Первобытно общинный способ производства. Первобытно-общинный способ производства. История 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытно-общинный способ производства. История. Первобытно общинный способ производства


ГЛАВА I ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА. Политическая экономия

Возникновение человеческого общества

Возникновение человека относится к началу нынешнего, четвертичного периода в истории Земли, насчитывающего, как полагает паука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отличавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие человека от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с дерева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказывал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовления орудий начинается труд.

Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно-человека — переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно-человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука — не только орган труда, но и его продукт.

По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формировании человека.

Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникновением человеческого общества, переходом из зоологического состояния в общественное.

Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходимостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбе с силами природы, невозможно само существование общественного производства.

Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

Таким образом, труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека»[7]. Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Первобытнообщинный способ производства - Энциклопедия по экономике

Экономические законы носят исторический характер. В рамках конкретных исторических формаций действуют особые системы экономических законов. Так, законы первобытнообщинного способа производства отличаются от  [c.207] Первобытнообщинный способ производства  [c.23]

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА-первобытный тип кооперативного или коллективного производства. Первый из пяти в истории человечества способов производства. Возник около 2 млн. лет назад. Его существенные черты и особенности основой производственных отношений являлась коллективная собственность отдельных общин на средства производства, производительные силы были развиты крайне слабо орудия труда были примитивными труд людей носил коллективный характер. Коллективный характер труда и общая собственность на средства производства обусловливали коллективный характер присвоения производимых продуктов. Все это предопределило эконо-  [c.299]

СОБСТВЕННОСТЬ — отношения людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ. Если буржуазные ученые видят в собственности лишь отношение человека к вещи, то марксистско-ленинская наука рассматривает собственность на средства производства как отношения между людьми, общественными классами, которые изменяются в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизни общества. Главную роль в присвоении материальных благ играет собственность на орудия и другие средства производства, определяющая характер общественного строя. Характер производства, распределения, обмена и потребления в обществе зависит от того, в чьих руках находятся средства производства. Определенному состоянию и уровню производительных сил соответствует свойственная им форма собственности. Она может способствовать или тормозить развитие производительных сил. При первобытнообщинном способе производства, где уровень производительных сил был крайне низким, собственность на примитивные орудия труда и его результаты была общинной, коллективной С разложением общинной собственности возникают новые экономические отношения — частная собственность на средства производства и его рс-  [c.380]

Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытнообщинный и азиатский способы производства.  [c.32]

Исторически наемный труд пришел на смену натуральному труду, характерному для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального обществ. Натуральный труд, при всех различиях его в данных способах производства, характеризовался тем, что работник не был собственником своей рабочей силы, не было условий ее купли-продажи. Появление и распространение системы наемного труда - качественно новая ступень развития общества, образующая историческую эпоху, продолжающуюся и в настоящее время. Условия появления наемного труда 1) рыночные отношения 2) появление на рынке специфического товара рабочая сила .  [c.344]

Естественные производительные силы господствовали на самой низшей, архаичной ступени производительных сил в первобытнообщинном строе. Они могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. д.) и к силам окружающей его природы. Их характеристикой является естественное богатство средствами жизни и труда. На базе естественных производительных сил уже происходит процесс превращения присваивающей экономики в производящую. Им соответствует так называемый азиатский способ производства.  [c.70]

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — единство производительных сил и производственных отношений. К- Маркс отмечал Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7). Истории общества известны — первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. Развитие С. п. подчиняется всеобщему закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производственные отношения определяются производительными силами, являются общественной формой их использования и развития. Производительные силы в своем росте опережают производственные отношения, и тогда последние начинают тормозить развитие производства. Антагонистический конфликт производительных сил и производственных от-  [c.304]

Изучение докапиталистических способов производства — первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального — имеет большое теоретическое и практическое значение. Их анализ позволил классикам. марксизма-ленинизма сделать вывод о том, что развитие общества представляет собой закономерный естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций, что прогрессивное развитие общества совершается от низших ступеней общественного производства к высшим от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому и от капиталистического к коммунистическому.  [c.22]

Постоянное производство материальных благ объективно необходимо в любом человеческом обществе. Но способ производства их отнюдь не остается неизменным. В ходе своей многовековой истории человечество переходит от одного способа производства к другому, более прогрессивному. Первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим, рабовладельческий — феодальным. Несколько столетий назад зародился капиталистический способ производства, ставший в дальнейшем господствующим.  [c.10]

ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства исторически определенный способ производства с соответствующей ему надстройкой. Понятие общественно-экономической формации, впервые сформулированное К. Марксом, лежит в основе материалистического понимания истории. Оно дает возможность рассматривать развитие человеческого общества как закономерный процесс смены одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, понять неизбежность перехода человечества от капитализма к коммунизму. Истории известны пять общественно-экономических формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономический базис формации, представляющий общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, об-  [c.276]

