Чем питались предки современного человека? Питание первобытных людей
Чем питались предки современного человека?
Пища древних людей
Антрополог Станислав Дробышевский – о питании предков человека, эволюции головного мозга и диете современных людей.
«ПостНаука»
Один из самых животрепещущих вопросов, которые задают антропологам: «Что ели наши предки?» Ответ на него интересен многим, так как люди пытаются подогнать собственный рацион, диету, под палеодиету, которая якобы была самой правильной в прошлом. В принципе идея довольно правильная. Наш организм возник не с нуля, а прошел долгий путь эволюции, и мы приспособлены к конкретным условиям, в которых жили наши предки. Если, например, наши предки всю жизнь питались репой, то наш пищеварительный тракт, зубы и прочие органы пищеварения должны быть приспособлены к питанию репой, поэтому правильно питаться репой, тогда мы сможем дольше жить.
Но тут возникает вопрос: что же на самом деле ели древние люди и правильный ли вообще такой подход? На первый взгляд, он правильный, но на самом деле точно мы знать не можем. Всегда стоит помнить, что наши предки жили в среднем около тридцати лет, поэтому, если мы будем питаться точно так же и жить в тех же условиях, что и наши предки, мы и умирать будем в тридцать. То, чем сейчас мы питаемся, не совсем правильно, с точки зрения наших предков. Это приводит, например, к тому, что у нас много кариеса, пародонтоза и других заболеваний зубов. С другой стороны, современный человек обычно живет до шестидесяти лет. А если живет хорошо, то и до ста двадцати вполне может дотянуть.
Так что же ели наши предки? Общая идея до крайности проста: они ели все, что было под рукой. Человек как вид, как род и даже как семейство, строго говоря, возник как всеядное существо. Наши предки, начиная с проконсулов, питались всем. Другое дело, что в разное время рядом оказывалась не одна и та же еда. Пока это были обезьяны типа проконсула, живущие на деревьях в тропическом лесу в Африке, они ели преимущественно фрукты и листья. И диета была, судя по зубам (зубы прекрасно сохраняются) и по износу этих зубов, примерно такой же, как у шимпанзе. Эта идея легла в основу фруктоедства, нынешнего фруктоедения, хотя со времени существования проконсулов прошло 15 миллионов лет как минимум. Поэтому фруктоедение – это, конечно, хорошо, но и 15 миллионов лет тоже никто и не отменял.
В последующее время, когда предки людей стали выходить из тропических лесов в саванну, долгое время, что характерно, они питались все еще лесной растительностью. Есть много способов это узнать: по изношенности зубов, по микроструктуре эмали, по микроэлементному составу костей, потому что в зависимости от того, что мы едим, в костях накапливается разное количество микро- и макроэлементов. И изотопный анализ, то есть разные части растений и животных содержат разные изотопы по разным причинам, и так в первом приближении можно понять, что ел индивид в течение жизни или по крайней мере последние несколько лет перед смертью: подземные части растений, надземные части растений, древесные растения, степные растения, беспозвоночных каких-нибудь, орехи или кору деревьев. Наконец, с того момента, как люди стали использовать орудие и есть много мяса, мы находим кости с надрезками и прочие приспособления.
Когда древние люди стали жить в саванне, они долгое время продолжали питаться лесной пищей. Например, ардипитек, живший 4,5 миллиона лет назад, находился в переходной среде, где наполовину лес, а наполовину что-то вроде парка, и питался растительной пищей, древесной. Но климат ухудшался, пространства открывались, и уже примерно к 3 миллионам лет назад (даже больше, около 3,5 миллиона лет назад) ардипитеки вышли в открытые саванны и питались уже практически только растениями саванн: зерном, корневищами.
Разные виды австралопитеков питались по-разному. Афарские австралопитеки, австралопитеки гари, парантропы чуть-чуть неодинаково. Допустим, южноафриканские парантропы ели корневища, а бойсовские в Восточной Африке ели траву осоку. Но эта растительная фаза продолжалась где-то миллион лет, и ко времени от 3 до 2,5 миллионов лет произошел переход на новый уровень. Это совпадает с возникновением рода Homo. В немалой степени смена диеты сыграла огромную роль, потому что в это время климат стал гораздо холоднее и суше, в саванне стало меньше еды, вымерло большое количество разных животных, в том числе копытных, вымерла куча хищников, и наши предки занимают нишу этих самых хищников, начинают есть много мяса. Мы это знаем по их опять же костям и по тому, что находим со времени примерно 2,5 миллиона лет назад и дальше кости с надрезками. Начинается использование орудия труда.
Итак, возникновение рода Homo – это переход на всеядность в широком смысле. Конечно, наши предки, слава богу, не стали хищниками в узком смысле, они питались не только мясом, но стали есть много мяса. Когда наши предки рода Homo стали переходить в большем количестве на мясную пищу, это позволило им нарастить мозги. Потому что для того, чтобы жевать мясо, надо прилагать меньше усилий, потому что животные клетки не имеют целлюлозных клеточных стенок, а растительные имеют. Стали выживать те особи, у которых челюсти чуть-чуть поменьше, чем были у предков. Маленькие челюсти стали не такими вредными. Поэтому стали выживать люди с меньшим жевательным аппаратом, с меньшими размерами челюстей и зубов, с меньшими гребнями для прикрепления жевательной мускулатуры, с меньшими мышцами. А есть такая замечательная математика, что плотность костей и мышц в два раза больше, чем плотность мозга. У мозга она практически как у воды, а у костей – две единицы. Соответственно, когда у нас челюсти и зубы уменьшаются на кубический сантиметр, мозги могут прирасти на два кубических сантиметра, а масса головы останется прежней, что очень важно, потому что позвоночник оставался таким же. Поэтому небольшое уменьшение челюстей и зубов позволяло сильно наращивать мозги. К тому же их надо было наращивать, потому что мясо труднее добывать: надо отмахиваться от всяких гиен, надо делать орудия, чтобы срезать это мясо, надо как-то это мясо поймать или найти первым. Необходимость и возможность прекрасным образом сочетались, на специальном графике это выглядит как мощный скачок размеров мозга. До времени примерно 2,5 миллиона лет назад размер мозга, конечно, увеличивался понемногу в ряду австралопитеков, но как-то ни шатко ни валко. А где-то с 2,5 миллионов лет назад или даже чуть позже, с появлением ранних Homo, начинается катастрофический рост размеров мозга. Люди расселяются за пределы Африки, что потом происходит неоднократно. А за пределами Африки, естественно, условия были разные. Возникает, например, экологическая ниша прибрежных собирателей. Когда люди добирались до берега моря вдоль Восточной Африки, потом вдоль Аравии и дальше вплоть до Австралии, они занимались прибрежным собирательством, вплоть до современной эпохи. То есть от самых первых Homo (1 млн – 800 тыс. лет) и до современности по берегам водоемов было очень приятно жить: море выкидывает на берег кучу всякой еды. Правда, от нее возникают горы отбросов, и периодически приходится куда-то уходить, зато это замечательный толчок для миграции. Так и доскакали до разных островов, а в итоге до Австралии и по всему миру.
Когда люди стали жить в умеренном климате, где есть холодная зима, и начали использовать огонь, у таких северных групп наступила фаза гиперхищности. Это гейдельбергский человек и неандерталец, которые стали есть очень много мяса. Не потому, что оно им запредельно нравилось, а потому, что им нечего было есть: это ледниковый период, и кроме мяса был только какой-то мох, ягель и больше ничего. Поэтому они стали есть очень много животных, мяса. Это тоже оказался тупиковый путь, хотя первые кроманьонцы, первые сапиенсы, жившие в Европе, питались практически так же. Например, палеодиетологический анализ, сделанный для человека из пещеры в Румынии, показал, что он был такой же мегахищный, как и неандертальцы. Но он, кстати, гибрид с неандертальцем, так что все вполне логично.
