Распад первобытного общества. 2.3. Культура эпохи распада первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Распад первобытного общества


2.3. Культура эпохи распада первобытного общества

Продолжая изучение содержания и уровня развития культуры первобытного общества, охарактеризуем ее в эпоху распада первобытного строя. Прежде всего подчеркнем, что активные экономические и социальные процессы эпохи распада первобытного строя способствовали дальнейшему развитию культуры, расширению знаний.

Развитие земледелия требовал точного определения начала полевых работ, а это, в свою очередь, обусловило упорядочение календаря и совершенствование системы астрономических знаний.

Первые календари были сидеричними (от лат. sideris, sidus — небесное тело, звезда), то есть основывались на изменении фаз Луны. Именно с того времени во многих современных языках (например, украинском, английском) сохранились понятия «месяц» — небесное тело и название календарной единицы, английского moon — небесное тело и month — календарная единица.

Наряду с сидеричним календарем возникли солнечные. Солнечный календарь на 11 суток длиннее сидеричного, потому что последний состоял примерно из 29,5 суток. Необходимость согласования этих календарей стимулировала развитие математических знаний. Развитие скотоводства нуждался учета поголовья скота, обмена — вычисление меры стоимости. Необходимость оперирования большими числами и развитие абстрактных представлений привели к установлению числовых разрядов и системы счисления, в основу которых был положен принцип счета на пальцах. Зарождение частного землевладения предопределило дифференциацию математических знаний, а именно появление основ геометрии. Создание укреплений и таких транспортных средств, как виз, парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики.

С началом выплавки рудных металлов зародились основы химии и металловедения. Сухопутные и морские походы, связанные с грабительскими войнами, способствовали развитию астрономии, географии и картографии.

Полинезийцы во время своих длительных морских походов пользовались картами из палочек и камешков, которые изображали острова, морские пути, на-прдмки течений и ветров. В определенной степени война играла свою роль в развитии хирургии, которой под силу были операции, не только связанные с ампутацией конечностей или трепанацией черепа, но и более сложные — пластические, которые известны древним индейцам и народа майя. Интересно отметить, что первоначальная медицина эмпирически пришла к практике примитивных предохранительных прививок ослабленной формы инфекционных болезней, которые вспыхивали вследствие увеличения количества населения и развития скотоводства.

Обществоведческие знания развивались значительно медленнее. Здесь, как и раньше, царили тесно связаны с религией мифологические представления о природе всех основных явлений хозяйственного, общественного и идеологического жизнь. Объясняется это тем, что население эпохи распада первобытного общества в значительной степени сохранило духовные традиции предыдущей эпохи. Свидетельством этому являются памятники и изображения Каменной Могилы, в частности лошади, человеческие ступни, стилизованные арбы (волокуши) с запряженными в них быками.

На это время приходится зарождение правовых знаний, которые также неотделимы от религиозных представлений. Об этом ярко свидетельствует первоначальный суд, в котором решающую роль играли не обстоятельства дела, а «знамение свыше». Чтобы появилось знамение, обвиняемым предлагали поединок или «божий суд», ордалії (от лат. ordalia — суд) — испытания клятвой, освященной пищей, ядом, погружением в воду с завязанными руками и тому подобное. Считали, что виновный погибнет, а невинный останется жив и здоров. Следует заметить, что наряду с поединком и ордаліями начали практиковать, например, в ряде племен Западной Африки рациональные методы дознания — осмотр места преступления, поиск и ознакомление со свидетелями и вещественными доказательствами.

В условиях распада первобытного строя развились новые формы искусства.

Строительство оборонительных сооружений и рассчитанных на века, нередко сложных по своей конструкции, погребальных сооружений положило по-чашек монументальной каменной архитектуре. Древнейшими катакомбами (оригинальными подземными погребальными камерами) можно считать галавські катакомбы в Северной Месопотамии. Вариантом катакомб были подземные части многих египетских мастаб и пирамид, в том числе и древнейшей — Джосерової, а также гробницы с спускними шахтами в усатовских курганах. Интересно, что мастабы стали каменной стилизацией земляного могильного насыпи, подобного насыпи кургана, а пирамиды — многократным повтором мастабу. Причем все эти погребальные сооружения родственные между собой. Древнейшие мастабы и курганы появились одновременно — в медном возрасте, которым в Египте было время Раннего царства, а первые пирамиды в Древнем царстве в эпоху бронзы.

Отделение ремесла от земледелия сопровождалось расцветом прикладного искусства. Для нужд военно-племенной знати создавали ювелирные изделия, дорогое оружие, посуду, одежду. В связи с этим распространилась торевтика, то есть художественное чеканки, выбивания, тиснения металлических изделий, а также применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром и тому подобное. Расцвет художественной обработки металла нашел свое отражение в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

Весьма специфической формой искусства в эту эпоху был героический эпос, расцвета которого способствовали грабительские и оборонительные войны. Здесь уместно вспомнить давньовавилонське сказание о легендарном Гільга-меша и эпический раздел Пятикнижия. Илиада и Одиссея, Эдда, Ирландские саги, Рамаяна, Калевала, Бедуинские предания о Антафу и Нартські сказание — эти и много других классических образцов эпоса, возникшие в эпоху распада первобытного строя, донесли до нас упоминания о длительные войны, гароїчні подвиги, богатую добычу и ее дележ. В устное народное творчество начали проникать классовые тенденции: поощряемые военно-племенной знатью певцы и рассказчики прославляли их благородное происхождение, военные подвиги, заслуги, богатство.

