Роль огня в первобытном мире. Значение использования огня. Первобытные методики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первые формы хозяйства. Освоение огня. Роль огня в первобытном мире


Значение использования огня. Первобытные методики | Блог Алексей Степанов

Значение использования огня

Использование огня

Значение огня в жизни человечества на всех этапах его существования заслуживает отдельного разговора. Вот уже полмиллиона лет, как огонь сделался непременным атрибутом человеческой жизни. В те бесконечно далекие времена его практическое значение было огромным. Огонь — самая надежная защита от хищников. Огонь — источник тепла, давший возможность зажарить мясо, запечь плоды и коренья. И, наконец, огонь — немаловажное средство обработки деревянных орудий (и копья, и дубины уже триста тысяч лет назад стали обжигаться для прочности)...

Однако не меньшую роль он играл в деле упрочения чисто человеческих, социальных отношений. Священный огонь — символ единства коллектива, источник его силы, своенравный друг и охранитель. Его нужно любить и беречь и быть с ним осторожным, дабы его неистовое могущество не обратилось против самого человека. «Тепло домашнего очага» — как далеко в глубь человеческой истории уходит это понятие! Оно знакомо нам всем, хотя наши жилища давным-давно обогреваются не очагами, а батареями центрального отопления и электроприборами. Но, пожалуй, в еще более глубокую древность уводит та тяга к огню, к живому пламени, которая заставляет современных людей сооружать в своих квартирах камины, гасить электричество и зажигать свечи на праздничном столе, собираться у походных костров.

Ко времени появления верхнепалеолитических племен охотников на мамонтов человечество уже давно знало огонь и в совершенстве владело основными способами его добычи. 

Судя по этнографическим данным, таких способов было три: «огневой плуг», «огневая пила» и «огневое сверло».

Первый способ самый простой и быстрый, хотя и требует очень больших усилий: по лежащей на земле деревянной дощечке с сильным нажимом водят концом деревянной палочки — как бы «вспахивают». Образуется узкий желобок, а в нем — древесный порошок и тонкая стружка, которая от нагревания при трении начинает тлеть. К ней подсоединяется легко воспламеняющийся трут и раздувается огонь. Этот способ распространен сравнительно мало; чаще всего им пользовались на островах Полинезии (Чарльз Дарвин научился ему у жителей острова Таити). Изредка он применялся австралийцами, тасманийцами, папуасами и некоторыми отсталыми племенами Индии и Центральной Африки, хотя везде здесь предпочтение отдавалось другим способам.

«Огневая пила» имеет много разновидностей, но все они сводятся к одному принципу: мягкий сухой кусок дерева, лежащий на земле, как бы «пилят» поперек волокон куском твердой древесины. Интересно, что австралийцы, довольно часто прибегающие к этому способу, используют в качестве основы деревянный щит, а в качестве пилы — копьеметалку. Далее все происходило так же, как при «вспахивании» (только там работа велась вдоль волокон): образовывался и возгорался древесный порошок. Часто при таком способе в заранее подготовленную щель подкладывался трут. Иногда вместо деревянной дощечки в качестве «пилы» использовался гибкий растительный шнур. Этот способ употреблялся в Австралии, на Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки.

Высверливание — самый распространенный прием добывания огня. Он состоит в следующем. Небольшую дощечку с заранее выдолбленным углублением кладут на землю и зажимают ступнями ног. В углубление вставляется конец твердой палочки, которую начинают быстро вращать между ладонями, с одновременным нажимом вниз. Делается это настолько мастерски, что руки, невольно соскальзывающие вниз, периодически возвращаются в исходное положение, а вращение при этом не прекращается и не замедляется. Через несколько минут из углубления показывается дымок, а затем тлеющий огонек, который и раздувают при помощи трута. Этот способ распространен практически у всех отсталых народов Земли. В усовершенствованном виде к стержню сверху присоединяется упор, а с боков — ремень, который попеременно тянут за концы, приводя сверло во вращение. Присоединив к концам такого ремня небольшой лук, получим простейший механизм, довольно распространенный в первобытности: лучковое сверло. Далеко не каждый современный человек способен добыть огонь, вращая палочку между ладонями: здесь нужна большая сноровка, даже когда исходные материалы хорошо подобраны. А вот с помощью лучкового сверла это, по-видимому, доступно многим... Попробуйте сами, только помните: дощечка должна быть из мягкой и сухой древесины, а палочка — из твердой.