Планета большая, люди расселялись в разные стороны, сталкивались с все большим количеством сред и типов мест обитания и каждый раз находили, что поесть. Другое дело, что человек быстро эволюционирует, отбор тоже идет довольно мощный. Поэтому даже за последние меньше чем 50 тысяч лет, наверное, успело возникнуть несколько вариантов типа питания уже для современного человека. Например, эскимосы могут съесть три килограмма жира за один присест, и им ничего не будет, никакого атеросклероза. Если индуса накормить тремя килограммами жира, он тут же загнется. Но индус может всю жизнь питаться рисом, например, чего нельзя делать эскимосу. Есть люди, питающиеся исключительно рыбой, есть те, которые питаются просом. Замечательно, что даже в самых экстремальных вариантах все равно это всего лишь тенденции. Эскимосы тоже могут питаться рисом и картошкой, а индусы – жирной пищей. Так что современный человек не слишком все-таки специализировался, и отдельных видов у нас все-таки не возникло. К тому же люди все время передвигаются, смешиваются, поэтому возникающие адаптации никогда не уходят в какой-то маразм, в специализации, как, например, у муравьедов. Человек, наверное, мог бы в такую специализацию уйти, но для этого ему надо еще несколько миллионов лет.
Так что главная идея человеческого питания – все, что есть, надо съесть. И мы сейчас живем в золотом веке, когда мы можем выбирать, у нас всего навалом, и это буквально в последние лет пятьдесят, наверное, если не меньше. И сейчас далеко не везде, прямо скажем. Мы живем в хороших условиях, а где-нибудь в Сомали, наверное, люди совершенно иначе думают. Поэтому часто удивительное происходит, что люди выбирают, что им съесть, и думают, как бы мне вот это не съесть, как бы мне побегать, чтобы сбросить вес. Это очень необычное состояние для человека. Тем более у нас есть холодильники, у нас есть супермаркеты, так что проблем человечество создало себе немерено. Но все эволюционное прошлое, начиная с проконсулов и дальше, за то, чтобы мы могли питаться чем попало. Так что диеты в каких-то медицинских случаях, конечно, бывают полезными, но если у человека заболеваний нет, то он может питаться, строго говоря, чем угодно. Если человеку хорошо, то можно есть все что хочешь. И, более того, человек настолько приспособлен к потреблению чего попало, что может даже какое-то время протянуть на монодиете, каком-нибудь фруктоедении, например. Но все-таки зацикливание на чем-то одном к добру не приводит, чему служат примером те же парантропы, которые стали растительноядными и которых мы теперь видим в виде окаменелостей.
Об авторе: Станислав Дробышевский – кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор портала «Антропогенез.ру».
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
Конечной целью археологии жизнеобеспечения является не только установление того, как люди добывали пищу, но и реконструкция их действительного рациона питания. Такая реконструкция затруднительна главным образом из-за недостатка экономической информации. Затрагиваемые вопросы носят фундаментальный характер. Какую часть рациона составляло мясо? Насколько разнообразными были источники питания? Менялись ли основные источники питания с временами года? До какой степени люди полагались на пищу из соседних регионов? Запасали ли пищу? Какие ограничения или запреты налагали технологии или общество на пищу? Все эти вопросы лежат в основе исследования доисторического жизнеобеспечения (Гилберт и другие — Gilbert and others, 1985).
Рацион и питание (способность рациона поддерживать жизнеспособность организма в окружающей среде) должны изучаться совместно, так как они отличны от жизнеобеспечения, процесса получения ресурсов. Основой изучения доисторического рациона и питания должны быть исследования современных охотников-собирателей, земледельцев, ведущих натуральное хозяйство и скотоводов. Однако, к сожалению, отсутствие согласия между специалистами по питанию настолько велико, что даже трудно предположить, сколько калорий требовалось доисторическим людям. Нужно принимать во внимание так много культурных, медицинских и физиологических факторов, что даже в наше время исследование доисторического питания и потребления пищи часто является не более чем гаданием. Несмотря на такие методы, как флотация, до сих пор невозможно оценить содержание витаминов, минералов и молочных продуктов в рационах древних. Также у нас нет адекватных данных о потерях пищи во время приготовления и хранения. Археологические данные могут лишь указывать на то, какие продукты употребляли в некоторых племенах, и показать, хотя бы количественно, насколько некоторые виды пищи были важны вообще. Мы далеки от того, чтобы быть в состоянии оценить ценность пищи по остаткам животных и растений, что было бы необходимым при изучении рациона и питания.
Источники информации о рационе и питании
Есть всего лишь несколько источников информации о рационе и питании в доисторические времена, и они являются объектом серьезных ограничений. Иногда остатки скелета человека могут свидетельствовать о недоедании и других явлениях, связанных с питанием (Ларсен — Larsen, 1987). Например, в церкви прихода Ротвелл в центре Англии имеется склеп, в котором находятся кости скелетов более 20 000 людей, которые были перенесены сюда с кладбища при расширении церкви в XIII веке, а также из кладбища при приюте XVI века. Предварительное изучение некоторых костей показало, что многие в Cредние века страдали от недоедания, а также от артрита, туберкулеза, других инфекций. Обычными были переломы (Шэкли — Shackley, 1985).
Врач-антрополог Джейн Буикстра изучила рацион питания и здоровье доисторических племен в нижней части долины Иллинойс. Еще в 5500 году до н. э. обитатели этого региона начали собирать урожаи гикори и других орехов. Орехи представляют собой высококачественный продукт, но для того, чтобы обеспечить ими большое количество людей, нужно было собирать урожаи на больших территориях. С течением времени растущее население этой долины стало все больше обращаться к диким семенам, особенно к маслянистым, таким как калина обыкновенная, которые содержали много протеина и являлись концентрированным источником пищевой энергии. Со временем они стали выращивать калину, так же как и подсолнечник, семена которого имеют такую же пищевую ценность. К маслянистым видам они добавляли крахмальные, такие как горец, который всегда дает урожай и хорошо хранится. Во второй половине 1-го тысячелетия н. э. крахмальные семена заменили культурный маис. Буикстра сделала наблюдение, что по мере усложнения социальной организации общества и развития торговли более распространенными стали зубные болезни, а среди плотно сконцентрированного земледельческого населения распространялся туберкулез. Как выяснилось, появление маиса совпало и с ухудшением здоровья детей (Буикстра — Buikstra, 1984; Кук — Cook, 1984).
Анализ стабильных изотопов углерода предполагает идентификацию типов растительной пищи по изотопному анализу доисторических костей и волос (Де Ниро — De Niro, 1987). По соотношению двух стабильных изотопов углерода — углерода-12 и углерода-13 — в мышце можно установить рацион питания организма. Исследования контрольных популяций животных показали, что по мере того, как углерод проходит по пищевой цепочке, углеродная структура животных продолжает отражать сравнительный состав изотопов их рациона. Углерод метаболизируется в растениях тремя основными путями: С3, С4 и посредством САМ-метаболизма. Растения, составляющие рацион животных, имеют отчетливые значения угрерода-13. Маис, например, относится к растениям С4. В противоположность этому, большинство местной умеренной флоры Северной Америки состоит из многообразия С3. Таким образом, люди, переходящие с питания дикими растениями на маис, также испытывают сдвиг пищевых изотопических значений. Так как после смерти значения углерода-12 и углерода-13 не изменяются, то можно изучать археологический углерод из остатков пищи, гумуса почвы, остатков скелетов, с тем чтобы составить представление о рационе древних. Такой метод очень важен для археологов, изучающих структуры питания, особенно при получении информации из других источников.
