ГлавнаяПервобытноеНедифференцированные социальные нормы первобытного общества
19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности. Недифференцированные социальные нормы первобытного общества
19. Социальные нормы первобытного общества и их особенности.
Индивидуальное: использование метода индивидуальных, конкретно-определенных властных предписаний.
Нормативное: обычаи , традиции , ритуалы и обряды , нормы морали ,религиозные нормы , табу ,мифы и сказания.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1. миф (эпос, сказание, предание) представление людей о мире, о месте человека в этом мире, о все сущном вокруг и о Боге
2. обычай – прочно установленное в определенном обществе правило поведение людей, соблюдаемое в силу привычек и общественного мнения.
3. Ритуал - религиозный обряд, традиционный порядок проведения какой-либо церемонии.
20. Происхождение права, его назначение.
Стадии возникновения права:
Закрепление обычаев
Создание нормативно-правовых актов
Создание юридических прециндентов
К наиболее известным и распространенным теориям происхождения права относятся:
теория естественного права (Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Руссо, Ш.Монтескье, М Вольтер, А.Радищев, С.Десницкий и др.). Г.Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным правом, создаваемым волей бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемыми правами (право на жизнь, например).
историческая школа права (К.Савиньи, Г.Пухта, Г.Гуго). Право, по учению К.Савиньи, - продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т.д. – и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в др. Источниками права являются не закон и законодатель, а обычай и наука.
марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, Л.Морган) основывается на правильном материальном подходе к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права.
примирительная теория права (Г.Берман, Э.Аннерс) – право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникли договоры о примирении, затем определенные правила, которые устанавливали различные санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право.
регулятивная теория права. Этой теории придерживаются азиатский научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.
Функции права:
а) культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;
б) воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), - право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;
в) функции социального контроля. Право в этом направлении воздействует на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального, физического), с другой — ограничения (удержание от совершения неправомерных действий и др.) того или иного поведения. Здесь речь идет именно об общесоциальном механизме действия (функционирования) права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги социального контроля за поведением;
г) информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. В этом смысле Ф.п. — формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.
studfiles.net
ТГП
Реквизиты Накопителя тестовых заданий
Уникальный идентификатор: {{29675422}}
Расположение: R:\тесты\юридический факультет\кафедра теории государства и права\Гукепшоков М.Х\теория государства и права.ast
Дата создания: 15.07.2008
Наименование: Теория государства и права
Авторский коллектив: Гукепшоков М.Х.
Структура: Раздел; Тема; ;
Комментарий: Юр. фак., (спец., направление)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Раздел: Раздел 1.Теория государства права как наука
Тема: Тема 1.Предмет теории государства и права
Задание {{1}} ТЗ 1 Тема 1-1-0
Совокупность объективных знаний о действительности
- классификация
+ наука
- мнение
- сознание
Задание {{2}} Тема 1-1-0
Круг изучаемых наукой общественных явлений, институтов, учреждений
+ предмет
- гипотеза
- принцип
- подход
- метод
Задание {{3}} Тема 1-1-0
Целостность, которая изучается многими науками
+ объект
- предмет
- совокупность знаний
- проблема
Задание {{4}} Тема 1-1-0
В предмет теории государства и права входят
+ сущность права и государства
+ общие закономерности происхождения права и государства
+ типы и формы права и государства
- избирательный процесс
- конституционный строй
Задание {{5}} Тема 1-1-0
Предмет теории государства и права составляют общие ### возникновения, развития и функционирования государства и права.
