Первобытная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая. Установите соответствие между учеными и выделенными ими типологиями обществ - К. Маркс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Типы государства.Понятие, факторы определяющие тип.Формац и цивилизац подход. Первобытная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая


Типы государства.Понятие, факторы определяющие тип.Формац и цивилизац подход

Для того чтобы более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его эволюции, в теории государства и права используется категория “тип государства”. Тип государства - это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный. В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономической формацией называется исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Выделение общественно-экономических формаций базируется прежде всего на способе производства материальных благ и его основе -форме собственности на средства производства. Всего формаций пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждой из классовых формаций (т. е. рабовладельческой, феодальной, капиталистической и первой стадии коммунистической формации - социализму) соответствует свой исторический тип государства - совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип государства, является его классовая сущность, т.е. интересы какого класса выражает государство, какому экономическому базису оно соответствует.

Экономической основой рабовладельческого государства является полная собственность рабовладельца на средства производства и на раба. Поэтому оно выступает орудием диктатуры класса рабовладельцев, с помощью которого последние экономически и политически господствуют в этом государстве. Основные функции данного типа государства: внутренние - подавление сопротивления рабов, охрана собственности рабовладельцев и организация общественных работ; внешние - защита страны от вражеских нападений, завоевание и порабощение других народов.

Феодальное государство основывается на собственности феодала на землю при частной собственности лично зависимых от него крестьян на орудия труда и скот и безвозмездном труде крестьян на феодала. Оно представляет собой орудие классовой диктатуры, с помощью которого феодалы экономически и политически господствуют в обществе. Внутренними функциями феодального государства являются охрана феодальной собственности (прежде всего собственности феодала на землю) и подавление сопротивления крестьян, внешними - защита страны от внешних врагов и захват чужих территорий.

Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата - экономическая основа капиталистического государства, являющегося орудием диктатуры буржуазии, с помощью которого она экономически и политически господствует в обществе. Капиталистическое государство призвано прежде всего охранять частную собственность буржуазии и подавлять сопротивления пролетариата. Внешняя политика такого государства направлена на защиту независимости страны и борьбу за рынки сбыта и вывоз капитала.

Наконец, социалистическое государство в своей основе имеет общенародную (фактически государственную) собственность на средства производства. На первом этапе своего существования оно представляет собой диктатуру пролетариата и беднейших слоев крестьянства, перерастая впоследствии в общенародное государство. Важнейшими направлениями его деятельности внутри страны являются подавление сопротивления эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание основ социалистической экономики, на международной арене - защита от интервенции капиталистических держав, экспорт революции за рубеж, создание мировой социалистической системы.

К недостаткам формационного подхода к типологии государства относятся следующие.

1. Искусственное членение мировой истории на пять общественно-экономических формаций не отражает всего многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства.

2. Только буржуазное государство представляет собой историческую разновидность государства, имеющую универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали лишь в Греции и Риме, феодальное государство - только в Европе.

3. Положение о социалистическом государстве как о высшем типе государства, “отмирающем” государстве исходило из представления о последовательно осуществляемом переходе от одного типа государства к другому, более прогрессивному, что предопределялось ограниченностью марксистской теории линейного исторического развития.

4. Отсутствие объяснения тех весьма важных различий, которые имеют место между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

5. Игнорирование общесоциальной роли государства, рассмотрение его лишь как орудия классовой диктатуры.

Между тем не всякая государственная власть имеет классовый характер. В истории человечества были случаи, когда власть в государстве принадлежала не какому-то классу, а всего лишь узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, военным и т. п.). Обладавшая властью, эта социальная группа прежде всего отстаивала свои собственные интересы, балансируя между различными классами (классический пример - режим бонапартизма во Франции). И, наоборот, в некоторых странах в определенные исторические периоды власть принадлежала не одному конкретному классу, а целому блоку классов, состоявшему из национальной буржуазии, рабочего класса, крестьянства и защищавшему общенациональные интересы (в частности, подобное положение дел имело место в странах, освободившихся от колониальной зависимости). И в первом, и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-либо определенного класса и оно “приходило” к одному из описанных выше исторических типов государств. Поэтому данный тип государства в современной юридической науке получил название переходного.

