Верования первобытных людей. Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Религиозные верования славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Верования первобытных людей


Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей :: SYL.ru

Религия возникла задолго до появления социума. Она является частью человеческой культуры и обладает глубокой духовностью. В этой статье мы затронем важный вопрос и расскажем, что такое религиозное верование.что такое религиозное верование

Этимология термина

Слово "религия" произошло от латинского religio, что в переводе означает святость, богослужение или совестливость. Существует и другие версии происхождения. Например, в латинском языке есть понятия religare и reeligere, которые обозначают соединение или воссоединение. Такое краткое описание термина не может в полной мере передать суть и понятие религии. За сотни лет слово обрело величайший смысл, который передают из поколения в поколение.

Так что такое религиозное верование? Это духовное просветление, признание существования сверхъестественного, выходящего за рамки человеческого восприятия. Это культура, которая регулярно развивается. Если говорить научно, то религия - свод правил и установленных норм, которые опираются на священные писания. Такие законы устанавливают моральные рамки поведения в социуме. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а высшими силами, которые являются идолами. Религии и верования относят к единой системе, которая способна объединять людей по всему миру, образовывать крупнейшие общины и воодушевлять их. Как правило, центром организованного поклонения являются храмы: церкви, мечети, алтари.

История религии: начало священного пути

Религиоведение - наука, изучающая формирование древней культуры. Она выискивает истоки, сравнивая все факты, теории, вымыслы и различные трактаты. Наука тесно связано с философией и теологией, ведь, прежде всего, история религии началась с извечных вопросов: "Кто я?", "Откуда я появился?", "Какое у меня предназначение?". В поисках смысла жизни в обществе стали зарождаться теории, которые обрели со временем форму и описание.история религии

Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления – духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.

Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.

Эпоха аниматизма

Предположение о том, что религиозным верованием первобытных людей был анимизм, выдвинул Г. Шталь. Как и Тэйлор в будущем, он предположил, что вера в души и духов является началом развития всего учения о теологии. Несомненно, анимизм - это самое древнее вероисповедание, ведь народы были уверены, что нашему глазу неведом тайный и мистический мир, где обитают высшие божества, обладающие силой. Эпоха аниматизма также показывает и происхождение понятия рая и ада, но только в совершенно иной интерпретации.

Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.

Интересный факт, но изначально древние народы верили, что окружающий их природный мир живой, обладает чувствами и памятью. Проявление стихий приравнивали к голосу божьему, благословению или каре. Все, что происходило вокруг: смена времен года, дожди и снега, наводнения и засуха - это не просто биологический процесс, а именно глас бессмертных духов. А с развитием социума, в процессе эволюции, люди стали передавать эти поверья. Со временем религиозные верования первобытных людей укрепились настолько, что на сегодняшний день это является неотъемлемой частью человеческой культуры.религиозные верования первобытных людей

Тотемизм

Тотемизм - это древнейшее религиозное верование, где люди были уверены, что между всеми живыми и неживыми существами имеется некая духовная связь. Ярким примером будут древние индейцы, населявшие северную часть Америки. Они верили, что душа человека может поселиться в дереве, камне или животном, а посему их образ жизни стал кардинально меняться. У каждого племени был свой тотем - божество, которое могло быть и растением, и живым существом. Как правило, индейцы поклонялись своему тотему, моля о покровительстве и помиловании. Поэтому племена проводили обряды, приносили жертвы, совершали ритуалы. Если окунуться вглубь истории, то можно заметить, как одни народы воспевали свое божество, другие - одаривали танцами, а третьи - резали домашний скот.

Тотемизм положил начало в появлении свода правил и норм. Существовали законы, которые нарушать нельзя. Для индейцев - это табу, а для мусульман - харам. Все просто: в древнейшем религиозном веровании есть божество, которое обитает в тотеме. Соответственно, убивать, есть, осквернять его запрещено. У многих народов возбранялось совокупляться или проявлять агрессию перед тотемом, ведь он являлся для них священным. Мы наблюдаем такое поведение и в современном религиозном течении. Например, в церкви нельзя шуметь, сквернословить, драться.древнейшие религиозные верования

Шаманизм и мистицизм

Во время зарождения религиозных верований появились два схожих направления - мистицизм и шаманизм. Эти течения совмещают в себе и философское учение, и теологию. На сегодняшний день такие вероисповедания считаются иррациональными, ведь они в первую очередь основываются на внутренних ощущениях и восприятии мира.

Мистицизм и шаманизм начали свое развитие с веры в сверхъестественное, а также в то, что человек способен сам познать эту таинственную сторону жизни. Учения доказывают, что мы способны постигнуть иные реальности. Так, из мистицизма появилось новое течение - магизм, где племена вступали в контакт с неведомой силой, перенимали ее и проявляли в реальном мире. Магическая проторелигия предполагала проведение таинственных ритуалов и обрядов, которые нередко напоминают нам другое течение - шаманизм.

Шаманизм - это древнейшая религия, которая также верит и в духов, и в божества. По их представлениям, наш мир делится на две части: духовную (мистическую) и реальную (материальную). Шаманы в религиозном течении являются проводниками, поэтому они способны одновременно находиться и в мире душ, и среди нас. Они проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, используя инструменты и другой таинственный инвентарь.

Фетишизм как таинственное религиозное течение

Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.история религиозные верования

Не стоит путать религиозный фетишизм с сексуальным. Название произошло от французского fétichisme, что в переводе означает идолизм. Такое течение предполагает, что люди поклонялись неодушевленным предметам, которые нередко назывались просто - фетишем. Они были тотемами и талисманами, выглядящими как небольшие амулеты. Племена верили, что такие вещи, даже если это обычный камень, могут помочь выжить людям в жестоком мире, наградить пищей и теплом.