+ закономерности
Задание {{6}} Тема 1-1-0
Предметом изучения теории государства и права являются закономерности
- локальные
- особенные
+ общие
- уникальные
Задание {{7}} ТЗ 7 Тема 1-1-0
Система теоретических сведений, построенная в соответствии с учебной программой и предназначенная для подготовки специалистов
+ учебная дисциплина
- методические рекомендации
- программа курса
- наука
Тема: Тема 2. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Задание {{8}} ТЗ 8 Тема 1-2-0
Поскольку теория государства и права изучает явления, существующие в социуме, то она – ### наука
+ общественная
Задание {{9}} Тема 1-2-0
Теория государства и права -: наука
- отраслевая
+ базовая
- международная
- прикладная
Задание {{10}} ТЗ 10 Тема 1-2-0
К отраслевым юридическим наукам относятся
+ уголовный процесс
- судоустройство
+ земельное право
- объективное право
+ предпринимательское право
Задание {{11}} ТЗ 11 Тема 1-2-0
Не относятся к прикладным наукам
- криминалистика
+ морское право
- судебная статистика
+ налоговое право
+ нотариат
Задание {{12}} ТЗ 12 Тема 1-2-0
Судоустройство относится к следующим юридическим наукам
+ организационные
- отраслевые
- прикладные
- международные
Задание {{13}} ТЗ 13 Тема 1-2-0
К международным юридическим наукам относятся
+ международное публичное право
- конституционное право зарубежных стран
- история государства и права зарубежных стран
+ космическое право
- сравнительное правоведение
+ международное частное право
Задание {{14}} ТЗ 14 Тема 1-2-0
Значение теории государства и права для других юридических наук
+ методологическое
+ базовое
- телеологическое
- иерархическое
- решающее
Задание {{15}} ТЗ 15 Тема 1-2-0
Познавательная функция теории государства и права направлена на
+ изучение действительности
- преобразование действительности
- описание действительности
- выявление новых закономерностей
Задание {{16}} ТЗ 16 Тема 1-2-0
Эвристическая функция теории государства и права сводится к познанию новых ###
+ закономерностей
Задание {{17}} ТЗ 17 Тема 1-2-0
Не является средством реализации прогностической функции
+ анализ
+ индукция
- выдвижение гипотез
Задание {{18}} Тема 1-2-0
### функция теории государства и права состоит в разработке приёмов и способов решения теоретических проблем отраслевых наук
+ методологическая
Задание {{19}} ТЗ 19 Тема 1-2-0
Идеологическая функция теории государства и права направлена на формирование ###
+ правовой идеологии
Задание {{20}} ТЗ 20 Тема 1-2-0
В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать
- росту благосостояния граждан
- повышению уровня успеваемости студентов
+ росту правовой культуры населения
- формированию правовой идеологии
Тема: Тема 3. Методология теории государства и права
Задание {{21}} ТЗ 21 Тема 1-3-0
Любая наука имеет предмет и ### познания объективной действительности
+ метод
Задание {{22}} ТЗ 22 Тема 1-3-0
С помощью метода в науке
- формируется умение
- вырабатывается мышление
- определяется парадигма
+ добывается новое знание
Задание {{23}} ТЗ 23 Тема 1-3-0
### - учение об используемых наукой методах познания
+ методология
Задание {{24}} ТЗ 24 Тема 1-3-0
Не относятся к принципам научного иccледования
+ биполярность
+ толерантность
+ многофункциональность
- историзм
- объективность
Задание {{25}} ТЗ 25 Тема 1-3-0
Принцип объективности научного исследования означает ### исследуемого явления от исследователя
+ независимость
Задание {{26}} ТЗ 26 Тема 1-3-0
Не относится к общефилософским методам теории государства и права
+ катафатический
- метафизический
- диалектический
- материалистический
Задание {{27}} ТЗ 27 Тема 1-3-0
Логический метод основывается на использовании анализа, синтеза, ### , дедукции
+ индукции
Задание {{28}} ТЗ 28 Тема 1-3-0
Не относятся к общенаучным методам
- системный
- функциональный
- исторический
+ метафизический
+ моделирования
Задание {{29}} ТЗ 29 Тема 1-3-0
