«Сикстинская капелла первобытного искусства». Так сегодня называют загадочную пещеру Альтамира, расположенную на севере Испании, близ города Сантандер. Чем же она знаменита? В 1868 году здесь были обнаружены древнейшие наскальные рисунки.
Удивительно, но до сих пор неизвестно, каким образом была обнаружена пещера, ведь ее засыпало обвалом еще в древности. Однако в 1868 году от местного жителя поступило сообщение о странной находке. А спустя некоторое время пещерный ансамбль посетил и исследовал любитель-археолог Марселино де Саутуола. В пещере им были найдены кости и зубы древних животных, скелет медведя и даже грубо оббитые осколки кремня – орудия древних людей.
Только спустя три года, после посещения археологической выставке во Франции, Саутуола озарила мысль, что под слоем земли может скрываться самое ценное. Он решает вновь посетить пещеру. В ноябре 1879 он возвращается в Сантандер и начинает раскопки в пещере. Орудия труда, кремневые топорики, осколки посуды, оленьи рога – это лишь малая часть того, что удалось найти. В одну из своих экспедиций Марселино взял свою девятилетнюю дочь. Она всегда с огромным удовольствием сопровождала отца: ей очень нравилось, что она может пройти там, где ему это не удается, тогда все находки принадлежали только ей. Неудивительно, что и в этот раз именно эта девочка сделала самое важное открытие Альтамирской пещеры: удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Очень хорошо сохранились краски, поэтому двухметровые быки выглядели довольно реалистично. Саутуола внимательно изучил рисунки и пришел к выводу, что изображавший их человек, был довольно талантлив – здесь чувствовалась рука мастера. Во втором зале тоже имелись причудливые геометрические картинки и изображения животных, а в слое земли археологу удалось найти и охру того же цвета, из которого была выполнена наскальная живопись. Однако самым ценным стало то, что Марселино удалось собрать ряд доказательств, подтверждающих, что со времен каменного века в пещеру не ступала нога человека. А это
означало только одно: авторами столь четких и верных рисунком могли быть только те «троглодиты», которые практически не были способны на внятную речь и только бегали с топориками за добычей. Возможно ли это? И это действительно была настоящая сенсация. Но Марселино понимал, что, как любитель, он не в состоянии не точно определить возраст находки, ни отнести ее к какой-либо известной первобытной культуре. Саутуола долго раздумывал, но в 1880 году все же решился и отправил небольшую рукопись в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека», специализировавшегося на публикации материалов о находках, относящихся к первобытной истории. Марселино писал, что он только «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор».
Известие о находке археолога-любителя очень быстро разнеслось по окрестностям и странам. В пещеру начали массово съезжаться любители древности. Однако ученый мир был в негодовании. Марселино был обвинен в подлоге и фальсификации. Только один человек поддержал Саутуолу: профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Он выехал с археологом-любителем к пещере Альтамир, где в открывшемся зале были найдены рисунки, явно выполненные давно иссохшей краской. Также им удалось найти древнюю раковину, по-видимому, служившую неизвестному художнику палитрой, а в земляном слое обнаружились новые артефакты. Ученый поддержал Марселино. Но что мог значить его одинокий голос на фоне громогласной негодующей толпы? «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени», - говорил Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека». Скорей всего, они все просто испугались чего-то нового, что могло перевернуть их вполне сложившееся представление о мире. В 1880 году Вилланова решил выступить с докладом на конгрессе антропологов, однако ему не дали сказать ни слова. В ответ на приглашение посетить Альтамирскую пещеру, он
увидел лишь ухмылки коллег. Однако в 1881 году конгресс все же направил для исследования пещеры французского палеонтолога Арле. Опираясь на собственноручно собранные «доказательства», Арле постановил, что все рисунки выполнены сравнительно недавно. Он приводил такие факты: к месту нахождения рисунков практически не проникает дневной свет, а в связи с этим, человек ледниковой эпохи не имел возможности рисовать столь сложные конструкции, тем более, что он не мог знать, как осветить пещеру. Сталактитовые натеки покрывали только
некоторые рисунки (они-то и были признаны более древними). Ну и, наконец, охра встречалась довольно часто в то время. На основании всего вышесказанного Арле и вынес вердикт: рисунки выполнены современником. Научная репутация Вилланова подверглась сомнению его коллег, и профессор попросту испугался. Он отрекся ото всех своих заявлений и присоединился к горстке недалеких трусливых критиканов, которые порочили имя первооткрывателя пещеры - Марселино де Саутуола. В 1888 году он умирает, а через пять лет за ним последовал и Вилланова. До 1902 года по всей территории Европы были открыты еще несколько пещер, своды которых были украшены необычными рисунками. Все они признавались подделками. Но их судьбу, как и судьбу первой – Альтамиры, изменил тот самый человек, который громче всех настаивал на фальсификации. «Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…», - произнес Картальяк на обсуждении, посвященном найденной наскальной живописи.