Главная особенность всех религиозных верований - это их живучесть. Тот же шаманизм до сих пор присутствуют в нашем мире, но уже в абсолютно ином облике. Люди по-прежнему поклоняются идолам и тотемам, верят в духовный мир и в жизнь после смерти. Теперь вы знаете, как у первобытных людей появились религиозные верования, поэтому давайте рассмотрим, как произошло их развитие и в каком виде они предстают перед нами на сегодняшний день.

Язычество как течение дохристианской эпохи

Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.

Восточнославянские племена были язычниками, и они придерживались простой истины: религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность, что их окружают сущности, превосходящие земных жителей по силе и уму. Именно так в язычестве стали рождаться божества. Например, у Велеса просили защитить скот от хищников, Ярило - подарить солнечный свет и тепло, Перуна - помиловать их и не карать молниями. Славянские народы верили, что все вокруг населено духами, которые могут и разгневаться. Поэтому у них стали появляться традиции: весной приветствовать Рода и просить у него подарить жизнь всему живому, а заходя в лес, людям необходимо было получить благословение у лешего.

Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.религии и верования

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма - современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди - ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

Христианство, мусульманство и католицизм

Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, "не согреши", "не убий", "не укради" и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.

Католицизм - это одно из направлений христианства, которое придерживается таких же правил и устоев. В данном течении также есть Иисус Христос, а местом поклонения является тоже церковь. Причина, почему в мире люди верят одному Богу и соблюдают его заповеди, но относятся к разным вероисповедания проста: в начале 11 века произошел раскол церкви. Народы, проживающие некогда на территории Восточной Европы, исповедуют православие. В Западной Европе распространился католицизм, от которого впоследствии отделился протестантизм.

возникновение религиозных верований

Мусульманство в некотором роде схоже с христианством, ведь в этом течении также поклоняются единому божеству - Аллаху. Однако мусульмане обладают своим представлением о Боге. Проповедником данной религии был пророк Мухаммед, который однажды услышал глас Аллаха. Мусульмане поклоняются в собственном духовном центре - мечети. По канонам они должны читать намаз, совершать паломничество, помогать нуждающимся. Как и во многих верованиях, мусульманам необходимо соблюдать заповеди и не нарушать их.

Новейшие религиозные течения

Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.

Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.

Религия - отражение человеческой натуры. По большей части она необходима для того, чтобы поддерживать устои и нормы нашего социума. В современном мире ведутся споры о важности религии: одни утверждают, что это отличный способ управлять людьми, сплотив их единой целью; другие считают, что божества существуют, и узнаем мы об этом лишь на смертном одре.

Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной.

www.syl.ru

1.2. Культура и верования первобытных людей

Первобытная культура сыграла значительную роль в развитии человечества. Именно с этого культурно-исторического периода началась история человеческой цивилизации, формировалась человек, зарождались такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

С развитием материальной культуры, орудий труда, повышением значения коллективных форм труда, развивались элементы духовной культуры, в том числе мышление и речь, возникали зародыши религии, идеологических представлений, появились в праобщині и некоторые элементы магии и зарождении искусства: волновые линии на стенах пещер, изображение контура руки. Однако большинство ученых называет это протомистецтво натуральной изобразительной деятельностью.

Формирование общинно-родового строя способствовало развитию духовной жизни первобытного человека. Сутки ранньородової общины характеризовалась заметными успехами в развитии языка, основ рациональных знаний.

Еще недавно считалось, что языки наименее развитых групп человечества обладают очень незначительный лексический запас и почти лишены общих понятий. Однако дальнейшее изучение этого вопроса показало, что лексикон даже самых отсталых племен, например аборигенов Австралии, насчитывает не менее 10 тыс. слов. Выяснилось также, что в этих языках преобладают конкретные, детализированные определения, есть в них и слова, передают содержание общих понятий. Так, у аборигенов Австралии есть обозначения не только различных пород деревьев, а и деревья вообще, не только различных видов рыб, но и рыбы вообще.

Особенностью примитивных языков является неразвитость синтаксических форм. В устной речи даже самых развитых народов, в отличие от их письменности, фразы также обычно состоят из малого количества слов.

Источником знаний первобытного человека была его трудовая деятельность, во время которой накапливался опыт, прежде всего окружающую природу.

Значительно расширились практические отрасли знания. Человек овладел простейшие способы лечения переломов, вывихов, ран, змеиных укусов, других заболеваний.

Люди научились считать, измерять расстояние, вычислять время, разумеется, весьма примитивно. Так, изначально существовали три — пять обозначений числовых понятий. Большие расстояния измерялись днями пути, меньшие — полетом стрелы или копья, еще меньшие — длиной конкретных предметов, чаще всего различных частей человеческого тела: ступни, локтя, пальца. Отсюда — названия древних мер длины, как пережиток сохранились во многих языках: локоть, фут, дюйм и тому подобное. Время исчислялось лишь сравнительно большими відтинками, связанными с положениями небесных тел, сменой дня и ночи, с природно-хозяйственными сезонами.

Даже самые отсталые племена имели достаточно развитую систему передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов. Письменности не было вообще, хотя у аборигенов Австралии появились зачатки піктографії’.

Образцы изобразительного искусства эпохи ранньородової общины известны по многочисленным археологическими памятниками: графическими и живописными изображениями животных, реже растений и людей, наскальными рисунками животных и людей, охотничьими и военными сценами, танцами и религиозными церемониями.

В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаи, подвиги предков, возникновения мира и различные явления природы. Вскоре появились рассказы и сказки.

