Признаки социальных норм первобытного общества. Социальные нормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества. Признаки социальных норм первобытного общества
28.Возникновение права и отличие его от социальных регуляторов первобытного общества.
Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам породившим гос-во.
Вместе с гос-вом формируется и развивается право.
Изначально право складывалось в форме обычаев традиций (исторически сложившиеся правила поведения, кот-ые в рез-те многократного повторения вошли в привычку), норм морали (правила поведения регл-щие отн-ния на основе первобытных представлений о добре и зле), мифологии (совокупность мифов отражавших фантастические представления людей о мире, природе человеческом бытии), религии (правила поведения основанные на религиозных представления о мире) и гарантировалось самой общиной.
С формированием гос-ва, право приобретает качественно иную форму. Оно исходит от гос-ва, закрепляется в его актах и гарантируется принудительной силой гос-ва.
Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые средства и способы контроля за их выполнением: если раньше таким “контролером” были: общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это чиновничество, полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за преступления против собственности и личности, наказания дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного или раба, мужчины или женщины.
Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:
Социальные нормы
Право
источником возникновения является
род, племя
государство
Способ обеспечения
общественным убежден. всего рода, племени,
принудительной силой государства
Форма выражения
находились в сознании людей,
закрепляются в специальных правовых актах.
По содержанию
Воля рода, племени
Выражают гос-ую волю
По времени возникновения
Одновременно с появлением чел-ка
Одновременно с появлением гос-ва
29. Основные теории происхождения права.
Теологическая теория так же, как и аналогичное учение о государстве, объясняет происхождение права божественным промыслом. Она обосновывает свои утверждения о существовании высшего божественного закона на основе толкования Библии и других религиозных книг.
Естественная теория происхождения права предполагает, что существуют основные жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые от него естественные права, присущие ему от рождения. К таковым относятся право на жизнь, здоровье, свободу, собственность, равенство, человеческие честь, имя, достоинство и др.
Историческая теория отражает, с одной стороны, естественное историческое (временное) развитие права, с другой духовно-социальные аспекты становления анализируемого явления. Представители этой теории утверждают, что право появляется самопроизвольно в процессе развития народного духа, оно - органическое выражение духовной общности конкретного народа, объективный результат исторического развития. Марксистская теория связывает происхождение права с расслоением общества на противоположные классы, развитием материального производства, появлением частной собственности и государства. На определенной стадии общественного развития возникает потребность и необходимость охватить общим правилом повторяющиеся изо дня вдень акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.
1) Патриархальная (Аристотель) Гос-во образуется в следствии разрастания одной большой семьи, ее деления на семьи, роды.
2) Теологическая(Фома Аквинский) - Все на свете создано Богом и гос-во создано Богом, религиозная вл-сть имеет приоритете на светской властью.
3) Договорная теория (Вольтер, Руссо, Томас Гонс, Том Локс) Путем сознательного соглашения между людьми – общественного договора – они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой гос-ву в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей. При этом народ оставляет за собой право на свержение правителей, нарушающих условие общественного договора. 4) Теория насилия(Дюринг) Основной причиной возникновения гос-ва является война первобытных племен за территории, благоприятные для проживания и охоты.
5) Теория классовых антагонизмов или Маркситская Теория В основе образования гос-ва лежат экономические причины. Изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда и поэтому образуются два антагонистических класса – рабов и рабовладельцев.
Каждая Th h право на существование и затрагивает как правило узкую сторону процесса возникновения гос-ва.
И только лишь Th-ии в совокупности способны в полной мере описать процесс возникновения гос-ва.
studfiles.net
19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности.
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
20. Происхождение права, его назначение.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости:
ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
studfiles.net
19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности (приложение 21).
Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов.
Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.
Такие нормы чаще всего были правилами разделения труда, взаимной защиты, распределения благ, сотрудничества, экзогамии. Они служили жизненно важным интересам коллектива и неукоснительно соблюдались в нём. Кроме того, применяясь из поколения в поколение, они приобрели силу привычки, став обычаями. Помимо этого они были закреплены идеологически - религиозными предписаниями и мифами. Социальная и экономическая жизнь также нуждались в определенной упорядоченности.
Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. Мононормы - единые, нерасчлененные специфические нормы. Они выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями.
Важнейшей особенностью общинно-родовых норм был примат в них группового начала. Они регулировали отношения не столько между личностями, сколько между группами - соплеменниками и чужеплеменниками, сородичами и свойственниками, мужчинами и женщинами, старшими и младшими и в целом подчиняли интересы личности интересам коллектива.
Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально. Как правило, они складывались стихийно, методом «проб и ошибок», передаваясь из поколения в поколение и существуя в сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.
