Счет первобытных людей. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ «Жизнь Первобытных людей. Счет лет в истории»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Контрольная работа по теме "Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории". Счет первобытных людей


Как вели счет в древности

Счет у первобытных людей

Можно ли представить мир без чисел? Вспомните, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел ни покупки не сделаешь, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберешь. А космические корабли, лазеры и все другие достижения! Они были бы попросту невозможны, если бы не наука о числах. Отвечая на вопрос «сколько?», мы почти всегда называем то или иное число. Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.

В прошлые времена было много способов счета. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало руки. Пальцы всегда при нас.

Рука человека – первая «счетная машина». Мальчик выгонял стадо, загибал пальцы, а когда загонял коз, то опять пересчитывал по пальцам и сравнивал, все ли пальцы он загнул. Пальцы были первыми условными знаками обозначения чисел. Так родилась идея использовать пальцы для обозначения чисел. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги, это означало двадцать.

Когда в пересчете участвовало много животных, то пальцы кончались, и возник вопрос, как обозначить десятки. Тогда обратились к зарубкам, камешкам.

В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по-латински означает «камень»!

С развитием человека, зародилась торговля, появились купцы. Для того чтоб сосчитать сколько товара он приобрел, возникла необходимость совершать с числами действия. Например, сосчитать количество мешков крупы и муки . Для этого стали использовать две бороздки на песке и мешочек с камешками. Правая колонка обозначает единицы, а левая – десятки. Положи пять камешков в правую бороздку. Каждый из них обозначает один мешок крупы. А в левую бороздку положи четыре камешка. Каждый будет обозначать десяток мешков. Камешки в обеих бороздках покажут, что у тебя есть 4 десятка и ещё 5 мешков – в целом 45. Ты обозначил число купленной крупы купцом на рынке. Чтобы прибавить 43 мешка муки, добавим три камешка в правую бороздку и четыре в бороздку с десятками. Сосчитав камешки в бороздках, получится ответ – 88 мешков всего купил купец.

Считая коз, пастушка сосчитав все пальчики на руках, отложила один камешек в сторонку, после этого продолжила считать по рукам. С каждым десятком она откладывала камешек, когда стадо вышло из загона, то на земле лежало 4 камешка и загнутыми оказались восемь пальчиков. Таким образом, она выгнала на пастбище 48 коз.

Когда Робинзон Крузо в книге писателя Дефо остался на необитаемом острове, он вел своеобразный календарь. Для этого он на врытом в землю столбе каждый день делал короткую зарубку, а через каждые 30 дней делал зарубку длиннее. Так Робинзон считал дни и месяцы, проведенные на острове.

В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего-либо важного следует сделать зарубку. Слово «нос» в данном случае произведено от слова «носить». В старые времена многие люди носили при себе для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос», а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу» соответствующее число зарубок – меток.

Засечки на палочках применяли в торговых сделках. Палочки после окончания расчетов разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую - должник. Половинка играла роль «квитанции».

Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем

Веревочные счеты с узелками были в ходу в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память

Цифры древних цивилизаций

Теперь мы знаем, как люди научились считать. Но, как сохранить результаты подсчетов? Ведь нужен был какой-то способ записи. И пришлось изобрести цифры - условные знаки для обозначения чисел.

Нумерация древних шумеров

Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять. Эти черточки у них получались в виде клиньев, потому что они писали острой палочкой на сырых глиняных дощечках, которые потом сушили и обжигали.

Какой была система исчисления в племени майя?

Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.

В начале нашей эры индейцы племени майя, которые жили на полуострове Юкатан в Центральной Америке, пользовались другой системой счисления – двадцатеричной. Они обозначали 1 точкой, а 5 – горизонтальной чертой, например, запись == означала 14. В системе счисления майя был и знак для нуля. По своей форме он напоминал полузакрытый глаз.

Интересно, что разные народы, жившие в отдаленных друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими способами записи чисел.

Какими были египетские цифры?

Египтяне писали иероглифами, то есть использовали рисунки для отображения какой – либо идеи или объекта. Эти рисунки изображали элементы флоры и фауны реки Нил и домашнюю утварь. Цифры они также писали иероглифами. У египтян были знаки для обозначения чисел от 1 до 10.

В древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки для записи чисел 1, 10, 100, 1000, … и специальный иероглиф для обозначения десятков, сотен тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, миллионов и десятков миллионов. Как писать, так и считать тогда умели только специально обученные люди, для простых людей счет был так же недоступен, как и письменность. Эта система применялась в Древнем Египте при торговле и сборе податей, особенно распространившись при постройке Великих Пирамид, и постепенно угасла вместе с кастой строителей и счетоводов, при упадке Египта.

Для того чтобы изобразить, например, целое число 23145, достаточно записать в ряд два иероглифа, изображающие десять тысяч, затем три иероглифа для тысячи, один – для ста, четыре – для десяти и пять иероглифов для единицы: .

Вавилонские клинышки

Народы вавилоняне использовали только два клинописных знака – прямой клин и лежащий клин . Эти народы использовали шестидесятеричную систему счисления, например число 23 изображали так: Число 60 снова обозначалось знаком , например число 92 записывали так:

Древняя Греция и Русь

Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки. Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.

www.microarticles.ru

Древний счет |

Древний счетДревний счет

Как считали в древности, какова была древняя система счета?

Изначально человеком древний счет осуществлялся только на пальцах рук и ног, то есть в пределах двадцати. Позже стали использовать различные подручные предметы: палочки, камушки, бусинки и др. Соответственно,  пределы древнего счета расширялись.

Древние ацтеки (примерно 1300 г.) уже легко могли оперировать с огромными числами. Именно Им принадлежит изобретение системы исчисления с помощью какао-бобов. Зерна выкладывали в ряды (строки), в которых было не больше 19 штук. Индейцы майя, которые пришли на смену ацтекам, также внесли значительный вклад в историю древнего счета. Кроме того, что мы знаем о них, что они составили знаменитый календарь майя, они разработали собственную систему расчетов, где использовались только точки и черточки.

Древний счет у майяА в Древнем Риме и Древней Греции была создана счетная доска – абак. Она представляла собой желобки, в которых размещались различные предметы обихода: камушки, косточки, бусы. Сама же доска выполнялась из различных известных на тот момент материалов: дерево, глина, слоновая кость и даже мрамор.А на Востоке (Китай) был аналог абака – доска суань-пан, где цифры представлены были цветными бусинками.Еще одно средство древнего счета: собственно сами счеты. Это исконно русское изобретение.Ходят легенды, что счеты были придуманы в ХVІ веке. Во время правления Ивана Грозного его мать Елена Глинская устроила денежную реформу. Она разделила рубль на 100 копеек (это сохранилось до сих пор), и считать в уме деньги стало сложнее. 

А что было дальше, какими средствами вычисления сменился  древний счет, вы узнаете из видео-ролика.

Перейдите по ссылке.

А в качестве юмора, читайте смету одного из маляров:

Древний счет

P.S.

И было интересно ваше мнение, уважаемый читатель, Нужен ли калькулятор на уроках математики?

