Клуб почемучек. История одежды. Первобытная эпоха одежда
Клуб почемучек. История одежды. :: Это интересно!
А в прошлую пятницу я отвечала на вопрос Даши (4 года) и ее мамы Мария : "Почему девочки носят юбки, а мальчики брюки?" Копирую сюда в блог ответ:
Для ответа на этот вопрос нам придется отправиться в длинное путешествие в прошлое и проследить историю и эволюцию одежды.
Чтобы это было веселее делать, я нарисовала бумажных куколок - мальчика и девочку, которые будут нам помогать. На них мы будем примерять всю одежду, о которой пойдет речь в дальнейшем рассказе (скачать файлы с ними можно тут: ЗДЕСЬ черно-белый вариант, если хотите раскрасить одежду сами, а ЗДЕСЬ уже раскрашенные мною).
Какую одежду мог носить первобытный человек, чтобы защитить себя от холода? Порассуждайте с ребенком на эту тему - что бы надевал он, если бы не было одежды? Ниток и, значит, тканей тогда еще не было, шить древние люди не умели. Поэтому они просто оборачивали вокруг тела кусок шкуры убитого ими на охоте зверя. И так делали все - и мужчины и женщины. Выглядело это примерно вот так (возьмите одеяло или простынку и попробуйте сделать из нее первобытную одежду):
Одежда бронзового века
Со временем люди умнели и развивались. Они научились ткать ткани из растительных волокон и шерсти. Научились сшивать куски ткани и шкур в единое целое. Когда в снегах Альп нашли хорошо сохранившуюся мумию Эци (человека бронзового века, умершего примерно 3300 лет назад), то ученые увидели, что на нем надет уже достаточно сложный костюм, части которого были сшиты с помощью жил животных - сухожилий. Но все равно, вся одежда - и мужская и женская, - была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских. На Древнем Востоке - в Вавилоне, в Ассирии, в Египте люди носили юбки и набедренные повязки.
Одежда древних египтян
В Древней Греции и Риме мужчины и женщины одевались в плащи, туники, хитоны, тоги, которые представляли собой рубахи свободного покроя и драпировки куском ткани.
Одежда древних римлян
Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают. Скорее всего их придумали кочевники - народы, занимающиеся разведением скота.Они не строили себе домов и городов, а жили, постоянно переезжая с места на место, для того, чтобы следовать за своими стадами. Они первые придумали ездить, сидя верхом на лошади, а не цеплять к ней повозки, как делали остальные народы. А в юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу. Попробуйте, надев юбку, "оседлать" стул. Правда, плохо получается? Поэтому, похоже, именно кочевники Азии придумали "раздвоить" юбку и сделать отдельную штанину для каждой ноги.
Одежда скифов
Кстати, слова "штаны", "брюки" во многих языках имеют множественное число именно из-за того, что каждая штанина изначально надевалась отдельно и крепилась на поясе. Когда римляне встретились с кочевниками гуннами и скифами, то они очень осуждали ношение штанов. По их представлениям это был "варварский" обычай. Ношение штанов было запрещено законом, и за это могли наказать, конфисковав имущество (отобрав все вещи). Только солдатам Римской армии разрешалось ходить в штанах, ведь в них было гораздо теплее и удобнее воевать. После того, как Римская империя пала, народы ее перемешались с кочевниками и переняли их обычаи, Штаны стали обычной одеждой мужского населения Европы. Это были обмотки на ноги, короткие или длинные. В Средние века (12 век) получили распространение штаны-чулки. Каждый чулок прикреплялся шнурками к поясу, а позднее - к куртке.
Одежда Средневековья
Каких только фасонов не было у штанов: плундры, шоссы, кальсесы, ландскнехты, кюлоты, панталоны, шаровары, порты, галифе, бриджи! Привычные же для нас длинные широкие штаны появились через несколько сот лет, сначала они были одеждой моряков.
