Интерьер первобытного человека. Компания уникальных интерьеров Мебель-Хольц
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дизайн интерьера и архитектура. Интерьер первобытного человека


История дизайна интерьера - эксклюзивно на Our-Interior.com

История дизайна интерьера

Очень не просто сказать, когда и как началась или зародилась история дизайна интерьера. Сложность первая заключается в том, что нельзя точно назвать даты ее зарождения, время. Известно только, что с незапамятных времен люди украшали свои жилища. В первобытном строе украшением были шкуры и кости животных, которых убивали на охоте, украшением интерьера жилищ были рисунки на стенах древних пещер, которые изображали людей, животных. Можно с полной уверенностью сказать, что история дизайна интерьера, наверное, началась с того момента, когда зародилась культура древних людей, древних цивилизаций, и прошла все этапы и ступени развития, что и вся мировая культура человеческого сообщества. Мы можем считать первыми декораторами первобытных людей и древних египтян, которые экстравагантно и по-богатому украшали могилы своих фараонов. Декорирование жилищ существовало в античном мире, а также у коренного населения Америки – индейцев. Любой населенный людьми регион земли, любое государство со своей культурой и этносом, со своей религией, имели сложившиеся исторически и развивающиеся стили развития в обустройстве разных зданий и построек.

Иногда в процессе развития стили интерьеров порой смешивались, дополняли друг друга, иногда переходили в абсолютно другое качество. Иногда, забытые казалось бы, стили снова возрождались и воплощались по-новому в новых же интерьерах, благодаря тому, что люди всегда хотели жить не только комфортно, но и красиво, историю дизайна интерьера невозможно, на самом деле представить без истории всего человечества.

Культура Древнего Египта и Месопотамии, культура Индии и Китая – по праву считается источником современной цивилизации. Тогда именно в этих государствах начинают возникать речь, письменность, искусство, литература и собственно, государства, закладывается прочный фундамент для будущих наук.

Древневосточные цивилизации оказали большое влияние на становление культуры античности, та же в свою очередь, стала в дальнейшем прародительницей западноевропейских культур. Именно в античный период можно с полной уверенностью назвать временем зарождения истории дизайна интерьеров, ведь именно в античный период подымается впервые в истории человечества вопрос соотношения между комфортностью предметов и вещей, их функциональностью и эстетической задачей, которую они несут.

И дальше история интерьера, ее развитие включает много периодов, вот на некоторых из них мы и остановимся подробнее.

Средние века, а это период с 9 по 12 век характеризовались некоторой невзрачностью, тусклостью, а в некоторые периоды истории даже мрачностью интерьеров. Тогда самыми популярными цветами были цвета камня и бронзы, цвета леса – все оттенки зеленого, земляного. Мебель в средневековье была очень простой, неказистой, без изысков, простых форм, без вычурности и изящества, порой очень и очень неудобная, жесткая. Как правило, изготовляли ее не только из дерева, а также из металла, ведь в те времена других материалов просто не было.

Что касается текстиля в интерьер, то он служил скорее, не красоте, а для комфорта и защиты – шторы, к примеру, защищали от ветров и сквозняков, которые постоянно гуляли коридорами средневековых замков, и не были изысканным утонченным декором помещений. В средневековье возникли такие стили в дизайне интерьеров как готический, романский, штауфенский, ранний английский, районан.

Следующий этап в развитии истории интерьера – «Новое время», это период с 15 века до 19. К эпохе Нового времени относится огромное число стилей, это время – время зарождения ренессанса и готики, барокко и рококо, классицизма и эклектизма, знаменитого Викторианского стиля в интерьере. Каждый из них имеет свои отличительные свойства и черты.

Ренесанс – это пышность и роскошь внутреннего убранства жилищ. Статуэтки, изображающие древних античных божеств, колонны, живопись, в основе картин – мотивы античности, роскошная, огромная мебель, которая напоминает своими конструкциями небольшие архитектурные строения – все это интерьеры эпохи Нового времени – Возрождения. Последующие за ренессансов – барокко и рококо, приемники ренессанса, также отличались необычайным богатством и роскошью, при этом сочетая в себе оригинальное, все самое необычное и торжественное. Резная мебель ручной работы, расписанная необычайно красивыми узорами, покрытая позолотой и лаком, дорогие тяжелые занавески, роскошные зеркала в золоченых или бронзовых затейливых рамах, обитые атласом стены, кровати с огромнейшими роскошными балдахинами – все эти декораторские приемы были предназначены для одной цели – подчеркивать высочайший статус хозяев дома.

А на смену этим роскошным вычурным стилям пришел чуть более спокойный стиль – классицизм. Его основополагающими чертами стали симметричность и точность. Мебель в интерьере классического стиля отличается необычайной строгостью и простотой. Но, хоть формы простые, но изготовлялась она из ценных пород дерева. В классическом интерьере преобладают пастельные спокойные цвета, коричневый паркет и таких же оттенков мебель, тогда как стены остаются белого цвета. Классический стиль и в современном мире – наиболее популярный стиль декоративного оформления помещений.

На смену Новому времени, пришел технологический процесс, который диктует свои правила, возникают свои современные стили. Стили, возникшие в Новейшую эпоху, характеризуются практичностью и необычайной функциональностью. К стилям Новейшей эпохи относятся минимализм и хай-тек, арт-деко и экспрессионизм, модер и конструктивизм. Всех их объединяют такие черты, как простота и открытость, удобство и максимум свободного пространства. В интерьере новейшего времени используются новейшие современные материалы и техника. По сути, интерьер квартиры или дома – это отражение мироощущения и характера ее владельца. Встиля для оформления дизайна интерьера – ответственное и, безусловно, важное мероприятие. А потому рассмотрим основные стили интерьеров.

Минимализм

Уже только его название говорит само за себя. Этот стиль пришел к нам из далекого Востока – Японии, Китая. В нем, как ни в каком другом стиле чувствуется мудрость восточных древних философов и необычайный аскетизм. В современной интерпретации стиль минимализм характеризуется небольшим разнообразием красок, скорее это спокойные цвета и оттенки, и полное отсутствие не нужной, лишней мебели, лишних деталей и элементов в интерьере.

Стиль – классицизм

Его породила и подарила всему свету Франция в 17 веке. Древнеегипетские мотивы уникальным образом переплетаются в нем с элементами античности, возрожденными именно этим стилем. Отличительные черты классицизма – обязательная симметричность всех деталей интерьера, белый цвет, преобладающий в интерьере, мебель из ценного красного дерева, обивка, с преобладанием цветочных орнаментов.

Хай-тек – современный стиль

В принципе, хай-тек можно назвать неким продолжением стиля минимализм, с характерными чертами, присущими интерьерам конца 20 века.

В нем преобладает обилие стекла, хромированные металлические детали, обтекаемые формы, которые всем своим видом напоминают космическую станцию.