Распад первобытного общества обусловил появление новых форм религии, которые соответствовали новым условиям жизни. С переходом к патриархату утвердился культ мужских предков — покровителей. А с распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, которые символизировали передачи земли половой потенции человека, и широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в значительной степени ведут свое начало древнеегипетский Осирис, вавилонский Думузу, греческий Дионис, финикийский Адонис и, наконец, Иисус Христос.

Усиление племенной организации и образования союзов племен утверждение дили культ племенных покровителей, вождей, героев, в образах которых пере — и переплетались черты духов, которые олицетворяли явления природы. Особые формы | религии составляли культы ужасающих духов тайных союзов, культ пле — и минных вождей.

Этот культ у многих народов Океании, Африки, Южной Азии доходил до прямой сакрализации (от. лат. sacralis — священный) власти и личности вождя. В лице вождя видели носителя благосостояния племени, способного воздействовать на явления природы, обеспечивать хороший урожай, военный успех. Вожди оставались объектом культа и после смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим потомкам и преемникам. Однако бывало и так, что вождя, который не оправдал надежд племени, развенчивали и сбрасывали, а у некоторых народов Африки даже существовал обычай ритуального умерщвления старого вождя, который якобы терял свою священную силу. Все эти виды религии соединялись и переплетались между собой, предопределяя політеїстичне почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов, устрашающих духов тайных союзов и окруженных ореолом святости вождей. Возникла иерархия объектов культа — от обычных духов, до нескольких особо могущественных божеств.

С развитием религии выделялась особая группа служителей культа. Если раньше способность влиять на силы природы имели все или значительное количество членов рода, а старейшины выполняли религиозные функции лишь как представители рода, то этой способностью стали наделять определенных лиц, считая, что они имеют сильных пр’едків-покровителей и обладают тайными знаниями и тому подобное. Такие лица становились профессиональным служителями культа — жрецами. Конечно они монополизировали не только религиозные функции, но и некоторые положительные знания: судопроизводство, толкование обычаев племени. Преимущественно их иерархию возглавлял вождь, который был главным жрецом, в других жрецы создавали собственную элиту, которая соперничала со светской властью. Однако во всех случаях жрецы использовали свое положение для личного обогащения, смыкались с общественной верхушкой и превращали религию в средство запугивания родовых общинников.

Значительным достижением духовной культуры в эпоху распада первобытного строя было начало выделение профессионального умственного труда. Причем этот процесс разделения умственного и физического труда охватил всю культурную сферу.

Формируется слой профессионалов из лиц, занятых организационно-управленческой деятельностью, вождей, жрецов, военачальников, а впоследствии — певцов, рассказчиков, постановщиков театрализованных мифологических представлений, знахарей, знатоков обычаев, мастеров прикладного искусства и тому подобное. Содержались профессионалы общиной и правящей верхушкой. Последняя начала использовать различные виды духовного творчества для укрепления своей власти над общинниками. Следует отметить, что выделение профессионального умственного труда и образования древнейшей интеллигенции, как и другие виды специализации, значительно способствовали развитию и обогащению духовной культуры первобытного строя.

Одним из найрельефніших достижений духовной культуры первобытного общества, что существенно отличало бы его от классовых цивилизаций, было создание упорядоченной письменности. Это было достигнуто постепенно, по мере превращения піктографії — «передписемності», передававшая лишь общий смысл сообщения, на идеографическое или логографічне письмо, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или, как в современных ребусах, знаменательные слоги.

Таким было древнейшее письмо шумеров, египтян, эламитов, критян, китайцев, майя и других народов, названное ієрогліфічним. Позже идеографического письма возникли развитые составляющие и буквенно-звуковые «алфавитные» системы письменности, которые конвергентно распространились по всему миру, в том числе и в Украине. Идеограф сохранилась только в Китае.

Итак, можно сделать выводы:

И. Духовная культура в эпоху распада первобытного строя развивалась адекватно тем экономическим и социальным процессам, которые происходили в мире, в том числе и в Украине, готовя фундамент для последующих этапов развития человечества и особенно в эпоху ранньокласових обществ;

II. Материальная и духовная культура человечества, в том числе украинская, зарождалась и развивалась из своих первооснов, которые сформировались в первобытном обществе и были планетарными;

III. Украинская духовная культура с начала своего зарождения стала составной и неотъемлемой частью в мировой духовной культуре. Развиваясь как своеобразная и неповторимая, испытывая влияния других культур (например, культуры Древнего Востока и античной культуры) и соответственно влияя на них, украинская культура подошла к новым времена своего развития с большими достижениями.

(Visited 155 times, 1 visits today)

jayo.ru

Причины распада первобытного общества - Неботан.com

Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.

Если верить ученым, человек появился на Земле около 2,5 миллиона летназад, а первые цивилизации и государства - менее 10 тысяч лет назад.Следовательно, основная часть истории человечества -99,9% - приходитсяна времена первобытного общества...