Одежда эпохи Возрождения
Женщины же все это время - от древности до начала 20 века продолжали ходить в платьях и юбках. За ношение штанов женщину в Средние века могли сжечь на костре! В конце 19 века из-за того, что штаны стали шить фабричным способом и складывать в стопки, на них появилась складка - "стрелка". Именно такие штаны стали называть "брюками". Но мальчики брюки вовсе не носили! Дело в том, что в старину детей до 7 лет - и мальчиков, и девочек, - одевали одинаково. В длинные рубахи или платьица. Посмотрите на фотографии этих малышей. И не подумаешь, что это мальчики!
Николай II в детстве.Фото из ЖЖ “Дайджест виртуального шопинга“
Эрнест Хемингуэй в детстве.Фото с сайта Flavorwire.
В России в деревнях мальчишки ходили в длинных рубахах до 15-16 лет. Потом им разрешалось одевать "взрослую" одежду - штаны. В те времена никакой специальной моды для детей не было. Дети носили такие же фасоны, что и взрослые - со всеми пуговичками, рюшечками, шнуровками. Только где-то лет сто-сто пятьдесят назад стали разделять одежду на взрослую и детскую, а детскую - на одежду для мальчиков и для девочек.
Но девочки тоже не всегда и не везде носят юбки!Например, штаны издревле носили все женщины в Восточных странах. Они одевали широкие штаны - шаровары, - под юбку. И ходить без шаровар считалось крайне неприличным.И женщины кочевых народов носили в длинных переходах штаны наравне с мужчинами.
Одежда конца 19 века - первые женские брюки
В Европе первые женские брюки стали появляться в конце 19 века. Первой осмелилась укоротить юбку и надеть под нее турецкие шаровары американка мисс Дженкинс в 1851 году. Но только отчаянные модницы могли себе позволить повторить ее пример и надеть брюки. И то только в виде костюма для верховой или велосипедной езды. Во Франции лишь в 1909 году отменили указ императора Наполеона о запрете ношении брюк женщинами. Но даже через десятилетия брюки на женщине были чем-то исключительным. В 1931 году мэр Парижа требовал от актрисы Марлен Дитрих покинуть город из-за того, что она носила "мужской костюм". Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в школу или на работу в офис в них ходить было нельзя. Неприлично было и появляться в них в театре, кино или кафе.
Одежда 1970х годов
Но где-то в 1950е-1970е годы женщины все больше и больше стали носить брюки. А уж когда появились прочные и удобные джинсы, то в них стали ходить все - и мужчины и женщины, и девочки и мальчики.
Современная одежда
Так что теперь девочек можно встретить и в юбках, и в брюках. А вот мальчикам труднее приходится. У нас мальчику надевать юбку не принято. Но во многих африканских культурах мальчики и мужчины носят набедренные повязки - такие юбочки. Они бывают из травы и листьев, из ткани, кожи и меха.
Африканское племя. Фото с сайта “Arts3091 Isabelle“
И даже у нас в Европе есть народы, у которых в традиционном костюме мужчины носят юбки. Например, шотландцы. У них и сейчас можно встретить мужчин, расхаживающих по городу в юбке! А мы с Катей даже видели мужчин в юбках в прямо в нашем городе. В кафе с кельтским антуражем. Там все официанты ходят в настоящих килтах - так называется народная одежда шотландцев. Помню, Катю это очень удивило :)
Шон Коннери в шотландском костюме.Фото с сайта “Красивые места планеты“
Теперь, когда мы проследили всю эволюцию одежды от древности до наших дней, мы можем сделать вывод. Не везде и не всегда мальчики носили штаны, а девочки юбки. Но в нашем обществе сложилось так, что костюм женщин был более консервативен и почти не менялся. Мужчины же вели, в отличие от женщин, более активный образ жизни. Поэтому им и нужна была более удобная и практичная одежда. Как только роль женщин в обществе возросла, и женщины стали работать и отдыхать наравне с мужчинами, женский костюм стал стремительно меняться. И теперь одежда женщин и мужчин мало чем отличается.
Другие наши развивающие занятия можно посмотреть на страничке моего блога "Клуб почемучек".