Например, замечательный заповедник на могильнике Уиндовер в восточной части Флориды позволил группе ученых совместить археоботанический анализ с изучением костно-кологенного стабильного изотопа углерода и изотопов азота остатков скелетов человека. Ученых интересовала степень, в какой люди, похороненные в Уиндовере в период между 6000 и 5000 годами до н. э., полагались на морские или наземные источники питания. Сравнение значений изотопов азота из костей и коллагена человека в Уиндовере со значениями из прибрежных памятников показало, что обитатели Уиндовера мало использовали морские ресурсы. Многие С3-растения являлись частью рациона в Уиндовере, вместе с уткой и зубаткой, промежуточные значения С3/С4 также значительны. Остатки растений с памятника, такие как бузина, практически все являются С3-растениями, что подтверждает изотопные данные и данные хорошо сохранившего содержимого желудка. Исследователи считают, что это может свидетельствовать о сезонном собирательстве диких растений и об использовании пресноводных и устьевых ресурсов в течение длительного времени (Tuross and others, 1994).
Детальный химический анализ костей захоронения взрослых людей в селении-пуэбло Грассхоппер в центральновосточной части Аризоны говорит о большом потенциале этого метода. Джозеф Эззо (Ezzo, 1993) смог показать, что в период между 1275 и 1325 годами у мужчин был больший доступ к мясу, а у женщин — к диким растениям. Между 1325 и 1400 годами рацион питания мужчин и женщин был практически одинаковым, в котором и мясо, и дикие растения не были основными. Такое изменение могло явиться результатом совпадения социальных и природных факторов: возросшее население, периоды засухи или использование маргинальных сельскохозяйственных земель, что вынуждало обитателей Грассхоппера питаться продуктами земледелия. В ответ на пищевой стресс люди увеличивали запасы, уменьшали размеры домашнего хозяйства и, в конце концов, уходили.
Метод стабильных изотопов углерода не ограничивается только изучением земледелия; он с успехом применялся для измерения того, в какой степени полагалось на морские продукты доисторическое население северо-восточного побережья Британской Колумбии (Крисхолм и другие — Chisholm and others, 1983). Сорок восемь выборок из доисторических человеческих скелетов из пятнадцати памятников показали, что на морские ресурсы рассчитывали 90 % жителей, что намного больше, чем давали приблизительные этнографические оценки. Те же данные заставляют предположить, что за последние пять тысяч лет на побережье Британской Колумбии было немного изменений в рационе питания, что не удивительно, учитывая богатые морские ресурсы побережья.
Изотопный и элементарный анализы доисторических скелетов оказались полезными при изучении возникновения и распространения маиса в Новом Свете, при этом использовались стабильные углеродные изотопы скелетного коллагена. Эти методы использовались и для определения уровня потребления морских продуктов. Например, изотопный анализ показывает, что 70 % рациона племени майя в Копане, Гондурас, составляет маис. Здесь остаются важные потенциальные направления исследования. Например, можно ли определить важность мяса в рационе первых гоминидов?Концентрация стронция, стабильного минерального компонента кости в противоположность кальцию, может быть использована для измерения доли растений в рационе. Например, было показано, что доисторические люди в восточном Средиземноморье употребляли одинаковое количество мяса и растительной пищи начиная с периода, начавшегося 100 000 лет назад, и до окончания ледникового периода.Содержимое желудков и фекалии дают непревзойденную возможность взглянуть на блюда, съеденные отдельными членами доисторического сообщества. Реконструкции, основанные на этих источниках, однако, имеют недостатки — они редки и представляют прием пищи только одного человека. Более того, одни виды пищи перевариваются быстрее других. Но даже это лучше, чем ничего. В желудке Толлундского человека, казненного приблизительно во времена Христа, были остатки тонко измельченного блюда из ячменя, льняного семени и нескольких диких трав, мяса в желудке не было (Глоб — Glob, 1969).
Многие американские ученые изучали человеческие копролиты в сухих пещерах в США и Мексике (рис. 13.15). Такие исследования включают в себя анализ микроскопических остатков пищи, найденных в фекалиях, а также пыльцы, ископаемых растений и паразитов (Райнхард и Брайнт — Reinhard and Bryant, 1992). В 1980-х годах исследователи в юго-западной части Техаса получили свидетельства, основанные на копролитах, о стабильном в своей основе рационе охотников-собирателей, просуществовавшем в этом сухом регионе в течение более 9000 лет. А сухие условия в прибрежном Перу позволили сохраниться ценной информации об изменении рациона питания на Тихоокеанском побережье.
Рис. 13.15. Рыбная чешуйка, обнаруженная в человеческом копролите
При изучении копролитов в Северной Америке анализировались зерна пыльцы, найденные в человеческих фекалиях. Сорок пять образцов из каньона Глен в штате Юта показали, что переваренная пыльца может дать ценную информацию о съеденных растениях, о сезонных занятиях и даже о медицинском употреблении настоя можжевельника (Брайнт — Bryant, 1974). Вон Брайнт проанализировал пыльцу из копролитов на памятнике около устья реки Пекос на юго-западе Техаса. Он определил, что обитатели этого памятника проводили здесь весну и лето в период между 800 годом до н. э. и 500 годом н. э. Во время своего нахождения на памятнике они ели много овощей, включая несколько видов цветов. Недостаток использования зерен пыльцы заключается в том, что всегда имеется фоновый пылевой «дождь». Но Брайнт смог показать, что только два вида в представленной пыльце относились к местным растениям. Во всех этих случаях была получена ценная информация о мельчайших деталях рациона древних, так же как и о кишечных паразитах, которые были обычны среди людей, питавшихся мясом дичи, которое часто было слегка протухшим (Хоум — Home, 1985).
Заключение
При реконструкции доисторических методов жизнеобеспечения археологи полагаются на многие источники информации. К ним относятся данные об окружающей среде, кости животных, остатки растений, человеческие фекалии, артефакты и доисторическое искусство.
Зооархеология занимается изучением костей животных. Идентификация кости проводится прямым сравнением современных и древних костей.
Остатки дичи могут помочь взглянуть на доисторическую охоту. Соотношения представленных животных могут зависеть от культурных табу, сравнительного выхода мяса от разных видов и охотничьих предпочтений. Чрезмерная охота и вымирание также могут влиять на количество животных, съеденных на памятнике.
Первых одомашненных животных очень трудно отличить от их диких предшественников. Доместикация изменяет как характеристики животного, так и структуру его костей.За практикой забоя и разделки можно проследить по частотности и распределению костей животных в грунте. Зубы можно использовать для определения возраста забитых животных, но охота и забой зависят от разного рода трудно уловимых факторов, включая доступность добычи и время года. Для интерпретации охоты и забоя необходимо понимание культурных систем, частью которых являются остатки пищи.Обугленные и необожженные остатки растений извлекают из очагов и ям, часто используя метод флотации для отделения семян от содержимого вокруг них. На сухих памятниках, таких как скальные укрытия и стоянки в Тихуакане в долине Мехико, имеются многочисленные свидетельства о доместикации растений в древности. Отпечатки зерен на европейских горшках изучаются для восстановления картины доисторического земледелия в Старом Свете. Датские археологи использовали анализ пыльцы для изучения расчистки лесов под пашни в умеренных зонах во времена древнего земледелия.
Кости птиц могут дать ценную информацию о сезонных занятиях; остатки рыб отражают специализированную прибрежную адаптацию, ставшую обычной в более поздние доисторические времена. Крючки, сети и другие артефакты, а также остатки рыб позволяют взглянуть на практику рыбной ловли как с берега, так и в море.
Пресноводных и морских моллюсков потребляли в качестве пищи, а также торговали ими на обширных территориях как престижными предметами роскоши и украшениями.
Древний пищевой рацион и питание следует изучать вместе, так как они отличны от жизнеобеспечения, которое является собственно процессом добычи пищи. Трудно оценить количество калорий, необходимых для жизни современного человека, не говоря уже о древних. Археологические данные могут лишь указывать на количество некоторых видов пищи, потребленных доисторическими племенами и показать их важность в целом. Но это далеко от установления их истинной калорийной ценности для древних племен.
