Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. Символика первобытного орнамента
Символы в орнаментах различных народов.
Культура всех народов мира развивалась в своем индивидуальном направлении и имела свой особый путь становления. При этом в дошедших до наших дней памятниках прошлого легко угадываются и общие мотивы, характерные одновременно для всех стран, национальностей и народов мира.
Чем объяснить столь удивительный факт? Если пристально углубиться в историю искусства каждой отдельной нации, можно проследить плавный переход от первобытного, не трансформированного сознания, наделенного простейшими формами и образами, к более сложному, высоко художественному и изощренному восприятию действительности.
Самым веским доказательством общности культур являются орнаментальные символы, которые присутствуют в живописи всех современных народов в виде устоявшихся веками, традиционно сложившихся художественных форм. Если проанализировать элементы древних орнаментов, станет многое понятно в образе мышления древних, сложится воедино вектор развития общемирового сознания.
Прежде всего, стоит отметить, что все фольклорные мотивы имели прообразами мифологическое мировосприятие. Им характерна простота линий, четкость форм и устойчивость повторяющихся элементов, главные из которых присутствуют и по сей день в традиционных орнаментах всех народов. Вот самые распространенные и знаменитые из них:
1. Символика женского и мужского начала. Практически во всех культурах присутствуют противоположные образы Женщины и Мужчины (в абстрактном значении этих форм). Большинство знаменитых орнаментов, так или иначе, наличествует данные формы в своем составе как неотъемлемый атрибут. Например - простейшая на наш взгляд форма (Х) лежит в основе символа Мужского начала, а противоположная (+) - символизирует Женское начало. Существуют и объединенные символы, сочетающие обе эти формы. Перечисленные символы являются лишь базовой основой для начертания орнамента, дополняются и развиваются многочисленными другими элементами.
Символ розенкрейцеров. Он означает искупительную мощь крови Христа, а также представляет собой триумф духа, цикл смерти и возрождения. В некоторых толкованиях также символизирует союз мужского и женского божественного начала. Розенкрейцеры занимались черной магией, кабалистикой и алхимией, начиная с 17 века.
В центре вышивки - символ соединения двух родов, известный как Свадебник. Слияние мужского и женского начала в одну общую силу, единение и общая судьба.
Традиционные древне-славянские солярные символы дополняют действие Свадебника. Колард и Солард, солнечные кресты, традиционно вышивались на одежде новобрачных.
Печать Соломона, или звезда Давида
Это знаменитая магическая печать Соломона, или звезда Давида. Верхний треугольник в ее изображении – белый, а нижний – черный. Она символизирует, в первую очередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».
Печать Соломона – это также символ эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать, поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – от Неба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенный союз духа и материи в человеке – союз солнечного сплетения и мозга.
2. Символика Земли и Неба. Так же два явно противоположных понятия могут выступать как в противовес друг другу, так и совместно, создавая символ идиллии и гармонии (символ Земли - перевернутый равносторонний треугольник, символ Неба - круг с заключенными в него пересекающимися прямыми).
В буддизме, а также на японских захоронениях можно также встретить статуи состоящие из этих фигур. В основании находится квадрат, затем идет круг, после него – треугольник. Квадрат — символ земли, а круг — символ неба. Вся фигура символизирует человека и обозначает связь между небом и землей.
3. Символика Солнца. На заре развития искусств представления о мире были далеки от сегодняшних, отсутствовала вера в единого Бога, и приветствовался культ многочисленных языческих богов. Один из самых почитаемых - бог Ра в египетской мифологии (он же Ярила у славян, Гелиос у древних греков, Тонатиу у майя и ацтеков, богиня Солнца Аматэрасу в Японии и т.д.). Вполне объяснимо, что единственно верной символикой Солнца может быть круг, представленный у каждого народа в своей интерпретации.
Это — Солярный символ. Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью.
4. Символика движения и пространства. Изображается в орнаментах в виде ломаной линии. Причем, от ее направления и способа начертания во многом зависит, что именно хотел сказать художник. Так, плавная волнистая линия однозначно означает положительное направление - плодородие, обилие, богатство, долголетие, благополучие во всех его проявлениях. Кривая, состоящая из острых линий, говорит об отталкивании, движении назад, разрыве.
Это лишь небольшой ряд основных орнаментальных символов, присущих одновременно всем культурам. Составленные с их помощью орнаменты могут дополняться другими, менее значимыми элементами, создавая единую гармоничную композицию, которая помимо художественности наделена определенным глубочайшим смыслом.
zharevna.livejournal.com
Глава 6. Символика узоров древних культур. Орнамент в садово-парковом искусстве.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Древний орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т.д. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать.
Выделяют четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
Свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др.(рис.3). Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э.
Знак святого Владимира
Солнечный символ, характеризует обновление в Жизни Рода
Рис. 3. Примеры орнамента "свастика"
В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца. Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения, и в народное искусство. «Народное сознание донесло первоначальный смысл употребления свастики — не просто символа стихии, но того, кто распоряжается стихиями — вечного ветра, Святого Духа» [78:27]. В древнекитайских манускриптах также встречается изображение свастики, но этот знак обозначает понятие «страна», «область».
