Повторительно обобщающий урок по теме жизнь первобытных людей. Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс) : История и обществознание
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Задания к повторительно-обобщающему уроку по теме: Жизнь первобытных людей. Повторительно обобщающий урок по теме жизнь первобытных людей


Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс) : История и обществознание

  1. История и обществознание
Целеполагание для учителя Целеполагание для учащихся
1. Систематизировать знания учащихся по теме "Жизнь первобытных людей".

2. Проверить качество усвоения пройденного материала.

3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

1. Адекватно воспринимать события и явления из истории древнего мира.

2. Учиться анализировать события, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

Учебно-деятельностное пространство.

  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М.,2005.
  • Атласы по истории Древнего мира.
  • Текст для учащихся "найди и исправь ошибку".

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационно-мотивационный этап. (Приветствие, постановка цели)

2.Обобщение изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".

Вопросы и задания.

1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году?

- Что изучает наука история? Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? Может ли ребенок вашего возраста совершить научное открытие? (Еще раз обращаемся к тексту в учебнике "Открытие пещерной живописи"). Определите вид этого источника.

2. Можно ли "нарисовать время"? (работа с "Линией времени")

- Обозначьте время:

А) когда появился человек "умелый";

Б) когда человек "умелый" стал человеком "разумным";

В) Какие этапы в развитии человека мы можем обозначить на линии времени? (каменный и бронзовый век)

3. - Вспомним, каким был человек в каменном веке?

Назовите предполагаемую прародину человека (карта). Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?

Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.

- На доске записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения.

А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.

Б) Плоды, собирательство, коренья.

В) Рубило, дубина, палка-копалка.

- Взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга.

- Мог ли человек "умелый" совершить важнейшие открытие? (Огонь). Какую роль сыграло это открытий в истории человечества? (Спасло людей в период оледенения). Почему люди выжили в ледниковый период, а многие животные нет? (Научились жить вместе, поддерживая друг друга, сделали другие открытия.)

4. О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.

"Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла, След в глине превратил в горшки, Кувшины, чашки, ложки. А чтоб не набивать живот, Корзины сплел, лукошки".

(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред. О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)

Предполагаемый ответ: человек "разумный", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - ремесле.

- Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"? (Новые орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, внешность человека:)

- Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека? (Уменьшилась зависимость человека от природы, люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются поселки, меняются коллективы людей).

- "Пять на пять".

Назовите пять важнейших открытий и изобретений, сделанных "человеком разумным".

- Работа с текстом "Найди ошибку".

1. Даже если каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково или одинаково бедны.

2. Неравенство - это название одного из племен древних людей.

3. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями выбирали царя, который постепенно становился вождем.

4. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми.

5. Знатность не передавалась по наследству.

- О каких изменениях в жизни общества идет речь в данном отрывке? (появление неравенства).

3. Систематизация изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".

- В заключение учитель совместно со школьниками делает выводы о характерных чертах развития первобытного общества.

  • Изученный период был самым длительным в истории человечества.
  • В этот период сформировался "человек разумный".
  • В этот период были сделаны величайшие открытия и изобретения.

www.poznanie21.ru

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей».

Повторительно – обобщающий урок потеме: «Жизнь первобытных людей». Цель: систематизация и контроль качества знаний по теме; развивать коммуникативные способности учащихся – умение отстаивать свое мнение, вести диалог; формировать уважительное отношение к отечественной истории, к истории своей малой родины. Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске. «Разминка», «Расскажи», «Путешествие », «Найди ошибки», «Проверь себя», «Впиши слово». Ход урока Организационный момент Объявление темы и задачи урока Несколько уроков подряд мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой, говорили об археологических находках на территории нашего поселка. Этот период ученые называют первобытностью. А чем этот период отличается от современности? Чем люди первобытности отличались от нас с вами? Каковы черты первобытности или первобытного общества? (учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества) Путешествие по станциям На доске схема путешествия: Разминка Как ученые называют «науку лопаты»? (Археология) Назовите главные занятия первобытного человека. (Собирательство, охота, рыболовство) Из каких занятий произошли земледелие и скотоводство? ( Из собирательства и охоты) Чем родовая община отличается от соседской? ( родовая община основана на родственных связях, а соседская – это прежде всего отдельный дом, обособленное хозяйство.) Назовите древнейшие орудия труда человека. (Дубина, палка – копалка, заостренный камень) Расскажи. ( Два ученика готовят развернутые ответы. Им дается время на подготовку.)Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека? Почему появилось неравенство? Путешествие. (Пока двое учеников готовятся к ответу, класс отправляется в путешествие по миру, где проверяются знания карты) Покажите материк, где найдены кости орудия труда древнейших людей. (Африка) Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка) Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия) Найди ошибки Один ученик был большим фантазером. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно. «Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперед челюстями они напоминали обезьян. Три женщины устроили состязание — чей сноп будет больше. Победила самая юная — ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой. — Нечестно! — заметил руководитель родовой общины, высокий парень, следивший за работой.— У тебя серп железный, а у них-то медные.Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было — в те времена они еще не стали домашними животными. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного — они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной». (В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их.)Проверь себя. Что обозначают эти слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.Впиши слово. Земледелие и скотоводство возникли в Западной ________более___________лет назад. Первым домашним животным бы

