ГлавнаяПервобытноеПервобытные земледельцы и скотоводы 5 класс презентация
Презентация на тему: Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс. Первобытные земледельцы и скотоводы 5 класс презентация
Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс
Презентация на тему: Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:
Тема: возникновение земледелия и скотоводства Возникновение земледелия.2. Одомашнивание животных и скотоводство.3. Неолитическая революция.4. Посуда из глины.
№ слайда 2
Описание слайда:
1. Возникновение земледелия. Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек, вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.
№ слайда 3 Описание слайда:
Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.
№ слайда 4 Описание слайда:
Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.
№ слайда 5 Описание слайда:
Примерно за пять тысяч лет до н. э. в Центральной Европе, в частности, в плодородной долине Дуная, появились первые земледельцы. Они пользовались примитивными орудиями труда, которыми обрабатывали крошечные поля. Эти люди выращивали главным образом пшеницу, ячмень, просо и бобовые, держали уже некоторых домашних животных и умели заготавливать глиняную посуду, которую расписывали всевозможными узорами.
№ слайда 6 Описание слайда:
Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами.
№ слайда 7 Описание слайда:
Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки.
№ слайда 8 Описание слайда:
Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.
№ слайда 9
Описание слайда:
Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.
№ слайда 10 Описание слайда:
Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку. 2. Одомашнивание животных и скотоводство.
№ слайда 11 Описание слайда:
Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала. № слайда 12 Описание слайда:
3. Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства.
№ слайда 13 Описание слайда:
От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.
№ слайда 14 Описание слайда:
В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.
№ слайда 15 Описание слайда:
4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность.
№ слайда 16 Описание слайда:
Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.
№ слайда 17 Описание слайда:
В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.
№ слайда 18 Описание слайда:
Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.
№ слайда 19 Описание слайда:
Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.
№ слайда 20
Описание слайда:
Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку. Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину. Люди стали жить родовыми общинами. В такую общину входило несколько больших семей, образующих род. Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив.
№ слайда 21 Описание слайда:
У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими. Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством. Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать.
№ слайда 22
Описание слайда:
Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.
№ слайда 23 Описание слайда:
Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.
№ слайда 24 Описание слайда:
Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины. Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи. Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.
№ слайда 25 Описание слайда:
Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников. Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений. Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще. Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.
№ слайда 26 Описание слайда:
Задание на дом: § 4, с. 18-21. Ответить на вопросы на с. 22.
ppt4web.ru
История Древнего мира 5 класс «Возникновение земледелия и скотоводства»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Тема: Возникновение земледелия и скотоводстваИстория Древнего мира
5 класс.
Слайд 2
Проблемное задание.Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством.
Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Слайд 3
План урока.1.Появление мотыжного земледелия.
2.Приручение животных.
3.Появление ремесла.
4.Родовые общины и племена.
5. Верования.
Слайд 4
Мотыжное земледелие.Хозяйство, основанное на охоте и собирательстве, называется присваивающим ( на протяжении сотен тысяч лет люди присваивали, брали в готовом виде то, что давала природа).
Более 10 тысяч лет назад из собирательства возникло земледелие
Земледелие возникло
в Западной Азии
Слайд 5
Первые земледельцы вскапывали землю и бросали в неё семена.
Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.
Растирая зерна на плоских камнях, получали муку.
На углях очага пекли лепёшки.Мотыжное земледелие.
Слайд 6
Приручение животных. Мужчины иногда с охоты приносили домой детёнышей убитых животных. Они их выкармливали и приручали. Первым домашним животным стала собака, потом свиньи, овцы, козы и коровы. Так из охоты возникло скотоводство.
Примерно, в то же время, что и земледелие.
Жизнь человека теперь зависела от его собственного труда и умения.
Слайд 7
8-9 тыс.лет назад зародилось
производящее хозяйство.
Первым металлом, из которого люди
научились делать орудия, была медь.