Кич

В интерьере, оформленном в этом неоднозначном стиле, позволяется реализовывать самые невообразимые, смелые решения. Кич – стиль-вызов. Вызов тем правилам и традиционным нормам, которые существуют и существовали в истории дизайна интерьеров. В таком интерьере можно комбинировать и сочетать не сочетаемое, стиль, где рядом с вопящей безвкусицей может красоваться необыкновенная роскошь.

Loading...

История дизайна интерьеров пишется и сегодня! Экспериментируйте, и вы сможете стать ее соавтором!

Рекомендуем к прочтению:

  • Виды интерьеров (стили) – можно назвать знаками, которые не только иллюстрируют вкусы и пристрастия хозяев помещения, но также отражают эстети ...

  • Наверняка, каждый из нас задумывался про оформление интерьера, о красоте своего жилья, особенно сегодня, когда такое предложение строительных ...

  • Название стиля ампир в интерьере происходит от французского слова «empire», что значит, империя. Он возник во время правления Наполеона. Расцв ...

  • Говорят, что время быстротечно! А еще говорят, что все течет и все изменяется, и это верно! Особенно течет все и изменяется в современном мире ...

  • Стилей интерьера существуют множество и самих разных. Для того, чтобы обустроить свою квартиру или дом, нужно правильно, грамотно декорировать ...

www.our-interior.com

Этапы развития первобытного искусства на Украине

первобытное искусствоИскусство сформировалось на почве художественной культуры, которая начала развиваться еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Уже в эпоху палеолита ( 40 — 30 тысяч лет до нашей эры) человек пытается найти способ выражения своих духовных потребностей. И именно таким способом стало художественное творчество.

Конечно, первые образцы изобразительного искусства и скульптуры были весьма примитивными, но у первобытного человека не было примеров для подражания, поэтому он творил, что называется, на пустом месте. Поэтому ценность первобытного искусства трудно переоценить, потому что именно оно стало той основой, на которой впоследствии выросли все современные виды художественного творчества.

 

первобытное искусство

 

Поздний палеолит ( древне — каменный век) является наиболее важным этапом для изучения истории искусства. В этот период появляются первые образцы изобразительной деятельности: гравированные изображения, рисунки красками, рельефные изображения и образцы скульптуры округлой формы.

 

первобытное искусство

 

Практически все сюжеты творчества были посвящены животным, на которых человек охотился. Самые древние памятки искусства, открытые на территории современной Украины, относятся к периоду позднего палеолита ( 25 — 15 тысяч лет до нашей эры). Это изображение мамонта, северного оленя, зубра и лошади.

 

первобытное искусство

 

В результате археологических раскопок возле сел Мизень ( в районе реки Десны в Черниговской области), Доброночевка ( Черкасская область), Гонцы ( Полтавская область) были обнаружены жилища древних охотников. Найденные там каменные орудия труда отличаются разнообразием и тонкой обработкой. При этом функциональная сторона орудий труда и оружия удачно объединяется с их художественным оформлением.

 

первобытное искусство

 

Однако самый большой интерес ученых вызывают древнейшие скульптуры. В Мизене была найдена мастерская с наборами каменных орудий труда, с костями мамонта, с готовыми скульптурами и украшениями. Фигуры женщин, птиц практически сплошь покрыты сложными узорами.

 

первобытное искусство

 

На лопаточную кость и челюсть мамонта с помощью красной краски нанесен узор из ломанных линий. Это первый образец цветных изображений культуры палеолита в Восточной Европе. В эту эпоху среди гравированных рисунков встречаются изображения людей в масках.

 

первобытное искусство

 

В эпоху мезолита ( 10 — 6 тысяч лет до нашей эры) все чаще встречаются изображения динамичных, многофигурных сцен: охота, вооруженные столкновения, сбор меда, танцы и многое другое.

 

первобытное искусство

 

В эпоху неолита ( нового каменного) и медного веков ( 6 — 2 тысяч лет до нашей эры) духовная жизнь человека усложняется. К тому же, развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. В этот период развиваются условно — орнаментальные формы изображения. В обособленных от натуральной природы схематичных формах — крест, спираль, треугольник, ромб, свастика и другое — человек пытается воплотить свои, уже достаточно сложные представления и чувства.

 

первобытное искусство

 

Предметы обихода тоже украшаются, при этом обозначается лицо или душа предмета. Человек начинает украшать себя бусами, браслетами, одеждой из ткани, а также раскрашивает свое тело. Изображения на тело наносились не только для красоты, они имели важное ритуальное значение, и призваны были защитить человека от воздействия злых духов и темных сил.

 

первобытное искусство

 

В этот период появляется первая посуда из обожженной глины, прототип современной керамики. Уже изобретено искусство ткачества и прядения нитей. Также в это время люди начинают обжигать изделия из металла.

 

первобытное искусство

 

Среди всех изученных культур медного века одной из самых интересных является Трипольская культура. Исследования остатков жилищ дают все основания считать, что их стены были украшены декоративной росписью, которая была призвана оберегать жилье первобытного человека от злых сил.

 

первобытное искусство

 

В те далекие времена в искусстве Триполья была широко распространена керамика, украшенная орнаментом. Рисунки наносились на посуду двумя самыми распространенными способами: разрисовыванием с помощью красок и прочерчиванием рисунка на поверхности еще сырой глины так, чтобы получилось углубленное изображение.

 

первобытное искусство

 

Роспись выполнялась натуральными растительными красками черного, красного, белого и красно — коричневого цвета. При этом орнамент весьма органично связан с особенностями формы посуды. Рисунки покрывают посуду сплошь или украшают только верхнюю его часть.

 

первобытное искусство

 

Среди мотивов орнаментов самыми распространенными были спирали в разных вариантах, переплетение шнуров и полос.  Также встречаются отдельные знаки в виде овалов, полуовалов и полукругов с короткими лучиками, расходящимися в разные стороны. Таким образом древний человек схематично изображал солнце и воду.

 

первобытное искусство

 

В росписи посуды и в мелкой пластике встречаются изображения домашних животных — быка, козы, свиньи, собаки. Фигурки из обожженной глины имеют обобщенные формы, но тем не менее в них удачно воплощены характерные черты того или иного животного. Многочисленные статуэтки с изображением женской фигуры неразрывно связаны с культом Роженицы и уважением духов предков.

 

первобытное искусство

 

Самой значительной памяткой искусства медно — бронзового века в степном Причерноморье являются целые комплекты выгравированных на камне рисунков и орнаментов, которыми были покрыты стены гротов и отдельные плиты из каменной могилы — громадного захоронения из песчаника, который находится недалеко от Мелитополя.

 

первобытное искусство

 

Среди всех видов домашних животных чаще всего изображали быков, как отдельно, так и в виде целого стада. С 11 тысячелетия до нашей эры встречаются изображения лошадей. Похожие изображения — росписи сохранились также в Крыму — в одном из гротов.

