Археологическая периодизация первобытной истории. Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Археологическая периодизация и хронология. Археологическая периодизация первобытной истории


Археологическая периодизация и хронология

Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основой для археологической периодизации выступает техника (из чего сделаны орудия труда, то есть технические орудия). В зависимости от преобладающего материала эпохи делят на каменную, [+энеолит], бронзовую и железную.  Каменный век Палеолит (3 млн. – 14 тыс.)  Ранний: дошель(3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.) Средний: мустье (150-35 тыс.) Поздний: ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.) Мезолит (14-8 тыс.) Неолит: северный (8-3 тыс. южный), (8-6 тыс. до н.э.) Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.) Бронзовый век: (3-2 тыс. до н.э.) Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 - 16 в. н.э.) Хронология – определение времени поселения, могильника, сооружения или вещи (может быть относительной и абсолютной, их совокупность составляет хронологическую систему). Абсолютная датировка комплекса возможна, если есть вещи, имеющие твердо установленные даты. Трудно датировать комплексы каменного века (привлекаются данные геологии, палеонтологии, палеоботаники). Методы датировки памятников: радиокарбоновый, калий-аргоновый, археомагнитный, по содержанию фтора, по кольцам на деревьях и т.д. При датировке важно учитывать, к какому типу относится комплекс – открытому или закрытому.

Археологическая периодизация истории человечества

Периодизация - это выделение периодов исторического процесса и установление их последовательности. Существуют историческая и археологическая периодизации истории человечества.

Так, в истории выделяются первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т.д. формации. В основе формационного подхода периодизации истории лежит эволюционная концепция развития человечества, впервые обоснованная американским этнографом Л. Морганом в работе "Древнее общество". Позже она была широко использована Ф. Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Такая концепция периодизации, разработанная на примере европейской истории, как конструкция исторического развития схематична, и при всей убедительности не может объяснить ход исторического развития в полной мере. К тому же формационный подход объясняет историю человечества только как социально-экономический или социально-политический процесс и не в состоянии раскрыть все многообразие проявлений развития человечества. Наряду с ним существует и применяется, в основном зарубежными историками, другой подход - цивилизационный, казалось бы, учитывающий все различия исторического развития самых разных регионов земли, но и он имеет недостатки.

В археологии исходя из специфики источников и методов изучения исторического прошлого разработана и применяется своя, археологическая периодизация. Она основывается на тех материалах, из которых были сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху орудия труда, на технике их изготовления. Эта периодизация раскрывает прежде всего особенности материального производства, системы взаимоотношений человека с геосредой, изобретения человечества, т.е. отражает фундаментальные основы истории человечества. Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. В свою очередь каждая из них подразделяется на отдельные периоды и культуры.

Любая археологическая эпоха - это длительный отрезок исторического развития. Например, почти за 3 млн лет существования эпохи камня непрерывно совершенствовались орудия труда, приемы их изготовления, изменялся сам человек, накапливался его опыт. Поэтому эпоха камня делится на несколько периодов: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Между эпохами камня и бронзы выделяют переходный период, отмеченный применением медных орудий труда при сохранении значительной роли каменных, - так называемый энеолит (меднокаменный век).

С освоением способа получения бронзы (сплава меди с оловом или другими компонентами) началась эпоха бронзы: в южных районах - с 3-го тысячелетия до н.э., а на более северных, лесных территориях - несколько позже, примерно во 2-м тысячелетии до н.э. Распространение железа примерно с VII в. до н.э. знаменовало вступление человечества в эпоху железа, которая длится до сих пор.

Таким образом, в археологической периодизации отражены основные особенности исторического развития человечества. Однако она не дает прямого представления о том, как развивалось человеческое общество, общественные отношения.

Основы современной археологической периодизации были разработаны в конце XIX - начале XX в. Развитие периодизации имеет свою историю, связанную с развитием науки, и является ее результатом.

Еще в глубокой древности появились первые гениальные догадки о жизни людей в прошлом. В I в. до н.э. римский поэт-материалист Лукреций Кар в своей поэме "О природе вещей" высказал мысль о том, что человечество развивалось постепенно, пройдя каменный, бронзовый и железный века. Сам термин "археология" был известен еще раньше. Древнегреческий философ Платон впервые употребил его в IV в. до н.э., что, однако, не означает, что археология как наука сложилась так давно и всегда имела историческую направленность. Напротив, она принадлежит к числу молодых наук.

