Отношение первобытного человека с природой. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой? Связь человека с природой
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История развития отношений человека с природой ИСТОЧНИК http. Отношение первобытного человека с природой


История взаимоотношений человека и природы

24

Этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой

В настоящее время среда, окружающая человека, состоит из четырех неразрывно связанных между собой компонентов.

Природная среда – включающая факторы естественного происхождения. Эта среда способна к самоподдержанию и саморегуляции. Она прямо или косвенно оказывает воздействие как на отдельного человека, так и на все человечество в целом.

Агротехническая среда – эта модификация природной среды, искусственно преобразованной людьми. Это – пахотные земли, грунтовые дороги, зеленые насаждения; другими словами, это измененная человеком природная среда.

Социальная среда – это общественные отношения, в которые вступает человек, ставя свое поведение в зависимости от поведения других людей, – социальных групп, в которые он включен.

И наконец, искусственный или «второй» мир – созданная человеком среда, которой нет аналогов в естественной природе. Это не измененная природа, а природа, в корне преобразованная человеком.

Всю историю взаимодействия человечества с окружающим миром можно рассматривать как постепенный разрыв с первой природной средой и попадание во все большую зависимость от второй искусственной среды, непрерывно усложняющейся усилиями человека.

Взаимоотношения человека с природной средой - это сложный комплекс явлений, в основе которых лежат противоположные по направлению, но тесно взаимосвязанные процессы.

Природная среда (ее компоненты и факторы, а главное — климат), оказывая влияние на население, формирует в зависимости от специфических свойств занимаемых им территорий различные приспособительные (адаптивные) типы людей; в свою очередь, общество, влияя на природную среду, видоизменяет ее, создавая новые свойства. Уже преобразованная природная среда вновь воздействует на человека, приводя к существенным изменениям в его популяциях, выражающихся как в биологических и социальных приспособлениях, так и в различных формах патологий.

По мере развития общества и в результате расширения сфер его деятельности происходило увеличение количества подвергаемых антропогенному воздействию компонентов ландшафта. Это приводило к разным последствиям, что вызывало у людей адаптацию к новым условиям существования.

Освоение экологических ниш и климатических поясов, происходящее на фоне формирования разных адаптивных типов людей, а также увеличивающиеся антропогенные изменения природной среды повышали нагрузку на адаптивные механизмы функционирования человеческих популяций, что приводило ко все увеличивающемуся числу заболеваний.

Древнейшие люди жили в определенном равновесии с окружающей природной средой предположительно около 20 тысяч лет. Численность групп, проживающих на той или иной территории, подчинялась биологическим законам и зависела от сопротивления природной среды.

Но чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни первобытного общества. Около 15 тыс. лет назад экономической основой жизни человечества становится охота на крупных животных.

Примерно 10 тыс. лет назад первобытные племена начали одомашнивать диких животных и окультуривать растения. Это стало началом смены культуры сообществ охотников и собирателей культурой земледельцев и скотоводов.

Приблизительно 250 лет назад – в историческом развитии взаимодействия человечества с природой – появились механизмы и машины, использующие энергию ископаемого топлива, что постепенно привело к появлению новой стадии развития цивилизации – индустриального общества, на смену которому постепенно приходит постиндустриальная или информационная стадия развития.

Итак, всего выделяют пять этапов взаимоотношения человека с природой:

  1. непосредственное единство;

  2. общество охотников и собирателей;

  3. общество земледельцев и скотоводов;

  4. индустриальное общество;

  5. постиндустриальное общество.

1. В течение некоторого периода времени у человека как биологического существа преобладала его биологическая сущность, и взаимодействие с Природой ограничивалось биологическим обменом веществ, не нарушая динамики основных биологических процессов. На этой стадии человек и биосфера представляли собой единую глобальную систему, в которой слабые антропические влияния не могли привести к заметным изменениям в окружающей среде.

Что касается первого этапа – неполнота палеонтологической летописи, никогда не даст возможность узнать точно, какую именно модель отношения к природе осуществлял человек при своем становлении. А вот о последующих стадиях мы поговорим поподробнее.

studfiles.net

Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой? Связь человека с природой

Как известно, человеческий организм не может функционировать отдельно от природы. Человек есть часть биосферы, ее компонент, ее микроорганизм. Развитие человеческого общества в историческом контексте необходимо рассматривать в системе его взаимодействия с природой. При этом успехи научно-технического прогресса в данном случае далеко не всегда использовались человеком во благо. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, можно проследить в рамках основных этапов социально-исторического развития.

Первобытный этап развития

Это период наибольшей зависимости человека от природы. Собственно, на данном этапе развития индивид не отделял себя от нее. Кроме того, все природные объекты и явления наделялись им душой (анимизм), а некоторые и вовсе становились объектом религиозного поклонения, приобретая в глазах человека божественные свойства. Благодаря одушевлению природы человек условно получал возможность общаться с животными и растениями на особом уровне нематериального характера. Правда, этой возможностью наделялись только шаманы, однако считалось, что в отдельных случаях обычный человек также может говорить с духами.как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой

Антропологизирование природы было своеобразной попыткой человека понять ее. Формируя представление об окружающем мире по собственному образу и подобию, человек одновременно демонстрировал глубокое уважение и трепет. Тем не менее с развитием примитивных орудий труда, а также с «приручением» огня человек начинает активнее вмешиваться в природную систему. Также, говоря о том, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, следует отметить значительную роль в данном процессе охоты. Успешная охота делала человека менее зависимым от окружающей среды, добавляя ему уверенности в себе и собственных силах.