Социально- правовой эксперимент относится к группе методов теории государства и права
+ частнонаучные
- общефилософские
- общенаучные
Раздел: Раздел 2. Происхождение государства и права
Тема: Тема 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы
Задание {{30}} ТЗ 30 Тема 2-4-0
Власть в первобытном обществе носила ### характер
+ потестарный
Задание {{31}} ТЗ 31 Тема 2-4-0
Не является характерной чертой экономики первобытного общества
+ производящий характер
+ интенсивный характер
+ милитаризация
+ огосударствление
- присваивающий характер
Задание {{32}} ТЗ 32 Тема 2-4-0
В первобытном обществе властные функции осуществляли органы
верховный совет
+ совет старейшин
+ общее собрание членов рода
- тайный совет
- халиф
+ вождь
Задание {{33}} Тема 2-4-0
Власть в первобытном обществе не осуществляла функции
+ классовые
+ специально-юридические
+ внешние
+ подавления эксплуатируемых классов
- воспроизводства присваивающей экономики
Задание {{34}} ТЗ 34 Тема 2-4-0
Недифференцированные социальные нормы первобытного общества - ###
+ мононормы
Задание {{35}} ТЗ 35 Тема 2-4-0
Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются
- административный акт
- директива
+ запрет
+ дозволение
+ позитивное обязывание
Задание {{36}} ТЗ 36 Тема 2-4-0
Особенностью социальных норм первобытного общества не является ###
- нерасчленённый характер
+ логическая структура
+ классовый характер
+ способы регулирования
Задание {{37}} ТЗ 37 Тема 2-4-0
Мононормы первобытного общества регулировали виды общественных отношений
- конституционные
- гражданско-процессуальные
- административные
+ брачно-семейные
Задание {{38}} ТЗ 38 Тема 2-4-0
Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества
+ правовой обычай
- обычай
- миф
- обряд
+ правосознание
Тема: Тема 5. Происхождение государства и права
Задание {{39}} ТЗ 39 Тема 2-5-0
«Неолитическая революция» -
+ переход к производящей экономике
- процесс переизбрания вождя
- межплеменную войну
- создание новых мононорм
Задание {{40}} ТЗ 40 Тема 2-5-0
В результате крупных общественных разделений труда выделились группы населения
+ организаторы производства
+ ремесленники
+ земледельцы
+ скотоводы
- шаманы
Задание {{41}} ТЗ 41 Тема 2-5-0
Основой города-государства является ### община
+ соседская
Задание {{42}} ТЗ 42 Тема 2-5-0
Фамилия ученого, который впервые выделил типичные и уникальные пути образования политически и экономически господствующих классов - ###
+ Энгельс
Задание {{43}} ТЗ 43 Тема 2-5-0
Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
- Западная Европа
- Скандинавия
+ Древний Восток
+ Океания
+ Америка
Задание {{44}} ТЗ 44 Тема 2-5-0
Главным государство-образующим фактором в возникновении и развитии государства в Европе являлось ### расслоение общества
+ классовое
Задание {{45}} ТЗ 45 Тема 2-5-0
К теориям происхождения государства не относятся
+ нормативистская
+ интегративная
- диффузионная
- общественного договора
- органическая
Задание {{46}} ТЗ 46 Тема 2-5-0
В России теологическую теорию происхождения государства не поддерживали
+ Радищев
+ Ленин
+ Кокошкин
+ Рейснер
- Волоцкий
Задание {{47}} ТЗ 47 Тема 2-5-0
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть ###
+ семья
Задание {{48}} ТЗ 48 Тема 2-5-0
В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора
+ общественного
- гражданско-правового
- федеративного
- оказания услуг
Задание {{49}} ТЗ 49 Тема 2-5-0
Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором …
+ необходимость орошения земель
- разложение родовой общины
- глобальное потепление
- развитие экономики
Задание {{50}} ТЗ 50 Тема 2-5-0
В работе «Основание социологии» изложена ### теория происхождения государства
+ органическая
Задание {{51}} ТЗ 51 Тема 2-5-0
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий ### теория
+ марксистская
Задание {{52}} ТЗ 52 Тема 2-5-0
Клод Леви-Строс связывает возникновение государства с одним из явлений
