Недифференцированные социальные нормы первобытного общества. 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности. Недифференцированные социальные нормы первобытного общества


19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности.

Индивидуальное: использование метода индивидуальных, конкретно-определенных властных предписаний.

Нормативное: обычаи , традиции , ритуалы и обряды , нормы морали ,религиозные нормы , табу ,мифы и сказания.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1. миф (эпос, сказание, предание) представление людей о мире, о месте человека в этом мире, о все сущном вокруг и о Боге

2. обычай – прочно установленное в определенном обществе правило поведение людей, соблюдаемое в силу привычек и общественного мнения.

3. Ритуал - религиозный обряд, традиционный порядок проведения какой-либо церемонии.

20. Происхождение права, его назначение.

Стадии возникновения права:

  1. Закрепление обычаев

  2. Создание нормативно-правовых актов

  3. Создание юридических прециндентов

К наиболее известным и распространенным теориям происхождения права относятся:

теория естественного права (Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Руссо, Ш.Монтескье, М Вольтер, А.Радищев, С.Десницкий и др.). Г.Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным правом, создаваемым волей бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами (право на жизнь, например).

историческая школа права (К.Савиньи, Г.Пухта, Г.Гуго). Право, по учению К.Савиньи, - продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т.д. – и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в др. Источниками права являются не закон и законодатель, а обычай и наука.

марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Л.Морган) основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.

примирительная теория права (Г.Берман, Э.Аннерс) – право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникли договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право.

регулятивная теория права. Этой теории придерживаются азиатский научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Функции права:

а) культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;

б) воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), - право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;

в) функции социального контроля. Право в этом направлении воздействует на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального, физического), с другой — ограничения (удержание от совершения неправомерных действий и др.) того или иного поведения. Здесь речь идет именно об общесоциальном механизме действия (функционирования) права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги социального контроля за поведением;

г) информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. В этом смысле Ф.п. — формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.

studfiles.net

ТГП

Реквизиты Накопителя тестовых заданий

Уникальный идентификатор: {{29675422}}

Расположение: R:\тесты\юридический факультет\кафедра теории государства и права\Гукепшоков М.Х\теория государства и права.ast

Дата создания: 15.07.2008

Наименование: Теория государства и права

Авторский коллектив: Гукепшоков М.Х.

Структура: Раздел; Тема; ;

Комментарий: Юр. фак., (спец., направление)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Раздел: Раздел 1.Теория государства права как наука

Тема: Тема 1.Предмет теории государства и права

Задание {{1}} ТЗ 1 Тема 1-1-0

Совокупность объективных знаний о действительности

- классификация

+ наука

- мнение

- сознание

Задание {{2}} Тема 1-1-0

Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов, учреждений

+ предмет

- гипотеза

- принцип

- подход

- метод

Задание {{3}} Тема 1-1-0

Целостность, которая изучается многими науками

+ объект

- предмет

- совокупность знаний

- проблема

Задание {{4}} Тема 1-1-0

В предмет теории государства и права входят

+ сущность права и государства

+ общие закономерности происхождения права и государства

+ типы и формы права и государства

- избирательный процесс

- конституционный строй

Задание {{5}} Тема 1-1-0

Предмет теории государства и права составляют общие ### возникновения, развития и функционирования государства и права.

+ закономерности

Задание {{6}} Тема 1-1-0

Предметом изучения теории государства и права являются закономерности

- локальные

- особенные

+ общие

- уникальные

Задание {{7}} ТЗ 7 Тема 1-1-0

Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов

+ учебная дисциплина

- методические рекомендации

- программа курса

- наука

Тема: Тема 2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Задание {{8}} ТЗ 8 Тема 1-2-0

Поскольку теория государства и права изучает явления, существующие в социуме, то она – ### наука