Переход к производящему этапу

Не только развитие орудий труда, но и материальные, духовные, а также когнитивные предпосылки развития общества способствовали переходу от присваивающего типа хозяйства к производящему. Таким образом, происходит выделение индивида из биологического мира. Одновременно усиливается воздействие человеческого общества на природу, увеличиваются объемы потребляемых природных ресурсов. Человек уже не ограничивается охотой и собирательством, он осваивает новый вид деятельности – земледелие. С точки зрения В. И. Вернадского появление земледелия стало переломным моментом в истории развития человеческого общества. Также открытие данного типа хозяйства, того, что связывает человека с природой, принято называть «неолитической революцией», так как эти события совпали с началом неолита.связь человека с природой

Связь человека с природой в Новое время

К данному периоду отношение человеческого общества к природе претерпевает существенные изменения. Божественная сущность сменяется сущностью утилитарного характера. Природа становится объектом практического освоения и источником научного познания. Среди идеологов нового отношения к окружающему растительному и животному миру – Ф. Бэкон. Одним из первых он выступает за освоение природы опытным путем. взаимодействие человека с природой

Современный (антропогенный) этап развития

Итак, мы увидели, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой в историческом контексте. Что же можно сказать про наше время? Бесспорно, современные технологии достигли небывалого уровня развития, что значительно расширило возможности для эксплуатации природных ресурсов. Связь человека с природой на антропогенном этапе отличается следующими особенностями:

- происходит усиление давления человека на природу в экстенсивном (расширение площади воздействия) и интенсивном (расширение сфер воздействия) плане;

- целенаправленные действия человека по изменению растительного и животного мира;

- нарушение экологического равновесия: в связи с увеличением нагрузки на природу со стороны человеческого общества экосистема не успевает восстановиться в необходимом объеме;

- нарастание угрозы побочных негативных эффектов воздействия человеческого общества на природу.

Проблема восстановления природных ресурсов

Отдельную проблему представляет ситуация с исчерпаемыми природными ресурсами. К таковым относятся растительный и животный мир, а также плодородные почвы – возобновляемые ресурсы; полезные ископаемые – невозобновляемые ресурсы. В первом случае скорость употребления ресурсов примерно сопоставима со скоростью их восстановления, во втором же случае восстановление невозможно. И хотя процессы формирования горных пород, а также рудообразования происходят непрерывно, скорость их значительно отстает от скорости добычи данных ископаемых.

Однако и с неисчерпаемыми ресурсами (воздух, солнечная энергия, энергия ветра, морских волн и др.) на современном этапе взаимодействия человека и природы также есть свои сложности. что связывает человека с природойРассматривая вопрос о том, как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой, следует отметить, что влияние антропогенного фактора на экологию достигло таких размеров, что атмосфера и гидросфера стали меняться по своему физическому состоянию и химическому составу. Данные изменения значительно снижают ценность воздушно-водных ресурсов. Для решения этой проблемы необходимы серьезные затраты на восстановительные процессы.

Таким образом, взятая за основу мичуринская идея «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» дорого обходится современному обществу. Взаимодействие человека с природой к настоящему времени не просто заходит в тупик, а грозит глобальной экологической катастрофой.

fb.ru

История развития отношений человека с природой ИСТОЧНИК http

История развития отношений человека с природой ИСТОЧНИК http: //vk. com/praesentatio Григорьевой Полины 11 «А»

История развития отношений человека с природой ИСТОЧНИК http: //vk. com/praesentatio Григорьевой Полины 11 «А» класс

Человек-природа n В историях развития отношений человек-природа выделяют докапиталистическую эпоху, где уровень развития орудий Человек-природа n В историях развития отношений человек-природа выделяют докапиталистическую эпоху, где уровень развития орудий труда и технологий не позволял человеку существенно влиять на природные процессы, хотя на уровне экологического сознания, начиная с античности, человек осознаёт своё особое положение в природе в отличие от животных и растений. И это превосходство человека закрепляется христианской традицией. В капиталистическую эпоху на уровне экологического сознания возникает идея доминирования человека над природой, осознаётся необходимость подчинить природу и её ресурсы потребностям человека и интенсивное развитие орудий труда и технологий, особенно в эпоху НТР, позволяет человеку оказывать влияние на природные процессы.

n Внутри докапиталистической эпохи целесообразно выделить первобытную, охотничье-собирательскую стадии, которые основаны на разных уровнях n Внутри докапиталистической эпохи целесообразно выделить первобытную, охотничье-собирательскую стадии, которые основаны на разных уровнях развития орудий труда и хозяйства. Отношения первобытного человека с природой характеризуется отсутствием опосредованности в отношениях человек-природа. Технологии создания орудий труда и их совершенствование позволяют человеку, занимая экономические ниши разного уровня, осваивать всё новые территории.