+ запрет инцеста
- запрет убийства
- запрет кровной мести
- разрастание родовой общины
- развитием обрядов и ритуалов
Раздел: Раздел 3. Теория государства
Тема: Тема 6. Понятие и сущность государства
Задание {{53}} ТЗ 53 Тема 3-6-0
Совокупность существенных черт государства - …
+ понятие государства
- сущность государства
- определение государства
- форма государства
- политический режим
Задание {{54}} ТЗ 54 Тема 3-6-0
К основным признакам государства не относятся
+ единая валюта
+ герб, флаг и гимн
+ права человека
+ государственная граница
- территория
- государственная казна
Задание {{55}} ТЗ 55 Тема 3-6-0
Термины «государственная» и «политическая» власть можно рассматривать как …
+ синонимы
- омонимы
- антонимы
- гиперболы
Задание {{56}} ТЗ 56 Тема 3-6-0
Легализация государственной власти – это её ### с помощью юридических средств
+ узаконение
Задание {{57}} ТЗ 57 Тема 3-6-0
Основой традиционной легитимации является
+ обычаи
+ традиции
+ религия
- рациональная оценка
- личность правителя
- избрание
Задание {{58}} ТЗ 58 Тема 3-6-0
Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства
- идеологическая
- традиционная
+ харизматическая
- рациональная
Задание {{59}} ТЗ 59 Тема 3-6-0
### - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий
+ рациональная
Задание {{60}} ТЗ 60 Тема 3-6-0
Свойство независимости государственной власти от всех иных властей вне и внутри государственных границ
+ государственный суверенитет
- народный суверенитет
- национальный суверенитет
- суверенитет монарха
Задание {{61}} ТЗ 61 Тема 3-6-0
Не относятся к признакам (чертам) суверенитета государства
+ юридическая сила
+ приоритет
+ неподчинённость
- независимость
- верховенство
Задание {{62}} ТЗ 62 Тема 3-6-0
Внешняя ### предполагает самостоятельное формирование и проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства
+ независимость
Задание {{63}} ТЗ 63 Тема 3-6-0
Внутреннее ### государственной власти предполагает её способность устанавливать и поддерживать правопорядок
+ верховенство
Задание {{64}} ТЗ 64 Тема 3-6-0
Не относятся к видам суверенитета государства
+ легальный
+ локальный
+ дискретный
- формальный
Задание {{65}} ТЗ 65 Тема 3-6-0
Абсолютный суверенитет государства включает в себя в качестве признаков черты
+ внутреннее верховенство
+ внешнюю независимость
- самоограничение
- прерогативу
- приоритет
Задание {{66}} ТЗ 66 Тема 3-6-0
Вид суверенитета государства, при котором он юридически закреплён, но реально не осуществляется - ### суверенитет
+ формальный
Задание {{67}} ТЗ 67 Тема 3-6-0
К видам ограниченного государственного суверенитета не относятся
- добровольно ограниченный
- принудительно ограниченный
+ гарантированно ограниченный
+ субсидиарно ограниченный
Задание {{68}} ТЗ 68 Тема 3-6-0
Часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства - ###
+ территория
Задание {{69}} ТЗ 69 Тема 3-6-0
Сухопутная территория государства есть ### Земли и земная поверхность
+ недра
Задание {{70}} ТЗ 70 Тема 3-6-0
К водной территории относятся
+ внутренние воды
+ архипелажные воды
+ реки
+ внутренние моря
- нейтральные воды
Задание {{71}} ТЗ 71 Тема 3-6-0
К территории государства относится ### пространство над сухопутной и водной территорией
+ воздушное
Задание {{72}} ТЗ 72 Тема 3-6-0
Государственная ### - условие признания судна частью территории государства
+ символика
Задание {{73}} ТЗ 73 Тема 3-6-0
К населению государства не относятся
- апатриды
- бипатриды
- подданные
- должностные лица
+ антиподы
Задание {{74}} ТЗ 74 Тема 3-6-0
Политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях - ###
+ гражданство
Задание {{75}} ТЗ 75 Тема 3-6-0
Беженцы относятся к следующей категории населения
- граждане.
+ иностранцы
- лица без гражданства.
- лица с двойным гражданством
- подданные
Задание {{76}} ТЗ 76 Тема 3-6-0
Бипатрид
- не относится к населению
- иностранец
- лицо без гражданства.
