Учительская Копилка. Тест первобытное общество 10 класс
Тест по истории Историческое познание сегодня 10 класс
Тест по всеобщей истории Историческое познание сегодня, Первобытность, Древний Восток с ответами для учащихся 10 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 13 заданий.
1 вариант
1. Историография изучает
1) даты исторических событий и явлений2) развитие письменности, помогает определить авторство документа3) историю денежного обращения, монетной чеканки4) концепции, взгляды учёных, закономерности становления самой исторической науки
2. Человек современного вида появился
1) 2—1,5 млрд лет назад2) 4—3 млн лет назад3) 100—40 тыс. лет назад4) 6—5 тыс. лет назад
3. Признаки неолитической революции
1) возделывание злаков и разведение животных2) отсутствие частной собственности3) преимущественно кочевой образ жизни4) существование соседской общины5) возникновение племенных богов6) преобладание собирательства
4. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
1) возникли первые цивилизации2) началась неолитическая революция3) появился человек современного вида4) зародилась религия
5. Установите соответствие между народами и их достижениями.
Народы
А) ШумерыБ) КитайцыВ) ФиникийцыГ) Египтяне
Достижения народов
1) Создание шестидесятеричного счёта2) Создание алфавита3) Строительство гигантских усыпальниц-пирамид4) Изготовление шёлка
6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
1) буддизма2) даосизма3) ведизма4) конфуцианства
7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
1) аккадцы2) шумеры3) ассирийцы4) хетты
8. На Древнем Востоке
1) возникла письменность2) произошёл переход к кочевому скотоводству3) появилось классическое рабство4) зародилась монотеистическая религия5) зародилась демократия
9. Древневосточный правитель
1) имел неограниченную власть над подданными2) выбирался высшей знатью3) имел лишь религиозные функции4) не имел никакой собственности
10. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
1) цивилизационных теорий2) исторической антропологии3) теорий модернизации4) сравнительного изучения истории
11. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему — это
1) тотемизм2) анимизм3) фетишизм4) магия
12. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии
1) иудаизма2) буддизма3) зороастризма4) ведизма
13. Дайте определение понятию
1) история2) древневосточная деспотия
2 вариант
1. Палеография изучает
1) авторство, время и место создания письменного источника2) историю денежного обращения3) даты исторических событий и явлений4) значение гербов
2. Эволюционная теория происхождения человека создана
1) А. Тойнби2) Ч. Дарвином3) М. Блоком4) Ф. Энгельсом
3. Признаки неолитической революции
1) существование родовой общины2) второе разделение труда — выделение ремесла3) преимущественно кочевой образ жизни4) появление пахотного земледелия5) переход к монотеизму6) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
4. Переход человечества от первобытности к цивилизации произошёл
1) 40 тыс. лет назад2) в IX тыс. до н. э.3) во II тыс. до н. э.4) на рубеже IV—III тыс. до н. э.
5. Установите соответствие между народами и их достижениями.
Народы
А) ШумерыБ) ЕгиптянеВ) ИндийцыГ) Китайцы
Достижения народов
1) Возникновение буддизма2) Создание клинописи3) Изготовление шёлка4) Строительство гигантских пирамид
6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии
1) зороастризма2) иудаизма3) буддизма4) ведизма
7. Небо считалось высшим божеством, правитель — Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идёт о
1) Персии2) Египте3) Индии4) Китае
8. В эпоху первобытности
1) появилась письменность2) были созданы первые государства3) зародилась религия4) появились научные знания5) произошёл переход к земледелию и скотоводству
9. Для древневосточной деспотии характерно
1) участие народа в управлении государством2) всеохватывающее господство государства над подданными3) отсутствие налоговой системы4) отсутствие письменных законов
10. Высказывание «В истории существовали и существуют определённые типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для
1) цивилизационных теорий2) исторической антропологии3) теорий модернизации4) сравнительного изучения истории
11. Вера в одушевлённость окружающего мира, в существование духов природы и людей — это
1) тотемизм2) анимизм3) фетишизм4) магия
12. Особенность финикийской цивилизации
1) создание крупнейшей империи Древнего Востока2) значительное отставание в политическом развитии от других государств3) создание первой монотеистической религии4) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли
13. Дайте определение понятию
1) исторический источник2) неолитическая революция
6. Какая форма государства характерна для древних цивилизации Востока?
а) военная диктатура в) деспотия
б) монархия г) республика
7. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил
классическое воплощение?
а) в Китае в) в Вавилоне
б) в Индии г) в Египте
8. Большинство древневосточных цивилизаций было:
а) речными б) морскими
Ответы:
В,г,б,а
В
Б
А
А
В
Б
А
uchkopilka.ru
Практикум по теме «Человек и община в первобытном мире» (10 класс)
Практикум по теме «Человек и община в первобытном мире» (10 класс) - страница №1/1
Приложение № 4.
