Первобытные люди лента времени. Презентация - Исторический поединок «История древнего мира - Жизнь первобытных людей»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Проверочная работа по истории для 5 класса. Первобытные люди лента времени


Презентация - Исторический поединок «История древнего мира

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

"Исторический поединок"История древнего мира. Жизнь первобытных людей.

Слайд 2

"Исторический поединок"Лента времениЗанятия древних людейИзобретения и открытияИстория в архитектурных памятникахИстория вещейИстория в символах и знакахРелигия1010101010101020202020202020303030303030304040404040404050505050505050

Слайд 3

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (10)Сколько дней длится год?365

Слайд 4

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (20)Когда появились первые люди?2 миллиона лет назад

Слайд 5

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (30)Как называется отрезок времени в 10 веков?Тысячелетие

Слайд 6

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (40)Сколько лет назад появился «человек разумный»?40 тысяч лет назад

Слайд 7

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (50)Что было раньше и на сколько: 40 год до нашей эры или 40 год нашей эры?40 год до нашей эры на 80 лет

Слайд 8

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (10)В гроте во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 948. Из них лошади -2, медведя-2, горного козла- 767, леопарда -1. Определите главное занятие обитателей грота ? Охота

Слайд 9

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (20)Назовите древнейшие орудия труда.Рубило, палка-копалка, дубина

Слайд 10

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (30)Как охотились на мамонта?При помощи ловчей ямы

Слайд 11

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (40)Охота и собирательство стали основой для других занятий. Назовите их. Скотоводство и земледелие

Слайд 12

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ (50)Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова «копьё», «корзина», «лодка», «весло». На основании этих слов назовите занятия первобытных людей. Охота, собирательство, рыболовство

Слайд 13

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ (10)Как получилось каменное рубило?Ударами одного камня о другой

Слайд 14

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ (20) Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они смягчаются и, застывая, приобретают новую форму. Какой новый материал для изготовления орудий труда обнаружили люди? Медь

Слайд 15

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ (30) Что дал древним людям огонь?Тепло, защиту от животных, горячую пищу

Слайд 16

КОТ В МЕШКЕ!

Слайд 17

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ (60) Этот человек совершил открытие, изменившее представление о древних людях. Кто он и что сделал?Археолог Саутуола открыл пещеру Альтамиракот в мешке

Слайд 18

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ (50) В схватке с крупными животными копьё было могучим оружием. Однако, в конце ледникового времени мамонты вымерли. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие. Какое?Лук и стрелы

Слайд 19

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (10)Каким было первое жилище человека?Пещера Грот

Слайд 20

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (20)Как называется жилище из жердей и войлока?Юрта

Слайд 21

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (30)Во время раскопок древних жилищ ученые обнаружили циновку. О каком занятии это говорит ?Ткачество

Слайд 22

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (40)Как называется насыпь над могилой вождя из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Бывают одиночные или располагаются группами.Курган

Слайд 23

ИСТОРИЯ В АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ (50)Этот памятник находится в Великобритании, его возраст 140 тысяч лет. Как он называется ?Стоунхендж

Слайд 24

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (10)Что использовали первобытные люди для изготовления посуды?Глину

Слайд 25

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (20)Какое приспособление помогало изготавливать глиняную посуду?Гончарный круг

Слайд 26

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (30)Эту вещь археологи нашли во время раскопок. Она служила для вскапывания земли, что это?Мотыга

Слайд 27

«АУКЦИОН»

Слайд 28

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (40)Эти два орудия труда имеют общую деталь- длинную и прочную палку. Назовите их.?Копье и гарпун

Слайд 29

ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (50)Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что в момент смерти ему было около 40 лет, а правую руку он потерял ещё в юношеском возрасте. Кто помог ему не умереть от голода и дожить до пожилого возраста? Родовая община

Слайд 30

ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ (10)Что означает слово история?Наука о прошлом человечества

Слайд 31

ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ (20)Что означает этот знак? Cолнце

Слайд 32

ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ (30)Для чего наши предки носили украшения ?Для отпугивания злых духов

Слайд 33

ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ (40)Как назывались украшения, оберегавшие от злых духов? Обереги, амулеты

Слайд 34

ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ (50)Символическое изображение бога- идол. Люди ему не только поклонялись, но и …Секли его прутьями, если были неурожай или гибель скота

Слайд 35

РЕЛИГИЯ (10)Зачем древние люди рисовали на стенах пещер пораженных копьем животных?Они считали, что такой рисунок поможет добиться успеха

Слайд 36

РЕЛИГИЯ (20)Что представляет из себя колдовской обряд?Поражение копьями нарисованного на песке животного

Слайд 37

РЕЛИГИЯ (30)Вера людей в колдовство, оборотней, жизнь после смерти называется…?Религия

Слайд 38

РЕЛИГИЯ (40)Кто изображен и для чего он служил ?Идол, для поклонения и жертвоприношения

Слайд 39

РЕЛИГИЯ (50)Что изображено на иллюстрации ?Древнейшее в мире семейное захоронение

lusana.ru

Начало истории человечества

Здравствуйте, ребята!