+ лицо с двойным гражданством
- подданный
Задание {{77}} ТЗ 77 Тема 3-6-0
Государственный ### - комплекс органов, профессионально осуществляющих управление и наделённых государственно-: властными полномочиями
+ аппарат
Задание {{78}} ТЗ 78 Тема 3-6-0
Важное средство пополнения государственной казны - ###
+ налоги
Задание {{79}} ТЗ 79 Тема 3-6-0
К дополнительным признакам государства относятся
- территория
- казна
+ язык
+ валюта
+ религия
Задание {{80}} ТЗ 80 Тема 3-6-0
Арифметическая концепция сущности государства отождествляет его с соотношением элементов
+ совокупность
+ сумма
- разница
- соответствие
- соразмерность
Задание {{81}} ТЗ 81 Тема 3-6-0
Отождествляет государство с юридическим лицом ### концепция сущности государства
+ юридическая
Задание {{82}} ТЗ 82 Тема 3-6-0
Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства
+ социальный арбитраж
+ выполнение общественных дел
- осуществлять организованное насилие
- защищать интересы правящего класса
Задание {{83}} ТЗ 83 Тема 3-6-0
Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса ### концепция
+ классовая
Задание {{84}} ТЗ 84 Тема 3-6-0
### концепция считает государство структурой, связанной с информацией
+ кибернетическая
Тема: Тема 7. Типы государства
Задание {{85}} ТЗ 85 Тема 3-7-0
Тип общества, основанный на определённом способе производства, -: общественная ###
+ формация
Задание {{86}} ТЗ 86 Тема 3-7-0
Формационная типология государств выделяет типы государств
+ буржуазное
+ феодальное
+ социалистическое
+ рабовладельческое
- социальное
- всеобщего благоденствия
- светское
Задание {{87}} ТЗ 87 Тема 3-7-0
Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты
+ государство
+ аппарат насилия
+ налоги
- религия
Задание {{88}} ТЗ 88 Тема 3-7-0
### тип государства органически сочетает экономическое принуждение к труду с внеэкономическим
+ феодальный
Задание {{89}} ТЗ 89 Тема 3-7-0
Экономической основой буржуазного государства является вид собственности
+ частная
- личная
- корпоративная
- общественная
Задание {{90}} ТЗ 90 Тема 3-7-0
### подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби
+ цивилизационный
Тема: Тема 8. Форма правления и форма государственного устройства
Задание {{91}} ТЗ 91 Тема 3-8-0
Форма государства состоит из элементов
+ форма правления
+ форма государственного устройства
- форма права
+ политический режим
Задание {{92}} ТЗ 92 Тема 3-8-0
Форма ### показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве
+ правления
Задание {{93}} ТЗ 93 Тема 3-8-0
Характеристика формы правления включает в себя
+ строение высших органов государственной власти
+ порядок образования верховных органов
- порядок взаимоотношений между частями государства
+ взаимоотношения верховных органов друг с другом и с населением
- отношения между центральными и местными органами государственной власти
+ степень участия населения в формировании государственных органов
Задание {{94}} ТЗ 94 Тема 3-8-0
К формам правления не относятся
+ протополитархия
+ геронтократия
- монархия
- республика
Задание {{95}} ТЗ 95 Тема 3-8-0
### - такая форма правления, при которой вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу
+ монархия
Задание {{96}} ТЗ 96 Тема 3-8-0
Признаками монархии являются
+ передача власти по наследству
- срочность полномочий высших представительных органов власти
+ наличие единоличного правителя
+ пожизненность правления
- производность государственной власти от суверенитета народа
- юридическая ответственность глав государства
Задание {{97}} ТЗ 97 Тема 3-8-0
### - это вид монархии, при которой отсутствует парламент и конституция, ограничивающая власть монарха
+ абсолютная
Задание {{98}} ТЗ 98 Тема 3-8-0
### монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями
+ дуалистическая
Задание {{99}} ТЗ 99 Тема 3-8-0
Характерным примером парламентарной монархии является
- Малазия
- Тунис
- Финляндия
+ Великобритания
Задание {{100}} ТЗ 100 Тема 3-8-0
### - государственный орган, власть которого считается непроизводной от иной власти, органа или избирателей и который сам является источником всей власти в государстве
+ монарх
Задание {{101}} ТЗ 101 Тема 3-8-0
Салическая система престолонаследия принята в
+ Бельгии
+ Норвегии
- Франции
- Италии
Задание {{102}} ТЗ 102 Тема 3-8-0
Австрийская система престолонаследия
+ женщины наследуют престол лишь при пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий
- не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество
- полностью исключает женщин из очереди престолонаследия
### система престолонаследия предоставляет мужчинам и женщинам равные права на занятие трона
+ шведская
Задание {{104}} ТЗ 104 Тема 3-8-0
Признаками республики не являются
+ передача власти по наследству
- срочность полномочий высших представительных органов власти
+ наличие единоличного правителя
+ пожизненность правления
- производность государственной власти от суверенитета народа
- юридическая ответственность глав государства
Задание {{105}} ТЗ 105 Тема 3-8-0
### республика предусматривает соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства
+ президентская
Задание {{106}} ТЗ 106 Тема 3-8-0
К характеристикам парламентской республики относятся
+ верховная власть принадлежит парламенту
- соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.