Что же знаменательного произошло в этот период?

А произошло многое...

Самое главное событие - это, конечно же, появление самого человека -мыслящего существа, который научился изготовлять орудия труда ипользоваться ними.

Затем произошло одно из основных событий, а именно, переход кпроизводящему хозяйству или неолитическая революция. До этого человеквсе готовое брал от природы, но около 10—12 тысяч лет назад отношениячеловека и природы круто изменились: с тех пор человек стал изменятьприроду.Изменяет он ее до сих пор...

Огонь и свет, исходящий от него, внесли важнейшие изменения в поведениелюдей, активность которых больше не ограничивалась дневным временем, авозможность приготовить на огне белковую пищу позволила улучшитьпитание.

Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма.

Важнейшим приобретением человека стала речь, которая позволила выражать свои мысли и абстрактные понятия.

Следующее событие, которое произошло во времена первобытного общества,это возникновение религии, а также связанного с ней искусства.Исследования показывают, что самые ранние образцы пещерной живописи,известные сегодня, насчитывают более 30 тысяч лет, а самые поздние -около 12 тысяч лет.

А далее зародились общественные отношения, произошло разделение обществана властвующих и подчиняющихся, появилась государственность...Есть различные системы периодизации первобытного общества и все онипо-своему в чем-то несовершенны.

Оцени ответ

nebotan.com

Культура периода распада первобытного общества

Культура Культура периода распада первобытного общества

просмотров - 73

Активные экономические и социальные процессы эпохи распада первобытного строя содействовали развитию культуры, расширению знаний.

Развитие земледелия нуждалось в точном определœении начала полевых работ, а это, в свою очередь, обусловило упорядочение календаря и совершенствование системы астрономических знаний.

Первые календари были сидерическими (с латинского языка – небесное тело, заря), ᴛ.ᴇ. основывались на изменении фаз Луны.

Наряду с сидерическим календарем возникли солнечные. Солнечный календарь на 11 суток длиннее от сидерического, потому что последний состоял приблизительно из 29,5 суток. Потребность согласования этих календарей стимулировала развитие математических знаний. Развитие скотоводства нуждалось в учете поголовья скота͵ обмена – вычислении меры стоимости. Потребность операции большими числами и развитие абстрактных представлений привели к установлению числовых разрядов и системы вычисления, в основу которых был положен принцип счета на пальцах. Зарождение частного землевладения обусловило дифференциацию математических знаний, а именно появление основ геометрии. Создание укреплений и таких транспортных средств, как воз, парусный корабль, содействовали развитию не только математики, но и механики.

С началом выплавки рудных металлов зародились основы химии и металловедения. Сухопутные и морские походы, связанные с грабительскими войнами, содействовали развитию астрономии, географии и картографии. Полинœезийцы во время своих длительных морских походов пользовались картами из палочек и камней, которые изображали острова, морские пути, направления течений и ветров.

В известной мере война играла свою роль в развитии хирургии, которой по силам были операции, не только связанные с ампутацией конечностей или трепанацией черепа, но и более сложные – пластические, которые известны древним индийцам и народу майя. Интересно отметить, что первобытная медицина эмпирически пришла к практике примитивных предохранительных прививок ослабленной формы инфекционных болезней, которые вспыхивали в результате увеличения количества населœения и развития скотоводства.

Обществоведческие знания развивались значительно медленнее. Здесь, как и раньше, господствовали тесно связанные с религией мифологические представления о природе всœех базовых явлений хозяйственной, общественной и идеологической жизни. Объясняется это тем, что населœение периода распада первобытного общества в значительной мере сохранило духовные традиции предыдущей эпохи. Свидетельством этому являются памятники и изображения Каменной Могилы, В частности кони, человеческие ступни, стилизованные арбы с запряженными в них быками.

На данный период приходится зарождение правовых знаний, которые также были неотъемлемыми от религиозных представлений. Об этом ярко свидетельствует первобытный суд, в котором решающую роль играли не обстоятельства дела, а «знамения сверху». Чтобы появилось знамение, обвинœенным предлагали поединок или «божий суд» – испытание клятвой, освященной едой, ядом, погружением в воду с завязанными руками и т.п. Считали, что виновный погибнет, а невинный останется живой и здоровый. Следует заметить, что наряду с поединком начали практиковать, к примеру, в ряде племен Западной Африки рациональные методы дознания – обзор места преступления, поиск и ознакомление со свидетелями и вещественными доказательствами.

В условиях распада первобытного строя развились новые формы искусства.

Строительство оборонительных сооружений, нередко сложных по своей конструкции похоронных сооружений положило начало монументальной каменной архитектуре. Самыми древними катакомбами (оригинальными подземными камерами захоронений) можно считать галавские катакомбы в Северной Месопотамии. Вариантом катакомб были подземные части многих египетских мастабов и пирамид. Интересно, что мастабы стали каменной стилизацией земляной могильной насыпи, подобной насыпи кургана, а пирамиды – многократным повтором мастаба. Причем всœе эти сооружения захоронений родственны между собой. Самые давние мастабы и курганы появились одновременно – в медном веке, которым в Египте было время Раннего царства, а первые пирамиды – в Древнем царстве в эпоху бронзы.