В музыке вокальная или песенная форма предшествовала инструментальной. Первыми музыкальными инструментами были ударные приспособления из двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, тетива лука, различные трубы, флейты, гудочки.

К древнейшим видам искусства относятся танцы. Первобытные танцы были коллективными и очень образными: имитация (чаще в масках) сцен охоты, рыболовства, военных столкновений и тому подобное.

Наряду с рациональным мировоззрением возникла релігія2 в таких ранних, первоначальных своих формах, как тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

Тотемизм — это вера в существование тесной связи между человеком или какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений. Род носил имя своего тотема, и члены рода верили, что происходят от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотемові не поклонялись. Его считали отцом, старшим братом, который помогает людям рода. Люди, со своей стороны, не должны убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред. Вообще тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его природной средой, связи, который осознавался в единственно понятной в то время форме кровного родства.

Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства неодухотворених предметов, в том, что последние могут как-то помогать человеку. Таким предметом, фетишем, может быть определенное орудия труда, дерево, камень, а позже специально изготовленный культовый предмет.

Магия — вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растений, явления природы. Не понимая истинного взаимосвязи определенных фактов и явлений, превратно толкуя случайные совпадения, первобытный человек считал, что с помощью особых слов и действий можно вызвать дождь или поднимать ветер, обеспечить успех охоты или сбора, помогать или вредить людям. В зависимости от назначения магия делилась на несколько видов: производственную, охранительную, любовную, лечебную.

С развитием верований и усложнением культа выполнения последнего требовало определенных знаний, умения, опытности. Важнейшие культовые действия стали выполнять старейшины или определенная группа людей — колдуны, шаманы.

Духовной культуре ранньородової общины было присуще тесное переплетение рациональных и религиозных представлений. Так, леча рану, первобытный человек прибегала и к магии. Протинаючи копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты, показывала их молодежи, «магически обеспечивала» успех следующего дела.

С усложнением производственной деятельности первобытного человека увеличивался и запас ее положительных знаний. С возникновением земледелия и скотоводства накапливались знания в области селекции — искусственного отбора самых полезных сортов растений и пород животных.

Развитие математических знаний обусловил появление первых счетных устройств — связки соломы или кучки камней, шнуров с узелками или нанизанными на них ракушками.

Развитие топографических и географических знаний привел к созданию первых карт — обозначений маршрутов, нанесенных на кору, дерево или кожу.

Изобразительное искусство поздненеолитических и энеолитических племен в основном было довольно условным: вместо целого изображалась какая-то характерная часть предмета. Распространился декоративный направление, то есть украшения прикладных вещей (особенно одежды, оружия и домашней утвари) художественной росписью, резьбой, вышивкой, аппликацией и тому подобное. Так, керамику, которую в раннем неолите не украшали, в позднем неолите орнаментували волнистыми линиями, кругами, треугольниками и тому подобное.

Эволюционировала и усложнялась религия. С накоплением знаний о собственную сущность и окружающую природу первобытное человечество меньше отождествляло себя с последней, а все больше осознавало зависимость от неизвестных ему добрых и злых сил, которые казались сверхъестественными. Формировались представление о борьбе доброго и злого начал. Силы зла люди пытались власкавити, добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода.

Изменился смысл тотемизма. Тотемные «родственники» и «предки» сделались объектом религиозного культа.

Одновременно с развитием родового строя и анимизма зародилась вера в духов умерших прародителей рода, помогают ему. Тотемизм сохранялся в пережитках (например, в тотемных названиях и эмблемах родов), но не как система религиозных верований. Именно на этой анімістичній основе начал создаваться культ природы олицетворялся в образах различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.

С возникновением земледелия связано появление культа возделываемых растений и тех сил природы, от которых зависело их рост, особенно Солнца и Земли. Солнце считалось запліднюючим мужским началом, Земля — запліднюваним женским. Цикличность животворного влияния Солнца обусловила возникновение у людей представление о нем как о духе плодородия, умирающего и воскресающего.

Как и на предыдущей стадии развития, религия отражала и идеологически закрепляла определяющую хозяйственную и общественную роль женщины. Развился материнско-родовой культ хозяек и охранниц домашнего очага. Вероятно, тогда зародился известный в некоторых более развитых народов культ женских предков-праматери. Большая часть духов природы, и среди них прежде всего дух Матери-Земли, выступала в образе женщин и имела женские имена. Женщины, как и раньше, часто считались основными, а у некоторых племен даже исключительными носителями тайных знаний и магических сил.

Развитие земледелия, особенно ирригационного, что потребовало точного определения сроков полива, начала полевых работ, способствовал упорядочению календаря, усовершенствованию астрономических наблюдений. Первые календари обычно основывались на наблюдениях за изменением фаз Луны.

Необходимость оперировать большими числами и развитие абстрактных представлений обусловили прогресс математических знаний. Сооружение укреплений, таких транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. А во время сухопутных и морских походов, связанных с войнами, накапливавшиеся астрономические наблюдения, знания по географии и картографии. Войны стимулировали развитие медицины, особенно хирургии: врачи ампутировали поврежденные конечности, делали пластические операции.

Медленнее развивались зародыши обществоведческих знаний. Здесь, как и раньше, царили тесно связаны с религией мифологические представления о чудесной природе всех основных явлений хозяйственного, общественного и идеологического жизнь. Именно в это время сформировались зачатки правовых знаний. Они отделились от религиозных представлений, обычного права. Это хорошо видно на примере первобытного (да и ранньокласового) судопроизводства, в котором решающую роль часто играли нереальные обстоятельства, например «знамение свыше». Для того чтобы появилось такое знамение, применялись испытания клятвой, освященной пищей, ядом. При этом считалось, что виновный погибнет, а невинный останется жив.