Практикум по теме «Человек и община в первобытном мире» (10 класс). Цель работы: понять сущность социальных отношений в первобытном обществе, определить положение человеческой личности в первобытной родовой общине, причины и последствия такого положения, научиться анализировать этнографические данные как исторический источник, работать с научным историческим текстом, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. Миклухо-Маклай Н.Н. На берегу Маклая. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече. Я осматривал содержимое одной из сумок, носимых мужчинами на перевязи через левое плечо и болтающихся у них под мышкой. Я нашёл в ней много интересного. Кроме двух больших ножей, тут были кости, отточенные на одном конце, был также удлинённый кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменяющий ложку. Видел сегодня большой каменный топор, шириной он был около 12 см и замечательно хорошо отшлифован.
Женщины на острове Били-Били очень деятельны: на них лежит приготовление горшков, которые развозятся и вымениваются их отцами или мужьями в береговых деревнях. Я проследил весь процесс, начиная от смешивания глины с мелким песком до обжигания готовых горшков.
Отправляясь в гости, туземцы всегда берут с собою подарки и вещи для обмена, пользуясь при этом тем, в чём они сами имеют избыток. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. Когда осень настанет, женщины водятся с крапивою, ходят по тундрам и вынимают из мышьих нор лилейные коренья. Весною женский пол весь по тундрам ходит, и вечером с превеликими ношами домой возвращаются, однако тех нош не станет им на сутки.
Летнее время мужчины трудятся в ловле рыбы, в сушении её, в перевозке от моря на свои жилища, в припасе собакам корму, костей и кислой рыбы, а женщины между тем чистят изловленную рыбу, пластают, а иногда и в ловле мужьям способствуют.
Головатенко А.Ю. Первобытное равенство: мифы и версии. Видимо, в первобытные времена действительно не было частной собственности. Но неразвитость отношений собственности в каком-либо обществе не даёт никаких оснований для утверждения, будто в этом обществе существует полное социальное равенство.
Совершенно очевидно, что в первобытную эпоху не могло быть представлений о равенстве и неравенстве: для их возникновения люди должны были ощутить свою выделенность из коллектива, понять или почувствовать, что этот коллектив состоит из разных людей, научиться сопоставлять их позиции в обществе.
Нет оснований сомневаться, что в отдалённые времена чрезвычайно велико было значение сотрудничества членов коллектива в добывании пищи, в обеспечении безопасности и выживания рода. Но сотрудничество, вне которого вообще немыслимо никакое общество, отнюдь не исключает соперничества людей и не свидетельствует об их равенстве.
Очевидно, что ребёнок и взрослый, женщина и мужчина, выносливый, сильный воин и немощный старик неодинаково ощущали себя в коллективе и в разной степени влияли на его жизнь. Вполне вероятно, что им доставалась и неодинаковая доля совместно добытого на охоте или собранного усилиями всей группы. Мы можем с достаточными основаниями предположить, что в первобытном коллективе существовало гендерное неравенство.
Первобытные люди, насколько мы можем судить, не мыслили своего существования вне рода. Человек сознавал себя не личностью, а частицей коллектива. Появление личностного самоощущения – это, конечно же, не мгновенный скачок из первобытного коллективизма в индивидуализм, это процесс. Постепенно осознающая себя личность находила такие формы общественной жизни, которые соответствовали новому самоощущению людей. Происходило обособление семьи, выделение её из рода. Глава семьи становился собственником.
Люди, освободившиеся от подчинения коллективной воле рода, на каждом шагу сталкивались с необходимостью выбирать, принимать решения. Собственное благополучие человека, благополучие его семьи всё больше зависело от личных усилий. Человек познал бремя ответственности, с которым всегда сопряжена свобода.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Какие из приведённых текстов можно считать историко-этнографическими источниками, а какие – научными исследованиями? Почему вы так думаете?
Выберите из списка характерные черты родовой общины:
а) все трудятся сообща
б) всё имущество общее
в) добыча делится поровну между членами общины
г) каждая семья имеет своё имущество и свободно им распоряжается
д) наличие богатства и бедности
е) власть основана на богатстве
ж) власть основана на авторитете и жизненном опыте
з) люди происходят от общего предка
Какое из приведённых ниже утверждений представляется вам верным:
а) в первобытной родовой общине существовало полное равенство
б) в первобытной родовой общине существовало имущественное неравенство
в) в первобытной родовой общине существовало гендерное неравенство
г) в первобытной родовой общине существовало социальное неравенство
Обязательно объясните свой ответ. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫБОРУ.
Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым ? Почему вы так думаете?
Докажите или опровергните утверждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого. Дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».
Как связаны между собой собственность и ответственность? Может ли человек, не обладающий собственностью, ощущать свою ответственность? Почему вы так думаете?
Влияет ли на отношения собственности самосознание человека – индивидуалистическое или коллективистское? Влияет ли на личность человека наличие или отсутствие у него собственности? Почему вы так думаете?