Орудия труда n Орудия труда – вспомогательные средства и определяют его зависимость от условий Орудия труда n Орудия труда – вспомогательные средства и определяют его зависимость от условий окружающей среды, даёт незначительное преимущество над млекопитающими со смешанным питанием в той же экологической нише. Отличие человека от животных определяется тем, что природа жёстко не определяет размеры и плотность популяций. Первобытный человек постоянно мигрировал в поисках территорий с богатыми ресурсами, расширял ареал обитания, постоянно адаптировался с помощью орудий труда и технологий к тем климатическим условиям, которые были на территории обитания.

n Человек улучшал орудия и тем самым совершенствовал и самого себя, становясь сообразительнее и n Человек улучшал орудия и тем самым совершенствовал и самого себя, становясь сообразительнее и сильнее. Многие орудия труда вскоре стали оружием за выживание и за первенство. Позже оно становилось все более разнообразным. Именно с этого момента началась история оружия.

Охота n Охота — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче Охота n Охота — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных.

n Собирательство Собира тельство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в n Собирательство Собира тельство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании готовых видов пищи: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда, а также моллюсков, насекомых и др.

n Изменение отношения человека к природе происходит со становлением охотничье-собирательского общества приблизительно 30 тысяч n Изменение отношения человека к природе происходит со становлением охотничье-собирательского общества приблизительно 30 тысяч лет назад. Экологической основой становится охота на крупных животных. В процессе охоты человек стал постепенно регулировать численность популяций крупных животных. Это обусловило экологический кризис охотничье-собирательского общества и необходимость неолитической революции. Дополнительным её источником является резкое изменение климата примерно 10 тысяч лет назад, что привело к изменениям растительного и животного мира. Неолитическая революция обусловила переход от присваивающей экономики к производящей и становлению сельского хозяйства и скотоводства. Для экологического сознания первобытного человека, по мысли Льюиса-Брюлля, для мышления человека характерна сопричастность с природой, её одухотворение, восприятие как мистической силы, сопричастность между землёй и людьми. Сопричастность эта обоснует магию, которая путём особых обрядов обуславливает способность человека повлиять на природные процессы. Магия держится на вере, а случайности закономерны и являются результатами магических действий. На этом основано и язычество. Это становится основой для античного этапа развития общества.

n В докапиталистическую эпоху уровень развития труда и технологий не позволял существенно влиять на n В докапиталистическую эпоху уровень развития труда и технологий не позволял существенно влиять на природные процессы, но на уровне экологического сознания возникает идея господства человека над природой. В эпоху капитализма происходит быстрое развитие орудий труда и технологий в процессе промышленной революции и НТР. В результате у человека появляется возможность управлять природными процессами, и экологическое сознание капитализма воспринимает природу как источник ресурсов и мастерскую. Идея превосходства человека над природой фиксируется в работах К. Маркса.

В результате капиталистического отношения к природе, способности капитализма с помощью технологий и орудий труда В результате капиталистического отношения к природе, способности капитализма с помощью технологий и орудий труда вмешиваться в природные процессы обостряются проблемы окружающей среды. Постепенно экологическая проблема в 20 веке из региональной превращается в глобальную. Обозначается проблема нехватки ресурсов: n n n * энергетическая. Решение: развитие атомной энергетики. Однако возникает проблема утилизации отходов, а также угроза техногенных катастроф. * сырьевая. Решение: создание искусственных материалов, развитие биотехнологий, синтетики, технологий замкнутого цикла. Получение новых продуктивных видов растений и животных. Однако, возникает проблема утилизации синтетических отходов, так как для них отсутствуют редуценты.

 Техносфера n Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая Техносфера n Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понятие “разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом

n 1. Современная экологическая ситуация не является результатом противостояния человека, вышедшая из природы, и n 1. Современная экологическая ситуация не является результатом противостояния человека, вышедшая из природы, и самой природы. 2. Наоборот, современная экологическая ситуация является ярким свидетельством того, что человек не может выйти из природы 3. Социокультурная среда — «вторая природа» — не должно противоречить природе «первой» . То есть, искусственное среду, что является результатом социокультурного и цивилизационного развития человека, который должен сделать ее независимой от природы, еще более усиливает эту зависимость и делает ее все более разнообразной.

КОНЕЦ КОНЕЦ

present5.com

Непосредственное единство человека с природой

Зайдя почти в любой краеведческий музей, мы на первом же стенде увидим диораму, на которой первобытные люди с дубинами в руках гонятся за мамонтом. Однако вряд ли только появившийся человек был способен на это. Он был естественным компонентом породившей его природы и не обладал ни необходимыми искусственными орудиями охоты, ни социальным характером, позволявшим объединяться в стада (шимпанзе, генетически ближайшие к человеку, живут небольшими группами).

Точку зрения, в соответствии с которой первобытный человек находился с окружающей его природной средой в состоянии непосредственного и тесного единства, подтверждают современные исследователи. По мнению Б.Ф. Поршнева, "экологический анализ показывает нам колоссальную связанность палеоантропа со всем окружающим животным миром… Наидревнейшие слои языка свидетельствуют о некой тесной связи перволюдей с окружающим животным миром, какую нынешний человек не может себе и представить… если не усматривать предвзято в доисторическом прошлом обязательно войну нашего предка со всем животным миром, то откроется широчайшее поле для реконструкции его необычайно тесной и бескровной связи с этим миром. Это, а не версия об охоте, важнейшая сторона процесса, который приведет его к порогу очеловечения… палеантроп занял совсем особое место в мире животных… был абсолютно безопасен для всех зверей и птиц, ибо он никого не убивал. Но зато он как бы отразил в себе этот многоликий и многоголосый мир" (Б.Ф. Поршней. О начале человеческой истории. М., 1974, с. 353, 360). К палеоантропам Поршнев относил неандертальцев.