Возведение оборонительных сооружений и рассчитанных на тысячелетия усыпальниц положило начало монументальной архитектуре. Отделение ремесла от земледелия способствовало расцвету прикладного искусства. Для нужд военно-племенной знати создавались ювелирные украшения, ценное оружие, посуда, нарядная одежда. В связи с этим распространились художественная чеканка, тиснение металлических изделий, а также техника эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром и тому подобное. Расцвет художественной обработки металла, в частности, отразился в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

Из других специфических видов искусства следует выделить героический эпос. Шумерский эпос о Гильгамеше и эпический раздел Пятикнижия, «Илиада»

и «Одиссея», ирландские саги, «Рамаяна», «Калевала» — эти и много других классических образцов эпоса, возникшие в основном в эпоху разложения родового строя, донесли до нас упоминания о бесконечные войны, героические подвиги, отношения в обществе.

К устного народного творчества начали проникать классовые мотивы. Поощряемые военно-племенной знатью певцы и рассказчики прославляли ее благородное происхождение, военные подвиги, богатство.

Во время разложения первобытнообщинного строя возникали и развивались адекватные новым условиям жизни формы религии. Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков-покровителей. С распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в определенной степени ведут свое начало древнеегипетский Осирис, финикийский Адонис, греческий Дионис и, наконец, Христос.

С усилением племенной организации и образованием союзов племен утвердился культ племенных покровителей, племенных вождей. Некоторые вожди оставались объектом культа и после своей смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим соплеменникам.

Началось выделение профессионального умственного труда. Такими профессионалами, прежде всего, становились вожди, жрецы, военачальники, затем — певцы, рассказчики, постановщики театрализованных мифологических представлений, знахари, знатоки обычаев. Выделение профессионального умственного труда значительно способствовало развитию и обогащению духовной культуры.

Вершиной развития духовной культуры первобытного общества было создание упорядоченного письма.

Это происходило путем постепенного превращения пиктографического письма, которое передавало лишь общее содержание сообщений, на письмо1, состоящее из системы ієрогліфів2, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или слоги. Таким было древнейшее иероглифическое письмо шумеров, египтян, критян, китайцев, майя и других народов.

Многие явления современной жизни возникли именно в первобытном обществе. Именно через такую важнейшую особенность этого этапа истории человечества его изучение имеет не только познавательное, но и мировоззренческое значение.

1 Письмо — средство передачи речи с помощью знаков.

2 Иероглифы — древние рисовальные знаки египетского письма, а также многих других неалфавітних письменностей (например, китайское, японское письмо).

(Visited 101 times, 1 visits today)

jayo.ru

Что такое религиозное верование? Возникновение религиозных верований. Религиозные верования первобытных людей. Религиозные верования славян

Религия является неотъемлемой частью человеческой истории, и вопреки высказываниям многих идеологов атеизма, религиозные верования - еще далеко не пережиток прошлого. Они во многом формируют современную реальность и влияют на ход истории. О том, что такое религиозное верование, как оно возникло и как развивалось в мире, и в частности среди славян, мы поговорим в этой статье.

что такое религиозное верование

Заря цивилизации

Доподлинно неизвестно, где и когда впервые у представителей древнего человечества проявилось религиозное чувство. Археологические находки, проливая некоторый свет на этот вопрос, оставляют, тем не менее, за собой множество загадок. Попытки найти на них ответы привели к тому, что в религиоведческом сообществе сформировалось несколько школ, которые постулировали те или иные взгляды.

Мифологическая школа

К примеру, мифологическая школа, когда-то имевшая огромный вес, утверждала, что древние дикари, не зная истинных причин явлений природы, стали обожествлять те или иные феномены, как, например, солнце, луну, ветер и так далее. С течением времени, правда, ученые пришли к выводу, что этот взгляд представляет картину чрезвычайно упрощенной и в целом неверной. Объяснять возникновение религиозных верований с этой позиции теперь считается дурным тоном и проявлением невежества.

религиозные верования

Альтернативные взгляды

На смену мифологической школе пришли многие другие, которые цепляются за различные аспекты жизни человека в своих попытках найти ответы. Кто-то исходит из того, что религия явилась следствием развития сельского хозяйства и промыслов. Другие пытаются найти ответ на вопрос о том, как появились религиозные верования первобытных людей, через психологические функции. Одни ищут ответ в мифах, вторые - в древних артефактах, третьи - в человеческой психике и ДНК. Но пока еще нет единой теории, которая могла бы объяснить, что такое религиозное верование. Вот насколько сложным является это явление. Доподлинно известно только то, что религия появилась раньше, чем человечество само себя помнит. Имеются неопровержимые доказательства, что как минимум уже тридцать тысяч лет назад племена, населявшие Европу и Азию, имели достаточно развитые культы.

возникновение религиозных верований

Великая мать

Практически во всех религиях, даже в монотеистических авраамического толка, сохраняются отголоски культа Великой матери. Духовность этой богини считается самой древней в мире, подтверждением чего служат многочисленные вокативные, то есть молитвенные статуэтки, в изобилии находимые в разных местах. Их возраст составляет тысячи лет, в некоторых случаях речь идет о десятках тысяч лет.

Сегодня мы привыкли к тому, что во главе мира, согласно религиозным представлениям большинства вероучений, стоит Бог. Но религиозные верования первобытных людей были сосредоточены на поклонении именно женской божественности, олицетворяющей собой всю природу, которая рождает и вбирает в себя обратно все порожденное. В целом архетип Великой матери достаточно сложен, поскольку он включает в себя и землю, и подземный мир, а также луну. Вероятно, все прочие богини в различных языческих пантеонах явились следствием развития и дифференциации единого образа богини-матери. Очевидно такая высокая роль, которую играла фигура божественной женщины, связана с матриархальным устройством древних племенных общин, ведущих кочевой образ жизни.