Меандр. До настоящего времени у исследователей искусства нет единого мнения насчет происхождения орнаментального мотива меандр (этот тип орнамента получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес), который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах и пр. (рис.4).
Плетенка. Сложный и издревле распространенный узор известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль» (тератологический стиль). Особую выразительность плетенка получила в кельтском декоре. Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем у скандинавских и византийских народов, но, пропустив их орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости ее изменили, создав свой особый декор.
Рис. 4. Пример орнамента "меандр"
Впоследствии в ленту плетенки стали включаться изображения отдельных частей тел животных: головы, пасти, лапы, ноги, хвосты и т. д., а также змеи, побеги растений и др. Этот тип украшения очень динамичен, безостановочен и неисчерпаем в своем движении. По всей вероятности, такой орнамент выражал мироощущение диких кочевых народов.
В дальнейшем плетенка заняла почетное место в резном декоре романских соборов, в болгарских, армянских, русских изделиях и сооружениях. Плетенка распространяется во всех странах Европы.
Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта (рис. 5), но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны.
В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
Рис. 5. Примеры египетского орнамента
В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире.
В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».
Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.
В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц. Популярным был мотив плавающего пламя и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.
Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши.
Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства.
В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пяти-лепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок».
Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.
Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство (рис. 6).
Рис.6. Примеры китайского орнамента
Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства. Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность.
Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.
В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. В начале XVII в. особенно популярным был мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого. Некоторые цветы и явления природы символизируют времена года: цветы сливы в снегу — зима, цветок вишни, камелия, дерево ивы, туманная дымка — весна, пион, кукушка, цикады — лето, хризантема, алые листья клена, олень, луна — осень.
Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.
Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов — растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).
Ислими и гирих (рис.7) всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.
Ислими
Гирих
Рис. 7. Примеры исламских орнаментов
В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм (рис. 8). Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).
Рис. 8. Примеры орнамента "Арабеска"
studfiles.net
Роль орнамента в традиционной культуре
В культурологии под традиционной (от лат. tradere – «передавать») культурой понимается автохтонная или народная (этническая) культура, т.е. совокупность духовных и материальных ценностей, мировоззрение и образ жизни коренного населения той или иной местности. Как правило, традиционная культура противопоставляется тем элементам культуры, которые возникли относительно недавно (за последние 100 – 200 лет) и были привнесены извне или имеют элитарное происхождение. Так, например, культуру Руси допетровского времени принято называть «русской традиционной культурой», в то время как русская литература XIX века (развивавшаяся под европейским влиянием и создаваемая дворянством) относится уже к «русской классической культуре».
Традиционная культура существовала с глубокой древности у всех народов. Первобытная культура, культура древних цивилизаций, средневековая культура могут быть названы традиционными. Для данного типа культуры характерны такие черты, как ориентация на прошлое, усвоение и воспроизведение традиций, обычаев, образа жизни старших поколений, консерватизм, статичность, отсутствие изменений, новаций. Жизнь каждого человека в такой культуре предсказуема и строго регламентирована системой ритуалов, норм, запретов, освящённых традицией. Элементы этнической, или народной культуры – обряды, обычаи, мифы, фольклор – передаются посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, не требующей никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура, как правило, не нуждается в письменности. Механизмом коммуникации в ней является непосредственное общение людей.
Однако даже в бесписьменном обществе с глубокой древности существовали особые способы кодирования важнейшей духовной информации об устройстве мира, нашедшие своё выражение в традиционном орнаменте, знаки которого украшают предметы быта, одежду и стены жилищ в любой традиционной культуре мира. Эти графические символы, окружавшие человека на протяжении всей жизни, постоянно напоминали ему о базовых ценностях коллективного бытия, содержали в зашифрованном виде жизненно важную ин-формацию, выполняли магическую, защитную функцию, своей упорядоченностью оберегая человека и обжитый им мир от сил тьмы, разрушения и хаоса.Орнамент (лат. ornemantum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Оперируя отвлечёнными, геометрическими формами или стилизуя реальные (растительные, зооморфные, антропоморфные) мотивы, орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. Но в любом традиционном орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную выразительность. Важное значение в развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и первые его следы запечатлены уже в эпоху верхнего палеолита (35 – 10 тыс. лет до н.э.). В культуре неолита (7 – 2 тыс. до н.э.) орнамент достигает большого разнообразия форм и начинает доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему декоративных знаков, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Сравнительное изучение элементов и символов традиционного орнамента народов мира позволяет воссоздать космологические представления наших предков, выявить универсальные черты человеческого мышления, раскрыть смысловую значимость традиционной символики и её роль в сохранении и передаче из поколения в поколение базовых ценностей духовной культуры общества.
Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И всё-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По представлениям, присущим людям традиционной культуры, причины болезней человека или домашнего скота, порчи продуктов и других житейских неприятностей заключаются в воздействии невидимых сил – враждебных человеку духов окружающего пространства или сознательно наведённого кем-то колдовства. Силы зла, постоянно подстерегающие человека, изначально связаны с разрушением порядка, хаосом. Древнегреческое слово хаос обозначало неупорядоченное, бесформенное первичное состояние мира, которое должно быть устранено божественным актом творения, превращающим хаос в космос (по-гречески это слово буквально означает «украшенный», «упорядоченный»). Украшая жилище, одежду, оружие или поверхность сосуда знаками орнамента, человек уподоблялся Творцу, созидающему Космос. Именно в этом кроется глубинный смысл традиционного орнамента: он не просто декорирует поверхность предмета, но в миниатюре повторяет саму гармонию мироздания, обеспечивая тем самым магическую защиту от сил хаоса.
Сосуд эпохи неолита. ИспанияПо-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было ещё далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых точек, линий, вмятин, сделанных на горловине вылепленного сосуда пальцем или острым камнем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» содержимое сосуда от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле – там, где заканчивается сама ткань одежды и открывается доступ к телу. Этим же стремлением защитить дом от проникновения тёмных сил объясняется украшение окон избы резными наличниками, а фасада – солярными знаками.
Выделяют несколько видов традиционного орнамента: 1) геометрический – состоит из ритмически повторяющихся элементов: точек, линий, кругов, спиралей и других геометрических фигур; 2) растительный – составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.д.; 3) зооморфный – включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных; 4) антропоморфный – в качестве основных мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Все знаки традиционного орнамента несут в себе определённую информацию. Из перечисленных разновидностей орнамента наиболее архаичным является геометрический, элементы которого получили распространение ещё в эпоху палеолита. Они являются отражением тех базовых структур, которые лежат в основе нашего мира, его знаки символически выражают ключевые идеи устройства мироздания. Рассмотрим подробнее наиболее значимые из этих универсальных символов, известных всем народам Земли.
Мотив круга на русских прялках.Круг является, пожалуй, важнейшим и наиболее распространенным геометрическим символом, форма которого была подсказана древнему человеку образами Солнца и Луны. В традиционной символике круг воплощает идею Бога как Абсолюта, Первоначала, Бесконечности. У круга нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентации; и небосвод тоже – вследствие круговых траекторий движения звезд вокруг небесного полюса – представляется как круглый купол, поэтому круг олицетворяет собой небо. Если на него нанести спицы (радиусы), то он станет символом колеса, которое в противоположность неизменяемости круга демонстрирует дополнительное качество – динамику.
Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства. В то же время кругу свойственна ориентация на центр. Круг с точкой в центре может быть рассмотрен как олицетворяющий процесс развития от одной точки и уподоблен эмбриону. Круг – это солярный символ, что обусловлено не только формой, но и круговым характером суточного и годового движения солнца. Круг также соотносится со сферой как идеальным геометрическим телом.
Мотив круга в традиционной резьбе по дереву. Россия.
Одной из основных функций круга является разграничение внутреннего и внешнего пространства. Эта фигура связывается с защитой (магический круг, очерченный для защиты от нечистой силы, используется в различных традициях). Круг – одна из форм созидания пространства. Многие древние культовые архитектурные сооружения являются круглыми в плане (например, знаменитый Стоунхендж в Англии), в форме окружности нередко возводились и поселения.
В большинстве традиций космос, как упорядоченное пространство жизни, предстает в виде шара, графически изображаемого посредством круга. В символике круга также нашла отражение идея цикличности времени (этимологически русское слово «время» имеет значение «то, что вращается»: сравн. древнерусское «веремя» и «веретено»). Таким образом, круг – это и символ вечно повторяющегося годового цикла.
В традиционной символике круг противопоставлен квадрату и в то же время соотносится с ним. Квадрат выражает идею земного, материального мира (четыре стороны света), круг ассоциируется с небесным куполом, небосводом. Эта идее отражена, в частности, в архитектурной символике православного крестово-купольного храма, где квадратное в плане основание преходит в круглый барабан купола. В индийской или тибетской мандале (мандала – «карта космоса», священное изображение для медитации в индуизме и буддизме) внешний круг символизирует целостность универсума, вписанный в него квадрат – пространство обитаемого мира, тогда как круг внутри квадрата содержит сакральный объект почитания. Китайский символ Абсолюта (Дао) – Ян-Инь так же имеет вид круга, разделенного пополам волнистой линией, что символизирует взаимодействие, взаимопроникновение двух начал бытия, их неразрывное единство.
Буддийская мандала
Вариациями мотива круга в традиционном орнаменте являются изображения креста в круге, колеса с шестью или восемью спицами, которые обычно интерпретируются исследователями как солярные (солнечные) знаки и встречаются в качестве символов в различных культурах мира. Так, главный символ буддизма – Колесо Закона (Дхармачакра) – представляет собой именно круг с восемью спицами, символизирующими восемь этапов Благородного пути восхождения к нирване.