Переходное государство обладает рядом особенностей. Как правило, оно возникает в результате различных социальных потрясений (войн, революций, неудавшихся радикальных реформ) и сочетает в себе элементы как старого, так и нового государственно-правового механизма. Его характерным признаком является доминирование в системе разделения властей исполнительной ветви власти. В относительно недолгий период своего существования переходное государство решает две основные задачи: осуществление реорганизации самого государственного механизма; проведение необходимых изменений в основных сферах жизни общества (социально-экономической, политической, культурной и др.).

Любое переходное государство недолговечно, поскольку оно не имеет серьезной социальной базы.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения). Само понятие “цивилизация” - одно из самых сложных в современной науке. Этот термин происходит от латинского слова civil - “гражданский”. В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Наиболее распространенным является выделение государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др.) и государств вторичных цивилизаций (западно- и восточноевропейской, североамериканской и др.). Для первых характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества, тесная связь с религией. Вторые характеризуются отчетливым различием между государственной властью и религиозными организациями; роль государства в социально-экономической сфере не столь велика. Также различают государства восточные и западные. Как уже указывалось выше, первые государства возникали именно на Востоке, в зонах поливного земледелия. Они существенно отличались от государств западных. Экономической основой восточных государств была государственная и общественная собственность на землю. Во главе восточных государств стоял абсолютный монарх, сочетавший в своем лице власть светскую и власть религиозную. Ему подчинялся огромный бюрократический аппарат, который де-факто являлся собственником всех средств производства. Именно положение человека в государственной системе определяло наличие у него собственности, а не наоборот. Все восточные общества отличались высокой степенью зависимости от природы и географической среды, тесной связью индивидуума со своей социальной группой, этносом или сословием, низким уровнем социальной мобильности, почитанием традиций и обычаев, которые предписывали уважение к старшим, родителям и вообще к власти. Развитие восточных обществ и государств шло очень медленно.

В отличие от восточных западные государства (и западные общества), хотя и возникли значительно позже, но развивались гораздо быстрее. Для западной цивилизации было характерно гораздо большее внимание к индивидуальной свободе каждого человека, чем на Востоке. Именно на Западе происходила относительно быстрая смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой на феодальную, а феодальной на капиталистическую.

Из иных классификаций государств в рамках цивилизационного подхода можно отметить их разделение:

на древние, средневековые и современные;

на крестьянские, промышленные, научно-технические;

на доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Цивилизационный подход к типологии имеет ряд недостатков. Среди них, в частности, выделяют:

1) наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;

2) игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство - принадлежность политической власти.

Таким образом, если формационный подход концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизационный - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Эти подходы не исключают друг друга. В современной юридической науке идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Понятие функций государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Формы и методы осуществления функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.



infopedia.su

Установите соответствие между учеными и выделенными ими типологиями обществ - К. Маркс

Укажите соответствие между функцией социологии и ее проявлением - теоретико-познавательная функция < заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных элементах и процессах - практическая функция < проявляется в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов  - информационная функция < проявляется в осуществлении в ходе эмпирических исследований сбора, систематизации и накопления социологической информации  - мировоззренческая функция < проявляется в формировании у людей системы взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленных этими взглядами жизненных позиций людей, их идеалов  - гуманистическая функция < проявляется в объяснении социальных условий, необходимых для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущностьУкажите соответствие между функциями семьи и их содержанием - репродуктивная функция < биологическое воспроизводство населения - социально-статусная функция < предоставление члену семьи в качестве наследия некоторых статусов, близких к статусу его семьи, и в ролевой подготовке ребенка к статусам его родителей и родственников - экономическая и хозяйственно-бытовая функции < обеспечение материальных, хозяйственно-бытовых потребностей членов семьи, организации и ведения общего хозяйства - эмоциональная функция < удовлетворение эмоциональных потребностей, таких, в частности, как интимное общение (любовь, забота и т.п.) - функция сексуального регулирования < упорядочение естественных сексуальных потребностей - социализация детей < подготовка их к выполнению необходимых социальных ролей и успешному функционированию в обществеУкажите соответствие между этапами социологического исследования и их содержанием - подготовительный < разработка программы социологического исследования - основной (полевой) < сбор первичной социальной информации - завершающий этап < подготовка первичной информации для обработки, ее обработка, анализ, формирование выводов и практических рекомендацийУниверсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают _(ответ дайте словами) (*ответ*) деньгиУсилению психологической тенденции в социологии способствовал кризис биолого-натуралистических теорий в _ в. (*ответ*) конце XIX начале XIX начале XX конце XXУстановите соответствие между выделенными Т. Парсонсом основными функциями, без осуществления которых система не может существовать, и их содержанием - адаптация < потребность приспособления к окружающей среде - целедостижение < постановка задач, стоящих перед системой - интеграция < поддержание внутреннего порядка - поддержание образца взаимодействий в системе < возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системеУстановите соответствие между учеными и выделенными ими типологиями обществ - К. Маркс < первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая общественно-экономические формации - К. Поппер < закрытое общество - открытое общество - Д. Белл < традиционное (доиндустриальное) - индустриальное - постиндустриальное общество