ТАЛ — характерная для докапиталистических формаций форма капитала приносит его владельцу доход в виде высоких процентов. Ростовщический капитал появился в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладельческого государства. Ссудами ростовщиков пользовались как рабовладельцы, а позднее феодалы, так и мелкие самостоятельные производители. Ростовщический капитал способствовал росту роскоши и паразитизма рабовладельцев и феодалов и разорял мелких товаропроизводителей. Проценты, взимаемые за ссуду, поглощали не только весь прибавочный продукт, но и часть необходимого продукта крепостных крестьян. Развитие ростовщического капитала способствовало подготовке условий для возникновения капиталистического способа производства. С одной стороны, это вело к разорению и пролетаризации мелких производителей, которые превращались в наемных рабочих, а с другой — к ускорению накопления денежного капитала. Ростовщический капитал является предшественником ссудного капитала, который при капитализме становится основной формой капитала, приносящего проценты. Ростовщический капитал продолжал играть значительную роль в колониальных и экономически зависимых странах, а ныне сохранился в развивающихся странах. Ростовщичество в форме предоставления мелких ссуд под очень высокий процент существует и в развитых капиталистических странах, но эти операции, как правило, запрещены законом и проводятся нелегально.  [c.373]

Многовековая история человечества знает пять общественно-экономических формаций, пять способов производства первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (его первой фазой является социализм). Каждый способ производства в той или иной степени развивает производительные силы, наследуемые от предшествующего способа производства, создает материальные и социальные предпосылки для перехода к новому способу производства. И каждый способ производства характеризуется особым типом производственных отношений, в основе которого лежат отношения собственности на средства производства. Рассмотрим типы производственных отношений в той исторической последовательности, в которой они были пройдены человечеством.  [c.9]

Одна и та же разновидность экономической формы может существовать при различных способах производства. Так, для всех докапиталистических способов производства характерна натуральная форма хозяйства. А товарная форма, возникнув еще в условиях разложения первобытнообщинного строя, продолжает существовать на протяжении нескольких тысячелетий, переходя из одного способа производства в другой.  [c.139]

Обращает на себя внимание тот факт, что в этой классической работе периодизация всемирной истории дана в совершенно непонятной на первый взгляд форме. Во-первых, непонятно, почему четырем способам производства соответствует всего-лишь одна формация Во-вторых, почему сама эта формация названа как-то странно не общественно-экономическая, а экономическая общественная (слово экономическая почему-то-поставлено на первое место) В-третьих, непонятным является и сам перечень способов производства нет ни первобытнообщинного, ни коммунистического строя, зато указан какой-то азиатский способ производства, а рабовладельческий строй назван античным.  [c.31]

История развития человечества делится на три большие формации первичную, основанную на общей собственности (первобытнообщинный строй и азиатский способ производства в качестве ее завершающего этапа), вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество и капитализм), и коммунистическую общественную формацию.  [c.31]

Таким образом, в рамках формационного подхода выделяются шесть способов производства первобытнообщинный, азиатский, рабовладельческий (античный), феодальный, капиталистический и коммунистический, низшую фазу которого составляет социализм. Эти способы производства характеризуют развитие человеческого общества IB целом. Для отдельных народов в силу объективных условий возможны пропуски некоторых способов производства.  [c.32]

Эффективность первобытнообщинного производства . . 74 2. Эффективность в условиях докапиталистических антагонистических способов производства . ..... . 76  [c.408]

Исторически определенный способ производства с соответствующей ему надстройкой называется социально-экономической формацией. Человечеству известны пять формаций первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.  [c.10]

У многих народов элементы феодализма возникли в недрах рабовладельческого способа производства и затем превратились в господствующую форму производственных отношений. Но не все народы пришли к феодализму через рабовладельческий строй. Некоторые из них переход к феодализму совершили непосредственно от первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий. Особенности этого пути возникновения феодализма отчетливо проявились на Руси и в некоторых других славянских странах.  [c.35]

Рабовладельческий способ производства был прогрессивной ступенью общественного раз-строя вития по сравнению с первобытнообщинным. Он обеспечил более высокую ступень организации труда, более широкую и развитую его кооперацию, известный прогресс производства, а следовательно, дальнейшее  [c.37]

Ростовщический капитал возник еще в период разложения первобытнообщинного строя. В докапиталистических формациях ростовщические займы использовались заемщиками обычно не как капитал, а как деньги — в качестве платежного или покупательного средства. Рабовладельцы и. феодалы обращались за ссудами к ростовщикам для покупки предметов роскоши, постройки дворцов, устройства пиршеств и т. п. Мелкие товаропроизводители вынуждены были пользоваться услугами ростовщиков, для того чтобы прокормить семью, уплатить налоги или ренту землевладельцу. Пользуясь нуждой крестьян и ремесленников, а также расточительностью рабовладельцев и феодалов, ростовщики устанавливали высокий процент за предоставленную ссуду, который поглощал не только весь прибавочный продукт, но и часть необходимого продукта непосредственных производителей материальных благ. Уровень процента по ростовщическому капиталу нередко достигал 50, 100% и более годовых. Ростовщичество, опутывая долговой кабалой хозяйства заемщиков, вело их к упадку и разорению, тормозило развитие производительных сил рабовладельческого и феодального способов производства.  [c.245]

История развития человеческого общества знает две формы общественного производства натуральное и товарное хозяйство. НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства. Эта форма хозяйства была исторически первой и была характерна для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. Следует заметить, что она может иметь место и в условиях развитого товарного хозяйства, но играть сколько-нибудь заметную роль в жизни общества не может. Натуральное хозяйство явилось предпосылкой возникновения товарного производства.  [c.22]

