§ 36. Тохтамыш, Идегей и последние попытки возрождения могущества Золотой Орды…………………………………..69
§ 37. Распад Золотой Орды……………………………………………………………………………………………………...71
Раздел VI
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО
§ 38. Образование Казанского ханства………………………………………………………………………………………….75
§ 39. Территория и население. Первый период существования ханства……………………………………………………..76
§ 40. Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля………………………………………………………………..................................................................................................................................78
§ 41. Государственное правление и общественный строй…………………………………………………………………......80
§ 42. Военное дело и вооружение……………………………………………………………………………………………….81
§ 43. Культура Казанского ханства…………………………………………………………………………………………...…84
§ 44. Столица ханства—город Казань...........................................................................................................................................87
§ 45. Политическая история. Вторая половина XV века ………………………………………………………………………90
§ 46. Политическая история. Первая половина XVI века ……………………………………………………………………...92
Вы берете в свои руки новый учебник по истории. Это история татарского народа и Республики Татарстан с древнейших времен до 1552 года — до падения Казанского ханства. Именно в 1552 году прекращает свое существование одно из крупнейших государств татарского народа позднего средневековья. Впоследствии, до 1783 года, были завоеваны и другие татарские ханства. После этих событий история татар, а на территории нынешнего Татарстана история и других народов, продолжается в составе Российской империи.
До недавнего времени в учебниках истории освещалось в основном прошлое Русского государства, а истории других народов, населявших СССР и Россию, уделялось незначительное внимание. Более того, целые страницы многовековой и богатой истории нерусских, прежде всего тюркских народов, среди них и татарского, замалчивались или преподносились с негативной оценкой. Это касается главным образом истории Золотой Орды, исследование и пропаганда которой у нас в Татарстане фактически были запрещены постановлением сталинского ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года. Почти такое же отрицательное отношение создалось и при изучении истории татарских государств, образованных после падения Золотой Орды.
Сегодня — в период начавшейся демократизации общества, нового мышления, заполнения «белых пятен» в истории народов, восстановления исторической памяти — возникает большая необходимость объективной оценки и более полного освещения всех периодов истории Татарстана и всего татарского народа. Настало время осмыслить историю нашего народа, а также других народов, населяющих Республику Татарстан, по-новому, освобождаясь от бывшей идеологизации исторической памяти, в целом от старого стереотипа мышления и поведения.
В прежних публикациях «Истории Татарской АССР» как академического издания, так и учебного пособия для школ, освещалось лишь прошлое Татарстана и той небольшой части татарского народа, которая проживает в нем. Известно, что три четверти всех татар живут за пределами своей национальной республики. Естественно, перед нами встает большая задача всестороннего изучения истории всего татарского народа.
Р. Г. Фахрутдинов, доктор исторических наук
ВВЕДЕНИЕ
(Коротко о татарском народе и Татарстане)
По своему языку татарский народ относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Согласно данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1989 году, в бывшем Союзе проживало 6 920 745 татар (из них 271715 – крымские татары), занимая по своей численности шестое место в стране.
Языковая семья– это совокупность генетически родственных языков, которая определяется наличием общих черт, идущих от одного древнего языка–основы, праязыка. Алтайская семья языков– одна из крупных языковых семей (известны также индоевропейская, сино-тибетская, афразийская или семито-хамитская, уральская и др.), которая делится на три группы: большую тюркскую и небольшие монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Втюркскую группу алтайской семьи языков, кроме татар, входят: турки, узбеки, казахи, киргизы, туркмены, азербайджанцы, башкиры, чуваши, каракалпаки, гагаузы, карачаевцы, балкары, кумыки, ногайцы (в бывшем–татары-ногаи), уйгуры, алтайцы, хакасы, якуты, тувинцы, шорцы, долганы, некоторые другие малочисленные народности.
Самое большое количество татар проживает в своей родной республике, в Татарстане, их здесь 1 765404 человека. Много татар и в Башкортостане–1 120702. Основная масса татарского населения сосредоточена в Поволжско-Приуральском и Западно-Сибирском регионах. Вот несколько цифр по данным переписи 1989 года: Тюменская область–227443 человека, Челябинская – 224 605,Свердловская –183781, Ульяновская – 159093, Оренбургская–158564, Пермская – 150 460, Самарская – 115280, Удмуртская республика – 110343 человека. Даже в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в общей сложности числится 204637 татар. Большое количество татар живет в крупных городах и промышленных центрах. В Москве, например, они занимают по своей численности (157376 чел.) четвертое место после русских, украинцев и евреев.
Значительная часть татарского населения проживает во всех бывших союзных республиках или, как их теперь называют, в странах ближнего зарубежья. Особенно много татар в Узбекистане – 656601 чел., в Казахстане – 331 151, на Украине – 133 596. В эти данные не входят крымские татары, которые в . последние годы из республик Средней Азии, т. е. Из временных мест своей депортации в 1944 году, начали возвращаться на свою историческую родину – в Крым, входящий ныне в состав Украины.
Из стран дальнего зарубежья татары живут в Турции, Румынии, Польше, Китае, США, Финляндии, Австралии, Японии, в ряде стран арабского мира, даже в Латинской Америке. Точная их численность не известна, однако называют число от 80 до 100 тысяч (по некоторым данным, в Турции проживает большое количество крымских татар, переселившихся туда в различные периоды после ликвидации Крымского ханства в 1783 году; значительная их часть там отюречена к настоящему времени). За рубежом татары живут, составляя отдельные общины, сохраняя свой язык и культуру и устанавливая тесные связи между татарскими общинами в разных странах, а в последние годы – и со своими соотечественниками в бывшем СССР, особенно в современном Татарстане.