А как же высекание огня ударами кремня о кремень? Казалось бы, наблюдая за искрами, возникающими при раскалывании кремня, людям было проще додуматься до такого способа получения огня, чем изобретать довольно сложные операции с деревом. Некоторые ученые считают именно так. Б. Ф. Поршнев, например, полагал, что высекание огня, возникшее в процессе изготовления каменных орудий, предшествовало способам получения его трением. Такой же точки зрения придерживался и английский археолог К. П. Оакли. Однако этнографические данные говорят об ином.

Наиболее отсталые народы в XIX веке повсеместно добывали огонь трением, тогда как высекание огня (особенно ударами кремня о кремень) у них было распространено очень слабо. С другой стороны, народы, стоящие на более высокой ступени развития, добывали огонь преимущественно высеканием (кремнем о железо или железную руду — пирит). Порой они тоже применяли трение — но лишь в ритуальных, культовых целях. Да и опыты показывают, что хотя искра при ударе кремня о кремень образуется постоянно, «превратить» ее в огонь достаточно трудно, тогда как разжигание пламени трением доступно, при известном старании, даже современному человеку.

Не исключено, впрочем, что в некоторых случаях люди действительно вначале научились высекать огонь, и лишь потом стали добывать его трением. По крайней мере, в языке одного из племен южно-американских индейцев термин, обозначающий добывание огня, происходит от слова «высекание ударом». Это явно говорит о какой-то давней (возможно, действительно первоначальной!), а в дальнейшем забытой традиции. Я говорю: «забытой» — потому что и здесь, вплоть до недавнего времени, главным способом добывания огня служило опять-таки трение. Однако это — единственное исключение.

Очаги охотников на мамонтов

Первобытные народы отличаются большим искусством в хранении, поддержании огня. Вот что пишет, например, об австралийцах известный российский этнограф Н. А. Бутинов: «Австралийцы очень искусны в устройстве и поддержании костра, он горит у них ровно, не давая большого и слишком яркого пламени. Они смеются над европейскими колонистами, которые устраивают такие большие костры, что к ним опасно приближаться, а пользы от них мало, и поддерживать их долго они не умеют. Напротив, у своего маленького костра австралиец спокойно спит всю ночь, и печет, и жарит на нем пищу».

Нет сомнений в том, что этим искусством люди овладели очень давно. Свидетельство тому — остатки кострищ и очагов, находимые археологами. Особенно интересны и разнообразны очаги на поселениях, датирующихся второй половиной верхнего палеолита, прежде всего — на стоянках с долговременными жилищами. Здесь наряду с простыми очагами, представляющими собой чашеобразное углубление, заполненное золой и углем, встречаются гораздо более сложные конструкции. Обкладка очагов камнями применялась издавна; известна она и в некоторых очагах виллендорфско-костенковской культуры охотников на мамонтов (Зарайская стоянка, верхний культурный слой). В других памятниках этой культуры кроме обкладки применялась обмазка глиной. Там же, где изготавливались керамические фигурки животных (Дольни Вестонице, Костенки 1/1), — отдельные очаги с глиняной обмазкой напоминали простейшие печи.

В непосредственной близости ко многим верхнепалеолитическим очагам в земле вырывались небольшие ямки. Часть их использовалась для запекания пищи, другие служили опорами для столбиков (в них иногда встречаются вертикально торчащие кости, заклинивавшие эти столбики). Сейчас мы устанавливаем на таких опорах перекладину, на которую подвешиваем котелок, чтобы вскипятить чай или сварить уху, а тогда они могли служить основой для вертелов, на которых жарилось мясо.