+ правительство формируется только парламентским путём
- президент избирается всем населением или выборщиками
- верховная власть опирается на армию
- правительство ходит в отставку после вотума недоверия
Задание {{107}} ТЗ 107 Тема 3-8-0
Смешанная республика имеет черты
+ право президента распустить парламент
+ участие парламента в формировании правительства
+ президент избирается всем населением
- отрицание концепции разделения властей
- вся власть принадлежит советам
- пожизненность правления
Задание {{108}} ТЗ 108 Тема 3-8-0
### - выборный единоличный орган государственной власти в республике, её высшее должностное лицо
+ президент
Задание {{109}} ТЗ 109 Тема 3-8-0
К видам президентуры относятся
+ смешанная
+ единоличная
- парламентская
- назначаемая
- кооптируемая
Задание {{110}} ТЗ 110 Тема 3-8-0
Единоличная президентура характерна для таких стран как
+ ФРГ
+ США
- Великобритании
- Индии
Задание {{111}} ТЗ 111 Тема 3-8-0
### президентура предполагает осуществление полномочий президента коллегией
+ коллегиальная
Задание {{112}} ТЗ 112 Тема 3-8-0
### или гибридная президентура предполагает сочетание единоличного президента и постоянно действующего коллегиального органа
+ смешанная
Задание {{113}} ТЗ 113 Тема 3-8-0
В зависимости от объёма предоставленных полномочий выделяют виды единоличной президентуры
+ сильный президент
- инвеститура
- контрассигнатура
- прерогатива
Задание {{114}} ТЗ 114 Тема 3-8-0
Полномочием, которым не обладает президент в законодательной области
+ право отлагательного вето
+ созыв и роспуск парламента
+ подписание и опубликование законов
+ возбуждение дела в конституционном суде
- абсолютное вето
Задание {{115}} ТЗ 115 Тема 3-8-0
Президент в сфере исполнительной власти
+ формирует правительство
+ может председательствовать на заседании правительства
+ вводит чрезвычайное, военное или осадное положение
- возглавляет министерство обороны
+ назначает и смещает со своих постов министров
- организует исполнение решений судебных органов
Задание {{116}} ТЗ 116 Тема 3-8-0
Полномочия президента в судебной сфере
- возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц
+ назначает членов высших судов государства
+ назначает генерального прокурора
- осуществляет материально-: техническое обеспечение судебных органов
- назначает генерального контролёра
Задание {{117}} ТЗ 117 Тема 3-8-0
В сфере международных отношений президент
+ заключает международные договоры
+ принимает верительные и отзывные грамоты
+ объявляет о денонсации международных договоров
- осуществляет федеральную интервенцию
- является главнокомандующим вооружёнными силами
+ объявляет войну и заключает мир
- принимает в гражданство иностранцев
Задание {{118}} ТЗ 118 Тема 3-8-0
Элемент формы государства, отражающий его политико- территориальную организацию, называется
+ государственное устройство
- федеративное устройство
- автономные образования
- республика советов
Задание {{119}} ТЗ 119 Тема 3-8-0
Форма государственного устройства характеризует аспекты
+ территориальную организацию власти
- демографические характеристики государства
- взаимоотношения народа и государственной власти
- порядок формирования высших органов государственной власти
- классовое расслоение общества
Задание {{120}} ТЗ 120 Тема 3-8-0
К видам формы государственного устройства относятся
+ унитарное государство
+ федеративное государство
- автономия
- конкордат
- легитимность
Задание {{121}} ТЗ 121 Тема 3-8-0
### государство подразделяется только на административно-: территориальные единицы
+ унитарное
Задание {{122}} ТЗ 122 Тема 3-8-0
К признакам унитарного государства относятся
+ единое гражданство
+ единый центр государственной власти
- двухканальная система налогов
- наличие парламента
Задание {{123}} ТЗ 123 Тема 3-8-0
Видами унитарного государства являются
- конфедерация
- уния
+ централизованное
- автономное
Задание {{124}} ТЗ 124 Тема 3-8-0
В простом унитарном государстве отсутствуют
- органы местного управления
- аппарат управления
- административно-территориальное деление
- законодательные органы
+ автономные образования
Задание {{125}} ТЗ 125 Тема 3-8-0
### унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одну автономию
+ сложное
Задание {{126}} ТЗ 126 Тема 3-8-0
### – это такое унитарное государство, в котором отсутствуют органы местного самоуправления
+ централизованное
Задание {{127}} ТЗ 127 Тема 3-8-0