Итак, татары широко расселены не только на обширной территории бывшего Союза, но и почти на всех континентах земного шара. По этой причине татарскую нацию относят к категории дисперсных, т.е. разбросанных. Такое определение имеет отношение в основном к странам дальнего и в определенной степени ближнего зарубежья: татарское население этих стран составляет там диаспору (греческое слово “диаспора” означает пребывание значительной части народа вне страны его происхождения).
Однако татары не являются диаспорой в отношении большой территории Российской Федерации от Западной Сибири на востоке до Крыма на западе, от Казани на севере и до Астрахани на юге. Эта обширная земля является территорией формирования татар в качестве народности.
Народность– это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Принято считать, что она является этнической общностью, следующей за племенем и предшествующей нации. Народности возникают в различные исторические периоды от эпохи рабовладения и до нового времени. Периодом сложения татарской народности, как и целого ряда других народностей средней широты Евразии, считается развитое и позднее средневековье эпохи феодализма. Народность в данном случае – не уменьшительное значение определения “народ”, а историко-этническая категория.
Именно на земле вышеназванных пределов располагалась в свое время Золотая Орда–общее и единое средневековое государство всего татарского народа, именно на ней после падения Орды образовались пять татарских ханств: Казанское, Крымское, Сибирское, Астраханское, Касимовское. Прямыми потомками населения этих ханств являются современные этнографические группы" татарского народа: казанские," крымские, сибирские, астраханские и татары-мишари (последние проживали на территориях Казанского и Касимовского ханств). Кроме этих групп, имеются румынские и польско-литовские татары, которые окончательно сформировались как народность вне своей исторической родины, т. е. они являются экстерриториальными. Все названные группы татар, хотя и имеют некоторые различия, особенности в языке и культуре, возникли на общей этнической основе, носят общий этноним, т. е. самоназвание “татары”, объединяющий весь татарский народ в единый этнос.
Татары исповедуют ислам – одну из трех (наряду с христианством и буддизмом) мировых религий. В качестве официальной религии ислам был принят в Волжской Булгарии еще в начале Х века, в 922 году. Вместе с исламом проникла тогда в средневековый Татарстан и арабская письменность, сыгравшая огромную роль в просвещении и в целом в духовной культуре народа. Ислам являлся государственной религией и еще более окреп в периоды Золотой Орды и последующих татарских ханств, хотя во всех этих государствах существовала известная веротерпимость. Это свидетельствует о том, что татарское общество с давних времен было в достаточной степени демократичным.
История татарского народа богата яркими именами самоотверженных борцов за свободу, счастье и процветание страны. Это крупнейшие средневековые государственные, политические и военные деятели, вожди национально-освободительного движения и выдающиеся ученые-просветители: Идегей и Чура-батыр, Ибрагим и Сафа-Гирей–ханы, Нур-Салтан и Сююмбике–царицы, Булат и Нурали Ширины, Батырша и Бахтияр Канкаев, Шигабутдин Марджани и Муса Бигиев, Исмагил Гаспринский и Каюм Насыри, Юсуф Акчура и Рашид Ибрагимов, Галимджан Баруди и Риза Фахрутдинов, Фатих Карими и Садри Максуди, братья Шарафы и многие другие.
Формой национальной государственности татарского народа, главным образом казанских татар, является в настоящее время Республика Татарстан, образованная в качестве Татарской АССР в 1920 году (в 1921–1945 годах существовала и. Крымская АССР с коренным населением из крымских татар). 30 августа 1990 года на заседании Верховного Совета Татарстана была принята Декларация о государственном суверенитете, а 12 июня 1991 года избран первый Президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев. 6 ноября 1992 года Верховным Советом РТ принята Конституция Республики Татарстан, где она объявлена субъектом международного права.
Татарстан занимает площадь 67,8 тыс. кв. км. Население республики на начало 1992 года составляло З млн. 705 тыс. человек, увеличение которого к 2000 году предполагается до 4 млн. По числу жителей Татарстан занимает первое место среди республик и областей Поволжья. 48,5% населения республики составляют татары, 43,3%–русские (всего в ней проживают представители 107 национальностей).
В нашей республике насчитывается 43 административных района, 19 городов, в том числе 11 городов республиканского подчинения. Столицей Республики Татарстан является город Казань, в котором проживает более 1 млн. 100 тыс. человек. Казань–это крупный индустриальный, научный и культурный центр Восточной Европы. Вторым по величине является город Набережные Челны с полумиллионным населением и известным на весь мир промышленным гигантом – автокомплексом по производству большегрузных автомобилей КамАЗ.
Татарстан обладает мощной современной индустрией, в которой определяющими являются: машиностроение (42,6% всей промышленной продукции), химическая и нефтехимическая промышленность, добыча нефти и электроэнергетика. Основу экономического потенциала составляют КамАЗ, Нижнекамский нефтехимический комплекс, объединение “Татнефть”, предприятия военной промышленности. В Татарстане–высокоразвитое сельское хозяйство, он имеет крупную строительную базу. Расширяется доля ввозимых и вывозимых товаров, в основном промышленных.
Татарстан и его столица Казань славятся как крупнейший центр науки. В республике, например, имеются 80 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 14 вузов, среди них знаменитый Казанский университет–старейший очаг передовых математической, химической, медицинской и востоковедческой наук. Всемирную славу Казанскому университету принесли имена выдающихся ученых Н.И.Лобачевского, Н.Н.Зинина, А.М.Бутлерова, И.М.Симонова, В.М.Бехтерева, И.Хальфина, X.М.Френа, И.Н.Березина, К.Ф.Фукса, А.А.Казем-бека, Н.Ф.Катанова и других. В 1991 году в республике создана самостоятельная Академия наук Татарстана с центром в Казани.