В основании некоторых очагов были выкопаны канавки. Порой такая канавка уходила от очага в сторону. Зачем? Петербургский археолог Павел Иосифович Борисковский, нашедший такой очаг во время раскопок стоянки Костенки 19, существовавшей около 20 тысяч лет назад и тоже оставленной охотниками на мамонтов, предположил, что по такой канавке в очаг поступал воздух, усиливавший процесс горения. Был поставлен эксперимент: вырыты рядом два очага: с канавкой и без оной. Действительно, в первом из них пламя горело намного лучше.

История Древнего мира / Древний мир / Каменный век / Значение использования огня

источник   

×

cont.ws

Первые формы хозяйства. Освоение огня

Долгие годы в советской и зарубежной литературе по археологии палеолита и по истории первобытного общества велись оживленные споры о древнейших формах хозяйства, о роли охоты и собирательства растительной пищи в жизни древнейших людей. Теперь эти споры отошли в прошлое. В результате многочисленных археологических открытий последних десятилетий — Чжоукоудянь в Китае, Олдувай в Африке, Торральба и Амброна в Испании, пещеры Кударо, Донская и Азыхская на Кавказе и др.— можно считать бесспорно доказанным, что охота на крупных животных была основной формой хозяйства в продолжение всего начального этапа развития первобытного общества: и охотничий образ жизни определял все существование древнейшего человечества. Не следует преувеличивать значение и эффективность охоты олдувайского и ашельского времени — ее удача зависела не столько от совершенства охотничьего оружия, сколько от условий местности, от сплоченности и сноровки охотничьего коллектива, наконец, от случайного стечения обстоятельств. Такое важнейшее охотничье оружие, как лук со стрелами и копье – металка, отсутствовали. Копья не оснащались еще каменными или костяными наконечниками. Основным охотничьим оружием были деревянные дубины, копья и пики, возможно, бола и метательные камни. Во время загонной охоты могло применяться поджигание степной местности. Устраивались, вероятно, и простейшие ямы-ловушки. Все это было очень примитивно и ненадежно. Периоды изобилия чередовались с голодовками. Но охота давала мясо, стимулировала развитие орудий и коллективных форм труда. Именно по этим причинам следует говорить об охоте, в частности об охоте на крупных животных, как об основной, ведущей форме производства древнейшего общества. Пользовавшееся одно время признанием у ряда исследователей положение о том, что древнейшие люди типа питекантропов занимались лишь собиранием плодов, ягод, кореньев и ловлей мелких животных, а охота на крупных животных распространилась только у неандертальцев мустьерской эпохи, окончательно отброшено современной наукой. Однако, отмечая ведущую роль охоты уже в олдувайскую эпоху и в ашеле, не будем преуменьшать значение собирательства. В количественном отношении основной пищей человека, по всей вероятности, были тогда плоды, орехи и корни — пища, унаследованная от животного состояния. Важнейшим и в то же время простейшим и распространеннейшим орудием первобытного собирательства являлась прямая деревянная копательная палка, заостренная, а в некоторых случаях для придания большей твердости и обожженная на одном конце [Борисковский, 1961]. Обломки таких копательных палок найдены в Торральбе и в Каламбо. Полтора-два века тому назад они были известны всем охотничье-собирательским племенам земного шара: от наиболее примитивных тасманийцев до относительно более развитых индейцев Калифорнии и эскимосов Лабрадора и Гренландии. Землекопная палка служила не столько для выкапывания, сколько для разрыхления-земли; затем разрыхленная земля выгребалась руками, лопаткой животного или деревянным корытцем. С помощью таких палок австралийцы выкапывали ямы, достигавшие иногда 1.5 м глубины, действуя очень быстрой порой даже предпочитая палку железной лопате. На Суматре с помощью подобного орудия выкапывали ямы для ловли слонов. Но человек, вооруженный палкой в качестве единственного копательного орудия, в очень большой мере зависел от окружающих природных условий — от свойств грунта, который он копал, и от времени года, когда производилась эта работа. Австралийская копательная палка, например, была малопригодна для работы в вязкой глине. Копательная палка огнеземельцев да и других племен не годилась для работы в промерзшей земле. Так, вероятно, было и у древнепалеолитических людей. Только в позднем палеолите появились усовершенствованные, гораздо более эффективные мотыги и кирки из бивня мамонта и из оленьего рога, пригодные для работы в мерзлом грунте.