+ общественная

Задание {{9}} Тема 1-2-0

Теория государства и права -: наука

- отраслевая

+ базовая

- международная

- прикладная

Задание {{10}} ТЗ 10 Тема 1-2-0

К отраслевым юридическим наукам относятся

+ уголовный процесс

- судоустройство

+ земельное право

- объективное право

+ предпринимательское право

Задание {{11}} ТЗ 11 Тема 1-2-0

Не относятся к прикладным наукам

- криминалистика

+ морское право

- судебная статистика

+ налоговое право

+ нотариат

Задание {{12}} ТЗ 12 Тема 1-2-0

Судоустройство относится к следующим юридическим наукам

+ организационные

- отраслевые

- прикладные

- международные

Задание {{13}} ТЗ 13 Тема 1-2-0

К международным юридическим наукам относятся

+ международное публичное право

- конституционное право зарубежных стран

- история государства и права зарубежных стран

+ космическое право

- сравнительное правоведение

+ международное частное право

Задание {{14}} ТЗ 14 Тема 1-2-0

Значение теории государства и права для других юридических наук

+ методологическое

+ базовое

- телеологическое

- иерархическое

- решающее

Задание {{15}} ТЗ 15 Тема 1-2-0

Познавательная функция теории государства и права направлена на

+ изучение действительности

- преобразование действительности

- описание действительности

- выявление новых закономерностей

Задание {{16}} ТЗ 16 Тема 1-2-0

Эвристическая функция теории государства и права сводится к познанию новых ###

+ закономерностей

Задание {{17}} ТЗ 17 Тема 1-2-0

Не является средством реализации прогностической функции

+ анализ

+ индукция

- выдвижение гипотез

Задание {{18}} Тема 1-2-0

### функция теории государства и права состоит в разработке приёмов и способов решения теоретических проблем отраслевых наук

+ методологическая

Задание {{19}} ТЗ 19 Тема 1-2-0

Идеологическая функция теории государства и права направлена на формирование ###

+ правовой идеологии

Задание {{20}} ТЗ 20 Тема 1-2-0

В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать

- росту благосостояния граждан

- повышению уровня успеваемости студентов

+ росту правовой культуры населения

- формированию правовой идеологии

Тема: Тема 3. Методология теории государства и права

Задание {{21}} ТЗ 21 Тема 1-3-0

Любая наука имеет предмет и ### познания объективной действительности

+ метод

Задание {{22}} ТЗ 22 Тема 1-3-0

С помощью метода в науке

- формируется умение

- вырабатывается мышление

- определяется парадигма

+ добывается новое знание

Задание {{23}} ТЗ 23 Тема 1-3-0

### - учение об используемых наукой методах познания

+ методология

Задание {{24}} ТЗ 24 Тема 1-3-0

Не относятся к принципам научного иccледования

+ биполярность

+ толерантность

+ многофункциональность

- историзм

- объективность

Задание {{25}} ТЗ 25 Тема 1-3-0

Принцип объективности научного исследования означает ### исследуемого явления от исследователя

+ независимость

Задание {{26}} ТЗ 26 Тема 1-3-0

Не относится к общефилософским методам теории государства и права

+ катафатический

- метафизический

- диалектический

- материалистический

Задание {{27}} ТЗ 27 Тема 1-3-0

Логический метод основывается на использовании анализа, синтеза, ### , дедукции

+ индукции

Задание {{28}} ТЗ 28 Тема 1-3-0

Не относятся к общенаучным методам

- системный

- функциональный

- исторический

+ метафизический

+ моделирования

Задание {{29}} ТЗ 29 Тема 1-3-0

Социально- правовой эксперимент относится к группе методов теории государства и права

+ частнонаучные

- общефилософские

- общенаучные

Раздел: Раздел 2. Происхождение государства и права

Тема: Тема 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Задание {{30}} ТЗ 30 Тема 2-4-0