Татарский народ имеет богатую материальную и духовную культуру, которая своими корнями уходит в глубь веков. Татарский народ законно гордится поистине многовековой историей литературы, искусства и других отраслей культуры, давших человеческой цивилизации такие яркие таланты, как Кул Гали, Кутби, Саиф Сараи, Мухаммедъяр, Гаяз Исхаки, Габдулла Тукай, Дэрдменд, Фатих Амирхан, Галиасгар Камал, Галимджан Ибрагимов, Габдулла Кариев, Сахибджамал Гизза-туллина-Волжская, Салих Сайдашев, Карим Тинчурин, Хади Такташ, Муса Джалиль, Зайни Султанов, Халил Абжалилов, Фатима Ильская, Гульсум Камская, Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Джаудад Файзи, Хасан Туфан, Баки Урманче, Наки Иеанбет, Гумер Бащиров, Амирхан Еники, Рустем Яхин, Нйаз Даутов, Рудольф Нуриев, Ильгам Шакиров...
Итак, в добрый путь, дорогие юные друзья, в древнюю и средневековую историю татарского народа и Татарстана – в историю сложную, но весьма богатую и увлекательную!
Вопросы и задания:
1. К какой языковой семье и группе относится татарский язык? Перечислите и другие народы из этой же группы.
2. Назовите места (республики, области) компактного проживания татар.
3. Кратко расскажите о Республике Татарстан и ее достижениях. Какие выдающиеся личности из татар и других народов Татарстана вам известны?
infopedia.su
§2. Население края эпохи бронзы — раннего железа
Бронзовый век. Новую эпоху в истории нашего края эпоху господства производящего хозяйства открыл бронзовый век (начало II начало I тыс. до н.э.). Как мы помним, к нему только начало переходить волосовское население. Теперь произошли более существенные изменения.
В хозяйстве местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство и металлургия. Охота же и рыболовство отступают на задний план. Бронзовые орудия труда и оружие начали постепенно вытеснять каменные, хотя каменная индустрия все еще прочно удерживала свои позиции.
Бронза более тверда, чем составляющая ее основу медь. А это значит, что, получив бронзу, человек приобрел дополнительные возможности в различных сферах своей деятельности. Развитие получили его технические навыки и умения.
Центрами производства бронзы в крае, по-видимому, были юго-восточные районы Татарстана. Здесь, по побережью Мензели, Ика, Зая, до сих пор сохранились остатки больших в свое время залежей меди.
Наиболее видными представителями эпохи бронзы Среднего Поволжья считаются так называемые приказанские племена — потомки волосовских племен. Первые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани (у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево).
Приказанские племена жили в XVI-VIII вв. до н.э. О характере их занятий рассказывают археологические находки: прекрасно отшлифованные каменные топоры, долота, тесла, зернотерки, бронзовые мотыги, серпы, ножи-кинжалы, наконечники копий, женские украшения, глиняные горшки, кости различных домашних животных. Это значит, что приказанское население знало строительное, ремесленное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сеяли просо, пшеницу, ячмень, зерно хранили в хозяйственных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней.
Поблизости поселков находились, как правило, родовые кладбища. Умерших хоронили в ямах головой или ногами к реке, рядом с ними ставили горшки с пищей, орудия труда и предметы домашнего обихода. Это говорит о том, что приказанские племена верили в существование души и ее переселение.
В основном закамские территории современного Татарстана населяли племена срубной культуры (их название связано с тем, что умерших они хоронили в деревянных срубах). Срубняки находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы. Однако они являлись для нашей территории пришлыми племенами. Сюда срубняки переселились из более южных областей, где занимались в основном скотоводством. Мотыжное земледелие было развито на припойменных почвах речных долин.
Памятники приказанской и срубной культур отразили в себе серьезные изменения, которые произошли в жизни людей эпохи бронзы. Преобладание производящих форм хозяйства способствовало улучшению жизненных условий. Люди уже полностью не зависели от результатов охоты. Появилась возможность иметь запасы продовольствия, в первую очередь зерна. Домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло за собой рост численности населения. Так, в некоторых поселениях приказанских племен проживало до 500 человек.
Дальнейшее развитие экономики приводит к качественным изменениям в области общественных отношений. Внутри родовых групп выделяются металлурги и литейщики, которые специализировались на изготовлении изделий из бронзы. Резко возрастает роль обмена, особенно с племенами Урала и Западной Сибири, южных степей и Кавказа, откуда привозили металл в виде слитков и готовых изделий. Чаще происходят межплеменные столкновения за богатые природными ресурсами территории. В этих условиях в жизни родовой общины все большую роль начинает играть мужчина: металлург, скотовод и воин. Он и становится во главе рода, возникают большие патриархальные (отцовские) семьи. Женщина занимается теперь лишь домашним хозяйством и воспитанием детей. Матриархат уходит в прошлое.
Такие нововведения принес с собой бронзовый век. Первобытное общество существенно продвинулось вперед в своем развитии и приобрело новые черты.
Ранний железный век. Ананьинские племена (VHI-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение железа. Этот металл до сих пор является одним из основных материалов в производстве материальных благ.
Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура (1530°). Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать.
Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости.
Первыми в наших краях вступили в железный век ананьинские племена. Толчком к открытию ананьнинскои культуры послужила публикация в середине XIX века в одной из казанских газет отрывков из исторического сочинения, в котором говорилось о посещении знаменитым полководцем Аксак Тимуром кладбища «святых» мусульман у древнего «Чертова» городища недалеко от Елабуги. Публикация привлекла внимание московского профессора-археолога К.И. Невоструева. Он направил письмо градоначальнику Елабуги И.В. Шишкину с просьбой сообщить, на самом ли деле возле Елабуги есть места, представляющие интерес для археологов. Ответ был утвердительный: да, возле села Ананьино существуют древние погребения, где сохранились и надгробные камни. Находят на этом месте и удивительные вещицы из бронзы и железа.
Раскопки начались летом 1858 г., в них принимало участие около сотни крестьян из окрестных деревень. За один день было раскопано около 50 погребений. Были найдены украшения, орудия труда, оружие, глиняныегоршки и другие предметы. Так был обнаружен новый археологический памятник Ананьинский могильник.