В истории человечества начиная с древнего палеолита огромную роль сыграл огонь. Наиболее важным культурным приобретением позднеашельского и следующего за ним мустьерского времени явилась выработка способов искусственного его добывания. Ф. Энгельс так характеризует значение освоения огня: «На пороге истории человечества стоит открытие превращения механического движения в теплоту: добывание огня трением; в конце протекшего до сих пор периода развития стоит открытие превращения теплоты в механическое движение: паровая машина. — И несмотря на гигантский освободительный переворот, который совершает в социальном мире паровая машина… все же не подлежит сомнению, что добывание огня трением превосходит паровую машину по своему всемирно-историческому освободительному действию. Ведь добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

На стоянках олдувайского времени следы огня (угли, зола, обожженные кости) отсутствуют. Они впервые появляются в древнем ашеле, но представлены далеко не всюду. На стоянках среднего и позднего ашеля следы огня распространяются широко, но только в самом конце позднего ашеля (финальный ашель) и в мустьерскую эпоху можно констатировать повсеместное распространение огня. Это позволяет приурочить к позднему ашелю и к мустьерской эпохе выработку способов его искусственного добывания. Несомненно, освоение огня стимулировалось процессом похолодания. Наглядным подтверждением служит тот факт, что на территории Африки люди освоили огонь гораздо позднее, чем в Азии и в Европе, и именно в период существенного похолодания. В предшествующее же время — в древнем ашеле, в минделе — обитатели таких стойбищ, как Чжоукоудянь, Вертешсёллёш, Терра-Амата, вероятно, умели только поддерживать и использовать случайно полученный огонь. При отсутствии оседлости и постоянных перекочевках неизбежны были частое €го угасание и потеря навсегда для тех или иных групп людей. Поэтому многие древнеашельские и среднеашельские стоянки не содержат остатков огня. Их обитатели, хотя и были современниками обитателей Вертешсёллёша и Терра-Аматы, огня не знали или его утратили. Если бы люди самого конца позднего ашеля, а также мустьерской эпохи не умели искусственно добывать огонь, остатки его не были бы так широко, повсеместно распространены начиная с данного времени.

Целесообразно подробнее остановиться на проблеме освоения огня и древнейших способах его добывания. Можно предполагать, что древнейший период в истории овладения человека огнем — лериод использования естественного огня, полученного в результате вулканического извержения или удара молнии в дерево, непрерывного его поддерживания и переноса с места на место. Все примитивные племена XIX в. пользовались огнем. Почти все они умели и добывать его. Однако к добыванию огня заново почти никогда не прибегали. Огонь поддерживали в жилище, не давали ему погаснуть, а в тех случаях, когда он угасал, занимали у соседей. Во время перекочевок брали с собой в специальных вместилищах тлеющие головни или тлеющий древесный порошок. Такие головни могут тлеть в течение нескольких дней. Примитивные люди были очень искусны в выборе подходящих пород дерева. Н. Н. Миклухо-Маклаю никогда не приходилось наблюдать, чтобы папуасы добывали огонь. Они постоянно поддерживали его в своих жилищах или около них и брали с собой в виде головешек или зажженных сучьев, путешествуя по суше и по морю. У тасманийцев и австралийцев, наиболее примитивных по своей культуре племен, существовавших в XIX в., постоянным спутником во время перекочевок являлся тлеющий факел из коры или тлеющая головня. Отсюда можно сделать вывод, что отсталые племена недавнего времени пережили длительный период, в течение которого они знали огонь, но не умели его добывать. Навыки и обычаи, развившиеся тогда, удержались и впоследствии. Характерно, что у многих даже гораздо более развитых народов сохранился обычай поддерживать неугасимый огонь. В распространенных у многих народов мифах рассказывается не об обучении человека способам добывания огня, а о получении им уже готового огня и об ознакомлении с его благодетельными свойствами. Таков, в частности, древнегреческий миф о Прометее.