Отделœение ремесла от земледелия сопровождалось расцветом бытового искусства. Для потребностей военно-племенной знати создавали ювелирные изделия, ценное оружие, посуду, одежду. В связи с этим распространилась художественная чеканка, а также применение эмали, инкрустация ценными камнями, перламутром и т.п. Расцвет художественной обработки металла нашел свое отображение в известных скифских и сарматкой изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

Достаточно специфической формой искусства в данный период был героический эпос, расцвету которого способствовали грабительские и оборонительные войны. Древневавилонское сказание о легендарном Гильгамеше, «Илиада» и «Одиссея», «Эдда», ирландские саги, «Рамаяна», «Калевала» - ϶ᴛᴏ классические образцы эпоса. Οʜᴎ возникли во время распада первобытного строя и донесли до нас упоминания о длительных войнах, героических подвигах, богатой добыче. В устное народное творчество начали проникать классовые тенденции: поощряемые военно-племенной знатью певцы и пересказчики прославляли их благородное происхождение, военные подвиги, заслуги, богатство.

Распад первобытного общества обусловил появление новых форм религии, которые отвечали новым условиям жизни. С переходом к патриархату утвердился культ мужских предков-покровителœей. А с распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротичными обрядами и человеческими жертвами, которые символизировали передачу земле половой потенции человека, и широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в значительной мере ведут свое начало древнеегипетский Осирис, вавилонский Думузу, греческий Дионис, финикийский Адонис и, наконец, Иисус Христос. Усиление племенной организации и образование союзов племен утвердили культ племенных покровителœей, вождей, героев, в образах которых переплетались черты духов, которые олицетворяли явления природы. Особые формы религии составлял культ племенных вождей.

Этот культ у многих народов Океании, Африки, Южной Азии доходил до прямой сакрализации власти и личности вождя. В лице вождя видели носителя благосостояния племени, способного повлиять на явления природы, обеспечивать хороший урожай, военный успех. Вожди оставались объектом культа͵ и после смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим потомкам и преемникам. При этом бывало и так, что вождя, который не оправдал надежд племени, развенчивали и свергали, а у некоторых народов Африки даже существовал обычай ритуального умерщвления старого вождя, который якобы терял свою священную силу. Все эти виды религии соединялись и переплетались между собой, предопределяя политеистическое почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителœей, аграрных и космических духов, страшных духов тайных союзов и окруженных ореолом святости вождей. Возникла иерархия объектов культа – от обычных духов до нескольких особенно могучих божеств.

С развитием религии выделялась особенная группа служителœей культа. В случае если раньше способность влиять на силы природы могли всœе или значительное количество членов рода, а старейшины выполняли религиозные функции лишь как представители рода, то этой способностью начали наделять определœенных лиц, считая, что они имеют сильных предков-покровителœей и владеют тайными знаниями. Такие лица становились профессиональными служителями культа – жрецами. Обычно они монополизировали не только религиозные функции, но и некоторые позитивные знания: судопроизводство, толкование обычаев племени. Их иерархию возглавлял вождь, который был главным жрецом, в некоторых племенах жрецы создавали собственную элиту, которая соперничала со светской властью. При этом во всœех случаях жрецы использовали свое положение для личного обогащения, сливались с общественной верхушкой и превращали религию в средство запугивания родовых общинников.

Значительным достижением духовной культуры во время распада первобытного строя было начало выделœения профессионального умственного труда. Причем данный процесс разделœения умственного и физического труда охватил всю культурную сферу.

Формируется слой профессионалов из лиц, занятых организационно-управленческой деятельностью, вождей, жрецов, военачальников. Впоследствии – певцов, пересказчиков, постановщиков театрализующих мифологических представлений, знахарей, знатоков обычаев, мастеров бытового искусства и т.п.

Правящая верхушка начала использовать разные виды духовного творчества для укрепления своей власти над общинниками. Следует отметить, что выделœение профессионального умственного труда и образование самой древней интеллигенции, как и другие виды специализации, значительно содействовали развитию и обогащению духовной культуры первобытного строя.

Одним из наиболее рельефных достижений духовной культуры первобытного общества было создание упорядоченной письменности. Это было достигнуто постепенно, по мере превращения пиктографии, которая передавала лишь общее содержание сообщения, в идеографическое письмо, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или полнозначные их слоги. Таким было самое древнее письмо шумеров, египтян, китайцев, майя и других народов, названное иероглифическим. Позже из идеографического письма возникли буквенно-звуковые «алфавитные» системы письменности, которые распространились по всœему свету, в том числе и в Украинœе. Идеография сохранилась лишь в Китае.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать выводы:

1) Духовная культура во время распада первобытного строя развивалась адекватно тем экономическим и социальным процессам, которые происходили в мире, готовя фундамент для последующих этапов развития человечества и особенно в эпоху раннеклассовых обществ.

2) Материальная и духовная культура человечества зарождалась и развивалась со своих первооснов, которые сформировались в первобытном обществе и были планетарными.

3) Украинская духовная культура с начала своего зарождения стала составной и неотъемлемой частью в мировой духовной культуре. Развиваясь как своеобразная и неповторимая, испытывая влияние других культур (к примеру, культуры Древнего Востока и античной культуры) и соответственно влияя на них, украинская культура подошла к новым временам своего развития с большими достижениями.