Спираль – очень древний и широко распространенный графический символ, родственный кругу или, точнее, системе концентрических кругов, которую на первый взгляд не всегда можно отличить от спирали. Спираль – это динамическая система, в предельном обобщении её можно рассматривать как символ развития мира, эволюции (круг в движении и расширении). В индийской мистической традиции спирально свернувшейся змеёй изображается кундалини – символ жизненной энергии, связанной с продолжением рода (представление о змее Кундалини – важный элемент учения йоги).
Сосуд Минойской культуры (Древний Крит)
Спиральные формы часто встречаются в природе: галактики, водовороты и смерчи, раковины моллюсков, папиллярные линии пальцев, двойная спираль молекулы ДНК. С древнейших времен мотив спирали – это один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Он использовался со времен палеолита и появляется в додинастическом Египте, на Крите, в Микенах, Месопотамии, Индии, Китае, Японии, доколумбовой Америке, Европе, Скандинавии и Британии; он найден также в Океании.
Рельеф из Микен. Древняя Греция
Мотив спирали в античной мозаике.
Крест – древний знак, обозначающий Бога, человека, раскинувшего руки в стороны (микрокосм) и мироздание в целом (макрокосм) как соединение двух начал: Материи, земного или женского начала (горизонтальная черта) и Духа, небесного или мужского начала (вертикаль). Крест – символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения. Он отражает идею диалектического единства космоса.
Крест символизирует также древние представления человека об окружающем пространстве – мире, где отсчёт идёт от человека вовне, во «все четыре стороны», окружающего человека со всех четырёх сторон. В пользу этого говорят выражения: «окрест» (вокруг), «на все четыре стороны» (то есть в пространство вообще), «окрестности» (местность вокруг).
Крест на донце сосуда из погребения вятичей, 12 век (Орехово-Зуевский район).
Сосуд Трипольской культуры (IV – III тыс. до н.э.).
Крест в круге на плитах захоронения эпохи бронзы. Дания.
С крестом связана сакрализация числа четыре: четыре стороны света, разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), календарного годового круга на четыре сезона. Крест – универсальный символ, встречающийся во всех традиционных культурах, поэтому нет ничего удивительного, что он стал главным символом христианства – одной из первых мировых религий, распространивших своё учение среди разных народов. Крест был хорошо знаком всем язычникам, и это во многом способствовало принятию новой веры и её главного символа, в котором язычники узнавали привычный для них образ.
Существует множество вариантов креста – египетский (Анх), кельтский, скандинавский, коптский, крест св. Петра (перевёрнутый) и другие. Различные графи-ческие виды крестов широко используются в традиционной символике.Крест в круге – символ жизни и мироздания в целом, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует полдень, в нижней – полночь; правая и левая точки – восхода и захода. Более поздние трактовки, связывают крест с днями зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, соответственно. Солнечный крест (крест в круге, или кельтский крест) очень часто встречается на предметах доисторической Европы, особенно в эпохи неолита и бронзового века.
Ромб с точками на женской статуэтке. Трипольская культура, IV тыс. до н.э.
Ромб. Мотивы «ромб», «ромб с крючками», «ромб с точкой», «перекрещенный ромб» чрезвычайно распространены. По мнению большинства исследователей, этот знак относит-ся к символам плодородия, оплодотворения. Чаще мотив «ромб с точками» трактуют как засеянное поле, а поскольку этот знак часто встречается на женских статуэтках периода энеолита, его также считают символом женского начала, неразрывно связанного с идеями плодородия, оплодотворения, продолжения рода. Недаром по этнографическим данным этот мотив часто встречается именно на свадебной женской одежде и на одежде женщин, состоявших в браке первый год – рождение детей, продолжение рода считалось основным следствием брака, и просьбы об этом фиксировалось на рубашке. «Перекрещенный ромб» относят к древним знакам, которые символизировали землю – поле, участок, пашня, которая может дать урожай. Древние земледельцы почти во всех традиционных культурах отождествляли землю с женщиной-матерью, и представление это в русской народной культуре отражено в эпитетах, которыми наделяли крестьяне землю: «Мать-Сыра-Земля», «Земля-матушка».
Ромбические узоры в русской народной вышивке.
Свастика – крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. Свастика – один из самых древних и широко распространённых графических символов. Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира.
Свастичный узор на пряслицах эпохи неолита. Археологический музей г. Анталии. Турция
Свастика использовалась во всех традиционных культурах – она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры. Лево- и правосторонняя свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд, III тыс. до н.э.), Древнем Китае и Древней Греции. Свастика – один из главных символов индуизма и буддизма. В Индии, Тибете и странах юго-восточной Азии его можно увидеть повсюду. В Западной Европе свастика украшает оружие и другие предметы древних кельтов, германцев, славян. В русской традиционной вышивке свастичный узор – наиболее часто повторяющийся мотив.
Роспись греческого сосуда гомеровской эпохи.
Статуя Будды.
Узоры русской традиционной вышивки.