В последующем были проведены более широкие раскопки. Археологи в окрестностях Елабуги, по берегам Волги, Камы, их притоков Вятки, Белой и Ветлуги обнаружили свыше 60 древних поселений и около 30 таких же древних могильников.
Ананьинская культура существовала в VIII-III вв. до н.э. Это было время расцвета античной Греции, ее причерноморских колоний Ольвии, Херсонеса, Боспора; древнейших среднеазиатских цивилизаций Парфии, Маргианы, Согдианы и Бактрии. Ананьинцы являлись также современниками воинственных скифов, с которыми встречался «отец истории» Геродот, и выдающегося полководца древности Александра Македонского, создавшего первую мировую империю на Востоке.
Природно-климатические условия края предопределили другой путь исторической эволюции ананьнинцев и не позволили им подняться до таких высот в своем развитии, которых достигли их южные современники. Однако было бы неверно употреблять здесь слово «отсталость». Именно ананьинцы, предками, которых были приказанцы, начали возводить первые военные укрепления и настоящие крепости в нашем крае. Их поселения занимали обычно высокие мысы берегов рек, были защищены мощными земляными валами и глубокими рвами. Наличие укреплений говорит о частых военных столкновениях между племенами. Ведь открытие железа привело к появлению не только усовершенствованных орудий труда, но и новых видов наступательного и защитного вооружения. В обществе ананьинцев зарождалась прослойка ремесленников-оружейников.
С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседями, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.
Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественное неравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было.
С появлением имущественного неравенства начинается разложение первобытнообщинного строя. Этот процесс хорошо отражен в археологических материалах.
У ананьинцев существовал практически тот же погребальный обряд, что и у приказанцев. Однако социальные изменения проявились и здесь. В некоторых могилах погребены по два, иногда даже по пять-шесть человек рядовые воины, простые люди, может быть, даже рабы из числа пленников. В некоторых случаях покойники лежат в специальных «домах мертвых», сколоченных из бревен. Рядом с ними клали небогатые вещи. Но имеются и очень богатые могилы, где похоронены вожди племен и родоначальники с дорогим оружием, украшениями из золота и серебра. Появился обычай ставить над могилами военных вождей надгробные камни. На этих камнях обычно изображались воин и оружие.
Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа III—II вв. до н.э.
Пьяноборцы продолжали развитие культуры предшествующего населения. Они жили преимущественно в неукрепленных поселках, но во время военной опасности скрывались в специально построенных убежищах.
В обществе пьяноборцев происходил дальнейший рост имущественного неравенства. Основу родоплеменной организации составляли большие патриархальные семьи. Значительное место в жизни общества занимали войны и военное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения мужчин с железными мечами, копьями и другим оружием, а также коллективные (братские) могилы воинов, погибших во время ожесточенных межплеменных схваток.
Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Быласоздана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству.
Племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур не имели прямого отношения к истории татарского народа. Они относились к группе так называемых поволжских финнов и стали предками современных марийцев, удмуртов и коми.
Вопросы и задания
1. Какие изменения в хозяйственной жизни местных племен произошли в эпоху раннего металла? Проследите эти изменения на примере волосовских и приказанских племен. 2. Племена срубной культуры являлись пришлыми. Попытайтесь объяснить, почему они находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы? 3. Что происходит в эпоху бронзы в области общественных отношений? Почему матриархат в это время уходит в прошлое? 4. Какие племена, жившие на территории Татарстана, первыми вступили в железный век? Обоснуйте свое утверждение. 5. Почему в условиях железного века учащаются военные столкновения между племенами? Как это проявилось в образе жизни ананьинцев? 6. Чем вы можете подтвердить возникновение в то время имущественного неравенства между людьми? 7. Почему это неравенство приводит к разложению первобытнообщинного строя? Чем в данном отношении примечательно устройство жизни пьяноборских племен? 8. Какие современные народы являются потомками местных племен эпохи камня - раннего железа?
Глава П. ДРЕВНИЕ ТЮРКИ И РАННИЕ ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕВРАЗИИ
Новую эпоху в истории Европы открыл 375 г. Тогда многочисленные орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну. Массовое передвижение гуннов на Запад дало толчок Великому переселению народов, которое способствовало гибели рабовладельческой Римской империи. В Европе зарождаются новые, раннефеодальные общественные порядки, начинается период средневековья. Важным результатом Великого переселения народов явилось формирование новой политической и этнической карты европейского континента.
Вместе с гуннами в восточноевропейские степи пришли болгары, хазары, савиры и другие тюркоязычныеплемена. Тем самым эпоха Великого переселения народов сыграла огромную роль в дальнейших исторических судьбах местных народов огромного региона, простиравшегося на севере до берегов Средней Волги. Именно к этим народам, имевшим свою государственность, яркую и самобытную культуру, восходят древнейшие корни татарского народа.
Конечно, и гуннов, и пришедших вслед за ними тюрков (тюркютов) нельзя считать прямыми предками татар. Из многочисленных племен гуннского союза только болгары, савиры и барсилы, оказавшиеся в VI-VII вв. в составе Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарии, ушли затем в лесостепные районы Среднего Поволжья. Смешавшись здесь с местным финно-угорским населением, они заложили основу формирования болгарской народности в составе нового государства Волжской Булгарии.
studfiles.net
Археологические памятники на территории г. Заречного — МегаЛекции
Глава 1. Территория города Заречного с древнейших времен до первой половины XX века
Археологические памятники на территории г. Заречного
О событиях из прошлого люди узнают благодаря науке истории. Ученые-историки изучают старинные вещи и здания, читают древние книги, где рассказывается о жизни народов и государств. Помогают им в этом деле и описания (сочинения путешественников и дипломатов), появившиеся в те времена, когда происходили те или иные события.