Прочитав тему нашего урока, вы уже, наверное, догадались о том, что он будет посвящён истории. Мы с вами уже встречались со словом «история» и говорили о том, что история — это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей. Каждый человек хочет знать, какими были его предки, где они жили, чем занимались. Знание истории помогает людям жить. История — это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Чтобы понимать какие-то исторические события, их причины, нам необходимо знать, когда эти события происходили, какое из них случилось раньше, а какое – позже.

Если событие произошло не очень давно, в недалёком прошлом, мы обычно называем его число, месяц и год. Например, Великая Отечественная война закончилась 9 мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

 А для того, чтобы сказать о событиях, которые произошли очень и очень давно, сотни и даже тысячи лет назад, мы используем слова «век» и «тысячелетие». Век – это промежуток времени, равный ста годам. Тысячелетие – это 1000 лет, или десять веков. Приведём такой пример: Олимпийские игры появились в Древней Греции в восьмом веке до нашей эры.

Словосочетание «восьмой век» вроде бы звучит понятно... Но что значит «до нашей эры»? Какая эра наша, а какая нет? И как можно вообще представить давность этого события?

Чтобы это понять, нам нужно знать, как ведётся летоисчисление, или счёт лет в истории. Немного раньше мы уже говорили с вами о том, что во многих странах, в том числе и в России, принято летоисчисление от Рождества Христова. Начальной датой при этом счёте лет принят год, когда родился основатель христианской веры Иисус Христос.

К нашей эре относятся события, которые случились после рождения Иисуса Христа. О событиях, произошедших до даты его рождения, принято говорить, что это случилось до нашей эры.

А теперь давайте попробуем понять с помощью ленты времени, как давно появились Олимпийские игры. Найдём на ленте времени нынешнее время. Сейчас у нас начало XXI века. А теперь найдём VIII век на том промежутке ленты, который отсчитывает время до нашей эры.

Попробуем посчитать, сколько примерно времени прошло с тех пор. Итак, получается, что прошло семь полных веков до начала летоисчисления и 20 полных веков до нынешнего времени. Итого 27 веков, 2700 лет. Но мы считали только полные века, отбрасывая годы. Значит, прошло больше, чем 2700 лет, с того момента, как в Древней Греции появились Олимпийские игры.

Ну а сейчас, когда мы немножко сориентировались во времени, перейдём к новому материалу.

Всю историю человечества учёные разделяют на несколько больших эпох. Эти эпохи названы так:

первобытная история,

история Древнего мира,

история Средних веков,

история Нового времени,

история Новейшего времени.

Сегодня мы с вами поговорим о первобытной истории. Она была самой долгой. Людей, которые жили в то время, называют первобытными. Большинство учёных считает, что древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад.

Очень давно, не правда ли? Но тогда вам, наверное, интересно, откуда учёные узнали о том, что происходило в глубокой древности? Ведь, когда на Земле жили первобытные люди, книг не было. И в прошлое не заглянешь.

Узнать о событиях глубокой древности нам помогают учёные-археологи. Они проводят раскопки и находят кости первобытных людей, остатки их жилищ, орудия труда. Все эти находки принято называть историческими источниками. По ним учёные восстанавливают в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно большое значение имеют археологические раскопки для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих людях, рассказали находки археологов.

Следы существования первобытных людей археологи находят в Восточной Африке. Здесь были достаточно благоприятные условия для жизни первобытного человека: жаркий климат (можно было обходиться без одежды и жилища), а ещё много съедобных кореньев и плодов.

По остаткам скелетов древнейших людей учёным удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек очень сильно отличался от современного человека и похож был обезьяну. У него было грубое лицо с широким носом, тяжёлая нижняя челюсть, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом.

В отличие от животных, ходил первобытный человек на двух ногах. При ходьбе сильно наклонялся вперёд. У него были длинные руки, которые свешивались до колен. Разговаривать этот человек ещё не умел. Он мог, подобно животным, лишь издавать отрывистые звуки, которыми выражал страх, гнев, звал на помощь, предупреждал об опасности.

А как же жили первобытные люди? Чем занимались? Первобытные люди не могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами. Первобытные люди умели изготавливать орудия труда. Конечно же, эти орудия труда были простыми, несовершенными. Но умение их изготавливать было главным отличием древнейших людей от животных. Древнейшие люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки.

Первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой. Целыми днями они искали и собирали дикорастущие плоды, выкапывали съедобные корешки, разыскивали улиток, личинки насекомых, яйца птиц. Иначе говоря, собирали то, что давала природа. Но людям необходимо было и мясо. Его добывали на охоте мужчины, вооружившись дубинками, заострёнными палками, камнями. Величайшим помощником человека стал огонь. Как овладел человек огнём? Этого никто не знает. Возможно, однажды, превозмогая страх, какие-то смельчаки приблизились к огню. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь! Сначала огонь брали на лесных пожарищах и бережно хранили, постоянно поддерживая горящие костры. Яркий огонь обогревал холодной ночью, отпугивал диких животных. Мясо, испечённое на углях, было вкуснее сырого.

Позже человек научился добывать огонь.