Литература

Основная

1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. Навчальний посібник. – К.: МАУП, 2001.

3. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000.

4. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

6. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

7. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000.

8. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000.

Дополнительная

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 1990.

2. Боровський Я. Світогляд давніх киян. – К., 1992.

3. Етногенез та рання історія слов’ян: нові наукові концепції на зламі тисячоліть. – Львів, 2001.

4. Ліндсей Д. Коротка історія культури: від доісторичних часів до доби відродження. У 2 т. – К., 1995. – Т.1.

5. Леві-Строс Клод. Первісне мислення. – К., 2000.

6. Нечуй-Левицький І. Світогляд українського народу. – К., 1992.

7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

8. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

9. Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. – М., 1980.

10. Малиновский Бронислав. Магия, наука и религия. – М., 1998.

Читайте также

  • - Культура периода распада первобытного общества

    Активные экономические и социальные процессы эпохи распада первобытного строя содействовали развитию культуры, расширению знаний. Развитие земледелия нуждалось в точном определении начала полевых работ, а это, в свою очередь, обусловило упорядочение календаря и... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Разложение первобытно-общинного строя

    Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

    С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

    От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

    Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.

    Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

    Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

    В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

    Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.

     Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

    В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.

    Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

    

    biofile.ru

    2.3. Культура эпохи распада первобытного общества

    Продолжая изучение содержания и уровня развития культуры первобытного общества, охарактеризуем ее в эпоху распада первобытного строя. Прежде всего подчеркнем, что активные экономические и социальные процессы эпохи распада первобытного строя способствовали дальнейшему развитию культуры, расширению знаний.

    Развитие земледелия требовал точного определения начала полевых работ, а это, в свою очередь, обусловило упорядочение календаря и совершенствование системы астрономических знаний.

    Первые календари были сидеричними (от лат. sideris, sidus — небесное тело, звезда), то есть основывались на изменении фаз Луны. Именно с того времени во многих современных языках (например, в украинском, английском) сохранились понятия «месяц» — небесное тело и название календарной единицы, английского moon — небесное тело и месяц — календарная единица.

    Наряду с сидеричним календарю возникли солнечные. Солнечный календарь на 11 суток длиннее сидеричного, потому что последний состоял приблизительно из 29,5 суток. Необходимость согласования этих календарей стимулировала развитие математических знаний. Развитие скотоводства нуждался учета поголовья скота, обмена — вычисление меры стоимости. Необходимость оперирования большими числами и развитие абстрактных представлений привели к установлению числовых разрядов и системы счисления, в основу которых был положен принцип счета на пальцах. Зарождение частного землевладения обусловило дифференциацию математических знаний, а именно появление основ геометрии. Создание укреплений и таких транспортных средств, как виз, парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики.

    С началом выплавки рудных металлов зародились основы химии и металловедения. Сухопутные и морские походы, связанные с грабительскими войнами, способствовали развитию астрономии, географии и картографии.

    Полинезийцы во время своих длительных морских походов пользовались картами из палочек и камешков, которые изображали острова, морские пути, на-прдмки течений и ветров. В определенной степени война играла свою роль в развитии хирургии, которой под силу были операции, не только связанные с ампутацией конечностей или трепанацией черепа, но и более сложные — пластические, которые известны древним индейцам и народа майя. Интересно отметить, что первобытная медицина эмпирически пришла к практике примитивных предохранительных прививок ослабленной формы инфекционных болезней, которые вспыхивали вследствие увеличения количества населения и развития скотоводства.

    Обществоведческие знания развивались значительно медленнее. Здесь, как и раньше, царили тесно связаны с религией мифологические представления о природе всех основных явлений хозяйственного, общественного и идеологического жизнь. Объясняется это тем, что население эпохи распада первобытного общества в значительной степени сохранило духовные традиции предыдущей эпохи. Свидетельством этому являются памятники и изображения Каменной Могилы, в частности лошади, человеческие ступни, стилизованные арбы (волокуши) с запряженными в них быками.

    На это время приходится зарождение правовых знаний, которые также неотделимы от религиозных представлений. Об этом ярко свидетельствует первоначальный суд, в котором решающую роль играли не обстоятельства дела, а «знамение свыше». Чтобы появилось знамение, обвиняемым предлагали поединок или «божий суд», ордалії (от лат. ordalia — суд) — испытания клятвой, освященной пищей, ядом, погружением в воду с завязанными руками и тому подобное. Считали, что виновный погибнет, а невинный останется жив и здоров. Следует заметить, что наряду с поединком и ордаліями начали практиковать, например, в ряде племен Западной Африки рациональные методы дознания — осмотр места преступления, поиск и ознакомление со свидетелями и вещественными доказательствами.

    В условиях распада первобытного строя развились новые формы искусства.