Власть в первобытном обществе носила ### характер

+ потестарный

Задание {{31}} ТЗ 31 Тема 2-4-0

Не является характерной чертой экономики первобытного общества

+ производящий характер

+ интенсивный характер

+ милитаризация

+ огосударствление

- присваивающий характер

Задание {{32}} ТЗ 32 Тема 2-4-0

В первобытном обществе властные функции осуществляли органы

верховный совет

+ совет старейшин

+ общее собрание членов рода

- тайный совет

- халиф

+ вождь

Задание {{33}} Тема 2-4-0

Власть в первобытном обществе не осуществляла функции

+ классовые

+ специально-юридические

+ внешние

+ подавления эксплуатируемых классов

- воспроизводства присваивающей экономики

Задание {{34}} ТЗ 34 Тема 2-4-0

Недифференцированные социальные нормы первобытного общества - ###

+ мононормы

Задание {{35}} ТЗ 35 Тема 2-4-0

Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются

- административный акт

- директива

+ запрет

+ дозволение

+ позитивное обязывание

Задание {{36}} ТЗ 36 Тема 2-4-0

Особенностью социальных норм первобытного общества не является ###

- нерасчленённый характер

+ логическая структура

+ классовый характер

+ способы регулирования

Задание {{37}} ТЗ 37 Тема 2-4-0

Мононормы первобытного общества регулировали виды общественных отношений

- конституционные

- гражданско-процессуальные

- административные

+ брачно-семейные

Задание {{38}} ТЗ 38 Тема 2-4-0

Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества

+ правовой обычай

- обычай

- миф

- обряд

+ правосознание

Тема: Тема 5. Происхождение государства и права

Задание {{39}} ТЗ 39 Тема 2-5-0

«Неолитическая революция» -

+ переход к производящей экономике

- процесс переизбрания вождя

- межплеменную войну

- создание новых мононорм

Задание {{40}} ТЗ 40 Тема 2-5-0

В результате крупных общественных разделений труда выделились группы населения

+ организаторы производства

+ ремесленники

+ земледельцы

+ скотоводы

- шаманы

Задание {{41}} ТЗ 41 Тема 2-5-0

Основой города-государства является ### община

+ соседская

Задание {{42}} ТЗ 42 Тема 2-5-0

Фамилия ученого, который впервые выделил типичные и уникальные пути образования политически и экономически господствующих классов - ###

+ Энгельс

Задание {{43}} ТЗ 43 Тема 2-5-0

Азиатский способ производства имел место в регионах Земли

- Западная Европа

- Скандинавия

+ Древний Восток

+ Океания

+ Америка

Задание {{44}} ТЗ 44 Тема 2-5-0

Главным государство-образующим фактором в возникновении и развитии государства в Европе являлось ### расслоение общества

+ классовое

Задание {{45}} ТЗ 45 Тема 2-5-0

К теориям происхождения государства не относятся

+ нормативистская

+ интегративная

- диффузионная

- общественного договора

- органическая

Задание {{46}} ТЗ 46 Тема 2-5-0

В России теологическую теорию происхождения государства не поддерживали

+ Радищев

+ Ленин

+ Кокошкин

+ Рейснер

- Волоцкий

Задание {{47}} ТЗ 47 Тема 2-5-0

Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть ###

+ семья

Задание {{48}} ТЗ 48 Тема 2-5-0

В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора

+ общественного

- гражданско-правового

- федеративного

- оказания услуг

Задание {{49}} ТЗ 49 Тема 2-5-0

Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором …

+ необходимость орошения земель

- разложение родовой общины

- глобальное потепление

- развитие экономики

Задание {{50}} ТЗ 50 Тема 2-5-0

В работе «Основание социологии» изложена ### теория происхождения государства

+ органическая

Задание {{51}} ТЗ 51 Тема 2-5-0

Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий ### теория

+ марксистская

Задание {{52}} ТЗ 52 Тема 2-5-0

Клод Леви-Строс связывает возникновение государства с одним из явлений

+ запрет инцеста

- запрет убийства

- запрет кровной мести

- разрастание родовой общины

- развитием обрядов и ритуалов

Раздел: Раздел 3. Теория государства

Тема: Тема 6. Понятие и сущность государства

Задание {{53}} ТЗ 53 Тема 3-6-0

Совокупность существенных черт государства - …

+ понятие государства

- сущность государства

- определение государства

- форма государства

- политический режим

Задание {{54}} ТЗ 54 Тема 3-6-0

К основным признакам государства не относятся

+ единая валюта

+ герб, флаг и гимн

+ права человека

+ государственная граница

- территория

- государственная казна

Задание {{55}} ТЗ 55 Тема 3-6-0

Термины «государственная» и «политическая» власть можно рассматривать как …

+ синонимы

- омонимы

- антонимы

- гиперболы

Задание {{56}} ТЗ 56 Тема 3-6-0

Легализация государственной власти – это её ### с помощью юридических средств

+ узаконение

Задание {{57}} ТЗ 57 Тема 3-6-0

Основой традиционной легитимации является

+ обычаи

+ традиции

+ религия

- рациональная оценка

- личность правителя

- избрание

Задание {{58}} ТЗ 58 Тема 3-6-0

Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства

- идеологическая

- традиционная

+ харизматическая

- рациональная

Задание {{59}} ТЗ 59 Тема 3-6-0

### - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий

+ рациональная

Задание {{60}} ТЗ 60 Тема 3-6-0

Свойство независимости государственной власти от всех иных властей вне и внутри государственных границ