 

первобытное искусство

 

В эпоху бронзы ( II тисячелетие до нашей эры) возникает культ вождя, а также значительно усложняется культ предков и усиливается поклонение богине плодовитости — Роженице. В этот период быстро осваиваются все виды обработки металлов — ковка, литье, а также совершенствуется искусство гравировки. Мастера начинают изготовлять металлические украшения, а также декорировать предметы повседневного быта и оружие. В формах и особенностях внешнего вида женских украшений вкладывается определенный смысл.

 

первобытное искусство

 

Керамические сосуды постепенно приобретают все более правильную форму. В некоторых районах уже был изобретен гончарный круг. А рисунки, которыми декорировали предметы посуды, становятся более совершенными и упорядоченными.

 

первобытное искусство

 

В этот же период появляются сооружения мегалитической архитектуры, постройка которых имела важное религиозно — культовое значение для жизни древнейшего общества. Таким образом, культовые сооружения стали отражением возросших духовных потребностей первобытного человека.

 

первобытное искусство

 

Практически на всей территории современной Украины разбросаны могилы — курганы. Над захоронениями установлены каменные бабы. В курганных захоронениях были найдены многочисленные изделия из меди и бронзы, что свидетельствует о развитии искусства обработки металлов.

 

первобытное искусство

 

Подобные же артефакты можно встретить и в найденных кладах. Так, в составе клада, найденного поблизости населенного пункта Белгород — Днестровское можно было видеть боевые секиры из камня змеевика, которые характеризовались чрезвычайной тонкостью отделки. Также там были обнаружены изделия из нефрита, серебряные кинжалы, наконечники копий и шпильки с верхушками в виде острых ромбов, которые были украшены золотом. В характере орнаментов преобладают геометрические мотивы и изображения спиралей, которые по многим признакам демонстрируют близость к памяткам Эгейской культуры.

 

первобытное искусство

 

В кладе, состоящем из золотых изделий, который был найден в селе Михалково, можно видеть роскошные диадемы, сделанные в форме розеток цветов, а также стилизованные фигурки хищников, которые по своему внешнему виду напоминают волков. Но все же ученые не исключают возможности того, что это были миниатюрные скульптуры фантастических животных. Для этого клада характерны некоторые особенности стилизации изображений, которые были свойственны Трипольской культуре.

На территории Украины возникают многочисленные городища, окруженные рвами и обнесенные валами. Таким образом появляется монументальная пластика, связанная с образом человека. В стилистике архитектуры того периода прослеживается желание человека украшать сооружения, и в связи с этим можно сделать вывод, что здания выполняют не только прямое практическое назначение.

 

первобытное искусство

 

В эпоху железа углубляется специализация разных видов искусства. В этот период выделяются художники, певцы, рассказчики былин, хранители устного народного творчества, а также мастера разных видов декоративно — прикладного искусства. Прикладное искусство в тот момент играет ведущую роль.  При этом значительно углубляется культ вождя, что тоже оказывает влияние на развитие видов художественного творчества.

Во время проведения археологических раскопок встречается образцы мелкой пластики, изготовление которых связано с религиозно — магическими и мифологическими представлениями древнего человека. Зачастую из отдельных фигур составлены целые композиции.

Появляются новые формы керамических изделий, на которых изображены люди — возможно, это персонажи устного народного творчества и древней мифологии. Также в росписи стенок сосудов можно встретить изображения сцен пиршества, праздников с песнями и игрой на музыкальных инструментах, ритуальных процессий. В этом тоже заметно выражается стремление древнего человека отображать повседневную жизнь и окружающую его действительность.

 

первобытное искусство

 

Одной из самых ярких и заметных скульптур эпохи железного века была скифская скульптура. В целом, скифское искусство образовалось на основе многих разных источников и сыграло важную роль в формировании славянской культуры. Искусство скифов стало одним из главных первоисточников творческого наследия славян.

Широкую известность получила скифская чернолощенная керамика, украшенная углубленными геометрическими узорами, которые после нанесения заполнялись белой краской. Скифское художественное творчество получило название » искусство звериного стиля».

 

первобытное искусство

 

На вершинах курганов устанавливались скифские каменные статуи, изображающие скифских воинов. К уникальным памяткам пластики скифов также принадлежит изображение бога Папая, которое было найдено поблизости Лысой Горы на Днепропетровщине.

 

первобытное искусство

 

Со времен начала греческой колонизации, период которой приходится на VI век до нашей эры, на скифское искусство все большее влияние оказывает античная культура. В царском мавзолее был установлен деревянный саркофаг скифской царицы, выполненный в античных формах. В склепе за границами Неаполя — Скифского были найдены изображения всадника и скифа с музыкальными инструментами в руках. Одной из самых выдающихся археологических находок является Скифская Пектораль, которая поражает великолепием своего художественного исполнения.

 

первобытное искусство

 

На рубеже нашей эры традиции скифского искусства живут в художественных изделиях сарматских племен. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что первобытное искусство было началом образного изображения действительности. Основы практически всех изобразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество, были заложены именно в первобытную эпоху.

Первобытное творчество стало основой искусства ранних классовых государств Древнего Востока, Античного мира и Европы средних веков. Отголоски первобытного искусства мы можем встретить даже в современном народном декоративно — прикладном искусстве.

 

первобытное искусство

 

Содержание первобытного творчества постепенно изменялось, и художники обратились к изображению человека. С тех пор именно человек и его личность составляют основной смысл художественного творчества всех последующих эпох.

 

первобытное искусство

 

design-fly.ru

Первобытная энергия: интерьер в африканском стиле

Первобытная энергия: интерьер в африканском стиле

Считается, что вся современная цивилизация произошла из Африки, и многих людей влечет самобытность эстетики черного континента. Как же оформить интерьер в африканском стиле?

Маски и барабаны, грубоватая глиняная утварь с загадочными узорами, фигурки животных и людей, выполненные в наивной, далекой от реализма манере – все это атрибуты оформления в африканском стиле.

Основный тип жилья простых людей практически не изменился с древних времен – это маленькая хижина из ветвей и листьев или глины. Соответственно, для создания африканского интерьера следует использовать природные цвета, особенно земляные оттенки – песочный, терракотовый и коричневый.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Китайский интерьер: оформление в стиле поднебесной

Характерные материалы – глина, разнообразное растительное сырье для плетения, а также массив темной древесины, которую используют для изготовления простой мебели с грубоватой резьбой. В современном доме глину на стенах можно заменить рельефной штукатуркой, а наряду с изделиями из тропических растений использовать более привычные предметы из лозы и соломы.

Пол отделывают деревом или матовой керамической плиткой. Главное – сохранить ощущение простоты и природности, поэтому искусственных материалов и глянцевого блеска следует избегать.