В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс.
Признаками социальных норм в первобытном обществе таким образом были отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей, они выражали интересы и волю всех членов рода, носили общеобязательный характер, исполнялись в силу привычки, добровольно и под влиянием общественного мнения.
Для мононорм характерным было и то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство».
Виды социальных норм в первобытном обществе
Главный источник социальных норм в первобытном сообществе - обычай, то есть стихийно сложившееся, многократно повторяемое и вошедшее в привычку людей правило поведения. Его исполнение обеспечивалось силой общественного мнения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.
Постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.
Можно также выделить и Простейшие нормы морали - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
В первобытном обществе экономические отношения собственности закреплялись именно в морали, в которой выражалась воля общества в целом.
К примеру, важнейшей нормой такой морали было предъявляемое к каждому члену коллектива требование делиться пищей с остальными. Соблюдение этой нормы обеспечивалось лишь силой общественного мнения.
Однако сказать, что общественное мнение принуждало человека делиться пищей с остальными членами коллектива, было бы неверно. Эта норма входила в плоть и кровь человека. Она была столь само собой разумеющейся, что никому не могло прийти в голову не поделиться с членами своего коллектива. В этой норме выражалась и закреплялась общественная собственность на пищу.
Это означает, что в первобытном обществе существовали не только экономические отношения собственности, но и волевые.
Религиозные нормы были правилами поведения, регулировавшими отношения между людьми за счёт их религиозных представлений. К ним можно причислить такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды.
На особом месте стоит табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.
Различного рода табу составляли смысловое содержание мононормы, например, обязанность почитать и сохранять определенных животных.
Табу - немотивированный запрет, однако за его несоблюдение общество жестоко карало своих членов, нередко даже лишало их жизни.
Можно сделать вывод, что социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе регулировали отношения между людьми, существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения, обеспечивались соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода), имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу), как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали, были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы, выражали интересов всех членов рода и племени.
Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени.
20. Происхождение права, его назначение (ПРИЛОЖЕНИЕ 30+ доп. информация).
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.
Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".
Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства формальной определенности.
Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.
Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.
Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:
1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.
2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.
3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.
4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.
Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.
Назначение права. Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права.
Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе - вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса.
Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.
studfiles.net
Социальные нормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединенияххарактеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей– род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины,поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населенияпризнавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущенийустановлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание)– художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай– передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал– совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд– совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
14Понятие и виды источников права
Понятие «источник права» существует много веков. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника
имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.
Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение
20Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно- правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках, Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим. Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
cyberpedia.su
Отличие права от социальных норм первобытного общества — Мегаобучалка
Если право понимать в неюрид. смысле, то право возникло до возникновения гос-ва. Это тот период, когда на смену господства природной необходимости и существующей неразличимости и нерасторжимости прав и обязанностей начинает приходить понимание свободы их поведения. Теперь каждый человек может сказать, что вот это он делать вправе в данном обществе, а такие-то варианты поведения являются его обязанностью.
Если право понимать в строго юридическом смысле, то его возникновение связано с деятельностью гос-ва. С этой точки зрения право возникает после или одновременно с возникновением гос-ва.
К моменту возникновения гос-ва, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система социальных норм, которую в науке принято называть «доправовой культурой». В этот период гос-ва еще нет, но есть право в неюридическом смысле.
Социальные нормы «доправовой культуры» явились основным источником права в юрид. смысле.
3 способа образования права:
1) Гос-во закрепляет соц.нормы первобытного обществав издаваемых им законодательных актах.
2) В процессе разрешения конкретных юридических дел выяснилось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае правитель на основе социальной нормы первобытного общества выносил юридически значимое решение и оно становилось прецедентом.
3) Этот способ был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы соц.нормами первоб. общества. Гос-во было вынуждено само разрабатывать нормы права и закреплять во вновь принимаемые законодательные акты (правотворческий способ).
Рассмотрение права в юридич.смысле позволяет выделить признаки по кот. оно отличается от соц.норм первобытного общества.
А) Право исходит от гос-ва, а соц.нормы первоб.общества складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.
Б) Право охраняется специальными правоохранительными органами гос-ва, а соц.нормы первоб.общества охранялись мерами общественного воздействия, которые исходили от всего рода (изгнание из рода).
В) Право закрепляется в определенных формах (нормативно-правовых актах), т.е. формально определено, а соц.нормы первоб.общества «живут» в сознании людей и предаются вербально от поколения к поколению.
Г) Право является достаточно динамичным регулятором общест.отношений, в то время как соц.нормы первоб.общества по своей природе крайне консервативны, т.е. не подвержены быстрому и произвольному изменению.
