конспект и презентация к уроку истории 6 класс «Первобытная эпоха». Конспект первобытная эпоха
Конспект урока на тему "Развитие первобытного общества" (10 класс)
Тема: Развитие первобытного общества. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
Цель: ученики научатся определят этапы и основные черты развития первобытного общества, осознают историческое значение НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Предметный результат: выделять основные этапы развития человечества в эпоху первобытности, характеризовать присваивающий и производящий тип хозяйства, определять сущность и значимость неолитической революции,
Метапредметный результат: схематизировать информацию, анализировать информацию из различных источников (текст, иллюстрация и т.п.), делать выводы, обобщения, преобразовывать табличную информацию в схему.
Вопрос: Назовите первый этап в развитии истории человечества.
(ПЕРВОБЫТНОСТЬ)
- Первобытность в свою очередь тоже имеет ПЕРИОДИЗАЦИЮ.
Задание: определите по иллюстрациям слайда, какой критерий берется за основу периодизации ПЕРВОБЫТНОСТИ?
РАБОТА ПО СЛАЙДУ ОТВЕТЫ
- Критерием периодизации первобытности является – материал из которого изготовлялись орудия труда.
Задание: ПРЕОБРАЗУЙТЕ табличный материал в СХЕМУ.
- Охарактеризуем период КАМЕННОГО ВЕКА.
- Из каких периодов он состоит?
Палеолит – от греч «палео» - древний и «литос» - камень.
Мезолит – от греч. «мезос» - средний
Неолит – от «нео» - новый.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЛЕОЛИТА
Задание: по иллюстрациям слайда определите черты ПАЛЕОЛИТА.
Эволюция человека – gomo sapiens;
Совершенствование орудий труда;
Овладение огнем.
ПРОВЕРКА
- В период ПАЛЕОЛИТА люди стали расселяться и осваивать все большую территорию. Под влиянием различий в природных условиях сложились различные РАСЫ людей.
- Что такое РАСЫ?
ОТВЕТЫ
Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков.
Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Задание: Запишите признаки каждой из рас (учебник стр.43)
ПРОВЕРКА
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЗОЛИТА
Совместная с учителем работа по материалу учебника (стр. 44).
- Как изменились условия жизни на земле к периоду МЕЗОЛИТА?
ОТВЕТЫ
(более благоприятные условия: ледники отступают, территории освобождаются для заселения).
- К каким последствиям для человека это привело?
(увеличение численности!)
- Какие новые территории осваивает человек? (Америка – 25 тыс. лет назад, Австралия – 20 тыс. лет назад)
ВЕРСИИ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ
Сухопутный путь – через сухопутные мосты.
Америка была впервые заселена потомками небольшой группы людей, проникших из Азии через Аляску. Сроки их проникновения остаются неясными, но все оценки указывают на последнюю ледниковую эпоху, когда уровень моря был ниже современного и Сибирь соединялась с Аляской массивом суши, получившим название Берингия.
Морской путь – путешествие Тура Хейердала (1914 – 2002 гг.) — норвежский путешественник и учёный-антрополог.
В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников — Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер — прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».
infourok.ru
Урок истории России. Первобытная эпоха на территории нашей страны
Конструктор урока №1
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Первобытная эпоха
Класс: 6
Предмет: история
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:
-Личностный результат – подвести учащихся к пониманию необходимости понимания и уважения истории своей страны, преклонение перед ее богатством
-Метапредметный результат – продолжить формирование навыков работы с исторической картой, хронологические умения, умение извлекать информацию используя иллюстративный ряд параграфа.
- Предметный результат – показать учащимся, что приспосабливаясь к меняющимся климатическим условиям (оледенение и потепление), человек всякий раз приспосабливается к новым условиям, что способствует его развитию. Изменению общественного устройства.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята!
Самоопределение,
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Как называется самый первый период в истории человечества? Когда мы его изучали? Что мы помним о нем?