Этот пост я добавлю в галерею "Девичьи грезы" у Жени Ясной
www.tavika.ru
История костюма эпохи средневековья
РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)
В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.
Мужской костюм
Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.
рыцарь в кольчуге и шлеме-горшке с геральдическим символом
Женский костюм
В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась.Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам.В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.В XII в. еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы.
на мужчине: короткая верхняя туника с вышитой каймой, полукруглый плащ
на женщине: верхняя туника со швами, закрепленными кантами, плащ-накидка
Обувь
В эпоху Каролингов (IX в.) франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи.В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш» (их возникновение связывают с именем графа Анжуйского), которые распространяются во всей Западной Европе.Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.
Прически и головные уборы
Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI в. мужчины стали носить длинные, до плечей, волосы.На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — «кугель».Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.
Украшения
Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.
КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (XIII-XV вв.)
В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения — это конструкции из стрельчатых арок, и опор — столбов и витражей.Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.
Мужской костюм
В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в.В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны — «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами — и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио — отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.
Женский костюм
Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.
на женщине: платье-котт и верхняя наплечная одежда с удлиненными проймами
на мужчине: королевское облачение (две туники, штаны ми-парти, длинный плащ и корона в виде обруча)
Обувь
Во времена позднего средневековья мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапоги без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Первыми удлинили носки своей обуви рыцари, затем этому стали подражать и богатые бюргеры. Феодальная знать украшала свою обувь вышивкой и драгоценными камнями.Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.
Прически и головные уборы
У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность. Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне. Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.
Украшения
В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.
Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян
mir-kostuma.com
Возникновение одежды. Костюм первобытного человека.
История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами - все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм - это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.
Одежда появилась в древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою, как средство защиты от злых сил. Об одежде этой эпохи можно судить по археологическим данным, а так же на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.
Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, выполнявшие защитные функции, о чем свидетельствует распространение их у тех племен, которые и в наше время обходятся без одежды. Раскраска тела защищала от воздействия злых духов, от укусов насекомых, должна была наводить ужас на противника в бою. Это мог быть и магический обряд инициации (посвящение во взрослые полноправные члены племени), а так же информация о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении и т.д.
Особое значение имели прическа и головной убор, так как все манипуляции с волосами имели магический смысл, в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, появившийся как часть церемониального костюма, был знаком священного достоинства и высокого положения.
Украшения в виде амулетов и оберегов выполняли магическую функцию, функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Они изготовлялись из костей животных и птиц, костей человека, клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.
Одежда из шкур служила первоначальным образцом тканей и покроя: иногда ткани имели пушистую поверхность из коротких концов ниток, как шкуры животных Шкура использовалась целиком, закрывала грудь, живот и спину. Первоначально шкуры крепили на плече, связывая лапы, затем посередине шкуры делали отверстие для продевания ее через голову, позже покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече. Позднее появились рукава, разрез спереди насквозь, увеличение и расширение нижней части одежды. В дальнейшем, привязав к поясу 2 шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. Для одежды использовали и шерсть животных, из которой валянием получали войлок. В племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла).
У земледельческих племен одежда изготовлялась из листьев, специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. Использовались так же различные волокна растений, лыко, камыш, кишки, сухожилия животных, сплетения которых образовывали ткань. Так появилось ткачество.
Основным предметом мужской одежды была накидка из овального или прямоугольного куска ткани, которая в верхней части застегивалась или закреплялась на бедрах поясом. Пояса украшались узорами из разных цветов.
Женщины данного периода носили кофту с рукавами и длинную подпоясанную юбку из тканых материалов.
Использовалась также короткая юбка шириной 1,5 метра из густо расположенных шнуров на тканом ободке вверху и со шнуром внизу, которым дважды опоясывала тело.
Первой обувью был кусок кожи или материала растительного происхождения, который человек прикреплял к нижней части стопы или которым обматывал ногу. Помимо кожи для обуви использовались растительные материалы: кора, камыш, папирус, мыло, солома, а также толстая грубая пряжа, войлок, дерево. Первая форма такой обуви - своего рода обертка (чехол) для стопы.
ext.spb.ru
Возникновение одежды. Костюм первобытного человека.