Яркими акцентами в доме с африканским колоритом станет декор с животными принтами – полосками зебры, пятнами гепарда и яркими перьями тропических птиц. Важно только выбирать не просто экзотических, а именно африканских животных. Тигр, например, – азиатская кошка, которая не встречается в Африке. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Интерьер в стиле восточной сказки

superdom.ua

Первобытная эпоха | Компания уникальных интерьеров Мебель-Хольц

Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. В эпоху палеолита человек мог создавать только примитивные орудия труда; художественная деятельность возникла в тот период, когда первобытные племена, спасаясь от холода, переселились в пещеры. Пещера — уже первая примитивная форма жилища, в котором тысячелетиями жили пещерные люди, троглодиты. В то время человек пользовался примитивным оружием и орудиями труда, не испытывал потребности в мебели.

Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного материала. Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом стоял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись; это хижины, землянки, юрты и, наконец, деревянная постройка, которая имела уже форму настоящего дома, возможно уже тогда человек задумался над тем как изготовить деревянные лестницы.древние примитивные мебельные формы

В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже самые ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов. Первыми элементами орнаментики были точка, штрих, узор шахматной доски, зигзагообразная и волнистая линии, круги и абстрактные формы, которые получаются при плетении и вязании. Развитие идет от конкретного изображения к абстрактным формам. Отдельные мотивы украшения представляют собой стилизованные изображения или символы предметов действительности: зигзагообразная линия изображает, например, змею, а крест — птицу. Постепенно эти изображения становятся все более абстрактными, сохраняют лишь самые характерные очертания реальных предметов, постепенно превращаясь в символы. Следовательно, элементы действительности стилизуются, образуя символы, и из их творческой абстракции возникает орнаментика. Каменные предметы совершенствуются и в результате шлифования приобретают более утонченные формы. Усовершенствованные средства производства способствовали развитию жилищного строительства.мебель древних народов

Когда человек начал осваивать металлы — на рубеже III—IV тысячелетий до н. э. бронзу, а к концу II тысячелетия до н. э. — железо, — были созданы предпосылки для совершенствования способов строительства жилища. Примитивное ремесло в результате применения металлов полностью преобразуется. С помощью усовершенствованных орудий труда, изготовленных из металла, уже со знанием дела стали обрабатывать древесный материал; примитивные каменные инструменты становятся ненужными. Металлические инструменты были несравненно лучше, основные их формы возникли еще в древности, когда пользовались зубилом, сверлом, молотком, топором и ножом. Вместо практиковавшегося прежде способа соединения деревянных деталей стали применять новый способ структурного соединения. Соединения деревянных элементов (шканты, цапфы, шипы) усовершенствовали технологию изготовления.мебель древних народов

Нет сомнения, что среди всех материалов, которые имелись у человека для строительства и украшения своего дома, начиная с древних времен и до настоящего времени, дерево было и остается самым излюбленным. Во все времена для изготовления любых видов мебели прежде всего применялась древесина. Хотя древесина и была очень благодатным материалом, тем не менее первобытному человеку было трудно ее добывать и обрабатывать. Длительное время он не умел разрубать сваленные деревья и был вынужден обрабатывать их целиком. Все предметы «мебели», а также блюда, корыта, ладьи изготавливались сначала из цельной древесины, чаще всего из ясеня, клена и дуба. Стволы деревьев обрабатывали с большим трудом, с помощью огня, каменных топоров и ножей.

Конструктивное соединение элементов появляется только после усовершенствования техники дробления и соответствующих инструментов. Мебель стали делать лишь с того времени, когда с помощью усовершенствованных пил стволы деревьев стали распиливать на доски (впервые мы встречаемся с этим в Египте). Благодаря своей находчивости человек научился использовать в качестве предметов примитивной мебели природный материал, например, пень, искривленную или раздвоенную ветку и т. д. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд развивается и умение художественно оформлять, украшать изделия. Предметы, выполненные из одного куска дерева, украшались замечательной резьбой, которая не служила практическим целям. Искусство резьбы по дереву является самой древней художественной техникой. По мере усовершенствования инструментов постепенно развиваются и другие методы обработки дерева. В результате расширения торговли стало возможным приобретение более ценных пород древесины. Столярное ремесло развивалось на опыте, приобретенном в процессе грубой плотницкой работы. Однако столярного мастерства еще нет. С ним мы впервые встречаемся у египтян.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

mebel-holz.ru

Мебель в первобытную эпоху

Категория: История мебели

Мебель в первобытную эпоху

Типы древней мебели обусловлены характером древнего жилища. О формах древнего жилища можно судить по археологическим раскопкам, древнейшим архитектурным памятникам, в том числе гробницам, которые рассматривались как дом усопшего (уснувшего) человека и поэтому снабжались бытовой утварью, оружием и запасами пищи, по древнейшим храмам, которые понимались как дом божества.

Первоначально человек обитал в естественных пещерах. История человеческого жилища начинается с создания с помощью простейших орудий труда (палки, камня) искусственных пещер и различных видов палаток и шалашей. Начало этого периода относят к XV—XIII тысячелетию до н.э., конец—ко времени зарождения цивилизации (в Египте примерно V тысячелетие до н.э., в Европе — II тысячелетие до н.э.).

С развитием замледелия появляется оседлый образ жизни, а вместе с ним дом. Дреснейшая форма оседлого дома — круглый дом, что свидетельствует о его связи с палаткой, от которой он произошел. Позже форма становится прямвугольной.

Оборудование древнейшего жилища связано с развитием очагз и стабильного ложа — главных элементов всякого жилища. Очаг обезопасил и защитил человека от хищников, изменил характер и качество питания, что, в свою очередь, способствовало развитию интеллекта, наконец, создал более благоприятные условия для воспроизводства и сохранения потомства.

Рис. 1. Табуреты из целого деревянного чурбана

Ко времени перехода первобытных общин к оседлости относится и появление мебели как результат развития обработки древесины.

Обработка древесины развивалась наравне с земледелием, животноводством, гончарным, прядильным и ткацким ремеслами.

Древнейшие мебельные изделия изготовляли из частей древесины, которые больше всего соответствовали назначению предмета (рис. 1). Со временем человека перестало удовлетворять то, что он мог взять у природы в готовом виде, он стал сам целенаправленно создавать необходимую утварь.

Искусство резьбы по дереву достигло высокого уровня развития раньше, чем появились мебельные изделия в их сложившейся форме. Уже самые ранние изделия из древесины украшали орнаментом, состоящим из точек, штрихов, зигзагообразной и волнистой линий, кругов, узора шахматной доски. Появляются также стилизованные изображения и символы окружающих предметов: птицу изображает крест, змею — зигзагообразная линия. Об этом говорят сохранившиеся сосуды из дерева и другие предметы домашнего обихода. Деревянные изделия сначала обрабатывали каменными орудиями. Первобытному человеку для каждого нового шага вперед на пути создания жилища и средств производства нужны были сотни лет. Продвигаться вперед можно было только по мере совершенствования орудий труда. Когда человек начал осваивать металлы (на рубеже III—IV тысячелетий до н. э. — бронзу, а к концу II тысячелетия до н.э. — железо), были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного дела.