repetitor-problem.net

Счет в древности

   Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.  Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося— приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, её надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдёшься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.Есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа пять они говорят «рука», десять — «две руки», а двадцать — «весь человек», — тут уж присчитываются и пальцы ног.   Лет сорок назад и в нашей стране были ещё народности, которые умели считать только на пальцах. Вот как рассказывает об этом писатель Сёмушкин:«Проезжая однажды мимо стойбища чукчей, я заметил на склоне небольшое стадо оленей. Я насчитал 128 оленей. Когда я спросил хозяина, сколько у него оленей, он ответил:Мы не считали. Но если хоть один олень пропадёт из стада, глаза мои узнают сразу.А можешь ты посчитать?Если тебе нужно, посчитаю. Долго буду считать. Поезжай пока в ярангу, а потом я принесу счёт.   В яранге мы успели попить чаю, закусить, переговорить с хозяином обо всём, а часа через два пришёл наш «подсчётчик». Он назвал число— 128. Старик хозяин крайне удивился такому множеству оленей.— Наверно, ты ошибся. Так много оленей никогда у нас не было.   Старик решил проверить... Для этого он разулся и через три часа сообщил, что подсчёт произведён правильно (он помнил каждого оленя). Для подсчёта не хватило своей семьи из пяти человек, и пришлось пригласить ещё двух человек из соседней яранги...».   Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, — собственной пятернёй.    Часто говорят: «Знаю как свои пять пальцев». Не с того ли далёкого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?   Предметы считать просто: один, два, три, четыре... Измерить небольшое расстояние тоже несложно. Надо только иметь какую-нибудь мерку. Даже теперь мы нередко меряем расстояние по способу первобытных людей — считаем шаги.    Гораздо труднее найти мерку для времени. Тут ни пальцы, ни шаги не помогут: время можно измерять только временем. А мерка? Мерку надо было искать в природе.   Самыми древними «часами», которые к тому же никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, день, вечер, ночь. Не очень уж точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди научились определять время более точно: днём — по солнцу, а ночью — по звёздам. Люди заметили, что звёзды на небе медленно двигаются. Все они как бы привязаны невидимыми ниточками к яркой звёздочке, которая всегда находится на одном и том же месте. Наверное, поэтому у некоторых народов она называется Гвоздём Неба. Мы же называем эту звезду Полярной, она показывает направление на север, на Северный полюс. Неподалёку от Полярной звезды на небе всегда можно найти семь звёзд, расположенных в виде ковша или кастрюльки с длинной ручкой. Это созвездие Большая Медведица. За сутки Большая Медведица обходит вокруг Полярной звезды полный круг, за ночь — полкруга. Вот и получается, что на небе есть настоящие ночные часы со звёздной стрелкой.    Звёзды были для людей не только первыми часами, но и первым компасом.   В поисках пищи первобытные люди большую часть времени кочевали, бродили с места на место, В знакомых местах дорогу можно было найти по приметам: холмам, озёрам, рекам. А при дальних походах? Ночью направление на север указывала Полярная звезда, а днём помогало находить дорогу солнце. Этот компас исправно работает и сейчас, помогая выбраться из леса грибникам или охотникам.   Названия стран света — восток и запад — как раз и означают стороны, где солнце восходит, «востекает» на небо и «западает» за горизонт...    По солнцу и звёздам удобно определять время суток. Но ведь людям были нужны и большие меры времени. Надо было знать, когда следует перекочевать в лес за озером, где начали поспевать орехи, а когда перебраться к верховьям реки, в которой рыба мечет икру.   В природе нашлись и такие мерки времени. Люди давным-давно заметили, что дни становятся то короче — зимой, то длиннее — летом. Промежуток времени от одного лета до другого — вот удобная большая мера. Ею пользуемся и мы с вами. Мы её называем — год. Только в древности год начинали не зимой, как у нас, а летом. Началом года люди считали самый длинный в году летний день — по-нашему, 21 июня.   Интересно, что ещё три или даже четыре тысячи лет назад люди не только точно знали этот день, но и сумели построить каменный календарь, который без ошибки показывал начало года. Этот календарь отлично сохранился до наших дней. Он находится в Англии и называется «Стоун- хендж».   Представьте себе круглый забор из огромных камней, в середине которого вкопан в землю один камень. На круглую площадку внутри ограды ведёт построенный из таких же, как забор, огромных камней узкий коридор без крыши. Он направлен к тому месту, где в самый длинный день года лучи восходящего солнца освещают камень. Во все остальные дни года утром на камень падает тень от ограды.   А как разделить год? Весь год — это целых 365 дней, очень большая и не всегда удобная мера времени. На помощь пришла луна. Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния проходит почти ровно тридцать суток. Так появилась ещё одна мера времени — месяц. Понятно, почему и по-русски и на многих других языках слово «месяц» означает и луну и отрезок времени. Потом месяц стали делить ещё на четыре части. Из этих четвертушек месяца родились наши недели.  Выходит, что все главные меры времени — сутки, месяц и год — люди позаимствовали у природы ещё в доисторические времена, много тысяч лет назад. Правда, с этими мерами долго происходила путаница; например, считали, что в году не 365, как на самом деле, а 360 суток. Первый настоящий, похожий на теперешний, календарь появился не так уж давно — две с небольшим тысячи лет назад.   Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. Тут, конечно, никаких пальцев для счёта хватить не могло! Да и считая предметы, их можно было перекладывать, пересчитывать несколько раз. А в счёте времени ошибаться нельзя. Прошедший день исчез, его не вернёшь, не присоединишь к другим.    Как же считали дни люди в те времена, когда они и писать не умели?    Додумались. Ведь можно было каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. Так началась первая на земле запись прожитых дней. Только делали её не пером, а топором. Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. Получалась отметка месяца. Из месяцев складывался год.  Интересно, что зарубками на палках — вроде робинзоновского календаря — пользовались для счёта ещё совсем недавно: каких-нибудь полтораста лет назад. Только на них «записывали» не дни, а... подати, налоги и долги. Большинство крестьян в те времена были неграмотными. Поэтому, когда приходилось платить подать или оброк, крестьянин делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки. Одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов.    Так простая палочка с зарубками не только помогала считать, но и служила документом — квитанцией или распиской. Эти палочки - документы назывались бирками и хранились так же, как мы теперь храним квитанции об уплате денег за электричество или за квартиру.    Некоторые народы — например индейцы в Северной Америке — вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке.  Так люди постепенно учились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» эти числа с помощью палки иди верёвки.