Чем к более давним временам обращаются историки, тем меньше в их распоряжении книг и письменных документов. Жизнь людей в древности помогает изучить особая отрасль истории – археология. При помощи раскопок в земле она восстанавливает картины прошлого. Археологи обнаружили много свидетельств древней истории на территории Пензенской области. Они раскопали стоянки первобытных людей и поселения древних людей с жилищами и хозяйственными постройками, кладбища с могилами, содержащими различные предметы. По этим добытым археологами фактам мы и можем соста-вить представление о жизни нашего края в прошлом.
На территории города Заречного на сегодняшний день известно три поселения древних людей. Это – Ахунское I городище, а также селища Зареченское и Овраг Чемодан.
С целью защиты от нападения внешних врагов община или несколько общин строили укрепленные поселения – городища. Их вооруженный захват был первым делом при покорении данной территории, овладение таким укрепленным центром обеспечивало господство над окружающим населением. Ахунское I городище, расположенное в 200-х метрах к западу от 18 микрорайона относилось именно к таким поселениям. В те далекие времена при строительстве городищ люди старались максимально использовать природный ландшафт. Поэтому Ахунское I городище располагается на мысе между двумя оврагами, глубина которых даже сегодня весьма внушительная 10 – 12 метров. В древности их глубина была значительно больше. По периметру мыса проходил вал со рвом, а также три ряда поперечных валов со рвами, которые отделяли городище от напольной стороны.
Этот археологический памятник был открыт в 1956 году научным сотрудником Пензенского областного краеведческого музея Михаилом Романовичем Полесских. Однако его раскопками он занялся лишь в 1963, 1964 и 1974 годах[1]. С 1965 по 1969 годы зареченский археолог Вера Александровна Калмыкова продолжила исследование городища[2]. В 1999 году пензенский археолог Геннадий Николаевич Белорыбкин также проводил его раскопки[3]. Камеральным изучением материалов городища занимался и ученый из Республики Мордовия Валерий Васильевич Гришаков[4].
Многолетние исследования Ахунского I городища показали, что на площади 987 м² мощность культурного слоя[5] составляет от 20 до 40 см. Учеными было установлено – культурный слой делится на три горизонта – первый, самый древний, относится к эпохе бронзы (II тыс. до н. э.), второй – к городецкой археологической культуре, по археологической периодизации, принадлежащей раннему железному веку (II – IV вв.) и третий – мордовский (VIII – XI вв.). Другими словами, начиная с эпохи бронзы и вплоть до XI века н. э., т. е. более двух тысяч лет, здесь жили люди. Поэтому современная история нашего города это лишь мгновение.
Первыми строителями городища были люди эпохи бронзы. Это время перехода от присваивающих видов хозяйства к производящим: от охоты, рыболовства, собирательства к животноводству и земледелию. Почему же это произошло? Да потому что орудия труда стали изготавливаться из металла – бронзы. В отличие от каменных орудий, их можно было изготовить в большем количестве, а их качество было значительно выше. Благодаря чему возникла возможность развивать земледельческое и скотоводческое хозяйство. На протяжении бронзового века металлические орудия постепенно проникали туда, где господствовал неолитический быт. К концу II тыс. до н. э. они распространились по всей территории современной России. В нашем крае это событие произошло 35 – 37 веков назад. Большую роль в появлении здесь бронзы, а вместе с ней скотоводства и подсечного земледелия[6] сыграли племена фатьяновской, срубной и катакомбной археологических культур[7].
Как полагают ученые, первопоселенцами Ахунского I городища были племена катакомбной археологической культуры. Она получила свое название по конструктивным особенностям могил, в которых люди хоронили своих соплеменников[8]. На городище археологи нашли фрагменты глиняной орнаментированной посуды, которая характерна только для этой археологической культуры. До сих пор остается загадкой, по какой причине племена этой культуры покинули здешние места.
Важным рубежом в истории человеческого общества является период, когда люди научились получать железо и делать из него различные предметы. Железные орудия труда и оружие были гораздо эффективнее и прочнее каменных и бронзовых, и введение их в повседневный быт привело к значительным изменениям во всех областях жизни. Эти события, происходившие в VIII – VII веках до н. э., означали начало нового периода в истории – железного века.
К тому времени на территории современной Пензенской области проживали племена городецкой культуры. Свое название они получили по наименованию с. Городец Рязанской области, возле которого было найдено их первое городище. Эти племена занимали большую территорию. Северной границей их расселения была Ока. Восточная граница проходила по правому берегу Волги от впадения в нее Оки до современного Саратова. Южная – от Саратова до Воронежа, охватывая верхнее течение Дона. Западная граница шла по территории Липецкой и Тамбовской областей. Предками городецких племен были более древние финно-угорские племена, известные в бронзовом веке на пространствах от Белого моря до Оки с севера на юг и от Балтийского моря до Волги и Камы с запада на восток.
Местом проживания племен городецкой культуры были укрепленные городища и неукрепленные селища. Остатки этих поселений сохранились до наших дней.
По мнению археологов, городецкие племена поселились на Ахунском I городище в I – II веках н. э. Они восстановили валы и рвы, укрепив их частоколом из бревен. Жилищами служили полуземлянки прямоугольной формы длиной до 13 м и шириной до 6 м. В центре сооружался очаг, по углам ставились столбы для крыши. Вдоль длинных стен сооружались земляные лежанки. Наземная часть жилища была деревянной в виде сруба с двускатной крышей (Вставить фото из вложения. Подпись под рисунком: Реконструкция «длинного» дома). Кроме «длинных» домов племена городецкой культуры сооружали небольшие прямоугольные и круглые землянки и полуземлянки, а также наземные постройки.
Основными занятиями городецких племен являлись животноводство и земледелие, охота, рыболовство и собирательство. Для охоты использовались железные, костяные наконечники копий и стрел, ловушки и другие приспособления, для ловли рыбы – сети, крючки, костяные гарпуны.