В понятие "археология" в разные эпохи вкладывался различный смысл. Если Платон под археологией понимал вообще все, что касается древности, то в эпоху Возрождения археология иллюстрировала историю античного (греческого и римского) искусства, фактически она была частью музейно-антикварного дела.

Положение изменилось в XIX в. В первой его половине датский археолог X. Томсен, опираясь на обширный материал, собранный в результате проведения раскопок, применив метод сравнительного анализа, научно обосновал мысль о делении истории человечества на три эпохи и доказал, что вся дописьменная история делится на каменный, бронзовый и железный периоды. Французский археолог Буше де Перт, изучив памятники каменного века во Франции, доказал хронологическое тождество древнейших орудий вымершим животным. В середине века английский исследователь Дж. Леббок выделил неолит - новый, или поздний, каменный век, затем было обосновано существование мезолита между палеолитом и неолитом. Так были заложены основы археологической периодизации истории человечества.

В результате открытия и изучения палеолитических памятников во Франции были обоснованы этапы (культуры) палеолита - шель, ашель, мустье, ореньяк, солютре, мадлен, названные по местам раскопок; возникло представление о раннем, среднем и позднем палеолите. В начале XX в. А. Брейль дополнил классификацию палеолитических культур еще одним периодом, назвав его ориньяк.

В 70-е годы в России началось изучение памятников палеолита, эпохи бронзы, античных поселений, славянских, скифских курганов и других памятников. В начале XX в. В. А. Городцовым были выделены древнеямная, катакомбная и срубная культуры в Европейской России, а С. А. Теплоуховым - археологические культуры в Южной Сибири.

Заложенные X. Томсеном основы археологической периодизации оформились в начале XX в. в систему периодизации исторического развития человечества, основанную на археологических данных.

С накоплением знаний по археологии развивается, уточняется, обогащается археологическая периодизация. Неизменным остается только деление истории человечества на три века: каменный, бронзовый и железный.

Задачей археологии является не только установление фактов, процессов и явлений, но и определение их временных рамок, т.е. хронология. Хронология в археологии выступает в качестве основной канвы, отражающей ход исторического процесса. Археологи пользуются относительной и абсолютной хронологией. С помощью относительной хронологии устанавливается расположение материалов и явлений относительно друг друга, обнаруживается последовательность или одновременность явлений во времени (какая из культур на данной территории была древнее, какое сооружение старше, а какое моложе). Вместе с тем археологов интересует и абсолютная хронология - установление конкретных дат применительно к нашему летоисчислению.

Таблица 1

Основы археологической периодизации

Эпоха

Период

Время

Каменный век

Палеолит

Ранний

(нижний)

Олдувай

Начался около 3 млн лет назад

Ашель

Начался 1,2 млн лет назад

Средний

Мустье

250-40 (35) тыс. лет назад

Поздний

(верхний)

Культуры по природным макрорегионам

40 (35) - 12 (10) тыс. лет назад

Мезолит

Азиль Тарденуа

10-е - 7-е тыс. до н.э.

Неолит

1. Культуры присваивающего хозяйства

2. Культуры производящего хозяйства

6-е - 4-е тыс. до н.э.

Палеометаллическая эпоха

Энеолит

Оседлых земледельцев

5-е - 4-е тысячелетие до н.э.

Скотоводов

Евразии

3-е - начало 2-го тысячелетия до н.э.

Бронзовый век

Развитая бронза

середина 2-го - конец 2-го тысячелетия до н.э.

Поздняя бронза

IX-XI вв. до н.э.

Ранний

железный

век

Первый период (скифский)

VII-111 вв. до н.э.

Второй период (гунносарматский)

II в. до н.э. - V в. н.э.

Археология средневековых обществ

VI-XV вв. н.э.

Хронология и периодизация - это та необходимая методико-методологическая процедура исследования, с помощью которой археология из бессистемного набора фактов и предметов, часто весьма интересных, показательных и увлекательных, становится стройной наукой, приобретает системность.