Тридцатая школа

Материалы по теме

  • < Роль теории дифференциальных уравнений в современной математике и ее приложениях
  • Теория измерений: типы шкал >

30school.ru

История возникновения счета Счет древних людей

История возникновения счета Счет древних людей iconУрок окружающего мира 4 класс Всемирная история. История возникновения и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших днейИстория возникновения и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших днейИстория возникновения счета Счет древних людей iconТема «Счета и двойная запись» (материалы к практическому занятию) Открытием счета являютсяСчет 10 «Материалы» (АС) (увеличивается- запись по дебету) и Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчи-ками» (ПС) (увеличивается...
История возникновения счета Счет древних людей iconС древних времён человек придумывал различные устройства и приборы для счёта. С древних времён человек придумывал различные устройства и приборы для счётаТорговцы в древности считали с помощью зёрен, орехов, бусинок, камешков, раковин и других мелких предметовИстория возникновения счета Счет древних людей iconУсловия возникновения религии древних славян Условия возникновения религии древних славянБог плодородия, покровитель охотников,скотоводства и богатства великий Бог подземного царства, владыка мудрости, колдовства, поэзии,...
История возникновения счета Счет древних людей iconС самых древних времён у людей появилась с самых древних времён у людей появиласьС самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величинИстория возникновения счета Счет древних людей iconИстория развития вт история развития втДревнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы,...
История возникновения счета Счет древних людей iconИстория возникновения этой профессииЕго задачи вовремя и правильно заплатить налоги и отчитаться перед государственными органами, клиентами и партнерами компании, следить...История возникновения счета Счет древних людей icon1. История возникновения торговли. История возникновения торговлиПрибыль- положительная разность между выручкой и совокупными издержками предприятия
История возникновения счета Счет древних людей iconИстория развития вычислительной техники От ручного этапа до современных ЭВМПальцевый счет уходит корнями в глубокую древность, встречаясь в том или ином виде у всех народов и в наши дни. Фиксация результатов...История возникновения счета Счет древних людей iconИстория счета и систем счисления Системы счисления«золотое сечение»; познакомить с историей возникновения «золотого сечения»; изучить построение «золотого сечения»; показать возможности...