древнейшие религиозные верования

Появление патриархальных культов

Древнейшие религиозные верования, как мы уже выяснили, имели матриархальный характер. Постепенно, однако, они стали сходить на нет, уступая место божеству-мужчине. Считается, что это связано с тем, что племена стали переходить на оседлый образ жизни, из-за чего появилась частная собственность, стало развиваться сельское хозяйство, торговля, экономика. Как следствие, возросла роль мужчины – воина, защитника, добытчика. Роль же женщины, напротив, стала отходить на второй план. Так на первое место вышла фигура мужского божества.

Что такое религиозное верование, основанное на поклонении богу? Стоит сказать, что главенство бога отнюдь не упраздняло поклонения богини. Напротив, они стали мыслиться как единая супружеская пара, которая порождает весь мир и людей. Поскольку главенствующую роль в человеческих семьях на тот момент стали играть мужчины, то и бог начал главенствовать над богиней, но не замещать ее. У этой божественной сизигии стали появляться отпрыски, которые становятся богами, заведующими отдельными сферами человеческой жизни и жизни мира в целом. Об этом в том или ином виде повествуют мифологии всех народов.

религиозные верования первобытных людей

Появление монотеизма

В некоторых культурах роль мужчины настолько стала превалировать над женской ролью, что и в их вероучении произошел значительный переворот – богиня полностью утратила свою идентичность, свое лицо. Так появился монотеизм. Что такое религиозное верование, основанное на поклонении единому богу? Это такое вероучение, которое настаивает на том, что существует только один бог, который превосходит все и возвышается над всем. Остальные по сравнению с ним - это не боги, а нечто вроде служебных духов. Поклонения они недостойны. Впрочем, монотеисты чаще всего просто отрицают существование каких-либо божеств, кроме единого творца. Неуравновешенный духовностью богини монотеистический культ выражался в различных неприятных психологических издержках. Поэтому его стали уравновешивать, привнося некоторые женственные элементы, вроде Шхины и Святого Духа в иудаизме – самой удачной попытке создать монотеистический культ. Что касается современного христианства, то такое равновесие достигается благодаря фигуре Девы Марии, которую почитают никак не меньше, а то и больше, чем самого Бога.

Религиозные верования славян

Исконно верования славян были языческими и происходили из общего праиндоевропейского источника. Они включали в себя множество богов и богинь и носили патриархальный характер, то есть были с богом-мужчиной во главе. Затем, правда, с подачи князя Владимира восточнославянские племена стали активно христианизироваться, в результате чего на сегодняшний день традиционной религией России считается восточное православие. Что касается западных славян, то они, будучи язычниками, также в разное время подверглись христианизации. Однако на них большее влияние оказал западный римский католицизм, нежели греческая ортодоксия.