Хронология археологических предметов, комплексов, отдельных памятников и культур определяется как разработанными в археологии, так и естественными методами. Один из них - метод сравнительного анализа, или типологический, применяется, когда археологи имеют дело с большой группой предметов, с комплексом или даже несколькими вещественными комплексами, когда на основании культурных слоев устанавливается относительная хронология отдельных памятников и целых вещественных комплексов. Если археологический комплекс включает предметы, имеющие "твердые" даты, например монеты, надписи, то возможно установить и абсолютную датировку.

Существуют и другие приемы датировки. Так, для определения поселений каменного века часто используются геологические, палеонтологические и палеоботанические данные. Располагая останками вымерших животных или пыльцой древних растений из проб грунта, взятых на различной глубине, и зная геологический период, когда такие животные или растения существовали на земле, можно определить хронологию памятника или группы памятников. В некоторых случаях период существования поселений, расположенных на озерах, определяют по сезонным отложениям торфа и лёсса. Для поздних памятников, содержащих хорошо сохранившиеся образцы дерева, хронология может быть установлена по годичным кольцам древесины (дендрохронология). У деревьев, растущих в одной климатической зоне, толщина годичных колец совпадает. Для сравнения надо иметь спилы с датированных долголетних пород деревьев, позволяющих составить шкалу годичных колебаний роста древесины, например ясеня, дуба, американской секвойи.

Широко применяется разработанный естественными науками метод радиокарбонного датирования. Он основан на том, что в растениях и костях животных накапливается углерод с атомным весом 14 (С14). Чтобы определить дату, надо знать степень распада углерода в органическом веществе. Чем чище углеродсодержащий предмет, тем меньше ошибка в его датировке. Обычно анализ проводится в разных лабораториях, и так устанавливаются "нижние" и "верхние" временные пределы даты памятника. В настоящее время этот метод позволил датировать множество различных памятников. Для определения времени создания памятников более ранних периодов эффективно применяется калий-аргоновый метод датирования.

Археологические комплексы, содержащие керамику, древние металлургические горны и глинобитные печи, можно датировать палеомагнитным методом. Глина обладает интересным свойством: при остывании (от 800 до 200°С) она сохраняет отпечаток напряженности и направление магнитного поля земли соответствующего времени. Магнитный полюс Земли непостоянен, он периодически меняется. Определив направление намагниченности образца и зная изменения магнитного поля Земли, можно датировать предмет.

В некоторых случаях находит применение химический метод датировки ископаемых костей по определению содержания в них фтора. Пролежавшие в земле кости впитывают содержащийся в подземных водах фтор. Процентное определение содержания фтора в костях и в почве дает возможность установить относительную хронологию ископаемых костных остатков. Этот метод эффективен, если сравниваемым костям не менее 10 тыс. лет.

Есть и другой метод определения возраста ископаемых костей - по скорости распространения в них ультразвука. Он основан на том, что скорость распространения звука костях со временем уменьшается.

Описываемые методы, однако, не являются универсальными. Многие из них носят экспериментальный характер. Так, дендрохронологию можно применять только при наличии хорошо сохранившихся спилов дерева; геомагнитным методом можно пользоваться, если известно расположение предмета в момент его обжига. Поэтому в целях датировки используются различные методы. Данные сравнительно-типологического анализа дополняются и проверяются другими, наиболее подходящими в каждом конкретном случае.

С периодизацией и хронологией в археологии тесно связано понятие "археологическая культура". Археологические культуры определяются археологами в результате исследования археологических памятников и накопления материалов, источников, позволяющих установить общность археологических памятников и предметов, относящихся к определенному времени и распространенных на конкретной территории. Таким образом, археологическая культура - понятие, которое не соответствует культуре в общеупотребительном современном значении этого слова. Археологические культуры обычно имеют условные названия по названиям местностей или археологических памятников, наиболее характерным особенностям, например "срубная", "катакомбная" культуры выделены по характерному устройству погребального сооружения.