rpp.nashaucheba.ru

Первобытная математика | Club.Umnitsa.ru

Как же затягивают игры в каменный век. Видимо, у человека на генетическом уровне заложен интерес к этому времени.Когда наше жилище было готово, у нас высвободилось время для других дел. Чем же занимались первобытные люди?1) Сбор хвороста.Я разбросала по комнате хворост. Мы с Костей как представители двух племен его собирали, кто больше наберет за отведенное время, а затем делили хворост поровну между тремя семействами, решали проблему, что делать, если число не делится.Вывод: какое арифметическое действие появилось первым? В книге Левшина «Три дня в Карликании» имеется чудесный рассказ о первобытной арифметике. Мы воспользовались им в нашем занятии.«Были у древнего человека жена и двое детей. Вот пошёл однажды самый-самый древний человек на охоту и убил самого-самого древнего дикого кабана. Пришёл домой и… что же он сделал с добычей?Ну, конечно же, разделил её на четыре части: жене, сыну, дочке и себе.Так появилось на свете арифметическое действие – деление»2) Деление шкурЗакрепили материал делением шкур между тремя семействами. Вначале Костя пытался делить их поровну – не получилось, затем мы учли фактор количества членов семейства.3) СобирательствоИзучили материал о том, что женщины и дети занимались собирательством. Природа обеспечивала первобытного человека необходимыми продуктами питания. Только для этого он ходил не в магазин, а осваивал территорию, на которой жил. Что можно было собрать: мед, ягоды, грибы, целебные травы.Играли втроем в игру. По очереди (папа, мама или Костя) прятали карточки с изображением ягод в комнате. Затем искали ягоды и считали, кто собрал больше.Вывод:Мы сделали два важных вывода:1) Первыми понятиями математики были меньше, больше и столько же.2) «Надо было запасать еду впрок. Древний человек стал чаще ходить на охоту, а добычу складывал в яму. Вы понимаете, что он делал? Он складывал! Так появилось на свете арифметическое действие – сложение»

4) Земледелие:Первобытные женщины были очень наблюдательными. Как-то одна из них обронила семена растений, которые она собирала, и они проросли около пещеры, где жила женщина. Так она поняла, что можно выращивать растения, не отходя далеко от дома.Мы с Костей тоже стали выращивать злаковые культуры. Вначале мы насыпали различные виды крупы на блюдца.Затем мы посадили их на нашу грядку.А осенью надо было собрать много орехов, ягод – ведь дети любят лакомства.Вывод: Хозяйство древнего человека всё росло и умножалось. Так появилось на свете арифметическое действие – умножение».

5) ВычитаниеА когда дети выросли, они переженились с детьми другого древнего человека. Для них надо было устраивать самостоятельные хозяйства. Тут родители без сожаления стали отнимать от своего добра самые лучшие шкуры зверей, самые крупные орехи, плоды и отдавать их детям.Было у родителей, скажем, по тридцати орехов, а после свадьбы оставалось только по восемнадцати. Значит, по двенадцати орехов они отдали.Скажите, пожалуйста, разве это не самое обычное действие – вычитание?

6) Изготовление орудий труда и охоты.Мы изучили имеющиеся в саду у дедушки с бабушкой орудия труда: кувалду, молоток, топор. Позабивали гвозди молотком, потом камнем. Молотком удобнее.А если гвозди еще не изобрели? Например, индейцы Перу стягивали блоки веревками растительного происхождения. Сколько же полезных вещей изобрел первобытный человек!Попробовали сделать свой молоток.Изучили инструменты, которыми пользовались первобытные люди. Проанализировали для чего, они могли использоваться.Еще раз вспомнили, что в каменном веке камню придавалось огромное значение. Первобытные люди верили, что у каждого камня есть своя душа. Инсценировали филиппинскую сказку о духе Моанг-о, который жил в камне и помог добрым беднякам.Попытались сами «сшить» шубу из шкур. Сложили пазл, выяснили, какие два куска не подходят (лишние).

7) РыболовствоОдним из основных орудий труда первобытных людей был гарпун. Мы сделали гарпун.Поудили им рыбу.Измерили длину каждой рыбы. Разложили по убывающей.Вывод: что нужно было считать первобытному человеку?Животных, которые размножались.Для того чтобы запомнить количество животных, люди откладывали столько камней, сколько было овец. Тогда они могли выяснить, каков был приплод или сколько овец погибло при наводнении.