Остатки скелетов человека, содержимое желудков и фекалии являются одними из немногих прямых источников информации о рационе питания в древности.
Ключевые термины и понятия
Анализ стабильных изотопов углеродаЗооархеологияКатастрофический возрастной профильКопролитМинимальное число особейОпаловые фитолитыОсадочные скопленияПитаниеПрижизненные скопленияРазреживающий возрастной профильРацион (диета)Серия (коллекция образцов)Тафономия,ФлотацияЧисло идентифицированных образцов
Рекомендуемая литература
BINFORD, LEWIS R. 1981. Bones: Ancient Men and Modern Myths. Orlando, FL: Academic Press. A provocative essay on animal bones, concentrating on both ethnographic analogy and faunal analysis.DAVIS, SIMON J. M. 1987. The Archaeology of Animals. London: Batsford. A superbly illustrated, definitive book on zooarchaeology for beginners. Strongly recommended; comprehensive.KLEIN, RICHARD G., and KATHRYN CRUZ-URIBE. 1984. The Analysis of Animal Bones from Archaeological Sites. Chicago: University of Chicago Press. Statistical approaches to faunal analysis; for more advanced readers.MOORE, ANDREW. 2000. Village on the Euphrates. New York: Oxford University Press. An exemplary, and definitive, monograph on one of the earliest farming settlements in the world.PEARSALL, DEBORAH. 1989. Paleoethnobotany. Al Handbook of Procedures. Orlando, FL: Academic Press. A useful introduction for more advanced students.SMITH, BRUCE D. 1999. The Emergence of Agnailture. New York: Scientific American Library. A superb introduction to this complex subject for the | layperson.
К содержанию книги Брайана Фагана и Кристофера ДеКорса «Археология. В начале» | Далее
В этот день:
Дни рождения
1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
Дни смерти
1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи
arheologija.ru
Естественное питание человека - растения заменят мясо?
Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами снова Владимир Зуйков. И в сегодняшней статье я развею один из главных мифов о том, что мясо человек начал кушать раньше, чем растительную пищу, а следовательно мясная пища естественная для людей.
После этой статьи сразу станет ясна одна из причин почему вегетарианцы не едят мясо. Да, о вреде мяса вы уже знаете из этой статьи. Теперь пришло время поговорить о естественном питании для человека - растительной пище.
Еда первобытного человека: какая она была?
Я считаю, что именно растения предназначены нам в пищу от природы, а не мясо и любая другая животная пища. Вы там не в шоке случайно от таких заявлений?
Думаю, многие не согласны со мной. Ведь как же так, человек изначально ел мясо! Мясо нужно кушать, это же природно! А вегетарианство и сыроедение - новомодные диеты для страдающих фигней людей. Вы согласны с этим?
Я не буду тут спорить и что-то доказывать с пеной у рта. Просто приведу аргументы и сделаю свои выводы. А вы уже сами решайте что такое естественное питание человека - мясо или растения.
Трудно ли добыть мясо в пищу?
Если мясо продается в супермаркете, то добыть его вообще не составляет особого труда. Взял кошелек, пошел в магазин и купил мяско или колбаску. А теперь представьте сколько нужно было проделать работы, чтобы добыть его. Представили? Выращивание скотины, убийство, разделывание, переработка, доставка...
Чтобы лучше понять естественность питания, вернемся непосредственно к истокам - первобытным людям. Как известно из археологии, первобытный человек сначала не имел оружия. Потом имел очень примитивное. То есть, чтобы съесть кусок мяса, нужно было добыть его чуть ли не голыми руками.
Думаю, вы уже догадались, что часто встреча человека с дикими животными при охоте на них заканчивалась плачевно для самого человека. Например, убить того же здорового мамонта даже нескольким мужчинам было крайне трудно. Охота была очень опасным занятием. Без людских жертв не обходилось.
Кроме того, добытое адскими усилиями мясо быстро портилось. Ну да ладно, арава людей успевала съесть приличную часть убитого животного. Возможно, что-то можно было заморозить в снегу. Правда холодильников не было, поэтому это было проблематично.
Но не стоит забывать, что мясо приходилось есть сырым. Огонь у людей появился далеко не сразу. Кстати, поедание сырого мяса для хищников - это естественно и им этот процесс нравиться. А вы смогли бы так питаться?
Трудно ли добыть растения в пищу?
С мясом все понятно. Добыть и сохранить его самостоятельно было очень трудно. А есть сырым вообще никакого удовольствия не доставляло людям. Приходилось давиться, чтобы тупо выжить в холодное время года. А как дела обстояли с растениями?
Я думаю, даже дурак не будет спорить с тем, что сорвать ягоду или листья с дерева намного проще, чем убить дикое животное с помощью деревянной палки с каменным наконечником. Первобытный человек понимал это и наверняка в теплое время года питался растениями, их плодами и кореньями.
Сбор растений в пищу намного безопаснее и легче. Любой, даже старик или ребенок, может подойти к кусту или дереву и покушать ягод или плодов.Чем не естественное питание?
При этом плоды вкуснее, в отличии от сырого, часто полумерзлого мяса. Как вы думаете, что выбирал первобытный человек, когда вокруг было много растительной пищи: мясо или растения?
Почему первобытный человек ел мясо?
Сначала человек ел растительную пищу, ее было много и всем хватало. Потом случилось похолодание, климат стал жестче. Зимой растительной еды в лесу было не особо. Сейчас так же - летом полно всего растительного и вкусного, а зимой - один мох
Если даже не рассматривать похолодание климата, человечество размножалось. Людей становилось все больше. Они занимали все новые территории, приходилось заселять не самые благоприятные в плане растительной пищи территории. А что делать, если нет растений? Выбор тут не большой: сдохнуть с голоду или научиться убивать животных для еды.
Теперь вы сами видите, что мясо - вынужденное питание человека, оно вторично. Изначально рацион составляли растения, они и были естественной пищей людей. Человек изначально был вегетарианцем, вернее сыроедом.
Как появилась кулинария?
Мы выяснили, что первобытный человек начал есть мясо, чтобы выжить. Но оно было настолько безвкусным, что пришлось что-то с этим делать. Появилась примитивная кулинария - жарка мяса на огне.
Кто-то подумал, что первобытные люди жарили мясо, чтобы убить паразитов. Но это не так. Они ничего не знали о паразитах и микробах. Они просто хотели сделать сырое мясо вкуснее и теплее. С появлением огня это стало доступно.
Со временем человек научился еще лучше маскировать не самый приятный вкус мяса. Появились первые приправы из острых растений, парализующих вкусовые рецепторы. А сейчас современный человек на может съесть мясо без специй и кетчупов. Но это все цветочки по сравнению с химическими усилителями вкуса в любимых сосисках...
У меня такой вопрос к людям, которые утверждают естественность мяса для человека. Если мясо такое вкусное, зачем изменять его естественный вкус и запах с помощью РАСТИТЕЛЬНЫХ приправ? Разве мы едим фрукты и овощи с этими приправами?
Кстати, небольшое отступление. Например, кошка не станет есть овощи, т.к. они неестественны для нее. А вот замаскировав их мясной подливой, можно обмануть ее рецепторы и она их съест. Как думаете, почему так происходит?
Человек - хищник или травоядное?
Многие из вас, дорогие читатели, уже сидят в шоке от осознания неестественности мяса. Но что тогда получается: если человек не хищник, то он травоядное? Как же так, трава всему голова!? Нет, друзья. Человек не травоядный, он плодоядный (питание растениями и их плодами).