Надо отметить, что понятие "археологическая культура" неодинаково для разных эпох. Так, для древнекаменного века археологическая культура - это прежде всего способ обработки камня и орудия труда, а для палеометаллической эпохи или раннего железного века - целый комплекс признаков, включая поселения, погребальные сооружения, обряд погребения, инвентарь. Археологическая культура средневековья может быть связана с определенным этносом.

В России археологические культуры стали выделяться в начале XX в. русскими археологами В. А. Городцовым и С. А. Теплоуховым, которыми были обоснованы археологические культуры палеометаллической эпохи в европейской части России (В. А. Городцов) и в Южной Сибири (С. А. Теплоухов).

studfiles.net

Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.

Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.

 

Первобытнообщинный строй - самый длительный (< 1 млн) этап истории чел-ва.

 

Сушествует несколько периодизаций перв. ист.: СПЕЦИАЛЬНЫЕ и ОБЩАЯ.

 

Археологическая периодизация.

Самая важная их специальных.Основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Века: Каменный, бронзовый, железный.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Нижний палеолит, средний палеолит, верхний палеолит, неолит.

!НЕДОСТАТОК: она не универсальна. (напр. Старый свет, Новый свет)

 

Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем.

Археологическая периодизация лишилась общего признания.

Геологическая периодизация:

 

Время существования человека охватывает несколько геологических периодов.

Последние 65 млн лет истории Земли именуются кайнозойской эрой. Кайнозойская эра делится на Палеоген и Неоген, каждый из них, в свою очередь, делится еще на 3 периода:

 

Палеоген:

-палеоцен (65 млн лет)

-эоцен (54 млн лет)

-олигоцен (23 млн лет)

 

Неоген делится на:

-миоцен (5,5 млн лет)

-плейстоцен (1,7 млн лет)

-голоцен (0,01 млн лет)

Периодизация плейстоцена особенно важна для археологов, т.к. большая часть культурной эволюции приходится именно на эту эпоху.

Историческая периодизация.

Общая (историческая) периодизация древнейшего прошлого человечества-незаменима!

 

Ее разработка ведется уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным.

Л.Г. Морган (американский этнолог) - первая серьезная попытка в этом

направлении.

Используя деление эпохи на:

1)дикость

2)варварство

3)цивилизацию

Он выделил из каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступень.

 

Низшая начинается с появления человека

 

Средняя с возникновения рыболовства и применения огня,

 

Высшая с изобретением лука и стрел.

 

Энгельс начал пересмотр этой периодизации: он обобщил ее, определив

-эпоху дикости как время присваивающего,

-а эпоху варварства как время производящего хозяйства.

НО! Применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам.

Дальнейшее изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной общины.

1)В раннепервобытной общине, (ведущей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт), господствовали уравнительное распределение и общая собственность, каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимого от того участвовал ли он в его производстве.

2)В позднепервобытной общине, (перешедший к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получавший относительно регулярно избыточный продукт, наряду с уравнительным) получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины и наряду с общинной развивалась частная собственность.

 

Тут типологический ряд такой - праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская (протокрестьянская) общины.

 

Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйств.

Проблема периодизации ПИ: несостыковка наук, изучавших первобытное общество.

 

Если можно было систематизировать знания археологическим методом , он не состыковывался с палеоантропологической периодизацией, в общем везде были недостатки и никакая периодизация не могла полностью дать картину разделения первобытного общества на периоды.

 

№4 Основные этапы антропогенеза.

 

Антропогенез- происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

 

Пусковые механизмы Антропогенеза:

1) Переход части высших обезьян (гоминидов) от преимущественно древесного образа жизни в лесах к преимущественно наземному образу жизни в открытых ландшафтах.

2) Освоение прямохождения.

 

Найденные костные останки ископаемых предков человека позволяют считать, что формирование его как биологического вида прошло

4 основных этапа эволюции гоминид:

-предшественник человека (проантроп),

-древнейший человек (архатроп),

-древний человек (палеоантроп),

-человек современного типа (неоантроп).

 

Основные этапы антропогенеза:

 

1) Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс лет назад): —

 

-Формирование облика современного человека

-Возникновение общества.