    Строительство оборонительных сооружений и рассчитанных на века, нередко сложных по своей конструкции, погребальных сооружений положило по-чашек монументальной каменной архитектуре. Самыми древними катакомбами (оригинальными подземными погребальными камерами) можно считать галавські катакомбы в Северной Месопотамии. Вариантом катакомб были подземные части многих египетских мастаб и пирамид, в том числе и древнейшей — Джосерової, а также гробницы с спускними шахтами в усатовских курганах. Интересно, что мастабы стали каменной стилизацией земляного могильного насыпи, подобного насыпи кургана, а пирамиды — многократным повтором мастабу. Причем все эти погребальные сооружения родственные между собой. Древнейшие мастабы и курганы появились одновременно — в медном возрасте, которым в Египте было время Раннего царства, а первые пирамиды в Древнем царстве в эпоху бронзы.

    Отделение ремесла от земледелия сопровождалось расцветом прикладного искусства. Для нужд военно-племенной знати создавали ювелирные изделия, дорогое оружие, посуду, одежду. В связи с этим распространилась торевтика, то есть художественная чеканка, выбивания, тиснения металлических изделий, а также применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром и тому подобное. Расцвет художественной обработки металла нашел свое отражение в известных скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистичными или условными изображениями людей, животных, растений.

    Весьма специфической формой искусства в эту эпоху был героический эпос, расцвета которого способствовали грабительские и оборонительные войны. Здесь уместно вспомнить давньовавилонське сказание о легендарном Гільга-меша и эпический раздел Пятикнижия. Илиада и Одиссея, Эдда, Ирландские саги, Рамаяна, Калевала, Бедуинские предания о Антафу и Нартські сказание — эти и много других классических образцов эпоса, возникшие в эпоху распада первобытнообщинного строя, донесли до нас упоминания о длительные войны, гароїчні подвиги, богатую добычу и ее разделение. В устное народное творчество начали проникать классовые тенденции: поощряемые военно-племенной знатью певцы и рассказчики прославляли их благородное происхождение, военные подвиги, заслуги, богатство.

    Распад первобытного общества обусловило появление новых форм религии, которые соответствовали новым условиям жизни. С переходом к патриархату утвердился культ мужских предков — покровителей. А с распространением земледелия и скотоводства утвердились сельскохозяйственные культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвами, которые символизировали передачи земли половой потенции человека, и широко известными образами духов, которые умирают и воскресают. Отсюда в значительной мере ведут свое начало древнеегипетский Осирис вавилонский Думузу, греческий Дионис, финикийский Адонис и, наконец, Иисус Христос.

    Усиление племенной организации и образования союзов племен утверждение дили культ племенных покровителей, вождей, героев, в образах которых пере - и переплетались черты духов, олицетворявших явления природы. Особые формы | религии составляли культы ужасающих духов тайных союзов, культ пле - и минных вождей.

    Этот культ у многих народов Океании, Африки, Южной Азии доходил до прямой сакрализации (от. лат. sacralis — священный) власти и личности вождя. В лице вождя видели носителя благосостояния племени, способного воздействовать на явления природы, обеспечивать хороший урожай, военный успех. Вожди оставались объектом культа и после смерти: считалось, что они становятся влиятельными духами, которые помогают своим потомкам и преемникам. Однако бывало и так, что вождя, который не оправдал надежд племени, развенчивали и сбрасывали, а у некоторых народов Африки даже существовал обычай ритуального умерщвления старого вождя, который якобы терял свою священную силу. Все эти виды религии соединялись и переплетались между собой, предопределяя політеїстичне почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов, устрашающих духов тайных союзов и окруженных ореолом святости вождей. Возникла иерархия объектов культа — от обычных духов до нескольких особо могущественных божеств.

    С развитием религии выделялась особая группа служителей культа. Если раньше способность влиять на силы природы имели все или значительное количество членов рода, а старейшины выполняли религиозные функции лишь как представители рода, то этой способностью начали наделять определенных лиц, считая, что они имеют сильных пр'едків-покровителей и обладают тайными знаниями и тому подобное. Такие лица становились профессиональным служителями культа — жрецами. Конечно они монополизировали не только религиозные функции, но и некоторые положительные знания: судопроизводство, толкование обычаев племени. Преимущественно их иерархию возглавлял вождь, который был главным жрецом, в других жрецы создавали собственную элиту, которая соперничала со светской властью. Однако во всех случаях жрецы использовали свое положение для личного обогащения, смыкались с общественной верхушкой и превращали религию в средство запугивания родовых общинников.

    Значительным достижением духовной культуры в эпоху распада первобытного строя было начало выделения профессиональной умственного труда. Причем этот процесс разделения умственного и физического труда охватил всю культурную сферу.

    Формируется слой профессионалов из лиц, занятых организационно-управленческой деятельностью, вождей, жрецов, военачальников, а впоследствии — певцов, рассказчиков, постановщиков театрализованных мифологических представлений, знахарей, знатоков обычаев, мастеров прикладного искусства и тому подобное. Содержались профессионалы общиной и правящей верхушкой. Последняя начала использовать различные виды духовного творчества для укрепления своей власти над общинниками. Следует отметить, что выделение профессиональной умственного труда и образования древнейшей интеллигенции, как и другие виды специализации, значительно способствовали развитию и обогащению духовной культуры первобытного строя.

    Одним из найрельефніших достижений духовной культуры первобытного общества, что существенно отличало бы его от классовых цивилизаций, было создание упорядоченной письменности. Это было достигнуто постепенно, по мере превращения піктографії — «передписемності», что передавала лишь общий смысл сообщения, на идеографическое или логографічне письмо, в котором точно фиксированные знаки означали отдельные слова или, как в современных ребусах, знаменательные сложи их.