Чем было вызвано столь неожиданное заявление – никто не знает. Но только с этого момента и началось подлинное исследование рисунков пещеры Альтамира - ярких примеров древнейшего искусства людей.
Подпишитесь на нас
Вконтакте,
Одноклассники
Рекомендуем почитать
Новости партнеров
tainoe.info
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Путешествия 10 мая 2013
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Искусство и развлечения Сикстинская капелла - это... Сикстинская капелла в Ватикане
Капелла – это небольшая церковь, предназначенная для членов одного семейства, жителей одного замка или дворца. На русский язык слово «капелла» иногда переводится как «часовня», но это не ... Искусство и развлечения Можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Искусство первобытного мира
Не секрет, что искусство наших дней нередко вызывает у простых обывателей, не особенно хорошо знакомых с искусствоведением, изрядное недоумение и даже негодование. Конечно, если сравнить современные полотна с Рафаэлем...
Искусство и развлечения Сикстинская капелла - величайший памятник архитектуры и живописи
Сикстинская капелла - это всемирно известный памятник живописи и архитектуры, находящийся в Риме (в Ватикане). Построено это великолепное религиозное сооружение католического христианства было во второй половине XV ве...
Путешествия Пещера Чокурча: описание. Стоянки первобытных людей в Крыму
Долина реки Малый Салгир. Именно тут расположился один из самых древних памятников эпохи палеолита. В начале XX века на окраине Симферополя была обнаружена пещера-грот с останками первых людей, орудий и наскальных рис...
Образование Виды и особенности искусства первобытного общества
Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планет...
Образование Первобытный человек и его искусство
Большинство ученых убеждено в том, что Чарльз Дарвин был прав в своем умозаключении о происхождении человека. Подтверждением этого служат результаты многолетних археологических исследований, раскопок и находок, кот...
Автомобили Bugatti Galibier - искусство, форма, технология
Bugatti Galibier – это совершенно особенный спортивный концептуальный седан. В данном автомобиле есть всё – мощь, красота, скорость, комфорт и собственные уникальные качества. Одна из ключевых особенностей...
Автомобили "Мерседес": внедорожник как искусство
Немецкая фирма по производству автомобилей «Мерседес» была образована в далеком 1866 году, когда ее основатель Карл Бенц сконструировал трехколесную повозку, работающую на бензине. С тех пор Mercedes плотн...
Автомобили История модели «Мазда Капелла»
Серийная «Мазда Капелла», фотографии которой расположены ниже, начала выпускаться еще в семидесятых годах прошлого века. Немногим временем позже модель была трансформирована в «Атензу». Машина ...
Автомобили "Волга" 3111- произведение искусства советсткого автопрома
Мало кто знает, что советский автопром выпускал машину, которая считалась моделью бизнесс-класса во всей Европе и по современной классификации относилась бы к классу Е2. "Волга" 3111 (под таким названием в продажу пос...
monateka.com
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
feelwomans.ru
Сикстинская капелла - величайший памятник архитектуры и живописи
Сикстинская капелла - это всемирно известный памятник живописи и архитектуры, находящийся в Риме (в Ватикане). Построено это великолепное религиозное сооружение католического христианства было во второй половине XV века по заказу римского папы Сикста IV известным итальянским архитектором Д. де Дольчи. Сегодня Сикстинская капелла является одновременно и музеем, и действующим храмом - именно здесь кардиналы католической церкви избирают папу римского.