www.soloby.ru

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФИЛОСОФСКИХ РАБОТАХ МАРКСА — КиберПедия

К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали закономерности единого исторического процесса (прогресса), исходя из материалистического понимания истории. Основой, которая обусловливает целостность человеческого общества, единство исторического процесса, наличие в нем общих закономерностей, является способ производства материальных благ, диалектика развития производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки. «… Из определенной формы материального производства, - писал К. Маркс, - вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй, и их домашний уклад определяется как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.I, с.279). Социальный организм на определенном конкретно – историческом этапе развития, в котором все связано и взаимодействует друг с другом, К. Маркс назвал общественно – экономической формацией. Скелетом каждой формации являются производственные отношения. Общество в своем развитии, по Марксу, проходит через пять общественно – экономических формаций: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из них является ступенью прогрессивного развития. В силу неравномерного развития народов, некоторые из них могут миновать какую-то формацию и приобщиться к более высокой уже существующей формации.

Исторический материализм считает [4], что в результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонических классов за качественно новые производственные отношения развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

• Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

• Азиатский способ производства (другие названия — политарное общество, государственно-общинный строй). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

• Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

• Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.

• Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

• Коммунизм. Теоретически предполагаемое, никогда ещё не существовавшее на практике, устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности (не государственной), частная собственность на средства производства полностью устранена, следовательно классовое разделение отсутствует. Из-за отсутствия классов нет классовой борьбы - коммунизм последняя формация общества. Высокий уровень развития способа производства, по сравнению с ранее существовавшим в других формациях, освобождающий человека от тяжелого физического труда, человек занят только умственным трудом (сегодня считается, что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на себя весь тяжелый физический труд). Товарно-денежные отношения отмирают из-за их ненадобности для распределения материальных благ (материальных благ хватает каждому человеку благодаря высокому уровню развития способа производства). При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Достижения и вклад человека в улучшение жизни всего общества - высшая ценность человека и общества. Предполагается, что человек, мотивированный уже не экономически, а отношением окружающих людей и всем обществом к нему, трудится сознательно, стремится принести обществу наибольшую пользу, и тем самым получить признание и уважение за проделанную работу. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства (переход из частной собственности в собственность общества), но сохраняются товарно-денежные отношения (в силу пока, что еще недостаточно развитых производительных сил), экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду». Самым первым и известным социализмом в истории является СССР.

В классической теории марксизма социализму не отводится место отдельной общественно-экономической формации, по К. Марксу коммунистическая формация состоит из двух фаз: первая - социализм, вторая - коммунизм. В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему. В. Ленин разъяснял научную разницу между социализмом и коммунизмом: « То, что обычно называют социализмом, Маркс называл „первой“ или низшей фазой коммунистического общества».

• «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». (Карл Маркс, Критика Готской программы)

« Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества Маркс и называет „первой“ или низшей фазой коммунистического общества». (Владимир Ленин, Государство и революция)

Обобщая все сказанное, не правильно разделять социализм и коммунизм в разные общественно-экономические формации. Социализм - это низшая фаза коммунизма потому, что уже нет частной собственности на средства производства, а следовательно нет и антагонических классов, поэтому нет классовой борьбы, а без борьбы классов не может быть и перехода в другую формацию. Социализм становится развитым коммунизмом в результате постоянного своего укрепления, обусловленного постепенным ростом производительных сил (ростом уровня технологии и навыков людей), но уже без резких качественных скачков производственных отношений (в социализме производственные отношения коммунистической формации).

]

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая»

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», — Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства». Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

cyberpedia.su


Смотрите также