КООПЕРАЦИЯ ТРУДА —форма организации общественного труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном и том же процессе труда или разных, но связанных между собой процессах. Форма организации коллективного труда, при котором все работники вручную выполняют однородные операции, называется простой кооперацией. Развитие кооперации основывается на разделении труда (см. Общественное разделение труда) и широком использовании машинной техники. Кооперация труда обладает огромными преимуществами по сравнению с мелким раздробленным хозяйством. Она создает новую производительную силу труда, как труда коллективного, позволяет лучше и экономнее использовать рабочее время и средства производства. Благодаря кооперации труда можно в короткие сроки построить крупные сооружения ч выполнить большой объем работ. Каждый общественный строй имеет свою, свойственную ему общественную форму кооперации труда, соответствующую достигнутому уровню развития производительных сил и производственных отношений общества. Для первобытнообщинного способа производства характерна простая кооперация труда, которая основывалась на коллективном владении средствами производства. При рабовладельческом способе производства и феодальном способе производства кооперативный труд ссплуатируемых работников осуществлялся путем прямого принужде-йия и результаты его присваивались эксплуататорскими классами. При капитализме кооперация труда основы-  [c.178]

В предисловии К критике политической экономии Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 13. - С. 7). Большинство марксистских экономистов добавляли к ним первобытнообщинный и коммунистический способы производства и соответствующие им формации — те самые этапы истории человечества, на которых преобладали и, согласно прогнозам сторонников исторического материализма, будут преобладать Коллективные отношения. Это методологически неверно первобытный коммунизм и грядущий коммунизм, с одной стороны, упомянутые выше способы производства и соответствующие им формации - с другой являются разнопорядковыми этапами развития экономики и общества (подобно тому, как пресмыкающиеся и приматы - разнопорядковые этапы развития животного мира). Поэтому будем относить термины способ производства и общественно-экономическая формация лишь к классовым обществам.  [c.163]

По сравнению с первобытнообщинным строем рабовладельческий способ производства открывал более широкие возможности для роста производительных сил. Обладая большим количеством рабов,. рабовладельческие государства и отдельные рабовладельцы пользовались преимуществами крупного производства, основанного на простой кооперации труда, что значительно повышало его производительность. В Греции, например, существовали крупные мастерские — эргастерии. Труд рабов широко использовался в строительном деле, в добыче железной руды, серебра, золота. В Древнем Риме рабовладельцы владели обширными поместьями — латифундиями, где работали сотни и тысячи рабов.  [c.28]

Суть формационного подхода состоит в том, что в основу развития общества берется формация, которая учитывает и уровень развития производительных сил, и характер собственности, и целый ряд других аспектов экономических и социальных отношений. Основатель этой теории К. Маркс в письме к В. Засулич1 выделял три большие формации первичную или архаичную, вторичную или экономическую и третичную или коммунистическую. Первичная формация включала в себя первобытнообщинную стадию развития и частично азиатский способ производства. Вторичная формация, основанная на частной собственности, включала в себя поздний азиатский способ производства, рабство, феодализм и капитализм. Третичная формация - это длительная историческая эпоха перехода к формированию общественной формы собственности. Позднее эти взгляды К. Маркса были многими поняты вульгарно, как единый всеобщий путь, по которому роковым образом обречены идти все народы, не взирая на различия в исторических условиях, и жестко интерпретированы в концепцию пяти способов материального производства первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический, хотя сам К. Маркс не настаивал на этой пятиступенчатой схеме и выделял также азиатский способ производства.  [c.43]

economy-ru.info

Первобытно-общинный способ производства. История - 18:00

Первобытно-общинный способ производства. История

Начинаем узнавать мир, в котором живем. Начинаем сначала

Первобытно-общинный способ производства

1.      Благодаря труду люди выделились из животного мира и возникло человеческое общество. Отличительной чертой человеческого труда является изготовление орудий произ­водства.

2.      Производительные  силы  первобытного  общества на­ходились на чрезвычайно низком уровне, орудия производ­ства были крайне примитивными. Это обусловливало необхо­димость коллективного труда, общественной собственности на средства производства и уравнительного распределения. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, частной собственности  на  средства производ­ства, не было классов и эксплуатации. Общественная соб­ственность   на   средства   производства   была   ограничена узкими рамками: она представляла   собственность неболь­ших общин, более или менее изолированных друг от друга. 

3.      Существенными   чертами   основного   экономического закона первобытно-общинного строя являются: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

4.        Работая  сообща,  люди   в   течение  долгого   времени выполняли   однородный    труд.    Постепенное    улучшение орудий производства способствовало возникновению естест­венного разделения труда в зависимости от пола и возраста. Дальнейшее совершенствование орудий производства и спо­соба добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, к разделению общества на классы и к эксплуа­тации человека человеком. Таким образом, выросшие про­изводительные силы вступили в противоречие с производ­ственными отношениями, в результате чего первобытно-об­щинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

Читать более подробно

http://politekonomi.ucoz.ru/polit/1pervjbitnie.htm

kvistrel.su

Первобытно-общинный способ производства. История 1 - 09:10

Первобытно-общинный способ производства. История 1
История Каменного Века - 01

Начинаем узнавать мир, в котором живем. Начинаем сначала

Первобытно-общинный способ производства

1.      Благодаря труду люди выделились из животного мира и возникло человеческое общество. Отличительной чертой человеческого труда является изготовление орудий произ­водства.