Художественное убранство Сикстинской капеллы
Капелла выполнена в классическом стиле, характерном для искусства Италии эпохи Возрождения. Она представляет собой небольшой по площади прямоугольник, перекрытый высоким сводом. По периметру прямоугольника расположены 12 окон, с правой стороны находятся хоры для певчих. Мозаичный пол пересечен мраморной перегородкой. Интересно, что по замыслу папы Сикста IV пропорции капеллы с точностью воспроизводят пропорции первого великого храма царя Соломона в городе Иерусалиме. Капелла символизирует незыблемость католической веры и является своеобразным оплотом веры.
Сикстинская капелла прославилась своими уникальными фресками. Над их созданием трудились величайшие художники эпохи Возрождения. Среди них были С. Боттичелли, К. Росселли, Перуджино, Д. Гирландайо, Б. делла Гатта, Пьеро ди Козимо, Пинтуриккьо, Бьяджо д'Антонио, Л. Синьорелли и многие другие. Количество художественных изображений, разместившихся на относительно небольшом пространстве, поражает воображение зрителя. Здесь мы можем увидеть сцены из земной жизни Иисуса Христа - это «Крещение» (Пинтуриккио, Перуджино), «Искушение Христа» (Боттичелли), «Призвание Петра и Андрея к апостольству» (Гирландайо), «Нагорная проповедь» (К. Росселли), «Передача Святому Петру ключей» (Перуджино), «Вечеря» (Росселли). Также внимательному взору предстают фрески, изображающие эпизоды из жизненного пути пророка Моисея и портреты тридцати римских пап.
Сикстинская капелла. Микеланджело и его фрески
Но поистине жемчужиной являются фрески Микеланджело Буонаротти. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный прославленным на весь мир художником, сегодня по праву считается шедевром живописного искусства. Трудился над своими росписями Микеланджело долго, в течение пяти лет (1508-1512 гг.). Написанные им фрески посвящены начальным главам Книги Бытия: сотворению из праха земного первого человека – Адама, прекрасного юноши с совершенной душой и телом. По периметру верхней части капеллы Микеланджело расположил фигуры величайших пророков древности, которые предсказывали приход в мир Спасителя. Четверть века спустя (в 1536 году) Микеланджело вернулся к своей работе в капелле. Его кисти принадлежит фреска, получившая название «Страшный суд». Масштабы ее поражают воображение наблюдателей - величавая фигура Иисуса Христа, грешники и праведники были изображены так натурально, что вызвали восторг у современников художника. То же самое перед этим шедевром испытывают и сегодняшние зрители.
Сикстинская капелла была и остается величайшим памятником искусства всех времен и народов.
fb.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
загрузка...
allwomanday.ru
Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытного искусства
Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Но в любом случае эта пещера во Франции представляет первый творческий шедевр человечества, заслуживший название Сикстинской капеллы первобытного искусства. Самая известная часть пещеры – «Зал Быков», на кальцитных стенах которого изображены зубры, лошади и олени (на высоте двух метров от уровня земли и на естественном карнизе потолка). Пять черных зубров являются доминирующими фигурами среди сопутствующих им лошадей и других животных. Они организованны в два стада, расположенных друг напротив друга (два зубра – на северной стене, три –на южной).
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.
Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.
Пещера Ласко была открыта в 1940 году четырьмя тинейджерами, случайно, во время прогулки, и один из них, уже пенсионер, до сих пор водит экскурсии по пещере.
Никто не скажет точную дату рисунков: они были созданы примерно 16-13 тысяч лет назад. Небольшой Грот де Ласко, как его называют французы, упакован в непроницаемую мраморную облатку, и в отличие от других пещер региона, водонепроницаем. Здесь нет ни сталактитов, ни сталагмитов. Здесь только рисунки, но какие! и сколько! сейчас описаны 1900 единиц.
В 1949 вернулся из путешествия по миру специалист Анри Брейль и начал раскапывать пещеру, которая с 1940 была включена в памятники Франции, а в 1979 – в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
(NB: Анри Брейль скрывался от оккупантов в Перигоре в 40-м году, и был первым, кто увидел пещеру – и сразу понял ее уникальность. А не окажись он вовремя там, может, ценность пещеры и некому было бы оценить, и она бы пропала непознанной.)