Возникли ремесла:
Обработка металлов (меди, золота)
Гончарство – изготовление сосудов
из обожженной глины
3. Прядение – изготовление нитей
из волокон растений и шерсти животных
4. Ткачество – изготовление тканей
с помощью примитивного станкаПоявление ремесла.
Слайд 8
Родовыми общинами управлял старейшина.
Он следил за тем, чтобы все выполняли общественные работы.
Под его руководством
Проходили празднества.
Несколько родовых общин,
живущих в одной местности,
составляли племя.
Племенем управлял
совет старейшин.Родовые общины и племена.
Слайд 9
Слайд 10
Верования. Для первобытных людей все в природе было живым и одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
Самые могущественные духи назывались богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться –нужно только обратить к
богам просьбу-молитву.
Изображения богов и духов
назывались идолами.
Идола старались задобрить жертвами.
Слайд 11
ЗакреплениеВера в богов и духов, в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – ...
Изображение в пещерах почитаемых духов и богов – …
Поражение копьями нарисованных животных – …
Существа, которые являются фантазией древнейших людей, в которых может поселиться душа человека - …
Слайд 12
Какие общие выводы вы сделали? Что посоветуете племенам?1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство.
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом.
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.
Слайд 13
Спасибо за вниманиеДомашнее задание: §4, задания в рабочей тетради №13 (на выбор учащегося)
lusana.ru
Урок в 5 классе тема "Возникновение земледелия и скотоводства"
Наукой о времени является…
Как называется пещера в Испании, в которой была найдена настенная живопись первобытного человека…
Как называется орудие, применяемое для ловли рыб…
Все ближние и дальние родственники считались…
Основной вид деятельности у мужчин в родовой общине …
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.
«
20
18
1
15
1
19
»
29
23
18
3
20
7
14
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА
План: 1.появление мотыжного земледелия 2.приручение животных 3.появление ремесла 4.род и племя 5.духи, идолы, жертвы
1.Появление мотыжного земледелия
Однажды люди заметили, что зерна, просыпанные у входа в пещеру, дали всходы.
Женщины стали рыхлить землю при помощи мотыги и бросать в землю зерна. Так появилось земледелие.
Записать:
земледелие – возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений
каменный топор
серп
2.Приручение животных
Появление земледелия и скотоводства стало возможным потому, что у людей появились излишки продуктов. Почему?
Хозяйство постепенно стало превращаться из присваивающего в производящее.
Теперь благосостояние людей зависело от их труда.
Записать:
скотоводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, шкур и других продуктов
ОВЦА
СОБАКА
КОЗА
ДОМАШНЯЯ ПТИЦА
КОРОВА
СВИНЬЯ
ОСЕЛ
ЛОШАДЬ
3.Появление ремесла
С развитием хозяйства люди стали больше уделять внимания изготовлению орудий труда и домашней утвари.
Издавна люди плели корзины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размокала, если в корзину попадала вода.
Однажды, когда корзина попала в огонь, глина обгорела и стала твердой.
Записать:
ремесло - изготовление различных изделий
В это же время появилось ткачество. Был изобретен простейший ткацкий станок.
Нити делали из льна, или пряли из шерсти животных.
У людей появилась льняная и шерстяная одежда и они стали более защищенными перед непогодой.
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня технологии.
На слайде изображен первобытный сверлильный станок.
При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.
4.Род и племя
Совет старейшин
старейшина
старейшина
Родовая община
Родовая община
5. Духи, идолы, жертвы
Для людей все в природе было одушевленным. Мир, по их мнению, был населен духами.
Самые могущественные духи назывались богами.
Если все вокруг живое, то со всем можно договориться -нужно только обратить к богам просьбу - молитву.
Изображения богов назывались идолами. Для задобрения богов идолам приносили жертвы
Закрепление
Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?
Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?
Почему сородичи слушались старейшин?
Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали.
Домашнее задание:
Параграф 4 читать, уметь пересказывать.
Вопрос письменно: какие еще занятия появились у древних людей?