Племена городецкой культуры были искусными металлургами и кузнецами. Им был известен ткацкий стан, на котором производились различные ткани. Занимались они обработкой глины и кости. Из глины лепили сосуды, грузила для сетей и ткацких станов, пряслица[9], льячки[10], литейные формы, сопла[11]и тигли[12].
Наиболее характерными вещами городецких племен, дошедшими до наших дней, являются глиняные горшки особого способа изготовления. Они лепились вручную, без применения гончарного круга. На некоторых горшках на внешней стороне прослеживались отпечатки в виде сетки. Такую посуду археологи называют сетчатой. У других сосудов внешняя поверхность покрыта вдавлениями, похожими на отпечатки плетеной рогожки. Эта керамика получила название рогожной. Если сетчатые отпечатки на горшках в древности были характерны для многих финских народов, то рогожные – только для предков мордвы. «Рогожная» посуда была найдена археологами на Ахунском I городище.
Общественные отношения городецких племен находились на стадии родо-вой организации. Наличие «длинных» домов указывает, что род состоял из больших семей, которые объединяли несколько поколений родственников, ведущих совместное хозяйство. В конце I тыс. до н. э. началось разложение этого общества с выделением отдельных семей.
На рубеже нашей эры городецкая археологическая культура «переросла» в древнемордовскую, об этом свидетельствуют самые древние археологические памятники мордвы – Старший Селиксенский, Усть-Узинский и Ражкинский могильники (II – IV века н. э.), находящиеся в Пензенской области. Их материалы позволили проследить эволюцию специфической принадлежности женского головного убора древней мордвы – височной подвески в виде стержня, обмотанного тонкой проволокой, со спиралькой на одном конце и грузиком – на другом. Сначала она имела биконический грузик, а с IV века – бипирамидальный. Это украшение у пензенской группы древней мордвы бытовало до XII века. Оно было присуще только древней мордве и у других племен не встречалось.
В это время начинает складываться мордовский язык, относящийся к финно-угорской группе, волжской подгруппе уральской языковой семьи.
Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли морозоустойчивые зерновые и бобовые культуры – рожь, полбу, ячмень, просо, горох, чечевицу, а также технические культуры – лен и коноплю. Урожай собирали серпами. Мололи зерно с помощью каменных зернотерок.
Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.
Немалую роль в жизни древнемордовских племен играла охота, рыбная ловля, бортничество – сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.
Во II – IV веках мордовские племена жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Род или несколько родов составляли поселение – веле. Во главе племени стоял вождь – текштяй, тюштян, тюштя (текш – верх, вершина, атя – старик), выбираемый родовыми старейшинами – покштянами (покш – большой, атя – старик). Родовой старейшина также избирался из глав патриархальных семей, называемых куд-атя (куд, кудо – дом, атя – старик). Главные вопросы жизни племени решались на народных собраниях, куда собирались все взрослые мужчины. Взрослым считался мужчина, имеющий право носить оружие. Особое место в решении жизненно важных вопросов племени занимал совет старейшин, в который входили главы родов.
На этой ступени развития зафиксировали предков мордвы иноземные авторы. В VI веке придворный историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ Морденс (Mordens). Это было первое письменное упоминание о мордве. Ученые-языковеды предполагают, что основу термина составляют иранские языки, с которых слово «мордва» переводится как мужчина, человек.
В древнерусских летописях о мордве начали упоминать с XI века. Название народа, или, как полагают ученые-этнографы, этноним «мордва» является общим для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-мокшу и мордву-эрзю. Причем сами себя они называли «мокша» и «эрзя». С VI – VII веков у древнемордовских племен стали прослеживаться различия мокшанской и эрзянской групп. Причем южная – пензенская группа древнемордовских племен послужила основой для формирования мордвы-мокши – коренного населения нашего края[13].
Исследуя керамику Ахунского I городища, В. В. Гришаков выделил группу глиняной посуды, характерной для мордвы VIII – XI веков[14]. Из этого можно сделать вывод, что до начала XI века там жили люди. Но почему же они покинули эти места? Мы попытаемся объяснить в конце нашего очерка.
Учитывая историко-культурную значимость этого исторического объекта с 1974 года Ахунское I городище имеет статус памятника федерального значения, т. е. находится под охраной государства.
Увеличение численности населения Ахунского I городища вынуждало его жителей расселяться на сопредельные территории. Так, по-видимому, возникло Зареченское селище.
Зареченское селище расположенное к востоку от пруда в зоне отдыха «Лесная». Было открыто в 1999 году зареченским археологом Владимиром Альбертовичем Винничеком[15]. Археологические исследования селища проводились Г. Н. Белорыбкиным совместно с клубом «Юный археолог» (школа № 217). В ходе раскопок выяснилось, что культурный слой этого археологического памятника составляет около 30 см. Были обнаружены фрагментами глиняной посуды (рис. 2), кости животных, украшения (рис. 3), предметы быта и вооружения, которые хранятся в Музейно-выставочном центре г. Заречного. По мнению Г. Н. Белорыбкина, люди жили здесь IV – VII веках[16]. Однако новые находки, 2003 – 2005 годов (свинцово-оловянный грузик, фрагмент накосника и др.), на этом селище позволяют нам говорить, что оно продолжало существовать вплоть до XI века. Дальнейшее изучение этого памятника затруднено тем, что в центральной его части вырыт огромный карьер.
В Ахунском I городище укрывались в случае опасности и жителипоселения, которое археологи назвали селище Овраг Чемодан.Оно находится в 500-х метрах к западу от Ахунского I городища, на левом берегу оврага Чемодан. С южной стороны селище примыкает к сухой балке. Памятник был открыт в 2011 году зареченским археологом В. А. Винничеком. Археологические исследования показали – культурный слой достигает здесь 20 см.