fb.ru

3.6. Первобытные знания и верования

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

3.6. Первобытные знания и верования

  Особенности первобытного мышления  Первобытные люди еще не выделяли себя из окружающей природной среды и были глубоко интегрированы в свое социальное окружение. Их мышление не было отделено от эмоциональной сферы и отличалось большой образностью.  Следствием всего этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства.  Нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущности.  Мифологическая картина мира первобытного человека  Общая характеристика первобытной мифологии  Мифология (греч. mythos - сказание, предание; logos - слово, учение) - это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.  Вопрос о происхождении мифов - один из самых сложных и до сих пор не решенных наукой вопросов. Этнографические и археологические источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по данному вопросу неизбежно носят гипотетический характер.  На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.  Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что:  1. весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира;  2. уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., - затрагивает широчайший, буквально «глобальный» круг коренных вопросов мироздания.  В первобытном обществе миф представлял основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифотворчество и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.  То или иное конкретное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы - носители данной мифологии. Но причины появления мифов следует, по-видимому, искать и в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.  Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.  Для мифа характерна замена причинно-следственных связей прецедентом: происхождение предмета выдается за его сущность. Научному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи - значит рассказать, как она делалась; описать окружающий мир - значит рассказать о его происхождении.  Функции первобытной мифологии:  1. систематизация знаний, превращение хаоса в космос;  2. объяснение реальных явлений в окружающей человека среде;  3. моделирование, создание некой новой, фантастической «высшей реальности», которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз («архетип») жизненных форм;  4. регулирование социальных отношений, санкционирование существующего порядка в том понимании, которое свойственно данной культуре.  Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным, различия между реальным и сверхъестественным не проводится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф - «правда», потому что он - осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.  Мифологические модели мира  Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения, а значит, древней культуры в целом, являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.  Зооморфные модели мира  Современный человек с детства привыкает делить природу на живую и неживую, а зверей считать «братьями меньшими». Наши же далекие предки мыслили прямо противоположным образом. В их понимании ничего мертвого в мире нет и быть не может: все, что окружает человека, - деревья, камни, реки, всевозможные предметы и явления - все полно жизни, наделено волей, разумом, чувствами, одухотворено. В первую очередь, такие представления распространялись на животных, которых люди не просто наделяли человеческими качествами, но ставили выше себя, приписывая им особое могущество и сверхъестественные свойства. Звери занимали важное место в мировоззрении людей, в том числе в их взглядах на вселенную.  Из повседневного опыта человек знал, что ни один из реальных предметов не может держаться «ни на чем», значит, и вселенная должна покоится на некой опоре. Ориентируясь на такие установки, творцы мифов выбирали для этой роли животных, поражающих своими размерами, силой или другими качествами. Это слоны, быки, одна или несколько гигантских рыб (или китов), плавающих в мировых водах; черепахи, лягушки, змеи и т.п.  Значение животных в мифологической картине мира не ограничивается одной лишь вспомогательной ролью опоры мироздания. Нередко сама вселенная мыслится как космически огромный зверь.  Антропоморфная модель мира  В результате долгой и сложной эволюции мифологическая вселенная в образе животного уступает место антропоморфному космосу. Человеческий облик обретают не только боги и духи, но и все мироздание в целом. Вселенная есть не что иное, как космически громадное человеческое тело (древнеиндийские, иранские, древнегреческие, скандинавские, древнерусские, китайские, тибетские и другие мифы).  Представления о соотнесенности человека и вселенной составляют одну из фундаментальных идей мифологического сознания. Возникнув в древности, они знаменуют собой крупный этап в развитии человеческого мировоззрения. Уподобив своему «я» космос, человек совершил переворот в своем отношении к окружающему миру, выработал качественно новый взгляд не только на вселенную и природу, но и на самого себя.  Модель «многоэтажной» вселенной  Суть концепции «многоэтажной» вселенной заключается в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три (часто каждый из них, в свою очередь, подразделяется на особые зоны). Это - небеса, населенные богами; земля - обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.  Такую вселенную образно можно сравнить с многоэтажным зданием или ступенчатым сооружением наподобие пирамиды, поднимаясь или, наоборот, спускаясь по ступеням которого, можно попасть как в небесные чертоги, так и в адскую бездну.  Примечательно, что картина мира, предлагаемая мировыми религиями - христианством, исламом, буддизмом - принципиально ничем не отличается от первобытных религиозных верований. Иначе выглядят лишь те или иные конкретные детали, образы, понятия, наслоившиеся за долгое время. Общая же схема, в соответствие с которой мыслится устройство вселенной, та же, что и в архаичных представлениях.  Древо мировое  Для целой эпохи в истории мировоззрения человечества характерно рассмотрение древа мирового как идеальной модели мира.   Образ древа мирового засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах («древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п). Этот образ зафиксирован в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари, в ритуальных действиях и т.д. Он присутствует в различных традициях в диапазоне от эпохи бронзы до нашего времени.   С помощью древа мирового воедино сводятся общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира. Этот образ играл особую организующую роль, определяя внутреннюю структуру мифологических систем.  Древо мировое помещается в сакральном центре мира и занимает вертикальное положение. Оно является доминантой, определяющей организацию вселенского пространства.  Представления о времени и пространстве  Представления о времени  В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним временам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного («сакрального» и «профанного» времени) свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям.  Мифическое прошлое - это особая эпоха первотворения, эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки и т.д. Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - результат развертывания первоначального прецедента.  Время с его несколькими циклами возвращающихся событий и явлений подтверждало естественность и нормальность существующего уклада жизни. Вот почему любые нарушения в его течении, в цикличности событий и явлений, всегда воспринимались людьми с огромной тревогой.  Время, оторванное от события, становилось в народном сознании ритмичной, все более явственной чередой часов, суток, недель, месяцев, лет. На смену циклическому времени шло видение его линейности. За этим процессом скрывался глубокий перелом в общественной мысли, которая отходила от древнего видения действительности как неизменной данности, замкнутой в циклы повторяющихся событий, и осознавала ее изменчивость, текучесть.  Представления о пространстве  Первобытное сознание больше интересовалось пространственной, чем временной протяженностью окружающей действительности. В пространственных представлениях находили выражение идеи общества о его месте в мире, о его внешних взаимоотношениях с окружающей средой. Процесс осмысления пространства включал в себя как реальное познание окружающего мира, так и фантастические, субъективные образы и идеи.  Каждая племенная группа ставила себя в центр мироздания.  По ее мнению, земля представляет собой круглый диск: ведь ее край должен быть равноудален от центра. По той же причине небо виделось громадным полушарием, смыкающимся с землей. Мифическое пространство находилось далеко и высоко, а реальное - в непосредственной близости к человеку.  Культурно освоенная часть пространства противопоставлялась остающейся в «диком» состоянии земле. Мифический космос - это мир без культуры. Важнейшие элементы культуры возникли в эпическое время, когда человечество уже было изгнано богом из мифического пространства и благодаря герою-прародителю племенная группа окультурила окружающее пространство. В повседневной жизни два типа пространства противостояли друг другу, как деревня - окрестному лесу, жизнь - смерти. Мифический мир непроницаем для человека, который был изгнан оттуда богом.  В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевернутое отражение реальной действительности.  Формы первобытных верований  С древних пор существования человека его знаниям сопутствует вера. Наряду с накапливавшимися знаниями у человека оставалась обширнейшая область незнания. Он стремился заполнить этот пробел, найти объяснение тем явлениям, которые остаются за пределами его положительного опыта, создать и здесь какие-либо представления, понятия. Подобные представления о своей собственной и окружающей природе и составили область религии, характерной чертой которой является вера в реальность сверхъестественного.  