В качестве подтверждающего аргумента приводятся, в частности, современные данные о безопасном длительном проживании натуралистов в контакте с волками, медведями, позволяющие сделать вывод, что эти животные не имеют инстинкта нападать на человека, а, напротив, проявляют склонность к сотрудничеству, если человек ведет себя так, как, вероятно, вел себя палеоантроп. Возможно, именно контактность палеоантропа с хищниками позволила одомашнить одну из разновидностей волка — предка собаки. Есть данные, что в прошлом человек успешно одомашнивал и ныне дикие виды животных (кабанов, волков и даже крокодилов).

Возможность активного воздействия на центральную нервную систему животных высокоорганизованным предкам человека давали, по Поршневу, особенности развития их высшей нервной деятельности. Способность к имитации, доставшаяся человеку от обезьян, ответственна за такие три его фундаментальных свойства, как универсальность, высокая степень адаптационных возможностей и способность к преобразованию окружающей среды (животное тоже, как следует из учения Вернадского о биосфере, не просто приспосабливается к среде, но преобразовательные потенции человека неизмеримо выше). Именно имитационные способности первобытного человека давали ему возможность жить в мире и согласии с другими животными, обладавшими порой гораздо более мощными естественными средствами нападения.

Итак, первобытный человек — не суперхищник с дубиной наперевес, идущий на охоту. Неполнота палеонтологической летописи никогда не даст возможности узнать точно, какую именно модель поведения осуществлял человек при своем становлении, но вполне можно считать, что он был похож на киплинговского Маугли. Эффективность дрессировки хищников подтверждает этот вывод, а их неодинаковая дрессируемость может свидетельствовать о степени их ралеоконтакта с первобытным человеком.

Как бы то ни было, у нас нет оснований рассматривать первобытных людей непременно как суперхищников, которые оказались сильнее всех представителей животного мира и занимались их истреблением. Взаимоотношения первобытного человека с окружающим миром были гораздо сложнее, насыщеннее и многограннее. Это было более или менее гармоничное взаимодействие на основе подчинения человека силам природы. Причем этот период мог продолжаться гораздо дольше каждого последующего, поскольку от "Человека умелого" находки последних лет отделяют нас все больше и больше.

Для данной формы единства человека и природы характерно то, что человек не выделяет себя из природы и не рефлектирует над своим отношением к ней, т. е. имеет место непосредственное единство. О нем сообщает археология на основании раскопок мест обитания человека, его останков, орудий труда, а также останков обитавших в контакте с ним животных.

Говоря о непосредственном единстве первобытного человека с природой, следует помнить, что в точном смысле слова непосредственное единство живого со средой имеет место на стадии первой сигнальной системы, когда внешнее раздражение вызывает

определенный постоянный импульс. На стадии второй сигнальной системы, характерной для человека, возникает опосредование словом, которое тормозит рефлексы первой сигнальной системы. Поэтому возникновение речи и образование языка ведет к переходу от непосредственного к речевому единству человека и природы.

А.Н. Афанасьев связывал возникновение речи и образование языка с особой формой отношения к природе, которое он назвал сочувственным созерцанием природы и которое, по его мнению, постепенно ослабевает, когда перестает чувствоваться потребность в новом творчестве (имеется в виду творчество языка). Сочувственное созерцание природы ответственно за возникновение специфической формы опосредования взаимоотношений человека и природы, которую можно назвать речевым единством (психофизиологической базой его были особенности развития высшей нервной деятельности человека), поскольку творческий процесс наименования вещи позволяет раскрыть заложенные в ней внутренние потенции. Своеобразием речевого единства человека и природы является то, что предмет природы только тогда начинает поистине существовать для человека, когда он назван и в самом названии усматривается суть предмета. Это связано и с особым мистическим значением слов для первобытного человека.

Причем интересно, что даже так называемые "отсталые" народы, у которых процесс развития языка в целом закончился давно, поражают этнографов и лингвистов совершенством своего языка. Вопрос о совершенстве языка малокультурных народов остается До сих пор одним из самых таинственных. По мнению французского ученого Ж.М. Дежерандо, богатая лексика и сложные грамматические формы соответствуют разнообразному и детализированному общению "дикарей" с природой и между собой.

Возникновение языка несомненно связано со словесным творчеством и, в свою очередь, ведет к становлению словесных и иных форм искусства. Перечисленные выше причины развития языка, важны и для становления первобытного искусства, что подтверждается тем, что самые первые наскальные изображения представляют собой рисунки животных и выполняют ясно выраженную ритуальную функцию, необходимую при охоте. Отметим, что Поршнев обосновывал идею, что исходный психофизиологический механизм развития искусства тот же, что и возникновения речи — преодоление внушения со стороны других индивидов.

miatz.ru

Эволюция взаимоотношений общества с природой — реферат

Воздействие внешних  условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др. Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.4

Средняя продолжительность  жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Одной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.

И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.

