельцев и рабов, а вместе с ними возникло и государство.
Тысячи рабов трудились в хозяйстве урартской знати: обрабатывали землю, сооружали оросительные каналы, добывали железо и изготовляли из него орудия труда и оружие, пасли скот.
Рабовладельцы вели жестокие войны для захвата добычи. Пленных превращали в рабов.
В царстве Урарту развилась для того времени высокая культура. Там работали искусные мастера по сооружению оросительных каналов и больших водохранилищ. В Урарту развилось строительное искусство - нас поражают остатки грандиозных крепостей и дворцов, сооруженных трудом рабов. Стены дворцов украшены мрамором, выложены цветным камнем. В окрестностях Еревана раскопали дворец - в нем 120 комнат, большие кладовые, где хранилось зерно и высокие сосуды с вином, В скале возле озера Ван были высечены огромные помещения, вероятно, для гробниц урартских царей.
Урарты славились обработкой металлов. Бронзовые щиты и чаши царей покрыты замечательными рисунками талантливых ремесленников; на рисунках изображены львы, быки, боевые колесницы, вооруженные воины.
Карта Царство Урарту:
В Урарту была развита письменность. До наших дней сохранились глиняные таблички и каменные плиты с клинообразными письменами, рассказывающими о хозяйстве и военных походах царей. На скале царь Аргишти I (середина VIII в. до н. э.) в память одного из походов велел высечь такие слова: «64 071 человека частью я смерти предал, частью живыми увел. Увел еще 286 коней, 2251 быка и 8205 овец».
Жестокие войны с соседями ослабили царство Урарту. Оно просуществовало около трехсот лет и было разгромлено соседними племенами в начале VI в. до н. э.
Армянский и грузинский народы - наследники культуры Урарту.
3. Народы Средней Азии в древности.
На территории Средней Азии с древнейших времен жили предки современных народов нашей страны - таджиков, узбеков, туркмен, казахов, киргизов.
В степях Южного Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н. э. жили кочевники-скотоводы, по берегам рек Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, Зеравшана - земледельческие племена. В условиях жаркого и сухого климата земля при искусственном орошении давала богатый урожаи. Многочисленные каналы питали живительной влагой поля пшеницы, цветущие сады и виноградники.
Одно из древнейших государств Средней Азии - Хорезм - образовалось в районе нижнего течения реки Аму-Дарьи. Большие поселки, обнесенные стенами, и города-крепости защищали земледельческое население от набегов кочевых племен. Искусные ремесленники и рабы возводили огромные дворцы и храмы. До наших дней в пустынях Средней Азии сохранились развалины некогда цветущих и богатых городов и поселков.
Советские археологи открыли выдающийся памятник культуры древнего Хорезма - замок Топ рак-Кала. Высоко поднимались три башни замка. В многочисленных комнатах- яркая, многоцветная роспись стен, лепные украшения карнизов, большие глиняные скульптуры, раскрашенные в различные тона: лица - телесного цвета, одежда - белого, зеленого, голубого, красного, черного.
Богатства Средней Азии прельщали многих завоевателей.
В VI в. до н. э. в Среднюю Азию вторглось многотысячное войско персидского царя. Особенно решительное сопротивление ему оказали кочевые племена. С большим трудом удалось персидским захватчикам подчинить своей власти Среднюю Азию. Всю территорию страны они разделили на отдельные области - сатрапии. Во главе каждой стоял наместник персидского царя - сатрап. Завоеватели грабили население, взыскивали бесчисленные подати.
Народное предание рассказывает, что бесстрашный юноша - пастух Ширак под видом проводника заманил однажды персидское войско в безводную пустыню. Много врагов погибло. Погиб и Ширак. Но память о его подвиге живет в веках.
В IV в. до и. э. в Среднюю Азию вторглась армия Александра Македонского. Почти три года пришлось затратить знаменитому полководцу древности, чтобы завоевать Среднюю Азию. Особенно стойкое сопротивление ему оказало население Согдианы (бассейн реки Зеравшан). Согдийцы нападали на отдельные отряды завоевателей, уничтожали их и освобождали города и области, завоеванные македонянами. Жестокими мерами пытались подавить сопротивление населения завоеватели. Они разрушали города, истребляли всех мужчин, а женщин и детей обращали в рабство.
История народов Средней Азии знает немало примеров самоотверженной борьбы против иноземных завоевателей. Не раз население Средней Азии попадало под власть соседних государств.
В тяжелых условиях развивали народы Средней Азии свое хозяйство и культуру: проводили многочисленные оросительные каналы, строили города, совершенствовали разнообразные ремесла, прокладывали торговые пути.
С древних времен народы Средней Азии имели связи с греками, иранцами, индийцами, китайцами и многое заимствовали друг у друга. Через Среднюю Азию везли из Китая шелк в далекий Рим. Из Рима и Византии везли на Восток хрусталь и изделия из тонкого разноцветного стекла. Славились ферганское оружие и сосуды из серебра и золота. Из Индии пришла в Среднюю Азию культура хлопка. Хлопчатобумажные ткани из Средней Азии попадали даже в Рим. В Самарканде построили водопровод, похожий на римский.