Узор женской одежды. Русский Север
Свастика – многозначный символ, так как она вбирает в себя символику других уже упомянутых нами мотивов: креста, ромба, вращения по кругу. У большинства древних на-родов она была символом движения жизни, Солнца, света, удачи, благополучия, счастья и созидания. Свастика включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг единого сакрального центра, мировой оси. Её эзотерический символизм связан с идеей полюса – неподвижной точки, незыблемого центра, вокруг которого вращается космос. Многие галактики, в том числе и наша – Млечный Путь, напоминают именно свастику.
Различаются виды свастики: она может быть право- и левосторонней. У народов Индии и некоторых других стран Азии направленность вращения свастики имела определённое мистическое значение: например, вращение по часовой стрелке могло символизировать закручивание, сдерживание, концентрацию энергий, против часовой стрелки – наоборот, высвобождение и рассеивание энергии вовне, что ассоциировалось с теми или иными духовными практиками (йога). Так же, подобно китайскому символу «Инь» и «Ян», свастика является дуальным знаком: вращаясь по часовой, символизирует мужскую энергию, против часовой – женскую.
Этимологию слова «свастика» обычно связывают с санскритскими корнями: су (добро, благо) и асти (жизнь, существование), но не исключено, что санскритский корень «сва-» имеет прямые аналоги в русском языке (свет, святой, священный).
К сожалению, в XX веке в Западном мире свастика получила известность как символ гитлеровской Германии и стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией нацизма. Однако подвергать запрету древний символ на этом основании, как это делается сейчас в некоторых странах под предлогом борьбы с фашизмом, значит, пытаться перечеркнуть многотысячелетнюю историю всего человечества.
Меандр – известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента: бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл – она отражала течение человеческой Жизни.
В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Узоры меандрового типа встречаются и в восточных культурах. Включение в меандр сва-стики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya – «свивание» или «круг счастья».
Меандр в древнегреческой вазописи.
Меандр. Древнеримская мозаика
Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах, в мозаичных полах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях. В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается. Меандр в своих различных модификациях становится вершиной развития традиционного геометрического орнамента: в нём соединяются наиболее значимые элементы сакральной геометрии: спираль, крест, свастика, образуя зримый символический образ непрерывного течения и развития Жизни.
Мы рассмотрели наиболее архаичные и наиболее значимые структурные элементы традиционного геометрического орнамента. Каждый из них содержит в себе в максимально сконцентрированном виде важнейшую информацию космологического характера. Сокровенный философский смысл древних узоров в настоящее время, к сожалению, понятен уже далеко не всем. Но это ещё не повод считать, что наши далёкие предки украшали свои дома, одежду и утварь, не думая о том, какую роль играет то или иное изображение. Сама история традиционного орнамента, уводящая нас вглубь тысячелетий, является очевидным подтверждением уникальной сакральной значимости каждого из рассмотренных нами символов, которые на протяжении всей обозримой истории человечества передавались людьми из поколения в поколение во всех частях света отнюдь не случайно. В этих магических знаках, запечатлённых в коллективном бессознательном человечества, зашифрована не только информация об устройстве мироздания, очевидно, что их присутствие в мире человека проецирует содержащуюся в них универсальную космическую гармонию вовне, очищая и обеззараживая от любой негативной энергии окружающее пространство. Именно это благотворное воздействие традиционного орнамента, прежде всего, на человеческую психику и ценилось многими поколениями наших предков, воспринималось ими как высшая защитная и целительная магия. Поистине душа каждого народа наиболее отчётливо и ясно воплощена в его декоративно-прикладном искусстве. Мы и сейчас можем подолгу разглядывать в этнографических музеях узоры на старинных прялках и полотенцах, и их замысловатый орнамент удивляет нас своей красотой и гармонией, завораживает своим чётким ритмом. Поверхности, покрытые традиционным орнаментом – это идеальные объекты для медитации, они способны перенастраивать человеческое сознание на размышление о вечных законах организации пространства, на восприятие глубинных основ бытия, заставляют нас поверить в присутствие высшего творческого начала в мире, неотъемлемой частью которого является сам человек.
В данном исследовании мы коснулись лишь некоторых аспектов, связанных с изучением традиционного орнамента. В свете полученных результатов можно обозначить и другие направления изучения данной темы. Например, проследить, как использовались и трансформировались элементы геометрического орнамента в религиозной символике разных народов. Достаточно привести в качестве наглядного примера один из главнейших символов буддизма – Колесо Дхармы, где соединились такие символы, как круг, крест и спиралевидная трёхлучевая свастика (трикветра).
Дхармачакра.