profhelp.net

Задания к повторительно-обобщающему уроку по теме: Жизнь первобытных людей

Задания к повторительно-обобщающему уроку по теме "Жизнь первобытных людей" Задание 1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году? Я С И Т Р О И Задание 2.Что изучает наука история? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Задание 3.Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? _________________________________________________________________________ Задание 4. Вставьте пропущенные слова Из них мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах и еще о многом другом - это ________________________________________________ источники. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, монеты, произведения искусства. Все эти находки принято называть ___________________________________________________________ они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Задание 5.Назовите предполагаемую прародину человека ___________________________________ Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?_____________________ _____________________________________________________________________________ Задание 6. Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных. Животное человек "умелый» Задание 7. Перед вами записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения. А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо. _____________________________________________________________________________ Б) Плоды, собирательство, коренья. _____________________________________________________________________________ В) Рубило, дубина, палка-копалка. _____________________________________________________________________________ Задание 8. отгадайте загадку 1.Он из мотыги появился, избавив всех от лишних мук. За животиной он тащился. Ты, прав, конечно, это… 2. Живут в пределах местности одной они, как брошенное в землю семя, собравшись несколько родов, они образовали… 3. Это предки всех слонов, но огромнее, лохмаче. Для охотников, тем паче, нет желаннее добычи. 4. Это главное орудие на многие века. Оно сделано из дерева, но изменилось слегка. Охотники остроконечник привязали на наконечник. И с тех пор для всех зверей нет оружия грозней. 5. Человек пошел на лов, чтобы был большой улов. И предмет он прихватил, что из кости смастерил. Назови, что это было. И оружием служило. 6. Этим палку вырубали и ее же заостряли. Назови, что это было. Ну, конечно же… 7. Человек взял палку, камень и связал. Ему не лень им работать целый день. Он деревья рубит им. Чем? Спеши назвать каким? 8. Дырки в шкуре ею долго пробивали. Ох и колка! Для всех древних то иголка. Мы ее зовем… 9. Назови это занятье, когда целый день – деньской плоды, ягоды, коренья – что имеет вид съестной, люди первые искали стадом все потом съедали. Задание 9.О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте. "Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла, След в глине превратил в горшки,Кувшины, чашки, ложки.А чтоб не набивать живот,Корзины сплел, лукошки". Задание10. Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"? Вставь пропущенные слова Появились новые _______________________, переход от присваивающего ____________ к ___________________________, внешность __________________ Задание 11. Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека? Вставь пропущенные слова Уменьшилась зависимость человека от _________________, люди начинают вести ___________________ образ жизни, появляются ______________________________, меняются _________________________ людей).Задание 12. Соотнесите дату и событие 1 Более полумиллиона лет назад 1 Испанский археолог открыл красочные рисунки в пещере Альтамира в Северной Испании. 2 Приблизительно 40 тысяч лет назад 2 Появились древнейшие люди жившие в Восточной Африке. 3 Более ста тридцати лет назад 3 Человек стал таким же, как люди нашего времени. 4 Более 10 тысяч лет назад 4 Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии и появились на юге нынешней России. 5 Более двух миллионов лет назад 5 Возникло земледелие 6 Около 9 тысяч лет назад 6 В Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов 1 2 3 4 5 6 Задание 13. Расположите в правильной последовательности 1.Орудия труда из металла 2.орудия труда из дерева 3. Орудия труда из камня 4. орудия труда из кости Задание 14 Что это? Это природный материал, который дал название самой первой эпохе в развитии человечества.Это изделие из природного материала, изготовленное ленточным способом. Изготовление таких изделий привело к возникновению одного из видов ремесла. Задание 15. Соотнеси

1 Родовая община 1 Первое одомашненное животное2 Религия 2 Длительный период в истории человека, когда орудия труда изготавливались преимущественно из камня и кости3 Собака или кошка? 3 Коллектив первобытных людей - родственников4 Каменный век 4 Главное отличие первобытного человека от животного5 Осознанный труд и мышление 5 Вера в богов, силы природы, духов и загробную жизнь1 2 3 4 5Задание 16 Выбери и подчеркни из перечисленных занятий те, которые были характерны для первобытного человека.Скотоводство, космонавтика, наука, наскальная живопись, собирательство, информатика, торговля, охота, рыболовство, изготовление орудий труда, земледелие.

globuss24.ru


Смотрите также