8) [i]Первобытный обмен[/i].О, это Костина любимая игра. Он готов торговать и обменивать товары бесконечно. Поэтому играли мы долго и всяческими способами. Обменивали и в эквивалентном размере. Одно копье – одна рыба.Затем копье у нас стало прообразом первых денег и в копьях мы измеряли стоимость разных товаров.9) Заруби на носуДальше у Левшина очень здорово описываются трудности первобытного обмена. Костя эту часть больше всего любит. Мы ее очень много раз обыгрывали.«Людей на земле появлялось всё больше, хозяйства их росли. Всё труднее становилось делить, складывать, умножать, вычитать.А некоторые нехорошие древние люди этим пользовались.«Эй, друг! – говорил один такой нехороший древний человек. – Ты меня обманываешь. Ты обещал мне отдать десять кабаньих ножек. Вчера отдал четыре, сегодня – пять и говоришь, что мы в расчёте. Где же ещё одна ножка?»«Нет, друг, – отвечал ему хороший древний человек, – я тебе вчера отдал не четыре, а пять кабаньих ножек. Ты позабыл».«Нет, это ты позабыл! – возражал нехороший человек. – Ты больше мне не друг, и я тебя убью этой дубиной!»Конечно, ничего бы этого не случилось, если бы хороший человек записал, сколько он отдал кабаньих ножек нехорошему человеку. А он этого не сделал. Не сделал потому, что не умел записывать числа»В разных культурах первобытные люди решили эту проблему по-своему. Кто-то стал использовать для счета палочки, кто-то узелки завязывал на память, а кто-то делал зарубки.

Проследили этимологию выражения «зарубить на носу».Оно обозначает запомнить что-то. Раньше люди носили с собой деревянные палочки – «нОсы», и делали на них зарубки на память. Если крестьянин на Руси брал у соседа в долг мешок зерна, то он делал на «носу» зарубку, раскалывал палочку на две продольные части и отдавал одну палочку соседу, а другую оставлял себе – чтобы не забыть. Так, из зарубок, и стали появляться первые цифры.

Делали зарубки. Костя сам предложил тему. Буду считать, сколько раз за день говорю «Мама, я тебя люблю». Насчитали 10 раз.

10) Первый счетМы посмотрели, как считали древние люди. Оказалось, что во многих культурах система была примерно одинаковая. Древние выделяли понятия «один», «два» и много. Только называли их по-разному.Наиболее древней и простой «счётной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время ещё пользуются этим древним счетным прибором, который всегда при нас. В древние времена люди ходили босиком, поэтому они могли пользоваться для счёта пальцами как рук, так и ног.Мы попробовали решить парочку арифметических задачек с использованием двадцатеричной системы счета.

Другие занятия по теме "Каменный век":

Как заговорили первобытные люди

Камень в культуре человека

В поиске креативных идей

club.umnitsa.ru

Контрольная работа по теме "Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории"

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».

Часть I.

1) более 2 млн. лет назад 2) 40 тыс. лет назад

3) 1 млн. лет назад 4) 500 тыс. лет назад

А2. Главным отличием древнейшего человека от животных было:

3) умение добывать пропитание с помощью собирательства

2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов

А4. Кто управлял родовой общиной?

1) цари 2) жрецы 3) старейшины 4) маги и колдуны

А5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

1) корова 2) лошадь 3) собака 4) коза

А6. Что из перечисленного появилось около 10 тыс. лет назад?

1) земледелие 2) охота и собирательство

3) обработка металлов 4) охота с копьём и луком

А7. По мнению учёных, прародиной человечества является:

1) Восточная Азия 2) Южная Африка

3) Западная Азия 4) Восточная Африка

Часть II.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)

1) возникновение мотыжного земледелия

2) овладение огнём

3) возникновение плужного земледелия

4) появление знати

Ответ:

В2. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу. (2 балла, 1 ошибка – 0 баллов)

Ответ:

В3. Как называется способ ведения хозяйства, при котором человек берет все необходимое для своего потребления у природы? (Впишите термин, верный ответ – 2 балла).

Ответ: _________________________________________________________________

В4. Решите задачи на счет лет в истории (каждая задача – 2 балла).

А) Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век? 

Ответ: _______________________________________________________________

Б) Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э.?

Ответ: _________________________________________________________________

В5. Соотнесите картинки и название орудий труда первобытности, результаты занесите в таблицу (каждое верное соотнесение – 0,5 балла).

hello_html_m31807d00.jpghello_html_2f81729c.jpghello_html_m22fff51f.jpghello_html_m4e942d2e.jpghello_html_m33d11bca.pnghello_html_51642555.gif

hello_html_m30448cc3.jpghello_html_m3e4ca115.jpghello_html_m4682ef88.jpghello_html_63ccc72.gif

1) плуг 2) дубина 3) каменный топор 4) гончарный круг 5) гарпун 6) лук и стрелы 7) серп 8) рубило 9) мотыга 10) зернотёрка

В6. О каких понятиях идёт речь (анаграммы). Каждое верно угаданное – 1 балл.