Если посмотреть на разные показатели и сравнить их, становиться все ясно:
Хищник (плотоядное)
Травоядное
Человек
Питается мясом животных (травоядных)
Ест растения, траву, кору деревьев
Обычно ест все, что говорит ему общество и телевизор
Длина ЖКТ в 3 раза длиннее тела (для быстрого вывода остатков мясной пищи)
Длина ЖКТ в 6-10 раз длиннее тела (для нормального переваривания травы)
Длина ЖКТ в 6-8 раз длиннее тела
Острые резцы для разрывания плоти, нет плоских задних зубов для пережевывания
Тупые резцы для растений, хорошо развиты задние зубы для жевания
Тупые резцы, плоские задние зубы есть
Слабые слюнные железы для предварительного переваривания пищи
Очень хорошо развиты слюнные железы для предварительного переваривания пищи
Хорошо развиты слюнные железы для предварительного переваривания пищи
Кислая слюна, без ферментов для расщепления крахмалов
Щелочная слюна, богатая ферментами для расщепления крахмалов
Щелочная слюна, богатая ферментами для расщепления крахмалов и простых сахаров
Сильная соляная кислота в желудке для быстрого переваривания мяса
Соляная кислота в 10 раз слабее, чем у хищников
Соляная кислота в 8 раз слабее, чем у хищников
На коже нет пор для потоотделения, тело охлаждается через язык
Есть поры на коже, тело охлаждается через потоотделение
Много пор на коже, тело охлаждается через потоотделение
Хорошо развит для охоты: острые когти и зубы, ночное зрение, нюх
Способны защищаться или убегать от хищника, для охоты не приспособлены
Голый человек и без оружия - самое беззащитное существо
Я думаю, вы заметили, что главная особенность пищеварения хищников - быстрое переваривание мясной пищи. Т.е. оно очень быстро покидает организм через короткий кишечник. У травоядных все наоборот. Кишечник длинный для улучшенного переваривания травы. У человека кишечник также длинный, он явно не для мяса.
Естественное питание человека
Так что же это такое естественное питание? Все просто. Естественное, значит природосообразное, которое предназначено самой природой для каждого живого существа. Но как же так, человек ведь всеядный! Все мы едим мясо и как бы не умираем сразу от этого, негативной реакции на него нет. В чем же тут дело?
Друзья, человеку пришлось приспособиться. Ведь что не поделаешь, чтобы выжить. Пришлось научиться добывать, готовить, переваривать мясо. Это было вынужденная необходимость. В тех условиях другого выхода просто не было. Жить на мясе или умереть с голоду - вот и весь выбор.
А зачем сейчас есть мясо, когда вокруг полно растительной пищи? Привычка осталась. Разумные люди начинают это понимать и отказываются от мяса, меняют рацион, переходят хотя бы на вегетарианство. Да, можно пойти еще дальше - на сыроедение.
В любом случае, растительная пища намного разнообразнее мясной. Многие люди не представляют жизни без мяса, потому что они почти ничего не пробовали из растительной пищи. Это кажется смешным, но тем не менее это факт. Я лично через это прошел. Тоже думал, как же без мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов можно прожить...
Все оказалось намного проще. Теперь мне полностью хватает растительной пищи и я получаю от нее кучу бонусов для здоровья и самочувствия. Я избавился от лишнего веса, лени, отупения сознания и дегенеративных привычек. Если вы тоже хотите улучшить свое питание, похудеть и получить преимущества - этот блог и мы с Пелагией лично будем вам в помощь.
На этом у меня на сегодня все по теме естественного питания человека. Подписывайтесь на обновления блога в форме ниже, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Как вы думаете, растения смогут полностью заменить мясо? Возможно лучше ничего не менять и жить как все вокруг?
livefreelife.ru
Чем питались первобытные люди? - Мысли.net
Однажды, когда я была маленькой девочкой, отец взял меня на археологические раскопки неподалеку от Азовского моря. Ученые отрыли там древнегреческий город Танаис, датируемый пятым столетием до нашей эры. Нам было удивительно, что этот древний город оказался глубоко под землей. За последние 25 столетий он постепенно покрылся почти 10 метрами земли. Нам пришлось долго спускаться по ступеням, чтобы попасть на его узкие улицы и увидеть крошечные каменные дома, окруженные каменными оградами. Танаис так хорошо сохранился, что нетрудно было представить его полным людей. Я была заворожена ощущением физической близости к античной жизни.
Нам позволили не только побродить по улицам Танаиса, но и потрогать некоторые свежевыкопанные предметы. Множество мелких черепков и других незначительных вещей осталось лежать в стороне после того, как ученые тщательно все осмотрели. Мы обнаружили среди них множество кусочков керамических блюд, покрытых любопытными узорами. Но особенно мне запомнилась очень необычная окаменевшая рыба, которая выглядела так, словно ее недавно засушили. Я сразу же представила, как я принесу с собой в школу эту рыбу, которой два тысячелетия, но как только я к ней прикоснулась, она рассыпалась в порошок.
Не так давно я испытала неменьшее волнение, читая о недавних археологических открытиях. Статья рассказывала о 13 самых древних останках людей, найденных в Восточной Африке. Ученые определили их возраст в 3,6 миллионов лет и назвали их «первой семьей». Эти первобытные люди имели округлые фаланги пальцев и, по-видимому, хорошо лазали по деревьям. Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобно зубам животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защищены от хищников и вдоволь снабжены пищей — фруктами и листвой. Поэтому они приспособились лазать по деревьям.
Эти первые люди, известные как австралопитеки, обитали в Восточной Африке. В то время эта местность была покрыта тропическими лесами. Понятно, почему наши предки жили в тропиках — частые дожди, высокая влажность и теплая погода круглый год обеспечивали обилие еды. От людей, побывавших в тропических лесах, я слышала удивительные истории о бесчисленном разнообразии фруктов — об их причудливых формах, размерах и цветах. Говорят, некоторые из них даже растут прямо из стволов деревьев. Разнообразие фруктовых растений в тропических лесах достигает почти 300 видов, причем очень немногие из них были культивированы.
Сладкие сочные плоды привлекают не только птиц и зверей, но даже рыбу, когда фрукты случайно скатываются в воду. Благодаря такому изобилию многие наземные животные тропиков живут в кронах деревьев. Там для них круглый год такая благодать, что некоторые животные никогда не утруждают себя поиском пищи на земле. (Я думаю, я бы тоже смогла так жить, если бы только смогла взять с собой компьютер!)
Опираясь на существующие исследования, логично предположить, что пища первых людей состояла из следующих компонентов:
* фрукты, в силу их изобилия и разнообразия;
* зеленые листья, поскольку тропические растения в своем большинстве — вечнозеленые, имеют широкие листья, съедобные и исключительно богаты питательными веществами;
* соцветия, поскольку большинство фруктовых деревьев цветут яркими цветами, сладкими и питательными;
* семена и орехи, поскольку они — важный источник протеина;
* насекомые, так как они составляют боее 90% всех видов животных тропического леса,и большинство из них съедобны и питательны. Часть насекомых попадала в пищу первобытных людей непосредственно с фруктами;
* кора, поскольку тропические деревья имеют исключительно тонкую и гладкую кору, которая зачастую съедобна и ароматна (один из примеров — популярная у нас корица).
Первобытные люди были более разумны, чем другие обитатели тропических лесов, — они забирали н
xn--h1afcu3c.net
Чем питались первобытные люди? - Мысли.net
Однажды, когда я была маленькой девочкой, отец взял меня на археологические раскопки неподалеку от Азовского моря. Ученые отрыли там древнегреческий город Танаис, датируемый пятым столетием до нашей эры. Нам было удивительно, что этот древний город оказался глубоко под землей. За последние 25 столетий он постепенно покрылся почти 10 метрами земли. Нам пришлось долго спускаться по ступеням, чтобы попасть на его узкие улицы и увидеть крошечные каменные дома, окруженные каменными оградами. Танаис так хорошо сохранился, что нетрудно было представить его полным людей. Я была заворожена ощущением физической близости к античной жизни.