Рис. 2. Мебель различных племен (XIX в.): а — сундучок для съестных припасов (Северная Америка, племя хайда), б — подставка для головы (Новая Гвинея), в — резное деревянное сиденье (Африка)

Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд совершенствуется умение украшать изделия. Деревянные изделия первобытной эпохи до нас не дошли из-за недолговечности древесины. В какой-то мере пополнить наши знания о первобытном периоде истории человечества помогают наблюдения за жизнью низкоразвитых племен нашего времени. Еще в начале нашего столетия уровень развития народностей Австралии и Огненной Земли можно было приравнять к каменному веку.

Сопоставление аналогичных орудий труда и форм жилища (например, свайные постройки Новой Гвинеи в недавнем прошлом и на территории Швейцарии в конце каменного века) позволяет провести параллель между характером мебели и утвари низкоразвитых народов в новое время (рис. 2) и мебелью древнего мира. Например, древнейшая постель человека состояла из настилаемых на землю толстым слоем свежих веток, преимущественно хвойных деревьев. Вместо подушки использовали головную скамейку. Большинство тихоокеанских и южноазиатских племен и в наше время спят на плетеных матах, подкладывая под голову резные подставки.

В первобытном хозяйстве не было стульев, люди сидели на матах или шкурах, камнях или пнях. Но когда возникла необходимость подчеркнуть привилегированное положение вождя или жреца, появились выполненные с особой тщательностью сиденья с опорами в виде фигуры человека или животного, аналогичные тем прекрасным образцам, которые можно было видеть в недавнем прошлом у ряда племен Африки.

История мебели - Мебель в первобытную эпоху

gardenweb.ru

Муравьева Татьяна | В историю — через театр

Иллюстрации художника Зденека Буриана, выполненные по данным и под научным руководством проф. д-ра И.Аугусты (http://www.zdenekburian.websnadno.cz)

Сегодня мы то и дело упоминаем о «духовно-нравственном воспитании», о том, что без него невозможно становление человека и гражданина. Однако в своих педагогических поисках мы не можем опереться на единое и общее для всех слоев российского общества представление о «духовности» и «нравственности». Каждый нагружает эти важные слова своим смыслом, привносит в них свои смысловые оттенки. Но вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что духовно-нравственное воспитание связано с введением в культуру. А фундаментом этой культуры, основой для ее восприятия является история. Казалось бы, вот он, золотой ключик. Давайте рассказывать детям об истории, и все устроится. Но не так-то это просто. Дошкольника, даже дошкольника старшего возраста, невозможно просто «нагрузить» историческими знаниями. У него еще отсутствуют четкие представления о времени. Ему можно миллион раз показать часы и бегающие в них стрелки: это ничего не изменит. Как для человека давно минувших времен, время дошкольника еще слито с пространством, и, как в волшебных сказках, «далеко-далеко» и «давным-давно» для него — синонимы. Это психологическая особенность, характерная для данного этапа развития. И ее невозможно устранить волевым просветительским усилием, как невозможно педагогическими средствами ускорить процесс смены зубов или замедлить половое созревание. Иными словами, «дошкольник и история» — сложная тема. И потому невероятно интересная. Пятилетний ребенок не может стать исторически грамотным, так как еще не способен осмысливать сложные исторические события. А простыми они не бывают. Но мы можем подготовить его к встрече с историей, поманить его туда, пообещать, что история — это интересно.

Проложить для детей дорожку в историю нашим читателям поможет Татьяна Муравьева, сотрудник Государственного исторического музея. В главном историческом музее страны Татьяна Владимировна ведет два кружка — «Исторический кукольный театр» и «Традиционное рукоделие». Еще она и художник, причем художник, умеющий рисовать на исторические темы. Мы предлагаем несколько сценариев на историческую тему, написанные Татьяной Муравьевой. По форме они очень похожи на сказки. А способы их воплощения педагоги могут выбрать самостоятельно. Для детей дошкольного возраста наиболее оптимальным является разыгрывание подобных спектаклей в настольном театре. В зависимости от подготовленности детей спектакль может разыгрываться педагогом и родителями. Дети в этом случае являются зрителями. Но можно поручать детям некоторые роли и привлекать их к изготовлению кукол. В такой деятельности с удовольствием примут участие и родители. Итак, в историю — через кукольный театр! Представление начинается.

История первая. КАК ДОБЫВАЛИ ОГОНЬ

Путешествие в мир первобытного человека

Рассказчик. Много тысяч лет тому назад на берегу большой реки жило одно племя. На земле тогда было очень холодно, всюду лежал снег, а под снегом — лед, лютые морозы не прекращались круглый год. Мужчины племени охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и бизонов. Женщины разделывали мясо, добытое охотниками, замораживали его впрок в снежных ямах и шили одежду из шкур.

Первая женщина. Как же я замерзла!

Вторая женщина. Раньше, когда у нас в очаге горел огонь, было теплее.

Первая женщина. Но огонь погас больше года назад.

Вторая женщина. А до этого — горел много лет. Я даже не помню, как появился он в нашем жилище.

Старуха. Я была тогда еще молодая. Однажды, в сильную грозу, молния с неба ударила в дерево перед нашим жилищем. Дерево загорелось. Мы испугались и хотели бежать, куда глаза глядят, оставив свое жилище огню. Но наш вождь — старый и мудрый — сказал: «Не бойтесь! Огонь бывает врагом, но может стать и другом. Если мы поселим его под своей крышей и будем кормить дровами, он даст нам тепло и свет». Сказав так, вождь бесстрашно подошел к пылающему дереву и поднес к огню длинную сухую ветку. От этой ветки мы зажгли огонь в своем очаге и поддерживали его долгие годы.

Вторая женщина. Но в прошлом году снежная буря едва не опрокинула наше жилище, и огонь задуло ветром.

Первая женщина. А может случиться так, что небесная молния снова подожжет дерево где-нибудь неподалеку?

Старуха. Может. Но сколько еще лет придется этого ждать — никто не знает.

Рассказчик. В это время вернулся один из охотников, по прозвищу Быстроногий Олень.

Вторая женщина. Что случилось?

Старуха. Почему ты вернулся?

Охотник. У меня сломался наконечник копья.

Первая женщина. Вот беда! Теперь ты не получишь своей доли добычи.

Старуха. Что ты говоришь, глупая! Другие охотники поделятся с ним. Ведь мы — одно племя.

Охотник. Я сделаю себе новое копье и успею поохотиться вместе со всеми.

Рассказчик. Охотник взял камень и стал обтесывать, ударяя по нему другим камнем. При каждом ударе во все стороны летели яркие искры. Одна искра упала на груду веток, служивших постелью. Вспыхнул огонь.

Первая женщина. Бежим! Сейчас загорится все наше жилище!

Вторая женщина. Спасайтесь!

Старуха. Стойте! Перенесем огонь подальше от стен — в очаг!

Рассказчик. Женщины быстро перетащили горящие ветки на середину жилища, сложили их в очаг, сели вокруг и стали греться. Вскоре вернулись охотники. Они принесли хорошую добычу.

Первый охотник. Как тепло и светло в нашем жилище!