    Таким было самое древнее писание шумеров, египтян, эламитов, критян, китайцев, майя и других народов, названное ієрогліфічним. Позже из идеографического письма возникли развитые составляющие и буквенно-звуковые «алфавитные» системы письменности, которые конвергентно распространились по всему миру, в том числе и в Украине. Идеограф сохранилась только в Китае.

    Итак, можно сделать выводы:

    И. Духовная культура в эпоху распада первобытного строя развивалась адекватно тем экономическим и социальным процессам, которые происходили в мире, в том числе и в Украине, готовя фундамент для последующих этапов развития человечества и особенно в эпоху ранньокласових обществ;

    II. Материальная и духовная культура человечества, в том числе украинская, зарождалась и развивалась из своих первооснов, которые сформировались в первобытном обществе и были планетарными;

    III. Украинская духовная культура с начала своего зарождения стала составной и неотъемлемой частью мировой духовной культуре. Развиваясь как своеобразная и неповторимая, испытывая влияния других культур (например, культуры Древнего Востока и античной культуры) и соответственно влияя на них, украинская культура подошла к новых времен своего развития с большими достижениями.

    bibook.ru

    Факторы «разложения» первобытного общества.

    История Факторы «разложения» первобытного общества.

    просмотров - 31

    Первобытная эпоха.

    Вопрос.

    Лекция 1. Введение. Первобытная эпоха. История человечества. Древнейшее время на территории Руси.

    1 вопрос. Введение. Предмет и задачи вузовского курса истории. Отечественная история как неотъемлемая часть всœемирной истории.

    2 вопрос. Первобытная эпоха в истории человечества.

    3 вопрос. Древн

    ейшее время на территории России. Восточные славяне и их расселœение по восточно-европейской равнинœе.

    История - сфера научных знаний о королях современности, о прошлом человеческого общества, о его развитии и сегодняшних днях, о закономерностях и особенностях эволюции общества в конкретных проявлениях пространственно-временных измерениях.

    Историческое сознание как часть, элемент общественного сознания включает в себя:

    - знание истории

    - обобщение исторического опыта

    - извлечение уроков истории

    - отношение к событиям, историческому процессу

    - оценка фактов, убеждений.

    Функции истории (социально-значимые):

    1) Познавательная и интеллектуально развивающая

    2) Практически политическая

    3) Мировоззренческая

    4) Воспитательная (патриотизм и интернационализм).

    Группы (классы) источников истории:

    1)Вещественные

    2)Письменные

    3) Изобразительные

    4) Фонические

    Отец русской историографии – Татищев (18 в).

    Классики русской истории – Карамзин, Соловьев, Ключевский.

    Периодизация.

    4 тысячи лет до н.э. (первые цивилизации) – 5 век н.э. – Древний Мир.

    Конец 5 в. – сер. 17 в(Английская революция, капитализм) – Средневековье

    Сер. 17в – конец 19в – Новый Период

    20 в – Новейшее время.

    Около 3 млн лет назад человек выдвинулся из животного мира.

    40-14 тыс лет до н.э. – человек Разумный.

    Археологическая схема первобытного времени.

    Каменный век (3млн лет тому назад – 4 тыс лет до н.э.)

    Бронзовый век (4 тыс лет до н.э. – начало 1 тысячелœетия до н.э.)

    Желœезный век (1 тыс лет до н.э. - …..)

    Первобытная эпоха характеризуется:

    1)низким уровнем производственных сил

    2)коллективным распределœением, присвоением

    3)общественно-экономическим равенством

    4)отсутствием частной собственности.

    1)появление и интенсификация земледелия

    2)развитие специализированного ремесла, появляется металлургия, металлические изделия

    3)развитие торговли

    Первое крупное общественное разделœение труда – выделœение земледелия и скотоводства

    Второе крупное общественное разделœение труда – выделœение ремесла

    4)родовой строй распадается, родовые общества переросли в территориальную общину, появляются государства.

    Распад первобытного строя происходил разновременно.

    На территории современной России первобытный человек появился около 700 тысяч лет тому назад в Причерноморье.

    Заселœение шло с юга.

    На территории средней и нижней Волги, современной Башкирии тысячу лет тому назад.

    Лекция 2. Древнерусское государство и сосœедние народы. Политическая раздробленность Руси.

    1 вопрос. Место средневековья во всœемирном историческом процессе.

    2 вопрос. Цивилизация древней Руси. Эволюция Восточнославянской государственности в IX-началеXII веках.

    3 вопрос. Период политической раздробленности Руси.

    Средние века: конец V-сер.XVII:

    1 период: раннее Средневековье: конец V-серXIв

    2 период: высокое (классическое) Средневековье: сер XI-конецXVвв

    3 период: позднее Средневековье XVI-XVII века.

    476 ᴦ. – варвары взяли Рим (начало Средневековья)

    1640 г – английская буржуазная революция (конец Средневековья).

    Средневековое общество Европы было аграрным (преобладал ручной труд, натуральное хозяйство, слаборазвиты товарно-денежные отношения, ремесло и мануфактуры).

    Сословия: дворянство, духовенство и народ.