Нам позволили не только побродить по улицам Танаиса, но и потрогать некоторые свежевыкопанные предметы. Множество мелких черепков и других незначительных вещей осталось лежать в стороне после того, как ученые тщательно все осмотрели. Мы обнаружили среди них множество кусочков керамических блюд, покрытых любопытными узорами. Но особенно мне запомнилась очень необычная окаменевшая рыба, которая выглядела так, словно ее недавно засушили. Я сразу же представила, как я принесу с собой в школу эту рыбу, которой два тысячелетия, но как только я к ней прикоснулась, она рассыпалась в порошок.
Не так давно я испытала неменьшее волнение, читая о недавних археологических открытиях. Статья рассказывала о 13 самых древних останках людей, найденных в Восточной Африке. Ученые определили их возраст в 3,6 миллионов лет и назвали их «первой семьей». Эти первобытные люди имели округлые фаланги пальцев и, по-видимому, хорошо лазали по деревьям. Их крупные коренные зубы покрывал прочный слой эмали, подобно зубам животных, которые жуют много зелени. Ученые полагают, что первые люди проводили большую часть своего времени на деревьях, где они были лучше защищены от хищников и вдоволь снабжены пищей — фруктами и листвой. Поэтому они приспособились лазать по деревьям.
Эти первые люди, известные как австралопитеки, обитали в Восточной Африке. В то время эта местность была покрыта тропическими лесами. Понятно, почему наши предки жили в тропиках — частые дожди, высокая влажность и теплая погода круглый год обеспечивали обилие еды. От людей, побывавших в тропических лесах, я слышала удивительные истории о бесчисленном разнообразии фруктов — об их причудливых формах, размерах и цветах. Говорят, некоторые из них даже растут прямо из стволов деревьев. Разнообразие фруктовых растений в тропических лесах достигает почти 300 видов, причем очень немногие из них были культивированы.
Сладкие сочные плоды привлекают не только птиц и зверей, но даже рыбу, когда фрукты случайно скатываются в воду. Благодаря такому изобилию многие наземные животные тропиков живут в кронах деревьев. Там для них круглый год такая благодать, что некоторые животные никогда не утруждают себя поиском пищи на земле. (Я думаю, я бы тоже смогла так жить, если бы только смогла взять с собой компьютер!)
Опираясь на существующие исследования, логично предположить, что пища первых людей состояла из следующих компонентов:
* фрукты, в силу их изобилия и разнообразия;
* зеленые листья, поскольку тропические растения в своем большинстве — вечнозеленые, имеют широкие листья, съедобные и исключительно богаты питательными веществами;
* соцветия, поскольку большинство фруктовых деревьев цветут яркими цветами, сладкими и питательными;
* семена и орехи, поскольку они — важный источник протеина;
* насекомые, так как они составляют боее 90% всех видов животных тропического леса,и большинство из них съедобны и питательны. Часть насекомых попадала в пищу первобытных людей непосредственно с фруктами;
* кора, поскольку тропические деревья имеют исключительно тонкую и гладкую кору, которая зачастую съедобна и ароматна (один из примеров — популярная у нас корица).
Первобытные люди были более разумны, чем другие обитатели тропических лесов, — они забирали наиболее ценные плоды и другие виды пищи, чем могли добыть себе остальные животные. Поскольку еды у людей было больше, они размножались быстрее. С ростом числа людей неизбежно наступала нехватка еды. По мере того как растительная пища становилась все более скудной, первобытные люди стали есть сначала мелких животных, а затем перешли и на крупных.
Инстинктивное стремление обладать пищевыми ресурсами глубоко заложено в сознании большинства живых существ на нашей планете. Мы можем найти массу примеров рефлекторной защиты территории у самых различных обитателей Земли. Не так давно я посетила одну птицеферму в Калифорнии. Меня удивило то, что кончики клювов у птиц были обрезаны. Фермеры мне объяснили, что такая мера была необходима, так как всякий раз, когда курам становится тесно в клетке, они начинают беспрестанно жестоко клевать друг друга. Я обратила внимание, что, даже несмотря на принятые меры, некоторые птицы продолжали драться и многие из них истекали кровью. Я вспомнила, как в детстве наблюдала за курами во дворе моей бабушки. У них было достаточно места, и они никогда не клевали друг друга.
Однажды я участвовала в семинаре, посвященном поведению диких шимпанзе. Докладчик Хоган Шерро имел докторскую степень Йельского университета по антропологии. Он описывал, как жил в джунглях Африки, наблюдая за поведением этих животных. Шимпанзе оказались любящими и заботливыми в повседневной жизни, но все менялось, когда дело доходило до защиты своей территории. Приблизительно каждые 10 дней самцы шимпанзе отправлялись «в дозор», обходя границы своих «владений» и жестоко убивали любых пришельцев из других семей шимпанзе, которые посягали на их территорию. Я полагаю, что подобным образом вели себя и первые люди.
По мере того как численность первобытных людей увеличивалась, количество потребляемой пищи стремительно росло. В течение 3 000 000 лет некогда обильные источники питания истощились, а территории Восточной и Центральной Африки стали сильно перенаселены. В конце концов люди были вынуждены перемещаться во всех направлениях, за пределы тропических лесов. Ко времени формирования вида человека разумного (Homosapiens), около 120 000 лет назад, наши предки были вынуждены мигрировать на Средний Восток, в Южную Африку, Европу, Центральную Азию и, наконец, в Новый Свет. Это перемещение длилось много веков. Исследователи подсчитали, что люди мигрировали на новые территории, перемещаясь примерно на 1,5 км каждые 8 лет.
Чем дальше люди отдалялись от тропиков, тем скуднее становилась наиболее питательная растительность, к тому же ее наличие стало зависеть от времен года. Подобно всем живым существам, пытающимся выжить, организм первобытных людей стал приспосабливаться к изменяющемуся климату и доступной пище. Часто можно услышать дисскуссии по поводу того, ели ли первобытные люди мясо. В том, что они ели мясо, сомнений быть не может. Думаю, мы с вами тоже бы ели, если бы нам пришлось столкнуться с подобными жестокими условиями.
В наши дни мы время от времени слышим истории выживания людей, которым случилось затеряться в дикой природе. Из этих рассказов мы узнаем, как тем, кому удалось выжить, пришлось есть непривычную пищу — насекомых, ящериц, сырую рыбу, грибы, а иногда даже собственную обувь. Большинству этих людей удалось продержаться всего несколько недель. Для сравнения, 200 000 лет назад людям приходилось выживать длинные, холодные зимние месяцы год за годом. Они были вынуждены преодолевать длительные периоды голода, и многие из них умирали от истощения. У древних людей не было выбора, кроме как использовать любую пищу, чтобы выжить. Нет сомнения в том, что они пытались есть все, что ползало, летало, бегало или плавало. Поймать птицу (или полакомиться ее яйцами), насекомое или другое мелкое животное было намного легче, чем добыть крупного зверя, но мелкой добычи было недостаточно даже для того, чтобы прокормить одного человека, не говоря уже о многочисленной семье. Мяса крупного животного хватало, чтобы прокормить большую группу людей в течение несколько дней. Так древние люди вынуждены были овладеть различными навыками охоты.
Тем не менее первые люди всегда инстинктивно тяготели к растительной еде, когда она становилась доступной, потому что растения, особенно зелень, как доказывает современная наука, являются жизненно-важным источником питательных веществ для человека К тому же, сбор растений был не таким трудным и опасным, как охота. Люди собирали и употребляли в пищу большое количество различных растений, включая листья, фрукты, корнеплоды, орехи, семена, ягоды, соцветия, грибы, ростки, кору, водоросли и многое другое. Мы можем только гадать, сколько разных растений они употребляли, возможно, тысячи. Профессор антропологии Даниел Моерман в своей книге «Этническая ботаника американских индейцев» описывает 1649 видов съедобных растений, которые использовались американскими индейцами Вот почему в учебниках истории первобытных людей называют не только «охотниками», но и «собирателями».