+ государственный суверенитет

- народный суверенитет

- национальный суверенитет

- суверенитет монарха

Задание {{61}} ТЗ 61 Тема 3-6-0

Не относятся к признакам (чертам) суверенитета государства

+ юридическая сила

+ приоритет

+ неподчинённость

- независимость

- верховенство

Задание {{62}} ТЗ 62 Тема 3-6-0

Внешняя ### предполагает самостоятельное формирование и проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства

+ независимость

Задание {{63}} ТЗ 63 Тема 3-6-0

Внутреннее ### государственной власти предполагает её способность устанавливать и поддерживать правопорядок

+ верховенство

Задание {{64}} ТЗ 64 Тема 3-6-0

Не относятся к видам суверенитета государства

+ легальный

+ локальный

+ дискретный

- формальный

Задание {{65}} ТЗ 65 Тема 3-6-0

Абсолютный суверенитет государства включает в себя в качестве признаков черты

+ внутреннее верховенство

+ внешнюю независимость

- самоограничение

- прерогативу

- приоритет

Задание {{66}} ТЗ 66 Тема 3-6-0

Вид суверенитета государства, при котором он юридически закреплён, но реально не осуществляется - ### суверенитет

+ формальный

Задание {{67}} ТЗ 67 Тема 3-6-0

К видам ограниченного государственного суверенитета не относятся

- добровольно ограниченный

- принудительно ограниченный

+ гарантированно ограниченный

+ субсидиарно ограниченный

Задание {{68}} ТЗ 68 Тема 3-6-0

Часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства - ###

+ территория

Задание {{69}} ТЗ 69 Тема 3-6-0

Сухопутная территория государства есть ### Земли и земная поверхность

+ недра

Задание {{70}} ТЗ 70 Тема 3-6-0

К водной территории относятся

+ внутренние воды

+ архипелажные воды

+ реки

+ внутренние моря

- нейтральные воды

Задание {{71}} ТЗ 71 Тема 3-6-0

К территории государства относится ### пространство над сухопутной и водной территорией

+ воздушное

Задание {{72}} ТЗ 72 Тема 3-6-0

Государственная ### - условие признания судна частью территории государства

+ символика

Задание {{73}} ТЗ 73 Тема 3-6-0

К населению государства не относятся

- апатриды

- бипатриды

- подданные

- должностные лица

+ антиподы

Задание {{74}} ТЗ 74 Тема 3-6-0

Политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях - ###

+ гражданство

Задание {{75}} ТЗ 75 Тема 3-6-0

Беженцы относятся к следующей категории населения

- граждане.

+ иностранцы

- лица без гражданства.

- лица с двойным гражданством

- подданные

Задание {{76}} ТЗ 76 Тема 3-6-0

Бипатрид

- не относится к населению

- иностранец

- лицо без гражданства.

+ лицо с двойным гражданством

- подданный

Задание {{77}} ТЗ 77 Тема 3-6-0

Государственный ### - комплекс органов, профессионально осуществляющих управление и наделённых государственно-: властными полномочиями

+ аппарат

Задание {{78}} ТЗ 78 Тема 3-6-0

Важное средство пополнения государственной казны - ###

+ налоги

Задание {{79}} ТЗ 79 Тема 3-6-0

К дополнительным признакам государства относятся

- территория

- казна

+ язык

+ валюта

+ религия

Задание {{80}} ТЗ 80 Тема 3-6-0

Арифметическая концепция сущности государства отождествляет его с соотношением элементов