Другим интересным направлением дальнейшего исследования темы может стать изучение традиционных систем письма, в частности, руники или славянской глаголицы, с точки зрения присутствия в начертаниях тех или иных рунических или алфавитных знаков элементов древнего орнамента. Вопрос о происхождении письменности и её несомненной связи с символикой традиционного орнамента также открывает широкий простор для исследований.Подводя итоги данной работы, следует отметить, что изучение роли орнамента в традиционной культуре позволяет сделать вывод об универсальности человеческого мышления на разных этапах развития общества и у разных народов: знаки древнего геометрического орнамента являются единым для всего человечества средством сохранения и передачи сакральной информации о мире. И это служит подтверждением наличия в глубинах коллективного бессознательного единых для всех жителей Земли символов-архетипов, нашедших воплощение в знаках традиционного орнамента.
oz-on.ru
Орнамент. Символика в орнаменте
Орнамент.
Это
слово происходит от латинского слова украшение. Обозначает узор, который
основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.
Как
правило, орнамент используется для украшения различных предметов
декоративно-прикладного искусства.
Самым
первым в истории человечества появился геометрический орнамент.
Его
основными элементами являются прямые или волнистые
линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных
сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые
находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их
помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия
означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб,
круг или квадрат – солнце.
Для
древних людей орнаменты всегда имели магический смысл.
Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину,
а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было
оградить себя от злых духов.
Образ
солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце
во всевозможных видах можно найти в разных предметах.
Прямой
равноконечный крест тоже был образом солнца. Ромб же
был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него
солнечным знаком.
Кроме
геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить
различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню
земли, плодородия.
Изображения
птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так,
две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие
между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе
сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей,
образ трудолюбивой хозяйки.
Очень
часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов,
которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором
урожая.
Все
существующие орнаменты можно разделить на несколько видов.
Это деление связано с тем, что именно изображено.
В
процессе изготовления глиняных изделий на гончарном круге, появляется
характерный рисунок. То же самое происходит и тогда, когда прядется ткань или
плетутся веревки. Такой вид орнамента называется техническим.
К
следующему виду относится символический орнамент. Здесь через простые
символы можно выразить даже самое сложное понятие. Этот вид орнамента появился в
Древнем Египте и других странах Древнего Востока, но и сегодня он
продолжает играть важную роль.
Растительный
орнамент. Это второй по распространению орнамент после геометрического,
для него характерны свои мотивы, причем они отличаются от страны в которой их
наносят и от времени когда они были сделаны. С помощью растительного орнамента
можно создать очень много самых разнообразных сюжетов.
Для
этого вида орнамента характерны многочисленные формы растений:
листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. В руках мастера первоначальные
формы, масштабы, цвет изменяются.
Часто
эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается
до неузнаваемости.
К
наиболее распространенным растениям, которые используются для этого вида
относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель,
лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Каллиграфический
или эпиграфический орнамент. Он состоит из отдельных
букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в
Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси.
Фантастический
орнамент. Для него характерны изображения
несуществующего, воображаемого, чаще символического содержания. Особенное
распространение такой вид орнамента с изображением сцен из жизни сказочных
животных получил в странах Древнего Востока.
Еще
существует орнамент, основными элементами которого являются изображение неба,
солнца, облаков, звезд. Его называют астральный или звездный (от
слова ”астра” – звезда). Наиболее распространен в Японии и Китае.
Если
же для орнамента используются разнообразные пейзажи, то перед нами пейзажный
орнамент.
Животный
орнамент. Орнамент, который состоит из изображений птиц и
зверей. Как похожих на настоящих, так и условных.
Предметный
орнамент. Возник в древнем Риме и широко используется и
сегодня. Для него характерны изображения военной атрибутики, предметов
быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Очень
большую роль орнамент играл в русском народном костюме. Основными
мотивами являлись знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры –
символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии –
знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения
дерева – олицетворение вечно живой природы.
Вышивка
на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью
узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого
человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала
она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни
и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она
украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и
светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него
счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери
или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет
ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.
Когда
дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной
юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня,
солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде
всегда была красного цвета.
Итоги
урока. Мы узнали об орнаменте. Это поможет вам определится с
тем, чем будет украшено ваше изделие.
videouroki.net
Виды орнаментов. | "В мире вещей"
Дорогой мой читатель, как Вы осознаёте, что вещь Вам нравится? Я говорю о внешней привлекательности. Допустим, это какая-нибудь ваза или горшок…
Да, первое, что бросается в глаза это форма. И не открою Америку, если сообщу, что многие по-настоящему ценные произведения декоративного искусства привлекают к себе именно формой. Они настолько гармоничны в своих пропорциях, правильно найденных соотношениях, что, порой, совершенно не нуждаются в декоре. И замечу, что однообразные пропорции делают предмет скучным и невыразительным. И в таких случаях художники и прибегают к дополнительным мерам. С помощью декора можно подчеркнуть форму предмета, уравновесить крупные части, с помощью горизонтальных и вертикальных линий можно даже самую простейшую форму превратить в шедевр.
Декор тем лучше сочетается с формой предмета, чем больше он её подчеркивает.
А что Вы понимаете под словом «декор» ?
Конечно же в обычной жизни мы употребляем более простые слова : точечки, линии, завитушки, листики, цветочки. И все эти элементы объединяют два слова- 1. элементы 2. орнамента.