Второй охотник. Откуда взялся этот огонь?

Первая женщина. Его разжег Быстроногий Олень.

Вторая женщина. Теперь нам не надо ждать небесной молнии.

Старуха. Отныне мы сами можем высекать огонь из камня.

Рассказчик. Женщины разрезали мясо, принесенное охотниками, на куски, нанизали на острые палки и стали жарить над огнем.

Вождь. О, Быстроногий Олень! Сегодня ты не охотился вместе с нами, но добыл для нас огонь. Поэтому ты получишь самый большой кусок мяса!

Человек каменного века рисует на клыке мамонта

Человек каменного века рисует на клыке мамонта

КАМЕННЫЙ ВЕК

Познавательный материал для педагогов

Каменный век — самая древняя и самая продолжительная историческая эпоха. Он продолжался 2,5 миллиона лет и составляет более 99% всей истории человечества. В каменном веке человек сложился как биологический вид, начал мыслить и облекать свои мысли в слова, узнал, освоил, придумал все то, без чего невозможна наша жизнь, — научился добывать себе пропитание, изготавливать орудия труда и оружие, разжигать огонь, шить одежду, строить жилища, воспитывать детей. В каменном веке было изобретено большинство вещей, которыми мы пользуемся и поныне: нож, топор, швейная игла, корзина, глиняная посуда, краски, лодка, ткацкий станок, украшения и многое-многое другое.

Человек каменного века

Ученые-биологи подразделяют все живые существа на Земле на роды и виды. Сейчас род Хомо — человек, состоит из одного-единственного вида: Хомо сапиенс — Человек разумный. Однако в древности существовало несколько видов человеческого рода. Одни из них исчезали, им на смену приходили другие. Бывали времена, когда несколько видов существовало одновременно. Какой из видов древних людей является нашим прямым предком — спорный вопрос. По этому поводу существует несколько гипотез, но ни одна из них не может считаться до конца доказанной. Первым человеком, с которого начинается история человечества, современные ученые считают Хомо хабилиса — Человека умелого, жившего свыше двух миллионов лет назад. Останки его были найдены в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Внешне Хомо хабилис почти не отличался от своих предков Австралопитеков (что означает Южные обезьяны), но рядом с ним археологи обнаружили грубо обработанные каменные орудия. Это означает, что Хомо хабилис был способен к осознанному, осмысленному труду. А именно эта способность и является гранью, отделяющей человека от животного. На смену Человеку умелому пришел Человек прямоходящий. (Человек умелый тоже был прямоходящим, но о его существовании ученые узнали, когда это наименование уже закрепилось в науке за его потомком.) Затем на Земле появились неандертальцы (их научное наименование Человек разумный архаичный), и, наконец, Человек разумный современный. Произошло это около 40 тысяч лет тому назад, через 2 с лишним миллиона лет после того, как Человек умелый сделал свое первое орудие. Период каменного века, начавшийся появлением Человека разумного, ученые называют поздним палеолитом. В это время на земном шаре происходят сильные изменения в природе. В эпоху появления человека на Земле климат был теплым — тогда в Сибири росли пальмы и жили бегемоты, но уже во времена около 1,8 миллиона лет назад наступило похолодание, начался период оледенений. Оледенений было четыре, между ними — более теплые периоды межледниковья. Человек разумный появился в период последнего, самого мощного оледенения. Возможно, необходимость приспосабливаться к суровым условиям стала главным стимулом для развития человечества.

Делаем куклу «Человек каменного века»

Персонажами спектакля «Человек и огонь» могут быть как люди, которые относятся к виду «Человек разумный», так и неандертальцы: какое-то время неандертальцы и люди современного типа существовали параллельно и могли общаться. Неандерталец, в сравнении с Человеком разумным, имел более низкий и покатый лоб и не выступающий вперед подбородок. Ученые связывают различия во внешности неандертальца и современного человека с большей приспособленностью современного человека к социальной жизни. Именно лобные доли мозга отвечают за контроль над эмоциями, способностью учитывать не только свои интересы, но и интересы окружающих. А подбородочный выступ является частью речевого аппарата, делающего речь членораздельной, что необходимо для жизни человека в обществе.

Селение людей каменного века

Селение людей каменного века

Одежда

Одежда понадобилась человеку в связи с похолоданием, наступившим на Земле в эпоху великого оледенения. Люди каменного века изготавливали себе одежду из шкур животных. Первоначально эта одежда представляла собой просто куски меха, в которые заворачивались, как в плащ-накидку. В эпоху позднего палеолита Человек разумный стал носить уже сшитую одежду. Шкуры древних исполинских животных были очень толстыми и жесткими, и, чтобы сшить из них что-нибудь, их предварительно нужно было обработать. И обработкой шкур, и шитьем занимались женщины. Округлыми заостренными каменными скребками они выскребали шкуры с внутренней стороны, чтобы сделать их более тонкими и мягкими. Если требовалась не меховая, а кожаная одежда, шкуру вымачивали в растворе золы, после чего шерсть легко удалялась при помощи того же скребка. Затем дубили — выдерживали в растворе дубильных веществ, что придавало коже прочность и эластичность, сушили и разминали при помощи камней и костей. После этого шкуру разрезали каменными резцами — кроили одежду и шили. Вдоль швов каменными проколками-шильями проделывали ряды дырочек и сшивали детали одежды костяными или деревянными иглами при помощи растительных волокон или жил животных. Разумеется, ни одного образца такой одежды до нас не дошло, а вот орудия для ее изготовления — скребки, резцы, шилья, иглы — археологи находят довольно часто. Тем не менее покрой одежды, которую носили наши далекие предки, нам известен. В 1964 году в местечке Сунгирь во Владимирской области археологи нашли захоронения человека — высокого крепкого мужчины лет 55, жившего 30 тысяч лет тому назад. Археологи прозвали его Сунгирь Владимирович. Его одежда, конечно, истлела, но сохранились многочисленные бусинки, вырезанные из бивня мамонта, которыми были обшиты ее швы. Эти бусины, лежащие вдоль линий, повторяющих линии кроя, позволили ученым сделать вывод, что одежда Сунгиря Владимировича состояла из меховых штанов и глухой куртки с капюшоном, сшитых вместе наподобие комбинезона. Несколько лет спустя так же в Сунгире было найдено еще одно захоронение — двух подростков, мальчика и девочки, вероятно, брата и сестры, похороненных в одной могиле. Бусины из бивня мамонта свидетельствуют о том, что дети были одеты в такие же меховые комбинезоны. Однако вместо капюшона на голове мальчика была округлая шапка, девочки — головной убор типа капора, закрывающий уши. Кроме археологических находок, об одежде каменного века нам рассказывают произведения искусства того времени. Люди каменного века создавали миниатюрные статуэтки животных, птиц и людей из камня и кости. Среди них встречаются изображения женщин, одетых в меховые комбинезоны. Мех изображен тонкими штрихами-насечками, особенно выразительна пушистая кайма капюшона, обрамляющая лицо.