История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами - все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм - это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.
Одежда появилась в древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою, как средство защиты от злых сил. Об одежде этой эпохи можно судить по археологическим данным, а так же на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.
Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, выполнявшие защитные функции, о чем свидетельствует распространение их у тех племен, которые и в наше время обходятся без одежды. Раскраска тела защищала от воздействия злых духов, от укусов насекомых, должна была наводить ужас на противника в бою. Это мог быть и магический обряд инициации (посвящение во взрослые полноправные члены племени), а так же информация о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении и т.д.
Особое значение имели прическа и головной убор, так как все манипуляции с волосами имели магический смысл, в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, появившийся как часть церемониального костюма, был знаком священного достоинства и высокого положения.
Украшения в виде амулетов и оберегов выполняли магическую функцию, функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Они изготовлялись из костей животных и птиц, костей человека, клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.
Одежда из шкур служила первоначальным образцом тканей и покроя: иногда ткани имели пушистую поверхность из коротких концов ниток, как шкуры животных Шкура использовалась целиком, закрывала грудь, живот и спину. Первоначально шкуры крепили на плече, связывая лапы, затем посередине шкуры делали отверстие для продевания ее через голову, позже покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече. Позднее появились рукава, разрез спереди насквозь, увеличение и расширение нижней части одежды. В дальнейшем, привязав к поясу 2 шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. Для одежды использовали и шерсть животных, из которой валянием получали войлок. В племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла).
У земледельческих племен одежда изготовлялась из листьев, специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. Использовались так же различные волокна растений, лыко, камыш, кишки, сухожилия животных, сплетения которых образовывали ткань. Так появилось ткачество.
Основным предметом мужской одежды была накидка из овального или прямоугольного куска ткани, которая в верхней части застегивалась или закреплялась на бедрах поясом. Пояса украшались узорами из разных цветов.
Женщины данного периода носили кофту с рукавами и длинную подпоясанную юбку из тканых материалов.
Использовалась также короткая юбка шириной 1,5 метра из густо расположенных шнуров на тканом ободке вверху и со шнуром внизу, которым дважды опоясывала тело.
Первой обувью был кусок кожи или материала растительного происхождения, который человек прикреплял к нижней части стопы или которым обматывал ногу. Помимо кожи для обуви использовались растительные материалы: кора, камыш, папирус, мыло, солома, а также толстая грубая пряжа, войлок, дерево. Первая форма такой обуви - своего рода обертка (чехол) для стопы.
ext.spb.ru
Одежда первобытных людей
Одежда первобытных людей
Мужской костюм древних греков и римлян отличался примитивностью. Он состоял из двух кусков ткани, которые не сшивались, а искусно драпировались на фигуре человека.
Поясная одежда древних египтян ведет к появлению современных передников, юбок, брюк.
XVII век, стиль «Барроко» - стремление к роскоши и величию. Прослеживался не только в моде, но и в предметах быта, искусстве, архитектуре.
XVIII век, стиль «Рококо». В женской моде преобладает тонкая талия, узкие бедра, хрупкие плечи и круглое, белое лицо.
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда – носитель стиля.
Классический женский костюм практически полностью заимствован у мужского. Его основное направление – строгость форм и линий.
Фольклорный стиль – простота, натуральные ткани, разнообразие ручной работы.
Романтический стиль – мягкость форм, нарядность, легкие красивые ткани.
Спортивный стиль – всегда простые и комфортные вещи. Разнообразие достигается за счет отделки, фурнитуры, сочетаний материалов, цвета и фактур.
Вывод – одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением, чтобы не выглядеть нелепо.
Прямоугольник
Силуэт – плоскостное, зрительное восприятие объемных форм одежды. Силуэт сравнивают с геометрическими фигурами.
Прямой
Задание: определить, к каким силуэтам относятся данные изделия?