Многие современные исследователи датируют зарождение религии наиболее поздним периодом раннего палеолита, т.е. не позднее 33го тысячелетия до н. э. Главным источником существования людей того времени была охота - занятие тяжелое, опасное, полное всяческих злоключений и отнюдь не гарантирующее регулярное получение пищи. С целью добиться успеха в этой жизненно важной деятельности человек прибегал к помощи одной из наиболее ранних форм религии - магии.  Магия  Магия (колдовство, волховство, чародейство, ведовство) - совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека сверх- естественным путем воздействовать на мир (природу, животных, людей, духов).  Магические обряды преследовали разнообразные цели (производственная, любовная, военная, вредоносная магия).  В поисках эффективных магических средств человек идет путем своеобразной аналогии. Перед началом охоты люди устраивали своего рода представления, рисовали на земле, на стене или потолке пещеры зверя и исполняли вокруг него ритуальный танец, имитируя различные охотничьи приемы, а под конец пронзали рисунок копьями. Считалось, что таким образом можно привлечь, заманить зверя в удобное для охоты место, обеспечить удачу и обезопасить себя в предстоящем походе.  Потребность оградить себя от враждебных действий, в свою очередь, привела к появлению различных охранительных, оберегающих магических обрядов. Полагали, что магия может действовать как физически, непосредственно, так и нефизически, на расстоянии. Более результативным представляли воздействие на объект, так или иначе соприкасавшийся с врагом, - на его одежду, волосы, ногти. Поэтому ногти и волосы никогда не выбрасывали, а либо сохраняли, делая пояса, браслеты и т.д., либо тщательно прятали, закапывали.  В связи с этим развилась целая система запрещений - табу (от полинезийского слова «нельзя»). Например, мужчина-охотник не должен был есть колено дичи, чтобы не стать слабым в коленях; индейцы, находясь на тропе войны, всегда обязаны были спать лицом к своей стране; запрещалось перешагивать через товарища, лежащего на земле, и через оружие - томагавк, копье.  Убеждение в магической связи вещей и явлений приводило к возникновению примет - хороших и дурных, многие из которых дожили и до настоящего времени.  Тотемизм  Другой ранней формой религиозных верований является тотемизм. На языке североамериканских индейцев слово «ототем» буквально означает «его род».  Тотемизм - это вера в сверхъестественную кровнородственную связь между людьми данного рода и тотемом (каким-либо животным, растением, реже - неодушевленным предметом или явлением природы).  У коренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 «предков». Около 50 из них можно было отнести к предметам или явлениям природы, большинство же составляли животные и растения. Люди называли себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее - творцами и хранителями общественной морали.  Из представлений о том, что род происходит от определенного тотема, вытекает другое представление - о родстве всех живых членов рода со всеми существующими представителями данного тотема. Если австралийский абориген принадлежал, положим, к тотему кенгуру, то он так и говорил о кенгуру: «Это - мой брат». Когда же колонисты убивали тотемное животное, люди данного рода говорили: «Зачем вы убили этого человека? Это наш брат».  Тотемизм соединял в единое целое, систематизировал и своеобразно объяснял многие сложные явления в природе и обществе. С тотемом был связан ряд табу: его нельзя было убивать, употреблять в пищу, если это не обусловлено определенными обрядовыми церемониями; нельзя наносить ему вред.  Анимизм  В более поздние времена возник анимизм (лат. anima - душа) - вера в душу и духов. На смену первоначальным представлениям об оживленности и одухотворенности человека и всей природы приходит представление о раздельности души и тела и возможности самостоятельного существования души. Первоначально душа мыслится физически, указывается ее местонахождения в теле (кровь, дыхание, тень).  Душа считается воплощением жизни: ушла душа, прекратилась и жизнь. Сон - это временное оставление душой тела. Предполагалось, что во время сна душа может улетать очень далеко, поэтому у некоторых племен запрещалось будить спящего или переносить его на другое место - ведь душа, вернувшись, может и не найти тело.  Позднее развивается идея «загробной жизни», согласно которой люди не умирают, а лишь перемещаются в другой мир и оттуда наблюдают за действиями живых, направляют их, а иногда, чтобы активно участвовать в жизни живых, переселяются в тотем.  Культ предков и культ природы  В развитом родовом строе складывается культ умерших членов рода, которые сыграли известную общественную роль, родовых глав, воинов - культ предков.  Первобытные люди наделяли душой не только человека, но и весь окружающий мир: животных, растения, стихии, различные предметы. С развитием отвлеченного мышления представления о душе и духах приобрели более обобщенный характер. Развивается новая форма религии - культ природы. Культ природы - это поклонение отдельным ее элементам и силам, которые человек считает наиболее влиятельными или наиболее к себе расположенными.  Особое место в культе природы занимают те ее элементы и силы, которые имеют наибольшее производственное значение. Преимущественное распространение и развитие получили культы земли, солнца, огня, деревьев, отдельных животных.  По отношению к человеку духи могли быть добрыми и злыми, благожелательными и неблагожелательными. Как и люди, они нуждались в еде и питье, и чтобы заслужить их расположение, им приносились умилостивительные и благодарственные жертвы (продукты охоты и рыболовства, скотоводства и земледелия; огонь; воскурение благовонных трав, человеческие жертвоприношения).  Фетишизм  Стремясь приблизить духов к себе, человек ищет их материальное вместилище. Так возникли фетиши и широко распространенная форма культа - фетишизм.  Фетиш (амулет, талисман) - неодушевленный предмет, который якобы наделен сверхъестественной магической силой и является объектом религиозного поклонения.  Фетишизм - это поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов, покровительствующих человеку, приносящих счастье, успех, оберегающих от болезней, опасностей и т. д.  Амулетам приписывались всевозможные сверхъестественные свойства: зубы хищника якобы могут наделить человека силой, а перья орла - зоркостью и т.п. Отправляясь на охоту, африканцы, чтобы обезопасить себя от нападения львов и леопардов, носили на шее зубы и когти этих животных.  Первоначально каждый первобытный человек сам производил колдовские действия. Однако как только он начал осознавать ограниченность своих личных магических возможностей и наличие особых, не подчиняющихся ему сил, - параллельно с поисками новых магических путей и средств выделяются особые лица (шаманы, колдуны, маги, ведуны), якобы «знающие» эти средства и находящиеся в той или иной связи, близости с соответствующими невидимыми силами.  Язык, счет и позитивные знания первобытного человека  Язык и счет  Язык человека, как и его мышление, возникает и развивается в непосредственной связи с его трудовой деятельностью, по мере накопления наблюдений и опыта в процессе труда.  Характерной особенностью примитивных языков является их конкретность, мышление скудно общими понятиями. Словарный запас племени определяется его производительной деятельностью. Так, в языке эскимосов существует около двадцати разных слов для обозначения льда в различных состояниях его образования и таяния.  У самых отсталых племен, которым нечего и незачем считать, счет и число находятся в самом зачаточном состоянии (счет до трех или пяти, а выше этого - «много» и «очень много»). Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соломы, камешки, снизки раковин, шнурки с узелками и др., затем возникает пятеричная система счисления, надежной основой которой оказались пальцы руки.  Позитивные знания  Знания первобытного человека были ограничены целым рядом факторов (уровнем развития производительных сил, характером трудовой деятельности, опыта, выражают потребности человека), однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Трудно исчерпать перечень тех знаний, которые были накоплены первобытными людьми во всех отраслях их деятельности. Изготовление орудий и оружия, собирательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, - все это развивалось на основе громадного накопления знаний.  Условия жизни первобытного человека предопределяют его основательное знание географии своей кормовой области. У него развита способность быстро и верно набросать «маршрутную карту» (на песке, коре, коже).  Превосходны знания флоры и фауны, которые возвышаются до подлинного искусства чтения самых сокровенных страниц природы: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Туркменские «изчи» («из» - след), зная след отца или матери, всегда определят по детским следам, чьи дети прошли.  Первобытный человек накопил немало знаний в области минералогии (породы камней и их месторождения), физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов), химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), в том числе токсикологии (обработка ядами наконечников стрел) и т.д.   Основательны знания анатомии (преимущественно костяка), а вот знания физиологии скудны и зачастую облечены в полуфантастическую форму.   Широкое развитие получила примитивная медицина (палеомедицина) - лечение ран, вывихов, удаление зубов. Из нее происходит народная медицина и здесь, в конце концов, лежат корни современной фармакологии и терапии. Первобытная диагностика наивна, но различает разные болезни, пользует определенные средства от определенного недуга. Открыты лечебные свойства различных растений, веществ минерального и органического происхождения. Применяются обезболивающие, рвотные, слабительные, контрацептивные средства. Известны массаж, гидротерапия и диеты. Существуют малая и большая хирургия (умело останавливается кровотечение, искусно удаляются из тела инородные предметы, залечиваются переломы, производятся ампутации и трепанация черепа).