3. Эволюция взаимоотношений общества и природы

Первобытный человек активно, методом проб и ошибок, накапливал эмпирические знания об окружающем его мире. По мнению Л.Н. Гумилева, этот человек находился в состоянии «гомеостазиса» (равновесия) с окружающим его ландшафтом.5

Считается, что ведущими факторами, определяющими становление и характер развития взаимоотношений общества с природной средой на ранних этапах его развития, были общая природная обстановка и происходившие в ней геоморфологические, географические и экологические изменения. В раннюю пору формирования человеческого общества не человек преобразовывал и подчинял природу, а наоборот, природа подчиняла себе человека, определяла весь уклад его хозяйства, ставила его в зависимость от специфических особенностей природной среды. В начальный период взаимоотношений природы и общества в силу неразвитости и ограниченности производительных сил стихийные явления природы господствовали над человеком. Это господство идеально отражалось в древних религиях, магиях, народных верованиях, обожествивших эти явления и природу в целом. Осознание человеком своей полной зависимости от природы является важнейшей чертой общественного сознания той эпохи.6

Растения  и животные были одними из первых природных  компонентов, с которыми пришлось иметь  дело людям палеолита. Человек начинал познавать различные свойства растений и животных, возможности их использования в практических целях. Постепенно, по мере накопления знаний поиск и сбор растений стали приобретать целенаправленный характер и определяться потребностями человека. Одновременно появилось и отрицательное влияние первобытного человека на природу.  Сбор наиболее доступных видов приводил к определенному селективному воздействию - сокращению численности, уничтожению в первую очередь наиболее массовых, крупных особей популяций. Накопившиеся наблюдения за природой натолкнули человека на мысль о создании орудий, облегчающих сбор растений, добычу животных и транспортировку добытого.7

С развитием  технической и технологической  сторон еще более увеличилось влияние человеческой деятельности на природу. Однако в эту эпоху влияние человека-охотника на численность добываемых растений и животных, было малозаметным: его можно сравнить с естественным влиянием хищника на жертву. С изменением климатических условий происходили изменения в типе хозяйства первобытных людей и в их взаимоотношениях с окружающей природной средой. Смена природной обстановки послужила стимулом к развитию земледелия. Выращивание злаков потребовало создания прообраза современных полей, что послужило причиной преобразования естественных ландшафтов в антропогенные.

Наметившиеся  и получившие первоначальное развитие в палеолите взаимоотношения  между человеком и окружающим его животным и растительным миром  в мезолите и неолите расширялись  и углублялись. Изменение и совершенствование способов обработки материалов привело к созданию новых орудий труда и охоты, позволявших активно воздействовать на природу. В период неолита усиливаются такие направления хозяйства, как собирательство и рыболовство, приручение (одомашнивание) животных. Накопление огромного объема знаний об отдельных растениях и флоре в целом привело в период неолита к качественному скачку в развитии земледельческой культуры. Земледелие превратилось в главное занятие человечества, обработка земли приобрела систематический характер. Постепенно человечество освоило плодопеременную систему земледелия, террасированное земледелие, подсечное земледелие. Приручение диких животных и переход к элементарному возделыванию растений ознаменовали собой коренное изменение способа производства и производственных отношений. Человек перестал зависеть от природы, начал интенсивно использовать ее ресурсы. Накопленный практический опыт и знания положили начало преобразованию природы человеком.

 

Заключение

Период первобытной истории показывает, как человечество восходило от первых проблесков пробуждающегося разума к вершинам античной цивилизации, и на этом пути отношение к природе всегда являлось надежной мерой культурного уровня общества.

В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Люди должны были хорошо знать повадки и пути передвижения промысловых животных, рельеф охотничьих угодий, полезные и вредные свойства растений, особенности их местопроизрастания, свойства различных поделочных материалов. Они научились предсказывать погоду, ориентироваться по местным признакам и звездному небу, вести счет времени по лунному календарю, сезонам года и др.

Первобытный человек благодаря трудовой деятельности начал выделяться из природы, однако средства его воздействия, степень изменения им природы еще настолько незначительны, что он пока не может в своем мышлении противопоставить себя природе. Но уже здесь человек выделяет предметы окружающей его природы как нечто отличное от него.

Это было начальным моментом воздействия человека на природу, соответственно и начальным моментом становления  его мышления, в котором природа  фиксировалась в ее нерасчлененности, в ее непосредственной данности. И хотя человек уже начал выделять себя из окружающей его природы, однако она настолько могущественна, что его воздействие на нее незначительно в сравнении с ее силами.

Но в целом во времена  первобытнообщинного строя сохранялся замкнутый цикл в пользовании природными ресурсами. Достижение определенного равновесия в темпах использования продуктов Земли и естественного воспроизводства потребляемых ресурсов и обеспечивало как стабильность взаимоотношений первобытных людей с природой, так и исключительную устойчивость самого общества.

История человечества является также историей отношения человека к Земле и к окружающему его миру природы, растениям и животным. Человек - единственное существо на нашей планете, которое произвело глубокие изменения в природных сообществах (биоценозах), сформировавшихся за миллионы лет, нарушив и в значительной мере разрушив их. Судьбы человечества отныне во многом зависят от того, удастся ли нам достичь нового уровня равновесия между покоренной человеком природой и созданной им цивилизацией. 

Список  использованной литературы

  1. Благосклонов, К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. - 442 с.

 

  1. Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. - 496 с.