Записать тему урока. Рассмотреть в атласе карту «Расселение древнейших людей около 500 тыс. лет назад». Первые люди жили на территории Африки но постепенно они стали двигаться в поисках пищи и занимать территорию Европы и Азии. Около 40 тыс. лет назад человек превратился в «человека разумного» современного типа и в это же время на территории нашей страны появились первые люди, которые пришли из южных областей. По-прежнему люди добывали пищу собирательством и охотой, жили в пещерах, первобытными стадами.
КАРТА. Ок. 10 тыс. лет назад климат изменился, закончился ледниковый период и люди заселили территорию от Черного моря до Балтийского на западе, и дошли до Тихого океана на Востоке.
Прочитать 1 вопрос пар. 1 и заполнить таблицу или работа с карандашом в тексте учебника.
Прочитать 2 вопрос пар. 1 и заполнить таблицу
Отвечают на вопросы
Определяют тему и цель урока
Заполним таблицу № 1
Знали: Узнали нового:
Таблица № 2
Распределите в две колонки в тетради занятия, относящиеся к присваивающему и производящему хозяйству:
1) рыболовство 2) охота
3) хлебопашество 4) собирательство
5) разведение домашних животных
6) бортничество (пчеловодство)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о …
Прочитать 2 вопрос пар. 1 и заполнить таблицу № 3
Таблица № 3
Заполните схему, используя термины: племя, род, семья, родовая община, союз племен.
Прочитать 3
вопрос пар. 1 и заполнить
Таблицу № 4
Языковые семьи– письменно. (стр. 13)
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Что узнал о первобытном периоде в истории нашей страны?
Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
1) Интерес- что было интересно на уроке?
Творчество- какие творческие работы понравились?
Обучение- чему научились?
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
2) Оцените работу всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей.
Сегодня все отлично поработали, молодцы.
Ребята дают оценку своим знаниям.
Как заполнили таблицы.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
VI Инструкция по выполнению дом. задания
Дома: параграф 1, выучить. Ответить на вопросы
Записывают дом. Задание.
Приложение
Таблица № 1
Знали:
Узнали нового:
Таблица № 2
Распределите в две колонки в тетради занятия,
присваивающее хозяйство
производящее хозяйство
1) рыболовство 2) охота 3) хлебопашество 4) собирательство 5) разведение домашних животных
6) бортничество (пчеловодство)
3. Таблица № 3
Заполните схему, используя термины: племя, род, семья, родовая община, союз племен.
4.Таблица № 4 Языковые семьи
Языковая семья
Народы
infourok.ru
конспект и презентация к уроку истории 6 класс «Первобытная эпоха»
урок 2. тема: Первобытная эпоха цели: охарактеризовать эволюцию человеческого общества, занятия древних людей, определить причины распада первобытных обществ. тип урока: комбинированный оборудование: карт а, учебник, презентация к уроку. план: 1.Каменный век на территории нашей страны 2.Жизнь людей в бронзовом и железном веках 3.Образование языковых семей основные понятия: родовая община, племя, языковая семья. ход урока: Орг. момент Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами, начинаем изучать историю России и мне хотелось бы спросить, зачем нам изучать историю России? Наш урок мне хотелось бы начать следующими строками: (слайд 1) Изучать предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться. В.О. Ключевский Изучение новой темы. Слайд 2. Тема нашего урока «Первобытная эпоха» Предлагаю рассмотреть таблицу «Периодизация эпохи первобытности». слайд 3. Объясните термины Каменный век, бронзовый век, железный век. запишите в тетрадь этапы первобытного периода жизни людей. Слайд 4. Первые люди на землях нашей Родины появились около 40 тыс лет назад. Пришли они сюда из южных областей. Значительную часть Европы и Азии покрывал ледник, и людям пришлось приспосабливаться к тяжелым условиям. Слайд 5. - Вспомните занятия первобытного человека. - какой тип хозяйства вел первобытный человек? Главные занятия первобытного человека –охота и собирательство, позднее рыболовство. Первобытные люди вели присваивающий тип хозяйства. Для добывания пищи они использовали примитивные орудия труда из камня. слайд 6. Слайд 7. Из шкур убитых животных люди шили одежду, суровый климат заставлял использовать и беречь огонь. Первыми жилищами человека были пещеры. Поэтому они жили первобытными стадами, собираясь в основном для совместной охоты. На территории нашей страны найдено много стоянок первобытного человека. В пещерах находят рисунки первобытных людей. Постепенно хозяйство людей ступило на новую ступень развития из присвающего хозяйства- стало производящим. Этому способствовало то что люди начали делать орудия из меди. Потом ее сменила бронза – сплав меди с оловом. Люди научились создавать предметы из железа. возникают более крупные общества людей - родовые общины. слайд 8. Родовые общины объединялись в племена. Природные условия в разных районах были неодинаковы, то и занятия племен разнились между собой. На юге нашей страны, в степной зоне, жили племена которые занимались скотоводством. Они разводили лошадей, коров. овец. Другой образ жизни вели люди лесостепной полосы, здесь развивалось земледелие..Слайд
educontest.net
Конспект урока "Первобытный строй"
Методическая разработка
повторительно-обобщающего урока
по курсу «История Древнего мира»
5 класс
Тема: Жизнь первобытных людей.
Повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»
Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности. Метод реконструкции способов производства орудий труда.
Оборудование:
1.Карты
2.Презентации:
“Первобытные охотники” ”Первобытные художники”
3. “Кроссворд” (дидактический материал) “Орудия труда первобытных людей”
Почему ученые утверждают, что первобытный мир — это шаг вперед человечества? Закономерно ли его существование?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию изученного материала; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом
Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деяний древних людей; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории. Овладеть основными понятиями: родовая община, соседская община, племя, религиозные верования, неравенство, неолитическая революция.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
Регулятивные: осознавать самого
себя как движущую силу своего научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения; выявляемые в ходе исследования учебного материала
Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач.
План
I. Введение в проблему.
1.Вводное слово учителя.
2. Краткая характеристика и периодизация каменного века. (опережающее задание, индивидуальная устная работа учащегося).
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Первобытные охотники и собиратели”.
1. Вопросы учителя по теме.
2. Практическая работа учащихся в паре. Составление аппликации “Орудия труда древнейших людей”.
3. Практическая общеклассная работа с дидактическим материалом, решение кроссворда “Орудия труда древнейших людей”.
4. Презентация “Первобытные охотники”,(опережающее задание, индивидуальная устная работа учащегося).
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа. Реконструкция способа изготовления орудий труда: каменный топор, лук, стрелы. (Опережающее задание, индивидуальная практическая работа учащегося у демонстрационного стола).
III. Актуализация опорных знаний учащегося по теме: “Первобытные земледельцы и скотоводы”
1.Вступительное слово, вопросы учителя по теме.
2.Реконстукция способа изготовления глиняной посуды.(Парная практическая работа учащихся).
IV. Подведение итогов.
1.Оценка знаний учащихся на уроке.
2. Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие учителя.
2. Подготовка учащихся к уроку.
Введение. Слово учителя. В пятом классе вы приступили к изучению курса «История Древнего мира». Наиболее ранний период в истории человечества называется каменным веком . Сейчас мы послушаем краткую характеристику содержания этого периода и его периодизацию.
Сообщение учащегося по теме «Каменный век».
Часть первая.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первобытные охотники и собиратели».
Вопросы учителя:
1. Кого называют ученные-историки первобытными людьми?
(Первобытными называли людей , живших до изобретения письменности, больших городов и государств).
2. Где, когда, по предположению археологов, жили древнейшие люди?
(Восточная Африка. Более двух миллионов лет назад.)
Задание: покажите по карте территорию, которая служила прародиной человечества.
3. Опишите внешний облик древнейших людей.
4. Назовите главное отличие древнейших людей от животных.
(Умение изготавливать орудия труда - это главное отличие человека от животных).
5. Назовите, опишите главные занятия древнейших людей (охота и собирательство).
6. Какого типа было хозяйство первобытных охотников и собирателей?