Правда, позже с пещерой случилась проблема. В 1948 в Ласко вошел первый турист, а в 1955 на стенах стал образовываться гидрокарбонат кальция — результат связи кальцитных отложений и выдыхаемого туристами углекислого газа. То есть Ласко буквально разрушалась от нашего дыхания.
Углекислого газа за день (2500 куб м) набиралось вдвое больше объема пещеры (1500 куб м). Добавили искусственное освещение – и началась зеленая плесень. В общем, в 70-х годах французы закрыли Ласко и сделали в 200 метрах от нее абсолютную копию, Ласко-2, только с сквозным проходом. Туда вы и пойдете на экскурсию, и не пожалеете ни об одной минуте, тем более что экскурсия длится примерно 20 минут.
Снимать в пещере нельзя. На официальном сайте Ласко есть виртуальный тур, но я рекомендую идти, будучи визуально невинным.
Потому что смотреть видео, а потом живую пещеру – это как изучить «Утро в сосновом лесу» Шишкина на конфетной обертке, а потом сходить в Третьяковку.
Ресторан-замок Le Presidial
Именно по случаю абсолютной уникальности переживания я вынесла Ласко в отдельный пост. Но буду милосердна и скажу, где вечером можно смягчить переживания от встречи с прекрасным: в ресторане-замке Le Presidial.
Ферма Roumevies и фуагра
А чтобы добавить жизни в этот замес, я настоятельно зову всех на ферму Roumevies. Слабонервных прошу не смотреть: ниже разделка утки и добыча из утки фуагра. Хотя я снимала это все на экскурсии с детьми, так что стыдитесь бояться.
Вздох по толпе пронесся лишь когда ему, народу, показали добытую печень. И то был вздох восхищения.
Там можно посмотреть кормление уток, из которых потом добывается фуа-гра. Не страшно вообще:
Уток в загоне сгоняют в одну сторону, и по одной выпускают на другую, предварительно всунув в горло дозатор с зерном. Процедура длится секунд 5, после нее носительница деликатеса встряхивается и без признаков стресса стараясь держаться достойно, уходит на другую сторону загона:
«Давно вы тут?» – спросила я у хозяина беспечно про его работу на ферме. «15 поколений примерно,» – ответил он настолько же беспечно, и я ахнула. А как же революции, войны и кризисы?
Уткам тут тоже явно неплохо. И если перестать их кормить кукурузным зерном через воронку, то через месяц примерно печень опять станет прежнего размера. Никто их не подвешивает за лапы вверх ногами, и вообще, 90% своей жизни они гоняют по лужайке. А печень у перелетных птиц вообще большая, изначально, чтобы выживать в путешествиях. Никакой это не цирроз. Так что мы едим здоровую печенку существа, которое прожило счастливую активную жизнь, не чета многим.
Хорошей поездки.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
Ласко: Rue du Musée, Les Eyzies-de-Tayac, +33 5 5306 4545. Управитесь за полчаса.
Ферма с фуа гра: Saint Crépin et Carlucet +33 5 53 28 85 78 24590. В экскурсиях принимаю участие дети, никто не падает в обморок, когда хозяйка разделывает на столе гусыню и вынимает огромную, как дирижабль, печень. И вы не упадете. Попросите показать кормление гусей кукурузой – и последние страхи исчезнут. Магазин при ферме требует особого внимания.
Ресторан–замок Le Présidial — Rue Landry, 6, Sarlat la Canéda, +33 5 5328 9247, средний счет €60, комплексные обеды от €26 до 42. Вы там поосторожнее с кассуле: одной порции этой еды хватит на сутки:
Еще здесь о Перигоре:
Первый день Перигора: замок Жанны Д’Арк и лучшая фуагра в мире
Второй день Перигора: сад Маркессак, пещера с сталактитами и замок с призраком
Третий день Перигора: рынок, кроманьонцы, сад Эриньяк и две деревни
Еще Франция:
Божоле, поместье Domaine du Mont Verrier
Прованс, Грасс, Chemin Flaquier Nord: ужин в командерии тамплиеров