Очень много прошло времени, прежде чем первобытный человек стал похож на современного. Люди, похожие по своему облику на современного человека, появились примерно 40 тысяч лет назад.

Удивительно, что уже тысячи лет назад существовало искусство. Древнейшие изображения животных — быков, лошадей, мамонтов — обнаружены в Испании, во Франции, в России.

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К её концу жизнь людей изменилась. Разнообразными стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.

Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глиняную посуду и т.д.

Многие из изобретений первобытных людей (конечно, в более совершенном виде) дошли до наших дней: топор, молоток, игла, шило. Человек научился не только пользоваться дарами природы, но и производить необходимое для жизни.

А теперь давайте выделим самое главное.

Всю историю человечества учёные разделяют на несколько больших эпох:

первобытная история,

история Древнего мира,

история Средних веков,

история Нового времени,

история Новейшего времени.

История первобытного мира была самой длительной эпохой в истории человечества.

Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

videouroki.net

Проверочная работа по истории для 5 класса

1 ВАРИАНТ

Часть А

1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.

2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота б) скотоводство в) собирательство.

3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари б) жрецы в) старейшины.

4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь б) бронза в) железо.

5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а) корова б) лошадь в) собака.

6. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?

а) скотоводство б) охота в) обработка металлов.

7. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в соседской общине.

8. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы б) желание человека отличаться от животных.

9. Когда появился на Земле человек умелый ?

а) 2 млн. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад.

Часть В

В.1 Соотнеси понятия с определениями

  1. век

А) Творчество людей, создающих художественные образы того, что они видят, чувствуют, осознают

  1. родовая община

Б) Хозяйство, в котором почти все необходимо для жизни производится не на продажу, а для собственного потребления.

  1. миф

В) Наследственный привилегированный слой общества

  1. знать

Г) Легендарное сказание о героях, богах, явлениях природы, общественных событиях

  1. натуральное хозяйство

Д) Союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая территория, общие верования

  1. ?

Е) Промежуток времени в 100 лет

  1. Искусство

Ж) Объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых старейшиной

  1. ?

З) Постоянное пребывание, проживание в одном месте.

  1. Оседлость

И) Первая ступень развития общества, когда люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена….

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В. 2. Найдите ошибки - 5.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

В 3. Реши задачу.

Археологи нашли клад, закопанный в 100 г до н.э. Сколько лет клад пролежал в земле? Используй ленту времени.

В 4. Определите историческую последовательность событий. (Расставьте в хронологическом порядке).

а) появление земледелия

б) овладение огнем

в) изготовление орудий из меди

г) изобретение лука и стрел

В 5. Расставьте на ленте времени даты: 645 г, 937 г. до н. э., 2156 г. до н. э., 3217 г., 776 г до н. э, 5 г. до н .э., 12 г

С 1. Назовите 5 любых изобретений первобытного человека. Как и почему они изменили его жизнь?

2 ВАРИАНТ

Часть А.

1. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство б) изобретение металлических орудий труда в) овладение огнем.

2. Кто управлял племенем?

а) жрецы б) совет старейшин в) цари.

3. Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.

4. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.

5. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

6. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

а) гарпун б) лук в) рубило.

7. Когда человек начал заниматься земледелием?

а) 10 тыс. лет назад б) 3 тыс. лет назад в) 200 тыс. лет назад.

8. Что было главным отличием древнейших людей от животных?

а) умение строить жилища б) умение изготовлять орудия труда в) умение использовать огонь

9. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь б) бронза в) железо

Часть В

В.1 Соотнеси понятия с определениями

  1. Факт

А) образ жизни, при котором свойственны функционально обусловленные черты: переносное жилище, облегченная утварь и т.д

  1. Соседская община

Б) Начальный момент отсчета лет в истории

  1. ?

В) союз неродственных семей, которые живут в одном месте, совместно владеют землей, но каждая семья ведет свое хозяйство на выделенном участке.

  1. Кочевничество

Г) единичное значение, достоверность которого доказана

  1. ?

Д) вера людей во что -либо

  1. исторический источник

Е) человек, лишенный свободы, принадлежащий другим людям.

  1. раб

Ж) сохранившийся с прошлых времен до наших дней объект о жизни в прошлом. Бывают вещественными и письменными.

  1. Первобытное общество

З) начальная эпоха в истории человечества.

  1. Цивилизация

И)  стадия в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием  городов, письменности и других подобных явлений.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В. 2. Найдите ошибки - 5.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли

от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

В 3. Реши задачу

Первая общегреческая Олимпиада проходила в 776 г. до н.э.. Сколько лет тому назад это было? Используй ленту времени.

В 4. Определите историческую последовательность событий

а) приручение собаки

б) появление ремесла

в) изготовление первых каменных орудий

г) изготовление одежды из шкур животных

В 5. Расставьте на ленте времени даты: 679 г.., 12 г.до н.э, 564 г до н.э, 65 г, 793 г.до н э, 5476 г, 56 г. до н.э

С.1. Назовите 5 любых изобретений первобытного человека. Как и почему они изменили его жизнь?

infourok.ru


Смотрите также