Д) Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в соц.нормы первоб.общества такой различимости нет.
Таким образом, основное отличие права от соц.норм первоб.общества связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью гос-ва.
Общая характеристика теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, органической, насилия, психологической, марксистской.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Основатель: Фома Аквинский (1225 - 1274). В 1879 г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
Суть: государство - продукт божественной воли, в силу чего гос. власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.
«Минусы» теории. Умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на гос-во и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. Эта теория недоказуема, ибо построена в основном на вере.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Представители: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Фильмер, русский социолог Н.К. Михайловский и др.
Суть: люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства => государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.
Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.
Эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.
«Минусы» теории. представители теории упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ
Представители:получила распространение в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.
Суть: Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.
Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.
«Плюсы и минусы» теории: «+» порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти; глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.
«-» схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
Представители: обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Суть: Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
«Минусы» теории. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.
Суть: государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.
«Минусы» теории:нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
megaobuchalka.ru
Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества
Исторически подтверждаемый факт — государство появилось примерно 5-6 тыс. лет тому назад (человек как разумное существо появился примерно 40 тыс. лет назад).
Государству как особой, специфической организации общества предшествовал первобытнообщинный строй, который Ф. Энгельс назвал «детством человеческого рода». Первобытнообщинная организация жизни людей — это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи (охоты, ловли рыбы, сбора ягод и т. д.).
В первобытном обществе была власть. Однако это особая власть. Это власть авторитета, старейшины, вожака рода, который был первым среди равных. Люди сами избирали его в качестве старейшины за его опыт, силу, храбрость и т. п. Он вместе со своими соплеменниками ходил на охоту, рыбную ловлю, участвовал в изготовлении орудий труда. В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Там было общественное самоуправление. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть отдельных членов рода. Даже вождь — это представитель рода.
Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором решались основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательными для всех. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, военачальника. Они осуществляли исполнительную власть, т. е. исполняли решения собрания. Важнейшая функция старейшины — организация жизни рода, руководство повседневной, хозяйственной и общественной жизнью рода, он рассматривал возникающие споры внутри рода и решал другие текущие дела. Должность старейшины имела общественный характер. И лишь на этапе разложения родового строя эта должность возвышает старейшину, выделяет его из общих рядов рядом льгот и полномочий. В процессе развития первобытного строя его отдельные роды объединяются во фратрии, а те — в племена, и, соответственно, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Тогда возникает такой коллегиальный орган управления первобытного общества, как совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы жизнедеятельности: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и др. Совет старейшин (куда входили старейшины, вожди объединившихся племён) избирал вождя племени и других должностных лиц.
Власть в первобытном обществе осуществлялась также жрецами (колдуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на психику, сознание первобытных людей, являлись хранителями и блюстителями обычаев общины.
В первобытных обществах регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами, правилами. Это ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т. д.
Первым видом норм были ритуалы — форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Они использовались уже тогда, когда человечество ещё не овладело речью. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, порядок выполнения определённых действий в определённой форме. Цель ритуала — внушить определённые чувства, побудить человека совершить определённые действия.
Обряды. Если ритуалы позволяли выразить довольно примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды — более тонкие регуляторы[1]. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т. д. У многих народов существовал обряд инициации (посвящения). Он применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приёме в род или племя. Многим народам были известны свадебные обряды, обряды захоронения. У разных народов они применялись по-разному. Но всегда отражали радость или печаль.
Мифы считаются одной из важнейших форм социального регулирования. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Обычай — правило поведения, складывающееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее правилом в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения очень длительное время. В настоящее время принято делить обычаи на положительные и негативные. В первобытном обществе все обычаи считались правильными и необходимыми. Например, обычай кровной мести. Поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами обиженного рода в отношении членов рода, к которому принадлежал обидчик.
В нормах первобытного строя ещё не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.
. Профессор А. Б. Венгеров считал, что правила (нормы) поведения в доклассовом обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Они, по выражению известного историка первобытности и этнографа А. И. Першица, имеют характер «мононорм», т. е. единых, ещё нерасчленённых специфических норм первобытного общества
Власть в первобытном обществе основывалась не на принуждении, а на семейном и родственном авторитете. Не было нужды в создании отдельного аппарата принуждения, насилия, управления
В нормах первобытного строя ещё не было разделения на права и обязанности. Они преимущественно исполнялись добровольно. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний, нанесения телесного повреждения, смертной казни.
Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключаются в следующем. Право выражает волю и интересы не всего общества (как обычай), а волю господствующего класса или сил, стоящих у власти.
Нормы права санкционируются либо создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями, авторитетом.
Санкции избавляются от религиозных элементов. При этом санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не жрецами и другими служителями культов.