2.      Производительные  силы  первобытного  общества на­ходились на чрезвычайно низком уровне, орудия производ­ства были крайне примитивными. Это обусловливало необхо­димость коллективного труда, общественной собственности на средства производства и уравнительного распределения. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, частной собственности  на  средства производ­ства, не было классов и эксплуатации. Общественная соб­ственность   на   средства   производства   была   ограничена узкими рамками: она представляла   собственность неболь­ших общин, более или менее изолированных друг от друга.  

3.      Существенными   чертами   основного   экономического закона первобытно-общинного строя являются: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

4.        Работая  сообща,  люди   в   течение  долгого   времени выполняли   однородный    труд.    Постепенное    улучшение орудий производства способствовало возникновению естест­венного разделения труда в зависимости от пола и возраста. Дальнейшее совершенствование орудий производства и спо­соба добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, к разделению общества на классы и к эксплуа­тации человека человеком. Таким образом, выросшие про­изводительные силы вступили в противоречие с производ­ственными отношениями, в результате чего первобытно-об­щинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

Читать более подробно

http://politekonomi.ucoz.ru/polit/1pervjbitnie.htm

kvistrel.su

Экономические системы в процессе развития мировой цивилизации, Экономические системы в докапиталистических формациях, Первобытнообщинный способ производства

Развитие современных экономических систем зависит не только от достигнутого прогресса технологического способа производства, существующих типов и форм собственности, хозяйственного механизма и других элементов общественного них отношений, но и от возрастных исторических традиций формирования и эволюции национальных экономических систем, от ментальности народа, веры и духа нации и ее энергичности всего такая зависимость власти ва главной производительной силе - человеку, ее биологической составляющей, которая существенно влияет на экономическую и социальную сущность человека. Поэтому важно знать, какие этапы прошло человечество в своем историческом разви тку, раскрыть процесс эволюции экономических систем, их основных элементов с древнейших времен до наших днейів.

Экономические системы в докапиталистических формациях

Первобытнообщинный способ производства

Возник более 3 млн лет назад с появлением человека (человеческого стада) и просуществовал до IV-III тыс. до н.э (до образования общественной общины, племен, их союзов и классового общества и государства)

. Первобытнообщинный способ производства - первый в истории человечества общественный способ производства, для которого характерна ручной труд, общественная (общинная) собственность на средства производства и произведенный продукт, регулирования общинного уровня спо оживание для удовлетворения каждого человека на основе равенства.

В рамках этого строя выделяют три основных этапа:

1) первобытное человеческое стадо, которому соответствует использование преимущественно каменных орудий, кости и рога. С точки зрения материальной культуры в период существования человеческого стада выделяют палеолит, мезолит и а неолит или соответственно давний, средний и новый каменный век. Этот этап существовал почти 3 млн лет и закончился 40-35 тыс. лет назад. Основными занятиями людей были собирания плодов, загонная охота и рыболовство (труд был обязательным). Первый человек на территории современной Украины появился 1,5 милл лет назад в период палеолиталіту;

2) родовая община, которой соответствует период мезолита (40-35 тыс. лет назад - 10-5 тыс. лет назад) были изобретены лук, стрелы, рыболовные крючки, каменные топоры и т.д. конце мезолита истощаются мыслил. ВСК природные ресурсы. Это заставляет родовую общину постепенно переходить от присваивающего (сбор плодов, охота на диких зверей и т.д.) до воспроизводственного хозяйства - земледелия и скотоводства. С ' является и прибавочный продукт, но его производство еще не приобретает постоянный характер. В Украину датированные IX-VI века до н.э мезолитические достопримечательности находят на всей территориитериторії;

3) доминирование воспроизводственного хозяйства (существование соседской общины), которому соответствует период неолита. Создаются медные орудия труда (соответственно выделяют медный век), керамическое производство о, деревянные мотыги, рало, совершенствуются лук, стрелы и каменный топор. Возникают прядение, ткачество. Постоянно создается прибавочный продукт и развивается система обмена. Так, в Украине во времена существования я трипольской культуры трипольцы обменивали хлеб и скот на лошадей в остроаьких племен. Население трипольской культуры занимало территорию от. Днепра до. Днестра и было праос-новой Украинский народароду.

отношении постоянный обмен является следствием первого крупного общественного разделения труда, который состоялся в бронзовом веке (III-II тыс. до н.э), и отделение скотоводческих племен от земледельческих. Возникают гончар. РНЕ и бронзолы-варне ремесла, предметами обмена становятся медь, золотлото.

Основным экономическим законом первобытнообщинного способа производства была необходимость постоянного коллективного производства средств к существованию и их равномерного распределения среди членов общины на основе и низкого уровня материального производства и существования общинной собственности.

Главной хозяйственной единицей становится община, как правило, образована из многих родов. В общине насчитывалось 40-50 человек. Постепенно в ее пределах выделяются домохозяйства, то есть она превращается в с соседскую моногамной семьи относительно обособляются в пределах общины, и общинная собственность дополняется личной. Усиливается индивидуальный характер производства и ослабляется. Коллективныхвний.

На поздних этапах общинное регулирование начинает осуществлять верхушка общины Технико-экономические отношения характеризуются первым разделом труда (общий разделение труда), зачаточными формами частичного события илу труда (появление земледелия, животноводства) и единичного разделения труда (внутри производственных комплексов).