Народы Средней Азии внесли большой вклад в развитие культуры многих стран древнего Востока.
< Поселения родовых общин
-> Народы Северного Причерноморья в древности >
hist-world.com
Сайт учителя - Атласы и контурные карты
Атлас по истории России XIX век
/img202.jpg, /img203.jpg - Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
/img204.jpg, /img205.jpg - Внешняя политика России во второй четверти XIX века
/img206.jpg, /img207.jpg - Крымская война 1853-1856 годов
/img208.jpg, /img223.jpg - Отмена крепостного права. Развитие сельского хозяйства в пореформенной России
/img226.jpg, /img227.jpg - Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Государства Балканского полуострова после Берлинского процесса
/img229.jpg, /img230.jpg - Казахстан и государства Средней Азии в XIX веке
/img231.jpg, /img232.jpg - Кавказ и Закавказье в XIX веке
Контурные карты 8 класс. История России XIX век
/img209.jpg - Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
/img210.jpg - Внешняя политика России во второй четверти XIX века
/img211.jpg, /img216.jpg - Крымская война 1853-1856 годов
/img217.jpg, /img218.jpg - Отмена крепостного права. Развитие сельского хозяйства в пореформенной России
/img219.jpg - Кавказ и Закавказье в XIX веке
/img220.jpg - Казахстан и государства Средней Азии в XIX веке
/img221.jpg - Общественное движение в XIX веке
/img222.jpg - Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Государства Балканского полуострова после Берлинского процесса
Атлас по Новой истории. XIX век
/20150310_221410.jpg, /20150310_221338.jpg - Европа после Венского конгресса
/20150310_221338.jpg - Образование независимых государств в Латинской Америке в первой четверти XIX века
/pr3.jpg /pr2.jpg - Европа в 1848-1870 гг.
Контурные карты 8 класс. Новая история. XIX век
/20150310_221300.jpg - Европа после Венского конгресса
/20150322_213729.jpg - Образование независимых государств в Латинской Америке в первой четверти XIX века
/pr.jpg - Европа в 1848-1870 гг.
Атлас 6 класс. История России с древнейших времен до конца XVI века
/bezymjannyj.png - Политическая раздробленность Руси
/atlas.png - Монгольское нашествие на Русь 1237-1242
/7826537.jpg - Походы князя Александра Невского против иноземных захватчиков
/skanirovanie.jpg - Карта "Россия в Семилетней войне"
/20151110_200838.jpg - Контурная карта "Россия в Семилетней войне"
yumashev.ucoz.ru
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ Образование государств у народов Закавказья, Средней Азии и Северного Причерноморья
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации Лекция 2.1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. План: 1.
Подробнее
Дата: Класс: Фамилия, имя:
Первобытные собиратели и охотники Когда появились на Земле древнейшие люди? 2) приблизительно миллион лет назад 3) более полумиллиона лет назад 4) приблизительно 40 тысяч лет назад Какой материал использовался
Подробнее
КАМЕННЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
КАМЕННЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА Эволюция первобытного человека Тип человека Название Период существования или Человек умелый (homo habilis) Человек прямоходящий (homo erektus) Человек разумный (homo
Подробнее
1. Цивилизационное наследие Древнего мира
1. Цивилизационное наследие Древнего мира На страницах учебника шестого класса мы преодолели долгий и сложный путь со времен появления на Земле первых людей до падения Западной Римской империи. Итак, вспомним
Подробнее
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО История изобразительного искусства, урок 2 Проблемный вопрос: почему древние люди начали заниматься изобразительным искусством? Николаева Вера Александровна, 2007 Назначение первобытного
Подробнее
ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР И ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Основные источники по первобытной истории человечества: Археологические (материальные останки) Этнографические (исследование жизни реликтовых племен и пережитков
Подробнее
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ АРХЕОЛОГИЯ ДПП.Ф.05
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
Подробнее
Систематическое положение человека
Антропогенез Систематическое положение человека Этапы антропогенеза Виды Лет тому назад Объём головного мозга (см 3 ) Середний рост (см) Маса тела (кг) 1. Пралюди протоантроп (австралопитек) Австралопитек
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Севастополеведение» для 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному
Подробнее
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.2. Великие державы Древнего Востока План: 1. Появление первых великих держав. 2. Хеттское царство. 3. Ассирия и Урарту.