-Одомашнивание растений и животных

 

2) Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200-500 тыс лет назад):

 

-Объем головного мозга 1200—1400 см3.

-Высокая культура изготовления орудий труда.

-Совершенствование речи и племенных отношений

 

 

3) Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) (1-1,3 млн лет назад):

 

-Объем мозга 800—1200 см3.

-Формирование речи.

-Овладение огнем

 

4) Человек умелый (2-2,5 млн лет назад):

 

-Переходная стадия к формированию типасовременного человека.

-Объем мозга 500- -800 см5.

-Изготовление первых орудий труда (галечная культура)

 

5) Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей (9 млн лет назад):

 

-Переходная форма обезьяны к человеку.

-Прямоходящие.

-Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости).

-Дальнейшее развитие стадности

 

6) Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки (25 млн лет назад):

 

-Древесный образ жизни

-Стадность.

 

№5 Место человека в животном мире. Систематика гоминид.

Самый значимый эволюционный процесс с антропоцентристской точки зрения:

появление первых представителей семейства гоминид,т.е. отделение гоминоидной линии эволюции, ведущей к человеку, от общего с другими человекообразными обезьянами генеалогического ствола.

 

Гоминиды – это семейство наиболее прогрессивных приматов.

 

Систематика:

Домен: Эукариоты

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

 

Семейство гоминид делится на два подсемейства с 4 родами и 7 современными видами.

 

Два критерия выделения гоминид:

-двуногость

-редукция зубо-челюстного аппарата (уменьшение клыков, параболическая форма зубной дуги, укороченные челюсти).

-Они также отличаются от других приматов более крупным мозгом (от 600 до 2000 мл)

№6 Происхождение человека: основные этапы эволюции

Эволюция- это поступательное, непрерывное историческое развитие.

 

Ближайшие предки человека: антропоморфные обезьяны(жили 25 млн.л.н.)

Подтверждения есть только косвенные:

 

1) Человек может вращать рукой во всех направлениях благодаря подвижным суставам кисти и плечевого пояса.Такие физические данные могли появится только у древесных обезьян.

2)Также, только у древесных млекопитающих на руках и стопах развиваются кожные узоры.

 

Можно смело утверждать, что предками человека были обезьяноподобные существа с высокоразвитой структурой мозга, которая позволяла совершенствоваться и обучаться.

 

Западный ствол

• Европеоиды (Характеризуется, прежде всего, ортогнатным лицом, заметно выступающим вперед в горизонтальной плоскости. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень темных у южных и восточных популяций.)

 

• Негроиды (Характерные отличия — кудрявые волосы, темная кожа, расширенные ноздри, толстые губы и др.)

 

• Пигмеи (Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие.)

Восточный ствол

Происхождение речи.

Классики марксизма первые в истории развития науки показали, что язык, как средство общения между людьми, был рождён развитием труда и общества; он в то же время был условием и мощным стимулом дальнейшего развития трудовой деятельности человека и общественных связей.

 

-В основном древняя речь была звуковой, и только дополнялась жестами и мимикой.

-Известно, что в жизни обезьян звуку принадлежит огромная роль. Но звуки древнейших людей должны были отличаться от них и не только в своем разнообразии а в своей общественной роли.

-Какими бы ни были примитивными звуки древнейшей речи, но, сопровождая труд, вытекая из трудовой деятельности и обслуживая её, такие звуки выражали определённое общественное содержание.

 

АНАТОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ.

 

Сравнительное анатомическое изучение гортани высших человекообразных обезьян и человека наглядно показывает, как в тесной связи с другими изменениями человеческого тела постепенно изменялся голосовой аппарат наших далёких предков:

 

-Решающее значение имеет прежде всего тот факт, что уже питекантроп был двуногим существом, что тело его имело прямое, вертикальное положение. Выпрямление положения головы усилило связь гортани и полости рта и привело к изменению формы голосовой щели Исчезли нечёткие крики, на смену им появились звуки с более тонкими оттенками, существенно отличные от звуков, издаваемых обезьянами.