Как оно называлось?
(Хозяйство первобытных охотников и собирателей называлось-присваивающим, т.к. они в готовом виде присваивали из природы все необходимое для жизни),
Задание:
1) Решить кроссворд «Орудия труда первобытных людей» ( общеклассная работа учащихся).
Задание:
1) Вспомните и опишите способы охоты древнейших людей. Презентация “Первобытные охотники .(опережающее задание, индивидуальная работа учащегося)
2)Решите задачу.
Задача 1.
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тысяч обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади-2, медведя-2, горного козла-767, леопарда-1.Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш.(Охота).
Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных(Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, медведей и леопардов.)
Вопрос учителя: как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик первобытного человека, увеличивался его мозг, возникла речь, мышление. Постепенно люди расселялись по холодным странам Европы и Азии.
1.Когда древнейшие люди появились на юге нынешней России?
(около 500 тысяч лет назад).
2. Что помогло им выжить суровыми морозными зимами?
(первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, сшить одежду, использовать копье, гарпуны).
3.Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?
(Огонь обогревал, отпугивал диких зверей, освещал и использовался для приготовления пищи).
Задание.
Рассказать о строительстве жилищ. (слайд “Первобытная стоянка охотников “).
Вопросы учителя по теме:
1.Как назывался коллектив первобытных людей и когда он появился?
(Родовая община-появилась 40 тысяч лет назад).
2. Дайте определение понятию «Родовая община».
(Родовая община-это коллектив родичей, которые жили сообща, трудились сообща, имели общие орудие труда и результаты труда делили поровну).
Задание.
Опишите по картинке жизнь и занятия людей в родовой общине (чем заняты мужчины, женщины, дети). Слово учителя. Ребята, первобытное общество развивалось ,совершенствовались орудия труда и охоты. Человек изобрел лук и стрелы. Около 30 тысяч лет назад.
Задание.
1) На демонстрационном столе взять элементы орудий труда и методом реконструкции воспроизвести способ изготовления каменного топора, лука и стрел (индивидуальная работа учащегося).
2) Расскажите, в чем преимущество использования лука и стрел по сравнению с копьем и дубиной?
3) Где использовался каменный топор?
Часть вторая.
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы».
Слово учителя
Ребята, первобытное общество развивалось, человечество совершило величайшие открытия! Назовите величайшие открытия. Когда они были сделаны?
-Земледелие
-Скотоводство
-Производство глиняной посуды
-Прядение
-Ткачество
Задание:
Расскажите:
1. Как и когда возникло земледелие?
(10 тысяч лет назад в Западной Азии из собирательства возникло земледелие).
2. Как и когда возникло скотоводство?
(10 тысяч лет назад в Западной Азии из охоты возникло скотоводство).
Задание.
На демонстрационном столе из глины методом реконструкции воспроизвести способ изготовления глиняной посуды. Рассказать о значении глиняной посуды в жизни первобытных людей.
3. Как земледелие и скотоводство изменило жизнь людей?
4. Что такое неолитическая революция (переход от присваивающего типа хозяйства к производящему ).
5. Когда и где появилось новое ремесло - обработка металлов?
(около 9000 лет назад в западной Азии).
6. Какой металл обрабатывали первым?
(медь).
7. Как изобретение плуга, использование тягловой силы животных, появление медных орудий труда повлияли на жизнь людей, жизнь родовой общины?
(отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях, произошел переход от родовой общины к соседской, возникло неравенство).
8. Дайте определение понятию соседская община.
(соседская община-это коллектив людей, которые жили семьями, трудились семьями, орудия труда принадлежали семье, результаты труда принадлежали семье).
Заключение: Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. На следующих уроках мы с вами будем говорить о переходе от первобытности к древнейшим цивилизациям, одной из которых является Древний Египет.
Подведение итогов.
1.Оценка знаний учащихся на уроке.
2. Домашнее задание.
Приложения.
1. Схема. Периодизация Каменного века.
2. Кроссворд по теме «Орудия труда первобытных людей».