+ совокупность

+ сумма

- разница

- соответствие

- соразмерность

Задание {{81}} ТЗ 81 Тема 3-6-0

Отождествляет государство с юридическим лицом ### концепция сущности государства

+ юридическая

Задание {{82}} ТЗ 82 Тема 3-6-0

Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства

+ социальный арбитраж

+ выполнение общественных дел

- осуществлять организованное насилие

- защищать интересы правящего класса

Задание {{83}} ТЗ 83 Тема 3-6-0

Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса ### концепция

+ классовая

Задание {{84}} ТЗ 84 Тема 3-6-0

### концепция считает государство структурой, связанной с информацией

+ кибернетическая

Тема: Тема 7. Типы государства

Задание {{85}} ТЗ 85 Тема 3-7-0

Тип общества, основанный на определённом способе производства, -: общественная ###

+ формация

Задание {{86}} ТЗ 86 Тема 3-7-0

Формационная типология государств выделяет типы государств

+ буржуазное

+ феодальное

+ социалистическое

+ рабовладельческое

- социальное

- всеобщего благоденствия

- светское

Задание {{87}} ТЗ 87 Тема 3-7-0

Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты

+ государство

+ аппарат насилия

+ налоги

- религия

Задание {{88}} ТЗ 88 Тема 3-7-0

### тип государства органически сочетает экономическое принуждение к труду с внеэкономическим

+ феодальный

Задание {{89}} ТЗ 89 Тема 3-7-0

Экономической основой буржуазного государства является вид собственности

+ частная

- личная

- корпоративная

- общественная

Задание {{90}} ТЗ 90 Тема 3-7-0

### подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби

+ цивилизационный

Тема: Тема 8. Форма правления и форма государственного устройства

Задание {{91}} ТЗ 91 Тема 3-8-0

Форма государства состоит из элементов

+ форма правления

+ форма государственного устройства

- форма права

+ политический режим

Задание {{92}} ТЗ 92 Тема 3-8-0

Форма ### показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве

+ правления

Задание {{93}} ТЗ 93 Тема 3-8-0

Характеристика формы правления включает в себя

+ строение высших органов государственной власти

+ порядок образования верховных органов

- порядок взаимоотношений между частями государства

+ взаимоотношения верховных органов друг с другом и с населением

- отношения между центральными и местными органами государственной власти

+ степень участия населения в формировании государственных органов

Задание {{94}} ТЗ 94 Тема 3-8-0

К формам правления не относятся

+ протополитархия

+ геронтократия

- монархия

- республика

Задание {{95}} ТЗ 95 Тема 3-8-0

### - такая форма правления, при которой вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу

+ монархия

Задание {{96}} ТЗ 96 Тема 3-8-0

Признаками монархии являются

+ передача власти по наследству

- срочность полномочий высших представительных органов власти

+ наличие единоличного правителя

+ пожизненность правления

- производность государственной власти от суверенитета народа

- юридическая ответственность глав государства

Задание {{97}} ТЗ 97 Тема 3-8-0

### - это вид монархии, при которой отсутствует парламент и конституция, ограничивающая власть монарха

+ абсолютная

Задание {{98}} ТЗ 98 Тема 3-8-0

### монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями

+ дуалистическая

Задание {{99}} ТЗ 99 Тема 3-8-0

Характерным примером парламентарной монархии является

- Малазия

- Тунис

- Финляндия

+ Великобритания

Задание {{100}} ТЗ 100 Тема 3-8-0

### - государственный орган, власть которого считается непроизводной от иной власти, органа или избирателей и который сам является источником всей власти в государстве

+ монарх

Задание {{101}} ТЗ 101 Тема 3-8-0

Салическая система престолонаследия принята в

+ Бельгии

+ Норвегии

- Франции

- Италии

Задание {{102}} ТЗ 102 Тема 3-8-0

Австрийская система престолонаследия

+ женщины наследуют престол лишь при пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий

- не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

- полностью исключает женщин из очереди престолонаследия

- кандидатура монарха подлежит одобрению парламентом

Задание {{103}} ТЗ 103 Тема 3-8-0

### система престолонаследия предоставляет мужчинам и женщинам равные права на занятие трона

+ шведская

Задание {{104}} ТЗ 104 Тема 3-8-0

Признаками республики не являются

+ передача власти по наследству

- срочность полномочий высших представительных органов власти

+ наличие единоличного правителя

+ пожизненность правления

- производность государственной власти от суверенитета народа

- юридическая ответственность глав государства

Задание {{105}} ТЗ 105 Тема 3-8-0

### республика предусматривает соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства

+ президентская

Задание {{106}} ТЗ 106 Тема 3-8-0

К характеристикам парламентской республики относятся

+ верховная власть принадлежит парламенту

- соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

+ правительство формируется только парламентским путём

- президент избирается всем населением или выборщиками

- верховная власть опирается на армию

- правительство ходит в отставку после вотума недоверия

Задание {{107}} ТЗ 107 Тема 3-8-0

Смешанная республика имеет черты

+ право президента распустить парламент

+ участие парламента в формировании правительства

+ президент избирается всем населением

- отрицание концепции разделения властей

- вся власть принадлежит советам

- пожизненность правления

Задание {{108}} ТЗ 108 Тема 3-8-0

### - выборный единоличный орган государственной власти в республике, её высшее должностное лицо

+ президент

Задание {{109}} ТЗ 109 Тема 3-8-0

К видам президентуры относятся

+ смешанная

+ единоличная

- парламентская

- назначаемая

- кооптируемая

Задание {{110}} ТЗ 110 Тема 3-8-0

Единоличная президентура характерна для таких стран как

+ ФРГ

+ США

- Великобритании

- Индии

Задание {{111}} ТЗ 111 Тема 3-8-0

### президентура предполагает осуществление полномочий президента коллегией

+ коллегиальная

Задание {{112}} ТЗ 112 Тема 3-8-0

### или гибридная президентура предполагает сочетание единоличного президента и постоянно действующего коллегиального органа

+ смешанная

Задание {{113}} ТЗ 113 Тема 3-8-0

В зависимости от объёма предоставленных полномочий выделяют виды единоличной президентуры

+ сильный президент

- инвеститура

- контрассигнатура

- прерогатива

Задание {{114}} ТЗ 114 Тема 3-8-0

Полномочием, которым не обладает президент в законодательной области

+ право отлагательного вето

+ созыв и роспуск парламента

+ подписание и опубликование законов

+ возбуждение дела в конституционном суде

- абсолютное вето

Задание {{115}} ТЗ 115 Тема 3-8-0

Президент в сфере исполнительной власти

+ формирует правительство

+ может председательствовать на заседании правительства

+ вводит чрезвычайное, военное или осадное положение

- возглавляет министерство обороны

+ назначает и смещает со своих постов министров

- организует исполнение решений судебных органов

Задание {{116}} ТЗ 116 Тема 3-8-0

Полномочия президента в судебной сфере

- возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц

+ назначает членов высших судов государства

+ назначает генерального прокурора

- осуществляет материально-: техническое обеспечение судебных органов

- назначает генерального контролёра

Задание {{117}} ТЗ 117 Тема 3-8-0

В сфере международных отношений президент

+ заключает международные договоры

+ принимает верительные и отзывные грамоты

+ объявляет о денонсации международных договоров

- осуществляет федеральную интервенцию

- является главнокомандующим вооружёнными силами

+ объявляет войну и заключает мир

- принимает в гражданство иностранцев

Задание {{118}} ТЗ 118 Тема 3-8-0

Элемент формы государства, отражающий его политико- территориальную организацию, называется