Чтобы представить, как первые люди открыли злаки, а позже и хлеб, я воображаю себя в лесу 200 000 лет назад. Я босая, мне холодно, голодно и страшно. Что бы я делала? После неудачной охоты на насекомых я, наверное, просмотрела бы сухую траву. Пожалуй, я нашла бы там несколько разных зернышек. Я, наверное, их попробовала бы на вкус. Наверное, эти зерна были бы лучше, чем ничего, но некоторые из них могли быть слишком твердыми, чтобы жевать. Если бы я была достаточно сообразительной, я бы нашла камень и попробовала бы раскрошить зерна, чтобы их было легче съесть. Если бы мне случилось проделать это под дождем, со временем я бы поняла, что раздробленные зерна, смешанные с водой, вкуснее. Я повторяла бы этот процесс снова и снова, пока не изобрела бы лепешку, хлеб, кашу и другие продукты. Тысячелетиями люди ели свой «хлеб» сырым. Первый хлеб был не чем иным, как толчеными семенами трав, смешанными с водой и «запеченными» на камнях, нагретых солнцем.
Поскольку первобытные люди имели ограниченные средства хранения растительной пищи в холодное время года, они были вынуждены зимой охотиться больше. Я предполагаю, что большая часть мяса доставалась самцам, в то время как самки, которые были почти всегда беременны или кормили грудью, не могли много охотиться (как не могли и маленькие дети). Если они не наедались остатками мяса после самцов, им приходилось дополнять свой рацион растительной пищей даже зимой, когда она была скудной и менее питательной.
Интересным является тот факт, что окультуривание растений началось на четыре с лишним тысячи лет раньше, чем одомашнивание животных, несмотря на то что процесс выращивания растений был намного более сложным, чем приручение зверей. У первых людей не было ни грабель, ни лопат, не говоря уже о средствах орошения полей. Собранные семена было очень трудно защитить от грызунов и птиц. Но каким-то образом первые люди ухитрялись и пахать, и сеять, и полоть, и поливать, и жать, и переносить выращенное задолго до того, как они смогли воспользоваться помощью домашних животных. Сравните, насколько проще было бы приручить несколько диких козлят.
Тем не менее первые признаки культурного огородничества относятся к XI веку до нашей эры, а возможно, и раньше, в то время как животных стали приручать на 4000 лет позже, в VII веке до нашей эры.
Таким образом, растительная пища, скорее всего, являлась наиболее существенным компонентом рациона наших предков. Антропологические исследования показывают, что сельское хозяйство быстро развивалось одновременно в разичных регионах. Это подтверждает ценность растительных продуктов для древних людей. Например, в XI веке до нашей эры для сбора диких злаков люди стали использовать деревянные косы, окаймленные кремнием.
Восемь тысяч лет назад в Древнем Египте выращивали дикую пшеницу и ячмень. В это же самое время обитатели (современной) Швейцарии выращивали чечевицу, а на острове Крит древние фермеры выращивали миндаль). Семь тысяч лет назад мезоамериканцы начали выращивать тыкву, перец и авокадо. Пять тысяч лет назад китайцы начали культивировать сою. В своей кулинарии они использовали 365 видов трав (что примерно в 10 раз больше, чем может предложить наш местный магазин здоровой пищи). Четыре тысячи лет назад фермеры Месопотамии выращивали лук, репу, фасоль, лук- порей и чеснок.
Растительная пища, особенно зелень, оставалась важнейшим компонентом рациона человека с древнейших времен до недавнего прошлого, особенно для людей с ограниченным достатком. Крестьяне употребляли в пищу большое количество зелени. Классик русской литературы Лев Толстой в своей известной книге «Война и мир» писал: «Русский крестьянин не тогда голодает, когда нет хлеба, а когда нет лебеды» (сейчас лебеда считается сорняком). Еще один пример можно найти в книге немецкого поэта И.-В. Гете, который сделал такое наблюдение: «Крестьяне повсюду едят чертополох».
В русском и болгарском языках человек, который продавал зелень, назывался «зеленщик». В настоящее время это слово полностью забыто и может быть найдено только в старых книгах и словарях. Тот факт, что термин все еще присутствует в словарях, указывает на его относительно недавнее употребление. Из классической литературы известно, что зеленщики процветали всего лишь 150 лет назад, а сейчас они исчезли.
Можно найти множество других фактов, которые непосредственно указывают на популярность свежих растений в рационе наших предков вплоть до недавних столетий, когда употребление вареной и рафинированной еды резко возрасло.
На протяжении многих веков люди считали мясо самой здоровой пищей, возможно, из-за его стимулирующеего вкуса и длительного чувства сытости. Однако большинство людей не могли позволить себе мяса и ели его только изредка. Люди высшего сословия ели животную пищу — дичь, рыбу, говядину, свинину, баранину, птицу и яйца почти ежедневно; поэтому они часто имели избыточный вес и страдали многими дегенеративными заболеваниями. Но даже самые богатые люди употребляли большое количество фруктов, овощей и зелени в разных видах, что очевидно из приведенного ниже рецепта XIV века.
Перевод рецепта
Салат. Возьмите петрушку, шалфей, зеленый чеснок, лук-шалот, салат латук, лук-порей, шпинат, огуречник, мяту, примулу, фиалки, зеленый лук, молодой лук-порей, фенхель и садовый кресс-салат, руту, розмарин, портулак; чисто их вымойте. Почистите (удалите стебли и т. д.). Порвите руками на мелкие кусочки и хорошо смешайте с сырым растительным маслом; добавьте уксус и соль и подайте к столу.
Этот рецепт, дошедший до нас из XIV столетия, является самым ранним примером, составленны на английском языке. Большинство рецептов в то время создавалось для меню высшего сословия. Согласно строгому этикету, который соблюдался в Средневековье, меню включало необходимую «последовательность подачи к столу», согласно которому большинству домочадцев полагалась только первая перемена блюд. Наиболее деликатесные блюда подавались только для главных членов семьи. Любопытно, что естественным было есть наиболее полезную еду вначале (салаты), оставляя более тяжелую и сладкую еду на конец трапезы.
В дополнение к свежим фруктам и овощам, которые в Средние века люди употребляли в пищу в летнее время, они заполняли свои погреба фруктами и овощами на зиму. Они заквашивали бочки капусты, мариновали грибы, засаливали помидоры, огурцы, морковь, яблоки, свеклу, репу, клюкву, чеснок, и даже арбузы. Заготовленные овощи обычно хранились в деревянных бочках в погребах. Как богатые, так и бедные люди запасали корнеплоды, сушеные грибы, сушеные травы, яблоки, орехи и сухофрукты на зиму. Из животной пищи заготавливали сушеную рыбу, вяленое мясо и соленое сало. Важным источником витаминов были соки различных моченых фруктов и ягод и вина. Большинство продуктов в погребах были сырыми.