 

-Судя по характеру нижней челюсти, у питекантропа или синантропа отсутствовала ещё возможность частой смены артикуляции речи. Их голосовой аппарат был для этого ещё слишком примитивен и неразвит. Гортань первобытного человека ещё не была в состоянии произносить сколько-нибудь сложные и чётко оформленные сочетания звуков. Но наличие уже достаточно дифференцированного рельефа в области нижней части левой лобной извилины мозга, т. е. той, где расположен двигательный центр речевой деятельности, позволяет предполагать, что, например, синантроп уже объяснялся звуковой речью, хотя и не вполне членораздельной.

 

Содержание

 

Начальный период развития культуры получил в археологической литературе название олдувайской эпохи.

Этот термин происходит от наименования ущелья Олдувай в Танзании, где английский археолог Л. Лики в конце 50-х - начале 60-х годов впервые обнаружил каменные орудия, облик и возраст которых заставили дополнить археологическую периодизацию истории человечества новой стадией, более древней, чем все дотоле известные.

После находок Лики другими исследователями был сделан еще целый ряд открытий, которые подтвердили большую древность олдувайских орудий.

На таких местонахождениях как Омо-Шунгура (Эфиопия), Локалелей и Канжера (Кения), Када-Гоне, их возраст превышает два миллиона лет, в большинстве других случаев он составляет от 2 до 1,6 млн. лет или чуть меньше.

 

В первую очередь, конечно, думать гоминидам эпохи первой культурной революции приходилось о том, как добыть пищу и как самим ей не стать.

Итогом этих раздумий стало, в конце концов, превращение людей из относительно легкой добычи в самых страшных и прожорливых хищников, какие только есть на земле.

 

Охоте и переходу наших предков от вегетарианской диеты, обычной для большинства приматов, к мясной, или, точнее смешанной, во многих теориях происхождения человека и культуры отводится очень важная, порой решающая роль. И то, и другое, по-видимому, действительно оказало когда-то большое влияние на эволюцию гоминид, причем не только на их биологическое развитие, но и на социальное, т. е. на структуру сообществ и на характер взаимоотношений между особями и группами особей

 

Последствия:

 

-перемены в анатомии скелета,

-в размерах и строении мозга,

-в способах жизнеобеспечения и характере питания,

-в географии расселения гоминид,

-в технологии изготовления орудий и формах этих орудий,

-предположительно, и в способах коммуникации.

 

Конец: Согласно археологической периодизации - это начало так называемой ашельской эпохи, которая следует в археологической периодизации за олдувайской и охватывает период примерно от 1,5 млн. до 200 тыс. лет назад

 

Суть же революции заключалась во «втягивании» наших предков в культуру, ставшую для них в итоге главным и необходимым средством приспособления к естественной среде.

В процессе этого «втягивания» сознание проникало в разные, прежде неподконтрольные ему, сферы деятельности и приобретало все большую роль в осуществлении самых разных видов поведения, включая обмен информацией, организацию защиты от хищников и себе подобных, поиски и добывание пищи и т.д.

Разумеется, первая культурная революция была революцией не в смысле своей быстроты - она растянулась, как минимум, на сотни тысяч лет, - а по своим последствиям, по тем изменениям, которые произошли в поведении гоминид, и по тому влиянию, которое она оказала на весь ход их дальнейшей истории. Главным итогом этой революции стало превращение культуры в фактор, определяющий и организующий все основные аспекты жизнедеятельности гоминид, а также и их биологического развития.

 

Коммуникации первобытности.

 

Поведение человека раннего первобытного общества мало отличалась от социального поведения животных.

Однако уже тогда отличия появились.

Главное из них состояло в том, что человек вынужден был передавать потомству жизненный опыт, не фиксируемый биологически. Иначе не функционировала социальная целостность.

Культура и возникла как форма фиксации и передачи жизненного опыта, как негенетическая память коллектива (Б.А. Успенский).

 

Чего же достиг человек в первобытную эпоху?

 

1)Именно в это время он стал располагать дополнительной, внебиологической информацией, которую необходимо было фиксировать и передавать.

 

2)Он выработал способы передачи этой информации (знаки), а также шкалу ее значимости, определив ценностные параметры своей жизни (т.о. нормировав ее).