Женские и мужские фигурки из костей мамонта

Непременным дополнением к одежде были украшения. Изначально они играли магическую роль, служили оберегами, отпугивающими злых духов и приманивающими удачу. Часть украшений носили непосредственно на теле, часть нашивали на одежду.

Ожерелья из костей животных и просверленых раковинок

Самым распространенным украшением были ожерелья, которые носили на шее. Их делали из просверленных камешков, костяных бусин, зубов животных, раковин, вероятно — сушеных ягод. С давних времен использовались браслеты. У человека из Сунгиря на правой руке выше локтя было надето три широких браслета из бивня мамонта, на левой — два браслета. Браслеты украшали и щиколотки ног. Как уже было сказано, костяными бусинами обшивались швы одежды, костяными булавками закалывали одежду на груди (такие булавки из заостренных косточек найдены в захоронении сунгирских мальчика и девочки). Украшения нашивались и на головные уборы.

Одеваем куклу «Человек каменного века»

Для того чтобы сшить костюм для куклы — человека каменного века, нам потребуются кожзаменитель черного или коричневого цвета, кусочки меха, имитация костяных бусин, раковин и т.п. Вырезаем две детали из кожзаменителя. На переднюю часть одежды произвольно нашиваем кусочки меха разного размера и конфигурации. Они должны быть пришиты так, чтобы концы свободно болтались. Это сделает костюм более выразительным и подчеркнет его «первобытность». Можно сделать головной убор. Можно обойтись и без головного убора. Для украшений мягкую бумагу (можно воспользоваться салфетками) смочить жидким клеем ПВА и скатать в комочки-бусины различной формы. Высушить, раскрасить «под кость» и «под камень», при желании покрыть лаком. Часть бусин пришить по бокам одежды (чтобы они были виднее, их следует пришивать не по швам, а сдвинув к переду). Часть нанизать на нитку и надеть на шею, как ожерелье (чтобы ожерелье не смещалось во время движения куклы, его нужно пришить к костюму).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Vikki-Nikki.com. Воспользовавшись услугами интернет магазина Vikki-Nikki.com, Вы сможете по выгодной цене купить яркую одежду для мальчиков и девочек. В большой ассортимент магазина входит такая модная детская одежда, как футболки, платья, юбки, толстовки, шапки и многое другое. Удобный рубрикатор сайта поможет быстро подобрать требуемые товары для детей нужного возраста, а доставка заказа на дом позволит совершить заказ, не покидая кресла за Вашим компьютером.

Природа и климат каменного века

На протяжении каменного века климат на Земле несколько раз менялся. Как уже было сказано, мир пережил пять периодов оледенений, перемежающихся межледниковыми периодами, и Человек разумный появился в период последнего — самого мощного — оледенения. В то время большая часть Евразии покрылась толстым слоем льда, по территории России проходила граничащая с ледниками приледниковая тундра. В приледниковой тундре росли чахлые карликовые деревья и кустарники, текли неглубокие и неширокие речки.

Декорации

Декорации к спектаклю из времен каменного века конечно же будут включать в себя пейзажи того времени.

Жилище первобытного человека

Приспосабливаясь к этим суровым условиям, и формировался современный человек. Чтобы защитить себя от холода, он начал строить жилища. И внешний вид жилища каменного века, и его интерьер, несомненно, потребуются в качестве декорации. Долгое время считалось, что первобытные люди жили в пещерах. Однако современные ученые доказали, что пещеры (которые, кстати, встречаются в природе не так уж часто) в основном использовались нашими предками не как жилье, а как святилища. Великолепные, высокохудожественные росписи, покрывающие стены многих пещер, являются священными изображениями. А для жилья люди воздвигали специальные постройки. Самые простые из них напоминали шалаши или чумы современных северных народов: конический каркас из жердей покрывался ветками, травой или шкурами животных. Но древние люди возводили и более сложные конструкции. Поскольку в период оледенения древесины было мало, в качестве строительного материала использовались кости животных. Археологи обнаружили остатки таких жилищ, поражающие зрелостью архитектурной и инженерной мысли.

Стоянка первобытных охотников

Так, на стоянке Буреть в Сибири было найдено поселение из четырех жилищ, поставленных вдоль реки. Основу жилищ составляли врытые в землю мощные опоры-столбы из ножных костей мамонта, превышающих по высоте человеческий рост. Каркасом для крыши служили рога северного оленя, прочно переплетенные отростками. Еще более сложную конструкцию имеет жилище, найденное на Украине. В его основу положено арочное перекрытие, до сих пор считающееся в архитектуре наиболее сложным, требующим наиболее точных расчетов. Цокольная часть этого жилища сложена из челюстей и черепов мамонта, арочное перекрытие — из бивней мамонта. Каркас покрыт шкурами. Чтобы ветер не трепал шкуры, снизу они прижаты крупными костями. Известны первобытные жилища разных размеров. На берегу Днестра было обнаружено овальное жилище площадью 70 кв. м. Вдоль продольной оси по центру расположено 15 очагов. Но встречаются жилища и поменьше с одним очагом. Очаг и обогревал, и освещал жилище. Для тепла и удобства пол жилища застилался шкурами. Доказательством этого служит химический анализ культурного слоя некоторых пещер, в котором были обнаружены следы особых жировых кислот, содержащихся в шерсти животных.

Декорация жилища

Для того чтобы у детей создалось более полное представление о жилище древнего человека, его можно представить как снаружи (одна декорация), так и изнутри. Картинка с наружным видом жилища может сначала закрывать внутренний интерьер, а потом, по ходу спектакля, отодвигаться.

Реконструкция палеолитического жилища (Костенки) (http://www.vrn-histpage.ru/prehistoric/habitation.html)

Декорация интерьера может быть очень эффектной — колонны из костей, оленьи рога под потолком и мохнатые ковры на полу.

Жилища из сшитых шкур, закрепленных внизу костями больших животных (http://hytorok.ru/page/2/)

Очаг

Центром жилища был очаг. Первые следы использования огня человеком относятся к древнейшим временам. Но добывать огонь самостоятельно люди научились не сразу. Поначалу они использовали природные источники огня: лесные и степные пожары, возникавшие от удара молнии, результаты вулканической деятельности, огонь, вырывающийся из нефтяных скважин. Огонь, полученный таким образом, люди приносили в места своего обитания и поддерживали неугасимым на протяжении многих лет. Ученые считают, что необходимость поддерживать огонь способствовала сплочению человеческого коллектива, четкому распределению обязанностей, то есть развитию общественных отношений.