Автор: Виктория Бутенко "12 шагов к сыроедению"
xn--h1afcu3c.net
Чем питались первобытные люди? | ECOинформ
В какой «фаст-фуд» забегал неандерталец?Мамонтятина, положим, — жестковата и требует длительного тушения, папоротники, те самые, что окаменев, стали залежами каменного угля — суховаты. Тогда какими же разносолами радовали себя пещерные мужчины и не менее пещерные женщины лет этак двадцать тысяч тому назад? />/>/>/>
Именно о рационе доисторических людей, живших в регионе Средиземноморья задолго до Рождества Христова, задумались итальянские натуропаты и врачи-диетологи. Думали-думали, и объявили всему миру о воссоздании «Пещерной диеты».Именно так называется диетологический хит последних нескольких лет на Аппенинском полуострове. />/>/>/>
Основополагающие принципы рациона неандертальцев и их фанатов здорового питания в XXI веке:ничего модифицированного и синтезированного.Все натуральное, минимально переработанное промышленным способом. То есть: строго без красителей, консервантов, ароматизаторов, эмульгаторов и прочих достижений химической науки. />/>/>/>
Итальянцы выяснили, что приступы повышенного аппетита, тяги к вкусненькому, провоцируют часто именно добавки, все эти: Е-000, имеющиеся в лимонадах, типа пепси, в недорогих колбасах, чипсах. Они срабатывают, как «установочная память» — рефлекс на тягу именно к тому продукту, в котором содержится определенный Е-000. К слову, производители всяких фант и пепси на итальянских биологов в суд не подали, так что выводы делайте сами. />/>/>/>/>
Вообще, доисторическая еда была не такой красивой, эффектной, вкусной, тающей во рту, гедонистической приманкой, фетишем, не была такой ЗАПОМИНАЮЩЕЙСЯ в рефлекторных отделах нашего головного мозга. Еда служила лишь единственной цели – восстановить силы. Вообще, услышать такой вывод от итальянцев, — поклонников культа вкусной, обильной и красивой еды, — это мужественный поступок. />/>/>/>
Основа рациона «Пещерной диеты» — СЫРОЯДЕНИЕ.Сырые овощи, в том числе корнеплоды, фрукты, семечки, орехи.Считается, что в сырых дарах природы сконцентрирована солнечная энергия.Не знаю, насколько согласятся с этим астрофизики, но главное – сырые растительные волокна очень долго перевариваются и тем создают ощущение сытости. />/>/>/>/>
Морепродукты – любые, но не консервированные и не прошедшие глубокую переработку. Значит, «крабовые палочки», «фишбургеры», шпроты, хоть латвийские, хоть с питерского «Пищевика» поклонникам «Пещерной диеты» не годятся. А, вот самые разнообразные суши – кусочки сырой рыбки, а также устрицы и прочее – очень даже подойдут. Рыбу можно в любом количестве, сырую и жареную на гриле. />/>/>/>/>
Мясо забрасывается в организм приверженца такой диеты по очень нетрадиционной схеме. Раз в неделю вы едите курятину или индейку, или телятину. И только!С утра до вечера – только мясо, нонсенс для диет, но этот рацион настаивает на жареном мясе. Так как, в те времена жарили мясо на костре, то и «Пещерная диета» настаивает на употреблении в пищу жареной курятины, теперь в наши дни – на гриле. />/>/>/>/>
Никаких соусов, даже растительных, никаких гарниров. Можно в этот день пить овощной сок, в крайнем случае, несладкий фруктовый, например, грейпрфутовый. />/>
Полностью необходимо отказаться от молока и кисломолочных продуктов.О молочной пище младенец забывал сразу после отлучения от маминой груди – коровы и козы были дикими, речь идет о тех временах, когда самого понятия «домашние животные» не существовало. То есть, итальянские ученые реплицировали на наши годы тот отрезок времени 20 тысячелетий назад, когда люди жили собирательством кореньев и вообще растительной пищи, охотой и рыболовством. Итальянцы как-бы отбросили все наслоившиеся за многие века поведенческие реакции нашего желудочно-кишечного тракта. Что из этого получилось – судить тем смельчакам, кто решил сесть на «Пещерную диету».Зато, итальянские специалисты активно рекомендуют есть… сырые яйца. Минимум четыре в неделю, лучше – шесть. Сырое яйцо превосходное белковое питание плюс «амброзия» для связок. Только помните о сальмонеллезе. />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Никакого масла – ни сливочного, ни растительного, даже оливкового.Источник жиров – жирная рыба – палтус, семга, грецкие орехи. />
Пишем «сладости» — подразумеваем только натуральный мед и сухофрукты.Хлеба не едим, лишь бессолевые и бездрожжевые рисовые или гречишные хлебцы.Каждый день диеты выпиваем по два литра жидкости – минеральная вода без газа, травяные чаи, понятно, без сахара. />/>/>
Испытавшие на себе такую диету, говорят, что за месяц можно сбросить 8 килограммов себя любимого. В диете много витаминов и растительной клетчатки.Рыба – это ненасыщенные жирные кислоты, бесценная профилактика рака и инфаркта. Кишечник работает идеально.Проходят головные боли – нет продуктов с добавками. />/>/>/>
Но! Женский элемент периодической системы – кальций. Увы, в данной диете его минимум. Рацион насыщенный сырыми растительными волокнами, требует здорового желудка и кишечника, сырые овощи способны спровоцировать колит. Консультируйтесь с гастроэнтерологом. И целый день вкушения мясной пищи не пройдет незамеченным для почечника и гипертоника.Помня не только о плюсах, но и о минусах «Пещерной диеты» вы сделает правильный выбор – насколько глубоко и как долго погружаться в реликтовую пищевую память о наших далеких предках. />/>/>/>/>/>/>
Алена Цуладзе
www.ecoinform.ru
Чем питались люди в каменном веке
Исследователи из Тюбингенского университета выяснили, чем питался древний человек, живший 30 тысяч лет назад на территории нынешней Чехии, а также чем он кормил своих собак. Авторы исследования проанализировали изотопы азота и углерода в останках животных, которые были обнаружены на месте раскопок Пржедмости близ города Пшеры (Северная Моравия). Это позволило ученым определить, чем питалась фауна, населявшая в то время этот регион.
Пржедмости — многослойное позднепалеолитическое поселение, находившееся под открытым небом. В его основном культурном слое были найдены кости не менее тысячи особей мамонтов, а также других животных. На месте раскопок были обнаружены орудия труда и человеческие захоронения.
Исследователи установили, что большую часть диеты первобытного человека из Пржедмости составляло мясо мамонта, причем его вкусы совпадали с предпочтениями многих хищных животных и падальщиков. Охотиться на это животное было сложно, поэтому ученые связывают изобилие мяса древнего хоботного в рационе других зверей с его высокой смертностью, обусловленной сложным рельефом местности.
Авторы работы заметили интересную особенность питания древнего человека и его собак в этой местности. Одомашнивание волка должно было изменить его диету, приблизив к человеческой, ведь, как считалось, хозяин должен был подкармливать питомца остатками своей трапезы. Но в ходе исследования ученым удалось выяснить, что в Пржедмости все было не так — тогда как люди питались в основном мамонтами, в рационе собак доминировало мясо северного оленя.
Ученые полагают, что человек охотился на оленя из-за его рогов, которые использовались для изготовления орудий труда и произведений искусства. Мясо же этого животного считалось второсортным и потому скармливалось псам.
Исследователи отмели предположение о том, что древний человек из Пржедмости занимался псовой охотой, ведь в таком случае его подопечные почти наверняка бы имели доступ к туше убитого животного. В таком случае собаки часто питались бы мясом мамонта.
Как отмечают авторы работы, в некоторых общинах охотников-собирателей люди кормили своих питомцев не тем, что предпочитали есть сами. Например, племя тареумитов с Аляски по большей части питалось китовым и тюленьим мясом, а также олениной. Своих собак они не подпускали к туше кита, считая это осквернением морского животного, хотя и позволяли им есть его внутренности. В основном, псам доставалось мясо моржа, которое тареумиты считали невкусным. Подобная ситуация наблюдалась еще около 100 лет назад и у других северных народов.
Поскольку собаки из Пржедмости не получали мясо мамонта, скорее всего, охотники не только редко брали их с собой, но и держали на привязи в поселении, не позволяя свободно передвигаться по нему. Ученые предположили, что доисторические люди использовали этих домашних животных именно для решения транспортных проблем, например, для перемещения частей туши убитого или павшего мамонта на стоянку. Исследователи основали свои выводы на опыте северных народов, применявших собак для перевозки грузов, а не охоты.
Ученым удалось выяснить, что диета людей в этом регионе была схожа с рационом волков, в то время как собаки питались почти так же, как и пещерные львы. В условиях нехватки другой пищи человек мог питаться мясом псовых. При этом он чаще ел волчье, а не собачье мясо, что подтверждает особое положение собаки в первобытном обществе.