3)Начала формироваться надбиологическая система коммуникации - язык, важнейшим отличием которого от языков животных является отсутствие генетической заданности знаков и конвенциональный характер связи знака и его значения. Знак стал транслятором коммуникативного опыта.

 

Знак - основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение», могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.

 

Типы знаков:

 

Иконические знаки - такие, план выражения которых похож на план содержания (форма и содержание сходны качественно или структурно).

 

Символьные (конвенциональные, условные) знаки - такие, план выражения которых не имеет ничего общего с планом содержания (связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака).

 

Индексальные знаки - такие, план содержания которых связан с планом выражения по смежности, то есть похож, но отчасти (форма и содержание смежны в пространстве или во времени).

 

Возник язык -- специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от конкретного события, генерировать знания, чтобы передавать их от поколения к поколению. Стала возможной коммуникация, осуществленная вербальными средствами.

 

Это была первая революция в сфере коммуникации, по сути -- радикальный шаг человечества на пути выхода из царства животных.

 

функции:

 

ориентация в окружающей среде;

 

корреляция реакций различных частей общества на стимулы окружающей среды;

 

передача социального наследия от одного поколения к другому.

 

 

Эта проблема стала особенно актуальной, как только общество переросло рамки отдельного «стада», когда появились роды, племена и человеческое общество стало функционировать, как сложная система: появилась необходимость коммуникации или не-коммуникации с «другими».

 

Слово как символ коллектива теряет всякий смысл, если оно не противопоставляется другому символу другого коллектива.

Начальная человеческая речь -- это «набор социоразличительных средств, т. е. знаков, служивших для различения одного коллектива от другого». «Противопоставление “мы” и “не-мы”, будучи первой социальной классификацией, было и первой лексико-семантической оппозицией».

 

 

Способ трансляции:

Запреты и разрешения транслировались всеми способами, как бы мы сейчас сказали, народного творчества, всеми средствами визуальной культуры (орнамент в одежде, в гончарных изделиях, раскраска лица и тела).

 

 

Билет №3 Периодизации: геологическая, историческая, археологическая.

 

Первобытнообщинный строй - самый длительный (< 1 млн) этап истории чел-ва.

 

Сушествует несколько периодизаций перв. ист.: СПЕЦИАЛЬНЫЕ и ОБЩАЯ.

 



infopedia.su

Археологическая периодизация.

Самая важная их специальных.Основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Века: Каменный, бронзовый, железный.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Нижний палеолит, средний палеолит, верхний палеолит, неолит.

!НЕДОСТАТОК: она не универсальна. (напр. Старый свет, Новый свет)

 

Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем.

Археологическая периодизация лишилась общего признания.

Геологическая периодизация:

 

Время существования человека охватывает несколько геологических периодов.

Последние 65 млн лет истории Земли именуются кайнозойской эрой. Кайнозойская эра делится на Палеоген и Неоген, каждый из них, в свою очередь, делится еще на 3 периода:

 

Палеоген:

-палеоцен (65 млн лет)

-эоцен (54 млн лет)

-олигоцен (23 млн лет)

 

Неоген делится на:

-миоцен (5,5 млн лет)

-плейстоцен (1,7 млн лет)

-голоцен (0,01 млн лет)

Периодизация плейстоцена особенно важна для археологов, т.к. большая часть культурной эволюции приходится именно на эту эпоху.

Историческая периодизация.

Общая (историческая) периодизация древнейшего прошлого человечества-незаменима!

 

Ее разработка ведется уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным.

Л.Г. Морган (американский этнолог) - первая серьезная попытка в этом

направлении.

Используя деление эпохи на:

1)дикость

2)варварство

3)цивилизацию

Он выделил из каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступень.

 

Низшая начинается с появления человека

 

Средняя с возникновения рыболовства и применения огня,

 

Высшая с изобретением лука и стрел.

 

Энгельс начал пересмотр этой периодизации: он обобщил ее, определив

-эпоху дикости как время присваивающего,

-а эпоху варварства как время производящего хозяйства.

НО! Применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам.

Дальнейшее изучение первобытной экономики позволило выявить важные различия в отношениях распределения и собственности на основных стадиях развития первобытной общины.