Какие виды орнаментов мы знаем?
Итак, начинаем нашу прогулку с мир декоративно-прикладного искусства!
Геометрический орнамент состоит из простых элементов, которые можно сочетать между собой, создавая сложные и удивительные по красоте узоры. Но я перечислю самые простые, которые, кстати, могут присутствовать в декоре и вполне самостоятельно.
Точка- сама по себе никакого значения не имеет, но при повторении даёт неплохой декоративный эффект. Успешно применялась в искусстве Сасанидского Ирана и в китайских изделиях Танского периода.
Линия- наверное, самый распространённый элемент в декоре и часто служит для разграничения отдельных мотивов. Её можно встретить и на доисторических предметах и на греческих вазах.
Зигзаг (ломаная линия)- в Древнем Египте служила знаком воды, так же подобный декор можно встретить и на изделиях романской Франции или неолитического Китая.
Шевроны - ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Была распространена у берберов, в романском искусстве, в Китае (период Шан).
Вязь - элемент характерный для исламского искусства. Но был распространён и в древневосточном, и в греческом декоре. В средние века становится очень популярен в книжной миниатюре, а в Ирландии на резных крестах. В эпоху Возрождения данный элемент встречается на книжных переплётах и фаянсовых изделиях. Так же Леонардо да Винчи оставил нам уникальные образцы этого мотива.
Меандр - изломанная под прямым углом лента. Все помнят греческие вазы геометрического стиля, а я сюда добавлю Древнюю Мексику и японские ткани.
Квадрат — элемент, ограничивающий поверхности, заполненные мотивами. Примером служат кессонированные потолки эпохи возрождения.
Ромб - так же служит для ограничения декорируемых поверхностей. Используется в доисторической гончарной посуде или можно увидеть на китайских бронзовых изделиях периода Шан.
Шашечный орнамент- используется в декоре тканей еще со времен Древнего Египта.
Треугольник - распространен в орнаментах мозаичных полов и в тканях.
Шестиугольник (восьмиугольник)- часто используются в странах Ислама.
Крест- данный элемент встречается не только в древних или современных христианских цивилизациях, но так же и в античном искусстве, в орнаментах берберских украшений. Свастику можно увидеть в странах Центральной и Юго-Восточной Азии.
1.крюковидный 2. германский 3. иерусалимский 4. лапчатый 5. мальтийский 6. лапчатый пыпуклый 7. цветочный 8. цветочный вогнутый 9. якорный 10. полый, с круглым завершением 11. заключенный в круг 12.с кругом в центре 13. зубчатый 14. ромбовидный 15. кельтский
До этого момента я перечисляла прямолинейные элементы орнамента. А что у нас с кривыми линиями?
Синусоида - волнообразная лента, встречается в обрамлении романских и китайских изделий.
Спираль - очень популярный элемент у художников, характерна для эгейской и позднее микенской культуры.
Витой шнур - линия закрученная спиралью вокруг своей оси, встречается очень часто и в разных странах.
Круг - являет собой самостоятельный элемент, а иногда служит для ограничения поверхности, заключающей в себе другие мотивы, например, японские гербы.
Полукруг- известен гораздо меньше, использовался в архитектуре как рельефный орнамент в форме переплетённых арок.
Эллипс- часто используется в орнаментах эпохи Возрождения.
С геометрией мы закончили, а теперь…
Природный орнамент, включает в себя элементы живой природы: морские волны, ореол пламени, солнце, звезды, стилизованная молния и т.д.
Флора - элемент может быть натуралистичным или же упрощённо стилизованным. Листья иногда предстают как масса, а иногда по отдельности, могут настолько быть стилизованными, что превращаются в игру линий. Очень распространены цветы: лилии в эгейском искусстве, роза в готическом, гиацинт в росписях турецкого фаянса. Мотив цветка умело подчиняется форме : в Египте голубой лотос на предметах треугольной и удлинённой формы, белая водяная лилия на округлых и широких поверхностях. А еще добавлю в этот список такие элементы, как плоды, венки и гирлянды, розетки, пальметты.
Анималистические мотивы - животные имели особое значение и в разных странах были свои предпочтения: изображение льва от искусства Древнего Египта до европейской геральдики, бык в искусстве Древнего Востока, слон в буддийских странах, баран в античном Риме и эпохе Возрждения, змеи в кхмерском искусстве. Среди морской фауны: рыбы, дельфины в Древней Греции, в эпоху Возрождения в Италии и Франции, карп в китайском искусстве, спрут распространён в критских и микенских декорах. Раковины часто встречаются в эпоху Людовика XV и Людовика XVI. Среди насекомых всем известный скарабей в Древнем Египте, бабочки в Китае и Японии, пчелы во французском ампире. И не могу не упомянуть о птицах : сокол в Египте, орёл в Риме, Византии, Германской империи, павлин у христиан, журавль и мандариновая уточка в Китае и Японии. Иногда используются лишь отдельные элементы животных: бычьи головы, львиные лапы или просто сказочные мистические существа: египетские сфинксы, грифоны, химеры, драконы.