 

  1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.  – 206с.
  1. Козлова, Т.А. Экология России: рабочая тетрадь. Ч. 2-я [Текст] / Т.А. Козлова, А.Н. Мягкова, Н.И. Сонин. - М.: МДС, 1995. - 20 с.

 

  1. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. – 302 с.

 

  1. Рахилин, В.К. Общество и живая природа. Краткий очерк истории взаимодействия [Текст] / В.К. Рохлин. - М.: Наука, 1999. - 214 с.

 

  1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.

 

  1. http://geo-ecology.ru/

 

 

 

 

 

1 См.: Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1999. С. 192.

2 См.: Всемирная история:  Учебник для вузов/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 9.

3  Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция).

4 См.: Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 35.

5 См.: Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. С. 15.

6 См.: Благосклонов К.Н. Охрана природы. М.: Высш. школа, 1998. С. 47

7 См.: Рахилин В.К. Общество и живая природа. М.: Наука, 1999. С. 82

yaneuch.ru

историческая социальная экология  |  Читать онлайн, без регистрации

4 Непосредственное единство человека с природой

Зайдя почти в любой краеведческий музей, мы на первом же стенде увидим диораму, на которой первобытные люди с дубинами в руках гонятся за мамонтом. Однако вряд ли только появившийся человек был способен на это. Он был естественным компонентом породившей его природы и не обладал ни необходимыми искусственными орудиями охоты, ни социальным характером, позволявшим объединяться в стада (шимпанзе, генетически ближайшие к человеку, живут небольшими группами).

Точку зрения, в соответствии с которой первобытный человек находился с окружающей его природной средой в состоянии непосредственного и тесного единства, подтверждают современные исследователи. По мнению Б.Ф. Поршнева, «экологический анализ показывает нам колоссальную связанность палеоантропа со всем окружающим животным миром… Наидревнейшие слои языка свидетельствуют о некой тесной связи перволюдей с окружающим животным миром, какую нынешний человек не может себе и представить… если не усматривать предвзято в доисторическом прошлом обязательно войну нашего предка со всем животным миром, то откроется широчайшее поле для реконструкции его необычайно тесной и бескровной связи с этим миром. Это, а не версия об охоте, важнейшая сторона процесса, который приведет его к порогу очеловечения… палеоантроп занял совсем особое место в мире животных… был абсолютно безопасен для всех зверей и птиц, ибо он никого не убивал. Но зато он как бы отразил в себе этот многоликий и многоголосый мир» (Б.Ф. Поршнев. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 353, 360). К палеоантропам Поршнев относил неандертальцев.

В качестве подтверждающего аргумента приводятся, в частности, современные данные о безопасном длительном проживании натуралистов в контакте с волками, медведями, позволяющие сделать вывод, что эти животные не имеют инстинкта нападать на человека, а, напротив, проявляют склонность к сотрудничеству, если человек ведет себя так, как, вероятно, вел себя палеоантроп. Возможно, именно контактность палеоантропа с хищниками позволила одомашнить одну из разновидностей волка – предка собаки. Есть данные, что в прошлом человек успешно одомашнивал и ныне дикие виды животных (кабанов, волков и даже крокодилов).

Возможность активного воздействия на центральную нервную систему животных высокоорганизованными предками человека давали, по Поршневу, особенности развития их высшей нервной деятельности. Способность к имитации, доставшаяся человеку от обезьян, ответственна за такие три его фундаментальных свойства, как универсальность, высокая степень адаптационных возможностей и способность к преобразованию окружающей среды (животное тоже не просто приспосабливается к среде, как следует из учения Вернадского о биосфере, но преобразовательные потенции человека неизмеримо выше). Именно имитационные способности первобытного человека давали ему возможность жить в мире и согласии с другими животными, обладавшими порой гораздо более мощными естественными средствами нападения.

Итак, первобытный человек – не суперхищник с дубиной наперевес, идущий на охоту, а скорее Маугли. Неполнота палеонтологической летописи никогда не даст возможности узнать точно, какую именно модель осуществлял человек при своем становлении, но вполне можно считать, что он был похож на Маугли. Эффективность дрессировки хищников подтверждает этот вывод, а их неодинаковая дрессируемость может свидетельствовать о степени их палеоконтакта с первобытным человеком.

Как бы то ни было, у нас нет оснований рассматривать первобытных людей непременно как суперхищников, которые оказались сильнее всех представителей животного мира и занимались их истреблением. Взаимоотношения первобытного человека с окружающим миром были гораздо сложнее, насыщеннее и многограннее. Это было более или менее гармоничное взаимодействие на основе подчинения человека силам природы. Причем этот период мог продолжаться гораздо дольше каждого последующего, поскольку от «Человека Умелого» находки последних лет отделяют нас все больше и больше.

Для данной формы единства человека и природы характерно то, что человек не выделяет себя из природы и не рефлектирует над своим отношением к ней, т. е. имеет место непосредственное единство. О нем сообщает археология на основании раскопок мест обитания человека, его останков, орудий труда, а также останков обитавших в контакте с ним животных.

Говоря о непосредственном единстве первобытного человека с природой, следует помнить, что в точном смысле слова непосредственное единство живого со средой имеет место на стадии первой сигнальной системы, когда внешнее раздражение вызывает определенный постоянный импульс. На стадии второй сигнальной системы, характерной для человека, возникает опосредование словом, которое тормозит рефлексы первой сигнальной системы. Поэтому возникновение речи и образование языка ведет к переходу от непосредственного к речевому единству человека и природы.