Чаще всего на поселениях археологи встречают битую керамическую посуду. Глиняная посуда селища Овраг Чемодан (рис. 4, 1-7, рис. 5, 1,2,6,10) представлена фрагментами лепной керамики коричневого, бурого, оранжевого и серого цвета. В качестве примесей древние гончары применяли крупную и мелкую дресву, шамот[17], а также песок. Причем шамот в исследованной посуде встречался очень редко. Отдельные фрагменты посуды позволяют нам сделать вывод, что преобладающими формами были горшки и банки. Края сосудов (венчики) имеют слабый профиль. Некоторые экземпляры украшены по краю внешней стороны овальными вдавлениями (рис. 4, 1,2,4). Подобное оформление края венчиков довольно часто встречалось в посуде населения Самарской Луки VIII – IX веков[18], и у мордвы, проживавшей в среднем течение реки Цны в VIII – XI веках[19]. На селище Овраг Чемодан обнаружены и фрагменты острорёберных сосудов (рис. 4, 6,7). Керамическая посуда этого поселения почти идентична Зареченскому[20] и Ахунскому селищам[21], а также мордовскому культурному слою Ахунского городища[22]. Несколько отличается оранжевая керамика, в тесте которой в качестве примеси применен мелкий песок и незначительное количество измельченной дресвы. Такая посуда чаще всего встречалась в Армиёвском археологическом комплекса VIII – начала XI века[23].
Нашли археологи на этом поселении и фрагмент пряслицы (рис. 4, 8), сделанной из глины с добавлением мелкого песка. Пряслица такой формы обладают очень широкими хронологическими и территориальными границами бытования.
Найденные на поселении кости животных (рис. 5, 4,5,7-9) рассказывают нам не только о пищевом рационе мордовского населения, но и таких его занятиях, как животноводство и охота.
Железный бронебойный черешковый наконечник стрелы (рис. 4, 9), по классификации известного российского археолога А. Ф. Медведева, относится к «шиловидным квадратного сечения с простым упором», которые появились на рубеже нашей эры и употреблялись до XIV века и позднее[24]. Раньше такие наконечники стрел археологии находили в Верхнем Посурье на Ахунском селище (VIII – начало XI в.)[25] и в Армиевском курганно-грунтовом могильнике[26].
Найденная железная фитильная трубка с петлей для подвешивания к поясу (рис. 5, 11), находит свои аналоги в материалах мокшанских – Старобадиковский (XI – XIV вв.)[27], Кельгининский (XI – XIII вв.)[28]; муромского – Чулковский (VIII – X вв.)[29]; удмуртского – Варнинский (конец VIII – IX в.)[30] могильников. Фитильные трубочки из железа мы нашли и на Васильевском селище[31]. Как считают ученые, в полость таких изделий набивался высушенный мох, на который при ударе кресала о кремень высекались искры. Как только мох начинал тлеть, человек раздувал огонь. Подобные трубки археологи часто находили в погребениях средневековой мордвы около пояса вместе с кресалом. В силу того, что смерть в сознании мордвина представлялась как переход в мир иной, где для умершего продолжалось такое же существование, что и на земле. Мордва полагали, что после смерти человек в потустороннем мире «сеет… хлеб, торгует, пьяница пьет, вдовец или холостяк женится, девушка выходит замуж. Как и на земле люди группируются в этом загробном мире по родам: … Смерть не есть… прекращение бытия, а особое состояние, в котором совершается переход в иную жизнь»[32]. В таком случае человек на том свете не обойдется без огня.
На селище Овраг Чемодан было найдено два бронзовых браслета. У одного – литого браслета сечение дужки – подквадратное. Концы в виде небольших выступов с внешней стороны (рис. 5, 12). Аналоги им мы находим в мордовских археологических памятниках конца VII – первой половины VIII веков[33]. Другой – пластинчатый «шляпкоконечный» с расплющенными и отогнутыми под прямым углом к основе концами (рис. 5, 3). По материалам мордовских могильников мы его датировали VIII – XI веками[34].
Обнаруженный на селище Овраг Чемодан кусок шлака (рис. 4, 10) говорит нам о том, что железо выплавлялось из местной болотной руды примитивным сыродутным способом.
Таким образом, вновь открытое селище Овраг Чемодан по хронологии находок мы датировали VIII – началом XI века, т. е. добулгарским временем. Этот археологический памятник принадлежал мордве-мокши, поскольку он по материальной культуре и территориально близок Зареченскому и Ахунскому селищам, а также Ахунскому I городищу. Мы уверены в том, что этот памятник требует дальнейших исследований, возможно археологи раскопают горн для выплавки железа и появится вероятность детально изучить технологию местного железолитейного ремесла.
Все обнаруженные на этом поселении материалы хранятся в Музейно-выставочном центре г. Заречного.
По-видимому, мордовское население Зареченского селища и селища Овраг Чемодан использовало Ахунское I городище вплоть до начала XI века в качестве крепости, в которой оно укрывалось в случае опасности.
В начале XI века на землю мордвы с востока пришла большая беда. Эти земли стали активно захватывать булгары. Поэтому часть местного населения вынуждена была уйти на северо-запад (в Примокшанье), а тех кто остался завоеватели заставили строить булгарские крепости и феодальные замки. Наверное, это было главной причиной ухода мордвы с насиженных мест – перестали существовать Ахунское I городище, Зареченское и Овраг Чемодан поселения[35].
Рис. 5. Селище Овраг Чемодан. 1,2,6,10 – фрагменты глиняной посуды, 3,12 – бронзовые браслеты, 4,5,7-9 – кости животных, 11 – железная фитильная трубка.
megalektsii.ru
Урок по учебной дисциплине История Донского края: Первобытное общество на территории Дона
ПЛАН УРОКА № 1 (1.1)
Тема урока: Первобытное общество на территории Дона
Цели урока:
образовательные – познакомить учащихся с населением Дона в первобытную эпоху;
развивающие – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, хронологическую последовательность;
воспитательные – интерес к истории Донского края;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:Тип урока: урок первичного усвоения знаний; Вид урока: лекция с элементами беседы;Методы урока: словесный, наглядный;
Межпредметные связи: География. Природно-климатические зоны. История. Урок № 1 Происхождение человека.