    Основная часть населœения занималась сельским хозяйством, число городов было незначительно.

    Время великих географических открытий (сер.XV-сер.XVIIвв)

    - открытие Америки (1492)

    - морской путь в Индию (конец XV)

    - первое кругосветное путешествие

    - начало зарождения мирового рынка.

    В Средневековье была сильна роль церкви.

    1054г – церковь разделилась на католическую (Ватикан) и христианскую (Константинополь).

    В истории средних веков выделяют эпоху Возрождения (XIII-XVIвв). В раннем Средневековье церковь плохо относилась к язычеству, а в эпоху Возрождения вернулся интерес к античной культуре.

    В период Средневековья появились выборные представительные органы – зарождается демократия.

    Крестовые походы направлялись в Иерусалим и Палестину с целью освободить Гроб Господень. Организовал эти походы Папа Римский в 1096-1270 гᴦ. Другая цель – Киевская Русь (Папа хотел обратить Русь в католичество).

    Предпосылки объединœения славянских племен:

    1) этническая общность древнерусской народности, общий язык

    2) стремление объединить силы в борьбе против внешних врагов (Золотая Орда и т.п.)

    3)экономические интересы князей.

    Начало древнерусскому государству в 882 году положил князь Олег, совершивший поход в Киев и объединивший Новгородское и Киевское княжества. Центр государства был в Киеве. Олег – приемник Рюрика. После Олега правил его сын Игорь.

    С 862 года началось правление Рюриковичей.

    Игорь расширил территории. После него правила княгиня Ольга, она установила размер дани – оброк, приняла христианство.

    965г – князь Святослав разгромил хазаров.

    Князь Владимир принял крещение в городе Корсунь (Херсонес). 988г – крешение Руси в православие

    Князь Ярослав Мудрый принял Русскую Правду.

    Периоды в истории Древнерусского государства:

    - вторая половина IX-X вв – объединœение Руси, создание аппарата власти, армии и т.д.

    - конец X-первая половинаXI – увеличение крупного землевладения, формируются воинские чины, рост числа городов, рост числа торговцев. Этот период = рассвет древнерусского государства

    - вторая половина XI- началоXII – политическая раздробленность и распад Руси.

    Происходит переход от родоплеменных отношений к феодальным. Глава государства – киевский князь. Роль администрации играла дружина. Она делилась на старшую и младшую.

    Основная часть населœения Руси – людины, они входили в общины. Существовали невольные крестьяне (закупы), рядовичи (заключали договор с феодалом и становились зависимыми), смерды (тоже зависели от феодалов), рабы (холопы и челядь).

    Купцов в то время называли «гости». Кроме них существовали ремесленники.

    В войско входили дружина и народное ополчение («вои»).

    После смерти Ярослава растет междоусобица, появляются феодальные центры.

    Владимиру Мономаху удавалось еще как-то сохранять целостность Руси, но в 1132 году князья перестают признавать власть Киевского князя.

    Период политической раздробленности Руси (с XIIв до XVв).

    1132 г – смерть Мстислава Великого.

    Причины:

    В условиях феодализма укреплялась местная власть. Было до 250 самостоятельных городов.

    1)Северо-Западная Русь (центр в городе Новгороде): существовало вече, на эту область сильно влиял Запад

    2) Северо-Восточная Русь (центр – Владимиро-Суздальское княжество). Здесь сильно влияние восточных государств

    3)Юго-Западная Русь находилась под влиянием католичества. Даниил Галицкий попросил помощи и Римского Папы, а тот потребовал установления католичества на Руси.

    1206 ᴦ. – курултай монгольских ханов, в результате чего появился всœемонгольский хан Те(и)мучин (Чингисхан).

    Монголы завоевали Китай, Японию, Индонезию и т.д.

    1223 г – битва на реке Калке (монгольские и русско-половецкие войска). Победа монголов.

    1236 г – монголы завоевали Булгарию

    1237 г – начало завоевания Руси.

    1240 г – взят Киев

    1242 г - взята Русь.

    Монголы хотели дойти до Атлантического океана, но дошли до Венгрии (\без понятия, что хотел этим сказать автор…/)

    1243 г – основана Золотая Орда (до 1502 г). Столица – Сарай-Бату, находящийся на берегу Волки в районе Астрахани. В Орду русские земли не входили, они платили дань (церковь ее не платила). Дань собирали сперва баскаки, потом русские князья.

    Влияние ига на историю трех типов:

    1) заметное и только негативное (Иго отбросило Русь на 300 лет назад)

    2) значительное и положительное (ускорили конец феодализма)

    3) незначительное.

    Крестовые походы на Руси, организованные Папой Римским:

    1240 г – А. Невский разгромил шведов

    1242г – А. Невский разбил немцев на Чудском озере («Ледовое побоище»).

    Лекция 3. Становление и развитие Российского централизованного государства XIV-XVIIвв.

    1 вопрос. Возвышение Москвы и становление Московского государства XIV-XVI.

    2 вопрос. Смутное время: причины и последствия.

    3 вопрос. Внешняя политика в XVI-XVII вв.

    После раздробленности началось объединœение с центром в Москве, так как Москва имела выгодное географическое положение.

    oplib.ru


    Смотрите также