С появлением прибавочного продукта общий способ присвоения становится тормозом развития производства! мперед физиологическими), низким уровнем производства (который формировал эти потребности) и отношениями общинной собственности, важнейшей особенностью которых было регулирование верхушкой общины уровня потребления на основ и равенства. Возникает и развивается противоречие между человеком-работником и человеком-собственником. Средством ее решения становится выделение в пределах общинной собственности домохозяйств, которые функционируют на осно е индивидуальной (частной) собственности, основанный на собственной рабоаці.

Важную роль в этом процессе играл обмен товарами. Обменные операции между родовыми общинами и племенами сосредоточивались в руках старейшин и племенных вождей, которые постепенно начали распоряжаться стад дамы общины, присваивать часть богатства результате войн между племенами возникает рабство. Его экономической основой была способность человека создавать прибавочный продукт, поэтому заставлять пленных (р абов) работать было выгодно. Это усилило имущественное неравенство, сосредоточение растущей части общественного богатства в руках родовой и племенной верхушки (аристократии), которая постепенно присваивает себе пр аво приказыватьвати.

Когда растет доля индивидуальной, частной труда, увеличивается и доля движимого имущества отдельных членов общины, усиливается имущественное неравенство, постепенно возникают классы, а затем - государство

Пережитки первобытнообщинного способа производства (остатки родоплеменных отношений, сельской общины, общинной собственности, матриархата и др.) сохранились во многих слаборазвитых странах

uchebnikirus.com

Возникновение человеческого общества.

Возникновение чело­века относится к началу нынешнего, четвертичного периода в исто­рии Земли, насчитывающего, как полагает наука, немногим менее миллиона лет. В разных областях Европы, Азии и Африки, отли­чавшихся тёплым и влажным климатом, обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длитель­ного развития, охватывающего ряд переходных ступеней, от этих отдалённых предков произошёл человек.

Появление человека было одним из величайших поворотов в развитии природы. Этот поворот совершился тогда, когда предки человека стали выделывать орудия труда. Коренное отличие чело­века от животного начинается только с изготовления орудий, хотя бы самых простых. Некоторые животные, как, например, обезьяны, нередко пользуются палкой или камнем, чтобы сбить плоды с де­рева, защититься от нападения. Но ни одно животное никогда не сделало даже самого грубого орудия. Условия повседневной жизни толкали предков человека к изготовлению орудий. Опыт подсказы­вал им, что заострённые камни можно использовать для защиты от нападения или для охоты на животных. Предки человека стали выделывать каменные орудия, ударяя одним камнем по другому. Этим было положено начало изготовлению орудий. С изготовле­ния орудий начинается труд.

Благодаря труду передние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. Об этом свидетельствуют найденные археологами останки обезьяно-человека — переходной ступени от обезьяны к человеку. Мозг обезьяно-человека был гораздо меньше человеческого, а его рука уже сравнительно мало отличалась от человеческой. Таким образом, рука — не только орган труда, но и его продукт.

По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека всё более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что сыграло очень важную роль в формирова­нии человека.

Предки человека жили ордами, стадами; стадами жили и пер­вые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть в животном мире: связь по труду. Люди сообща выделывали орудия и сообща их применяли. Следовательно, возникновение человека было вместе с тем возникнове­нием человеческого общества, переходом из зоологического со­стояния в общественное.

Совместный труд людей привёл к возникновению и развитию членораздельной речи. Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мнениями и добиваются взаимного понимания.

Обмен мыслями является постоянной и жизненной необходи­мостью, так как без него невозможны совместные действия людей в борьбе с силами природы, невозможно само существование обще­ственного производства.

Труд и членоразделвная речь оказали решающее влияние на усовершенствование организма человека, на развитие его головного мозга. Развитие языка тесно связано с развитием мышления. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и пред­ставлений, совершенствовались органы чувств. Трудовые действия человека в отличие от инстинктивных действий животных стали носить сознательный характер.

Таким образом, труд — «первое основное условие всей челове­ческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Благо­даря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

 

Условия материальной жизни.

Развитие орудий труда.

 

В перво­бытную эпоху человек находился в сильнейшей зависимости от окружающей природы, он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Процесс овладе­ния стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда были самые примитивные. Первыми орудиями человека были грубо оббитый камень и палка. Они явились как бы искусственным продолжением органов его тела: камень — кулака, палка — вытянутой руки.

Люди жили группами, численность которых не превышала не­скольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от го­лода, становились добычей хищных зверей. В этих условиях со­вместная жизнь была для людей единственно возможной и абсо­лютно необходимой.

Долгое время первобытный человек жил главным образом за счёт собирания пищи и за счёт охоты, которые осуществлялись коллективно, при помощи простейших орудий. То, что совместно добывалось, совместно и потреблялось. Вследствие необеспечен­ности пищей у первобытных людей встречалось людоедство. На протяжении многих тысячелетий, как бы ощупью, путём крайне медленного накопления опыта, люди научились выделы­вать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копки и других очень несложных действий, которыми тогда почти исчер­пывалась вся область производства.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с при­родой было открытие огня. Сначала люди научились применять огонь, возникавший стихийно. Они видели, как молния зажигает дерево, наблюдали лесные пожары, извержения вулканов. Слу­чайно добытый огонь долго и тщательно хранился. Лишь спустя много тысячелетий человек познал тайну добывания огня. При более развитом производстве орудий люди подметили, что огонь получается от трения, и научились добывать его.