Человек - часто используется как сюжет орнамента, иногда схематично и стилизованно, иногда реалистично. Существуют и карикатурные изображения, например, греческие терракоты или резные украшения готических откидных скамеечек. Иногда используют человеческое лицо, на его основе и родился маскарон, а так же в качестве элементов можно увидеть и глаза, сердце, ноги, руки. Человека «сращивали» с различными существами и рождались кентавры, амуры, ренессансные гротески с телами, вырастающими из растений.
лица-листья: зарисовки из альбома Виллара де Оннекура XIIIв.
Пейзаж - использовался довольно редко и, порой, ограничивался парой деревьев.
Неодушевлённые предметы- в качестве примера назову готические свитки и ленты XVIII столетия, доспехи и трофеи, вазы, рог изобилия эпохи Людовика XIV, а так же греческие корабли, японские мосты и веера, французские монгольфьеры. В целом любой предмет, созданный руками человека, рано или поздно попадал в орнамент.
Комплексные мотивы, это элементы декора с двойным назначением : утилитарным и декоративным.
арабская куфическая надпись, украшающая михраб Большой мечети в Кордове 965г.
Надписи- широко применяются в качестве украшения. Иногда сами знаки носят характер орнамента. Напоминаю о египетских иероглифах, а вспомним китайское и арабское письмо и всё сразу понятно. Чаще всего элементы помещали на бордюрах. Но древнегреческое и средневековое готическое письмо использовалось гораздо меньше.
Символические мотивы- их великое множество и они созвучны с теми элементами, о которых я говорила выше. Треугольник- символизирует горы на керамике неолитического Китая. Круг, спираль и близкие им мотивы в Древнем Китае имеют космологический смысл, символизируют небо, движение светил, облака и гром. Круг, разделённый надвое спиралью- знак «янь-инь» символизирует нераздельность мужского и женского начал. Среди растительных мотивов сразу хочется упомянуть розу- символ королевской власти в средневековой Англии, лилию во Франции, а лотос в буддийском искусстве.
Геральдические мотивы- гербы в форме круга у мусульман, японские фамильные гербы, в Европе гербы в качестве декоративного элемента используют в основном в средневековом искусстве. Гербы имеют разные формы в разных странах. Так итальянские и немецкие гербовые щиты нельзя спутать с французскими. Позднее к щиту начали добавлять различные элементы, которые не всегда удачно его дополняли. К дополняющим элементам относились шлем или корона над щитом, львы или другие животные, поддерживающие щит, а под ними лента с девизом.
На этом я свой рассказ о видах орнамента заканчиваю. Мы с Вами прошлись по основным элементам орнамента, но чтобы все они по-настоящему «заработали» необходимо знать все тонкости стилизации и принципы построения орнаментов, уметь правильно выбрать цвет и научиться распределять декор «не убивая форму» а подчёркивая её преимущества.
А об этом я расскажу в следующий раз…
vmireveschey.ru
Орнаменты народов мира: стили, мотивы, узоры
Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.
Разновидности и мотивы
Украшение - это один из первых видов изобразительного искусства. Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.
Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:
построенные на геометрии фигур;
фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
комбинированный или сюжетный узор.
Орнаменты народов мира включают такие мотивы:
пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или турецким огурцом;
изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.
Белорусский орнамент - особенности и неповторимость
Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:
декоративность стилизации;
связь с предметами, на которые нанесена отделка;
большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
конструктивность;
многообразность.
Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.
Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.
На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.
В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.
Египет. Орнамент - специфичность и уникальность
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.
Основные мотивы включают:
растительные узоры;
анималистические изображения;
религиозные темы;
символизм.
Основным обозначением является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.
Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, тутовое дерево, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.
Среди геометрических линий следует выделить:
прямые;
ломаные;
волнообразные;
сетчатые;
точечные.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция
Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.
Персидские ковры с удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.
Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.
Разнообразие индийских узоров
Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.
Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.
Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.
Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.
Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.
Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия
Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.
Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:
спиральный;
геометрический;
круговой;
зигзаговый;
точечный;
линейный;
предметный.
Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.
Основные мотивы:
плетенка;
стеганый матрас;
молоточный;
круговой.
Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.
fb.ru
Русский орнамент, секреты и значение символов в узорах
Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнамент
Содержание материала
Экскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
Священный Алатырь
Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
Один из вариантов изображения Дерева Царствования
Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
Варианты изображения символа солнца у славян
Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
Символ Орепей
Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Славянская символика очень разнообразна
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги
Промыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
Роспись гжелью — старинный промысел
«Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
Роскошная жостовская роспись
«Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
Хохлома популярна и в наши дни
Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
Старооскольские глиняные игрушки
Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
Разложить рисунок на простые детали.
Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Традиционная русская вышивка
Нить тоже наделялась определенными качествами:
Лен символ мужественности.
Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
Например:
Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Русский народный костюм отличается разнообразием
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен Лорана
Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.