А.Н. Афанасьев связывал возникновение речи и образование языка с особой формой отношения к природе, которое он назвал сочувственным созерцанием природы и которое, по его мнению, постепенно ослабевает, когда перестает чувствоваться потребность в новом творчестве (имеется в виду творчество языка). Сочувственное созерцание природы и ответственно за возникновение специфической формы опосредования взаимоотношений человека и природы, которую можно назвать речевым единством (психофизиологической базой его были особенности развития высшей нервной деятельности человека), поскольку творческий процесс наименования вещи позволяет раскрыть ее суть, заложенные в ней внутренние потенции. Своеобразием речевого единства человека и природы является то, что предмет природы только тогда начинает поистине существовать для человека, когда он назван и в самом названии усматривается суть предмета. Это связано и с особым мистическим значением слов для первобытного человека.

Причем интересно, что даже так называемые «отсталые» народы, у которых процесс развития языка, в целом, закончился давно, поражают этнографов и лингвистов совершенством своего языка. Вопрос о совершенстве языка малокультурных народов остается до сих пор одним из самых таинственных. По мнению французского ученого Ж.М. Дежерандо, богатая лексика и сложные грамматические формы соответствуют разнообразному и детализированному общению «дикарей» с природой и между собой.

Возникновение языка несомненно связано со словесным творчеством и, в свою очередь, ведет к становлению словесных и иных форм искусства. Перечисленные выше моменты, важные для развития языка, важны и для становления первобытного искусства, что подтверждается тем, что самые первые наскальные изображения представляют собой рисунки животных и выполняют ясно выраженную ритуальную функцию, необходимую при охоте. Отметим, что Поршнев обосновывал идею, что исходный психофизиологический механизм развития искусства тот же, что и возникновения речи – преодоление внушения со стороны других индивидов.

velib.com

Первичные формы отношения человека к природе — Мегаобучалка

Особенности отношения человека к природе определяются ро­довой сущностью человека, его сложнейшей био-психо-социалъной природой. Это отношение в принципе представляет собой некото­рую целостность, основой формирования которой является конкрет­ная предметно-практическая деятельность, тесно связанная со все­ми сферами деятельности духовной, в том числе с осмыслением человеком своего предназначения и места в мире, а значит, и в окру­жающей его природной среде.

На уровне первобытного мифологического мышления в таких его формах, как магия и анимизм, природа воспринималась как живое существо, она.одушевлялась и одухотворялась. Представление при­роды в образе Бога (или множества богов) было доминирующим в мифах различных культур Запада и Востока. Это был период, когда природа в принципе не могла противопоставляться человеку, для этого не было объективных оснований. Весь мир, включая че­ловека, воспринимался целостно, как единый организм: хотя и неяв­но, преобладала ценностная установка на гармоничное взаимодей­ствие с природным окружением.

276 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

При этом в первобытном мировосприятии различные природные силы обретали демонический, роковой колорит. Общество ограничивало дей­ствия человека частоколом запретов, табу, чтобы «не обидеть» неосторож­ным поступком душу дерева, реки или зверя. Люди старались добиться «расположения» природных сил, искупить вызванные человеческими действиями нарушения естественного порядка. Некоторые этнографы утверждают, что первобытные племена никогда не убивали больше жи­вотных, чем им нужно было для пропитания. Нарушители этого закона строго осуждались. Таким образом, тотемизм выполнял своеобразную регулятивную функцию в гармонизации отношений человека с природой в первобытном обществе. Здесь мы имеем дело по существу с «тотеми­стической моралью» (Ю.И. Семенов), обеспечивающей растворение че­ловека в природе.

Собственно теоретическое, рефлексивное отношение к природе формируется в эпоху античности. Причем в культуре Древней Греции раннего периода господствующей была установка жить сообразно природе. Природа выступала как эталон гармонии, по­рядка, поэтому жить в согласии с ее закономерностями считалось высшей мудростью, а система запретов, регулирующих поведение человека в отношениях с ней, играла в жизни античного общества определяющую роль. При этом господство над природой расцени­валось как гордыня, как притязание на то, чтобы «самому стать как боги», — притязание, которое неизбежно, как считали греки, долж­но было обрушить на человека всякого рода беды.

Ситуация изменилась, однако, в результате греческого просвеще­ния: природа все больше начинает оцениваться как предмет утили­тарного использования, основные усилия направляются на поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответ­ственно, в классический период античной культуры стало форми­роваться новое отношение к природе, в основу которого легли зна­менитые слова философа Протагора: «Мера всех вещей — человек». Если руководствоваться этим тезисом, все в природе должно оправ­дывать свое существование соответствием целям человека.

Еще более определенно это отношение к природе и человеку выразил Аристотель: «...растения существуют ради живых существ, а живот­ные — ради человека... Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое для людей».

Глава 13. Экологическая этика 277

Аристотель, впрочем, признавал, что в животных «нет дурной перво­основы», что им присущи радость, печаль, разные ощущения, и даже (в простейших формах) способности к мышлению. Но удел животных в основном страдания, а не счастье. Они не способны быть счастливыми, так как «счастье — это деятельность души согласно добродетели», и «только человек способен к восприятию таких вещей, как добро и зло, справедливость и несправедливость»... Поэтому Аристотель не вводит животных в сферу нравственной ответственности человека.