А) Как называется эпоха, которая охватывает период жизни людей с момента появления их на Земле до образования первых государств?

Составьте слово из букв:

НПСЫЬБВТРООТЕ -> __________________________________________

Б) Изготовление орудий труда и других изделий ручным способом

Составьте слово из букв:

СЛРМОЕЕ -> __________________________________________

В7. Решите историческую задачу. Правильный ответ – 2 балла.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Часть III.

hello_html_7f3d239c.jpg

Перед тобой Африка более 2-х миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны или древние люди? Свой ответ поясните.

Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории».

2 вариант

Часть I.

А1. Главное отличие древнейших людей от животных состояло:

1) в различном внешнем виде

2) в умении общаться при помощи звуков

3) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды

4) в умение изготавливать орудия труда

А2. Человек разумный появился:

1) 100 тыс. лет назад 2) 60 тыс. лет назад

3) 40 тыс. лет назад 4) 25 тыс. лет назад

А3. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?

infourok.ru

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ «Жизнь Первобытных людей. Счет лет в истории»

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ

«Жизнь Первобытных людей. Счет лет в истории»

Вариант 1.

Обвести кружочком номер правильного ответа.

1. Что из перечисленного возникло около 10 тыс. лет назад?

2. Выберите из списка понятия, относящиеся к религиозным верованиям первобытных людей.

3. Выберите из списка признаки, свидетельствующие об окончании истории первобытности.

1) освоение металлов

2) возникновение письменности

3) появление земледелия и скотоводства

4) основание и рост городов

5) появление религиозных верований

6) появление первых государств

4. Расположите эти достижения первобытных людей в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность запишите в таблицу.

1) земледелие

2) освоение металлов

3) начало изготовления орудий труда

4) ловля рыбы с помощью гарпуна

5. Какие из перечисленных достижений принадлежат древнейшему человеку, а какие – человеку разумному? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

1) овладение огнем

2) общение при помощи звуков

3) художественное творчество

4) членораздельная речь

5) изобретение орудий труда

6) земледелие, скотоводство, обработка металлов, ремесло

7) собирательство, охота

8) религиозные верования

9) жизнь в общине (родовой, соседской)

6. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр и букв запишите с таблицу.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ

«Жизнь Первобытных людей. Счет лет в истории»

Вариант 2.

Обвести кружочком номер правильного ответа.

1. Что из перечисленного возникло около 9 тыс. лет назад?

2. С помощью понятий святилище, колдовской обряд, жертва, молитва, духи, идол можно рассказать:

1) о первобытной живописи

2) о первобытной религии

3) о хозяйственных достижениях первобытного человека

4) о появлении неравенства между людьми

3. Выберите из перечисленного признаки неравенства, возникшего между людьми в конце первобытной истории.

1) передача знатности по наследству

2) получение всеми соплеменниками равной доли добычи

3) получение некоторыми членами племени большей части военной добычи

4) владение рабами

5) лучшее имущественное положение (богатый дом, красивая одежда, украшения) некоторых членов племени по сравнению с остальными соплеменниками

6) владения некоторыми членами племени лучшими участками земли, большими стадами скота

7) выборы старейшин из самых уважаемых и опытных людей племени

4. Выберите из перечисленного признаки, свидетельствующие о возникновении первых государств.

1) появление городов

2) выборы старейшин в родовой общине

3) превращение вождей племен в правителей государств – царей

4) передача по наследству власти царя

5) превращение родовой общины в соседскую

6) появление вождей племен и знати

7) превращение территории племени в территорию государства

5. Расположите эти изобретения первобытного человека в порядке их появления. Получившуюся последовательность запишите в таблицу.

6. Установите соответствие между годами и веками. Получившуюся последовательность цифр и букв запишите с таблицу.

infourok.ru


Смотрите также