1)В раннепервобытной общине, (ведущей присваивающее хозяйство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт), господствовали уравнительное распределение и общая собственность, каждый член общины имел право на долю произведенного продукта независимого от того участвовал ли он в его производстве.

2)В позднепервобытной общине, (перешедший к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получавший относительно регулярно избыточный продукт, наряду с уравнительным) получило развитие трудовое распределение, при котором часть продукта поступала в распоряжение отдельных членов общины и наряду с общинной развивалась частная собственность.

 

Тут типологический ряд такой - праобщина (первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская (протокрестьянская) общины.

 

Такая периодизация позволяет полнее учитывать важный рубеж, разделяющий эпохи присваивающего и производящего хозяйств.

Проблема периодизации ПИ: несостыковка наук, изучавших первобытное общество.

 

Если можно было систематизировать знания археологическим методом , он не состыковывался с палеоантропологической периодизацией, в общем везде были недостатки и никакая периодизация не могла полностью дать картину разделения первобытного общества на периоды.

 

№4 Основные этапы антропогенеза.

 

Антропогенез- происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества.

 

Пусковые механизмы Антропогенеза:

1) Переход части высших обезьян (гоминидов) от преимущественно древесного образа жизни в лесах к преимущественно наземному образу жизни в открытых ландшафтах.

2) Освоение прямохождения.

 

Найденные костные останки ископаемых предков человека позволяют считать, что формирование его как биологического вида прошло

4 основных этапа эволюции гоминид:

-предшественник человека (проантроп),

-древнейший человек (архатроп),

-древний человек (палеоантроп),

-человек современного типа (неоантроп).

 

Основные этапы антропогенеза:

 

1) Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный (40 тыс лет назад): —

 

-Формирование облика современного человека

-Возникновение общества.

-Одомашнивание растений и животных

 

2) Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский (200-500 тыс лет назад):

 

-Объем головного мозга 1200—1400 см3.

-Высокая культура изготовления орудий труда.

-Совершенствование речи и племенных отношений

 

 

3) Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) (1-1,3 млн лет назад):

 

-Объем мозга 800—1200 см3.

-Формирование речи.

-Овладение огнем

 

4) Человек умелый (2-2,5 млн лет назад):

 

-Переходная стадия к формированию типасовременного человека.

-Объем мозга 500- -800 см5.

-Изготовление первых орудий труда (галечная культура)

 

5) Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей (9 млн лет назад):

 

-Переходная форма обезьяны к человеку.

-Прямоходящие.

-Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости).

-Дальнейшее развитие стадности

 

6) Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки (25 млн лет назад):

 

-Древесный образ жизни

-Стадность.

 

№5 Место человека в животном мире. Систематика гоминид.

Самый значимый эволюционный процесс с антропоцентристской точки зрения:

появление первых представителей семейства гоминид,т.е. отделение гоминоидной линии эволюции, ведущей к человеку, от общего с другими человекообразными обезьянами генеалогического ствола.

 

Гоминиды – это семейство наиболее прогрессивных приматов.

 

Систематика:

Домен: Эукариоты

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

 

Семейство гоминид делится на два подсемейства с 4 родами и 7 современными видами.

 

Два критерия выделения гоминид:

-двуногость

-редукция зубо-челюстного аппарата (уменьшение клыков, параболическая форма зубной дуги, укороченные челюсти).

-Они также отличаются от других приматов более крупным мозгом (от 600 до 2000 мл)

№6 Происхождение человека: основные этапы эволюции

Эволюция- это поступательное, непрерывное историческое развитие.

 

Ближайшие предки человека: антропоморфные обезьяны(жили 25 млн.л.н.)

Подтверждения есть только косвенные:

 

1) Человек может вращать рукой во всех направлениях благодаря подвижным суставам кисти и плечевого пояса.Такие физические данные могли появится только у древесных обезьян.

2)Также, только у древесных млекопитающих на руках и стопах развиваются кожные узоры.

 

Можно смело утверждать, что предками человека были обезьяноподобные существа с высокоразвитой структурой мозга, которая позволяла совершенствоваться и обучаться.

 



infopedia.su


Смотрите также