Овальное жилище из кольев и веток (Терра Амата, Южная Франция, около 300 000 лет до н.э.) (http://hytorok.ru/page/2/)

Если огонь нужно было перенести с места на место, использовали способ эстафеты: от одной горящей ветки зажигали другую и т.д. Такой способ требовал слаженности действий нескольких людей, то есть проявления таких человеческих качеств, как взаимопомощь, умение работать в коллективе. На небольшие расстояния огонь переносили в виде раскаленных углей, завернув их в шкуру. Со временем люди научились разжигать огонь самостоятельно. Древнейший способ добычи огня — высекание искры при помощи удара камня о камень. Можно с уверенностью утверждать, что этот способ человек освоил в процессе изготовления каменных орудий. Однако высеченные искры моментально гаснут и, чтобы поджечь ими пучок сухой травы или мха, требуются навык, терпение и удача. Более поздним и сложным, но дающим более надежный результат является способ трения. Деревянная палочка вертикально вставляется в ямку, выдолбленную в куске древесины, и при помощи приспособления, напоминающего лук, быстро и энергично вращается. Уже через несколько секунд древесина начинает дымиться, а затем вспыхивает огонек. Огонь давал человеку тепло и свет, на огне можно было готовить пищу. Мясо жарили над огнем или коптили в дыму. А вот вскипятить воду и сварить похлебку на открытом огне люди долгое время не могли. Древнейшую посуду человек делал из дерева или использовал в качестве посуды емкости из шкур. На огне такая посуда быстро бы сгорела. Поэтому на огне раскаляли камни и один за другим бросали их в воду. Постепенно вода закипала. Первую огнеупорную посуду — из обожженной глины — человек получил также с помощью огня. Но произошло это уже в конце каменного века. Древнейшие очаги представляли собой углубления в полу жилища. Огонь поддерживали деревянными дровами, а в приледниковой зоне, где деревьев было мало, — костями животных, убитых на охоте. Чтобы тепло лучше сохранялось, на ночь раскаленные угли очага могли прикрывать плоскими камнями. Камни прогревались и отдавали тепло внутрь жилища. Издревле люди почитали огонь как священное явление, а домашний очаг — как символ человеческого сообщества. На стоянке Мальта в жилищах близ очагов археологи обнаружили маленькие костяные женские статуэтки. Многие ученые считают, что это изображение Богини Домашнего Очага — одного из древнейших божеств, которому стали поклоняться люди.

Изображение очага для декорации

Декорации, изображающие интерьер первобытного жилища, могут включать в себя изображение очага. Интересный эффект может получиться, если нарисованное пламя вырезать по контуру, заклеить красной или оранжевой тканью и во время спектакля подсветить с оборотной стороны карманным фонариком.

Основные занятия человека каменного века

Основным занятием, главным источником существования людей каменного века была охота. В южных районах большое значение имело также собирательство — добыча съедобных растений, но на территории нашей страны, где в те времена царил субарктический климат, растительная пища составляла 1%, остальное же давала охота. Рыбная ловля не имела большого значения, поскольку водоемов было мало. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, диких лошадей, северных оленей. Несомненно, в любом спектакле из эпохи каменного века так или иначе будет присутствовать охота.

Охота на пещерного медведя

Животные каменного века

Символом древнекаменного века является мамонт. Мамонты появились около 50 тыс. лет назад, вымерли 11–12 тыс. лет назад. Стада мамонтов паслись в долинах по берегам рек. Хотя мамонты являются предками современных теплолюбивых слонов, в те времена они великолепно приспособились к холодному климату. Высота мамонта достигала 5 метров, вес — 5 тонн. Над лопатками мамонта поднимался крутой горб, тело покрывала длинная — до 35 см — и густая шерсть черно-бурого или рыжего цвета. С плеч и груди свисала пышная грива, под жесткой шерстью рос мягкий подшерсток. Густая шерсть на брюхе позволяла мамонту ложиться на снег. Длина бивней мамонта достигала 4 м, вес — 300 кг. Бивни имели загнутые концы. Такими бивнями мамонт разгребал снег, отодвигал лед, добывая траву себе на пропитание. За день мамонт поглощал до 100 кг растительной пищи. Хобот мамонта — это удлиненная верхняя губа, имеющая два ладониевидных выступа, которыми удобно захватывать траву. Во рту у мамонта всего четыре зуба, предназначенных для перетирания травы. Когда зуб снашивался, рядом вырастал новый, а старый выпадал. Уши мамонта маленькие, чтобы меньше мерзли. Еще один обитатель приледниковой тундры — шерстистый носорог, появившийся 100 тысяч лет назад и вымерший — 15–20 тыс. Тело его покрывала светло-бурая шерсть, на холке росла густая грива. На морде — кривой плоский рог, по форме напоминающий саблю длиной около метра. Второй рог — длиной 40–50 см — располагался на лбу. Вес шерстистого носорога — 2,5–3 тонны, рост — 1,5 метра, длина — 3,5 м. Шерстистые носороги обладали не очень хорошим зрением, но острым обонянием. В отличие от мамонтов они жили не стадами, а поодиночке. Питались травой и зелеными побегами.

К.Флеров. Мамонты (www.mensite.ru)

Антураж

Для постановки спектакля нам понадобятся различные предметы — бутафория.

Оружие

Древнейшими предметами вооружения человека были камень и палка. Долгое время считалось, что люди каменного века охотились на древних, исполинских животных, забрасывая их тяжелыми камнями. Именно так представлена охота на мамонта на знаменитом фризе В.М. Васнецова «Каменный век», украшающем один из залов Государственного исторического музея в Москве. Однако эксперимент показал, что метание камней требует слишком больших физических усилий. Даже очень сильный человек, бросив 2–3 камня, вынужден отдыхать. К тому же точность попадания при этом очень невелика — из 100 бросков удачными оказываются не более 16. Современные исследователи считают, что при помощи камней животных лишь вспугивали, а в качестве собственно оружия использовали различные разновидности копий. Древнейшие копья представляли собой просто заостренную на конце палку. Но со временем человек догадался соединить деревянное древко с каменным наконечником, изобретя принципиально новый предмет. Копье с кремниевым наконечником обладает мощной пробивающей силой. Удар, нанесенный копьем с разбега, имеет силу 80 кг (тогда как брошенный камень весом 3 кг дает силу удара в 30 кг). Для того чтобы прикрепить наконечник к древку, конец древка расщепляли, в щель вставляли наконечник, место соединения заливали смолой и обматывали растительными волокнами. Чтобы изготовить копье для кукольного спектакля, можно сделать наконечник из папье-маше и прикрепить его к палочке, а можно поступить проще — нарисовать копье на картоне, раскрасить и вырезать. И в том и в другом случае копье прикрепляется к руке куклы-охотника.

1 — вилкообразный предмет, 2 — лопатообразный предмет с орнаментальным украшением, 3 — иглы с ушками, 4 — лощило, 5 — «жезл начальника», вернее, выпрямитель древков, без украшений, 6 — кинжал из кости льва, 7 и 8 — застежки, 9 — «жезл начальника», 10 — «жезл начальника», украшенный резными изображениями животных, 11 — дудки из пальцевых фаланг оленей, 12 — бокалы из оленьего черепа, 13 — наконечники и иглы, 14 — костяной предмет с расщеплением, 15 — гарпун

Продолжение следует

dob.1september.ru


Смотрите также