История. Первобытные собиратели и охотники. Первобытные люди охотники и собиратели
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
загрузка...
skv-tv.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
загрузка...
allwomanday.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
загрузка...
worldfb.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
загрузка...
twofb.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
загрузка...
4responsible.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
myupy.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.