+ государственное устройство

- федеративное устройство

- автономные образования

- республика советов

Задание {{119}} ТЗ 119 Тема 3-8-0

Форма государственного устройства характеризует аспекты

+ территориальную организацию власти

- демографические характеристики государства

- взаимоотношения народа и государственной власти

- порядок формирования высших органов государственной власти

- классовое расслоение общества

Задание {{120}} ТЗ 120 Тема 3-8-0

К видам формы государственного устройства относятся

+ унитарное государство

+ федеративное государство

- автономия

- конкордат

- легитимность

Задание {{121}} ТЗ 121 Тема 3-8-0

### государство подразделяется только на административно-: территориальные единицы

+ унитарное

Задание {{122}} ТЗ 122 Тема 3-8-0

К признакам унитарного государства относятся

+ единое гражданство

+ единый центр государственной власти

- двухканальная система налогов

- наличие парламента

Задание {{123}} ТЗ 123 Тема 3-8-0

Видами унитарного государства являются

- конфедерация

- уния

+ централизованное

- автономное

Задание {{124}} ТЗ 124 Тема 3-8-0

В простом унитарном государстве отсутствуют

- органы местного управления

- аппарат управления

- административно-территориальное деление

- законодательные органы

+ автономные образования

Задание {{125}} ТЗ 125 Тема 3-8-0

### унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одну автономию

+ сложное

Задание {{126}} ТЗ 126 Тема 3-8-0

### – это такое унитарное государство, в котором отсутствуют органы местного самоуправления

+ централизованное

Задание {{127}} ТЗ 127 Тема 3-8-0

Для децентрализованного унитарного государства характерны черты

+ местные органы власти избираются населением

- во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники

- отсутствует местное самоуправление

+ местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью

Задание {{128}} ТЗ 128 Тема 3-8-0

### - такая форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственно-подобные образования

+ федерация

studfiles.net

10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали опреде­ленные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено су­ровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо­вая община), который представлял собой объединение людей на основе кров­ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей приро­де естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулированияв первобытном обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный(как и у организации власти) характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность,нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера:их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?»(«Происхождение семьи, частной собст­венности и государства», 1884).Член рода просто не отделял себя и свои ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов.Преимущественно в форметабу,то есть не­пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запретинцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив(нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции -осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес­кого развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен­ном организме. При этом существуют различные теоретические версии про­исхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового гос­подства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не­олитической революции(от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-IIIвв. до н. э. и заключается в переходе от при­сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро­вания производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об­щего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование правапроявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс­ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

studfiles.net

Тема 3. Методология теории государства и права

В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать

• росту благосостояния граждан

• повышению уровня успеваемости студентов

? росту правовой культуры населения

• формированию правовой идеологии

Любая наука имеет предмет и ### познания объективной действительности

метод

С помощью метода в науке

• формируется умение

• вырабатывается мышление

• определяется парадигма

? добывается новое знание

### - учение об используемых наукой методах познания

методология

НЕ относятся к принципам научного исследования

? биполярность

? толерантность

? многофункциональность

• историзм

• объективность

Последовательность исследования явления или процесса в соответствии с принципом историзма

1. возникновение

2. развитие

3. современное состояние

Принцип объективности научного исследования означает ### исследуемого явления от исследователя

независимость

Соотношение между группами методов и их видами

Общефилософские - Диалектика

Общенаучные - Логический

Частнонаучные - Формально-юридический

- Синкретический

- Апофатический

НЕ относится к общефилософским методам теории государства и права

? катафатический

• метафизический

• диалектический

• материалистический

Логический метод основывается на использовании анализа, синтеза, ### , дедукции

индукци#$#

НЕ относятся к общенаучным методам

• системный

• функциональный

• исторический

? метафизический

? моделирования

Раздел 2. Происхождение государства и права

Тема 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Социально-правовой эксперимент относится к группе методов теории государства и права

? частнонаучные

• общефилософские

• общенаучные

Власть в первобытном обществе носила ### характер

потестарный

НЕ является характерной чертой экономики первобытного общества

? производящий характер

? интенсивный характер

? милитаризация

? огосударствление

• присваивающий характер

В первобытном обществе властные функции осуществляли органы

• верховный совет

? совет старейшин

? общее собрание членов рода

• тайный совет

• халиф

? вождь

Власть в первобытном обществе НЕ осуществляла функции

? классовые

? специально-юридические

? внешние

? подавления эксплуатируемых классов

• воспроизводства присваивающей экономики

Недифференцированные социальные нормы первобытного общества - ### .

мононорм#$#

Способы регулирования общественных отношений в первобытном обществе

• административный акт

• директива

? запрет

? дозволение

? позитивное обязывание

НЕ является особенностью социальных норм первобытного общества

• нерасчленённый характер

? логическая структура

? классовый характер

? способы регулирования

Мононормы первобытного общества регулировали виды общественных отношений

• конституционные

• гражданско-процессуальные

• административные

? брачно-семейные

НЕ являются формами выражения социальных норм первобытного общества

? правовой обычай

• обычай

• миф

• обряд

? правосознание

studfiles.net


Смотрите также