Открытие огня и его применение дало людям господство над определёнными силами природы. Первобытный человек окончательно оторвался от животного мира, закончилась длительная эпоха становления человека. Благодаря открытию огня существенно изменились условия материальной жизни людей. Во-пер­вых, огонь служил для приготовления пищи, в результате чего круг доступных человеку предметов питания расширился: стало возможным употреблять в пищу приготовленные при помощи огня рыбу, мясо, крахмалистые корни, клубни и т. п. Во-вторых, огонь стал играть важную роль при изготовлении орудий производства, а также давал защиту от холода, благодаря чему люди получили возможность расселиться на большей части земного шара.            В-третьих, огонь давал защиту от хищных зверей.

В течение длительного периода охота оставалась важнейшим источником средств существования. Она доставляла людям шкуры для одежды, кости для изготовления орудий и мясную пищу, ко­торая оказала влияние на дальнейшее развитие человеческого организма и прежде всего — на развитие мозга.

По мере физического и умственного развития человек оказывался в состоянии делать более совершенные орудия. Для охоты служила палка с заострённым концом. Затем к палке стали при­креплять каменный наконечник. Появились топоры, копья с ка­менными наконечниками, каменные скрёбла и ножи. Эти орудия сделали возможными охоту на крупных животных и развитие рыболовства.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении очень долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название камен­ного века. Лишь позднее человек научился делать орудия из ме­талла — сначала из самородного, в первую очередь из меди (однако медь, как мягкий металл, не получила широкого при­менения для изготовления орудий), затем из бронзы (сплав меди и олова) и, наконец, из железа. В соответствии с этим за каменным веком следует бронзовый век, а за ним — железный век.

Наиболее ранние следы плавки меди в Передней Азии относятся к V—IV тысячелетиям до нашей эры. В Южной и Средней Европе плавка меди возникла примерно в III—II тысячелетиях до нашей эры. Древнейшие следы бронзы в Месопотамии относятся к IV тысячелетию до нашей эры.

Наиболее ранние следы плавки железа обнаружены в Египте; они относятся к периоду за полторы тысячи лет до нашей эры. В Западной Европе железный век начался около тысячи лет до нашей эры.

 

Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изо­бретение лука и стрел, с появлением которых охота стала достав­лять больше необходимых средств к жизни. Развитие охоты при­вело к зарождению первобытного скотоводства. Охотники стали приручать животных. Раньше других животных была приручена собака, позднее — крупный рогатый скот, козы, свиньи.

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил общества явилось возникновение первобытного земледелия. Соби­рая плоды и корни растений, первобытные люди стали замечать, как прорастают зёрна, оброненные на землю. Тысячи раз это оставалось непонятным, но рано или поздно в уме первобытного человека установилась связь этих явлений, и он стал переходить к возделыванию растений. Так возникло земледелие.

Долгое время земледелие оставалось крайне примитивным. Землю взрыхляли вручную, сначала простой палкой, затем палкой с загнутым концом — мотыгой. В речных долинах семена бросали в ил, нанесённый разливами рек. Приручение животных открыло возможность использовать скот в качестве тягловой силы. В даль­нейшем, когда люди овладели плавкой металла и появились ме­таллические орудия, их применение сделало земледельческий труд более производительным. Земледелие получило более проч­ную основу. Первобытные племена начали переходить к оседлому сбразу жизни.

 

Производственные отношения первобытного общества.  Есте­ственное разделение труда.

 

 Производственные отношения опреде­ляются характером, состоянием производительных сил.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность на средства произ­водства. Общинная собственность соответствует характеру про­изводительных сил в этот период. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали воз­можность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. «Этот первобытный тип кол­лективного или кооперативного производства,— писал Маркс,— был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства» Черновые наброски письма Маркса — В. И. Засулич.

Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, равно как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. В их личной собственности находились лишь некоторые орудия производства, служившие вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей.

Труд первобытного человека не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни, то есть никакого прибавоч­ного продукта. При таких условиях в первобытном обществе не могло быть классов и эксплуатации человека человеком. Обще­ственная собственность распространялась лишь на небольшие об­щины, существовавшие более или менее изолированно друг от друга. По характеристике Ленина, здесь общественный характер производства обнимал только членов одной общины.

Трудовая деятельность людей первобытного общества осно­вывалась на простом сотрудничестве (простой кооперации). Простая кооперация есть одновременное применение более или менее значительного количества рабочей силы для выполнения однородных работ. Уже простое сотрудничество открывало перед первобытными людьми возможность выполнения таких задач, какие немыслимо было бы выполнить одному человеку (например, при охоте на крупных зверей).

При тогдашнем крайне низком уровне развития производитель­ных сил неизбежно было уравнительное распределение продуктов общего труда. Скудная пища делилась поровну. Иного дележа и не могло быть, так как продуктов труда едва хватало на удовлетво­рение самых насущных потребностей: если бы один член перво­бытной общины получил больше равной для всех доли, то кто-то другой был бы обречён на голод и гибель.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных наро­дов. Её наблюдали путешественники, побывавшие у племён, стоящих на низ­кой ступени общественного развития. Великий естествоиспытатель Дарвин бо­лее ста лет назад совершил кругосветное путешествие. Описывая жизнь племён на Огн-енной Земле, он рассказывает такой случай: огнеземельцам подарили кусок холста; они разорвали холст на совершенно равные части, чтобы всем досталось поровну.

Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать основной экономический закон первобытно-об­щинного строя: обеспечение крайне скудных условий существова­ния людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

С развитием орудий производства возникает разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, то есть разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками.

 

Знаменитый русский путешественник Миклухо-Маклай, изучавший во второй половине XIX века жизнь папуасов Новой Гвинеи, так описывает коллективный процесс труда в земледелии. Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заострённые палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. В руках у них палки, которыми они размельчают поднятую мужчинами землю. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений. Труд здесь носит совместный характер, и в то же время существует разделение труда по полу и возрасту.

 

По мере развития производительных сил естественное разделе­ние труда постепенно упрочивалось и закреплялось. Специализа­ция мужчин в области охоты, женщин — в области собирания растительной пищи и домохозяйства приводила к некоторому по­вышению производительности труда.

 

Родовой строй. Матриархальный род. Патриархальный род.

 

 Пока шёл процесс выделения человека из животного мира, люди жили ордами, стадами, как и их непосредственные предки. Но впо­следствии, в связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения, складывалась родовая организация общества.

Объединяться для совместного труда могли в те времена только люди, находившиеся в родственных отношениях. Примитив­ные орудия производства ограничивали возможности коллектив­ного труда узкими рамками группы людей, связанных родством и совместной жизнью. Первобытный человек обычно относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совмест­ной жизнью. Род представлял собой группу, на первых порах состоявшую всего из нескольких десятков человек и спаянную узами кровного родства. Каждая такая группа существовала об­особленно от других подобных ей групп. С течением времени чи­сленность рода возрастала, доходя до нескольких сотен человек: развивалась привычка к совместной жизни; выгоды общего труда всё более заставляли людей держаться вместе.

 

Исследователь жизни первобытных людей Морган описал родовой строй, сохранявшийся у индейцев-ирокезов ещё в середине прошлого века. Основ­ными занятиями ирокезов являлись охота, рыболовство, собирательство плодов и земледелие. Труд был разделён между мужчинами и женщинами. Охота и рыболовство, изготовление оружия и орудий труда, расчистка почвы, по­стройка хижин и укреплений составляли обязанность мужчин. Женщины выполняли основные работы на полях, собирали урожай и доставляли его в кладовые, варили пищу, изготовляли одежду и глиняную посуду, соби­рали дикие плоды, ягоды, орехи, клубни. Земля была общей собственнюетью рода. Более крупные работы — вырубка леса, расчистка земли под пашню, большие охотничьи походы — выполнялись сообща. Ирокезы жили в так называемых «больших домах», вмещавших 20 и более семей. Такая группа имела общие кладовые, куда складывались запасы продуктов. Женщина, стоявшая во главе группы, распределяла пищу между отдельными семьями. На время военных действий род избирал себе военачальника, который не пользовался никакими материальными преимуществами; с окончанием военных действий его власть прекращалась.

 

На первой ступени родового строя ведущее положение зани­мала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни людей. Охота при помощи самых примитивных орудий, которая была делом мужчин, не могла полностью обеспечить существование людей: её результаты были более или менее слу­чайными. В этих условиях даже зачаточные формы земледелия и скотоводства (приручение животных) имели большое хозяй­ственное значение. Эти занятия служили более надёжным и посто­янным источником средств к жизни, чем охота. А земледелие и скотоводство, пока они велись примитивным способом, были пре­имущественно занятием женщин, остававшихся у домашнего очага, в то время как мужчины охотились. Женщина играла в течение длительного периода главенствующую роль в родовой обшине. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в её состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).

В ходе дальнейшего развития производительных сил, когда кочевое скотоводство (пастушество) и более развитое земледелие (хлебопашество), являвшиеся делом мужчин, стали играть решаю­щую роль в жизни первобытной общины, матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным, родом (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине. Он стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с ма­теринским родом. Патриархальный род существовал в последний период первобытно-общинного строя.

Отсутствие частной собственности, классового деления обще­ства и эксплуатации человека человеком исключали возможность существования государства.

«В первобытном обществе... не видно еще признаков существо­вания государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами,— положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угне­тенное положение,— но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в инте­ресах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия» В. И. Ленин, О государстве.

 

Возникновение общественного разделения труда и обмена.

 

 С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, то есть такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься разнородными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племён было первым круп­ным общественным разделением труда.

Занимаясь скотоводством, пастушеские племена достигли су­щественных успехов. Они научились такому уходу за скотом, при котором стали получать больше мяса, шерсти, молока. Уже это первое крупное общественное разделение труда привело к заметному по тому времени росту производительности труда.

В первобытной общине в течение длительного времени не было почвы для обмена между отдельными её членами: весь продукт добывался и потреблялся сообща. Обмен зародился и развивался вначале между родовыми общинами и долгое время носил слу­чайный характер.

С появлением первого крупного общественного разделения труда положение изменилось. У пастушеских племён, появился некоторый избыток скота, молочных продуктов, мяса, шкур, шер­сти. В то же время они испытывали потребность в земледельче­ских продуктах. В свою очередь племена, занимавшиеся земледе­лием, с течением времени достигли известных успехов в производ­стве земледельческих продуктов. Земледельцы и скотоводы ну­ждались в предметах, которые они не могли доставать на месте их жительства. Всё это привело к развитию обмена.