Однако уже Плутарх и позднее Порфирий признавали, что живот­ные не во всем чужды природе человека и в какой-то мере причастны к его разуму. Следовательно, рассуждали они, необходимо осудить охо­ту и мясоедение как занятия, особенно вредные для человека, стремяще­гося к совершенству. Духовное развитие человека должно идти по пути распространения справедливого отношения сначала на животных, а за­тем и на растения — таковы основные этапы развития человека, направ­ленного на достижение Божественного достоинства.

В стоицизме отрицается уже и способность животных к стра­данию, так как они не чувствуют, а «как бы чувствуют». Поэтому стоическая философия не считала необходимыми нравственно-эко­логические ограничения утилитарного отношения к природе. Ци­церон, испытавший немалое влияние стоиков, писал: «Все в этом мире, чем пользуются люди, именно для них создано и уготовано». Сами стоики не усматривали в этой позиции негативного отноше­ния к природе, а считали ее естественным антропоцентризмом, как бы предусмотренным ею самой: согласно Цицерону, именно природа «предписала и человеку считать, что нет ничего красивее человека».

В позднеантичную эпоху эти антропоцентристские воззрения стали основными мотивами практической деятельности. Уже рим­ляне рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.

Философ А.Ф. Лосев пишет, что «римское чувство жизни» начинается с некоего инстинкта всемирного господства, коренящегося в глубине рим­ского духа. «Это «чувство жизни» немыслимо без «чувства власти», без империи. Оно легко соединилось с постоянной тенденцией все органи­зовывать и упорядочивать, все приводить в систему и подчинять рассуд­ку». В отношении к живой природе подобная форма господства была полностью свободна от «чувства нравственного закона», что и прояви-

278 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 13. Экологическая этика _________ 279

 

лось в широко распространенной тогда в Риме практике гладиаторских боев и травли зверей ради зрелищного сладострастия.

И все же нельзя сводить отношения человека к природе в антич­ную эпоху лишь к «деспотической форме господства», предполага­ющей, что вся природа существует только для человека и удовлет­ворения его потребностей, как считают некоторые авторы. У тех же стоиков учение о природе рассматривалось с точки зрения этики: для многих из них «жить по природе» было идеалом, означающим «жить мудро» и «жить нравственно». Таким образом, связь челове­ка с природой в античном мире не была однозначной. Отношение к природе, ее понимание менялось, но в целом античность была ори­ентирована на человека, вписанного в космос и не противопостав­ленного ему.

В средние века отношение человека к природе определялось иудейско-христианской традицией, изложенной в Библии, соглас­но которой, во-первых, дух человека противопоставлялся его теле­сности, а во-вторых, Бог «санкционировал» господство человека над всеми живыми существами: «И благословил их Бог, глаголя: расти-теся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею, и обла­дайте рыбами морскими, и зверями и птицами, и всеми скотами, и всею землею».

Существует мнение (американский историк религии Л. Уайт), что именно иудейско-христианская традиция способствовала окон­чательному преодолению-в обыденном сознании языческого обоже­ствления природы. Язычника останавливала боязнь духов, защи­щавших все живые существа и неодушевленные предметы. Только освобожденную от духов природу стало возможно изучать с помо­щью научных методов и затем применять эти знания в технике для дальнейшего увеличения власти человека над природой.

Интересно, что русский философ Н. Бердяев приходит к тому же выводу: «Человек не мог научно познавать природу и технически овладеть ею, пока природа представлялась ему населенной демонами и духами, от которых зависела его жизнь... Христианство освободило человека... от этой подав­ленности демоническими стихийными силами и этим духовно подготовило возможность... овладения природой и подчинения ее человеку».

Христианское отношение к природе было как бы переходным этапом от ее языческого обожествления к господству над ней. С од-

ной стороны, христианство освободило человека от религиозно обус­ловленной боязни природы и дало ему основания полагать, что при­рода отдана в его распоряжение Богом, с другой стороны, в христи­анстве не отвергалось положение, что все сотворенное Богом совершенно и прекрасно и сама природная гармония должна сдер­живать ее преобразование.

Правда, по канонам средневековой теологии, природные вещи должны были подчиняться человеку, а сам человек — Богу. Делая человека цен­тром мироздания, христианство ставит животных на самую низшую сту­пень вселенской иерархии тварей. Но все же животные причислялись к «божьей пастве» и даже могли подвергаться отлучению от церкви. Это считалось для них, как и для людей, самым тяжелым наказанием. На этом, например, основывались судебные процессы против домашних и диких животных, проводившиеся в средневековой Европе по обвине­нию их в причастности к колдовским обрядам.

Однако постепенно в христианской традиции все более укрепля­лось не библейское представление о том, что у животных, и у чело­века «одно дыхание» или «одна душа» и общая земная участь, а вы­сокомерное учение стоиков, исключавших животных из «сообщества разумных существ». Например, Августин, признававший внутрен­нюю ценность «нечеловеческой твари», считал в то же время, что «не имея разумной души, зверь не связан с нами общностью приро­ды». Так утверждалось «стоически-христианское высокомерие» по отношению к живым существам — «нелюдям»-, положившее на­чало так называемой «традиции управления» в западноевропейс­кой культуре.

megaobuchalka.ru


Смотрите также