На этой ступени человек овладел техникой поддерживания и переноса огня. Человек узнал, что огонь раздувается ветром, что он имеет такие естественные преграды, как вода, земля, скалы, что огонь необходимо поддерживать топливом и что с помощью последнего его можно переносить с места на место. Человек. ознакомился с теми породами дерева, которые дольше всего тлеют и легче воспламеняются, могут служить трутом. Он научился с помощью древесных стружек, сучков коры, сухой травы

collectedpapers.com.ua

Пожары преобразили первобытных людей

Первобытные люди использовали преимущества приготовленной пищи раньше, чем начали добывать огонь.

Антропологи из университета Юты вдвинули теорию «огнелюбивых приматов», считая, что древнейшие люди воспользовались теми преимуществами, которые им давали пожары в саваннах, и смогли лучше питаться. Подробности можно прочитать в журнале Evolutionary Anthropology.

Очевидно, что огонь сыграл важнейшую роль в истории человечества, но до сих пор ученые спорят о том, каким образом люди научились его использовать. Чаще всего предполагают, что первое знакомство с огнем произошло более или менее случайно —ветки, подожженные молнией или угли, тлевшие после лесного пожара; затем люди научились поддерживать огонь, еще не умея его добывать. В пользу этой гипотезы свидетельствуют археологические находки, иногда показывающие, что огонь в очаге в некоторых случаях поддерживался в течение тысяч лет. Существует даже версия о том, что на глазах у древних людей камень, отскочивший от скалы, ударился о другой камень, высек искру, которая подожгла сухую траву.

Однако антропологи из университета Юты во главе с Кристен Хоукс (Kristen Hawkes) считают, что задолго до того, как люди научились поддерживать, и уж тем более добывать огонь, они уже пользовались теми преимуществами, которые можно было получить от приготовления пищи.

Археологические данные показывают, что те территории в Африке, где, по всей видимости, появились первые люди, — земли нынешней Танзании, Кении, Эфиопии, — примерно два-три миллиона лет назад стали намного суше, чем раньше. Уменьшилась площадь влажных джунглей и на смену им пришли более сухие саванны, в которых, очевидно, чаще возникали пожары.

Теоретически можно подумать, что степной пожар должен пугать людей и подталкивать их к бегству. Но Хоукс утверждает, что происходило как раз обратное — первобытные люди достаточно быстро сообразили, что после пожара они смогут найти больше пищи , причем уже зажаренной. Это могли быть и обгоревшие овощи или фрукты, или даже остатки сгоревших животных. В любом случае, люди получали пищу, уже приготовленную для них.

По мнению антропологов, косвенным свидетельством в пользу этого предположения служат те физиологические изменения, которые произошли с первобытными людьми задолго до того времени, когда археологи обнаруживают хоть какие-то подобия очагов. У древних людей уже около 2 миллионов лет назад уменьшилась длина зубов и размер тех костей, которые связаны с жеванием. Это явно говорит о том, что людям стало легче пережевывать пищу.

Мало того, считает Кристен Хоукс, именно обновленное питание помогло людям начать расселяться по земному шару. Сначала они, как и все высшие приматы, предпочитали обитать в тех регионах, где дети могли бы как можно раньше начать питаться самостоятельно. Однако улучшившееся питание увеличило и продолжительность жизни, а значит, появилось больше пожилых женщин, которые могли заботиться о малышах, пока родители добывали пищу в менее удобных условиях. Отсюда — возможность перемещаться на новые территории. Кстати, ранее та же группа выдвинула гипотезу, что менопаузе, то есть бабушкам, мы обязаны и моногамией (см. «Бабушки как фундамент крепкого доисторического брака»).

scientificrussia.ru


Смотрите также