Оснащение урока: учебник История Донского казачества. Наглядный иллюстративный материал. Карта.
Литература: Астапенко М.П. Природа и история донского края – Ростов-на-Дону, 2006;
ХОД УРОКА:Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Когда появились первые люди на Дону?Какие народы проживали на Дону в древности?Почему в народных песнях поётся:
-Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Чем ещё Донской край привлекал внимание различные народы?Чтение учащимся о отрывка о природе Донского края (стр. 34-36 М.П. Астапенк. Природа и истроия родного края)
Формирование новых понятий и способов действий
200-100 тысяч лет назад на территории нашего края появились первобытные люди.
1. КАМЕННЫЙ ВЕК
Когда начинается история донского края? Когда появились первые люди на донской земле?
Это произошло сотни тысяч лет тому назад. Условия жизни этих людей были очень суровы. С севера на юг надвигался огромный ледник. В одно время он доходил до среднего течения Дона, а дальше - на юг, вплоть до Азовского моря, простиралась полоса тундры и холодных степей. Стада мамонтов, бизонов, оленей бродили по окраине великого ледника, на них-то и охотились древние люди. Люди жили первобытным стадом. Они уже умели изготовлять различные орудия из камня, кости, дерева, добывать огонь и пользоваться им, строить простейшие жилища, из шкур животных шить одежду. Ранний период истории принято делить на палеолит, мезолит и неолит, т. е. древнекаменный, среднекаменный и новокаменный века. В свою очередь они делятся на периоды. В Приазовье и на Нижнем Дону, вблизи Таганрога, Азова, Ростова, Константиновска найдены орудия древнекаменного века. Это кремневые остроконечники, скребла, проколки. Ими наносили удары животным, рубили туши, резали шкуры, соскабливали с них жир. Основным занятием людей была коллективная охота. Как только уменьшалось количество диких животных, охотники отправлялись на поиски новых стад мамонтов, бизонов, оленей. Проходили тысячелетия, человек все больше совершенствовал орудия труда, улучшал способы охоты. Труд менял внешность человека, она все больше приближалась к современной. Начинали развиваться зачатки искусства, возникали первобытные верования, отражавшие страх человека перед грозными и непонятными ему явлениями природы. Климат постепенно изменялся. Становилось теплее. Ледники таяли и все дальше отступали на север. Суровый полярный ландшафт на Дону сменялся бескрайними степями. Вдоль рек и балок появлялись лиственные леса. Крупные животные были истреблены или ушли на север. Людям пришлось теперь охотиться на сравнительно мелких животных. А это можно было делать и в одиночку. Каменный век заканчивается периодом неолита (VI - V тысячелетия до нашей эры). В это время на Дону возникают более сложные и полезные виды труда - земледелие, скотоводство. Люди научились изготовлять посуду из глины. Кроме звериных шкур у них появились ткани из шерсти животных и волокон растений. Люди стали жить родовыми общинами. Первоначально земледелием занимались женщины, поэтому их роль в жизни рода была велика. Это был период матриархата. Все больше совершенствовались орудия труда - появились полированные, тщательно обработанные топоры, молоты, гарпуны, стрелы. Такие орудия находят по течению С
weburok.com
История Пензенского края
История Пензенского края
Эпоха неолита: господствует материнское родовое общество. Свидетельства того времени – каменные тесла, топоры, кремниевые скребки, глиняная посуда.
Бронзовый век – господство мужчин (хозяев стада). Люди уже умеют пользоваться металлом: изготовляют орудия из меди и олова. Курганы остались именно с тех времен. Под такими насыпями наши предки хоронили умерших.
В железный век городетские племена жили примитивным земледелием, охотой. Чтобы защитить свое имущество, люди строили земляные крепости – городища. Зарождавшееся неравенство приводило к разложению родового строя.
До середины 17 века территория области было окраиной Русского государства, подвергалась бесчисленным набегам степных кочевников. Малочисленная сторожевая служба не могла защитить край и по решению правительства на территории края начинают строится оборонительные укрепления. Для несения гарнизонной службы сюда направляется большое количество служилых людей, растет число небольших поселков. Наиболее значимыми поселениями в это время были Саранск, Инсар, Керенск (сейчас Вадинск), Верхний Ломов, Пенза.
Город Пенза был основан по указу царя Алексея Михайловича. Первое упоминание города относится к 1663 году. Уже тогда в Пензе имелись крепость, посад и три слободы.
В 1680 года закончено строительство укрепления по линии Пенза – Инсар. До начала 18 века Пенза сохраняла функции оборонительного поста; набеги кочевников продолжались. 3 августа 1717 года закончилось последнее нашествие кочевников.
В конце 1708 Пенза стала уездным центром Казанской губернии, а в мае 1719, в связи с новым территориальным делением образовалась Пензенская провинция.
В 18 веке пензенский край был типичным районом с феодально-крепостническим землевладением и слаборазвитой промышленностью. Растут и расширяются феодальные поместья. Распространяются ремесла. В богатых лесом Городищенском и Мокшанском уездах кроме земледелия добывается деготь и смола, идет выделка древесины, изготовление глиняной посуды.
Расширяются экономические связи. В некоторых селах, вместо обычных торгов проводятся ежегодные ярмарки.
В конце 19 века реформа административно-территориального устройства привела к созданию наместничества на месте прежних провинций. Территория края увеличилась почти в два раза.
Первое учебное заведение возникло в 1780 году – при Казанском монастыре открылась духовная семинария. А позже появилось двухклассное народное училище.
Пензенская губерния была образована в 1801 году. Подобная система административно-территориального деления просуществовала до 1917.