textb.net

ВЕРОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА : Из истории человеческого общества. Том 8 (Детская энциклопедия

На протяжении сотен тысячелетий перво­бытный человек не знал религии. Зачатки ре­лигиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла воз­никнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы, с которыми он сталкивался в повседневной жиз­ни. Наблюдая смену дня, ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явле­ния. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяли в сознание наших дале­ких предков тревогу и ужас. Постепенно у лю­дей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных, первобытных представлений людей о своей соб­ственной и об окружающей их внешней при­роде»,— писал Энгельс.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм — представление, что все чле­ны одного рода происходят от определенного животного — тотема. Иногда тотемом счита­лось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. По их представлению, тотемное живот­ное, если оно этого захочет, может превра­титься в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Живот­ное, которое считалось тотемом, было священ­но — его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать и есть, но голову, сердце и печень употреблять в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину

Зубр, пронзенный наконечниками копий. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях.

на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, поклонялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и до настоя­щего времени в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жи­тели Австралии в пору ее открытия европей­цами также верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к то­тему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки, назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия, или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздей­ствовать на природу различными «чудодейст­венными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура мед­ведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы от дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать живот­ное. Они верили, что заколдованное животное само позволит убить себя. Такие же магиче­ские обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких дней они испол­няли магические пляски «танец бизона».

Участники танца, держа в руках оружие, наде­вали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту. Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда дру­гие пускали в его сторону стрелы или бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизо­на, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

«Пусть живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение или как пронзен этот его череп» — такова сущность первобытной магии.

Постепенно развивалась новая форма рели­гии — культ природы. Суеверный страх человека перед грозной природой вызы­вал желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от ла­тинского слова «анимус» — дух).

Разрисованные гальки, найденные в пещере Мае д'Азиль на территории Франции.

Сон, обмо­рок, смерть первобытные люди объясняли ухо­дом духа (души) из тела. С анимизмом свя­заны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойни­ком в могилу клали его личные вещи — укра­шения, оружие и запасы пищи. По представле­нию первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев. Они обнаружили боль­шое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были несложны, но разно­образны. Это комбинации из точек, овалов, чер­точек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского пле­мени арунта, стоявшего на весьма низкой сту­пени развития. Арунта имели склады раскра­шенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека его душа переселяется в чурингу. Каждый арунта имел свою чурингу, вместили­ще души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых и умерших хранились в пещерах с замурованным входом, известных только старикам, которые с особым вниманием относились к чурингам. Время от времени они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевле­нием всей природы. Постепенно развились ре­лигиозные представления о духах земли, солн­ца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и вос­кресающих богах (см. стр. 114).

С разложением первобытной общины, воз­никновением классов и рабовладельческих го­сударств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи ца­рей с богами. В господствующей верхушке об­щества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали ре­лигию в интересах эксплуататоров.

www.ahmerov.com


Смотрите также