Подробнее
Бронзовый век Европы и Азии
Бронзовый век Европы и Азии Культуры бронзового века Европы 4-3,5 и 3,5-3 тыс.л.н. Культуры раннего бронзового века Культуры позднего бронзового века Типичные предметы раннего (слева) и позднего (справа)
Подробнее
Тема 2 Возникновение государства и права
Тема 2 Возникновение государства и права 1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе 2. Предпосылки происхождения государства 3. Теории происхождения государства 4. Теории
Подробнее
СУДАК НОВЫЙ СВЕТ. Краткий путеводитель
СУДАК НОВЫЙ СВЕТ Краткий путеводитель Судак Новый Свет КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ Севастополь 2006 Схема Генуэзской крепости СУДАК 4 ИСТОРИЯ ГОРОДА Слово «Судак» восходит к иранскому «сугда» священный, чистый.
Подробнее
Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Раздел 3. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Тема 3.1. Христианская Европа и исламский мир в Средние века Лекция 3.1.1. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. План 1. Варвары и Рим.
Подробнее
Древняя Русь IX-XII вв.
Древняя Русь IX-XII вв. Славянское общество в эпоху расселения Формирование Киевской Руси. Первые князья. Историческое значение принятия христианства Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского
Подробнее
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.2. Цивилизации Древнего мира Лекция 2.2.3. Индия и Китай в древности План: 1. Древнейшие цивилизации долины реки Инд и «Арийское завоевание». 2. Индийское
Подробнее
Примерно 40 тысяч лет назад
Материалы для подготовки к тестированию по истории по темам: «Введение в историю», «Первобытный мир» 5.5 класс 3 семестр 1. Введение в историю: - сущность вспомогательных исторических дисциплин; - история
Подробнее
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Г. А. Порхунов ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Омск Издательство ОмГПУ 2014 1 УДК 94(470+571) ББК 63.3(2)я73 П60 Печатается по решению редакционноиздательского
Харьковский государственный университет питания и торговли Е.В. Обозная, Т.А. Кравцова, А.А. Борисова ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Сборник текстов для чтения для иностранных студентов экономического
Подробнее
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс
МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа 2» Ступинского муниципального района УТВЕРЖДАЮ Директор школы Е.О.Головина 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс на 2013-2014 учебный год (2 часа
Подробнее
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ История науки это история отношений человека с природой, и длится она столько же, сколько существует род человеческий. Не только поиски пищи и защиты от стихий были важны для
История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.
Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании. Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI- V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.
Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.
Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах. Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…… Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.
Замечательными были достижения урартов в области культуры.
История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.
Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.
Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.
Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы. Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.
Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.
В после урартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.
Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого региона— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).
Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.
Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем. Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…
Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой. Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.
Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.
Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.
Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.
Проблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.
Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.
Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения».
Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.
Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.
По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.В III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.
Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники именуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной…Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.
Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.
Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма… Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, различных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.
Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.
Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова
…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.
Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).
… В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обращения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.
Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».
Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг. Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры. Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.
Фрагменты главы «Древние цивилизации Закавказья» и некоторые имеджи взяты из «Древние цивилизации» Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина Издательства «Мысль» 1989г.Имеджи так же взяты из:
Занимала степи Восточной Европы от Кубани до нижнего Дона и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча
VII век
Население – булгарское племя кутригуры. Также утигуры и оногуры.
Занятия: земледелие, скотоводство, ремесленичество, торговый транзит между Востоком и Западом, работорговля.
Задание 4. В чём, по мнению историков, состоит главная причина Великого переселения народов. Каковы были его последствия для мировой истории?
Ученые считают, что главной причиной Великого переселения народов является похолодание, которое заставило кочевые степные племена искать территории с более мягким климатом. Другие возможные причины: укрупнение племенных союзов (стремление к захвату новых земель), истощение почвы (необходимость поиска более плодородных земель). Сначала племена готов пошли с севера на юг, затем племена гуннов — с востока на запад, нашествие гуннов подтолкнуло к переселениям другие народы. Так началось Великое переселение народов. Самым значимым последствием Великого переселения стало падение Западной Римской империи и образование варварских государств. Также в результате Великого переселения народов было уничтожено немало народностей и племен. Но с другой стороны, благодаря этому процессу племена позаимствовали друг у друга множество знаний и технологий.
Задание 5. Подчеркните утверждения, не соответствующие исторической действительности.
Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.
Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена.
Лесные жители научились добывать железо из болотных руд.
Обитатели лесов жили в каменных домах.
Задание 6. Используя Интернет и дополнительную литературу, запишите названия народов, живших в Крыму с древнейших времён до конца IX в. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.
Киммерийцы — IХ-VII вв. до н. э.
Тавры – коренные племена Крыма и побережья
Скифы – VII век до н.э.
Античные греки – VI век до н.э.
Сарматы – IV-III век до н.э.
Аланы – II-IV век н.э.
Римляне – I век до н.э. – IV век нашей эры
Готы – III-XIII века н.э.
Гунны – IV-V века н.э.
Византийцы – после IV века нашей эры
Евреи – V-IX века н.э.
Крымские греки – V-IX века н.э.
Хазары – VII-IX века н.э.
Восточные славяне – IX-X века н.э.
Сегодня основное население Крыма составляют русские, украинцы, крымские татары.