Для децентрализованного унитарного государства характерны черты
+ местные органы власти избираются населением
- во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники
- отсутствует местное самоуправление
+ местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью
Задание {{128}} ТЗ 128 Тема 3-8-0
### - такая форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственно-подобные образования
+ федерация
studfiles.net
10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.
Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.
Для системы нормативного регулированияв первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный(как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на основе механизма обычая.
3. Синкретичность,нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера:их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?»(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884).Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов.
5. Доминирование запретов.Преимущественно в форметабу,то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запретинцестов - кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив(нарушение обычая - «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции -осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции(от слова «неолит» — новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-IIIвв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование правапроявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.
studfiles.net
Тема 3. Методология теории государства и права
В рамках воспитательной функции теория государства и права должна способствовать
• росту благосостояния граждан
• повышению уровня успеваемости студентов
? росту правовой культуры населения
• формированию правовой идеологии
Любая наука имеет предмет и ### познания объективной действительности
метод
С помощью метода в науке
• формируется умение
• вырабатывается мышление
• определяется парадигма
? добывается новое знание
### - учение об используемых наукой методах познания
методология
НЕ относятся к принципам научного исследования
? биполярность
? толерантность
? многофункциональность
• историзм
• объективность
Последовательность исследования явления или процесса в соответствии с принципом историзма
1. возникновение
2. развитие
3. современное состояние
Принцип объективности научного исследования означает ### исследуемого явления от исследователя
независимость
Соотношение между группами методов и их видами
Общефилософские - Диалектика
Общенаучные - Логический
Частнонаучные - Формально-юридический
- Синкретический
- Апофатический
НЕ относится к общефилософским методам теории государства и права
? катафатический
• метафизический
• диалектический
• материалистический
Логический метод основывается на использовании анализа, синтеза, ### , дедукции
индукци#$#
НЕ относятся к общенаучным методам
• системный
• функциональный
• исторический
? метафизический
? моделирования
Раздел 2. Происхождение государства и права
Тема 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы
Социально-правовой эксперимент относится к группе методов теории государства и права
? частнонаучные
• общефилософские
• общенаучные
Власть в первобытном обществе носила ### характер
потестарный
НЕ является характерной чертой экономики первобытного общества
? производящий характер
? интенсивный характер
? милитаризация
? огосударствление
• присваивающий характер
В первобытном обществе властные функции осуществляли органы
• верховный совет
? совет старейшин
? общее собрание членов рода
• тайный совет
• халиф
? вождь
Власть в первобытном обществе НЕ осуществляла функции
? классовые
? специально-юридические
? внешние
? подавления эксплуатируемых классов
• воспроизводства присваивающей экономики
Недифференцированные социальные нормы первобытного общества - ### .
мононорм#$#
Способы регулирования общественных отношений в первобытном обществе
• административный акт
• директива
? запрет
? дозволение
? позитивное обязывание
НЕ является особенностью социальных норм первобытного общества
• нерасчленённый характер
? логическая структура
? классовый характер
? способы регулирования
Мононормы первобытного общества регулировали виды общественных отношений
• конституционные
• гражданско-процессуальные
• административные
? брачно-семейные
НЕ являются формами выражения социальных норм первобытного общества