Наряду с земледелием и скотоводством развивались и другие виды производственной деятельности. Ещё в эпоху каменных ору­дий люди научились выделывать посуду из глины. Затем появи­лось ручное ткачество. Наконец, с открытием плавки железа по­явилась возможность выделки металлических орудий труда (соха с железным лемехом, железный топор) и оружия (железные мечи). Всё труднее, было совмещать эти виды труда с земледель­ческим или пастушеским трудом. В общинах постепенно выделя­лись люди, занимавшиеся ремеслом. Изделия ремесленников — кузнецов, оружейников, гончаров и т. д.— всё чаще стали посту­пать в обмен. Поле обмена значительно расширилось.

 

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя.

 

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем раз­вития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного об­щества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное рас­пределение продуктов труда стали тормозить развитие новых про­изводительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным тру­дом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необ­ходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий произ­водства создавало возможность перехода к индивидуальному хо­зяйству, как более производительному в тех исторических усло­виях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал част­ной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старей­шинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в каче­стве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обще­стве, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собст­венными. Их фактическое право распоряжаться стадами призна­валось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собст­венность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала зани­мать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родствен­ными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это на­ходилось в частной собственности отдельных семей. Наоборот, лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось нача­лом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий при­вело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попа­дала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знат­ной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, примененный в скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существо­вания, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и приба­вочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих усло­виях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как-то делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали болеезнатные и богатые семьи. В свою оче­редь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в ра­бов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуата­ция человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через ста­дию первобытно-общинного строя, основанного на общей соб­ственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

 

Общественные представления первобытной эпохи

 

Первобытный человек, подавленный нуждой и трудностью борьбы за су­ществование, вначале ещё не выделял себя из окружающей природы. Долгое время он не имел сколько-нибудь связных представлений ни о себе, ни о естественных условиях своего существования.

Лишь постепенно у первобытного человека начинают возникать очень ограниченные и примитивные представления о себе и об окружающих усло­виях. Ни о каких религиозных воззрениях, будто бы изначально присущих человеческому сознанию, как это утверждают защитники религии, не могло быть и речи. Только впоследствии первобытный человек в своих представле­ниях начал населять окружающий мир сверхъестественными существами, духами и колдовскими силами. Он одухотворял силы природы. Эго был так называемый анимизм (от латинского слова «анима»— душа). Из этих тёмных пред­ставлений людей о своей собственной и внешней природе родились первобыт­ные мифы и первобытная религия. В них воспроизводилась примитивная уравнительность общественного строя. Не зная классового деления и имуще­ственного неравенства в реальной жизни, первобытный человек не вносил никакого соподчинения и в воображаемый мир духов. Ои делил духов на своих и чужих, дружественных и враждебных. Деление духов на высших и низших появилось уже в период разложения первобытно-общинного строя.

 Первобытный человек чувствовал себя неразрывной частью родовой общины, он не мыслил себя вне рода. Отражением этого в идеологии был культ предков-родоначальников. Характерно, что в ходе развития языка слова «я», «мой» возникают гораздо позднее других слов. Власть родовой общины над отдельным человеком была чрезвычайно сильна. Разложение пер­вобытно-общинного строя сопровождалось возникновением и распространением частнособственнических представлений. Это находило яркое отражение в мифах и религиозных представлениях. Когда стали складываться отношения частной собственности и появилось имущественное неравенство, у многих племён возник обычай наложения религиозного запрета — «табу» — на иму­щество, присвоенное вождями или богатыми семьями (словом «табу» жители островов Тихого океана обозначали всё запретное, изъятое из общего употреб­ления). С разложением первобытно-общинного строя и возникновением частной собственности сила религиозного запрета стала использоваться для закрепления возникших экономических отношений и имущественного нера­венства.

 

КРАТКИЕ   ВЫВОДЫ

 

1.      Благодаря труду люди выделились из животного мира и возникло человеческое общество. Отличительной чертой человеческого труда является изготовление орудий произ­водства. 

2.      Производительные  силы  первобытного  общества на­ходились на чрезвычайно низком уровне, орудия производ­ства были крайне примитивными. Это обусловливало необхо­димость коллективного труда, общественной собственности на средства производства и уравнительного распределения. При первобытно-общинном строе не было имущественного неравенства, частной собственности  на  средства производ­ства, не было классов и эксплуатации. Общественная соб­ственность   на   средства   производства   была   ограничена узкими рамками: она представляла   собственность неболь­ших общин, более или менее изолированных друг от друга.  

3.      Существенными   чертами   основного   экономического закона первобытно-общинного строя являются: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

4.        Работая  сообща,  люди   в   течение  долгого   времени выполняли   однородный    труд.    Постепенное    улучшение орудий производства способствовало возникновению естест­венного разделения труда в зависимости от пола и возраста. Дальнейшее совершенствование орудий производства и спо­соба добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, к разделению общества на классы и к эксплуа­тации человека человеком. Таким образом, выросшие про­изводительные силы вступили в противоречие с производ­ственными отношениями, в результате чего первобытно-об­щинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

politekonomi.ucoz.ru


Смотрите также